Введение к работе
Актуальность проблемы. Процесс реформ в России требует решения целого комплекса проблем, в том числе и социально-экономического характера. С одной стороны, переход к свободным рыночным отношениям актуализирует потребность в новом типе предпринимателя — социально ответственном субъекте и гражданине своей страны, относящемся к своей деятельности как к способу проявления творческих способностей, средству самореализации, с другой — общественное сознание должно принять предпринимательство как органичную составляющую российской деятельности.
Складывающаяся сегодня идеология предпринимательства вступает в противоречие с психологическими стереотипами поведения, опосредованными традиционными ценностями, нормами, представлениями российского общества.
Специфические черты российской ментальности являются сегодня социально-культурными и психологическими факторами, сдерживающими становление рыночных отношений, требующих иной, рационально-экстравертированный тип личности.
Негативные последствия конфликта между идеологией предпринимательства и традиционными ценностями национальной культуры проявляются на нескольких уровнях:
Во-первых, усиливается социальная напряженность в обществе, вызванная понижением жизненного уровня большой массы населения, что провоцирует его сопротивление реформам.
Во-вторых, формируется негативный имидж предпринимателей. В-третьих, несоответствие между формирующимся социально-психологическим типом предпринимателя и традиционными ценностями российского общества является основным препятствием на пути позитивной самореализации личности современного предпринимателя, стимулирует противоправные и аморальные формы предпринимательской деятельности.
Поиск национальной и культурно обусловленной стратегии развития общества встает перед проблемой адаптации и совместимости традиционных ценностей российского менталитета и этики рыночных отношений. Выход из сегодняшнего кризиса на мировоззренческом уровне видится в разработке модели предпринимательского поведения, максимально соответствующей специфике и традициям российской культуры и истории.
Общественная практика предлагает адаптационный механизм,
СПстсрбург? 2 І і
позволяющий сгладить противоречия и сориентировать модель предпринимательского поведения, совмещая традиционные и инновационные для нашей культуры ценности. Это благотворительность, которая на этапе становления рыночных отношений выполняет в обществе компенсаторные функции и в то же время являєтеся; одним из способов позитивной самореализации личности предпринимателя.
Совокупность обозначенных выше проблем обусловила актуальность исследования, ЦЕЛЬ которого — изучить благотворительную деятельность как средство самореализации личности предпринимателя и определить социально-экономические предпосылки и условия, способствующие усилению благотворительной мотивации.
Цель исследования потребовала решения следующих задач:
-
Теоретически рассмотреть благотворительность как феномен духовной жизни общества и способ самореализации личности, выявить его нравственно-философские, религиозные основы и педагогическую значимость;
-
Дать классификацию сфер и форм благотворительной деятельности, выявить специфику социально-экономической сферы как одного из объектов благотворительной деятельности;
-
Раскрыть духовные истоки и мотивы благотворительной деятельности российского предпринимательства XIX — начала XX вв. Определить взаимосвязь культурно-исторических и социально-психологических предпосылок формирования благотворительной мотивации;
-
Выявить диспозиционную систему и структуру мотивации меценатской деятельности современных предпринимателей Петербурга; а также психологические признаки готовности включения их в благотворительную деятельность в социально-экономической сфере;
-
Обосновать социально-культурные и психолого-педагогические условия стимулирования благотворительной и меценатской деятельности как средства личностной самореализации предпринимателей и разработать на этой основе рекомендации коммерческим структурам и клубам предпринимателей г. Санкт-Петербурга по совершенствованию организации благотворительной деятельности.
Объект исследования — благотворительность как социально-экономическое явление.
Предмет исследования — социально-экономические и психологические характеристики современного предпринимателя как субъекта благотворительности.
База исследования — клубы предпринимателей Санкт-
Петербурга (Меценат-клуб, Ротари-клуб, «Санкт-Петербург-Нева», Лайонс-клуб, «Северная Пальмира», Мариинский театр, Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой.
Экспериментальной базой апробирования теоретических выводов и методических рекомендаций стал Санкт-Петербургский Деловой клуб и клуб «Невский проспект».
Предварительный анализ теоретических и практических аспектов изучаемого вопроса позволит сформулировать исходную гипотезу, состоящую из следующих предположений'
-
Благотворительность как социально-экономическая деятельность является средством самореализации личности предпринимателя.
