Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие зрелищных искусств современной России (управленческий аспект) Нужина Ирина Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нужина Ирина Александровна. Развитие зрелищных искусств современной России (управленческий аспект): автореферат дис. ... кандидата Социологических наук: 22.00.08 / Нужина Ирина Александровна;[Место защиты: Институт социально-политических исследований Российской академии наук], 2016

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Генезис исторического развития
человечества, особенно в период бурного научно-технического прогресса,
характеризуется трансформацией и усложнением институционально-

организационных форм социетальных систем. Повышение скорости и качества
обмена информацией способствует появлению у человечества более глубоких
знаний о природе и сущности последних, обеспечивая непрерывное

совершенствование как теории, так и практики управления различными процессами, так или иначе связанными с трансформацией институционально-организационных форм.

Научная литература последних лет все больше внимания уделяет феномену зрелищ, однако даже в ней недостаточно внимания уделяется проблемам перерождения его социальной природы, а также ее дальнейшего развития, учитывающего произошедшие за последние десятилетия изменения в обществе. Только отдельные работы, причём отрывочно и несистематично, затрагивают проблемы новых функций зрелища, связанные с процессами его трансформации в одну из отраслей услуг, превращающие зрелищные искусства в шоу-бизнес.

В силу ряда объективных причин в современной России данные процессы происходят достаточно медленно, тем не менее процессы трансформации в шоу-бизнес все глубже затрагивают различные аспекты функционирования зрелищных искусств как социального института. Что имеет как позитивные, так и негативные последствия, заключающиеся в снижении значимости общей идеи праздника, ухудшении специфической духовной атмосферы, уменьшении доступа социально незащищенных слоев населения к массовым зрелищам, и потере ими статуса стимулятора творческого развития отдельных личностей, коллективов и общества в целом. Необходима выработка эффективных научно обоснованных методов снижения негативных последствий проникновения в зрелищные искусства механизмов трансформации их в институт шоу-бизнеса. Это обстоятельство и

обусловило актуальность и социальную значимость темы нашего диссертационного исследования.

Проблемность исследования современных зрелищных искусств в России в
ракурсе социологии управления обусловлена тем, что пока ущербность их
функционирования в системе тотализации рыночных условий осмысляется
преимущественно в её гуманитарно-духовной интерпретации, без учёта
социетальности регулятивных аспектов данных процессов, в том числе –
возникновения предпосылок для социальной регуляции. В результате,

недостаточное научное осмысление регулятивных аспектов развития зрелищных искусств в системе рыночных отношений ограничивает возможности для сохранения и развития их социально значимых функций, и предотвращения их трансформации в отрасль шоу-бизнеса.

В рамках настоящего исследования реализован подход к решению этих
проблем с позиции теоретико-познавательного обеспечения, более

соответствующего современным потребностям социетального управления (в том числе таких значимых аспектов, как регуляция) функционированием и развитием зрелищными искусствами с учётом их генезиса как социальной сферы.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализу теоретических и практических проблем развития аудитории зрелищных искусств посвящено значительное количество научных работ как в России, так и за рубежом. Оценка разработанности этих проблем через призму совершенствования управления зрелищными искусствами в силу многоаспектности и институциональной сложности базового понятия требует учета теоретических источников различных областей знания.

Генезис формирования социальных институтов и институциональной организации общественных форм зрелищ рассматривался автором на основании

научных работ О. Конта1, Э.Дюркгейма2, Т.Парсонса3, М.Вебера4, М.М. Юсуфова5 и др.

Теоретико-методологическая аспекты содержательных характеристик

социальных феноменов и специфика их функций детально проанализированы в работах Т.Веблена6, М.С. Комарова7 и др.

Учитывая междисциплинарность темы исследования, немаловажное значение
имели для нее теории коммуникаций и связей с общественностью в трудах
С.Блэка8 и Д.П. Гавра9, рассматривавших массовые зрелища с точки зрения

формирования общественного мнения. Особо можно отметить труды профессора Г.Г.Почепцова, исследовавшего связь массовых зрелищ с технологиями управления социальными сферами общества в условиях рыночной экономики10.

