Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе Большакова Татьяна Юрьевна

Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе
<
Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Большакова Татьяна Юрьевна. Социокультурный конфликт в молодежной учебной группе : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Москва, 2003 186 c. РГБ ОД, 61:04-22/189

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности социокультурной среды молодежной учебной группы 15

1. Влияние социально-экономических и политических течений на молодежную учебную группу . 15-44

2. Социокультурный анализ молодежной учебной группы 44-66

Глава 2. Характеристика социокультурного конфликта в молодежной учебной группе 67

1. Социологический анализ конфликта 67-104

2. Социальные типы и особенности конфликтов в молодежной учебной группе 104-126

3. Модель социокультурного конфликта молодежной учебной группы и пути его урегулирования 126-159

Заключение 160-165

Библиография. 166-180

Приложения 181-186

Введение к работе

Социально-политическое реформирование, радикальные

преобразования в экономике, вызванные сменой форм собственности, имущественная поляризация населения, замена коммунистической идеологии либеральными социально-политическими концепциями, многочисленные управленческие дисфункции государства породили дестабилизацию общественно-политического развития, явились основополагающими факторами не только обострения социальной напряженности, но и способствовали росту конфликтных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности Российского общества.

Сложность социально-экономической обстановки, распад культурно-исторического пространства СССР, практически полное отсутствие государственной поддержки развития культуры — все это создало почву не только для возрастания конфликтности в обществе, но и значительного ослабления нормативности поведения, в том числе и поведения в конфликтных ситуациях. Это проявляется в неупорядоченности и противоречивости законодательных актов, в недостатках системы судопроизводства, которые усиливают и без того прочно укоренившееся в русских традициях недоверие к власти, в юридической малограмотности граждан, среди которых лишь немногие умеют защищать свои законные интересы.

Происшедшие существенные сдвиги в области культурной ориентации и деидеологизация общественных отношений оказались наиболее болезненными для молодежи.

Новое поколение усваивает специфический набор ценностей, стандартов, образцов поведения, отличных от принятых в мире взрослых, что подразумевает возникновение напряжения и разрыв в отношениях между двумя возрастными группами. Развитие молодежной культуры

происходит взамен нарушенных межпоколенных связей. Дестабилизируя социокультурную целостность общества, молодежная субкультура способна выступить обобщающим фактором внутригруппового уровня, объединяя интересы молодежи. Однако, добиваясь некой автономии и обретая собственный статус, субкультурные образования сильно рознят молодежь и учебные группы. Социальные позиции все больше и больше определяют различия жизненных шансов и предопределяют многочисленные варианты стиля жизни молодых людей.

В этих условиях одной из первоочередных проблем становится исследование проблем социальной напряженности, в частности конфликтов, в условиях которых приходится жить, учиться и работать молодежи.

Конфликт выступает продолжением взаимодействия между людьми.
Так же, как мирное сотрудничество, он протекает в рамках культуры.
Конфликт - это особый вид межличностного и межгруппового

взаимодействия. Во всяком обществе существует более или менее стройная система морали, которая накладывает определенные ограничения на различные проявления людей. Подобные ограничения могут провоцировать возникновение конфликтов. Когда участники конфликта принадлежат к одному и тому же культурному кругу (к одной субкультуре), имеют значительное сходство в уровне знаний и образованности, в ценностях и идеалах, к которым они стремятся, в нормах нравственности и правилах общения, это предопределяет, что в ходе конфликта обе стороны будут придерживаться похожих взглядов на то, как должно вести себя в условиях конфликта и что недопустимо делать в этих условиях. Характер личности, ее темперамент, ее способности, без сомнения, наложат свой отпечаток на ее поведение.

Если конфликтующие стороны придерживаются разных ценностных ориентации и разных принципов поведения, то противостояние

увеличивается, и это значительно ухудшает перспективы на конструктивное решение.

Сложившиеся в культуре правила честной борьбы обычно требуют, чтобы конфликтующие стороны в какой-либо сфере человеческой деятельности применяли друг против друга лишь те средства, которые соответствуют данной сфере. Но нередко бывает, что одна из конфликтующих сторон отступает от правил честной борьбы, прибегая к средствам, взятым из каких-то других областей, — например, к административным, идеологическим, политическим, а то и криминальным способам силового давления на конкурента.

