Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Симметрия в программированном формообразовании модного костюма (на примере одежды) Петушкова, Галина Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петушкова, Галина Ивановна. Симметрия в программированном формообразовании модного костюма (на примере одежды) : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.06.- Москва, 1992.- 40 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема программированного формообразования в дизайне одежды начала осознаваться в 60-е годы в ходе становления системного подхода, освоения ЭВМ, научного анализа объектов проектирования. Сегодня системное проектирование одежды переживает новый этап своего развития, целью которого является поиск связи между техническими возможностями различных автоматизированных систем и творческими и организационными возможностями проектировщика. В этой ситуации и технология, и творчество выступают как средства проектировочной деятельности, организация которой требует принципиально новой теоретической и методологической оснастки, способствующей формированию более высокой проектной культуры и более гибкого проектного мышления.

Все более проблематичным становится соотношение компьютерной и гуманитарной культуры, рационального распределения функций между человеком и машиной. Условия работы в технических системах требуют выхода на программность творчества, на алгоритмизацию мыслительной деятельности проектировщика, что, в свою очередь, диктует получение фундаментальных знаний об алгоритме исторических процессов формо- и стилеобразования, о спе-цифике развития отдельных тенденций моды, их долговечности, соотнесенности со структурными характеристиками формы и механизмами, регулирующими это развитие.

В отличие от объектов архитектуры и дизайна модный костюм является более мобильным элементом средовой системы, наиболее чутко реагирующим на происходящие изменения в культуре. Именно это обстоятельство объясняет тот факт, что формотворческие процессы проектирования постоянно оказываются „погруженными в моду", д деятельность художника определяется узкотехническим умением разрабатывать модные направления посредством варьирования отдельных силуэтов одежды и их композиционного оформления.

Проблемным в этой связи является выход на концептуальное формотворчество и проектное прогнозирование. В условиях как промышленного, так и индивидуального изготовления одежды, а тем более в условиях рыночной экономики прогнозирование тенденций формообразования как научно разработанной основы, детерминирующей процессы модо- и стилеобразования, становится делом первостепенной важности. Оно диктует решение теоретиче-

ских и методологических задач оперативного отслеживания модной информации, специфики ее обработки, особенностей прочтения в ней программных культурологических, структурно-семиотических, формообразующих смыслов и значений, которые стимулируют и направляют концептуальное видение проектировщика.

Эффективность и качество решения этих вопросов зависит от многих факторов. В числе ведущих — теоретическая и методологическая проблема создания гибкого формализованного языка целостной системы „модный костюм" в ее историческом развитии и подготовка специалистов нового типа с программным стилем мышления. В последние годы в исследованиях модельеров одежды и обуви промышленного изготовления обращение к теме формообразования носит систематический характер. Отдельные его вопросы постоянно находятся в поле зрения специалистов Московской Государственной текстильной академии (МГТА).

Впервые теория формообразования костюма — костюмоло-гия — начала разрабатьшаться Т.В. Козловой и ее школой с конца 60-х годов. В рамках этой теории рассмотрен широкий круг культурологических, социально-психологических, методологических и производственно-технических проблем проектирования и проектного прогнозирования. Наиболее значимыми результатами этой теории являются знания о детерминизме моды, о циклическом характере развития модных форм, выявлении их аналогового ряда, а также общий подход к формированию языковой грамматики в связи с информационными процессами культуры. Основополагающими работами этого направления, помимо многочисленных статей, является учебное пособие „Основы художественного проектирования из кожи" и монография „Художественное проектирование костюма". Разработанные принципы и закономерности теории имеют прямой адрес — совершенствование индустриального производства. Оригинален теоретический подход Р.А. Степучева к созданию специального костюмографического языка. Опираясь на идеи семиотики, структурной лингвистики, он ставит проблему переосмысления языкового сознания специалистов через разработку так называемой „изоморфологии" с гибким синтаксисом, отточенной семантикой и ориентацией на работу в режиме САПР.

В рамках этих теорий найдены общие подходы к определению структурного пространства форм одежды по разделам: каноническое строение тела человека, принимаемого за „внутреннюю" форму одежды; золотое сечение; общая классификация элементов формы по ее геометрическому виду. Однако за неимением собст-

венной методологической базы, результативных средств анализа и синтеза фактического материала моды эти данные носят слишком общий характер; вопросы программированного формообразования слишком медленно продвигаются в теорию, сдерживая практику проектирования и специальное образование. Кроме того, развиваясь в узких рамках технического знания, теория проектирования костюма оказалась в некоторой методологической и. культурной изоляции от родственных ей дисциплин архитектуры и дизайна, в которых сформировалась достаточно высокая проектная культура. Она отличает проектный язык чертежа и рисунка, общие навыки преобразования функциональной заданности в конкретно-предметные решения, уровень проектного мышления в целом.

