Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Москвин Алексей Юрьевич

Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений
<
Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Москвин Алексей Юрьевич. Проектирование мужской одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений: диссертация ... кандидата технических наук: 17.00.06 / Москвин Алексей Юрьевич;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна].- Санкт-Петербург, 2015.- 239 с.

Содержание к диссертации

Введение

1 Анализ современной практики проектирования одежды на основе исторических прототипов, информационного и методического обеспечения данного процесса 10

1.1 Исследование специфики проектных задач в разработке конструкций изделий на основе исторических прототипов 10

1.2 Систематизация практики проектирования авторских моделей одежды на основе ретроспективного анализа конструктивных решений 13

1.3 Разработка базы данных «Современные модели одежды с историческим кроем» 20

1.4 Результаты исследований исторического костюма, как информационное обеспечение процесса проектирования современной одежды 23

1.5 Обзор методов художественно-конструктивного анализа исторического костюма 34

1.6 Исследование соответствия методов проектирования современного костюма задачам разработки изделий на основе исторических конструктивных решений 40

Выводы по главе 1 47

2 Формирование параметрического описания конструктивных решений исторического костюма 49

2.1 Исследование ассортимента мужской плечевой одежды XIX в... 49

2.2 Ретроспективный анализ методов проектирования одежды

2.3 Формирование параметрического описания конструктивных решений мужской плечевой одежды XIX в 62

2.4 Кластерный анализ параметров конструктивных решений, определяющих силуэтную форму костюма 70

2.5 Разработка базы данных конструктивных решений исторических прототипов 73 Выводы по главе 2 79

3 Ретроспективный анализ исходных данных и алгоритмов конструирования мужской плечевой одежды 81

3.1 Сравнительный анализ исторических и современных антропометрических исходных данных конструирования 81

3.1.1 Выявление современных аналогов мерок XIX в 81

3.1.2 Сопоставление исторических и современных величин размерных признаков условно-типовых фигур 84

3.2 Анализ конструктивных решений мужской одежды XIX в 93

3.2.1 Типизация конструктивных решений мужской плечевой одежды XIX в 93

3.2.2 Выявление аутентичных алгоритмов построения чертежей 98

3.2.3 Анализ величин и распределения прибавок стана во взаимосвязи с силуэтной формой костюма 103

3.2.4 Топология и величины формообразующих растворов плечевой одежды в исторических чертежах 105

Выводы по главе 3 109

4 Разработка методического обеспечения 2D и 3D проектирования одежды на основе параметров конструктивных решений прототипов 110

4.1 Разработка модуля параметрического конструирования одежды на основе конструктивных решений XIX в 110

4.2 Формирование алгоритмов трехмерного проектирования изделий по параметрам чертежей прототипов 116

4.3 Определение проекционных параметров одежды на основе параметров плоских конструктивных решений прототипов XIX в... 125

4.4 Составление схем конструктивного моделирования современных чертежей на основе параметров исторических прототипов 128

Выводы по главе 4 142

5 Реструктуризация процесса пректирования изделий на основе ретроспективного анализа конструктивных решений 143

5.1 Обобщение и апробация разработанных элементов методического и информационного обеспечения 143

5.2 Разработка составляющих процесса проектирования одежды на основе ретроспективного анализа конструктивных решений 148

5.3 Модернизация структуры проектной деятельности специалистов 151

Выводы по главе 5 155

Заключение 156

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы. Проектирование швейных изделий на основе ретроспективных исследований конструктивных решений прототипов широко востребовано в современной практике разработки авторских моделей одежды, костюма для кинопроцесса, театра, музейного дела, военно-исторической реконструкции. Несмотря на разнородность проектных задач, во всех сферах проектирования одежды на основе исторических прототипов требуется разносторонний анализ исходных конструктивных решений, способствующий формированию методического и информационного обеспечения процесса рационального и точного проектирования.

В настоящее время отсутствуют исследования, систематизирующие и обобщающие инженерные методы построения конструкций одежды в ретроспективе применительно к современному проектированию швейных изделий. Актуальна разработка универсальных методов построения базовых и модельных конструкций изделий, основанных на закономерностях построения и параметрах чертежей в аутентичных методиках.

