Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тенденции и противоречия художественной культуры Запада Зыбайлов, Леонтий Константинович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зыбайлов, Леонтий Константинович. Тенденции и противоречия художественной культуры Запада : автореферат дис. ... доктора философских наук : 22.00.06 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.- Москва, 1992.- 39 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/2071-x

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Социокультурная ситуация в советском обществе во второй половине 80-х годов открыла богатые возможности для самоидентификаций культуры - важного фактора ее жизнеспособности. В этих условиях поиски самотовдествекно-сти культурного развития не могла не осуществляться с помощью диалога культур как инструмента, способствующего пониманию зарубежной и отечественной культур, выявлению общечеловеческих ценностей, объединяющих народы. Развертывание диалога с щроюй культурой в период перехода советского общества от тоталитаризма к демократии создает необходимые предпосылки для преодолеюш: в нашей культуре рудиментов изоляционизма. Рост культурных связей и расширение диалога культур требуют изучения тенденций мирового культурного развития, знание о которых составляет один из важных элементов духовного раскрепощения общества.

Представленная работа посвящена анализу тенденций и противоречий современной западной культуры, развитие которой в последнее десятилетие проходит под знаком постмодернизма, пришедшему на смену модернистской (авангардистской) доминанте и представляющему собой не только специфически окрашенное самосознание западной культуры и состояния ыенгальностк, но и особый способ деятельности в различных сферах социальной жизни. Постмодернизм

; охватывает довольно широкий и разнообразный мир общекультурных

. феноменов, возникших на фоне обострения- глобальных проблем и нарастающей угрозы всвукичтоаения. Постмодершстскиа тенденции

- проявили себя s эконошпеской, .политическойі.'-духоьйоі'с$брах '

жизни, йх вознмкновеназ'овязано с "yoTaaooTbR" от, прогресса,контори! до недавнего времена в идеологиях различно! социально-чю-

диїичеоко! ррнентадаи;чаото' Of акдествдялся «; налравлзпнсй впе-r.

і род лише! общественного и'здгльтурного'разштшг влаотъю лад ' пряродниык «.социальными іф6цвссаііиі..равдснв^йост,ьіо,- порядком,.

'верой в иогущеозво паум V л-фі№и.г Символами прогресса вшзту--' пала на..5одакотёхшшр'*твхчологачеакие''.дасдакеиня^и .социально--

политический футуризм, но и "интернациональный" стиль в архитектуре, модернистские эксперименты в искусстве. Подобное понимание прогресса - специфическая черта модернистской культуры. Со второй половины XX столетия, когда стало очевидным, что результаты культурного развития человечества не только создали материальные и духовные возможности для социального прогресса, но и поставили под угрозу уничтожения время и пространство самой культуры, начинается процесс осознания этого парадокса эпохи "модерна". Усиление философскс-соцпологической рефлексии по поводу пределов влияния деятельности человека на окруяашций его мир происходит на фоне углубляющегося экологического кризиса и повторяющихся попыток преобразования общества на основе простых и "чистых" проектов социального переустройства, реализация которых, как показала общественно-политическая практика нашего века, нередко приводила к социальному регрессу. Однако осмыслению подверглись не только указанные процессы, но и возникающие альтернативы модернистским способам освоения и преобразования природного и социокультурного материала. То, что возникло после модернизма в обществознании развитых стран Запада .стало обозначаться термином "посгсовреыенность" (постмодернизм), который получил статус понятия и широкое распространение о конца 70-х годов, прочно войдя в концептуальный аппарат философии, социологии, культурологии, искусствознания. Это понятие стало применяться для обозначения трансформации в политико-экономическом и социокультурном пространстве общественной жизни конца XX столетия. В системе социологического знания указанная категория чаще всего используется для анализа особенностей постиндустриальной эпохи и связывается с изменениями качества экономического, политического и духовного развития западных стран.

Постмодернистские тенденции в экономической жизни заявили о себе о признанием плюрализма и равноправия всех форм собственности, с ориентацией на удовлетворение многообразных материальных потребностей людей и,созданием комфортного пространства для хозяйственной инициативы; с возрастанием роли качества и ресурсосберегающих технологий; новым пониманием экономической эффективности, исключающей голый коммерческий расчет и максимальным образом учитывавдей экологические факторы; с укреплением мирохозяйственных связей на основе рыночной рациональности национально-государственных экономических механизмов.

