Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социокультурных ценностей .19
1.1. Основные социологические подходы к пониманию культуры 19
1.2. Базовые определения и концепции сравнительного изучения ценностей .30
1.3. Социологическая интерпетация понятия “поколение” .42
Глава 2. Воздействие институциональных изменений на межпоколенные различия в ценностных ориентациях в современном армянском обществе 54
2.1. Трансформация экономических и политических институтов 55
2.2. Изменения в семейных институтах и практиках .60
2.3. Основные тенденции развития системы образования 64
2.4. Преобразования в Армянской апостольской церкви .70
2.5. Формирование партнерства «Армянская Диаспора» .72
2.6. Изменения в структурах проведения свободного времени .75
Глава 3. Межпоколенный анализ трансформации ценностей в современном армянском обществе .84
3.1. Методика изучения ценностей в современном армянском обществе 84
3.2. Сравнительный анализ социокультурных ценностей двух возрастных групп: рожденных в 1950–1961 гг. и в 1986–1998 гг .99
Заключение 136
Список использованной литературы 141
- Базовые определения и концепции сравнительного изучения ценностей
- Социологическая интерпетация понятия “поколение”
- Основные тенденции развития системы образования
- Сравнительный анализ социокультурных ценностей двух возрастных групп: рожденных в 1950–1961 гг. и в 1986–1998 гг
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования
После распада СССР в Армении произошли значительные
изменения. Страна столкнулась с необходимостью глубоких
политических, экономических, социальных и культурных
преобразований. В условиях происходящих перемен особую актуальность приобретает изучение социокультурных ценностей разных поколений армянского общества.
Настоящая работа призвана осветить межпоколенные различия в
ценностных ориентациях в армянском социуме при помощи
сравнительного социологического исследования, где объектом
сравнения являются разные поколения – молодежь и старшее
поколение. Социологический интерес к социокультурным ценностям
двух возрастных групп обусловлен следующими причинами. Во-
первых, ценностные представления молодежи, относящиеся к
различным сферам общественной жизни (политической, социальной,
экономический, духовно-нравственной), находятся в процессе
активного формирования. В ходе проведенного исследования были
не только выявлены тенденции изменения общих черт в ценностном
сознании молодых людей, но и обоснованы характер и значение
влияния социокультурных факторов на жизненно важные ценности.
Во-вторых, ценностные представления представителей старшего
поколения (55–66-лет), как правило, являются продолжением тех
мировоззренческих установок и ориентаций, которые
сформировались у них в советское время в условиях
социалистического общества, когда им было 18–30 лет. В-третьих,
межпоколенные различия в социокультурных ценностях затрагивают
все сферы жизнедеятельности людей. Выявленные в ходе нашего
исследования межпоколенческие различия в значительной мере
являются результатом долговременных социально-экономических
изменений, происходящих в стране. В-четвертых, исследование
межпоколенческих различий в ценностной сфере интересно и важно
еще и потому, что молодые воспринимают свой нынешний статус и
имеющиеся возможности как абсолютно естественное состояние,
тогда как для их родителей многое из того, что выглядит нормальным
и обычным сейчас, было совершенно недоступно в годы их
молодости. Старшее поколение воспринимает молодежь как
носителей модернизации и новых либерально-демократических
ценностей, как приверженцев европейской модели экономической и политической систем. При этом восприятие молодежью своего поколения не совпадает с тем, как оно выглядит в глазах старшего
поколения, поскольку ценностно-мировоззренческие установки
«отцов» и «детей» не совпадают. В-пятых, рассмотрение
межпоколенческих различий в системе социокультурных ценностей
выявило противоречия и конфликты в формировании ценностных
ориентаций молодого и старшего поколений. Это позволило
определить тенденции и направленность изменений ценностных
ориентации обеих возрастных групп с целью выяснения динамики
социокультурных ценностей. В-шестых, сравнительный анализ
ценностных ориентаций молодежи и старшего поколения сделал
возможным сформулировать гипотезу о том, что является
определяющим вектором духовного развития современного
армянского социума - социокультурная модернизации или
укоренение и доминирование традиционных ценностей.
Противопоставление материалистических и постматериалистических ценностей отражает межпоколенческий сдвиг от акцента на экономической и физической защищенности к возрастающему значению самовыражения, субъективного благополучия и качества жизни.