Когда исчезает единство норм, регламентирующих поведение конфликтующих сторон, конфликты становятся особенно опасными и разрушительными.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена как недостаточной разработанностью социологических аспектов процесса урегулирования социокультурных конфликтов, так и необходимостью формирования новых подходов к проблеме изучения и разрешения социокультурных конфликтов, выработки комплекса мер, способствующих совершенствованию урегулирования социальной нестабильности и социокультурных конфликтов.

Состояние научной разработанности темы исследования. Изучением проблем социальных конфликтов, стабильности нестабильности общества и государства в различные исторические периоды занимались многие ученые и практики.

В соответствии с методологией структурно-функционального анализа молодежь рассматривается как целостное образование в работах ряда авторов: Агеева B.C., Алещенак СВ., Бабочкиной П.И., Бунич В.А., Быковой С.Н., Гурвич Г., Журавлева Г.Т., Зубок Ю.А., Здравомыслова А.Г., Иванова В.Н., Ксенофонтова В.Н., Колесникова Ю.С., Куприяновой

3.B., Кухтевич Т.Н., Лисовского В.Т., Родионова В., Руткевич М.Н., Ручкина Б.А., Сорокина П.А., Ужеговой З.А., Чупрова В.И., а также ряд других исследователей.

Равновесие в функционировании отдельных частей и элементов конфликта обусловливает гармоничное взаимодействие семьи, церкви, других социальных институтов, обеспечивая механизм бесконфликтного и стабильного развития общества. Представители данной теории (Т. Парсонс и др.) трактуют конфликт как случайность и аномалию, бесконфликтность - как норму, закон, стимулирующий социальное развитие.

Учебная группа как тема отдельного социологического исследования практически нигде не звучала. Молодежная культура складывается на основе специфических социальных и психологических черт, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, включенных в различные учебные группы, так и их социально-экономическим положением. Молодежь формирует свой специфический стиль поведения, который взрослые не всегда могут понять.

Сегодня большинство социологов признают, что конфликты несут не только отрицательную, но и положительную нагрузку.

Согласно конфликтной модели общества конфликт есть норма социальной жизни, универсальное свойство общественных отношений. Ученые данного направления (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К.Боулдинг, Р. Блейк, Дж. Мутон, К. Томпсон, М. Рахим, Л. Козер, С. Дьюкс, Дж. Бертон и др.), полагают: чтобы понять природу конфликтов, необходимо уяснить природу социальных интересов и потребностей. Конфликт, по их мнению, является одним из видов социального взаимодействия людей, больших и малых групп, охватывающим все сферы жизнедеятельности, всю совокупность социальных отношений. Таким образом, вскрываются общие причины конфликтов и пути их разрешения.

В отечественной науке проблемы стабильности исследуются в рамках системного подхода.

Мы разделяем мнение представителя этого подхода А. А. Богданова о
том, что определенное обобщение моделей социального развития провел
Е.Н. Мощелков, который выделил три основных подхода к анализу
развития социальных систем: прогрессивно-поступательный,

циклический и микросистемный или волнообразный.

Ряд ученых исследовали общество в рамках синергетики, как сложную самоорганизующуюся неравновесную систему открытого типа, стабильность которой обеспечивается совокупностью внутренних поддерживающих механизмов.

Определенный интерес, с нашей точки зрения, вызывает позиция С.Н. Артановского, определяющего этносоциологию как частную социологическую теорию, соотносящуюся и с этносоциологическим обобщением, и с общесоциологической теорией, вскрывающей объективную цепь развития общества.

Изучению широкого спектра проблем, связанных с отражением состояния социокультурных отношений в массовом сознании, посвящены работы В.Н. Иванова.

Обзор литературы по обозначенным направлениям научного
исследования позволяет утверждать, что в целом проблема

социокультурного конфликта в молодежной учебной группе недостаточно изучена.

Объектом исследования выступает сфера социокультурных отношений, характеризующаяся высоким уровнем напряженности и конфликтности в молодежной учебной группе.

Предметом исследования является социокультурный конфликт в молодежной учебной группе.

Гипотеза исследования.

Поскольку в молодежных учебных группах противоречивость потребностей членов может быть обусловлена как социально-экономическими, политическими условиями, так и личностными особенностями, конфликты, возникающие на основе противоречивых потребностей, могут привести к изменениям в моральном сознании современной молодежи и морально-психологической трансформации молодежной учебной группы.