Социокультурные аспекты становления социальных институтов с точки зрения трансляции культуры рассмотрены в работах Н.А.Бердяева11, А.Вебера12, А.Л. Обертинской13. Отдельные аспекты современных трансформаций социальных институтов под влиянием культуры рассмотрены в работах В.И.Староверова и И.В.Староверовой14.

1 Конт О. Курс положительной философіи. / Бібліотека Положительніх Наук. Курсъ положительной
философии СПб, 1900.

2 Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б.
Гофмана. — М.: Канон, 1995.

3 Американская социологическая мысль / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, В Шюц и др. / Под ред. В. И.
Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

4 Вебер М. Макс Вебер. Избранное. Образ общества – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 768
с.

5 Юсуфов М.М. Концептуализация понятия «социальный институт» в современной социологии //
Историческая и социально-образовательная мысль. № 4 . 2011. С.162-166

6 Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. С.Сорокина – М.: Либроком, 2016.

7 Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994.

8 Блэк С. Паблик рилейшенз. Что это такое? – М.: Модино пресс, 1989.

9 Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб. : Питер,
2011.

10 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - К.: Ваклер; М.: Рефл-бук, 2001. — 656 с.

11 Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М.: АСТ, 2010.

12 Вебер М. Макс Вебер. Избранное. Образ общества – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012.

13 Обертинская А. Л. Театр под открытым небом // Украинский театр. 1973. № 5. С. 28-29.

14 Староверов В.И., Староверова И.В. Девиация правосознания и правоповедения российской молодежи. М.:
РИЦ ИСПИ РАН, 2008. 230 с.

Глубокая разработанность сущности целевой аудитории зрелищных искусств и особенностей ее классификации отличает работы Н.А.Терентьевой15.

Значимость зрелищных искусств в условиях рыночной экономики обоснована
американскими экономистами У.Баумолом (W. Baumol) и У.Боуэном (W. Bowen),
сформулировавшими основополагающие закономерности экономики

исполнительских искусств и предпосылки фандрайзинговых технологий в фундаментальном труде «Исполнительские искусства: экономическая дилемма» (Performing Arts – The Economic Dilemma, 1968).16

Вместе с тем, несмотря на достаточно значительное количество научных трудов, посвященных зрелищным искусствам, разработанность проблем социальной природы их как социокультурного феномена, а также механизмов и характера эволюции зрелища и специфики его функционирования как социальной сферы незначительна. Большинство современных исследований либо предлагают ретроспективно-описательный характер исследования, как, например, С.Макаров17, либо детально анализирует какой-либо отдельный вид или аспект зрелищ, как в труде М.Котовской18, не раскрывая ни сущности их как объекта социологии, ни специфики существования как социальной сферы.

Недостаточная научная разработанность обусловила необходимость анализа
проблем социальной природы зрелищных искусств как непрерывно

эволюционирующего социального и культурного феномена, в рамках которого целесообразно рассматривать особенности функционирования зрелища как социальной сферы, а также основные характеристики современной зрительской аудитории, особенности и факторы, влияющие на ее формирование.

Ретроспективный анализ научных источников выявил значительное расхождение мнений между советскими и зарубежными авторами, а также среди

15 Терентьева, Н. А. Аудитория балета: типологический анализ / Н. А. Терентьева // Теория и практика
общественного развития: научный журнал. 2013. - № 11. - Т. 2.

16 Baumol, W. J., & Bowen, W. G. (1968). Performing Arts – The Economic Dilemma. Cambridge: The MIT Press.

17 Макаров С. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений –
М.: Либроком, 2011. – 208 с.

18 Котовская М. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. – М.: Наука, 1982. – 256 с.

современных российских ученых, что позволяет этим вопросам оставаться

актуальным предметом специального анализа с позиций управления их решением.

Значительное влияние на процесс осознания социетальности управленческих процессов оказали работы Ю.А.Зубок, С.А.Кравченко, В.И.Чупрова, А.Э.Страдзе.