Ретроспективный системный анализ конструктивных решений мужской одежды позволяет разработать алгоритмы построения чертежей на основе исторических прототипов, применимые в современной инженерной деятельности, которые могут быть реализованы в системах автоматизированного плоскостного и трехмерного проектирования одежды. Необходимо сформулировать качественные характеристики и сформировать систематизированный базис параметров конструктивных решений. Кроме того, чертеж, как результат процесса конструирования, не может рассматриваться обособленно от антропометрических исходных данных. Требуется сопоставление исторических и современных методов измерения фигуры и антропометрических стандартов для определения необходимого и достаточного набора размерных признаков, а также учета эпохальной изменчивости фигуры человека.

Для реализации автоматизированного трехмерного проектирования одежды на основе чертежей исторических прототипов необходим переход от параметров плоских конструктивных решений к величинам проекционных прибавок, раскрытие антропометрического соответствия изделий форме и размерам современной фигуры, влияния расположения и величин формообразующих растворов на внешнюю форму изделий.

Работа соответствует паспорту ВАК научной специальности 17.00.06 по областям исследований «Методы формообразования и структурообразования художественных и промышленных изделий» и «Методы расчета и изменения параметров проектирования».

Целью диссертационной работы является совершенствование процесса проектирования мужской плечевой одежды на основе ретроспективного системного анализа конструктивных решений прототипов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

определить хронологические границы актуальных источников исторических конструктивных решений и выполнить ретроспективный системный анализ методов конструирования одежды и антропометрии выделенного периода;

изучить основные принципы построения конструкции исторического костюма и определить адекватные методы современной реализации конструктивных решений;

сформировать систему параметрического описания аутентичных конструктивных решений, применимую в современном проектировании;

выявить отличительные черты рассматриваемых конструктивных решений, описать их качественные и количественные характеристики;

определить конструктивные параметры устойчивых силуэтных форм мужской одежды выделенного периода;

разработать модуль параметрического построения чертежей одежды, основанный на реализации алгоритмов аутентичных методик в 2d САПР;

исследовать возможности моделирования пространственной формы исторического костюма в 3d САПР, разработать алгоритм построения разверток деталей мужской плечевой одежды с использованием параметров исторических прототипов.

Объектами исследования являются: системы конструирования, антропометрии и чертежи конструкций мужской плечевой одежды. Предмет исследования -закономерности построения исторических чертежей и конструирования современной мужской одежды на их основе во взаимосвязи с пространственной формой изделий.

Методы исследования. В работе использована общая методология системного подхода к вопросам проектирования одежды. На отдельных этапах работы использовались: художественно-конструктивный метод анализа костюма, методы статистического многомерного анализа, графические методы анализа данных, принципы алгоритмизации и программирования в разработке параметрического модуля построения чертежей.

Построение, сравнительный анализ чертежей и визуализация трехмерных форм костюма производились в САПР СТАПРИМ, AutoCAD. Статистическая обработка результатов измерений выполнена в программе Starsoft Statistica.

Автор защищает:

закономерности построения чертежей конструкций мужской одежды XIX в., выявленные в результате ретроспективного анализа методов конструирования и антропометрии;

методику параметрического описания конструктивных решений мужской плечевой одежды XIX в.;

модуль параметрического конструирования мужской одежды на основе исторических прототипов в 2d САПР;

методику 3d проектирования пространственной формы и разверток деталей мужской одежды с использованием совокупности параметров исторических прототипов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

впервые проведен ретроспективный системный анализ конструктивных решений, методов конструирования мужской одежды и антропометрического описания формы и размеров тела человека;

разработана методика параметрического описания и произведена типизация конструктивных решений мужской плечевой одежды XIX в. по совокупности качественных и количественных характеристик;

разработан алгоритм построения разверток деталей одежды на основе параметров чертежей прототипов рассматриваемого периода;

разработана методика перехода от линейных параметров к проекционным конструктивным прибавкам, характеризующим пространственные формы прототипов в системе СТАПРИМ;

модифицирован алгоритм 3d проектирования современной мужской плечевой одежды с расширением технологических возможностей использования совокупности конструктивных параметров исторических прототипов.

