Введение к работе
Актуальность исследования. Развитие дизайна в нашей стране, расширение его задач, усложнение творческих и теоретических проблем требуют все большего внимания исследователей к изучению его исторического и теоретического наследия. Наряду с работами, посвященными истории и теории отечественного дизайна, важное значение приобретают задачи теоретического осмысления и критического анализа зарубежного опыта, особенно тех стран, дизайн которых внес весомый вклад в развитие проектной культуры XX века.
США являются одной из высокоразвитых стран со сложившимися традициями проектирования, оказавшими большое влияние на формирование мирового дизайна в целом. Сегодня в связи с задачами комплексного исследования тенденций формирования предметно-пространственной среды становится актуальным не только анализ конструктивно-функциональных и технологических особенностей промышленных изделий США, высокий качественный уровень которых общепризнан, но и также исследование художественной специфики американского дизайна. Целостное рассмотрение социокультурной и художественно-образной проблематики дизайна США позволяет проследить становление нового пласта проектной культуры и осознать особую роль дизайна как феномена, относящегося не только к материальной, но и к духовной культуре общества.
Появление дизайна как новой области творческой деятельности явилось следствием определенных экономических и социальных достижений в жизни США. Американские дизайнеры практически первыми прошли этап ориентации на массового потребителя в 30-е годы. В это время в Европе дизайн был в основном еще элитарен. Поэтому многие идеи европейских лидеров функционализма смогли наиболее полно реализоваться именно в США.
Для понимания особенностей развития мирового дизайна необходимо исследовать роль предметно-пространственной среды в формировании американского образа жизни, его специфики. Отдельные элементы американского образа жизни воспринимаются нами именно через массовый дизайн. Анализ социокультурной проблематики позволяет отметить, что американская модель дизайна много дала среднему американцу. Проектные решения дизайнеров США всегда адаптированы к социокультурной ситуации в стране. Однако сегодня в Америке есть и свой элитарный, авангардный дизайн, но и его концептуальные проекты и предметные формы, даже при программной установке на инновацию, всегда вплавлены в конкретную социокультурную ситуацию. Можно подчеркнуть, что Америка оказывает влияние на развитие мирового дизайна не в элитарно-стилевом направлении, а именно изделиями массового коммерческого дизайна. Постоянно осваивая художественные достижения европейских мастеров, привлекая их к совместной работе, дизайнеры США внесли мощный вклад в мировую проектную культуру.
С 80-х годов в США начался процесс самоосознания дизайна как органичной части современной проектной культуры. За последние десять лет в стране стало больше периодических дизайнерских изданий, которые ориентируются именно на анализ „культуры дизайна". На эффективность работы дизайнера влияют творческое освоение социокультурных особенностей страны, уровень развития технологии производства, достижения художественной культуры народа.
Американский дизайн является реальным примером того, как участвуют дизайнеры в многообразной профессиональной деятельности, в различных культурных инициативах. Осваивая опыт коллег из США, советские дизайнеры давно отметили специфические особенности художественных процессов формообразования в американском дизайне.
В восприятии дизайна США отечественными специалистами очевидны противоречия, С одной стороны, наблюдается критическое отношение к типично американскому приему стайлинга, а с другой — творческие приемы американских дизайнеров широко используются в практической работе советских художников-конструкторов. Возникает необходимость разобраться не только во внешне воспринимаемых стилистических чертах и особенностях американского дизайна, но и в глубинных истоках творческой практики американских дизайнеров.
В настоящее время, когда наша страна только начинает осваивать массовое производство изделий высокой технологии, перед дизайном стоит проблема особого осознания связей технологии и культуры, в том числе проектной. Опыт американского дизайна свидетельствует, что развитие промышленной технологии является стимулом для плодотворной деятельности дизайнера.
Актуальность избранной темы объясняется объективной необходимостью дальнейшего развития исследований в области зарубежного дизайна, изучения творчества ведущих мастеров, осмысления специфики художественного образа в дизайне. Критический анализ социокультурной и художественно-образной проблематики становления дизайна США позволяет не только уяснить его вклад в систему образных средств дизайна, но и выявить некоторые закономерности художественных процессов формирования проектной культуры. Исследование конкретно-исторических особенностей развития американского дизайна в контексте социокультурной ситуации и специфики формирования его визуального языка дает основание считать данную тему важной не только для теории, но и практики дизайна.
