Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проективография: формирование и отображение Гамаюнов, Виктор Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гамаюнов, Виктор Николаевич. Проективография: формирование и отображение : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.06 / ВНИИ техн. эстетики.- Москва, 1989.- 31 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-7/3976-3

Введение к работе

В основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года предусматривается "В области естественных и технических наук расширить исследования, результаты которых позволяют обеспечить глубокие качественные изменения в производительных силах, создание принципиально новых видов продукции, техники и технологии" '.

Известно, что исходной позицией, предшествующей этому намечающемуся событию, было инженерное детище Великой Французской революции - знаменитая Политехническая школа, в которой в соответствии с возможностями своего времени созрел целый конгломерат политехнических дисциплин, изучаемых на базе языка точного чертежа и его азбуки - начертательной геометрии. Этим самым была подготовлена почва для сосредоточения всего проектировочного дела в руках специалистов-инженеров, обеспечивших организацию промышленного производства с его сконцентрированными производительными силами в сфере технологии. И хотя с тех пор многие политехнические дисциплины претерпели значительное развитие и дополнились новыми, их базовое основание - начертательная геометрия с ее "незыблемым" методом ортогональных проекций и кубической квантифнкацдей пространства оставалось прежним. Спрашивается: не является ли этот традиционный путь достаточно исхоженным, чтобы следуя по нему, можно было надеяться находить более "качественные" результаты?

Уже более десяти лет существует Проективография, представляющая (по сравнению с начертательной геометрией) новый и особо эффективный род графической деятельности, который направлен не только на отображение, но и на создание многовариантных формообразующих решений объекта, элементы которого были бы различным образом квалифицированы. Своим многообразием, особой упорядоченностью и достоверностью отображения они не имеют себе равных аналогов в мире. Этим самым, как традиционное техническое конструи-

I. Материалы ХХУП съезда КПСС. - Ы.: Политиздат, 1986. - 283 с.

рование, так и, в особенности, конструирование в дизайне и архитектуре получают возможность вооружиться "последними достижениями научной мысли", удостоверяющими "самые высокие технико-экономические, эстетические и другие потребительские требования", которые провозглашены новой Программой КПСС "центром экономической политики" нашего времени^К Эти, уже проявившиеся эффекты Про-ективографии, могут быть усилены намечающимися перспективами компьютеризации всех ее процессов формообразования и отображения. Однако, как и многие другие открытия последнего времени, представленные в Политическом докладе ЦК КПСС на ХКУП съезде КПСС2', Проективография, неоднократно одобренная при обсуждении в центральной печати3' и на семинарах, была встречена "в штыки"'*' со стороны ряда специалистов начертательной геометрии. В основе подобного отношения, - справедливо отмечал на ХХУП съезде КПСС М.С.Горбачев, - лежат амбиции отдельных групп ученых, ведомственная неприязнь к чужим исследованиям..."5'. Повод же для таких амбиций всегда находится: говорят, что метод ортогональных проекций "всесилен" и потому он позволяет отображать самые произвольные по своему строению объекты. Но ведь для того и существует рядом с этим методом метод проекций с числовыми отметками, чтобы наиболее произвольные геодезические поверхности было бы удобней'отображать на чертеже. Точно так же существует многообразие наиболее упорядоченных объектов, которые стало более удобным не только отображать, но и формообразовывать при помощи проекти-вографических чертежей. Вот когда появляется альтернатива проек-тивографии к начертательной геометрии. Она получает исключительные права особенно тогда, когда речь вдет о создании эстетически значимых объектов. Их же можно оценить в результате широкого народного обсуждения, для чего необходимы многообразные формообразующие решения. Такие решения способна дать проективография.