Введение к работе
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время графический дизайн, как и весь отечественный дизайн на новом этапе своего развития, начавшемся вместе с процессом перестройки в нашей стране, остро нуждается в анализе и оценке пройденного им пути, его взаимоотношений с собственной профессиональной историей и перспектив дальнейшего развития. Графический дизайн является самой динамичной, мобильной, но в то же время самой малоизученной, застывшей в теоретическом отношении областью дизайна. Количество научных исследований, так или иначе связанных с графическим дизайном, слишком мало, а направленность большинства работ обладает характером слишком прикладным или явно маргинальным по отношению к основному руслу проблем развития профессии (Г.М. Бренькова, А.И. Грачев, И.А. Добри-цына, Э.В. Петлюк, В.А. Музыченко, Ю.Л. Ходьков и др.). Исключением по своей направленности являлось выполненное в первой половине 1970-х годов исследование Е.В. Черневич, пытавшееся охватить центральные проблемы профессии на основе ее универсальной модели. Но и оно принадлежит к господствующей в технической эстетике исследовательской установке, которая состоит в изучении графического дизайна как вневременного, изолированного от динамики и многообразия художественной жизни, уже окончательно ставшего, а не становящегося явления.
Графический дизайн в нашей стране утверждался в 1960-х годах как принципиально новая профессия, однако сегодня становится все более актуальным прямо противоположный интерес— к проблемам культурной и профессиональной преемственности. С другой стороны, художественная жизнь 80-х годов оказалась ознаменованной заметным ростом альтернативных тенденций, не укладывающихся в существующие представления о графическом дизайне: настоящее профессии вступает в конфликт и с ее наступающим будущим. Нынешний подход к изучению графического дизайна не позволяет видеть и решать подобные проблемы.Требуется иной взгляд на профессию, учитывающий динамику ее развития в контексте проектной культуры.
Эту динамику с наибольшей наглядностью отражают стилевые процессы в графическом дизайне, которые стали предметом данного исследования, осу-
ществляемого в границах всего современного этапа существования советского графического дизайна — 1960—80-х годов. Такой предмет обращает исследование к непрерывности происходящих в стилевом развитии изменений, погружает его в поток художественной жизни, насыщает конкретным эмпирическим материалом. В этом аспекте диссертация связана с кругом общедизайнерских работ (СО. Хан-Магомедов, Н.Л. Адаскина, Л. П. Монахова, А. Н. Лаврентьев и др.).
Стилевые процессы в графическом дизайне включены в диссертации в силовое поле концепции проектной культуры (О.И. Генисаретский, В.Ф. Сидоренко и др.), что позволяет в одной работе охватить большой эмпирический материал. Стилевые процессы в этом случае оказываются связанными с динамикой формирования, взаимодействия, развития творческих концепций в графическом дизайне, а категория „стиль" теряет свою статуарность и завершенность, свойственную ей при идентификации явлений в уже сложившемся опыте художественной культуры, и приобретает значение художественно-критической и творчески-концептуальной категории. В методологическом отношении соотнесение стилевых процессов в, графическом дизайне с явлениями внутренней структуры художественнргпроектного сознания включает исследование в контекст трудов Е.В. Сидориной, А.А. Рубина, Л.А. Кузьмичева, В.Ф. Сидоренко.
Цель, задачи и методика исследования. Целью работы является изучение и концептуализация с точки зрения развития проектной культуры стилевых процессов в советском графическом дизайне 196D—80-х годов. Основные задачи включают в себя проблематизацию стилевого развития отечественного графического дизайна в данный период, разработку художественно-критической концепции стилевого развития, выявление и сравнительный анализ его этапов, рассмотрение его сквозь призму авторских творческих концепций.
В диссертации в связи с этим применяются методы систематизации эмпирического материала, процедуры классификации, типологизации, сравнительного анализа, используются принципы системного и средового подхода, представления психологии творчества, поэтики, семиотики, методологии культурологического анализа и традиционного искусствознания.