Степень изученности и разработанности проблемы
Проблема социокультурных ценностей и их динамики в
современной обществе исследуется представителями разных наук:
социологии, культурологии, психологии, педагогии, философии и др.
Изучение социокультурных ценностей и их динамики началось еще в
конце ХIХ века, когда ценности культуры попали в поле зрения
социологов. В классической и современной социологии, а также в
смежных научных областях накоплен большой задел теорий и
концепций, ставших теоретико-методологической основой
проведения настоящего диссертационного исследования.
Заметное влияние на развитие представлений об
инструментальных механизмах динамики общества и культуры
оказали идеи представителей «объективной социологии» (К. Маркс,
Э. Дюркгейм и др.), сторонников структурно-функционального
направления (Т. Парсонс, Р. Мертон), а также классиков
«субъективной социологии» (М. Вебер, Г. Зиммель). Значительный интерес представляет теория культурных измерений голландского исследователя Г. Хофстеде, который разработал ряд оригинальных подходов и идей для анализа и описания культуры.
Основы исследований ценностей в социологии заложены
работами М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ф. Знанецкого и др. Большое влияние на развитие представлений об институциональных механизмах ценностной динамики оказал Э. Дюркгейм, уделивший особое внимание вопросу о месте ценностей в
системе наук. В основе современных представлений о
социокультурной динамике лежит одноименная концепция П.А.
Сорокина. В социологии и культурологии ценности рассматриваются как важнейшие компоненты культуры и активно анализируются такими учеными, как Р. Инглхарт, Г. Хофстеде, М. Рокич, Ш. Шварц и др.
Среди российских исследований социокультурные ценностей,
следует выделить работы А.О. Бороноева, П.И. Смирнова, Л.М.
Смирнова, Л.И. Михайловой, Л.Г. Ионина, А.Б. Гофмана, П.С. Гуревича,
О. Г. Дробницкого, Э.В. Соколова, Н.С. Розова, А.Г. Здравомыслова,
Ю.В. Чернявской, В.А. Ядова, Н.А. Головина, А.В. Матецкой, С.И.
Самыгина, Р.К. Тангалычевой и др. Объектом их исследований
выступают структура и содержание системы общественных и
личностных ценностей и ценностных ориентаций, последовательность
расположения ценностей в их иерархической структуре, влияние
различных социально-экономических, политических и других
факторов на формирование и изменение системы ценностей и т.д.
Влияние национальной культуры на социокультурные ценности армянской молодежи и представителей старшего поколения исследуется в работах армянских ученых Э. Маркаряна, Я. Хачикяна, Э. Арутюняна, Ю. Гаспаряна, А. Апиняна, К. Казаряна, С. Погосяна и др.
При изучении роли социальных институтов в процессе трансформации ценностей особое внимание уделялось работам представителей интегративных теорий, модерна и постмодерна (П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, З. Бауман и др.).
Материал для анализа социально–экономического развития
Армении содержится в работах А. Затикяна, В. Ходжабекяна, Л.
Арутюнян, Г. Погосян и др. При рассмотрении современного
состояния института семьи в целом и в Армении в частности, а также
роли Армянской апостольской церкви в жизни общества
анализировались работы А.И. Антонова, В.М. Медкова Л.И.
Михайловой, В.А. Борисова, Ю. Гаспаряна, Р. Нахапетяна, Р. Перперянца и др.
Вопросам сохранения и поддержания национальных традиций и обычаев в Республике Армения, роли и значению Армянской апостольской церкви как важнейшего института социализации молодежи и гаранта морального здоровья народа посвящены труды Ю. Гаспаряна, Р. Апресяна, Г. Харатяна , О. Туманяна, Р. Мирзаханяна и др.
Преодолением трудностей в развитии социокультурных ценностей в рамках партнёрства «Армения-Диаспора» посвящены серьезные исследования армянских и зарубежных учёных, в которых
анализируются трудности и намечаются пути совершенствования культурного сотрудничества между РА и диаспорой (М. Галстян, М. Малхасян, Г. Мелкумян, Р. Мирзаханян, О. Кендерян, К. Даллакян, Д. Брукс, О. Филатов, Р. Карапетян, К. Даллакян и др.).