Постмодернизм в политике проявил себя в попытках реализации идеи приоритета общечеловеческих ценностей, укрепления стабильности цивилизации. Для постмодернистских тенденций в политике характерны отказ от какой-либо унификации политического сознания; стремление преодолеть остатки коллективности тоталитарного типа и создать политические и экономические условия для становления широкомасштабного демократического процесса; наличие консенсуса, осторожных и взвешенных решений; учет всей мозаики интересов многообразных социальных слоев и групп. Для указанных тенденций специфичны децентрализация и деидеологизация государственной власти., стремление к преодолению политического монополизма, укреплению гражданского общества, правового государства, различных форм самоуправления. В экономической и политической жизни развитых стран Запада постмодернистские тенденции сосуществуют с модернистскими, которые хотя и сместились на периферию социума могут при определенных обстоятельствах (в условиях экономических и политических кризисов) заявить о себе и создать поле острой социально-политической напряженности.

Что касается духовной сферы социальной дизни, то постмодернизм в гуманитарной знании, идеологии, литературе и искусстве проявил себя особенно отчетливо уже с середины 70-х годов. Именно в духовной культуре складывались модели постмодернистской ментальности, особенностью которых стал включающий (инклюзивный) характер и принципиальный антиредукционизм. В связи с этим постмодернистское мироввденке изначально стремилось к преодолению границ между различными сферами культуры и общественного сознания. Данное обстоятельство сделало невозможным узкодисциплинарный' подход к изучению постмодернистских феноменов в культуре, особенно художественной, где постмодернистские тенденции только усилили внутренне присущий ей синкретизм, связанный со специфическим соединением различных видов деятельности человека - преобразовательной, познавательной, коммуникативной, игровой и др. - в некую целостность, образующую художественное начало. В границах способа деятельности по созданию, потреблению, оценке и познанию продуктов худодественного творчества появление постмо-1 дернистских тенденций заявило о себе с попытками субъектов художественной деятельности не только осмыслить и прояснить проблему самодостаточности ядра художественной культуры - искусст-

_ 4 -ва, но и сконструировать на практике творческий процесс вне какого-либо сознательного подчинения худокника и публики принци- ' паи и нормам неоавангардизма, выработанных преимущественно с помощью концептуальных, а не образных подходов к искусству. Поиска художественной самодостаточности не сужали, а парадоксальным' образом расширяли сферу применения избавленного-от авангардистской нормативности языка постмодернистского искусства. Радикали- . защія указанных поисков иногда приводила к художественному экспансионизму и аргезации жизни. Подобная экспансия как бн закреп- ' ляла искомую самодостаточность искусства, отрицая при этом его ' автономность и интеллектуально-эстетическую привилегированность, '; о которых всегда заботился авангард.

Экспансионизм и включающий характер постмодернизма наиболее рельефно показали себя именно в художественной культуре, особенно в шиердасциплинарннх формах активнботи, возникших на "стыках" различных художественных дисциплин и границах искусства с политикой, религией, идеологией. С появлением в.середине 60-х годов хеппенинга - формы активности, допускавшей отождествление".' искусства и яизни, смешение художественных дисциплин и отрицание норм авангардистского искусства с: одновременным использова- -.' ниеы его "технологий" - стал заметным кризис модернизма в худо- ' жественной культуре и его неомодернистских (неоавангардистских) модификаций с присущими ш эксклюзивным началом, заботой о "чистоте" отиля.и принципов, редукционизмом, требованием обязательной новизны формы, отказом от традиций, догматизмом, нетерпимо-'к сгыо к'иным художественным-системам, ориентацией'на элиту. Хеп- ! пешшг и его' "застывшая" форма -г инвайронмент, а затем перфор- ыепс, инсталляция и видео-арт стали своеобразной художественной. ,. лабораторией, где расшатывались модернистские догмы и выворачи- " . вались наизнанку стереотипи модернисгско-^авангардистской логики..-Названные формы художественной активности, в.. которых в экстре- '..:. мистсксм виде.проявились постмодернистские тенденции, стали не'.'.. ' только выразителями начального процесса постмодернистских трав- .'/ сфорыаций западного общества,' но и специфическим их стимулятором, ибо мнровидеше постмодерниста, не исключало вторжения художественной практики в оозіественно-политйческув деятельность.

