Введение к работе
Актуальность исследования. Перестройка психологии, и сознания лвдей на современном этапе, нравственное обновление общества, утверждение гуманистических идеалов иевознозкны без активизации, сущностных сил личности, активизации ее творческой деятельности.
Активизация человека - проблема социальная, касавшаяся действия социальных механизмов, стимулов, побудителей, и зависящая от них. Изучение и. совершенствование условий развития личности, повы-пение ее творческой активности рассматривается сегодня как объективная необходимость, определявшая дальнейшее социальное развитие.
Нормирование и повышение активности личности обращает нас в сферу такого социального института как образование. Современное образование утратило необходимую ценностную ориентацию, оно теряет культурный, нравственный и предметно-содержательный смысл. В обществе произошло не только отчуждение личности от трудовой деятельности, от собственности, но и отчуждение обучавшегося от учебной деятельности, ее предметного содержания . Линейная модель коммуникации, культивируемая высяей школой, массовое воспроизводство личностей конформного типа, формирование изначально негативного отношения к инновациям вызвали характерные для предшествующего социального этапа феномены: наруаение авторитетности профессионализма, социальный скепсис, апати». Шк следствие этого - возникшее противоречие между сегодняшним социальным заказом на творчество, деятельной творческой природой самого человека и реальным выражением творческих возможностей личности.
Преодоление в системе образования действия социального механизма, формирувщего устойчивую предрасположенность к стагаации и всяческое стимулирование механизма, ведущего к инновации в развитии, и личности и коллектива поможет преодолеть данное противоречие и обеспечить необратимость прогрессивных преобразований, происходящих сегодня, в кашем обществе.
Этим объясняется актуальность изучения избранной автором темы,
Степень научной разработанности проблема. Для уточнения методологии, анализа проблем' формирования творческой активности личности необходимо прежде всего четко определить содержание таких исходных понятий, как творчество, творческая активность.
1 Проблемы гуманизации"и социальной ответственности (Материалы круглого стола) // Вопр. философии. 1989. И, - о. >-Ъ.
Можно сказать, что в подходе к пониманию творчества eise нет полного единства взглядов и мнений. История исследований творчества предстает перед нами отнюдь не как последовательность открытий, результатом которых является все большая ясность и разработанность концепций, лежащих в их основе. Она является, скорее, совокупностью достаточно независимых исследований, основывающихся на различных теоретических представлениях и использующих разные методы.
Б разнообразии сегодняшних взглядов на творчество все ке можно виелигь несколько основных направлений. Так, в значительной части философской литературы обьем понятия творчества совпадает о объемом понятия труда. Достаточное распространение получило направление, где характеристики творчества представлены разными формами и особенностями процесса познания. Данные два подхода к пониманию творчества нередко дополняются "теоретико-ценностным" аспектом. Эти направления исследования творчества получили освещение в работах Р.З. Джиджяна, B.J1. Дранкова, М.С. Кагана, Е.М. Ковиова, П.В. Копнина, П.II. Крамара, Й.Н. Лойфмака, И.П. Неркулоза, Э.А.Пар-мон. Е.Я. Режабека, В.Н. Сагатовского, И.Н. Семенова, А.П. Хильке-вича, АЛ. Шумилина и многих других.
Выявлении внутренних механизмов творческого мышления, качеств творческой личности, мотивации творческого труда посвящены работы B.C. Библєра, Д.Е. Богоявленской, Е.В. Бодровой, М.Р. Пінзбурга, Л..Б. Ермолаевой-Томиной, О.Л. Князевой, А.Н. Лука, A.M. Машакина, Я.А. Пономарева, Н.В. Рождественской, К.А. Славской и др.
Социологический подход сегодня в основном выражается в конкретных работах, исследующих научное творчество на микро- и макроуровне. Это работы М.А. Иванова, Б..Г. Иванченко, В.П. Казмиренко, Н.С. Лукинои, Е.С. Ляхович, В.В. Максимова, Н.П. Щербова, В.А.Яковлева, М.Г. Яропевского и др.
Достаточное распространение, в последнее время получили исследования, рассматривающие влияние методов социально-психологического тре.нинга на повышение творческой активности. Создаются новые методики, редакрации: С.Н, Емельянов, Е.М. Михеев, А,В. Молодчик и другие.
Однако, неразработанность понятийного аппарата, зачастую присущая подобным' исследованиям, отсутствие четкости и однозначности в трактовке, понятий значите лько сниаяае ти теоретическую ценность, и эффективное ть практических рекомендаций.
Несмотря на многочисленные работы, посвященные проблемам.
творчества, следует отметить, что ряд основных понятий, связанных с исследуемой проблемой, еие недостаточно осмыслен: в специальном исследовании нуждаются механизмы развития творческой активности, слабо разработаны проблемы социологии творческого мышления, отсутствуют достаточно четкие представления о критериях творческой активности личности. Имеется острая потребность в целостных концепциях, представлениях и моделях, необходимых как инструмент: практической работы по формированию и социологическому анализу творческой активности студенчества.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - изучить особенности творческой активности студентов, механизмы ее развития, выработать практические рекомендации по управлению процессом формирования творческой активности в вузе.
