Введение к работе
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что здесь предпринимается фактически первая - и в отечественном, и в итальянском литературоведении - попытка описать стиль Высокое Возрождение в литературе, специфическими средствами литературоведения на материале творчества Пьетро Бембо. Эта фигура наиболее подходит для начала последовательной работы по изучению литературного наследия Высокого Возрождения, поскольку П. Бембо -не только создатель ряда художественных произведений в этом стиле, но и -прежде всего - единственный его теоретик в литературе.
Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том ракурсе, в котором рассматриваются произведения Бембо: с точки зрения его связи с литературно-эстетическим идеалом Высокого Возрождения.
Методологической основой исследования служит эстетическая теория стиля, разработанная А.ФЛосевым2 и включающая как формально-содержательную структуру стиля, так и его источники во вселенной, человеке и культуре. При анализе стиля художественных произведений Бембо использован термин "стиле'ма", вошедший в итальянский литературоведческий обиход в 60-е годы.3 Эстетические, культурологические и литературоведческие позиции
1 См., например: Андреев М.Л. Принцип ансамбля в поэтике "Неистового Орландо". К
проблеме универсального стиля в литературе и искусстве Высокого Возрождения. - Рафаэль и
его время. - М., 1986.
2 Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - Киев, 1994.
3 Dc Felice Е. - Duro A. Dizionario delta lingua e delta civilta italiana contemporanea. - Firenze,
1974.
диссертанта базируются на трудах видных отечественных и итальянских специалистов (А.ФЛосев, Р.И.Хлодовский, МЛ.Андреев, И.Ю.Подгаецкая, Л.М.Баткин, А.Х.Горфункель, Л.М.Брагина, О.Ф.Кудрявцев, Л.Фортини, Д.Дилемми, Д.Мадзакурати, Де Тоффол).
Цель работы - установить и исследовать формирование литературно-эстетического идеала Высокого Возрождения в художественных произведениях Бембо и теоретическое осмысление его в теоретическом сочинении итальянского писателя.
Материалом исследования служат художественные произведения П.Бембо ("Азоланские беседы", "Стихотворения", "Стансы") и примыкающие к ним любовные письма Бембо к Марии Саворньян, а также его трактат "Рассуждения в прозе о народном языке".
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения могут быть использованы при создании первой в отечественном литературоведении "Истории литературы Италии", в обобщающих трудах по теории литературы, а также в вузовских курсах по итальянской литературе, литературе эпохи Возрождения, в спецкурсах и семинарах, посвященных итальянской литературе Возрождения.
Апробация работы. Диссертация обсуждена по главам и полностью в Отделе классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ РАН. Основные положения диссертации изложены в двух статьях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем - 17^ страницЫ-Библиография включает 188 наименований.