Анализ постмодернистских тенденций в культуре наталкивается на большие трудности, которые как раз и связаны с экспансивно-

- 5 -включающим характером постмодернизма, проявляющимся в его совмещении с альтернативными художественными формообразованиями и выходе во внехудояествешше сферы. Поэтому применение ПОНЯТИЙНОГО аппарата искусствоведения для исследования постмодернистского искусства не приносит желаемых результатов. В связи с этим наиболее оптимален, на наш взгляд, социокультурный анализ постмодернистских феноменов в сочетании с использованием методов других отраслей социально-гуманитарного снания. Указанный анализ предполагает изучение взаимосвязи постмодернизма и социальных факторов, детерминирующих такие его специфические черты, как ориентация на массового зрителя и интеллектуальную элиту одновременно; ретроспективам и апелляция к забытым художественным традициям; стилевой плюрализм; стабилизационная направленность; обращение к гротескным типам художественной образности, иронии, аллюзии; художественный экспансионизм; поиск системности внерационалъного типа. Б пользу социокультурной доминанты в анализе постмодернизма говорит и тог факт, что безграничный" ареал ингердисциплитарных и постмодернистски ориентированных форл художественной активности включает з себя ,и социально-политические явления, которые подвергаются сознательной "карнавализации" и артезацди в целях укрепления стабильности гуманистически окрашенной социокультурной динамики, что подтверждает "социальная пластика" Й.БоЙса, "видео" Нам Чиун Пака, "тотальное искусство" Н.Шёффера.

Таким образом, актуальность.анализа постмодернистских тенденций в художественной культуре обусловлена следующим:

необходимостьd преодоления изоляции культуры нашей страны . от общечеловеческих ценностей, мировой культуры с помощью диалога . культур и культурного обмена между, народами;.

потребностью в изучении тенденций мировой культуры,' знание

о которых является важнейшей теоретической и информационной основой для поисков- самоидентичности отечественной культуры;

оообой сложностью указанных тенденции в культурном развитии' современного Запада, без .осмысления которых невозможен поиск стабилизирующих культуру и цивилизацию факторов; ' : ,

необходимостьв нахождения наиболее оптимальных подходов к анализу постмодернизма в культуре и его' воплощения в практике ин-тердисцишшнарнцх форм художественной активности' как шцздкатора возможных социальных изменений и .своеобразного худокествшшо-эо-

- G -тетичеокого концентрата разотчужденческих устремлений общества;

- неразработанностью указанных проблем в социально-гуманитарном знании.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является оонременная художественная культура Запада, тенденции и противоречия ее развития. Предает исследования связан с тем, что из всего многообразия тенденции автор выделяет те из них, которые в настоящее время являются преобладающими и связана с постмодернистскими способами создания художественной модели реальности, ее отражения, преобразования и осьоешш. Выделяя названные тенденции, мы рассматриваем их в социокультурном аспекте с его требованием анализа социальных детерминант производства и потребления художественных ценностей, степени виракеїшя в произведениях постмодернистского искусства общечеловеческих идеалов и интересов, особенностей художественно-эстетического воплощения социальных, идейно-политических, нравственных позиций художника и специфики решения творческой задачи.

Указанные аспекты исследования требуот анализа конкретних фактов художественной жизни Запада 70-80-х годов, в частности, интердисциплинарных форм художественной активности, где наиболее ярко проявились противоречия постмодернистской культури.

Следует отметать, что без специального изучения социологической рефлексии худемпшка-постмодерииста, возникновение которой обусловлено социальным отчуждением и внутренней логикой постмодернистски ориентированного искусства,- невозможно выяснить специфику рассматриваемых явлсімй. Субъект іштердисцашшнарпой активности размышляет о социальной реальности не только с помощью средств художественной объективации, ко й обращается к внехудо-явственному языку, что находит свое выракение в концептуальных текстах, часто сопровождающих решение творческой задачи. Причем эти тексти, пршошащие форму эссе, интервью, а иногда и развернутых трактатов (Н.Шёффср) не только проясняют социальную и эстетическую позицию художника, но и приобретают черти пролонгированной художественной акции, что не противоречит инклюзивному характеру постмодернистской логики. Обращаясь в текстах к социальной реальности, художники не заботятся о строгости социологических процедур и теоретических конструкций; их интерпретации социокультурной ситуации отличаются, антясистематичностью, использованием концептуальних построений различных философско-со-