Практическая значимость работы состоит в разработке компонентов информационного и методического обеспечения процесса проектирования мужской плечевой одежды в различных проектных ситуациях, требующих анализа профессионального исторического наследия, в том числе:

в разработке модуля параметрического построения чертежей изделий XIX в., позволяющего с минимальными временными затратами получить конструкции изделий с характерными чертами прототипов на различные фигуры, а также произвольные формы костюма на основе исторического кроя;

в формировании схем моделирования чертежей современных изделий на основе параметров аутентичных конструктивных решений в рамках плоскостного конструирования;

в усовершенствовании алгоритмов построения разверток мужской одежды с использованием конструктивных параметров исторических прототипов в современных 3d САПР с высокой точностью воплощения пространственной формы;

в разработке справочных материалов, сокращающих временные затраты на этапе предпроектных исследований (авторство подтверждено выдачей свидетельств РФ о государственной регистрации баз данных №2014620772 и №2014620287).

Апробация результатов. Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на XV и XVI международных научных конференциях «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии», IХ международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты», VI международной научно-практической конференции «Наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов».

Результаты исследования применены в различных видах проектирования моделей одежды на основе исторических конструктивных решений и реконструкции, что подтверждено соответствующими актами внедрения в проектную деятельность предприятия ООО «СТАЙЛ-ПС», Региональной общественной организации «Санкт-Петербургское военно-историческое общество», члена Союза Кинематографистов России ИП А.Ю. Некрасовой.

Достоверность результатов обусловлена репрезентативностью выборок статистических исследований, апробацией результатов в производственных условиях, учебном процессе, научной печати, на всероссийских и международных конференциях, положительными результатами регистрации объектов интеллектуальной собственности.

Публикации. Результаты исследований по теме диссертации отражены в 22 публикациях: в 8 статьях в журналах, рекомендованных ВАК, 8 статьях в научных журналах и сборниках трудов, 4 публикациях в материалах различных научных конференций и 2 свидетельствах о государственной регистрации баз данных.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, выводов по разделам и работе в целом, 7 приложений. Работа выполнена на 239 страницах,

включает 38 рисунков и 17 таблиц. Список использованных источников состоит из 169 наименований.

Систематизация практики проектирования авторских моделей одежды на основе ретроспективного анализа конструктивных решений

Окат рукава и пройма, формирующие внешний вид изделия в области плечевого пояса, имеют неразрывные конструктивные взаимосвязи, такие, как высота оката рукава и глубина проймы, ширина рукава и ширина проймы и т.п. В связи с этим целесообразно объединить эти элементы.

Форма плечевых срезов, влияющая на силуэт, рассматривается отдельно, т.к. может выступать в качестве самостоятельного элемента кроя.

Членения детали переда, как конструктивные, так и декоративные, являются отражением исторических приемов проектирования одежды в целом и методов формообразования в частности, и связаны с силуэтом и пропорциями, однако могут быть заимствованы отдельно от последних.

Под карманами понимается их форма, тип, расположение, форма клапанов, листочек и т.п. Застежка и край борта - элемент кроя, в большой степени характеризующий внешний вид детали переда и может включать в себя форму края борта, конфигурацию застежки и ее тип, дополнительные детали кроя, необходимые для функционирования застежки: отвороты, хлястики, планки и т.п.

Конструкция рукава в данном случае - совокупность различных по длине и форме срезов, характеризующих внешний вид рукава исторического костюма. Под манжетами и линией низа рукава подразумеваются все варианты обработки низа рукава, в том числе хлястики, отвороты, планки, застежки, и др.

Зарегистрированное конструктивное решение не всегда может быть отнесено только в одной категории. Для избегания повторений, решение относится к категории, к которой оно больше подходит по совокупности визуальных и конструктивных параметров.