Исследования социологических механизмов социального регулирования взаимодействий в обществе, изучение их особенностей в условиях социальной неопределенности и риска представлены в работах Ю.А.Зубок и В.И.Чупрова. Осуществленный ими анализ деградационных процессов в обществе в условиях недостаточной зрелости социальных институтов убедительно доказывает не только несостоятельность теорий о саморегуляции. И соответственно, необходимость дальнейшего развития социального управления как неотъемлемого условия гармоничного развития социума в период трансформации и незрелости основных социальных институтов19.

Глубокий анализ трансформации государственной молодежной политики в
современной России осуществлен А.Э.Страдзе20. Исследованные в его трудах

позитивные изменения содержания, целей и методов государственного

регулирования важнейших социальных процессов представляют к осмыслению не
ограниченный набор административно-запрещающих бюрократизированных

полумер, но формирующийся современный социально-ориентированный механизм регулирования общественной жизни, который может стать основой для развития принципиально новой формации управления социальными процессами.

Таким образом, состояние теоретико-методологической базы и проблемность
трансформации зрелищных искусств и их аудитории определяет направленность
диссертации на выявление противоречий, замедляющих разработку более

совершенных регулятивных механизмов развития этого института в условиях

19 Зубок Ю. А. Риск как фактор социального развития молодежи : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 :
Москва, 2003 335 c.; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социология молодежи – М.: Норма, 2014.; Зубок, Ю. А. Проблемы
социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. N4. С. 42-51; Зубок Ю. А.
Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социологические исследования : Ежемесячный научный
и общественно-политический журнал Российской академии наук. - 2009. - N 1. - С. 78-88

20 Страдзе А.Э. Трансформация государственной молодежной политики в современной России : Дис.
…канд.социолог.наук. Саратов, 2008. 161 с.

сложившихся социально-экономических и социально-политических реалий

российского общества. Они рассмотрены нами в ракурсе диалектического анализа этих реалий.

Процессы функционирования в современном институте зрелищных искусств
характеризуются диалектическими противоречиями между негативными

направлениями его эволюции под воздействием детерминации его потребностями регулирующего капитала и потребностями осуществления его культурно-воспитательных функций, а также индивидуальными предпочтениями самих людей в сфере культуры и искусства.

С одной стороны, интересы капитала в зрелищной сфере обеспечивают опережающее технологическое обновление её и выход на новый качественный уровень. Благодаря инвестициям, ориентированным на получение прибыли, происходит инновационное улучшение материальной базы. Соответственно меняется структура зрелищных искусств, появляются его новые виды. К примеру, лазерно-цифровое шоу всего лишь 10 лет назад было термином, относящимся к научной фантастике, а сегодня на рынке "лазерников" Москвы жесточайшая конкуренция... Тем самым капитал повышает зрелищность этих искусств, обеспечивает их востребованность и поддерживает интерес к ним широких масс.

С другой стороны, ориентация капитала в зрелищной сфере исключительно на получение прибыли ведёт к деградации основных функций - воспитательной, объединяющей и т.д. - зрелищных искусств как социального института. Ретроспективный анализ показывает, что пренебрежение последними функциями этого института ведёт не только к её вырождению, но и является предпосылкой для уничтожения его как феномена культуры. Между тем именно этот феномен определяет уровень сознания и потому можно утверждать, что упадок социально значимых функций зрелищных искусств неизменно повлечёт за собой трансформацию их социетальной значимости, а также интенсифицирует процессы вырождения культуры как таковой.

Таким образом, влияние капитала на сферу зрелищных искусств с одной стороны способствует их технологическому и структурному обновлению, а с другой - ограничивает реализацию ее значимых функций и, более того, создаёт предпосылки для деградации и вырождения института зрелищ.

Следует также учитывать, что в современном обществе выбор часто остается за самими индивидами, как свободно действующими акторами. Их потребительские ориентации в сфере культуры по-своему влияют на этот процесс.

Цель исследования заключается в выявлении направлений генезиса

социальной природы и сущностных характеристик социального феномена зрелищных искусств и их аудитории с точки зрения повышения эффективности социального управления функционированием и развитием этой сферы.

