Введение к работе
Актуальность диссертации определяется значением самого предмета исследования, тем, что он не изучен в рамках отечественного литературоведения, а также тем, что интерес к творчеству Сильвы не только не пропадает, но, напротив, становится все ощутимее по мере переоценки "модернистского" вклада в мировую литературу и формирования новых представлений об этом явлении. Термин "модернизм", введенный в обиход самым крупным представителем этого направления Рубеном Дарио, стал обозначать художественное новаторство, возникшее под влиянием французской литературы, эстетики парнасцев и символистов. Среди наиболее значительных фигур, создававших новый язык, такие, как Мануэль Гутьеррес Нахера, Амадо Нерво, Мануэль де Отон, Хулиан дель Касаль, Хосе Марта, Гильермо Валенсия, Леопольдо Лугонес. На разных этапах формирования своей поэтики они разными гранями сближались с явлением "модернизма", которое может быть понято не только как часть историко-литературного процесса, но и как эстетическая система. В этом смысле на фоне серьезного вклада культурно-исторической школы Запада (Д.Г.Браверстон, Педро Энрикес Уренья, Октавно Пас, Джордж Іфдасе) наибольших успехов достигло отечественное литературоведение, глубоко раскрывшее многие существенные и проблемные аспекты в творчестве разных'модернистов" (Ю.М.Гирин, Т.Н. Ветрова, Т.И.Межиковская).
Новизна данного исследования связана не только с тем, что оно развивает и частично пересматривает взгляды зарубежных филологов на творчество Сильвы, но и с тем, что оно пытается уточнить место его наследия в истории мировой литературы в характерном для отечественной науки ключе - в свете струкгурно-типологи-
5 ческого освещения литературы и ее понимания как определенной системы знаков - как произведения искусства, существующего во времени и пространстве. Именно на этой основе мы и попытались прояснить своеобразие и характер переосмысления Сильвой литературных и других художественных традиций, понять, в чем именно заключается его новаторская роль.
В западном литературоведении существует немало статей, затрагивающих творчество Сильвы, хотя количество этих публикаций значительно меньше, чем работ о других крупнейших фигурах'модернизма.' В центре внимания незамолкающей литературной полемики, а она носит большею частью эссеистический колорит , остается проблема значения творчества Сильвы л его вклада в обновление художественных тенденций на континенте. С этим тесно связана проблема типологической принадлежности авторского наследия. Среди исследователей, которые внесли особую лепту в понимание новаторства Сильвы, его неповторимого своеобразия - Рафаэль Майа, Бальдомаро Санин Кано, Эктор Орхуэла, а также испанский писатель, философ и ученый Мигель де Унамуно. Именно Унамуно принадлежит заслуга открытия художественного мира колумбийского писателя для звропейских читателей. Монографии Альберто Мирамона, Эктора Ор-хуэлы, Эдуардо Камачо Гисадо, Хуана Карлоса Чиано и Бетти Осиек, имеющие (за исключением монографии Мирамона) достаточно четкую проблемную ориентацию, содержат сопоставительный текстологический анализ, позволяющий открыть многие закономерности в творчестве Сильвы, определить черты стилистического своеобразия. Вместе с тем}в этих работах, особенно в работах Чиано, Гнездо и Ор-хуэлы заметны следы некоторой тенденциозности, обусловленной
Жирмунский В.М., Задачи в поэтике, Теория литературы. Поэтика. Стилистика, Л., Наука, 1977, с. 15.
стремлением объяснить творчество Сильвы, его близостью К ТОЙ ИИ иной литературной традиции, к определенным идейно-художественным нормам.
В отечественном литературоведении традиция изучения творчества Сильвы отсутствует вовсе, если не считать отдельных ссылок и двух критических обзоров информативного характера. Это краткая статья в энциклопедическом справочнике в двух томах "Латинская Америка" (М., 1982), а также гораздо более обширная - в "Истории литератур Латинской Америки" (М., 1994), выпущенной Институтом мировой литературы им. Горького. В большой степени эти обзоры опираются на устаревшие тезисы о "пессимизме" и декадентской настроенности писателя, что в "Истории литератур" связывается со
" "
спецификой чисто модернистского взгляда на мир, но и с архе-
типкчвской заданностью латиноамериканского сознания, весьма
отчетливо проявленного в "модернизме".
На этом фоне исследование ставит своей задачей рассмотреть творчество Сильвы как явление самоценное, но в го же время как явление переходного и ассимилятивного характера, в чем именно расходится Сильва с классическим романтизмом и в каких пластах поэтики проявляется новый художественный взгляд, как это выражается в системе образов, в композиции и стиле его произведений.
Научное и практическое значение работы определяется тем, что ее выводы можно учитывать при дальнейшем изучении творчества Сильвы, при подготовке лекционного и справочного материала пс данному вопросу.