циологическіїх доктрин и зависимости or конкретних ООСТОЯТСЛЬСТН. Степень научной разработки проблеми. Постмодернистские тенденции В ХуДОЖесТВеШЮЙ Культуре ЗаПаДЯ И НОСТМОДОріШМ К IK об-

щекультурннй феномен являются объектом пристального изучения социально-гуманитарных дисциплин ухо на протяжении более десяти лет. На Западе имеется обширная ллтерату]>а, для которой характерны многообразие подходов, неоднозначность и противоречивость в интерпретациях постмодернизма.

Одним из первых западных учених, кому удалось еще в 70-е годи на материале архитектуры выявить особенности постмодернизма, бил американский историк архитектуры Ч.,Даонкс. В своей клпго "Язык архитектуры постмодернизма" он, на паи взгляд, дал точные и не потерявшие своей значимости характеристики этого 'Х'.'нэмена. Достаточно в этой связи отметить "двойное кодароаанис" и ;піклр-зивность постмодернизма, на который впервые указал Дкенкс1,

З шчале ВО-х г одо а появляются разнообразные іштерпротаїуііі постмодернизма, основанные на изучении сто проявленні в живописи, литературе, театре, музыке. Авторитетны итальянский критик А.Бошіто Олива, обратш'шсь к изучению творчества Ф.Клементе, С.Кия, Э.Кукки, М.Иаладкни, осуществил оригинальный анализ постмодернизма (трансаъипгардкхча) и изобразительном искусстве. По его мнению, решительный отказ ндзьишых худокшіков от линейности авангарда позволяет им быть номадами, перемещаться по различным территориям культури прошлого к настоящего, ИС.ЮЛЪЗОЮТЬ разнообразнее языки, оспаривая претен-тли авангарда на обладание чистотой стиля и правилами формообразования .

Выведшая в США антология теоретических статей западных авторов о постиоде рнлетской культуре ("Актй-остетика", 1983), внесла существенный вклад в разработку проблем, касающихся социокультурных детерминант постмодернизма и его специфики. Редактор хшеги І.Фостер отметил, что постмодернизм является восприимчивым к культурніш формам, задействованным а политике или восходящим к народному, простому, традиционному, то есть к тем, которые отрицают идеп привилегированной эстетической сферы.Р.Кра-усс л Д.Кримл определяет постмодернизм как разрыв с эотетичес-

І.Дженко Ч. Язык архитектуры постмодернизма. -М.: Строииз-дат, І98&.

2. Bonlto Ollva A. The Italian Transavangarde. Mllano. 1.

- 8 -кой областью модернизма, К.Оуэне и К.Фремптон связывают возникновение постмодернизма с падением современных мифов о прогрессе1.

Концепции, представленные в указанной книге, близки американским исследователям социокультурной динамики Д.Беллами, Д.Фок-су, Д.Лоджу. Так, Беллами акцентирует внимание на определении постмодерішзма как альтернативы "высокому" модернизму. Фокс считает, что постмодернизм предлагает не только видение, но обдумывание, адресован не просто к глазу, но к ментальному зрению, : стремится к синтезу художественной форщ с внехудожествекным содержанием. Додж подчеркивает антиэлитарные тенденции постмодернизма, указывая на возможность их утраты. Американский литературовед И.Хассан, говоря о нигилистической игре и мистической трансценденции постмодернизма, обращает внимание на характер его саморазрушения: движение к исчезающей точке, в отличие от модернизма, происходит не для того, чтобы придти, к абсолютному ничто, а для создания собственных структур .