В соответствии с целью и гипотезами исследования определились его основные научные задачи:

  1. Определить теоретическую сущность понятия «зрелищные искусства» как социального института.

  2. Исследовать механизмы социальной эволюции зрелищных искусств.

  3. Систематизировать основные этапы развития зрелищных искусств как социально-культурного феномена.

  4. Выявить закономерности трансформационных процессов зрелищных искусств, их взаимосвязь с изменениями основных социальных инситутов.

  5. На основе анализа методологических подходов к исследованию зрелищных искусств определить их роль в социальных процессах на различных этапах развития.

  6. Определить основные характеристики аудитории зрелищных искусств конца ХХ - начала XXI века

  7. Систематизировать основные подходы к классификации аудитории зрелищных искусств.

  1. На основе систематизированных данных о научных подходах к классификации зрелищ разработать классификацию зрелищных искусств модной сферы.

  2. На основании исследований аудитории зрелищных искусств мира моды определить основные результаты трансформационных процессов, их связь с изменениями иных социальных институтов.

  3. Определить взаимосвязь трансформационных процессов зрелищных искусств с уровнем государственного управления, в том числе – государственного бюджетирования.

  4. Определить стратегические возможности развития зрелищных искусств как социального института.

  5. Обосновать необходимость эффективного социального управления для предотвращения трансформации зрелищных искусств в отрасль шоу-бизнеса. Научная гипотеза. Проблемы развития зрелищных искусств как социального

института, отображающего совокупность качеств общественного строя и
функционирующего в соответствии с его основными достоинствами и пороками
детерминированы незрелостью современных практик социального управления, а
также недостаточным вниманием органов государственной власти и местного
самоуправления к деградации основных социальных функций данного феномена и
его трансформации в отрасль шоу-бизнеса. Консолидация усилий государственных
и местных органов власти, бизнес-сообщества, исследователей социальных
процессов, практиков зрелищных искусств и широкой общественности позволит
сформировать благоприятную институциональную среду для решения

приоритетных задач развития данного социального института, безусловно сохраняющего свои основные социальные функции и устойчивые взаимосвязи с иными социальными системами.

Объект исследования – социальные институты зрелищных искусств и их аудитории как подсистемы трансформирующейся социальной сферы в условиях изменения общественных формаций.

Предмет исследования – факторы и механизмы институционального становления зрелищных искусств и их аудитории в контексте создания условий для повышения эффективности функционирования данной сферы в общественных интересах.

Теоретико-методологическая основа. Основой диссертационного

исследования стали теория институционализма и неоинституционализма (Т. Веблен
и др.); теоретические разработки современного осмысления основного понятийного
аппарата (Юсуфов М.М.); концепция «Закона цен и затрат» (У.Баумол и У.Боуэн);
теоретические разработки механизмов девиаций отдельных социальных групп в
условиях недостаточной сформированности социальных институтов

(В.И.Староверов, И.В.Староверова); теоретические разработки особенностей

социального регулирования и саморегуляции социальных процессов (Ю.А.Зубок,
В.И.Чупров), теоретические разработки специфики государственного управления
значимыми социальными процессами в современных условиях (А.Э.Страдзе);

научные труды в рамках цели исследования Н.А.Терентьевой, В.Ходасевича, Н.А.Хренова, П.Э.Шульцмана и др.

Теоретическую основу работы составляют научные труды российских и
зарубежных ученых, исследующих сущность, проблемы и специфику развития
социальных институтов, особенности их становления и трансформации, а также
сущность и специфику развития зрелищных искусств как социально-культурного
феномена. Проблемное поле диссертационного исследования обусловило

необходимость использования различных подходов: институционального и
неоинституционального (Т. Веблен, М.М.Юсуфов и др.), диалектического

(Староверов В.И., Староверова И.В.), системного (Страдзе А.Э.), ситуационного
(Терентьева Н.А.) и др. Кроме того, следует выделить авторский подход

Ю.А.Зубок, впервые в России проанализировавшей риски трансформаций социологических процессов сквозь призму диалектического материализма21.

