Введение к работе
Актуальность темы исследования. ОзвреїлгншЯ этап р звитая для республик, составлявши* Советский Соиз, ознаменован око:іоми-чаСпими и политическими реформами, успех которых зависит от творческой активности трудящихся. Ле развитие наталкивается на препятствия. Кризисные явления В ЭКОНОМИК** СНИЗИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ Др-Явлония трудовой активности, особенно в таких республиках, ..ак Узбекистан, где остро обучается недостаток рабочих мест, гналось бы, что более благоприятными на современном этапе стали условия для развития лоли-ической активности, ife *ахты свидетелі-ствувт о том, что подъем этой активности, имевзип место в начале перестройки, прекратился. Все больно становится людей, которые разочаровались, убедившись, что демократические надечды во многом оказались иллюзорными.
Итак, возникло противоречие: с одной сторони, дают о се-е знать обстоятельства, сдесживаюдка развитие активности лпдей в сферах экономики и политики, а, с другой-начя'эЕгпеся пр^оораэова-ния требуют ее развития. Ь отих услов/ х особое значенпо приобретает сфера культуры, особенно те ее области, которые непосредственно связаны с удовлетворением эстетических потребностей населения. Здесь нет тех резких скачков, которые катастрс^кчесі ', проявляются в хозяйственной, и политической жизни, прочнее традиции. Недаром часто в истории бивало так, что люди искали в искусстве укрытия от социальных бурь, а художественное творчество рассматривали как область, недоступную ударам повседневности.
і*ри всех условиях это - область, стимулируа4ая творческую активность человека и предоставляющая больяие возможности для аа развития. А так как основные формы социальной активности - трудовая, политическая и духовная, в частности, эстетическая, не отделены друг от друга китайской стеной, то область искусства мохеї выступать как школа социальной активности, формирующая у людей те ее основы, которые необходимы в любой "сфере деятельности. В качества такой школы в советский период нашей истории довольно широко использовалась художествеиная самодеятельность. И хотя постоянный недостаток средств для развития ее материальной базы су-кал круг лвдей, которые в ней участвовали, она многим позволяла раскрывать и развивать свои творческие способности, компенсируя в той или иной мере отсутствие возможностей их проявления у тех, кто был занят монотонным трудом и отчужден от политики.
Актуальної задачей в современных условиях является развитие художественной самодеятельности, нацеленное на повылжие ее вос-питательных fy .<циЙ, ее роли в формировании у л еде Р. не і^-іько эолитических вкусов, вд и тех нравственных качеств, которые необходимы человеку для участия в соверзенствовании социальных от— иозонкй. Актуальность птой задачи обусловила выбор темы предлагаемой диссертации.
Степень научной рязроОотанности проблемы. Теоретическая и эмпирическая база исследования.- Центральными для выработки теоретической концепции диссертации явились проблемы взаимосвязи личности и общества, детерминации поведения личности и форм реализации ее социальной активности. J(aK известно, ати проблемы занимали одно из главных мест в трудах мыслителей на всех этапах истории цивилизации. Аля выявления сущности разных подходов к ис-ледоваккв -тих проблем были использованы труды по истории философии и готики, тексты ряда философов античной эпохи, Нового времени и XX веха.
В круг теоретике jkkx источников, проанализированных диссер-т«нт~м, воали такте раЪоты по проблемам личности, опубликованные советскими учеными Архангельский -я.'Л. ,Ьекеокишйй:Э.,БуевоР.*.Д., і'ригорьянсм о.Т, «др-.^'ї труды, посвященные различным аспектам категории "активность**-.
исследование^ -итоги которого представлены в диссертации, потребовало обращения к роботам, посвядеиным эстетическому воспитанию, методам &статического воспитания в коллективах художественной самодеятельности - особенно тем, которые знаменуют собой перенос акцентов с предметных результатов их работы на формирование ду.ховт.-х качеств их участников.4*)
Во многих опубликованных работах- например, в трудахТ.^Бакланове* Д. а.Генхина, S.U. Калачева, й.СДадановского, А.С.Каргина, Ю.Д.Красильникова, Е.й,Смирновой. ЕД.Соколовского, й.А.Соломоних и др. аьторов - затрагивается некоторые аспекты развития творческой актикностк участников самодеятельных художественных коллективов, ко лій том не являются.предметом специального рассмотрения. Более детально эти проблемы представлены в ряде кандидатских диссертаций**-. Однако в них предметом исследования являются лишь познавательные и художественно-творческие аспекты активности. *то касается аспекта, непосредственно связанного с социальных! творчеством, формированием рбдественных отношений, то он исследован только в одной диссертации - на базе вокально-инструмен-
.-4-тальшх ансамблей ^Х. Именно атому аспекту мм резпли уделить специальное внимание с тем, чтобы восполнить образовавшийся пробел. причем сделать это на базе более крупны* обіядяненип, ч<*м вэка-льно-кнструмэнтальни'э ансг /бли, на базе сауодеятельнмх оркестроа народних инструментов. Конкретно в качестве пмпкричееко'л бази для исследования были взяти два самоделтелыпк коллектива Ташкентского «чома культуры иы.луначарского - оркестр русских народных инструментов и оркестр узбекски* народных инструментов.