Целью исследования является теоретическая и практическая разработка проблемы урегулирования социокультурного конфликта в молодежной учебной группе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. осуществить теоретический анализ понятия «социокультурный конфликт» и других категорий, касающихся темы исследования;

  2. рассмотреть молодежную учебную группу как объект социокультурного конфликта;

  3. проанализировать особенности социально-экономических и политических условий современного российского общества, провоцирующих социокультурный конфликт в молодежной учебной группе;

  4. обосновать характеристики социокультурного конфликта;

  5. разработать модель социокультурного конфликта в учебной группе;

  6. разработать рекомендации по урегулированию социокультурного конфликта и предупреждению возникающих при этом противоправных явлений.

Методологическая база и методы исследования. Диссертационное исследование базируется на диалектическом, системном, логико-историческом методах познания.

Для решения рассматриваемой проблемы использовались достижения различных научных дисциплин: социологии, философии, теории управления, конфликтологии, психологии, педагогики, права, этнологии, что определило полинаучность исследования проблемы.

В процессе исследования применялись общенаучные и частные
методы, функциональный анализ социальных систем и объектов, другие
методы социологических исследований: метод анализа документов
(научная литература, законодательные и ведомственные нормативные
акты; государственная, региональная статистика; ведомственная
статистика, архивные материалы, сообщения средств массовой
информации (СМИ), пресс-релизы и др.); метод опроса (опрос и
стандартизированное интервью студентов, преподавателей,

руководителей), стандартизированные наблюдения, а также стандартные методики (М. Рокича и др.)

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе системного, комплексного подходов теоретически и практически разработана модель социокультурного конфликта, определяющая место, роль, цели, задачи, основные направления совершенствования управления молодежной учебной группой в современной России.

Это позволило выйти на новые теоретические, методологические позиции в осмыслении социальных функций в процессах выявления и разрешения социокультурных конфликтов.

В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач, в диссертации получены следующие, имеющие научную новизну, результаты:

1. Раскрыта сущность и предметное содержание феномена социальной нестабильности как причины и следствия социокультурного конфликта в молодежной учебной группе.

  1. Определена социокультурная сущность молодежной учебной группы как объекта социокультурного конфликта.

  2. В ходе анализа источников, структуры и динамики социокультурного конфликта конкретизированы его экономические, политические основания.

4. В результате исследования особенностей возникновения и развития
социокультурного конфликта в молодежной учебной группе, разработана
модель, позволяющая рассмотреть возможные пути его урегулирования;

5. Обоснована необходимость выработки единой целостной
государственной концепции разрешения социокультурных конфликтов.

6. Предложены рекомендации по предупреждению противоправных
явлений в молодежной учебной группе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социологический анализ разрешения социокультурных
конфликтов позволяет рассматривать федеральные власти и местное
самоуправление как социальный институт, который, наряду с другими
общественными институтами, принимает участие в процессах выявления,
предупреждения и разрешения социокультурных конфликтов. Такой
подход способствует идентификации социальных функций, позволяет с
социологических позиций определить пути дальнейшего
совершенствования организационно-технологических,
информационных и методологических аспектов регулирования
социокультурных отношений в молодежной учебной группе.

2. Социокультурный конфликт представляет собой форму
социального взаимодействия, в основе которого лежат противоречия
между определенными группировками в молодежной учебной группе,
осознаваемые ими как фундаментальные, связанные с неудовлетворением
их базовых потребностей и требующие разрешения. Вместе с тем,
регулирование социокультурных конфликтов вообще - многовекторный

процесс. В нем принимают участие государственные, негосударственные, общественные, религиозные органы, обладающие конкретными полномочиями и использующие определенные формы и методы деятельности.

З.Молодежная учебная группа - это своеобразный посредник между отдельным индивидом, и обществом. Это непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социокультурные процессы. Группа выполняет функцию связующего звена в системе «личность- общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные и социокультурные интересы через принадлежность к определенной социальной группе, посредством которой он участвует в жизни общества.

4. В современную эпоху все человечество входит в единую систему социокультурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Соответственно, должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны сочетаться высокая квалификация с общечеловеческими нравственными ценностями. Эта проблема находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, значит, и решение должно исходить изнутри самого человека (изменение социальных установок каждой личности, переориентации от потребительства на самосовершенствование и стремление к самоактуализации).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проведенной работы призваны способствовать углублению знаний о проблемах стабилизации социокультурных конфликтов в указанных условиях как перспективному направлению научных исследований. В диссертационной работе проанализированы: а) сущность, структура, понятийный аппарат, характеризующий социальную

нестабильность в современных российских условиях и способы развития социокультурного конфликта в молодежной учебной группе; б) понятие, причины возникновения и динамика развития социокультурных конфликтов в молодежной учебной группе.

