Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды Бандорин, Валерий Георгиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бандорин, Валерий Георгиевич. Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / С.-Петербург. высш. худож.-пром. уч-ще им. В. М. Мухиной.- Санкт-Петербург, 1994.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/3-x

Введение к работе

Актуальность исследования и состояние вопроса. Примат всечеловеческих ценностей определяет широту понимания гуманистических тенденций сегодняшних поисков в дизайне. Человеческое измерение как инструмент психо-эстетического формирования представления об окружающем мире - очевидный императив творческого процесса во всех видах проектирования.

Человек, создающий искусственную среду, вправе ощущать ее как естественную для него, организованную по законам человеческого восприятия и соответствия, чувственно-адекватную, органичную ему. Внимание к внутреннему миру челозека, потребность профессионального исследования эмоциональных категорий,. определяющих характер взаимоотношений субъекта и объекта в дизайне обуславливает необходимость рассмотрения соответствующих принципов структурообразования средовых объектов, в. частности урбанистической среды (урбосреды) - целенаправленно созданной и осваиваемой искусственной "внутренности" современного городского поселения. Это - предметно-пространственное окружение, которое взаимодействует с городским сообществом (населением), не только формируясь под его воздействием, но и влияя на формирование его самочувствии и поведения. Горожанин - та парадигма, которая в полной мере является- продуктом урбосреды, а эта среда - постоянно меняющийся результат жизнедеятельности жителя города.

Проолема актуализации человеческого измерения в условиях урбосреды как прерогатива архитектора раскрывается в работах А.В.Иконникова, а.Г.Бархкна, Г.П.Степанова, З.Н.Яргиной, С.В.Но-

ренкова, В.Гропиуса, К.Линча и др.

Впрямую связывая антропометрические характеристики с элементами архитектурных сооружений, их композиционной организацией как единого целого, Ле Корбюзье, Б.Рыбаков, И.Шмелев, И.Шевелев раскрывают соразмерность и сомасштабность архитектурных' объектов по отношению к человеку. Но общая "соразмерность" человека и города фактически уходила из поля зрения исследователей. Нельзя сказать, что вопросы средообразова-ния в городской структуре не рассматривались архитекторами; различные аспекты этой проолемы нашли свое отражение в исследованиях В.Шимко "Архитектурное формирование городской среды", Л.Монаховой "О современной концепции пространства", А.Раппа-порта "Эстетика тоталитарных сред", А.Гутнова "Новый Арбат", А.Уроаха и М.Лина "Архитектура городских пешеходных пространств", И.Перни "Город, человек, окружающая среда", Б.Мейтленда "Пешеходные торговые пространства" и др. Раскрывая принципы средового подхода в организации урбопространотва, авторы преж де всего связывают их с функциональными процессами и эстетическими потрео'ностями человека. Обозначенными, но неисследованными остаются важные моменты эмоционально-чувственных связей, возникающих у человека в различных типах среды. Вплотную к рассмотрению вопросов,.связанных с психологическим влиянием среды на человека, подходят в своих работах Г.И.Полторак, И. Страутманис, М.Хейдметс, И.Забелынанский, Ё.Беляева, Г.Сомов, Дж.Саймонс, М.Черноушек и др. Они отмечают необходимость всестороннего учета эмоционально-психологического фактора в проектировании среды жизнедеятельности,

На аналитическом и практическом уровне раскрывают психо-

логию поведения человека в зависимости от особенностей различного средового окружения труды В.И.Лебедева "Личность в экстремальных условиях"; А.А.Куклинова "Отраслевая промышленная выставка как объект художественного конструирования"; Л.С.Колпащикова "Принципы художественного моделирования среды оператора"; Ю.Б.Хромова "Парковые ансамбли и их восприятие"; Э.Бенгстона "Детские игры - не только средство физического воспитания" и др.

Город - многомерное социально-средовое и пространственно-личностное образование - есть объект исследований и разработок в архитектуре и дизайне. Последний, как специфический вид творчества, понимает человека в контексте его функциональных, культурных и эстетических потребностей в общей системе "человек-предмет-среда". Теоретическое осмысление проблемы дизайн-организации среды жизнедеятельности человека, в том числе и урбосреды, осуществляется в исследованиях С.Хан-Магомедова, М.Кагана, В.Тасалова, В.Глазычева, Г.Ми-нервина, В.Сидоренко, Е.Любомировой, С.Потапова и др. Кон-кретнве вопросы, встающие перед дизайном урбосреды как полифункциональным пространством человеческой деятельности, освещаются в работах Д.Азрикана, Е.Асса, Б.Овсянникова, А.Давтяна, И.Лежавы, А.Бокова, В.Юдинцева, А.Ермолаева, Л.Псреверзева к др.