Часть западных авторов, в отличие от названных критиков,при
держивается иных позиций. Они рассматривают постмодернизм в од
ном, ряду с модернизмом, подчеркивая их генетическую связь. Так,
К.Еатлер полагает, что постмодернизм возник после выхода в свет
романа Д.Джойса "Поминки по Финнегану" (1939), а в современной,
литературе представлен творчеством Х.-Л;Борхеса и А.Роб-Грийе.
Что касается музыки, то постмодернизм, по его шешго, проявля
ется в экспериментах Д.Кейдаа, П.Булеза, К.Штокхаузена, творче
ство которых восходит, к музыкальному авангарду А..Шенберга, А.
Веберна, Л.Берга. К постмодернистскому искусству Батлер относит
и концептуализм . -, .;

Отождествление постмодернизма к модернизма,'которое харак-терно для Батлера и близких его позиции критиков, в отличие от : концепции антиавангардасгской направленности постмодернизма, закрывает путь для поисков качественной специфики атих фэноые- . нов. Возникновение подобного подхода к анализу иодернизш и постмодернизма имеет своим штоком конкретный, фрагмент реально-

  1. The Anti-Aesthetic. Essays on postmodern Culture. Wash.., 1985.

  2. Newnan Ch. The Post-Modem aura. Evanston. 19.

  3. Butler Chr. After the "wake": An essay'on the contemporary avant-garde. Oxford, I960, p 52, 31-33. ІЗ*. : .

сти художественной жизни, а именно: непоследовательность постмодернистской ревизии авангардистских принципов художественного творчества, а также наличие специфической для постмодернизма открытости для всех форм, стилей, жанров, приемов искусства прошлого и настоящего, ведущей к невиданной ранее эклектике и оборачивающейся иногда полной неразличимостью модернистского и постмодернистского способов художественной деятельности во многих произведениях современного западного искусства.

Забытые художественные традиции, технологии и стилистика
авангарда, различные слои "масскульта", прошедшие обработку в
тигеле постмодерішзма, превратились в шокирующую бессистемность,
стилистическую неразбериху, невообразимый плюрализм, которые в
сочетании с "двойным кодированием" стали неотъемлемым качеством
постмодернистской культуры. Постмодернизм, демонстрируя свой
изменчивый характер, трудно поддавался однозначным дефинициям.
, Поэтому неудивительно, что в работах зарубежных критиков, посвя
щенных постмодернизму, невозможно отыскать более или менее пол
ного его определения. Среди многообразия трактовок постмодерниз-.
ма, появившихся на Западе, преобладающими оказались те из них,
которые.возникли в пределах концепции антиавангардистской нап
равленности постмодернизма, констатирующей закат художественно
го авангарда. t

Отечественная наука, избавляясь ог догматических трактовок модернизма, ищет новые пути к анализу сложных явлений художественной культуры XX века. В нашей стране изучение постмодернистских тенденций в культуре только начинается. Отсутствуют монографические исследования и диссертации. В последние годы появилось несколько статей, написанных специалистами по теории архитектуры, изобразительному искусству, ..литературоведению, философии . В немногочисленных работах советских ученых, посвященных постмодернизму, так же, как и в публикациях их зарубежных коллег, отсутствуют четкие и яснне его определения. Некоторые авторы рассматривают постмодернизм как простое продолжение модерни-,

І.См.: Рябушга А.., Хаит В. Постмодернизм'в реальности и представлениях. /7 Искусство. - 1984. - № 4; Гутанова О.Э. Постмодернизм в. американской художественной культуре и его философские истоки.// Вопросы философии,- 1982,- 4; Шестаков В.О. О критике модернизма и буржуазной "массовой культуры" // Декора-. тивное искусство.- 1986,- а 2; Гулыга А.В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии,- 1988.-.й 12.

- 10 -зма, что созвучно позиции отдельных западных исследователей, например, Батлера . Подобная концепция, как уже было отмечено, закрывает возможности изучения особенностей постмодернизма. Именно поэтому необходима ее корректировка. Наиболее удачной попыткой поправления названной концепции является выработка понимания постмодернизма как реакции на модернизм (авангардизм) и его частичное и фрагментарное отрицание. В данном случае продолжением модернизма называют не постмодернизм, а поздний модернизм (неоавангардизм) . В условиях развертывания широкого диалога культур указанная корректировка обладает определенным достоинством, ибо открывает путь для дифференцированного анализа сложнейших процессов развития современной художественной культуры и позволяет выявить специфику постмодернизма, обусловленную новнм характером отношений художника с природными и социокультурными объектами в атмосфере угрозы всеуничтойения.