-
На начальном этапе развития предпринимательства в обществе с низкой значимостью ценностей рыночной экономики благотворительность выполняет преимущественно адаптивно-компенсаторные функции, позволяя ее субъекту отождествить себя с традициями национальной культуры, «вписаться» в существующую ценностно-экономическую среду, скорректировать общественное мнение в сторону более позитивного к себе отношения, усилить общественную значимость и личностную успешность деятельности предпринимателя;
-
Положенная в основу модели поведения предпринимателя благотворительность сможет оказать педагогическое воздействие как на ее субъекта, позволяя предпринимателю реализовать личностный потенциал, так и на общественное сознание в целом, снижая противодействие реформам и способствуя переходу к рыночным отношениям, подготавливая общество к восприятию нового класса предпринимателей как субъекта национальной культуры.
4 Основным условием активизации благотворительной деятельности как средства самореализации личности является утверждение в предпринимательской среде образа личности «делового человека», на ценностном, психологическом и поведенческом уровне соответствующего специфике национальной культуры.
Степень научной разработанности проблемы: Теоретической основой исследования, философского и культурологического обоснования понятия «благотворительность» были труды российских и зарубежных философов и писателей: О.Конта, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Л.Н.Толстого, В.О.Ключевского, П.А.Кропоткина. Разработка духовных и социально-психологических аспектов предпринимательства была предпринята М.Вебером, Г.С.Федотовым, И.Шумпетером, Ф. фон Хайеком, А.И.Агеевым, Р.Апресян, Г.Ловели, В.
Радаевым, А.Соболевской, Ю.Ольсевич, Л.Горичевой.
Теоретический анализ феномена благотворительности как социально-экономического и социально-культурного явления предпринят отечественными дореволюционными исследователями (П.Г.Мижуев, С.К.Гогель, И.И.Янжул, В.АПоссе, К.Никитин, М.К.Соколовский, Т.Ф.Шмолер, О.Бобошко), в работах зарубежных авторов по теории благотворительности (Н.Лафарг, А.Карнеги, Б.Хопкинс, С.Мор).
Историко-культурные, правовые и экономические вопросы
благотворительности и меценатства исследуются в работах
Е.Л.Катасоновой, И.АХижняк, З.А.Жирухина, С.В.Воронина,
Г.А.Мироновой, В.Нильсен, А.Н.Боханса, П.Власова, Н.Г.Думовой, И.В.Толстиховой,Т.М.Казовской.
Теоретической основой исследования социально-психологических проблем предпринимательства и благотворительности послужила диспозиционная концепция В.АЯдова и его работы по социологии, теория мотивации помощи, в изложении Х.Хекхаузена, выводы современных ученых по мотивации поведения личности (В.Г.Асеева, Б.Д.Парыгина, Г.Л.Тульчинского), по самореализации личности (Л.Н.Косана, В.П.Лаврентьева).
В разработке психолого-педагогического аспекта темы автор опирался на выводы современных культурологов, педагогов и философов: М.ААриарского, Г.М.Бирженюка, Л.Г.Брылевой, АП.Маркова, А.И.Новикова, В.Е.Триодина, В.АЩученко.
В основу методологии, исследования легла концепция взаимосоответствия национальной культуры как сложной и многоуровневой системы и многообразия составляющих ее элементов; идея зависимости осуществляемых социальных реформ от их органичной взаимосвязи с духовно-ценностной основой общества (М. Вебер).
Цель исследования и характер решаемых задач обусловили комплексность подхода, объединение инструментария и методик исследования различных наук гуманитарного профиля. В исследовании использованы методы теоретического анализа, невключенного наблюдения, экспертных оценок, анкетирование, интервьюирование, тестирование. Основной методикой для изучения психологических характеристик предпринимателей послужил Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кэттела (16ФЛ0). Разработанная автором «Анкета мецената» использовалась для выявления социально-культурных ориентации предпринимателей, мотивов их включения благотворительную деятельность в сфере культуры.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
На первом этапе изучалась теория и история вопроса, был сделан
анализ благотворительности как феномена духовной жизни общества и способа самореализации личности предпринимателя.
На втором тапе проведено эмпирическое исследование с целью изучения ценностных ориентации, мотивов участия и психологических характеристик современного предпринимателя как субъекта благотворительности в культурно-досуговой сфере.
На третьем этапе был осуществлен педагогический эксперимент, суть которого заключалась в апробации разработанных методических рекомендаций в поддержку хореографического искусства.
Научная новизна исследования заключается в многоуровневом анализе благотворительности как социально-культурного явления; в характеристике культурологического, психологического и этико-педагогического аспектов феномена благотворительности в сфере культуры, что позволило расширить понимание этого социально-культурного явления, обеспечить идейную основу повышения его социальной и личностной значимости.
