Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию специфики художественного сознания конца XIX - начала XX века через драматургию А. Стриндберга и немецкого екснрессиониома.
Август Стриндберг и немецкий экспрессионизм - явления, граничащие друг с другом в различных пространствах: географическом (Швеция и Германия), з пространстве исторического времени ( рубеж веков и первая четверть XX века), духовной и художественной жизни Европы. Проблема взаимодействия "пограничных" литературных явлений, которая составляет основу нашего исследования, может быть рассмотрена в двух аспектах: как проблема открытия границ - и тогда перед нами целостное явление общеевропейского и общекуяьтурного (значения; и как проблема разграничения, то есть установления границ - и тогда в центре нашего внимания окапывается фактор изменчивости, трансформации литературного процесса. Так или иначе вопрос о взаимодействии творчества Стриндберга и немецких экспрессионистов является вопросом о литературной эволюции, изучение которой "возможно только при отношении к литературе как к рхду, системе, соотнесенной с другими рядами, системами, ими обусловленной*} Открывая границы, мы помещаем рассматриваемое явление в широкий культурно-исторический контекст, протягивая нить духовной преемственности от ГЪте ( существенное уточнение: от гетевского Фауста), и раздвигаем уокопитературные рамки, обращаясь к проблемам творческого сознания и мироощущения художника "новейшего времени". Наши теоретические построения самым непосредственным образом соотносятся с культурфилософской концепцией "фаустовского человека" О.Шпенглера, которая в полной мере воплощена Стриндбер-гом и немецким окспрессионивмом.В этом контексте они предстают как различные ипостаси духовного и художественного единства -"фаустовской души" современного западного человека, выражающей дух и стиль времени. Устанавливая границы, мы предпринимаем попытку обнаружить внутри отого единства принципиальное несходство составляющих его явлений, то есть определить внутрисистемные различия. "Различение труднее, кропотливее, чем отыскание
гЪгаа.ов Ю. Лсетжяд. история литературы. Кико.- М.,1978. С.281
_4-
сходстеа, а раз приобретено правильное различение, предметы сравниваются сами собою", - писал Гете.2
Таков самый общий теоретический ракурс проблематики нашего
исследования, тема которого - "Август Стриндберг и драма не
мецкого окспрессиониома" - требует максимально широ
кого контекста иоучения, С учетом обооначенных методологиче
ских проблем мы предпринимаем попытку рассмотреть эту тему под
двойным углом орения - как "стриндберговскую драму экспрессио
низма" и "экспрессионистскую драму Стриндберга", что позволяет
нам увидеть функционирование сходных элементов драмы в различ
ных драматических пространствах, в результате чего и выясняется
их принципиальное различие. В ходе этого теоретического "экспе
римента" мы опять же нарушаем границы собственно драматургии,
рассматривая понятие "драматическое мышление" в непосредствен
ной связи с проблемами мироощущения, а драматическую форму -
как форму самовоплощения (Стриндберг) и самовыражения (экс
прессионизм).
Наряду с наложенной концепцией теоретическую основу нашего исследования составляют некоторые положения диссертации К.Дальстрема "Драматический экспрессионизм Стриндберга"3 и работы П.Шонди "Теория современной драмы" 4, о которых следует сказать особо. КДальстрем устанавливает близость драматургических принципов А.Стриндберга и экспрессионизма через определяющие факторы и элементы теории экспрессионистского искусства -бессознательное, переживание, концепция "мир как единство", душа и дух - и таким путем добивается соодания целостной картины, синтезирующей самые разнообразные явления. И.Шонди рассматривает драму Стриндберга и немецкого окспрессиониома обособленно друг от друга, но в обоих случаях апеллирует к понятиям StathnendramaH Ici-Drama, подчеркивая, что они обооначают специфическую драматическую форму, которую прежде активно освоил А.Стриндберг. Терминология К.Дальстрема и П.Шонди не только принята в нашей работе, но, наряду с термином Uberdrama И.Голля, послужила
2Гете И.В. Иобр&аные фхяософсые лроноведелм,- M.,10f?4-C2O6. 3В»Шгот C.E.W. Strindberg'e dramatic ехріеввіоішт.Аїт.АіЬог. Univ.of Michigan publication. Language and Utei&.tat.-vol.7.,1930.
4Sioadi P. Tbeorie des moderaen Gram».- ft.am if., 1969.
ее структурно-тематическому оформлению. Нам представилось возможным и интересным не только систематизировать вокруг этих факторов весь исследуемый материал, но подчеркнуть структурно-тематическое единство, мировоззренческую н психологическую обусловленность театрального эксперимента Стриндберга и экспрессионизма. Такой метод исследования позволил нам в теоретическом пространстве того или иного фактора выявить и доказать общность и различие мироощущения и драматического мышления Стриндберга и экспрессионистов, что является одним из основных вопросов, решаемых в диссертации.