Таким образом, проблематика связи человека со средой рассматривалась во многих, преимущественно, частных, аспектах, но не комплексно и целенаправленно с позиций прикладное антропоиомии. Именно эта дисциплина обеспечивает организацию и совершенствование жизнедеятельности человека в целом, в

социо-экологическом и психолого-эмоциональном планах - в том число. Причиной отсутствия антропономного подхода является априорная убежденность, что всё необходимое может быть обеспечено уже утилитарно-эргономическими и дидактике—эстетическими (а значит, якобы вполне отвечающими потребностям человека) свойствами и качествами элементов, формирующих среду, но понятие "человеческое измерение" - нечто большее и иное, чем просто измерение (а затем и практическое приложение) его ана-томо-физиологичееккх и ікиенерно-психологических данных. Именно ориентация на психологический "аппарат" человека и на его "продукт" - эмоции - может составить действительное человеческое измерение. Ведь и сам дизайн возник как социально-кльтур-ный "заказ" на актуализацию.роли эмоционально-человеческого начала, особенно в современном урбанизировано-компьютерном мире. Значит, произведения дизайна могут быть действительно человеко-сообразными только в случае своей психоэмоциональной "ёмкости", полноценности. Эмоциональное начало, учитываемое с целью обеспечения благоприятных контактов человека и среды, является одним из наиболее мощных стимуляторов деятельности вообще и одновременно - существенным фактором средообразования. Активизация средовой деятельности человека во всех отношениях, в том числе - и эмоциональном, предполагает переход приоритета значения,предметно-пространственной среды ст функционально-прагматического к эмоционально-коммуникативному, а от последнего - к эстетическо-художественному. Поэтому состояние изученности проблемы психо-эмоционального аспекта формирования урбосреды методами дизайна, расширение сферы профессиональных устремлений и проектно-философской культуры самого дизай-

на и заинтересованность урбанизированного общества в пози
тивных результатах "городского дизайна" определяют актуаль
ность настоящей диссертации и ее целевую направленность. Ос
новная проблема диссертации состоит в раскрытии роли эмоцио
нального фактора проектного построения предметно-пространст
венной среды города,

Целью исследования является определение проектных принципов дизайн-организации урбосреды, сообразной человеку на эмоционально-эстетическом уровне, с использованием научно-обоснованных методов и средств положительного эмоционального воздействия произведений дизайна, обеспечивающих благоприятное состояние и продуктивное поведение горожанина.

Для реализации поставленной цели необходимобыло решить следующие задачи;

определить характер взаимосвязи человек., с искусственной (урбанистической) средой,

установить роль и место средового дизайна в формировании эстетически организованных, психологически комфортных условий пребывания человека в городской среде,

выявить факторы, вляющие на психологическое состояние и адекватное поведение горожанина, учет которых необходим при дизайн-проектировании урбосреды,

предложить методологию художественного моделирования средового объекта на основе выявления его эмотивной структуры (эмотектонику),

сформулировать принципы формирования городской среды средствами урОодизайна, ооеспечивающими системный учет психологических, эмоциональных и эстетических составляющих для

создания челоекосообразиого окружения, - определить значение метода эмотектоники для профессиональной подготовки дизайнера.

Объектом исследования является предметно-пространственная ткань урбосреды, рассматриваемая как специфическая, полиморфная область приложения дизайна.

Предметом исследования является дизайн-процесс средово-го моделирования объектов уроодизайна на основе эмоционально-эстетического подхода, выявляющего и определяющего их эстетическое воздействие на человека.

Границы исследования определяются указанными целями, задачами, объектом и предметом анализа, эмоционально-средовой характеристикой дизайн-проектирования и спецификой вузовской подготовки и проектной практики дизайнеров-архитекторов.

Методологической основой предлагаемой работы являются принципы и методы системного и срєдоїого подхода к объекту проектирования. В работе использованы понятия и принципы научного анализа из области социальной психологии и психологии творчества. В диссертации используются конкретные методы:

сравнительно-описательный, позволяющий изучить и сравнить существующие методы и средства проектирования урбосреды;

поисково-эвристический, способствующий выявлению на уровне аналогии и экстраполяции структурных составляющих целостноорганизованного объекта проектирования;

модельно-аналитический. обосновывающий построение базовой структуры формирования средового объекта;

- проектно-экспериментальный, обеспечивающий апробацию
выдвигаемых положений и формулирование научно-методи
ческих рекомендаций для совершенствования практики ур-
бодизайна.