Образование Союза дизайнеров способствовало сближению исследовательских позиций проектирования; модельеры одежды обратились к сфере дизайна за поиском целостных по охвату факторов и систем проектирования, за более технологичными решениями, нестандартными функционально-конструктивными образами.

В системе бытового обслуживания населения преимущественное положение занимает изготовление единичных и уникальных изделий. В историческом плане эта форма производства, пройдя ремесленный этап своего развития, была возрождена в системе промысловой кооперации в рамках государственной местной промышленности. В 60-е годы на этой базе сложилась современная структура государственной службы быта как самостоятельная индустриальная отрасль, а господствующим типом работы стала работа на заказ. Являясь по своей природе собирательной отраслью, бытовое обслуживание населения включает в свой состав и услуги, сочетая как производительный, так и непроизводительный труд. Такое сочетание определяло до недавнего времени и проблему управления отраслью, сердцевину которого составляло планирование, а его логический смысл заключался в увязке спроса населения на бытовые услуги с ресурсами общества. С 70-х годов наиболее интенсивно разрабатывались теоретические положения, связанные с организационно-методологическими вопросами изучения и прогнозирования спроса населения на различные виды товаров и услуг. В результате теоретическая и практическая задача научного прогнозирования выдвинулась в число наиболее актуальных. Коснулась она и задач проектирования и планирования аспектов моды, главным образом смен модного ассортимента, принципов его обновления. Усилились тенденции развития типового проектирования с учетом накопившегося опыта промышленного производства одежды: прин-

щшы модульности, агрегатирования в режиме САПР, стандартизации и унификации узлов и деталей в процессе технического моделирования форм одежды и др. (Н.Н. Смирнов, Н.Б. Кобелев, И.М. Шатаев, Л.В. Архипова, В.И. Дмитриев, Л.В. Землянухина и др.). На этом фоне особенно отчетливо обнаружилась узость проектного мышления художников отрасли, обусловленного тем уровнем знания, которое сложилось к 60-м годам. Основные положения этого знания наиболее полно отразились в теоретических обобщениях практического опыта отечественного моделирования одежды 30—60-х годов (Л. Леонидова, А. Черемных, Л. Литвина, А. Голыбина и др.). Общей методологической основой этих обобщений стали принципы гармонизации одежды, эксплицируемые из области изобразительного искусства и архитектуры. Однако на современном уровне проектирования этот онтологический базис, прекрасно обслуживающий уровень моделирования единичных вещей, не способен удовлетворить современную практику с ее ориентацией на решение целостной предметно-бытовой среды.

По данным докторской диссертации Л.В. Землянухиной, несмотря на наличие художника почти в каждой экспериментальной лаборатории отрасли, в них мало трудится художников-профессионалов, умеющих более глубоко осмыслить не только эстетическую, но и социальную значимость художественного преобразования предметного мира. Специфику развития дизайнерского проектирования предметной среды она видит в существе отрасли, призванной сохранять и развивать региональные, национальные, личностные особенности жизненного уклада населения, которые определяются динамикой социальных изменений, этнографическим своеобразием предметов быта. Обеспечение качества услуг на современном этапе производства Л.В. Землянухина связывает с необходимостью теоретической разработки проблем культуры, широкого внедрения дизайнерского видения, развития специальной теории. Действительно, анализ деятельности головной моделирующей организации бывшего Минбыта РСФСР — Центральной опытно-технической швейной лаборатории (ЦОТШЛ) — показал, что усилиями ее ведущих специалистов-модельеров (Д.В. Панов, Н.С. Гончарук, Л.А. Архангельская, Н.Н. Милютина, Е. Хорхорин и др.) заложены основы дизайнерского проектирования в системе бытового обслуживания с ориентацией на стабильность проектно-конструкторской документации. При всей кажущейся неповторимости модных направлений коллективом наработана методическая база для программированного формообразования, макетирования концептуальных узлов

формы и разработки ассортимента изделий. Таким образом, успешное развитие вопросов проектирования предметов быта неотъемлемо от тенденции развития современной науки, интеграции знаний в области общественных, естественных, технических наук. Экспликация этих знаний в специальную теорию художественного проектирования требует соответствующей разработки ее категориального аппарата, переосмысления содержания давно сложившихся понятий, использования более прогрессивных исследовательских методов и привлечения более гибких языковых средств анализа материалов моды. .

