Введение к работе
Актуальность проблемы Черный юмор сегодня - общий принцип творчества, одновременно эстетический и моральньгіі, общее отношение автора к предмету, интонация повествования. Являясь высшим воплощением рефлексии и саморефлексии искусства, тотального расширения границ произведения и творчества в целом, оп предстает одним из формообразующих элементов глобального дискурса современной культуры. Изучение генезиса и структуры данного понятия, принципов его функционирования и конкретных проявлений представляется кардинально важным для осознания самой сути литературы и искусства XX века.
Целью работы является подробное исследование черного юмора как синонима всего сюрреалистического метода и детальный анализ романтических корней этого понятия, путей трансформации романтической иронии в сюрреалистический черный юмор.
Задачи работы заключаются в том, чтобы рассмотреть черный юмор сюрреалистов не как единичный элемент эстетики, но показать, что это понятие в той или иной степени пронизывало все эксперименты группы Бретона; подробно проследить, при помощи обращения к философским и литературным произведениям-медиаторам, развитие положений эстетики романтизма к программные заявления сюрреалистов.
Теоретическая и методологическая основа В диссертации применяется сравнительно-исторический метод исследования, позволяющий включить авангардистское течение сюрреализма в общеевропейский литературный и философский контекст. Исследование вычленяет основные концептуальные сегменты романтической иронии и черного юмора - как в литературном, так и общефилософском аспекте, - по которым впоследствии и сопоставляются оба понятия.
Научно-практическая ценность Материал, разработанный в диссертации, может быть использован при чтении общих курсов по истории зарубежной литературы XX в. и специальных курсов по французской литературе первой половины столетия, а также служить методологической основой исследований современного черного юмора (большинство публикаций по этой теме лишены необходимой теоретической и исторической базы).
Апробация работы Материал диссертации был представлен на Днях науки филологического факультета МГУ (Москва, МГУ, 9 апреля 1997) в виде доклада «Черный юмор сюрреалистов: генезис и структура», а также на международном коллоквиуме «Сюрреалшм и авангард во Франции и России» (Москва, ИМЛИ, 16-18 сентября 1997) в виде доклада «Сюрреализм в контексте авангарда: критерий черного юмора».
Структура и объем работы Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и приложения, включающего библиографию из 149 названий.