21 Зубок Ю. А. Риск как фактор социального развития молодежи : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 : Москва, 2003 335 c.

Для достижения цели исследования применялся также комплексный подход,
позволивший объединить использование как общетеоретических методов: анализа
и синтеза, дедукции и индукции, обобщения, теоретического моделирования, так и
эмпирических методов: анализа документов, социологических опросов

(анкетирование и интервью), наблюдение.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований, проведенных под руководством автора:

1. «Основные характеристики потенциальной целевой аудитории зрелищных
мероприятий мира моды»

Исследование проведено в марте-апреле 2014 года. N=634 респондента; метод проведения: письменное анкетирование с помощью электронной почты; выборка – случайная, за основу выборки были взяты списки выявивших желание принять участие в III Международном проекте Школы Мастерства юных дизайнеров и модельеров, театров моды и костюма "Молодежная Мода – Новый Стиль Отношений».

Основными задачами исследования, реализуемыми автором, являлся анализ основных характеристик целевой аудитории мероприятия, ее основных мотиваций и связи с иными значимыми социальными институтами.

2. «Основные характеристики целевой аудитории некоммерческого зрелищного
мероприятия мира моды»

Исследование проведено в июне 2014 года в г.Москва. N=104 респондента; метод проведения: устное структурированное интервью; выборка – случайная, за основу выборки взяты участники, гости и зрители финальных мероприятий III Международного проекта Школы Мастерства юных дизайнеров и модельеров, театров моды и костюма "Молодежная Мода – Новый Стиль Отношений».

Основными задачами исследования, реализуемыми автором, являлся анализ основных характеристик целевой аудитории мероприятия, ее основных мотиваций и связи с иными значимыми социальными институтами.

3. «Основные характеристики потенциальной целевой аудитории зрелищных
мероприятий мира моды»

Исследование проведено в марте-апреле 2015 года. N=712 респондентов; метод проведения: письменное анкетирование с помощью электронной почты; выборка – случайная, за основу выборки были взяты списки выявивших желание принять участие в Арт-проекте «Платье как Слово» Школы Мастерства «Молодежная мода – новый стиль отношений».

Основными задачами исследования, реализуемыми автором, являлся анализ основных характеристик целевой аудитории мероприятия, ее основных мотиваций и связи с иными значимыми социальными институтами.

4. «Основные характеристики целевой аудитории некоммерческого зрелищного
мероприятия мира моды»

Исследование проведено в июне 2015 года в г.Москва N=173 респондента; метод проведения: устное структурированное интервью; выборка – случайная, за основу выборки взяты участники, гости и зрители финальных мероприятий Арт-проекта «Платье как Слово» Школы Мастерства «Молодежная мода – новый стиль отношений».

Основными задачами исследования, реализуемыми автором, являлся анализ основных характеристик целевой аудитории мероприятия, ее основных мотиваций и связи с иными значимыми социальными институтами.

5. «Основные характеристики потенциальной целевой аудитории зрелищных
мероприятий мира моды»

Исследование проведено в марте-апреле 2016 года. N=712 респондентов; метод проведения: письменное анкетирование с помощью электронной почты; выборка – случайная, за основу выборки были взяты списки выявивших желание принять участие в V Межнациональной Школы Конкурс Мастерства юных дизайнеров и модельеров, театров моды и костюма Всероссийской творческой ассамблеи "Адрес детства - Россия".

Основными задачами исследования, реализуемыми автором, являлся анализ основных характеристик целевой аудитории мероприятия, ее основных мотиваций и связи с иными значимыми социальными институтами.

Кроме того, эмпирической базой послужил вторичный анализ результатов исследований А.Я.Рубинштейна и В.Ю.Музычук22, а также Т.В. Голубковой и А.Б.Ильиной23.

Научная новизна исследования:

  1. Дано авторское определение сущности понятия.

  2. Определены ключевые функции зрелищных искусств как социального института.

  3. Выявлены основные факторы трансформации зрелищных искусств как социального института.

