Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка и исследование методов и алгоритмов сжатия данных трехмерных анимаций для потоковых приложений в телекоммуникационных системах и компьютерных сетях Королев Сергей Владимирович

Разработка и исследование методов и алгоритмов сжатия данных трехмерных анимаций для потоковых приложений в телекоммуникационных системах и компьютерных сетях
<
Разработка и исследование методов и алгоритмов сжатия данных трехмерных анимаций для потоковых приложений в телекоммуникационных системах и компьютерных сетях Разработка и исследование методов и алгоритмов сжатия данных трехмерных анимаций для потоковых приложений в телекоммуникационных системах и компьютерных сетях Разработка и исследование методов и алгоритмов сжатия данных трехмерных анимаций для потоковых приложений в телекоммуникационных системах и компьютерных сетях Разработка и исследование методов и алгоритмов сжатия данных трехмерных анимаций для потоковых приложений в телекоммуникационных системах и компьютерных сетях Разработка и исследование методов и алгоритмов сжатия данных трехмерных анимаций для потоковых приложений в телекоммуникационных системах и компьютерных сетях
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Королев Сергей Владимирович. Разработка и исследование методов и алгоритмов сжатия данных трехмерных анимаций для потоковых приложений в телекоммуникационных системах и компьютерных сетях : диссертация ... кандидата технических наук : 05.13.13 / Королев Сергей Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. ин-т электроники и математики].- Москва, 2009.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-5/3602

Введение к работе

Актуальность проблемы. Компьютерная графика и сетевые технологии — наиболее стремительно развивающиеся области в современной компьютерной индустрии. Современные технологии позволяют решать такие задачи, решение которых было невозможно еще несколько лет назад. В прошлом компьютерная графика успешно решала проблемы, связанные с локальным отображением и обработкой виртуальных моделей. С бурным развитием сетевых технологий, в частности, сети Интернет, появилась насущная проблема передачи трехмерных данных в таких областях как архитектура, искусство (виртуальные музеи), развлечения (сетевые игры, визуальные спецэффекты в видеофильмах), визуализация научных данных, дистанционное образование, электронная коммерция. Кроме того, на стыке сетевых технологий и трехмерной графики появились такие принципиально новые области как удаленная телемедицина, основанная на передаче трехмерных моделей пациентов, и трехмерные виртуальные миры в качестве социальных сетей.

Сложности, связанные с интеграцией этих двух технологий, во многом связаны с тем, что, с одной стороны, современные методы ЗЭ-графики позволяют обрабатывать модели очень больших размеров, описывая трехмерные сцены с высокой детализацией. С другой стороны, трехмерные данные, как и все типы мультимедийной информации, в исходном виде могут занимать очень большой объем, необходимый для ее хранения и передачи.

Особенностью описания трехмерных данных по отношению к аудио и видео является то, что объем, необходимый для хранения трехмерной сцены или модели при увеличении ее качества в п раз, пропорционален Sqh (где So — исходный размер), в отличие от аудио (Sq) или видео (Sq12). То есть при сравнимом масштабировании качества размер ЗЭ-сцен существенно возрастает по сравнению с аудио- и видеоданными. Кроме того, векторный формат, в котором, как правило, описываются трехмерные модели, позволяет конечному пользователю просматривать отдельные ее части в небольших масштабах, что делает проблему точности описания еще более острой.

Поскольку важность перечисленных проблем постоянно возрастает в областях современной компьютерной графики и сетевых технологий, тематика проводимых в диссертационной работе исследований и полученные результаты являются актуальными и имеют практическую ценность.

Цель диссертационной работы состоит в разработке методов, математических моделей, алгоритмов и средств сжатия, ориентированных на потоковую передачу трехмерных анимированных моделей с постоянной связностью.

Задачи исследований. Для достижения поставленной цели в работе сфор-

мулированы и решены следующие задачи:

Анализ существующих методов сжатия, определение их основных характеристик, классификация, а также оценка степени применимости методов для сетевых приложений.

