Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Кудзиева Фатима Сергеевна

Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ
<
Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудзиева Фатима Сергеевна. Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Кудзиева Фатима Сергеевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Адыгейский государственный университет"].- Майкоп, 2015.- 191 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения семьи 23

1.1. Социокультурная сущность семьи 23

1.2. Особенности генезиса семьи на Северном Кавказе 36

Глава II. Трансформация семьи и внутрисемейных отношений у осетин 60

2.1. Оценка семейного статуса в осетинском обществе 60

2.3. Динамика внутрисемейных отношений 78

Глава III. Трансформация социокультурных конструктов семейной обрядности 114

3.1. Трансформация обрядности основных этапов жизненного цикла человека 114

3.2. Динамика межсемейных связей. Институт фиктивного родства 157

Заключение 171

Список литературы

Особенности генезиса семьи на Северном Кавказе

Проблематика, связанная с функциональной трансформацией института семьи в современном российском обществе, входя в предметное поле социологии, предполагает комплексное исследование, включающее элементы тендерной социологии, социологии детства, феминологии, психологические и социально-психологические, педагогические, демографические, правовые аспекты. В то же время смысловым центром такого исследования является изучение состояния семьи на основе функционалистских представлений о природе и сущности социального института.

Классический по значимости анализ институциональных характеристик семьи был осуществлен П. Сорокиным. Предложенная им методология заключалась в рассмотрении семьи как элементарной и изначальной, качественно уникальной социальной группы, базовой структурной единицы общества. В таком понимании институциональные функции семьи глубоко специфичны, нередуцируемы и не могут быть заменены аналогичными функциями других институтов.

В рамках более поздней парадигмы структурно-функционального анализа были разработаны фундаментальные теоретические представления о функциональной и статусно-ролевой специфике семьи как структуры, особенностях и незаменимости семейного этапа социализации, о социально-контрольных функциях семьи и т.д. Следует отметить и научный вклад Э.Гидденса, в исследованиях которого затрагиваются проблемы исторической динамики института семьи в его конкретных формах, роли семьи в реализации социокультурной преемственности ценностей, тенденций и перспектив брака, соотношения традиционных и альтернативных форм семейно-брачных отношений.

В работах У. Бека институциональная динамика семьи рассматривается в контексте детрадиционализации и движения от модерного общества к постмодерному, а в исследованиях 3. Баумана кризис семьи связывается с индивидуализацией современного западного мира.

В отечественной общественной науке проблематика, связанная с трансформационными явлениями в социальном функционировании института семьи, также нашла широкое отражение. Общие проблемы российской семьи и брака плодотворно рассматривались в работах А.И. Антонова, И.В. Бестужева-Лады, А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова, СИ. Голода, И.А. Гундарева, А.А.Клецина, А.Г. Харчева, Н.Г. Юркевича, Н.А. Соловьева, М.С. Мацковского, Ю.Б. Рюрикова, В.А. Ядова и др.З, а основные сегодняшние тенденции в функционировании российской семьи нашли отражение в исследованиях Т.М. Афанасьева, И.В. Гребенниковой, Л.В. Лебедевой, В.М. Медкова, А.Б. Синельникова, С.А. Сорокина, Н.И. Стрельниковой и др4. При этом исследования семьи осуществляются на основе различных методологических и концептуальных подходов. Так, А.Г. Харчев исследует социальные формы и сущность брака и семьи, совмещая эволюционно-исторический и функциональный подходы. Функционального подхода к пониманию семьи и ее функций в обществе придерживался и М.С. Мацковский, исследовавший системные связи между характером экономической жизнедеятельности и функциональной спецификой семьи. В его исследованиях прослеживается единство и взаимосвязанность макросоциального (институционального) и микросоциального (интеракционального) уровней функционирования семьи. В работах А.Г. Вишневского поднимались проблемы влияния тендерного фактора, в частности, изменений в различных фазах жизненного цикла современной женщины, на характер и качество функционирования института семьи и прежде всего на выполнение ею функции физического воспроизводства. Исследования СИ. Голода были посвящены специфике современной нуклеарной семьи, ее социальным функциям и в целом проблемам сохранения семьи в условиях современного общества. Процессы институциональной трансформации в России существенным образом затронули российскую семью, что вызвало к жизни ряд исследований, специально посвященных непосредственному влиянию социетальных преобразований на характер и социальные условия функционирования семьи. Среди авторов этих работ следует назвать Л.В. Карцеву, И.М. Корняка, A.M. Панова, Б.В. Ракитского, Е.И. Феоктистову. Тенденции динамики института брака в современном обществе, проблемы супружеской гармонии и влияние качества супружеских отношений на выполнение семьей своих функций анализируются в исследованиях К. Витека, И.В. Дорио, Т.В. Ковалевой, И.С. Кона, О.С. Сермягиной, Ю.В. Юнды и др5. Специфика и динамика отношений между поколениями в современной российской семье, в частности, в русле проблематики социальной геронтологии, рассматривались В. Д. Альперовичем. Макросоциологический подход к исследованию семьи, дающий возможность ее анализа с точки зрения выполнения ею институциональных функций, представлен такими исследователями как А.И. Антонов и В.М. Медков.