Теоретические положения диссертации должны способствовать совершенствованию организации деятельности органов федеральной власти и местного самоуправления в ситуации социокультурного конфликта в молодежной учебной группе.

На основании изложенных в диссертации теоретических положений руководители органов внутренних дел и их структурных подразделений смогут более четко оценить ситуацию развивающегося социокультурного конфликта для принятия адекватного решения по урегулированию сложившейся ситуации.

Преподаватели образовательных учреждений разного звена и других ведомств могут использовать положения и выводы диссертации в процессе преподавания социологии, социологии культуры и духовной жизни, социальной философии, политологии, управленческих дисциплин и др.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются системным, комплексным подходом к исследованию социокультурного конфликта в процессе его разрешения.

Поставленные задачи определили интерес соискателя к научным исследованиям отечественных и зарубежных авторов, посвященным проблемам социологии, социологии культуры и духовной жизни, конфликтологии, к современным проблемам по восстановлению стабильности и правопорядка, возникающих на социокультурной основе.

Положения диссертации в ее теоретической части опираются на труды представителей зарубежных социологических, философских, социально-психологических, этнопсихологических и этнологических школ и направлений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается

репрезентативностью эмпирического материала, на котором базируются научные положения, предложения и выводы.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладах на научных конференциях, семинарах, лекциях по социологии культуры, социологии управления, проведенных диссертантом на кафедре социологии, философии и психологии в Московском психолого-социальном институте, внедрены в учебный процесс образовательных учреждений в виде учебных программ и учебно-методических рекомендаций. Материалы диссертации использованы в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Влияние социально-экономических и политических течений на молодежную учебную группу

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т. д. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему «выживания человечества». Основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи так сформулировал сущность этой проблемы: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир» . Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение, по мнению Печчеи, должно исходить, прежде всего и главным образом, изнутри его самого. И если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. А. Печчеи, конечно же, имеет в виду, прежде всего, изменение социальных установок личности и общества, переориентации человечества от идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самосовершенствование. Но он не ограничивался такими абстрактными пожеланиями. По его инициативе, по заказу «Римского клуба» были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимодействии между обществом и средой его обитания.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Социокультурный анализ молодежной учебной группы

Произошедшие за последнее время существенные сдвиги в области культурной ориентации как всего общества, так и различных групп, означают переход в ситуацию неопределенности для каждого молодого человека.

В таких случаях может происходить переорганизация молодежных учебных групп, выражающаяся в структурной дифференциации и в нетрадиционных формах. Общение всегда разворачивается в определенном социальном контексте, оно всегда помещено в некоторую конкретную социально-историческую среду, что общающиеся люди принадлежат к различным социальным объединениям, существенно влияющим на образ их мыслей и стиль поведения. Существование таких объединений и их влияние на психику отдельного человека — естественный результат исторического развития человеческой цивилизации. Они объективно даны независимо от отношения к ним исследователя, независимо от какой-либо теории и науки. Факт влияния этих объединений на индивидуум неоди наково осознавался и оценивался мыслителями различных эпох. То, что одними признавалось как нечто естественное, другими относилось к разряду явлений, унижающих, уничижающих человеческое достоинство.

В последние полтора столетия к наукам, имеющим свой специфический интерес в изучении человеческих сообществ и объединений, присоединилась социальная психология. В социально-психологической традиции два понятия претендуют на то, чтобы полно и объемно описывать всю их совокупность, - «группа» - «общность». В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях.

В социологии существует множество классификаций социальных групп по различным классификационным критериям. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и т.д. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы. Первичная группа — социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы являются: малочисленный состав; пространственная близость членов; длительность существования; общность групповых ценностей норм и образцов поведения; добровольность вступления в группу; неформальный контроль за поведением членов.

Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч.Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосредственный, интимный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, группа друзей, студенческая группа, и т.д. Через первичную группу осуществляется первоначальная социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества.

