Введение к работе
Актуальность предлагаемого исследования обусловлена обращением к теме принципиально важного значения и большой полемической остроты.
В русском и советском литературоведении неоднократно обращались к драме Байрона, но опосредованно и, как правило, в контексте творчества, при этом отмечалась ее необычность (Г.Брандео, А.ВеселовскиЙ, А.Виноградов, А.Елистрато-ва, М.Кургинян, Н.Дьяконова и др.). Единственной специальной работой по драматургии Байрона являются очерки А.С.Ромм (1961 г.). Работа эта внесла определенный вклад в изучение жанровой природы драматургии Байрона» но поэтика драм почти не затрагивается автором.
В западном литературоведении вопрос о драмах Байрона также является спорным Шаколей, Джеффрей, Чу, Стеффан, Эстайн я др.); предметом рассмотрения является одна из сторон драматургии Байрона, нет обобщающих исследований жанра байронов-ской драмы. Проблема остается открытой и спорной, однако ее решение важно для выяснения путей развития драмы XIX в., что и определило выбор темы нашей диссертации. Исследование одной иэ главных проблем творчества Байрона, г^сть и не претендующее на окончательность и полноту, безусловно-, может считаться своевременным и актуальным.
. Научная новизна заключается в том, что впервые в советском литературоведении делается попытка определить жанровую специфику романтических драм Байрона. Кроме того, новизна работы заключается в анализе особенностей композиции драмы, специфики конфликта, своеобразия монолога, жанрообразующего
значения использования и переосмыслений личных впечатлений автора и библейских сюжетов.
Методологической базой являются работы основоположников марксизма-ленинизма К.Маркса и Ф.Энгельса.
В исследовании диссертационной темы мы опирались на труда советских теоретиков по драматургии: С.Владимирова, В.Волькенштейна, В.Хализева, а также на теоретические работы: М.Храпченко, М.Бахтина, В.Ярхо, С.Эйзенштейна, В.Жирмунского, А.Аникста, на труды советских исследователей-байронистов: Н.Дьяконовой, А.Ромм, А.Елистратовой, М.Кургинян, А.Веселовского, Г.Брандеса и др.
Практическое значение диссертации заключается в том, что представленный в нем материал может быть использован для дальнейшего изучения сложного и малоисследованного раздела в английской драматургии - драмы Байрона, для чтения спецкурсов по соответствующим разделам зарубежной литературы.
Апробация работы. Материалы по теме диссертации докладывались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МГПИ им.В.И.Ленина, на кафедральной научной конференции в январе 1987 года. Основные положения исследования отражены в двух публикациях.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами, стоящими перед автором. Диссертация состоит из введения,, двух глав, заключения. Библиография включает 302названия. Общий объем исследования - 196 с.