«Летодологически Р. основой исследования явились :г. .'.нцпи един-ства исторического и логического в подходе к отбору и анализу теоретического материал*, и принцип системности, ориентирующий на рассмотрение исследуемого объекта в его целостности, онутретнос и внешних связях. Этому принципу была подчинена и методика получения и обработки эмпирического материала. Она включала:
наблюдение за репетиционной и концертной деятельностью отобранных для изучения самодеятельных коллективов;
беседы с участниками и руководителями свмсдеятельнь" коллективов, ориентированные на выявление их мнений об отношениях внутри коллектива и о задачах его деятельности;
анкетирование участников самодеятельного коллектива (анкета приводится в приложении к тексту диссертации).
Объект исследования - учебно-репетицнонниГ процесс и концертная деятельность оркестра народних инструментов.
ііредмрт исследования - роль участников самодеятельного коллектива s .|юрмі:ропанпи взаимоотношений товарищеского сотрудничества.
Ііель исследования - выявление факторов, обуславливающих меру активности участников самодеятельного оркестра в развитии коллективистских и интернационалистских начал в социальных отношениях.
Задачи исследования: I. Выявить рациональное содержание различных подходов к проблеме взаимосвязи личности и облества, внешней и внутренней де-іврншацки поведения.и деят-елькоети личности.
2;-. Уточйить шнятиэсоциальной активности личности. Зі 11роаяализйроаРт-ь:5э«ожнссФл развития социальной активдас-т.'и-населения на современном этапа и пути использования этих возможностей в разных сферах деятельности.
4, Определить зависимость меры социальной активности участников самодеятельного коллектива от форм организации его репетици-
- Ь -
онноГ. ;s концертно? деятельности, репертуара, качеств руководителя и других факторов.
*". Ьи'рлСотйіь рекомендации, способствующие повышению роли участников самодеятельного художественного коллектива в укреплении начал товарищеского сотрудничества и интернационализма в социальных отнесениях.
Г;:готслоП исследования является предположение о том, что для развития социальной активности населения, особенно в условиях ее енккенкя в сферах экономики и политики, могут быть' эффек-тивю использованы коллектив!; :у до явственной самодеятельности.
Научная новизна' и теоретическая значимость исследования состоит:
в обосновании дополнительности альтернативных подходов к проблеме взаимосвязи личности, и общества, представленных в историк обдеетв*.1КОР. мисли;
в восстаювленик об^человеческой значимости начал коллективизма и интернационализма, несправедливо принияенных в литерз-т?-~ю последнего времени;
j расширении объема задач гю воспитании тзорческой активности участников художественной самодеятельности, предполагаадем соединение процессов развития познавательной и худокественно-творчеекой активности с социальной актквностьв - воздействием на социальные отношения;
в анализе состояния музыхольной самодеятельности в Узбекистане, тенденций и потребностей ее развития;
в зндвичюиии рекомендация, направленных на интенсификация формирования социальной активности участников самодеятелыа« музыкальных коллективов в процессе их эстетичесхой деятельности.
фактическая значимость исследования.' Его результаты могут:
способствовать повышения эффективности воспитательной работы в самодеятельны): художественнее коллективах на основе включения в ее задачи сознательной ориентации участников этих коллективов на совершенствование отнозэиий между ними;
помочь улучшении подготовки руководителей художественной са* ^деятельности на основе расширения их кругозора и белее глубокого осознания связи эстетического воспитания с другими сторонами формирования целостной личности;
выводы исследования и обосновывавшие их аргументы могут иа!'.ти применение при разработке, тематики лекциг и семинарских занятий в культпросветучилицах и в вузах культуры и искусства.
Апробация результатов исследования осуїдествлялась в ходе применения его выводов в практическое работе орхзстров "чредных инструментов дл иы.Луначарского г.Ташкента, в оеседах с председателем Союза композиторе;, музыковедом .чжаббаровыы н.л., с заслуженным деятелем искусств, художественным руководителем ансз-сбля "йяла" ^арухом Захировым, известными в республике музыкальными деятелями Рано ьариповой, Гавхар Акиповой, Тамарой лай; 'і и другими, в выступлениях на слете народных сказителей Средней Азии и Казахстана, на конференциях про'fcccopcKo-препсдаватель-ского состава ТазГ'і^а.
Структура диссертации подчинена принципу восхождения от абстрактного к конкретному при исследовании рассматриваемоГ проблемы. Диссертация включает введение, две главы, список использованной литературы и прклояения.