Введение к работе
Актуальность исследования. Одной из центральных задач теории дизайна является определение закономерностей формирования эстетически полноценного облика промышленных изделий, исследование системы средств и методов, используемых дизайнером в работе над изделием в целом и его различными морфологическими характеристиками. Важное место в этой системе занимает понятие "тектоника". Как категория композиции тектоника описывает целый срез морфологиче-жих характеристик и является одной из основных в теории композиции. 3 ней связаны, с одной стороны, представления о целостной и гармоничной форме изделия, с другой - она сама является тем инструментом, : помощью которого дизайнер добивается этой целостности 1 единства. В этом качестве тектоника выступает также одним из главных средств композиции в дизайне.
В теории архитектуры проблема тектоники исследована достаточно полно и всесторонне (И. Бартенев, К. Зигель, М. Гинзбург, \. Степанов и др.). Начало этим исследованиям было положено еще з XIX в., когда в понятийный арсенал теории архитектуры К. Беттихером эыл введен термин "тектоника". На примере развития представлений з тектонике в теории архитектурной композиции можно видеть, что понятие "тектоника" выступает важным звеном в цепи общей проблематики формы в архитектуре и эволюция этого понятия целиком отражает смену концепций архитектурной формы.
В дизайне проблема тектоники теоретически стала актуализироваться только начиная со второй половины XX века, когда сформировалась эазвернутая панорама теоретических и методических подходов к построению формы промышленного изделия (Г. Минервин, Ю. Сомов, 3. Казаринова, М. Федоров, П. Шпара и др.). С тех пор появилось достаточно много высказываний и исследований, так или иначе затрагивающих содержание понятия "тектоника", но никто из авторов не предпринимал попытки исследовать проблему в целом и всесторонне. Каждая новое исследование добавляло лишь еще один мазок в общую пеструю картину дизайнерской теории и практики. Решающий сдвиг наметился з середине 70-х годов с появлением работ, где проблема формы з дизайне предстает в своей диалектической сложности л противоречивости - как взаимосвязь технического и художественного, эмоционального и рационального (В.Маркузон, Е. Лазарев, В. Сидоренко, \. Раппапорт). Без глубокого осмысления этой центральной для дизайна проблемы нельзя было надеяться на успех частных исследований, к ко-
торым относится и разработка понятия "тектоника". Теперь же яснее обозначилось место исследований предыдущих лет, они могут быть органично включены в общее теоретическое поле дизайна и использованы, в частности, для раскрытия проблематики тектоники.
В качестве аналога подобной работы можно указать на исследования тектоники как категории архитектурной композиции у М. Гинзбурга, Г. Степанова, Л. Кирилловой, В. Маркузона и как категории дизайнерской композиции - в работах Г. Минервина, Ю. Сомова, В. Казариновой, М.Федорова.
Цель и задачи исследования. Цель работы - исследовать принципы, закономерности и специфику проявления тектоники в дизайне как ведущего средства профессиональной работы проектировщика и важнейшей категории дизайн-композиции; представить классификационную группировку тектонических структур и разработать на этой основе базовые схемы стратегий пластико-тектонического формообразования, специфичных для дизайн-деятельности, направленной на создание художественно выразительных форм промышленных изделий.
В соответствии с этим в работе ставятся следующие задачи:
еыявить закономерность изменения теоретической проблематики и содержания понятия "тектоника" и дать периодизацию его развития;
показать многоплановость понимания термина "тектоника" и его трансформацию в современных условиях;
разработать классификацию основных проявлений тектонических закономерностей в дизайне и возможных стратегий пластико-тектонического формообразования;
раскрыть тесную взаимосвязь тектоники как средства композиции с другими композиционными средствами, проиллюстрировать методику работы с ними с целью придания промышленным изделиям выразительных пластико-тектонических свойств;
смоделировать возможные ситуации поведения дизайнера при использовании различных стратегий пластико-тектонического формообразования.