Автор выносит на защиту;

обоснование активной роли урбосреды в эмоциональном стимулировании жизнедеятельности человека, в частности, его продуктивных конкретных действий;

научно-практическое значение эмоционально-психологического фактора для полноценного дизайн-проектирования;

выявление эмотивной структуры объекта для деятельности горожанина и ее проектного обеспечения;

построение метода эмотектоники, обеспечивающего раскрытие эстетических качеств урбосреды на новом уровне;

научно-методологическое обоснование принципов проектного формирования антропономной человекосообраэной урбосреды.

Научная новизна исследования определяется следующими на-[ыми результатами:

принципиально новым подходом к рассмотрению урбосреды, как объекта дизайн-проектирования, основанном на принципе эмоционально-психологического взаимодействия человека и средового окружения;

раскрытием ряда специфических положений актуальных для формиоования человзкосоооразной уроосреды ("темпераменты" сриды, эмотектоника и др.);

выявлением эмотивной структуры среды (средового объекта) как проектной модели ее эстетической организации;

- пректным приложением принципов формирования цельно-структурированного, гармоничного средового объекта средствами дизайна.

Теоретическая и практическая значимость исследования, определяемая его актуальностью и новизной, заключается во введении и разработке метода эмотектоники в дизайнерском моделировании средовых объектов. Б теоретическом плане это по- зволяет дополнить и расширить мало разработанный раздел теории дизайна, посвященный взаимосвязи человека с искусственной средой. В научно-методологическом смысле ооосновываются базовые антропономные принципы формирования урбосреды средствами дизайна. В проектно-методическом плане обеспечивается целенаправленное применение эыометодики как нетрадиционного подхода к проектированию средовых объектов. В научно-педагогическом аспекте формируется объективная основа построения раздела курса "Архитектурно-дизайнерское проектирование" (спец. 05.21 -дизайн). Наконец, в проектно-прогностическом отношении становится возможной активизация эмоционально-чувственного потенциала горожанина в условиях урбанизации современной низни методами средового дизайна.

Основные результаты и научные положения диссертации апробированы и зафиксированы:

І. В выступлениях на конференциях: "Невский вдоль и поперек" (ЛССД, ЛДНТП, І9Б9), "Совершенствование предметно-пространственной среды труда, отдыха и опта людей средствами дизайна" (ЛДНТП, 1989); "Информация, иатсллект, творчество" (ЛВ ХПУ, 1990); "Искусство и предметно-пространственная среда" (СНбВХЛУ, 1992).

2. В пяти публикациях, пяти свидетельствах на промыщ-ленный образец (см.библиографию) и в видеофильме "Кафедра средового дизайна" (экспериментальная студия "ЭТАП", 1991).

Научные положения И рекомендации исследования реализованы;

  1. В учебных разработках кафедры дизайна и архитектурного дизайна ЛВХПУ им.В.И.Мухиной, I98I-I993 (рук.иастерскоі!),

  2. В научных и проектных разработках отдела малых форм и интерьеров ЛенЗНИИЭП, І97І-І98І "Номенклатура элементов внешнего благоустройства микрорайонов"; "Номенклатура малых форм архитектуры и элементов благоустройства районов Крайнего Севера"; "Элементы благоустройства сельских населенных мест Ленинградской области" и др.

  3. В научных темах НИР/НИС и кафедры архитектурного дизайна №1.11.34 "Дизайн-организация зон метроузлов Калининского района в г.Ленинграде", 1990 (рук.темы); №4.30.035 "Дизайн-организация и оборудование торгового зала подземного сооружения", 1990 (рук.темы); №4.30.057 "ХКР корпусов мобильных предприятий торговли", 1992 (исполнитель); №4.30.071 "Дизайн-проект организации фасада и оборудования вестибюля спорткомплекса и разработка программы фирменного стиля", 1993 (исполнитель); №4.02.60 "Дизайн-программа архитектурно-предметного обеспечения структурных подразделений министерства науки, высшей школы и тех.политики России. Проектная концепция",

1992-1993 (рук. раздела).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Ооъем диссертации - 164 с, иллюстративного материала - 35 с. Список литературы - иг наименования.