Разработка алгоритмов, методов и средств сжатия трехмерной анимации с ориентацией на потоковую передачу по сети.

Разработка программного обеспечения сжатия трехмерной анимации на базе разработанных методов.

Разработка клиент-серверного программного комплекса вещания ЗО-ани-мации.

Методы исследований. При решении поставленных в диссертации задач использованы методы теории кватернионов и дуальных кватернионов, линейной алгебры, вейвлет-анализа, элементы теории графов.

К основным научным результатам, представляемым в диссертационной работе и выносимым на защиту, относятся:

Результаты анализа и сравнения существующих стандартов, а также исследовательских методов сжатия трехмерной анимации; оценка применимости существующих методов к сетевым приложениям.

Метод сжатия трехмерной анимации на основе двумерного вейвлет-разло-жения (экспериментально показано, что вейвлеты Хаара дают наилучший коэффициент сжатия по сравнению с другими рассмотренными типами разложений).

Алгоритмы, модифицирующие этапы метода сжатия, основанного на кластеризации: алгоритм кластеризации ЗЭ-моделей на основе жадного алгоритма и балансировки (позволяет ускорить этап кластеризации на 14%—46% для рассмотренных тестовых моделей по сравнению с методом FAMC-LD), альтернативный метод решения задачи назначения кластерных весов вершин (переопределенная система уравнений заменяется обычной линейной), алгоритм замены аффинных кластеров на строгие (заменяет афииные преобразования с 12 коэффициентами на строгие с 7 для некоторых кластеров), алгоритм адаптивного поиска множества значимых соседних кластеров (улучшает показатели сжатия до 32% для рассмотренных моделей по сравнению с неадаптивным методом), алгоритм сжатия списка шагов квантования (улучшают качество сжатия до 55% для рассмотренных моделей по отношению к тому же методу, не использующего сжатие шагов).

Результаты анализа влияния входных параметров методов на выходные по
казатели сжатия, а также сравнения описанных методов между собой и
методом FAMC-LD из стандарта MPEG-4. Экспериментально показано, что
метод, основанный на кластеризации, лучше адаптируется к уменьшению
размера блока кадров, чем FAMC-LD.

Практическая ценность и реализация результатов работы. Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического применения при построении прототипа системы распределенной виртуальной лаборатории, в том числе, при выполнении госбюджетного научно-исследовательского проекта «Разработка распределенного виртуального технопарка на базе вузов России» в рамках аналитической ведомственной целевой программы Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)». Результаты диссертации внедрены в компании ООО «Вимком-Оптик» при построении сетей интерактивных мультимедийных услуг, группе компаний «Традиция» для разработки сетевых виртуальных сред тренажерного назначения, а также использованы в учебном процессе кафедры ВСиС МИЭМ в рамках дисциплины «Новые информационные технологии».

Достоверность полученных в диссертации результатов и выводов подтверждается:

согласованностью с имеющимися результатами других авторов;

корректностью выводов математических зависимостей в описании алгоритмов сжатия и оценке их качества;

практической реализацией при создании прототипа распределенной системы виртуальной лаборатории.

Апробация работы. Основные результаты, изложенные в диссертации, докладывались на:

научно-технических конференциях студентов, аспирантов и молодых специалистов МИЭМ (Москва, 2005-2008);

международной конференции 3DTV CONFERENCE 2008 (Стамбул, Турция, 2008);

российско-австрийском научном семинаре «Визуальный компьютинг в фундаментальной, академической и прикладной науке и исследованиях» (Москва, 2009);

заседаниях кафедры ВСиС МИЭМ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ, в том числе 1 публикация в журнале, рекомендованном ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и списка литературы из 68 наименований. Диссертация содержит 170 страниц текста, 118 рисунков и 9 таблиц.

Похожие диссертации на Разработка и исследование методов и алгоритмов сжатия данных трехмерных анимаций для потоковых приложений в телекоммуникационных системах и компьютерных сетях