Обращение соискателя в кандидатской диссертации к языку симметрии дало возможность наблюдать динамику исторического развития отдельных характеристик формообразовательного процесса XIX—XX веков. Это позволило сформулировать рабочую гипотезу о существовании специфических для каждого периода моды групп симметрии—асимметрии, их взаимопереходах друг в друга, определяющих направленность процесса развития, что явилось предпосылкой для выбора темы и методологического базиса настоящего исследования.

Уровень знания. Рассматривая строение биосферы Земли и ее окружения, В.И. Вернадский указывал: „...представление о симметрии слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений. Правильность его проверена коллективным реальным опытом и наблюдением, бытом человечества в разнообразнейших природных земных условиях. Этот опыт многих тысяч поколений ясно указывает на глубокую эмпирическую основу этого понятия и ее существования в той материальной среде, в которой жил человек, в биосфере. Нельзя забывать при этом, что симметрия ясно представляется в строении тела человека, в форме плоскостей симметрии и зеркальных плоскостей симметрии, в правых и левых кистях рук, в ступнях ног и т. д. Она же проявляется в гармонии человеческих движений, как в танцах, так и в технической работе, где проявляется геометрическая закономерность"*. По выражению Дж. Ньюмена, „симметрия устанавливает забавное и удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне, казалось бы, ничем не связанными: земным магнетизмом, женской вуалью... естественным отбором, теорией групп, инвариантами и преобразованиями...

'Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. — М, 1965, с. 176-177.

лепестками цветов... равновесными конфигурациями кристаллов, романскими соборами, снежинками, музыкой, теорией относительности"*.

На современном этапе теоретического знания симметрия подробно рассмотрена на уровне философского, методологического, естественнонаучного, математического анализа (Н.Ф. Овчинников, B.C. Готт, Н.П. Депенчук, А.Ф. Перетурин, Ю.А. Урманцев, А.В. Шубников, Д.В. Наливкин, В.И. Михеев, В.А. Копцик, И.И. Шафранов-ский, Н.П. Юшкин; Р.В. Галиулин, Г. Вейль и др.); экспериментаторы и теоретики самых различных областей знания пытаются посредством симметрии построить наиболее общие теории пространства, времени, движения, с ней связывают рождение новых наук и важных открытий. Действительно, учение о структурной (кристаллографической) симметрии представляет глубокие теории и эффективные методы изучения формы и строения любых пространственных и пространственно представимых объектов. В свою очередь, учение о геометрической симметрии позволяет получать множество самых различных геометрий — Евклида, Лобачевского, Ри-мана, Клейна, Вейля и т. д. Вместе с тем она дает в руки исследователя мощный метод изучения пространства в плане обнаружения единого стандарта в самых различных геометриях, благодаря чему среди многих конкурирующих учений учение о геометрической симметрии оказалось наиболее глубокой и развитой теорией о геометрии пространства вообще.

Учение о динамической симметрии дает метод для изучения различных процессов и взаимодействий, что обеспечивает ему положение одной из наиболее глубоких концепций о сохранении и изменении в природе, о законах сохранения как частных, так и универсальных постоянных (Ю.А. Урманцев). Главная методологическая цель любой теории симметрии — поиск многообразия видов симметрии (явление полиморфизма) и сведение их к известному единству (явление изоморфизма). Группировка отдельных симметрии в специфические системы-группы или структурные инварианты — задача теоретико-группового подхода. На его основе изучают законы композиции групп, что дает возможность перейти к познанию процессов, скрытых взаимодействий между отдельными видами симметрии, или элементов группы, и тем самым вскрыть

*Джаффе Г., Орчина М. Симметрия в химии: Пер. с англ. — М.:Мир., 1967. г-С. 14.

внутренние причины явлений как неживой, так и живой или социальной природы.

Используется язык симметрии и в архитектурно-дизайнерской практике (О.М. Вартанян, Н.И. Смолина, В.Л. Воронина, Е.Н. Лазарев, О.Я. Боднар, В.Н. Гамаюнов, В.Ф. Колейчук), и дизайне одежды (В.Я. Вереснева, А.Г. Пушкарев, О.И. Докучаева).

Однако исследователи, как правило, локализуют сферу своего анализа отдельным видом симметрии, в основном кристаллографическим, рассматривая объект своего анализа в пространственном аспекте и преломляя в практическом формотворчестве узких групп преобразований.