Исследования, касающиеся институционального кризиса современной семьи в целом и на уровне конкретных его проявлений, представлены работами А.И. Антонова, К. Аронса, Е.Е. Донченко, М. Кента, С.С. Сидельниковой, В.А. Сысенко, Т.М. Титоренко, и др., рассматривающих кризис семьи в аспекте дестабилизации семейно-брачных отношений, вскрывающих причины распада брачных союзов с привлечением статистики и на основе сравнительного анализа состояния и тенденций динамики современной нуклеарной семьи в России, на постсоветском пространстве и на Западе.

Оценка семейного статуса в осетинском обществе

Как и у многих других народов в мире, у осетин существовали два базовых типа оценки семейного статуса: в крестьянском обществе и урбанизированном обществе.

Дооктябрьская Россия являлась аграрной страной, следовательно, большая часть общества считалась крестьянской. Осетия как часть Российской империи не была исключением. В таком обществе недопустимым и даже постыдным считалось безбрачие, независимо от его причины. Причины бывали самого разного характера: экономические, сексуальные, хозяйственные, психологические и т.д. Традиционное разделение труда в семье предполагает особые мужские и женские роли. Мужчина - кормилец, добытчик основных жизненных средств, женщина -хранительница очага, занимается хозяйством и воспитанием детей. Учитывая то, что в скученном сельском социуме, где жизнь каждого представлена как на ладони, сложно представить себе внебрачную сексуальную жизнь и, как следствие, внебрачных детей. Но в полупатриархальном обществе всегда придается огромное значение наличию наследника. В нем семья видит и помощь семье, и заботу о родителях в старости, и продолжение рода, и защиту в случае необходимости... Не всем семьям везло в плане рождения мальчиков, поэтому у осетин, как и у многих других народов, в дом приходилось брать примака. Последний - «мидгегмой» - не пользовался уважением, но такая практика все-таки признавалась необходимой. В дореформенный период в осетинском обществе существовала еще одна веская причина формирования семьи: свойство способствовало расширению социальных связей и тем самым получению дополнительной поддержки в условиях войн, распрей, грабежей. Известный исследователь обычного права Б.К. Далгат писал об ингушах: «Брак считается необходимым для всякого порядочного человека, потому что каждому желательно иметь потомство как для продолжения своего рода, так и для его увеличения. А еще потому, что мужчина без женщины не в состоянии удовлетворить все свои потребности...ускорению брака способствует невозможность иным путем удовлетворить половые потребности» [65, ее.321 - 323].

Можно сделать вывод: что в традиционных обществах традиционное стремление создать семью было продиктовано как этногендерными, так и этносексуальными мотивами. Безбрачие могло быть исключительно вынужденным в силу физической, психической или сексопатологической ущербности, у христиан - из-за монашеского пострига и т.п. Как правило, незамужней оставалась и «падшая» девушка. Безбрачие, вынужденное или добровольное, осуждалось обществом или высмеивалось. Аналогично обстояло дело и у всех других народов Кавказа.