Исследование проведено с учетом самых раонообраоных точек зрения на заявленную проблему, однако считаем важным отметить, что мы отдавали предпочтение теоретическому взгляду "изнутри" - работам Стриндберга и драматургов экспрессионизма, а также критике экспрессионистского десятилетия. Наша концепция основывается на обширном документальном материале - автобиографической прозе, статьях, письмах, режиссерских заметках Стриндберга, манифестах и программных выступлениях драматургов экспрессионизма. Развивая и аргументируя основные положения концепции, мы анализируем фрагменты ив отдельных произведений, которые нам представляются наиболее характерными для "позднего" Стриндберга и наиболее показательными для драматургии экспрессионизма.
Актуальность диссертации обусловлена намеченными путями исследования и ситуацией, которая сложилась в отечественном литературоведении вокруг заявленной нами проблемы, и определяется следующими факторами:
Нестихающим исследовательским интересом к проблемам взаимодействия "пограничных" литературных явлений, тем более, если они попадают в русло "переходной впохн".
Необходимостью постановки проблемы литературной эволюции как проблемы формирования определенного типа художественного сознания в его широчайшем общекультурном контексте.
Продуктивностью изучения драматического произведения как стилевого единства, состоящего из взаимообусловливающих целое и самое себя элементов, - творчество Стриндберга и окспрес-
сионистов предоставляют для такого исследования неисчерпаемый материал.
Давно и остро наоревшей в отечественном литературоведе
нии необходимостью обратиться к творчеству А.Стриндберга,
поучаемого до сих пор эпизодически; существованием боль
ших белых пятен на карте экспрессионизма, изученного у нас
мало и односторонне; и, наконец, самой постановкой проблемы
"А.Стриндберг и драма немецкого экспрессионизма".
Целк И оадачя нашего исследования заключаются в следующем:
в Представить концепцию мира А.Стриндберга и духовную программу вкспрессиоктама в контексте философских, религиооных и этических исканий новейшего времени. Прояснить их близость и принципиальные различия внутри духовного е художественного единства - "фаустовской души" современного оападного человека (ОЛПненглер).
» Проследить процесс перехода А.Стриндберга от натураливма к новой форме драмы, рассматривая ото движение как мировоззренчески и психологически обусловленный поиск адекватной формы самовоплощения.
« Показать "вырастание" (экспрессионистской драмы го "новой натуралистической драмы" Стриндберга, выявить ее обретения и потери в процессе дальнейшей трансформации. Обозначить перспективу драматургии Стриндберга и немецкого експрессиониома в театральном эксперименте XX века.
в Провести структурно-тематический сопоставительный анадио драматических произведений Стриндберга и немецких экспрессионистов, рассматривая их (в непосредственной связи с проблематикой и внутренней структурой трагедии Гете "Фауст") как художественное воплощение и закономерное развитие драмы "фаустовского человека".
Развернуть настоящий анадио как доказательство и развитие
основных положений изложенной в диссертации концепции.
Наметить ряд новых проблем, которые неизбежно возникают при исследовании столь обширных и неоднозначных явлений, как драматургия А.Стриндберга и немецкого экспрессионизма.
Основные лрянцнлъг я методы исследования изложены выше. Особо следует отметить, что избранная нами форма систематизации материала исключает возможность и необходимость соблюдения хронологического принципа анализа - тем более, что мы рассматриваем драматургию Стриндберга как законченную целостность, в том виде, в каком она предстала перед немецкими экспрессионистами.
Новиояа работы обусловлена обращением к проблеме, которая не поднималась в специальном исследовании и является открытой в отечественном литературоведении; рассмотрением данной проблемы в связи с вопросами как собственно литературного ряда, так и других внепитературных систем; введением в научный оборот не переведенного до сих пор на русский язык художественного и историко-литературного материала.
Научио-вражтяческ&к значимость работы определяется возможностью использования материалов и результатов исследования при разработке и чтении курсов и спецкурсов по истории и теории драмы, истории зарубежной литературы "рубежа веков" и XX века.
Алробащж работы. Основные положения диссертации и ее фрагменты неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ им.Ленина и аспирантского объединения, на ежегодных Пуришевских чтениях при МПГУ (1992-1994), на XII конференции по изучению истории, экономики, литературы и яоыка скандинавских стран и Финляндии (Москва,1993).
Структура диссертации определяется целями и задачами ра-
боты. Диссертация состоит да Введения, трех глав, Заключения н библиографии. Текст диссертации иоложен на 219 страницах; список испольоованной литературы включает 234 наименования.