Социологический анализ конфликта

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества, социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений и т.д. Эти конфликты порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного состояния общества. Нередко происходят, можно сказать, «неестественные» столкновения, искусственно создаваемые, умышленно провоцируемые, раздуваемые, особенно характерные для межнациональных и межрегиональных отношений. Результатом их являются кровопролития и даже войны, в которые помимо своей воли оказываются втянуты целые народы.

Анализ литературных источников показал, что основными подходами к изучению конфликтов за рубежом являются следующие:

1. Психоаналитический (3. Фрейд) - отдает предпочтение биологической трактовке конфликта как противоречиям между природными инстинктами человека и возможностью их разрешения.

2. Экзистенциальный (3. Франкл) - источником конфликта выступает человек, у которого нарушены связи не только с окружающим миром, другими людьми, но и с самим собой.

3. Социотропный (В. Мак-Дугалл, С. Сигеле) - конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.п. Проявление этих инстинктов зачастую и приводит к конфликтам.

4. Динамический (К. Левин) - основой конфликта является нарушение определенного равновесия между индивидуумом и средой.

5. Социометрический (Д. Морено) - конфликт определяется состоянием эмоциональных отношений между людьми и может быть разрешен путем их соответствующих перестановок.

6. Интеракционистский (Г.Блумер) - основные причины конфликта возникают в процессе социального взаимодействия, в ходе которого в отношениях "индивид-среда" субъект испытывает внутреннюю дисгармонию, неудобство, дискомфорт. Стремясь их устранить, индивид совершает определенные действия, чтобы приспособиться к среде. В ходе этого и возникает конфликт.

7. Необихевиористский (К. Халл, Э. Толмен, Н. Миллер) - в основе конфликта лежит теория агрессии. Любое условие, препятствующее достижению цели, ведет к проявлению агрессии - стремлению устранить препятствие, что и приводит к конфликту .

Конфликты на основе объективно возникающих противоречий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом объективные противоречия, служащие источником конфликтных коллизий, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порождаемые социально-экономическим, материально-бытовым положением членов нашего общества. В ходе углубления этого противоречия происходит столкновение различных социальных групп, наций и т.д. Они осознают противоположности своих интересов, целей, позиций. Это проявляется в растущих непомерно контрастах богатства и бедности, процветания многих и обнищания большинства. С другой стороны, политические противоречия, обусловленные прежде всего неприятием политики властей. Сегодня это находит отражение в конфронтации многих общественных сил курсу правительства, ориентированному на смену общественно-политического строя.

Главное, что характеризует социальные процессы в России в последние годы — это явная дезинтеграция сложившихся ранее социальных структур и общественных связей. Наметился процесс перехода от интеграции и дифференциации одного типа к интеграции и дифференциации другого типа. В результате глубоких экономических и социальных преобразований российского общества с начала 90-х годов его социальная структура выглядит по-другому, более дифференцированно. Образовываются новые социальные группы, которые можно рассматривать в качестве класса собственников и предпринимателей; буржуазия заявила о себе созданием собственных политических организаций и кардинальным изменением отношений собственности. Существуют и такие группы, как номенклатурная бюрократия, «теневики», формируются новые маргинальные группы. В стране осуществляется «декомпозиция» социальной структуры. Ее элементам присуще все большее расхождение в характере труда, размерах доходов, уровня образования, престижа и т д. Растет и ширится социальное неравенство, оно становится основой возникновения множества конфликтов.

Очевидно, что при многообразии факторов, влияющих на конфликтность в обществе, главную роль играют противоречия между тремя основными структурными элементами общества и внутри них. Речь идет о власти (законодательной, исполнительной, судебной), предпринимательстве (государственном, коллективном, частном, российско-иностранном, компрадорском, спекулятивном, мафиозном) и производителях (различных группах интеллигенции, служащих, рабочих, крестьян, фермеров, студенчества, ветеранов труда и т.д.).

Динамика социальных процессов в российском обществе обусловлена коренными противоречиями, порожденными в перестроечное время, которые носят еще более острый характер. Это противоречие между декларированным обновлением и дальнейшим разрушением общественного организма; между стремлением войти в цивилизованный научно-технический прогресс и катастрофически углубляющимся кризисом экономики, науки, культуры, образования; между обещанной свободой, демократией и усиливающимся отчуждением народа от собственности, от управления страной .

Противоречий стало, как видим, значительно больше и они стали еще более острыми, приняли форму социальных антагонизмов. Антагонистическое противоречие выразилось прежде всего в конфронтации сторонников социалистического и капиталистического путей развития. Это противоречие стало стержнем всех сфер жизни нашей страны, импульсом жестких и непримиримых конфликтов. Основная масса трудящихся ощутила все тяготы становления рыночных отношений, вступает в открытые конфликты с администрацией.