Моральная зрелость и решимость создать семью была немаловажным, но отнюдь не критичным фактором отношения к брачности. И половозрастная структура играла здесь не последнюю роль. Вплоть до революции на Северном Кавказе среди населения северокавказского региона число лиц мужского пола превалировало. Специалисты объясняют это высоким уровнем смертности среди девочек из-за худшего за ними ухода (их рождение часто считалось всего лишь появлением «лишнего рта» в семье), из-за раннего замужества и родов, непосильного труда и легкой для сурового горского климата традиционной одежды.

Первая общая перепись населения в 1897г. (она не отражала в полной мере этническую принадлежность) обнаружила, что в Терской области проживали 60% мужчин, состоявших в браке и 70% замужних женщин (общий показатель по Кавказу при этом составил соответственно 64 и 72%). Неженатых было в два раза больше, чем незамужних девушек, а вдов - в четыре раза больше, чем вдовцов [179, с.80 - 81]. Приведенные выше количественные показатели не будут ясны, если не сопроводить их этнологическими комментариями, объясняющими специфику кавказского брачно-семейного менталитета. Более высокий уровень брачности женщин объяснялся численным превосходством лиц мужского пола. По какой причине число вдовствующих женщин было вчетверо больше, чем вдовствующих мужчин, ведь адат и законы шариата не запрещали заключение повторных браков обоих полов? Общество полагало, что такие браки более одобряемы обществом, если заключены с разведенными или вдовами. Но и здесь неписаный закон был суровее к женщинам, чем к мужчинам. Решившись выйти замуж, вдова должна была оставить родне мужа брачный выкуп и детей. Вдова, имеющая нескольких детей, обязана была посвятить себя их воспитанию - с точки зрения общества это считалось более приличным. Разведенную жену, невзирая на то, по чьей инициативе расторгнут брак, осуждали и порицали, поэтому ей было нелегко выйти замуж вторично. С другой стороны, имели влияние и факторы, способствовавшие упрочению брачного состояния женщины. Это были древние обычаи левирата и сорората. Но о них речь пойдет ниже.

Как в период реформ, так и в послереволюционное время в северокавказском регионе прочно укоренилась отношение к брачности как к жизненно важному и необходимому явлению. Это связано как с общечеловеческими, так и с национальными устоями тендерной дифференциации трудовой деятельности и стремлением непременно иметь наследника - продолжателя рода. Но в наше время эта традиция стала заметно слабее (особенно среди городских жителей). Причиной стали такие современные явления, как рост уровня жизни части населения или, наоборот, снижение его, отсутствие социальных гарантий, феминизм, суррогатное материнство, бытовые и психологические последствия урбанизации и сексуальной революции. Поэтому у осетин, как и в целом на Северном Кавказе и России, уровень брачности существенно снизился. Таблица 1(%)

Из полученных данных видно, что число заключенных браков в городе гораздо меньше чем в селе. Причинами являются активное стремление к получению образования, меньшая нужда в дополнительной трудовой силе в ведении хозяйства, большая свобода сексуальных отношений, меньшая необходимость рабочих рук в хозяйстве и т.п.

Интересно и то, что на брачном рынке лица старше 30 лет востребованы слабее. Это, вероятно, связано со способностью к деторождению, которая с возрастом снижается.

Высокий уровень брачности респондентов объясняется повышающимся уровнем жизни населения и возросшим количеством повторных браков. Но вместе с тем растет и количество разводов. Общество стало проще относиться к разводу в семье, да и многие молодые пары сейчас часто не в состоянии справиться с семейными обязанностями. Большинство экспертов также отметили увеличение числа вдов и вдовцов, считая причиной этого болезни, несчастные случаи и пагубные пристрастия (алкоголизм и наркомания).

Вместе с тем было бы интересно сравнить этот показатель с показателем у других народов Северного Кавказа. По данным последней переписи, уровень брачности варьируется от 70% у мужчин (некоторые народы Дагестана и адыги) и порядка 60% у женщин (лезгинки, балкарки, кабардинки) до 67% у мужчин (кумыки) и 47% у женщин (ингушки). Очевидно, что подобное расхождение трудно объяснить существованием какой-либо определенной причины. Вполне вероятно, что в одних случаях свою роль сыграла природная среда (у народов, проживающих в условиях высокогорья, половое развитие задерживается), в других - получившие распространение обременительные брачные платежи, в иных - также компенсаторная тяга к образованию у подвергшихся депортации народов. В то же время на уровне брачности сказывается снижение брачного возраста в результате акселерации молодежи. Также вызывает интерес и другая тенденция - при демографическом преобладании женщин в браке их состоит меньше, чем мужчин, хотя есть любопытная версия, что это происходит из-за более короткой продолжительности жизни последних.