Объектом исследования являются творческие концепции мастеров, дизайнерские проекты, изделия и материалы текстовых первоисточников исторического, теоретического и публицистического характера.
Предметом исследования явились художественно-образные и социо культурные особенности формирования дизайна США в исторической ретро
спективе его развития. Особо выделены творческие профессиональные проблемы дизайна США.
Круг исследуемых в диссертации проблем предполагает следующие ограничения:
хронологические границы — 30—80-е годы XX века;
типологические границы — основное внимание уделено сфере личного и общественного потребления; исследуются как массовые, так и единичные изделия, формирующие предметно-пространственную среду (без печатной продукции).
Состояние изученности вопроса. В последние годы в работах советских исследователей значительно расширился круг тем, связанных с выявлением, введением в научный обиход и обобщением материала зарубежного дизайна. Исследовалась как практическая деятельность, так и теоретические концепции ведущих дизайнеров мира, лучших образовательных центров. В СССР неоднократно устраивались выставки американского дизайна (последняя состоялась в Москве осенью 1989 г.)/были опубликованы различные материалы, связывающие развитие дизайна с культурой, искусством, промышленностью, торговлей, рекламой, экологией и политикой.
И все же в отечественной культуре пока относительно мало освоен ценный опыт американского дизайна. Лучше всего известно творческое наследие таких дизайнеров США, как Р. Лоуи, Г. Дрейфусе, Н. Бел Геддес, Ч. Имз, Дж. Нельсон*. Но следует отметить, что работы этих признанных мастеров воспринимаются изолированно от развития проектной культуры Америки в целом.
Данное исследование непосредственно опирается на опыт философского, культурологического и искусствоведческого анализа проблематики дизайна, накопленный в работах таких советских исследователей, как О. Гени-саретский, В. Глазычев, К. Кантор, В. Сидоренко, С. Хан-Магомедов. Более непосредственно с проблематикой американского дизайна, ее историческими и теоретическими аспектами связаны труды Р.Антонова, В. Аронова, А. Иконникова, Г. Минервина. В исследовании использованы работы по анализу американской архитектурной практики Т. Возвышаевой, А. Рябушина, В. Хаита, А. Шукуровой, В. Тасалова. Среди многочисленных работ советских обществоведов по проблемам буржуазной массовой культуры автор рассматривает исследования П. Гуревича, Ю. Давыдова, Ю. Замошкина, Е. Карцевой, Н. Кейзерова, А. Мидлера, В. Молчанова, К. Разлогова, В. Шестакова.
Среди философских, методологических и культурологических исследований американских авторов можно выделить работы А. Тоффлера, Д. Янке-ловича, Дж. Нейсбитта, П. Эбедин. Из западноевропейских историков и теоре-
*На русский язык переведена его книга „Проблемы дизайна" в 1971 г.
тиков дизайна наибольший вклад в изучение материала дизайна США внесли английские исследователи Г. Рид, Дж. Хескет, П. Спарк и С. Бэйли, итальянские — Дж. Дорфлес и К. Дона. Осмыслению творческих, теоретических и историко-культурных проблем дизайна США посвящены книги американских авторов - Д. Буша, Дж. Доблина, А. Дрекслера, Дж. Мейкла, Р. Рида, Р. Кап-лана, Э. Фирби, Д. Уалланса. Высокой теоретической ценностью обладают работы Р. Бэнхема, Д. Бурстина, 3. Гидиона, В. Гропиуса, Ле Корбюзье, Л. Мо-хой-Надя, Н. Певзнера. Наиболее полное исследование различных аспектов теории и истории дизайна США содержится в двух монографиях дизайнера и историка дизайна А. Пулоса*.