Что касается собственно философско-социологических концепций постмодернизма, то их возникновение и развитие связаны с именами Д.Белла, Ж.Бодрийяра, Н,Деррида, Ф.Дхеймисона, іі.-Ф.Лиотара,-О.Маркварда, Р.Рорти. Особый интерес с точки зрения предмета нашего исследования представляют концепции Д.Белла, Ф.Джеймисона, Ж.-Ф.Лиотара.

Один из крупнейших представителей культурологической ветви неоконсерватизма американский социолог Д.Белл .считая модернизм и постмодернизм антибуржуазными явлениями, отвергает какие-либо специфические качества последнего, не допускает мысли о наличии в постмодернизме даке намека на идею стабильности культуры и не-обходимости ее достижения посредством обращения к ее традициям и корням. По его мнению, духовное единство буржуазной цивилизации, достигаемое с помощью протестантской этики, начинает подвергаться разрушению со стороны модернизма уже с конца Ш, века, ибо протестантская этика заменяется материалистическим гедо-* низыом модернизма, продолжением которого в настоящее время выступает конгркультура и постмодернизм. Хеппенинг и инвайронмент как формы постмодернистской активности выступают, с его точки зрения, пространством не для искусства, а для жизни. В них, под-

I.Крючкова Б.А.. Ангиискусство,- М.,1985; Малахов Н.Я* Модернизм. Критический очерк,- Й.,1986.

.2.Ряйгшин...А** XafiiJJ» Укаа*_со.я.. s«42._ ....-. .

5. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. London.'

І9Т9-. ,..':''

- II -

черкивает Белл, достигает крайнего выражения заложенная в модернизме тенденция к освобождению подсознательных инстинктов, проявление которой не ограничивается только художественным воображением и' художественной формой - инстинкт провозглашается движущей оилой действия и реального поведения. Модернизм и постмодернизм,- замечает Белл, направлены против ценностей и мотиваций обычного поведения во имя эротизма и свободы импульсов. Политические характеристики хеппенинга и инвайронмента как явлений, разрушающих единство западной цивилизации, в целом не отражали реальной картины развития интердаспшлинарнях форм постмодернистского искусства, поскольку игнорировали в нем наличие элементов стабилизационного сознания. В то же время эти формы художественной активности, как уже отмечалось, давали повод для подобных характеристик в силу своего непоследовательного антиавангардизма.

Французский ученый її.-Ф.Лиотар, исследуя нарративную природу. знания,пришел к выводу, что наступление эпохи модерна связано с возникновением так называемого "метадискурса", пытающегося легитимизировать себя в качестве истинного и справедливого. Доминанта метадаскурсивной нормативности, укрепление одной из форм рациональности как универсальной приводят, по его мнению, к маргинализации других ("недшитимных") ее форм. Возникающие при этом отношения господства и подчинения выступают тоталитарными основаниями европейской культуры. Лиотар верно, на наш взгляд, отмечает ограниченность метадискурса, противоречащего сложности природной и социокультурной реальности, и указывает на его.разрушение, связывая этот процесс с наступлением эпохи постмодерна.

Американский философ Ф.Джейшсоїг, исоледуя постмодернистские тенденции развития современной культуры, интерпретирует ИХ С ПОМОЩЬЮ теоретических конструкций ДЧЛукача и Э.Блоха, акцентируя внимание на трактовках художественного произведения как вираже-' ния социального отчуждения, надежды на разотчуждение общества и; : его гармонию. В то же время Джеймисону близки структуралистские' .>. представления о культуре и ее текстах. С точки зрения нашего ис-

  1. byotard J,-F. La condition pustmoderne^ Paris. 3979« .

  2. Jameson P. Postmodernism and consumer society. In: AhtirAeathetlc. Wash., 19.

- 12 -следования интерес представляет попытка Джеймисона построить свое видение постмодернизма на основе синтеза неомарксистских представлений о социальном отчуждении с элементами структуралистской культурологии.