Для того чтобы определить, к какому именно периоду истории относиться костюм-прототип, как база элементов исторического кроя в современной модели одежды, выделены следующие периоды: Выбор именно таких хронологических границ объясняется как спецификой проявления исторических мотивов в современных тенденциях моды, так и особенностями эволюционных изменений конструкции одежды в истории. Значительные промежутки времени объединены в рамки античности и средневековья в связи с тем, что крой одежды в данные периоды изменялся крайне незначительно, в то время, как XVII, XVIII и XIX вв. характеризуются более быстрой сменой модных форм в костюме. В качестве самого современного периода выделено начало XX в., что обусловлено умеренными темпами изменения силуэта, конструкции, пропорций мужской плечевой одежды на протяжении XX столетия. Кроме того, проблематично однозначное определение различий между элементами кроя костюма двадцатилетней давности, реализованными в современном изделии и появлением моды на пропорции, напоминающие пропорции существовавшего несколько десятилетий назад костюма, что связанно с цикличным характером развития модных тенденций [29; 38 и др].

Исследование коллекций одежды показывает, что наиболее популярным периодом при выборе моделей - источников исторических прототипов является XVIII - XX вв. Кроме того, самыми актуальными в коллекциях 2005 - 2015 гг. являются элементы конструкций мужского костюма XIX в., 34% от общего числа элементов - элементы кроя XIX в. (рис 3). Большинство моделей в стиле милитари основываются на конструкциях военной униформы XIX в., а гражданский костюм этого периода часто является источником вдохновения при разработке коллекций вечерней одежды. XIX в. в качестве источника адаптивного применения элементов исторического кроя привлекателен тем, что конструкции изделий и их ассортимент значительно более схожи с современными, чем конструкции других эпох. [см. подробнее, 66]

Практика разработки изделий на основе интерпретации исторических прототипов неоднородна. Целесообразно дифференцировать применение конструктивных элементов в современных изделиях в зависимости от сущности и целей вносимых в конструкцию изменений и выделить следующие 2 уровня: 1. Реализация формы, размеров и местоположения декоративно-отделочных деталей и элементов конструкции прототипа: клапанов карманов, уступов воротника, манжет рукава, и т.п. без изменения силуэтной формы костюма; 2. Изменение положения конструктивных членений, величин прибавок, формообразующих растворов и использование характерных для прототипа форм срезов, влекущее за собой изменение пространственной формы изделия.

Если для первого уровня применения исторического кроя в современном проектировании требуются только внешний вид и, в отдельных случаях, конструкция прототипа, то для второго уровня применения требуются такие элементы научно-методического обеспечения, которые позволят рационально воспроизводить и корректировать плоский чертеж прототипа во взаимосвязи с пространственной формой костюма.

В процессе исследования современных моделей одежды, разработанных на основе конструктивных решений исторических прототипов, собран большой объем информации. Актуальной является возможность представления этой информации в доступной интерактивной форме. В таком случае изображения моделей одежды с историческим кроем могут быть эффективно задействованы в процессе разработки новых моделей. Наиболее приемлемым инструментом хранения, поиска и представления информации, в данном случае, является база данных.

Разработанная база данных «Современные модели одежды с историческим кроем» содержит оцифрованные фотографические изображения моделей мужской плечевой одежды европейских домов моды. Свидетельство о государственной регистрации базы данных представлено в приложении Е, фрагменты базы данных представлены в приложении Б.

Ретроспективный анализ методов проектирования одежды

В результате параметрического описания получены параметры конструктивных решений большого количества изделий, конструкции которых представлены в методиках, изданных на протяжении рассматриваемого периода. Для современного проектирования исторического костюма целесообразно выявить средние величины параметров конструктивных решений, характеризующих силуэтную форму костюма, что может быть выполнено посредством кластерного анализа.

Для выделения доминирующих, согласно методикам, силуэтных форм мужской плечевой одежды рассматриваемого периода выполнен кластерный анализ изделий по их измеренным параметрам, определяющим силуэт: Пг, Пт, Пб, Пшг, Пшс, Пдтс, Пшп, Пспр. Для кластеризации выделено 4 группы изделий: фраки, сюртуки, визитки (объединены в единую группу в силу схожести конструктивных решений), пиджаки, жилеты. Четвертую группу составили рукава, характеризующиеся иными параметрами. Кластерный анализ выполнен в программе Starsoft Statistica.

После кластеризации на древовидной диаграмме определено оптимальное количество кластеров для каждого вида изделий: 5 для фраков, сюртуков, визиток (рис. 12), 3 для пиджаков, 2 для жилетов, 4 для рукава. Для каждого кластера рассчитаны средние величины параметров вошедших в него изделий, их среднеквадратичные отклонения и коэффициенты вариаций. Аналогичным образом выполнен кластерный анализ положения конструктивных членений стана. Определено 4 усредненных положения конструктивных членений.

