Введение к работе
Актуальность темы исследования. Диссертационное исследование посвящено изучению проблем образования в России, в особенности его антропологической ориентации, выразившей национально-своеобразные черты русской духовной культуры.
Антропологический подход позволяет глубже понять и раскрыть не только целостность человеческой натуры, но и пути кзк предметного воплощения духовного мира человека, так и трансформации внешних проявлений социальной жизни человека в его внутренний мир. Одной из форм реализации этого многосложного процесса и выступает феномен образования, являющийся воплощением культурного творчества. В современной философии образования прослеживаются непременные поиски путей изучения личности учащегося, формирования его способности к самостоятельности мысли и действия, иначе говоря, к саморазвитию и самореализации.
Такой подход требует преодоления пассивности, отказа от традиционных просветительских схем, когда обучение сводилось к одностороннему "наполнению" сознания суммой сведений вне собственного творчества учащегося. Современные концепции образования ищут наиболее оптимальные пути сотворчества, диалога обучающих и обучающихся как равноправных величин. Вектор обучения должен быть направлен не только от субъекта к объекту, но и от объекта к субъекту, что обеспечивает взаимное познавательное и духовное обогащение. Эти процессы совершаются не в вакууме, а в определенной социокультурной и этнокультурной среде. Решение таких сложных задач требует не искусственного конструирования абстрактных "новаторских" методик, но и полноценного использования как мирового, так и, в особенности, национального фило-софско-педагогкческого опыта. Одним из высших достижений, имеющих общецившшзационное значение, является русская антропологическая филос^фско-педагогическая мысль. Обращение к ней позволяет решать многие из самых насущных вопросов современного образовательного процесса как важной сферы культуры.
Степень разработанности проблемы: при научном анализе проблемы большое значение имели многообразные труды историков русской философии, специалистов по социально-философской антропологии, культурологов, историков и теоретиков педагогики. Автор использовал труды таких историков русской философии рассматриваемого периода, как А.А.Галактионов, В.О.Гошевский, Б.В. Емельянов, А.А. Ермичев, А.Ф. Замалеев, В.А. Малинин, П.Ф.Никандров, В.С.Никоненко, А.И.Новиков, Н.А.Пирумова; особое значение для работы над проблемами, которым посвящена диссертация, имели труды философов и культурологов, разрабатывающих вопросы философской и социальной антропологии в историческом и теоретическом планах. Авторы этих работ - В.С.Бакулин, С.С.Батенин, Л.П.Буева, А.А.Григорян, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, И.С.Кон, К.Н.Любутин, Б.В.Марков, К.С.Пигров, В.Т.Пуляев, Ю.Д.Розенфельд, В.С.Степин, Э.В.Соколов, В.В.Шаронов, Т.В.Хо-лостова, Ю.М.Шор. Специальным вопросам философии, психологии, практики образования посвящены ценные работы таких авторов, как Б.Г.Ананьев, С.А.Ан, С.Н.Артановский, В.С.Библер, И.Ф.Гончаров, В.П.Дранков, В.Т.Лисовский, А.Ф.Малытевский, А.П.Огурцов, Е.С.Протанская, А.Г.Соколов, Г.Л.Тулячинский, В.Д.Шадри-ков.
В то же время целый ряд вопросов истории, теории и практики образования ка%: области культуры еще ждут своей дальнейшей углубленной разработки. Среди них вопросы соотношения общего и особенного, общечеловеческого и национально-своеобразного в этой философии, ее место в контексте национальной философской традиции. Требуют исследования гносеомы теории образовательного процесса. Среди них - и проблема антропологической ориентации философии образования в ее историческом развитии, конкретные формы этой ориентации, творческих поисков русских мыслителей. Восполнению такого пробела и посвящена данная диссертация, конечно, не исчерпывающая всей полноты масштабной проблемы.
Объект исследования: философско-антропологические проблемы образования в России как явления духовной культуры и об-іасть философского знания.
Предмет исследования. Становление, развитие и конкретные {юрмы антропологической ориентации концепций образования в 3оссии XIX- начала XX века.
Цель исследования. Обобщить исторический опыт развития антропологических идей в области концепций образования, еыя-зить основные тенденции их функционирования и влияния на педагогическую практику, показать реальное значение этого опыта чля решения современных задач образовательной деятельности и развития культуры.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие взаимосвязанные задачи:
анализ сущности антропологизма в сфере образовательной цеятельности;
рассмотрение связи антропологизма в облзсти образования с национальным:: особенностями русской философской мысли;
выявление конкретных форм становления, развития и функци-энирования антропологических идей в области философии образования в России XIX - начала XX веков, их связи с различными течениями философии и общественной мысли данного периода;
реконструкция философско-образовательных идей, выпадавших из поля зрения исследователей (русский анархизм, народная школа, русский космизм);
характеристика неосвещенных страниц развития антропологических идей в области образования русского Зарубежья - эмиграции "первой волны";
обоснование актуальности традиции антропологизма в сфере эбразования для решения современных задач теории и практики эбрззовательной деятельности.
Методологической основой исследования служит понимание человека, как целостного существа, природного и общественного, познание которого является центром и современной культуры, и
6 целого комплекса наук и многообразной социальной практики. Такое познание не сводится к строго научным процедурам исследования, хотя они и являются главными,' а включает всю совокупность форм самопознания человеком самого себя, включая обыденно-практические, эстетические, этические, религиозные подходы. Таким образом, исследование проблем образования строится на принципах, разработанных современной социально-философской антропологией, а также учитывает многообразный теоретике-методологический опыт русской философской мысли.