Теоретически обоснованы самореализационная и адаптивно-компенсаторная функции благотворительности, раскрыты психологические механизмы включения современного предпринимателя в меценатскую деятельность, выявлены и классифицированы социальные и психологические факторы, влияющие на мотивацию благотворительности предпринимательства, систему его диспозиционных установок и готовности к меценатской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в
разработке социально-педагогического аспекта феномена
благотворительности, социально-культурных и психологических механизмов осуществления благотворительной деятельности в культурно-досуговой сфере; в постановке воспитательно-просветительных задач, направленных на внедрение в общественное сознание национального стиля и образа предпринимательского поведения, сочетающего традиции отечественной духовной культуры и лучшие психологические личностные качества современного предпринимателя-мецената; в определении соответствующих психолого-педагогических условий стимулирования благотворительной деятельности как средства самореализации личности; в формулировке методических рекомендаций для бизнес-клубов как институтов организации предпринимательской благотворительности.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в подготовке специалистов социально-культурной сферы, педагогов, досуга, менеджеров культуры, лидеров благотворительных организаций, вступающих в контакты с коммерческими структурами и
предпринимателями, а также в деятельности организаторов культурных программ и культурно-досуговых мероприятий.
Апробация работы. Выводы исследования обсуждались на научных конференциях и семинарах: «Политика как теория и практика», «Третий сектор в Санкт-Петербурге», «Благотворительность и средства массовой информации», "Современные формы меценатства в хореографическом искусстве, Актуализация роли спонсорства в культурных процессах современной жизни", "Теоретико-психологическое обоснование меценатства как культурологической деятельности", "Исторические корни и традиции развития благотворительности в России".
На защиту выносятся следующие положения:
-
Благотворительность как социально-экономическое явление имеет глубокие исторические и духовные традиции в российской национальной культуре. Как социально ориентированная, добровольная, бескорыстная деятельность, содержащая в своей основе нравственные ценности альтруизма, коллективизма, любви к ближнему и признания прав человека, благотворительность является эффективным средством воспитания и самореализации личности. —
-
Культура как широчайшая сфера жизнедеятельности человека может быть объектом и благотворительной, и коммерческой деятельности, меценатства и спонсорства, критерий дифференциации которых очень подвижен, т. к. затрагивает этико-психологическую сферу личности, лежит в области психологической мотивации. Особенность благотворительности в культурно-досуговой сфере состоит в наличии специфической структуры мотивации участия в этой деятельности.
3. Для современного российского предпринимателя
благотворительность в культурно-досуговой сфере выполняет адаптивно-
компенсаторную и самореализационную функции. На этапе становления
рыночной экономики адаптивно-компенсаторная функция преобладает —
благотворительность используется предпринимателями для поднятия
своего социального статуса. Однако наибольшей педагогической
значимостью обладает благотворительная деятельность, выполняющая
функцию личностной самореализации, которая при стабилизации
общественных отношений станет преобладающей
4. Мотивация благотворительной деятельности в культурно-
досуговой сфере детерминирована категориями социальной
ответственности, социальной адаптации и самореализации. Преобладание
тех или иных мотивов определяется характером социально-экономической
ситуации, системой диспозиций и психологическими особенностями
личности. В современных условиях институт благотворительности как
сфера деятельности предпринимательства еще не сложился и мотивы меценатской деятельности имеют в основном внешний, адаптативно-компенсаторный или утилитарно-рациональный характер.
5. Социально-культурные и психолого-педагогические условия
стгмулирования благотворительной и меценатской деятельности как
средства личностной самореализации предпринимателя включают в себя,
во-первых, становление в общественном сознании понимания
благотворительности предпринимательства как деятельности,
способствующей развитию культуры, общества и человека; во-вторых, утверждение в предпринимательской среде образа личности «делового человека»:
соответствующего духовно-этическим доминантам российской культуры, обладающего чувством долга, справедливости, социальной ответственности;
воспринимающего благотворительность как гуманную общественно и личностно значимую деятельность, средство позитивной самореализации и необходимый компонент этики современного делового человека;
обладающего психологическими характеристиками личности с высокой самореализационной установкой на благотворительность типичными чертами которой являются гражданская зрелость, уверенность в себе, открытость, высокий самоконтроль, доминантность, реалистичность, рациональность, стремление к лидерству; в-третьих, педагогическую, информационно-просветительную и организационную деятельность клубов деловых людей по стимулированию благотворительной и меценатской активности предпринимателей путем формирования отношения к благотворительности как способу реализации личностного потенциала отбора адекватных форм и сфер благотворительной деятельности.
6. Меценатство как современная форма актуализации хореографического наследия Русского балета
Характер поставленных задач, логика исследования предопределил структуру диссертации, состоящую из введения, двух глав («Благотворительность в духовной жизни общества» и «Социально-культурные и психолого-педагогические условия самореализации личности предпринимателя в сфере благотворительности»), заключения, списка использованной литературы.