Социальные типы и особенности конфликтов в молодежной учебной группе

Во всяком обществе существует более или менее единая система морали, которая накладывает ограничения на поведение людей вообще и их поведение в конфликте в частности. Очень важно в любом конфликте не допускать отхода от моральных и правовых норм. А для снижения напряженности и мирного урегулирования конфликтных отношений весьма полезно достижение конфликтующими сторонами согласия относительно каких-либо специальных правил, регулирующих процедуры контактов между ними.

Когда участники конфликта принадлежат к одному и тому же культурному кругу (к одной субкультуре), между ними имеется значительное сходство в уровне знаний и образованности, в ценностях и идеалах, к которым они стремятся, в нормах нравственности и правилах

общения. Это значит, что в ходе конфликта обе стороны будут придерживаться одинаковых взглядов на то, как должно вести себя в условиях конфликта, что допустимо и что недопустимо делать в этих условиях. Характер личности, ее темперамент, ее способности, без сомнения, наложат свой отпечаток на ее поведение в конфликте. Но выйти за рамки принятых в своей культурной среде обычаев и норм поведения нелегко и к тому же опасно, т. к. это может сделать человека изгоем, выброшенным из привычной среды. Поэтому люди одного культурного круга подчиняют свое поведение в конфликте одним и тем же общим принципам и, если отвлечься от особенностей, связанных с их личностно-психологическими чертами, ведут себя достаточно сходным образом. Чем больше культурная общность между конфликтующими сторонами, тем более сходны способы их поведения в конфликте.

Некорректность поведения, грубость, нечестность, подлости — любые «удары ниже пояса» — исключены. Поведение и весь ход конфликта между участниками в известной мере предсказуемы. Культура здесь ставит конфликт в рамки, которые ограничивают его деструктивные функции. Конфликт «локализуется» в этих рамках и становится менее опасным. В каждой культуре, в каждой области человеческой деятельности есть свои правила «честной игры». Существуют вошедшие в культурную традицию правила честного бизнеса и менеджмента, правила честной политики, правила спортивной борьбы, правила научной дискуссии и т. д. И когда конфликт развертывается как «игра по правилам», он обычно выполняет более или менее значимые конструктивные функции. Культурные различия между участниками конфликта и отсутствие единых для них правил взаимодействия в конфликте способны сильно осложнить его протекание.

Если конфликтующие стороны придерживаются разных ценностных ориентации и разных принципов поведения, то каждая начинает обвинять другую во всех грехах, потому что считает недопустимым и бесчестным сам образ мыслей и действий другой стороны. Это значительно ухудшает перспективы на конструктивное решение конфликта.

Сложившиеся в культуре правила честной борьбы обычно требуют, чтобы конфликтующие стороны в какой-либо сфере человеческой деятельности применяли друг против друга лишь те средства, которые соответствуют данной сфере. Но нередко бывает, что одна из конфликтующих сторон отступает от правил честной борьбы, прибегая к средствам, взятым из каких-то других областей, — например, к административным, идеологическим, политическим, а то и криминальным способам силового давления на конкурента.

Когда исчезает единство норм, регламентирующих поведение конфликтующих сторон, конфликты становятся особенно опасными и разрушительными. Даже в среде уголовников принято соблюдать какие-то правила при столкновении врагов. Криминальный мир создает свою субкультуру, девиантное (отклоняющееся от социокультурных норм) поведение тоже имеет свои нормы. «Воры в законе» не только соблюдают их, но и вершат свой суд над их нарушителями. «Беспредел» — отсутствие всяких норм — страшен даже для самых отпетых преступников. Особую сложность представляет проблема конфликта в условиях межкультурных различий. У каждого народа есть культурные особенности, незнание которых способно спровоцировать конфликт. Важнейшим институтом социализации, обеспечивающим социальное перемещение и продвижение молодежи вверх по социальной лестнице, является образование. Однако реформа образования в России внесла существенные противоречия в этот процесс. Принятый в 1992 г. «Закон об образовании» и статья 43 Конституции РФ 1993 г., понизив планку обязательного обучения до девяти классов, создали предпосылки для фундаментального конфликта в данной сфере. На практике эта мера превратилась в законодательное