Динамика внутрисемейных отношений

Отчасти несоблюдение данного обычая можно объяснить притоком населения из Южной Осетии (начавшегося в ранних 90-х), которое является носителями грузинской свадебной и иной обрядности и инкультурирует ее в местной среде. Часто причиной бывает проведение свадеб в более свободной от соблюдения социальных условностей ресторанной атмосфере.

Так уж сложилось в последнее время, что обрядовые мероприятия -будь то свадьба или похороны - зачастую бывают единственным поводом для встречи родственников друг с другом. Стараясь подольше пообщаться, люди игнорируют условности и садятся за стол по желанию. Как уже было сказано выше, немалую роль играет и атмосфера проведения свадьбы: ресторан или зал торжеств - это светское заведение, и зачастую соблюдение некоторых традиций, обрядов и условностей просто невозможно. Но, как показало исследование, половая дифференциация за праздничным столом все еще в силе (62,4%).

Сохраняет достаточно высокие позиции (63,9%) и такая традиция, как разделение за столом по возрасту В корне этого лежит обычай избегания между младшими и старшими как в семье, так и за ее пределами. Более того, интересы и темы для разговоров у каждой из этих возрастных групп свои, специфические. В среде молодежи до 30 лет данная традиция постепенно ослабевает.

В осетинском обществе бытует справедливое суждение, что свадьба -это место, где можно «и на других посмотреть, и себя показать». Поэтому, как и много лет назад, люди стараются поменьше сидеть за столом и больше веселиться, чтобы получить заряд позитива (70,2%). Особенно активны в этом плане мужчины, нежели женщины (74,3 против 67,4%) и категория молодых людей до 30 лет (72,1%).

Подводя итог вышесказанному, видим, что почти по всем пунктам разрыв между городом и селом невелик. Также как минимален разрыв между реальным и желаемым; это указывает на устойчивость традиций в в целом.

Сама свадьба в прошлом обычно устраивалась осенью. Она обычно была приурочена к празднику Святого Георгия и двум последующим неделям. «Свадьбы, совершаемые в эти две недели, - сообщал Н.Ф. Дубровин, - пользуются особым уважением в народе» [73, с.307]. В это время все хозяйственные работы, связанные с подготовкой к зиме, завершены. В советский период это обыкновение постепенно отмирало, а свадьбы начали устраивать круглогодично. Сейчас свадьбы чаще справляются осенью или летом (34,0 и 32,0% соответственно) (табл.29).

По сей день не вполне понятен популярный на Северном Кавказе обряд, согласно которому ни одному из брачующихся не полагалось открыто присутствовать на собственной свадьбе. В первый день жених вообще скрывался и появлялся только на следующий (хотя у осетин он входил в состав свадебного поезда). Однако по приезду в свое селение он прятался в доме приятеля. Хозяин дома становился для него «фысым» - хозяином в отношении гостя, он для хозяина - воспитанником. «Прежде - писал Дж. Шанаев в 1870 г., - невесту не везли прямо в дом жениха, а оставляли на определенное время в доме шафера, последнего называли «фысым». Сейчас только жених имеет «фысым»» [227, с.27]. О том же немного ранее писал A.M. Шегрен [230]. «Фысым» аналогичен пребыванию в «чужом» («другом») доме в свадебной обрядности адыгов. Предположительно, возник он под адыгским влиянием и раньше исчез, утратив социальную полезность. Этнологи М.Д. Сигорский, М.О. Косвен и др. видели в нем пережиток перехода от матрилокального к патрилокальному типу общества; затем он вылился в так называемое интерлокальное поселение [167] или даже дислокальность брака [106].