Методологической особенностью работы является тесное переплетение теоретико-исторического исследования с художественно-критическим, что связано и со спецификой предмета — анализируются процессы, во многом еще не завершенные, текущие, иногда только начинающиеся, и со спецификой подхода — художественная критика, дизайн-критика является инструментом теоретико-исторического исследования, которое осуществляется не столько с помощью умозрительных заключений, сколько в процессе непосредственного анализа стилевых концепций и произведений графического дизайна.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые проведено осмысление в стилевом аспекте всего современного периода развития советского графического дизайна, выявлена его структура, включающая в себя три этапа — художественный, визуально-коммуникативный и альтернативный, соответствующие трем концептуальным моделям профессии, проведен сравнительный анализ их содержательных характеристик, сформировано представление о стилевых процессах в советском графическом дизайне 1960— 80-х годов как о стилевом развитии единой профессии. В работе вводится в научный обиход ряд новых для технической эстетики понятий и представлений. Новым является и сам жанр исследования, основанный на дизайн-критике и проектно-культурной концептуализации. Графический дизайн, исследовавшийся до сих пор как изолированная область, вводится в контекст современных исследований развития проектной культуры.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что она способствует формированию и расширению профессиональных представлений о развитии графического дизайна в нашей стране, росту творческого самосознания, совершенствованию художественной критики и экспертизы, дизайн-образования и междисциплинарной коммуникации в проектной культуре. Непосредственное применение результаты исследования смогут найти в теории и истории дизайна как концептуальный и художественно-критический материал, в методологических исследованиях проблем развития проектной культуры, при формировании проектных концепций комплексных объектов графического дизайна, при создании учебных курсов в системе дизайнерского образования и повышения квалификации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертационной работе, докладывались автором на всесоюзных конференциях и семинарах „Комплексная дизайн-программа совершенствования ассортимента и повышения качества бытовых электроприборов" (Москва, 1979), „Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды" (Москва, 1982), „Образ жизни и предметная среда в условиях социализма" (Москва, 1988), на межотраслевых и отраслевых научно-технических семинарах „Роль фирменной торговой сети „Электроника" в ynJ равлении предложением и спросом" (Москва, 1982), „Опыт конструирования бытовой радиоэлектронной аппаратуры" (Москва, 1983), „Новые принципы создания БРЭА" (Москва, 1984) и на научно-практическом семинаре „Эксперимент в дизайне. Стиль." (Москва, 1989).
Результаты диссертационного исследования внедрены:
в рекомендациях „Графический дизайн в бытовой электротехнике" (М.: Информэлектро, 1982) и „Графический дизайн упаковки бытовой РЭА" (М.: Минэлектронпром СССР, 1987);
в методических материалах „Ленинградская школа дизайна. Опыт под-
готовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной" (М.: ВНИИТЭ, 1990) и „Московская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в МВХПУ ( б. Строгановском) " (М.: ВНИИТЭ, 1990);
в отраслевом стандарте ОСТ 11 010.022—83 „Шрифты для оборудования и бытовой радиоэлектронной аппаратуры";
в концептуальном и сценарном проектировании экспозиций художественных выставок „Автоплакат" (Москва, 1988), „Графический дизайн из Художественного фонда" (Москва, 1989), „Всесоюзный конкурс шрифта" (Москва,, 1990) и разделов специализированных выставок „Дизайн ВНИИТЭ" (Москва, 1989), „Дизайн — социалистическому обществу" (Чехословакия, 1988), „Дизайн в СССР" (Индия, 1989) ;
в научном консультировании журнала „Реклама. Теория, практика" (1984-1990).
По теме диссертации опубликовано 50 художественно-критических и теоретических работ. Основные научные результаты с достаточной полнотой отражены в 14 публикациях автора общим объемом 6 п. л.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения объемом 155 стр. текста и 30 стр. иллюстративного материала, списка литературы из 230 наименований.