  4. Выявлены основные механизмы трансформации зрелищных искусств как социального института.

  5. Выявлены основные связи зрелищных искусств с иными значимыми социальными институтами.

  6. Выявлены ключевые изменения социальных функций зрелищных искусств при трансформации в отрасль шоу-бизнеса.

  7. Определено влияние деградации социальных функций на структуру целевой аудитории.

  8. Выявлены негативные социальные последствия трансформации зрелищных искусств в отрасль шоу-бизнеса.

  9. Доказана своевременность разработки методологии социального управления системой зрелищных искусств для предотвращения негативных последствий трансформации зрелищных искусств в отрасль шоу-бизнеса.

22 Рубинштейн А.Я., Музычук В.Ю. Оптимизация или деградация? Между прошлым и будущим российской
культуры // Общественные науки и современность. 2014

23 23 Голубкова Т.В., Ильина А.Б. Влияние факторов макросреды на развитие комплекса маркетинга в области
культуры балтийского региона // Економiчний часопис-XXI. 2014. Т. 1. № 3-4.

Положения, выносимые на защиту:

для института зрелищных искусств в условиях рыночной экономики доминирующей тенденцией становится трансформация в отрасль зрелищных услуг шоу-бизнеса;

нормативно-правовая база социального управления развитием зрелищных
искусств нуждается в совершенствовании и приведении к требованиям

современных российских реалий;

категориальный анализ основных понятий института зрелищных искусств и
предложение их содержательных трактовок создают предпосылки

институционального подхода к решению правовых проблем управления
зрелищными искусствами и эффективной профилактики социально-

негативных тенденций его трансформации;

причины социально-негативных трансформаций следует искать не столько в особенностях зрелищных искусств как социального института, сколько во взаимодействии основных видов социального капитала и возможностях его капитализации в экономические формы капитала;

реальная практическая деятельность в сфере зрелищ демонстрирует склонность к увеличению зависимости их от рыночных отношений и коммерциализации, что при недостаточном внимании государственных и муниципальных властей к самоорганизации зрелищных искусств и несовершенстве нормативно-правовой базы увеличивает риски негативных социальных процессов, дальнейшего социального расслоения общества, падения уровня культуры, особенно социально незащищенных слоев населения;

эффективное управление в сфере зрелищ, включая проблемы взаимодействия с иными социальными институтами, в существующих условиях возможно лишь в контексте их эффективного взаимодействия: зрелищных искусств, образования, права и т.д..

Теоретическая значимость работы. Обоснованная диссертантом концепция факторов и механизмов эволюции зрелищ в подсистему шоу-бизнеса способствует разработке теоретико-методологических оснований для прикладных исследований, которые могут сформировать самостоятельную школу в социологии зрелищных искусств. Одновременно диссертационное исследование способствует накоплению знаний в области социологии управления зрелищными искусствами, комплексно рассматривая работу этого института со зрительской аудиторией.

Практическая значимость исследования. В данном исследовании сформулирован ряд практических рекомендаций по совершенствованию стратегии управления институтом зрелищных искусств, в том числе - в сфере государственной молодежной политики.

Материалы проведенного в рамках диссертационной работы исследования могут быть использованы при разработке и чтении ряда базовых учебных курсов: «социология управления», «менеджмент зрелищных мероприятий», «социология зрелищных искусств» и т.д.

Сделанные в диссертации выводы и рекомендации имеют значение для
преподавателей и студентов высших учебных заведений культуры и

административного управления, для специалистов, по роду своей деятельности
осуществляющих управление в сфере зрелищных искусств, связей с

общественностью, сферой шоу-бизнеса и зрелищных услуг, а также для служащих учреждений государственного и муниципального управления разного уровня.

Тема диссертации соответствует паспорту специальности ВАК РФ 22.00.08 –

социология управления.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили отражение в статьях автора в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, и выступлениях на научных конференциях.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры общей и прикладной социологии Московского городского педагогического университета.

Структура диссертации. Представленное для защиты исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка научной литературы.