Результат исследования - научные предпосылки целесообразного использования тектоники и пластики в дизайне при формировании образа промышленного изделия. Эти предпосылки преломляются в исследовании в методические рекомендации, адресованные дизайнерам, а также в совокупность профессиональных средств проектирования, позволяющих создавать эстетически полноценную продукцию.
Метод исследования. Исследование строится на сочетании синхронного (структурно-логического) и диахронного (исторического) методов,
спользуемых для анализа взаимосвязи конструкции и формы в объек-ах архитектуры и дизайна.
Структурно-логическое исследование является многофакторным, ассматривающим изучаемый предмет с позиций различных наук - эс-етики, искусствознания, технической эстетики, социологии.
Анализ собственно тектонических композиционных средств и ху-ржественно-пластических приемов формообразования опирается а эмпирическое исследование объектов дизайна, результаты которого полужили основой для ряда научных выводов и методических положений.
В обобщающей части исследования использован метод объективизации
синтеза морфологических характеристик изучаемых объектов, влияющих на тектоническую выразительность их форм.
Границы исследования. Наиболее подробно исследованы законо-іерности тектонического построения изделий массового производства тосуды, мебели, светильников, бытовых приборов и т.п.). Однако для олноты раскрытия этих закономерностей комплексное многофактор-ое исследование принципов взаимосвязи конструкции и формы прово-,илось не только на примере изделий промышленного производства, но
на материале архитектуры. Выявлены также основные эстетические акономерности взаимодействия формы и конструкции в свете требова-ий практики дизайн-проектирования.
На защиту выносятся:
-
Исходное научное положение, рассматривающее понятия "тектони-еская правдивость" и "тектоническая выразительность" как законо-іерную оппозицию творческой установки дизайнера.
-
Трактовка взаимосвязи конструкции и формы промышленных изде-ий, базирующейся на арсенале пластических и тектонических компо-иционных -средств, как специфического дизайнерского языка юрмообразования и обязательного элемента закономерной организа-ии дизайн-формы.
-
Классификационная группировка многообразных форм промыш-енных изделий, служащая основанием для выявления их пластико-тек-онических структур.
-
Разнообразные стратегии формообразования, использующие раз-ичные композиционные средства для придания промышленным изде-иям пластической и тектонической выразительности.
Научное значение и новизна исследования состоят в раскрытии то-э, что тектоника как художественное средство дизайн-композиции сть синтез трех начал:
выражения в форме изделия работы материала и конструкции;
отражения в творческом методе дизайнера сложившихся культурно-исторических представлений о выразительности пластико-текто-нического языка форм;.
реализации творческой установки дизайнера на создание целостного художественного образа изделия, соответствующего проектному замыслу.
Существенное значение имеет и предложенная классификационная группировка многообразных форм промышленных изделий, отражающая особенности проектного подхода при их разработке и учитывающая специфику самого объекта проектирования в дизайне.
Главный научный результат исследования состоит в определении двух принципиальных групп стратегий формообразования промышленных изделий, обеспечивающих достижение пластико-тектонической выразительности их формы.
Практическое значение исследования состоит в разработке нового, научно обоснованного направления в методике дизайн-проектирования, обеспечивающего учет и использование пластических и тектонических средств в ходе дизайн-разработки форм промышленных изделий, а также в возможности применения методики пластико-тектонического формообразования в учебном процессе при подготовке будущих дизайнеров.
Полученные в ходе исследования системные знания о факторах, влияющих на взаимосвязь формы и конструкции, открывают возможность всесторонней оценки художественного качества промышленных изделий. Выявление основных эстетических закономерностей тектонического построения объектов дизайна будет способствовать дальнейшему совершенствованию методики художественного конструирования промышленных изделий. Раскрытие динамики изменений в отношении к тектонике как средству композиции и формообразования промышленных изделий позволит наиболее полно и эффективно использовать в дизайне достижения научно-технического прогресса, передовые инженерно-конструкторские разработки, новые технологии производства.
Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения объемом 150 с. текста; библиографии, содержащей 62 наименования; приложения, включающего в себя таблицы и иллюстративный материал.