Что касается религиозного оформления брака у осетин, то некоторые исследователи [103, с.275] считают, что участие духовного лица при этом было необязательным. В большинстве случаев инициатива исходила от самих служителей культа. Осетины, жившие в горных селениях, довольствовались языческим бракосочетанием, прикоснувшись к надочажной цепи. Но во второй половине XIX в., когда миссионерская деятельность христианского и мусульманского толка принесла свои плоды, в Осетии в целом получило широкое распространение и религиозное оформление брака. Наряду с языческими обрядами, в современной Осетии широко распространены венчание и никах.

Спустя неделю после свадьбы молодую навещали несколько мужчин и девушек из ее собственной родни.

Привозя с собой подарки и угощение, они оказывали свое почтение новым родственникам и наблюдали, как складываются отношения в семье. Дорогостоящие подарки могли поднять авторитет новобрачной в глазах новых родственников.

После этого невестка могла показаться старшим в доме. Завершали второй этап свадебного цикла визиты молодоженов в родительский дом супруги. Срок, по прошествии которого было позволительно навестить родителей, составлял от нескольких недель до нескольких месяцев (табл.30). При этом также происходил традиционный дарообмен, и накрывался щедрый стол.

Роль брачного выкупа изменилась, и это привело к сокращению временного промежутка между сговором и свадьбой (практически до одного месяца). Соответственно сократилось и количество досвадебных взаимных визитов. В то же время стабильно сохраняется традиция дарообмена. Сейчас каждая из сторон заранее составляет их перечень. Сельские, да и городские, свадьбы, в отличие от прошлого, справляются необязательно осенью, актуален любой сезон. Имеют тенденцию к исчезновению некоторые старинные обряды - прощание невесты с родительским очагом превратилось в прощание с кухней. Выкупы с поезжан позабыты или сокращены и т.д. В некоторых семьях до сих пор сторона жениха отправляет в дом невесты бычка, некоторые от этой традиции отказались. Современная традиционная свадьба приобрела новые характерные черты: невесты могут оставаться в своей комнате, но женихи появляются перед родственниками и гостями; половая сегрегация за столом все еще сохраняется, но младшие нередко сидят со старшими; на многих свадьбах уже чаще сидят за столом и общаются, нежели пляшут и поют.

Наряду с традиционной (с элементами современности) у осетин достаточно давно стала популярна свадьба в виде лишенного национальной специфики банкета в зале торжеств.

Обновленная свадебная обрядность советского периода у осетин начала пропагандироваться уже в довоенные десятилетия. Затем с особой силой - с 60-х годов, привлекая директивные органы своей нерелигиозностью и «всесоюзным стандартом». Но в осетинском обществе это новшество зачастую не принималась: до или после молодежного застолья все равно справлялась свадьба с соблюдением положенных обрядов. В таких «двойных» свадьбах отражался компромисс между городским и сельскими бытовыми укладами. Но широкие слои населения ни в каких формах не принимали «новые свадьбы». В результате большинство населения предпочитает «золотую середину» - обновленные традиционные или современные, но не лишенные традиций.

Динамика межсемейных связей. Институт фиктивного родства

Результатом проведенного диссертационного исследования стал комплекс теоретических выводов, характеризующихся единым концептуальным подходом.

В ходе работы было определено, что семья, являясь малой социальной группой, трансформируется в процессе исторического развития общества. Это научное положение получает свое подтверждение и на современном этапе. Однако простая констатация факта изменчивости форм брака и семьи, пусть даже и в зависимости от социально-экономических условий, не решает проблемы. Было необходимо определение закономерности, характера и причин характерных изменений, выяснение социальной сущности осетинской семьи, ее общих черты и культурно-этнического своеобразия.

Изменение семьи в современном обществе обусловлено социальным, духовным и экономическим прогрессом. Эмансипация женщин, преобладание равноправных межгендерных отношений, процесс глобализации, превращение брака в основанный на личном выборе добровольный союз мужчины и женщины - все эти процессы так или иначе могут влиять на динамику семьи как социального института. В то же время наблюдается и отрицательная тенденция, представленная дезорганизацией семьи. На наш взгляд, она способствует деструкции семейного единства и структуры социальных ролей. Гармоничное развитие семьи сталкивается с определенными трудностями. Поэтому остро ощущается необходимость в повышении роли семьи как социализирующего фактора молодого поколения, взрослеющего в новых экономических условиях. Решение указанной проблемы связано как с повышением эффективности демографической политики, так и с совершенствованием системы воспитательной работы, ее интеграции в новые условия.