Цель, задачи, границы исследования. Представляется необходимым, принципиально важным, актуальным и новым целостное изучение вопросов формообразования модного костюма в их историческом развитии — с точки зрения системной взаимосвязи не одной, а всех основных симметрии (кристаллографических, геометрических, динамических) в русле общей теории,систем. При этом имеется в виду разработка специальной теории симметрии модного костюма на примере одежды, которая являлась б'ы фундаментальной основой проектного программирования, прогнозирования и подготовки специалистов нового типа с программным стилем мышления. К основным задачам, с решением которых может быть достигнута главная цель исследования и которые определяют содержание и построение работы, относятся:

  1. Рассмотрение концепции формообразования и симметрии в теории проектирования костюма, теории архитектуры и дизайна, выявление их программного характера; оценка естественнонаучного аспекта симметрии в связи с системным подходом и разработка онтологического базиса исследования.

  2. Сведение к единому понятийному, операциональному и символическому языку симметрии пространственно представимых плоских и объемных форм одежды; разработка их классификации; выявление необходимого и достаточного количества исходных элементов и видов симметрии и проведение экспериментального исследования исторического процесса формообразования на протяжении XIX—XX веков; определение генетических закономерностей и механизмов этого гіроцесса.

  3. Разработка основ программированного формообарзования в проектной и учебной деятельности дизайнеров модного костюма на примере одежды и обуви.

Изложенные цели и задачи, как и первичная область приложения диссертации обусловлены в первую очередь сферой дизайнерского образования. Материал ограничен рассмотрением исторического периода моды 1790—1989 годов.

Метод исследования. При постановке задач исследования использованы основные положения системной методологии, позволившие преломить в аспекте дизайна модной одежды большой круг научных дисциплин и рассмотреть исторический процесс формообразования модного костюма в его структурном, генетическом и прогностическом аспектах. В свою очередь, метод симметрии отождествлен с предметом исследования и характером научной и проектной деятельности. Идеи симметрии в их расширенной трактовке распространяются на теоретическую основу исследования, на концептуальную организацию материала, на последовательность экспериментальных операций и процедур, на их теоретическую интерпретацию и преломление в проектной и учебной работе. Например, через аксиомы структурной (кристаллографической) симметрии вскрываются способы структурирования формы одежды как материального объекта и осуществляется перевод ее на уровень знаковых систем; через аксиомы геометрической симметрии выявляются пространственные отношения элементов этих систем и ти-пол о газируются виды культурного пространства формы; через аксиомы динамической симметрии исследуются элементно-структурные отношения в процессе их исторического развития. В этом случае методические процедуры сводятся к поиску определенных групп художественных автоморфизмов, их инвариантов, законов организации. Через понятия изоморфизма устанавливаются законы единства, определенного стандарта в структуре форм различных периодов моды. На этой основе строится концепция о сохранении и изменении частных или универсальных постоянных в системе, обусловливающих генетическую программу, алгоритм исторического процесса формообразования и правила „наследования" языковых норм, культурных традиций и стилистических особенностей. Кроме того, при классификации плоских форм одежды приняты положения теории разверток. При отборе иконического материала моды применены методы математической статистики и теории вероятностей, а при обработке экспериментальных данных использованы математические теории распознавания образов, кластерного анализа, теории графов. С их помощью осуществлено автоматизированное моделирование процесса на ЭВМ ЕС-1022 и IBM.PC. Ин-

терпретация полученных данных проведена на языке гуманитарно-художественного знания.

Научная новизна. Разработана специальная теория симметрии модного женского костюма (на примере-одежды) как область дизайнерского проектирования. Эта теория является онтологической (деятельностной), гносеологической (познавательной) и методологической основой дизайн-деятельности по программированию, прогнозированию и подготовке специалистов нового типа с программным стилем мышления.

Основные понятия, категории, логические операции, процедуры анализа разработанной теории эквивалентны понятиям, категориям, логическим операциям и процедурам анализа общенаучной теории симметрии. Научные определения понятий имеют смысловую общность с определениями понятий в гуманитарной искусствоведческой науке. Таким образом, методологический аппарат предлагаемой теории является средством выведения нового знания о новом социально-культурном движении материи — костюмологиче-ском. Впервые теория художественного проектирования костюма опирается на такие фундаментальные понятия науки, как „симметрия", „группа", „изоморфизм", „теоретико-групповой подход". В ней впервые для дисциплин художественно-гуманитарного цикла использованы все основные симметрии общенаучного цикла, классифицируемые как кристаллографические (структурные), геометрические, динамические.