Анализ литературы о постмодернизме позволяет сделать вывод о том, что ни зарубежным, ни советским исследователям культуры не удалось пока дать развернутые ответы на вопросы, насавдиеся постмодернистского феномена и его специфики.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в поисках социокультурных подходов к изучению постмодернистских тенденции в художественной культуре и определении специфики постмодернизма. Осуществление этой цели потребовало решения следующих задач: анализа особенностей постмодернизма в художественной культуре и выявления социальной обусловленности его возникновения, рассмотрения нового отношения"субъекта творчества с природным и социальным окружением; раскрытия противоречивого характера постмодернистской ревизии авангардистских принципов художественного творчества; выявления степени выражения в произведениях постмодернистского искусства социальной информации.

. Теоретическая основа, эмпирическая база и методы исследования. Теоретической основой исследования послужили труды представителей отечественного и зарубежного социально-гуманитарного знания, работы ученых, изучаодих феномен постмодернизма. В анализе тенденций и противоречий художественной культуры Запада автор опирался на ряд положений, выработанных современным общест-вознанием и касающихся социальной детерминации общественного сознания и духовной культуры, а так&е проблем отчуждения, превращенных форм, духовного производства. Предает исследования потребовал обращения к широкому информационному массиву, который складывался из отбора информации, содержащейся в каталогах художественных выставок, концептуальных текстах и публичных выступлениях худолшиков; артефактах, наблюдаемых автором непосредственно на выставках и вневыетавочных показах или посредством видеозаписи и фотографии; критических статьях, посвященных обзорам крупнейших международных фестивалей современного искусства и опубликованных в западных периодических изданиях по культуре п искусству1. Отбор информации осуществлялся автором системати-

I Библиографии см. в указ. монографии автора.

- ІЗ -

ческн на протяжении І975-І99І гг.

Для получения ответов на вопросы, касающихся выделенных автором смысловых единиц артефакта (в данном случае тлеются в виду, прежде всего, воплощенные в произведениях общечеловеческие идеалы п мировоззренческие позиции художника), были проведены экспресс-интервью с художниками, крптикамі, зрителями в рамках прошедших в.Москве выставок современного западного искусства. Особый интерес представляли результаты бесед с Х.Штакельхаузом -исследователем творчества Й.Бойса, известным американским художником и реаиссером Р.Уялсоном и участниками просмотра видеокассет с записью его творческих экспериментов, продюсером выставки Г.Юккера в Москве и художественным критиком М.Гайсмайером. Обработка материалов интервью дополнялась методом наблюдения, что позволило автору артикулировать гипотезы о стабилизационной направленности постмодернистски ориентированных интердпсциплинар-пых форм искусства, их "двойном кодировании", аллшивном, алеаторическом и включающем характере, непоследовательности постмодернистской ревизии авангардистских принципов художествешюго творчества. Что касается контент-анализа, то автор смог провести подготовительную работу для возможного использования этого метода в дальнейшем социокультурном исследовании тенденций и противоречий художественной культуры Запада. Удалось выявить только смысловые единицы постмодернистского артефакта. Это объясняется тем, что количественный анализ социальной іпіформации, содержащейся в хеппенинге, инвайронмеїгте, перформєнсе, инсталля-щш и видео, очень трудно осуществим в силу их процессуального п включающего характера.

Научная новизна исследования. I. Впервые предпринята попытка социокультурного анализа постмодернистских тенденций развития художественной культуры Запада на материале интердисцигшшарных <{,орм худокественной активности.

  1. Раскрыты социокультурные причины возникновения постмодер-шістской ревизии авангардистских принципов художествешюго творчества.

  2. Проанализированы результаты указанной ревизии: попытки преодолеть границы жизни и искусства, художника и публики; эк-зотеризация "высокого" искусства и эзотеризация "масскульта"; ретроспективам и номадизм; художественный экспансионизм.'

  1. Выявлены противоречия постмодернистского пересмотра модернистской логики, непоследовательный и частичный характер этой ревизии.

  2. Обозначены социальные дегерминанты поисков художниками (постмодернистской ориентации) мировоззренческого синтеза.

  3. Определены особенности мировоззренческих ориентации пред- ставителей интердисцшшшарннх форы постмодернистского искусства,

  4. Рассмотрена социологическая рефлексия художника-постмодерниста и выявлена ее специфика.