В таблице 6 приведены исходные данные для кластеризации – параметры чертежей фраков, сюртуков и визиток. Принята следующая кодировка изделий: до разделительного знака – код методики, после разделительного знака – код изделия (1- фрак, 2 – сюртук, 3 - визитка).

Результаты кластерного анализа подтверждают преемственность в развитии модных форм мужской плечевой одежды XIX в. Параметры конструктивных решений определяют конфигурации плоских чертежей изделий, характерных для актуальных в различные периоды века силуэтных форм костюма. Данные параметры являются усредненными и могут быть использованы в том случае, если нет необходимости выполнения реконструкции изделия по конкретной методике

В качестве основы современного конструирования выступает чертеж конструкции исторического изделия. В качестве источника чертежа конструкции может выступать как современные источники, посвященные историческому крою, так и непосредственно исторические источники. В случае рассмотрения кроя XIX в., исторические источники являются наиболее актуальными в связи с тем, что включают в себя не только чертежи конструкций, но и методику проектирования, информацию о размерных признаках, использованных при построении, технологиях, материалах и т.п.

Поиск в источниках изображения конструкции исторического изделия, требует проработки большого объема информации, превращая процесс проектирования изделия на основе исторического кроя в нерациональное мероприятие, что делает сокращение временных затрат на процесс поиска элементов перспективным направлением исследований.

В качестве средства сокращения временных затрат на процесс поиска элементов, разработана «База данных кроя мужской одежды 19 века» [101]. База данных содержит конструкции исторических изделий, сопровождаемые дополнительной информацией о них. Фрагменты базы данных представлены в приложении Д, свидетельство о регистрации - в приложении Е.

База данных решает следующие задачи, возникающие при адаптивном применении элементов исторического кроя в современном проектировании: систематизация информации о конструкциях исторических изделий и источниках их получения; наличие необходимой информации о чертеже; поиск конструкции по различным параметрам; получение содержательного отчета по каждой конструкции. Структура базы данных (рис. 13) основана на перегруппировке исходных данных в процессе их занесения в базу и последующего выполнения запросов. Информация, заносимая в базу через формы, распределяется по таблицам, оценивается в соответствие с условиями запроса и предоставляется в отчете для каждого изделия (рис. 14).

Разработанная база данных функционирует под управлением СУБД Microsoft Access. Для рационализации процесса пополнения базы данных, сведения о конструкции изделия распределены по трем группам: источники, изделия и типы изделий. Такое разделение позволяет избежать повторного занесения информации в базу данных и связанных с этим несоответствий, вызванных опечатками, повторяющимися записями и т.п. Соответственно, информация, вносимая в базу данных, распределяется по трем таблицам: источники, изделия, типы изделий. [74]

Таблица «источники» включает информацию о источнике получения конструкций изделий. В связи с тем, что в базу данных занесены только конструкции изделий XIX в., в качестве источников выступают издания с 1800 по 1910гг., посвященные проектированию мужской одежды, включающие графические изображения чертежей конструкций.

Сопоставление исторических и современных величин размерных признаков условно-типовых фигур

Моделирование позволило обосновать величины формообразующих растворов XIX в., определяющих формы срезов деталей, например: значительная величина формообразующего раствора в области груди (6-8см), направленного в край борта, обосновывается величиной Пшг, ее распределением и величиной соответствующего проекционного зазора. [110]

В связи с возможностью визуализации пространственной формы проектируемого изделия в его взаимосвязи с поверхностью фигуры, САПР СТАПРМ является наиболее перспективным инструментом проектирования исторического костюма с высоким уровнем антропометрического соответствия его формы размерам современной фигуры, как условно-типовой, так и индивидуальной. Кроме того, на основе полученной модели исторического изделия, возможно осуществлять последовательное варьирование параметров для получения современных авторских интерпретаций исторических форм, тем самым обогащая художественно-конструктивные решения моделей одежды.