Наряду с проектной практикой материалом исследования являются текстовые первоисточники — книги, статьи, каталоги выставок, публицистические выступления дизайнеров США. Попытки теоретически обосновать свои взгляды и методы творческой деятельности были предприняты многими дизайнерами Америки. Поэтому естественно, что в работе привлечены материалы книг Р. Лоуи, Н. Бел Геддеса, Г. Дрейфусса, В.Д. Тига, Дж. Нельсона, Г. ван Дорена, Дж. Липпинкота, Дж. Вайнса. В исследовании использованы также личные наблюдения автора от выставок дизайна, изделий и бесед со специалистами, занимающимися проектной практикой, во время командировки в США в декабре 1988 года.
Цель исследования — выявление в процессе анализа особенностей социокультурной и художественно-образной проблематики дизайна США, связанных как со спецификой конкретно-исторических условий этой страны, так и с достижениями современной промышленной технологии, потребностями людей и спецификой творчества в сфере дизайна. Поставленная цель предполагает решение таких задач, как создание конкретно-исторической картины постепенного внедрения дизайна в проектную культуру страны, исследование процесса профессионализации американского дизайна как художественной деятельности, анализ специфики образного мышления дизайнеров США.
На защиту выносятся положения, касающиеся выявления и анализа особенностей формирования визуального языка дизайна США, возрастания роли проектной культуры в американском образе жизни и оценки дизайна этой страны как значительного явления в материально-художественной культуре XX века.
Методика исследования основана на использовании принципов и понятий, принятых в советском искусствознании для теоретического, культуро-
*Pulos A. American design ethic. A history of industrial design to 1940. Cambridge (Mass.), The MIT Press, 1983; Pulos A. The American design adventure. 1940-1975. Cambridge (Mass.), The MIT Press, 1988.
логического и исторического анализа процессов и явлений; творческой практики и концептуальных проектов.
Научная новизна исследования определяется прежде всего целостным изучением американского дизайна, что позволяет выделить основные социокультурные и художественно-образные аспекты, ранее не получившие обоснованного и систематизированного изложения. Впервые выявлены и проанализированы закономерности и основные этапы становления и развития дизайна США как части проектной культуры. Систематизирован обширный визуальный материал. В научный и профессиональный обиход введены материалы текстовых первоисточников по истории и теории дизайна — книги американских дизайнеров и историков проектной культуры, что особенно важно, так как недостаточная изученность материала американского дизайна не позволяет с достаточной полнотой разобраться в процессах развития мирового дизайна.
Практическая значимость диссертации определяется важностью выявленного и проанализированного фактического материала для изучения истории, культуры, искусства и дизайна США, современных тенденций развития мировой проектной культуры. Сформулированные в диссертации положения и выводы могут найти применение в преподавании учебных курсов по подготовке дизайнеров, искусствоведов, культурологов, включающих историческое, теоретическое и методологическое освоение зарубежного опыта, а также в ходе общекультурологических исследований и междисциплинарного изучения проектной культуры.
Апробация работы. Материалы, основные положения и выводы исследования были изложены автором в докладах на семинарах „Художественные проблемы предметно-пространственной среды" и „Эксперимент в дизайне" отдела теории и истории дизайна ВНИИТЭ, в лекциях из цикла „Актуальные проблемы теории и истории советского и зарубежного дизайна" в Центре технической эстетики ВНИИТЭ (1986—1988 гг.), в курсе лекций о творческих поисках в зарубежном дизайне во Всесоюзном проектно-конструктор-ском и технологическом институте мебели, г. Москва (1988—1989 гг.), на Всесоюзной конференции „Актуальные проблемы развития эстетики" Института философии АН СССР (1987 г.).
Исследование, проведенное автором диссертации, непосредственно связано с планом основных научных работ ВНИИТЭ. Результаты исследования внедрены в следующих НИР: „Исследование общетеоретических и социально-культурных проблем дизайна" (№ гос. регистрации 02850077373), „Выявление и исследование социокультурных, социально-этических и экологических проблем быта" (№ гос. регистрации 02860110311), „Разработка исторических проблем отечественного и зарубежного дизайна" (№ гос. регистрации 02850074262).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения общим объемом 157 страниц, списка основной использованной литературы из 316 наименований и 18 таблиц иллюстративного материала.