На защиту выносятся следующие выводы и положения. І. В художественной культуре Запада, оказавшейся перед лицом обострения глобальних проблем и угрозы омницида, обозначилось стремление к пересмотру принципов модернистского творчества. Наиболее отчетливо ревизионистские тенденции проявились в таких формах активности, как хеппенинг, инвайронмент, инсталляция, перформенс, видео. Ревизия воплотилась в попытках преодоления ориентации авангарда на художественную элиту путем экзотеризации образцов "высокого" искусства и эзотеризащш фольклора, карнавала^ "масскуль-та"; з стремлении ликвидировать границы аизки и искусства, художника и публики; в экспериментах по выработке альтернативы линейному движению авангарда, называемую номадизмом. 2. Объекты и акции указанных форі активности не могут быть названы радикально антимодернистскими. В то же время они не допускают и трактовки как последовательного продолжения модернизма. Так, антиэлитарность постмодернизма часто носит псевдодемократический характер, ибо бывает связана с использованием эзотерического языка авангарда, понятного только посвященным. Перемещения постмодернистов по территориям тысячелетней культуры не преодолевают до конца отчуждение от худоаественного наследия прошлого, характерного для авангарда. Обильное цитирование образцов прошлой культуры, как правило, приобретает пародийный и ироничный характер и не всегда является их творческим освоением. Преодоление границ искусства в жизни средствами художественного экспансионизма часто оборачивается разрушением художественности, аналогичного ликвидации искуоства в концептуализме (позднем модернизме).Стремление к тождеству художника и публики нередко приводит к противоположным результатам - противостоянию "художника-гения" и "конфоршфовакной" массы. Художник, как и в модернистской куль-

туре, в ряде случаев превращается в харизматического лидера,указывающего публике путь спасения в отчужденном мире. 3. Непоследовательность ревизии модернизма не долина заслонять от нас тех достижений, которые есть в постмодернистской культуре и связаны о попытками субъектов творчества противостоять отчуждению.разъединению, нестабильности, выразить общечеловеческие идеалы. Думая о настоящем и будущем человечества, художники обращаются к далеким во времени и пространстве культурам и стремятся отыскать в них устойчивые основы бытия, опираясь на которые можно найти средства для выработки единого гуманистического мировоззрения, адекватного реальности конца XX века и позволяющего объединить . народы во тля сохранения жизнеспособности цивилизации и культуры. Поиски мировоззренческого синтеза на основе системности внерационального типа, интерес к архаике и "доцивилизованному" сознанию, укорененный в романтизме эстетической критики действительности, сочетаются с осуждением современного общества и его культурной надстройки, стандартов западного образа жизни и стереотипов сознания. 4. Постмодернизм в своем мировоззренческом аспекте во многом близок конгркультуре и "революции сознания". В то же время он вписывается и в контекст стабилизационного со-знашя современного неоконсерватизма. Стремления отдельных ху-дожшіков-постмодернистов перестроить общество средствами "социальной пластики" созвучны проектам романтическо-утспической ветви художественного авангарда и либерального реформизма. Подобный плюрализм мировоззренческих установок, а такхе ярко выражен-іше социально-критические тона и политизация творчества частично сочетаются с эскапистскими нотами, тягой к религиозной мистике, конструированием индивидуальной мифологии, что говорит о неоднозначности, противоречивости и особой сложности постмодернистского феномена, нуждающегося в условиях расширяющегося диалога культур во внимательном к себе отношении и требующего дальнейшего изучения и тщательного анализа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его ; результаты углубляют знание о современной художественной куль- туре Запада; дают представление не только о ее тенденциях, социальных детерминантах, но и о специфике интердисцішлинарішх форм художественной активности. Именно поэтому информационный массив работы может, быть использован в практической. деятельное-

-Г0-

ти организаций, участвующих в культурном обмене с зарубежными странами.

Материалы исследования могут получить применение при разработке и пррпола-Еании в вузах обязательннх и злєктиенкх курсов по социологии культуры и искусства, теории и истории мировой культуры, а также в процессе преподавания других социально-гуманитарных дисциплин. Результаты исследования наылк применение в учебных занятиях на ряде факультетов МШУ, в лекциях, прочитанных автором в Центральном доме художника в 1990 г.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в монографии "От хеппенинга к видео". Тенденции и противоречия художественной культуры Запада" /М., 1990/, статьях, опубликованных в I98S-I990 гг., в выступлениях автора на методологических семинарах преподавателей кафедр социально-гуманитарных дисциплин МШУ.