Полученные результаты теоретического, экспериментального и проектного исследования имеют специфический характер и по отношению к результатам общенаучных исследований (кристаллографических, минералогических, биологических, математических) представляются частными, пригодными для использования в отдельной предметной области. Это дает методологическое основание отнести предлагаемую теорию к классу частной теории симметрии, в соответствии с положениями которой представляется возможным углубить и расширить ,картину мира" данной предметной области и вписать ее в общенаучную картину мира.

Новая теория дает в руки дизайнеров модного костюма:

мощный метод структурирования, формального описания и кибернетического моделирования внешней и внутренней формы объектов в комплексе метрических, пластических, динамических характеристик (в отличие от работ, где форма костюма рассмотрена в отношении отдельных характеристик — метрических или композиционных) ;

эффективное средство алгоритмизации процессов формообразования как смены структурных состояний формы (рассматривается впервые);

надежный метод статисти ко-вероятностной оценки модных коллекций (рассматривается впервые);

инструмент генерирования проектных идей и непрерывного связывания эскизов-решений с их культурно-ценностной ориентацией (использован впервые).

Изложенные положения позволяют считать, что данное исследование открывает новое направление искусствоведческого анализа модного костюма и концептуализированной дизайн-деятельности, основанной на симметрийном теоретико-групповом подходе.

Предлагаемая теория далека от завершения, как далека от него и общенаучная теория симметрии. В частности, форма одежды требует более глубокого исследования в отношении структурной (кристаллографической) симметрии. Кроме того, за рамками исследования осталось моделирование криволинейного пространства формы и описания параметров и механизмов его функционирования. Не вошли в диссертацию материалы экспериментального проектирования, обосновывающие теоретическую главу книги „Трансформация — метод моделирования одеждь?" (М.: Легпромбытиздат, 1992).

На защиту выносятся:

  1. Общая концепция симметрийного формообразования кос-тюмологических объектов в системном объединении учений о кристаллографической (структурной), геометрической, динамической симметрии.

  2. Основные положения теории симметрии модной одежды как области математического искусствоведения: ее предмет; система понятий и разработанных классификаций; законы структурной организации исторического процесса развития в генетическом и прогностическом аспектах; принципы геометрического и кибернетического моделирования культурного пространства моды в одежде.

3. Перспективная концепция дизайн-образования, которая
ориентирована на создание оригинальных авторских концепций и
программированное формотворчество с применением ЭВМ.

Практическое значение исследования, апробация и внедрение.

Теоретическая и практическая ценность исследования, определяемая его актуальностью и новизной выдвигаемых положений, за-

ключается в разработке специальной теории, как области математического искусствоведения. Ее аппарат, средства логики применимы не только для одежды, но и для других компонентов, составляющих целостную подсистему проектной среды — модный костюм. Теория является основанием для составления прогностической программы проектирования, оперативного отслеживания и соответствующей обработки модной информации, концептуализации формотворческой деятельности специалистов и работы в автоматизированных системах в комплексе художественных и технических задач проектирования. Она является базой для подготовки специалистов нового типа с программным стилем мышления.

Перечисленные позиции диссертационной работы выявились при ее апробации и подтвердились при внедрении.

Основные положения диссертации опубликованы в серии научных статей, главах учебника для вузов, учебных пособиях, реализованы в заявках на изобретение новых способов формообразования одежды и обуви, продемонстрированы на многочисленных семинарах и научных конференциях.

Теоретико-методологические, методические и дидактические положения диссертации внедрены на ряде предприятий, в том числе: Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации (ЦНИИЛКА), МП О „Фурнитура", Таллиннская школа промышленного моделирования одежды, Дизайн-студия г. Минска и др. Для них автором разработана специальная прогностическая документация и серия программ формообразования модных коллекций одежды.

В системе образования научные положения диссертации внедрены в Московском текстильном институте (ныне МГТА) и Московском технологическом институте. Для последнего разработаны программы и методическое обеспечение вновь введенных курсов: „Основы исторического и народного кроя", „Основы художественного проектирования". Кроме того, существенно обновлен курс „Архитектоника объемных форм", заново пересмотрены курсы „Композиция костюма", „Композиция обуви", „Выполнение в материале".

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем работы — 282 стр. машинописного текста, три приложения (таблицы и рисунки), библиография содержит 351 наименование.