Определение значимости семьи в представленном исследовании показало, что она, как и прежде, является одной из главнейших социальных ценностей.

Детальный анализ форм семьи позволил сделать вывод, что у осетин существовал только легальный брак. Он оформлялся как ряд последовательных этапов, начиная от сговора и заканчивая свадебным торжеством. Примечательно, что на современном этапе достаточно распространенной формой оформления брака становится религиозный обряд.

В работе рассматривается типология семьи, ее численный, поколенный и родственный состав.

Значительное внимание в диссертации уделяется проблеме внутрисемейных и межсемейных отношений. Наиболее важные особенности взаимоотношений в осетинской семье, кодекс поведения ее членов закреплялись в традиционном семейном этикете. Рассмотрение трансформации межсемейных связей представлено в работе этносоциологическим анализом кровнородственных и соседских отношений, выполняющих функцию групповой взаимопомощи.

Не менее значительным аспектом семейных отношений являются вопросы воспитания детей. Народная педагогика, имеющая многовековую историю, по-прежнему является ядром социализирующей функции семьи.

В работе рассмотрена сущность брака и семьи. Также проанализированы различные аспекты формирования семьи на современном этапе. Брачные условия, формы заключения брака, табу, уровень брачности 172 все эти компоненты брачного действа претерпели значительные изменения в трансформирующемся обществе.

В диссертации приведен подробный анализ семейной обрядности, сопровождающей основные этапы жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть, особенности их функционирования в прошлом и настоящем, показана их динамика и трансформация.

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что центром формирования этических норм поведения и ценностных ориентиров является именно семья, несмотря на все внешние и внутренние изменения.

Интересы и проблемы семьи должны занять приоритетное место в деятельности государственных, политических, общественных и других формирований. Средства массовой информации, являясь мощной составляющей постиндустриального общества, также должны пропагандировать роль семьи как важнейшего социального института. Меры укрепления экономического положения страны, должны способствовать осуществлению семьей своих функций, ориентировать семью на самодостаточность и саморазвитие; стимулировать поощрение демократических форм отношений в семье, эгалитарности, равной и обязательной ответственности родителей за здоровье и воспитание подрастающего поколения. Духовное и материальное благополучием семьи в состоянии обеспечить стабильность и спокойствие в обществе в целом.

С целью создания приемлемые условия для жизнедеятельности и выполнения базовых функций, воспитания и развития детей, необходимо поддержание определенной планки государственных гарантий семьям, имеющим детей. Этими гарантиями являются: доход, доступ медицинской помощи, образованию, наличие социальных программ и др.

Наиболее эффективное решение проблем семьи и детства требует принятия следующих мер со стороны государства: - проведения единой семейной политики в Российской Федерации; - всемерного повышения социальной роли семьи (особое внимание должно быть уделено повышению роли и авторитета многодетной семьи); внедрение специальных программ ее моральной и материальной поддержки; - укрепления правовой основы защиты и реализации реальных прав женщин и ребенка; - обеспечение безопасности материнства и охраны здоровья матери и ребенка; -поддержка семьи как первичной среды обитания несовершеннолетних детей; - улучшение условий труда и быта женщин, охрана трудовых женщин на производстве, улучшение условий труда и быта женщин; - осуществление специальных программ, направленных на поддержку контингента детей, находящихся в особо трудных условиях; разработка действенных программ учебы, образования и воспитания детей сирот, их последующего трудоустройства и жилищного обеспечения.

Главной идеей исследования является то, что социальный институт семьи, претерпев существенные изменения, продолжает сохранять высокий социальный статус. Вместе с тем увеличивается общественная значимость семьи. При этом, в силу этнокультурной устойчивости, неизменными остаются основные черты и особенности осетинской семьи.

В заключение хотелось бы особенно подчеркнуть, что, по результатам нашего исследования, большинство осетинских мужчин и женщин ориентированы на прочную, стабильную и счастливую семью. Несмотря на различного рода трудности семейной жизни, установку на любовь, доверие и взаимопонимание обнаруживают не только молодые люди, но и зрелое поколение.