Определение проекционных параметров одежды на основе параметров плоских конструктивных решений прототипов XIX в. Известные исследования силуэтной формы мужского исторического костюма опираются на анализ аутентичного иллюстративного материала и текстовые источники [например, 149]. Однако, историческая графика имеет склонность к преувеличению, гиперболе характерных черт художественно конструктивных решений одежды. Трехмерное проектирование исторического костюма требует не только параметры плоских чертежей, но и проекционные параметры формы изделия. Эти параметры получены посредством экспериментального моделирования в САПР СТАПРИМ. На первом этапе эксперимента по историческим методикам построены чертежи конструкций изделий, в качестве параметров конструктивных решений которых использованы параметры, полученные в результате кластерного анализа. Затем, с неизменными величинами прибавок к дуговым размерным признакам осуществлялось варьирование проекционных параметров формы изделия до совпадения контуров разверток СТАПРИМ с контурами чертежей, построенных по историческим методикам соответствующих периодов. На рисунке 32 представлены проекции стана, актуальные для фрака, визитки и сюртука различных периодов XIX в.

Для каждой полученной формы костюма, отражающей параметры конструктивных решений методик определенных периодов, зарегистрированы величины параметров, характеризующих пространственную форму костюма (табл. 16). Такое описание исторического костюма позволяет характеризовать отличительные особенности его силуэтной формы количественно. Современное проектирование одежды на основе исторического костюма заключается в интерпретации форм и их плоских конструктивных

Исторический крой, как основа современного проектирования, имеет широкую сферу применения. Проектирование в 2d b 3d САПР не всегда может быть реализовано в силу различных причин, например, специфики задач проектирования или особенностей функционирования конкретного предприятия. В то же время, реализация исторических форм костюма может быть выполнена на основе чертежей конструкций современных изделий, в рамках конструктивного моделирования второго и третьего видов [30, с. 36]. Однако различия между историческими и современными чертежами значительны.

На основе выявленных закономерностей исторического конструирования разработаны схемы конструктивного моделирования современных чертежей (табл. 17). В качестве переменных параметров использованы элементы параметрического описания исторического кроя. Выделены следующие конструктивные зоны моделирования:

Для каждой выделенной зоны составлены схемы конструктивного моделирования для реализации исторических форм костюма. Одновременное применение всех схем позволит получить форму костюма и его чертеж, крайне приближенные к историческому прототипу. Такое соответствие

Формирование алгоритмов трехмерного проектирования изделий по параметрам чертежей прототипов

Разработанная «База данных исторического кроя» (на схеме - БД 2), участвующая в процессе выбора прототипа, способствует сокращению временных затрат на поиск исторической модели одежды. Однако, искомый исторический костюм может отсутствовать в базе. В этом случае, выполняется поисковый анализ исторических моделей одежды в определенных источниках информации, содержащих: внешний вид изделия, его конструкцию и сопутствующую информацию. Обнаруженные модели заносятся в базу данных и выбираются в качестве прототипов. Такой алгоритм действий способствует постоянному информационному насыщению базы данных и, следовательно, сокращению временных затрат при разработке новых моделей одежды. Определение необходимого уровня изменений, которым должна подвергнуться историческая конструкция, также является частью проектирования. Принципы и количественные характеристики изменений определяются за счет сопоставления исторического и современного кроя и непосредственно влияющих на него структурных составляющих костюма: композиции, конструкции, материалов, технологий [см. подробнее, 64, 65]. На этапе разработки эскизного проекта осуществляется выбор и применение элементов кроя моделей прототипов, выбранных ранее. Модели одежды утвержденного эскизного проекта заносятся в базу данных «Современные модели одежды с историческим кроем».

На этапе конструкторско-технологической подготовки производства происходит применение исторического кроя в конструировании проектируемой модели. Здесь также применяется «База данных исторического кроя». Здесь используется один из разработанных элементов методического обеспечения: модуль параметрического конструирования исторических изделий, САПР СТАПРИМ с разработанными алгоритмами для прототипов XIX в., схемы моделирования современных чертежей.

Расширяется этап оценки проектных решений. Помимо традиционных контрольных операций, появляется отдельный модуль, посвященный анализу художественного и конструктивного подобия образца и исторического прототипа. Именно наличие некоторых ассоциативных соответствий между современной и исторической моделью одежды позволяет заключить, что в изделии присутствуют исторические мотивы, будь то крой, композиция, цвет, декор и т.п.