Для реализации поставленной цели предполагается постановка и решение следующих задач:
раскрыть содержание понятий "творческая активность", "механизм социальной детерминации творческой активности";
проанализировать особенности, характерные черты творческой активности студентов;
рассмотреть, научную работу как системообразующий фактор становления творческой активности во всех сферах жизнедеятельности студентов в вузе;
-показать воздействие учебной деятельности в вузе на развитие основ творчзского мышления студентов;
раскрыть роль общественной работы как фактора формирования нравственной основы социального, творчества;
проанализировать взаимосвязь проявлений творческой активности в сферах учебной, научной и общественной деятельности;
выявить закономерности и особенности формирования творческого студенческого коллектива;
конкретизировать и обосновать основные детерминанты повышения творческой активности студентов в вузе.
Объектом диссертационного исследования выбраны студенты высших учебных заведений Украины на различных этапах их подготовки, в вузе.
Предметом изучения - творческая активность студенческой моло-деии и механизмы ее формирования в конкретных условиях вуза.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы советских и зарубежных ученых по исследуемой проблеме в области философии, социологии, психологии, науковедения, произведения
классиков марксизма-ленинизма, государственные и правовые документы.
Эмпирическую основу работы составила социологическая информация, полученная в ходе социологических исследований в 33-х вузах Украины, проведенных в І987-І990 годах кафедрой социологии и, лабораторией конкретно-социологических исследований Харьковского государственного университета при непосредственном участии автора.
Научная новизна работы заключается в следующем;
обосновано правомерность и необходимость социологического аспекта рассмотрения проблем творческой активности личности;
определены механизмы развития творческой активности будущих специалистов с высшим образованием, установлены основные факторы ее повышения;
предпринята попытка комплексного, системного подхода к анализу проблемы, предложена самостоятельная трактовка творческой активности, связанная с тем ее компонентом, который актуализируется в процессе образования и. воспитания;
установлена детерминация творческой активности студента социальным окружением различного масштаба;
разработаны оригинальные методики диагностики и. развития отдельных составляющих творческой активности для студентов вузов.
Практическое значение представляют предложения и рекомендации для дальнейшего совершенствования процесса формирования творческой активности студентов, повышения культуры управления творческим процессом в вузах. Выводы автора о тенденциях и факторах развития творческой активности студентов йавли отрааение в справках, представленных административным и обаественным организациям ряда вузов Украины, попавших в выборку. Практическое значение работы состоит также в использовании ее результатов для создания и применения в учебном процессе автором нескольких методик активного обучения, направленных на диагностику и развитие творческой активности студентов. Полученные теоретические выводы и практические рекомендации могут быть учтены при создании программы и чтении лекций по курсам "Социология науки", "Основа развития творческой деятельности".
Разработанная автором методология и методика исследования творческой активности студентов может быть использована преподавателями, администрацией, психологами-методистами и социологами в практике совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе.
Алрабация -работы. Основные положе'нйя диссертации получили отражение в опубликованных работах. Результаты исследования домады-
вались:
на Всесоюзной научной конференции "Деятельность: философский и психологический аспекты" (г. Симферополь, 1988 г.);
яа региональной научно-теоретической конференции "Методологические запросы исследования и организации, целостных систем" . (г. Харьков, 1988 г.);
на областной научно-практической конференции "Пути перестройки ид ей но-политического воспитания научно-технической интеллигенции" (г. Харьков, 1989 г.);
на совместном заседании, кафедры социологии, и лабораторій, конкретно-социологических исследований ХГУ (г. Харьков, 1990 г.)*
На зашиту выносятся основные положения:
творческая активность представляет собой системное социальное качестве личности, основные компоненты которого представлены теоретическим мышлением, внутренними, содержательными мотивами выполняемой деятельности и набором собственно-творческих, нравственных и гражданеко-политических качеств. Творческая активность может быть подвергнута социологическому измерению и анализу, результаты которого позволяет выявить противоречия в развитии отдельных составлявших творческой активности, зафиксировать различные уровни ее актуализации у студентов и определить группу социальных факторов целенаправленного воздействия, влияющих на ход к результаты формирования творческой активности в вузе;
социальные факторы формирования творческой активности лич-'"''' ности представляют собой общественные процес-аы, явления, связи, имеющие место при развитии, данного социального качества и влияющие на процесс, его развития. Так как образование является самостоятельным социальным институтом, взаимодействующим с другими структурами, общества, специфика воздействия различных факторов на развитие творческой активности, связанных с функционированием вуза, обусловлена прежде всего особенностями основных форм жизнедеятельности студента: учебой, научной и общественно-политической;
уровень включенности в научную работу (уровень научной ак-тивнооти) как показатель творческой активности студента обладает большой прогностической силой, предопределяя "содержательное, творческое вклвение в учебную и общественную работу, а следовательно -способствуя развитию творчества в будущей профессиональной деятельности.. Научная деятельность студентов выступает, на современном этапе как эталонный тип творческой деятельности.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографии и двух приложений.