Методы исследования и его основные источники
В процессе исследования антропологической ориентации российской теории и практики образования применялись разнообразные методы, взятые в их взаимосвязи. Среди них - логический, позволивший выявить доминанту российской философии образования и соответственно - педагогической практики - антропологизм, определить основные понятия, которыми оперирует эта философия, дать теоретическую характеристику различных моделей образования.
Исторический метод дал возможность рассмотреть в хронологической последовательности и в конкретных формах становление и развитие антропологических идей в теории образования. Определенное место в диссертации занял метод персональной характеристики мыслителей и практиков, обогативши российскую философию образования, что позволило представить процесс ее развития не как безличный и унифицированный, а носящий своеобразные черты в различные периоды в зависимости от установки, пристрастий, ценностей, носителями которых выступали конкретные личности.
В диссертации использованы следующие виды источников: труды русских философов и педагогов XIX-начала XX веков; периодическая печать XIX-начала XX веков; труды русских философов-эмигрантов 20-30-х г.г. XX века; публикации, характеризующие личность русских философов и педагогов (мемуары, письма); монографические работы и публикации в периодических изданиях по философии, культурологии, педагогике последних десятилетий.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые выявлена антропологическая линия в концепциях образования в России, раскрыты ее истоки, конкретные формы, место в духовной культуре России. Определено значение отечественных антропологических традиций научно-педагогических задач, обновления системы образования в научный оборот и проанализированы источники, неосвещенные в литературе, но дающие возможность впервые исследовать такие сферы отечественной философии образования, как влияние философских школ XIX-XX веков на педагогическую теорию и практику, сущность педагогических идей философии русского космизма, философско-педагогических идей русского Зарубежья - эмиграции "первой волны".
На защиту выносятся научные положения и выводы по следующим основным вопросам:
1. Образование характеризуется как один из существенных и неотъемлемых элементов национальной духовной культуры, так как обеспечивает трансляцию знаний, идей, умений, ценностей, национальных трздиций от одних групп обществз к другим, от поколения к поколению. Следовательно, образование фокусирует весь комплекс характеристик социума - политических, экономических, культурных, научных, религиозных. Эта специфика образования не только констатируется, но и доказывается в исследовании на основе конкретного анализа источников.
. Анализ их позволил прийти к выводу, что в сферу образования проецируются не только идеи,но и все характерные черты национальной философии, в данном случае - русской. Каждая из исторически определенных моделей образования, начиная с античности, координировалась с философским осмыслением процесса образования и воспитания. Специфические черты русской философии - обращение к человеку, этико-антропологическая и в определенные периоды религиозная направленность, противостояние абстрактному, чисто логическому познанию, полностью проявились в традициях русской педагогики.
3. Отсюда следует вывод об антропологизме как основе философии образования в России. В диссертации на основании анализа значительного эмпирического материала прослежено станов-
ление философской антропологии в сфере образования, отразившей связь познания, нравственности и деятельности. При этом в полной мере "реабилитируется" антропологический подход, который в течение многих десятилетий трактовался как "ограниченный", "натуралистический", "внесоциальный". Точно также в диссертации преодолевается искусственность протиповоставления материалистического и идеологического антропологизма, показывается, что на российскую педагогику (К.Ушинский, П.Редкий, В.Вахтеров, П.Лесгафт, К.Вентцель) оказали влияние самые различные представители антропологизма в русской философии (А.Галич, В.Белинский, Н.Чернышевский, П.Юркевич, В.Соловьев, П.Кропоткин, П.Лавров). Подход к ученику не как к пассивному обгекту, а как к личности, равноправному участнику процесса приобщения к знаниям и нравственным ценностям - прочно утвердился под влиянием философской антропологии в руссской философии образования.
-
В развити русской философско-педагогической мысли значительную роль сыграли не только общепризнанные философы и педагоги, но и многие деятели, чье творчество оставалось в тени. В диссертации уделено должное внимание этим персонажам (А.Ку-ницын, П.Юркевич, К.Вентцель, Н.Неклюев, В.Несмелов) русские космисты, -что дало возможность панорамно воспроизвести различные аспекты русской философско-педагогической мысли, утверждавшей антропологизм.
-
Полноправной сферой русской философско-педагогической мысли явились идеи российской диаспоры - первой волны эмиграции.
Вне объективной оценки этих идей характеристика антропологизма в философии образования была бы неполной. В диссертации дается подробный анализ вклада в эту философию мыслителей русского Зарубежья (С.Гессен, В.Зеньковский), обогативших философию рядом новых подходов и концепций (взаимосвязь теории и истории педагогики с теорией и историей философии, христианская антропология образования).
Научна- практическая значимость исследования заключается в
том, что его результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической и научной работы в высшей школе при чтении лекций по истории русской философии, теории и истории культуры, по всему циклу педагогических дисциплин. Кроме того, выводы диссертационного исследования могут служить основой организации педагогического процесса, в том числе и повышения квалификации в сфере образования. Эмпирический материал диссертации, а также ее теоретические положения и выводы могут быть использованы в процессе дальнейших исследований в области истории русской философии, истории и теории культуры, истории, теории, организаторской деятельности в сфере педагогики.
Материал диссертации целесообразно использовать для библиографических изданий, справочных картотек по персоналиям и основным течениям в истории русской философско-педагогической мысли.
Апробация исследования. Основные выводы и положения диссертации докладывались на научно-теоретических конференциях в Мурманской государственном педагогическом институте (1992), в Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры (1994), в Санкт_Петербургском научном центре Российской Академии наук (1994).
Материалы диссертации использовались автором в лекциях и докладах для преподавателей.
Материалы диссертации обсуждались в Мурманском институте развития образования, в Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры (кафедра истории философии) и в Мурманском государственном педагогическом институте.
По теме диссертации опубликован*і разнообразные материалы, статьи, тезисы (о названий).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глаз, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.