Разработанная модель вариабельна. Отдельные этапы проектирования, в зависимости от сложности технического задания, модели одежды, ассортимента, планируемых объемов производства могут быть сокращены или исключены из алгоритма.

Данная модель согласуется как с обобщенной схемой процесса проектирования Дж.К. Джонса [24], так и с последовательностью и содержанием основных этапов проектирования швейных изделий, представленными такими авторами, как С.В. Куренова [56, с. 280], Н.И. Смирнова [106, с. 186], С.В. Павлова [84] и др. Однако, представленная на рисунке 37 последовательность, в отличие от аналогов, приводимых другими авторами, применима в процессе проектирования одежды с историческим кроем, содержит необходимые для этого действия и блоки. Разработанная информационно-логическая модель процесса проектирования одежды на основе исторического кроя отражает общие принципы проектирования современной одежды с историческими мотивами различных ассортиментных групп и применима как в проектировании мужской, так и женской бытовой одежды.

Художественное проектирование одежды на основе исторического кроя способствует более тесному соприкосновению областей инженерной деятельности и дизайн проектирования. В.Ю. Медведев, рассуждая об инженерном проектировании, упоминает: «…Как правило, инженер не ставит задачи достижения эстетического совершенства объекта разработки, поскольку это прерогатива художника-конструктора, с которым он сотрудничает. Многие потребительские свойства разрабатываемого объекта являются либо результатом совместной проектно-творческой деятельности инженера и дизайнера (иногда и эргономиста), либо плодом только инженерного проектирования» [59, с. 15]. Однако, в случае применения элементов исторического кроя в разработке современной модели одежды именно продукт деятельности инженера-конструктора становится инструментом дизайн проектирования и именно инженерное решение должно привести к эстетическому совершенству объекта разработки, что нетипично для проектирования одежды. Это несоответствие приводит к проблематике разделения функций дизайна и конструирования в разработке модели одежды, крой которой является наиболее значимым элементом художественной выразительности. Такое разделение может быть основано на выделении ролей дизайнера (художника по костюму, модельера) и конструктора (инженера, проектировщика).

В.В. Ермилова при анализе функций конструктора и дизайнера в проектировании и изготовлении одежды утверждает: «…Дизайнер одежды способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных его стадиях в работе принимают участие и другие специалисты, прежде всего, конструктор и технолог» [30, с. 12]. Возможно допустить, что для традиционного процесса проектирования одежды это утверждение верно. В том случае, если творческий замысел дизайнера реализуется в эскизном проекте посредством метода ассоциативного проектирования и источником вдохновения послужил абстрактный предмет, не имеющий отношения к инженерной деятельности, задачей конструктора швейных изделий является реализация в чертеже формы костюма, изображенной на эскизе или техническом рисунке, с помощью известных ему методов и приемов конструирования. Однако, в том случае, если крой (например, исторический) является основным средством художественной выразительности изделия, ассоциативное проектирование и творческая трансформация первоисточника, в классическом понимании этих терминов, уступают место адаптивному применению элементов композиционного, конструктивного, технологического решения. В случае адаптивного применения элементов исторического кроя в современном проектировании целесообразно расширение сфер применения знаний и опыта таких специалистов, как конструктор и технолог. Например, их участие в разработке эскизного проекта (рис. 38) является классическим примером разделения труда.

Такое распределение не ведет к сокращению сферы полномочий дизайнера, напротив, расширяет его возможности посредством разделения труда и привлечения к специфическим видам деятельности специалистов с необходимым уровнем знаний, опыта, практических наработок. Частичный переход проектной работы от дизайнера (художника по костюму) к конструктору компенсируется сохранением руководящей роли дизайнера в разработке модели одежды. Однако, передавая часть проектной деятельности конструктору и, возможно, технологу, которые обладают необходимыми практическими наработками и базой знаний, дизайнер вынужден координировать работу этих специалистов, контролировать результаты их совместной деятельности и т.п. Такое перераспределение обязанностей способствует увеличению требований к упомянутым выше специалистам, обусловленному изменению их ролей в проектной деятельности.