Весомый вклад в определение понятия «поколение» и изучение межпоколенных взаимодействий внесли труды А.И. Кравченко, Б.В. Дубина, Т. Шанина,Ю.Р. Вишневского, В.М. Воронкова и др. Межпоколенческая организация современного общества, в том числе в региональном измерении, а также постоянно возникающие разногласия между двумя поколениями (конфликт “отцов и детей”), их преемственность, система ценностей и политических ориентаций старшего поколения и молодежи нашли своё отражение в работах известных зарубежных и отечественных социологов, политологов и психологов (Э. Эриксон, Н.Г. Хайруллин, Н.И. Лапин, Ю.А. Левада, Ю.Р. Вишневский, Э. Маркарян и др.).
В основе социологического анализа конфликта поколений лежат конфликтологические идеи Р. Дарендорфа, Л. Козера и др. Среди специальных трудов, посвященных проблемам конфликта поколений, выделяются работы американского социолога Л. Фойера. Разработке проблемы конфликта поколений в России посвящены работы В. Т. Лисовского, Г. Г. Феоктистова, В.И. Чупрова, Т.А. Трофимовой, И.М. Ильинского и др., тогда как вопросы преемственности поколений раскрыты в работах И.В. Суханова, В.Н. Клепова, В.Е. Сергеева, Л.В. Никоненкова и др.
Сравнительный анализ исторически развивающихся ценностных отношений в различных социокультурных системах содержится в исследованиях А.Г. Здравомыслова, Н.П. Медведева, В.М. Розина и др.
Модернизационные процессы, происходящие в армянском
обществе, ставят новые задачи перед социологами в области
исследования ценностей молодёжи и представителей старшего
поколения. Дальнейшего изучения требуют проблемы
трансформации общих тенденций формирования и развития
социокультурных ценностей двух указанных возрастных групп, а
также степень их влияния на характер формирования
социокультурных ценностей, глобальных изменений ценностных систем, социальных, политических, экономических условий и национальной культуры. В условиях глобализации общественной жизни особую значимость приобретают исследования ценностных представлений молодежи и старшего поколения в области морали, их отношение к равенству, справедливости, толерантности и т.д.
Цель и задачи диссертационного исследования
Цель диссертационного исследования заключается в изучении социокультурных ценностей двух поколений армянского населения – рожденных в советское время (люди старшего возраста) и постсоветский период (молодежь).
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть основные социологические подходы к интерпретации культуры и изучению социокультурных ценностей;
определить методологию и методику исследования социокультурных ценностей применительно к современному армянскому обществу;
- проанализировать воздействие институциональных изменений на
процесс развития межпоколенных различий в армянском социуме;
- изучить социологические подходы к интерпретации понятия
«поколение»;
- охарактеризовать специфику ценностных ориентаций двух
поколений – рожденных в 1950-1960-е гг. и в конце 1980-х - 1990-е
гг.;
- выявить основные различия в социокультурных ценностях двух
изучаемых поколений в современном армянском обществе.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются две группы армянского населения разных поколений: с одной стороны, молодежь от 18 до 30 лет и, с другой стороны, представители старшего поколения от 56 до 66 лет, которые принимают активное участие в политической и общественной жизни армянского общества.
Предмет исследования – межпоколенные различия в ценностных ориентациях двух поколений армянского общества.
Методология и методы исследования
Теоретико-методологическую основу диссертационного
исследования составили концепции и гипотезы, содержащиеся в
трудах отечественных и зарубежных ученых по ахпроблемам
социологии культуры, социокультурных ценностей и их
трансформации в современных условиях, а также социологическое понимание «поколения» и поколенного анализа.
Диссертационное исследование опирается на методологию сравнительного исследования ценностей, нашедшее применение в международных исследованиях ценностей Р. Инглхарта, Г. Хофстеде, М. Рочика, Ш. Шварца и др. ученых, а также на социологическое изучение межпоколенных отношений.
Методы эмпирического исследования.
Исследовании построено на сочетании качественных и количественных методов сбора и интерпретации данных. Среди таких методов - анализ документов, полуструктурированные экспертные интервью, анкетный опрос, полустандартизированое исследование с соблюдением половозрастных пропорций состава населения.
Эмпирическая информационная база исследования
На первом этапе было проведено пилотажное исследование, в
результате которого были уточнены и окончательно сформированы
инструменты социологического исследования. На втором этапе был
осуществлен сбор данных и их обработка с использованием методов
количественного и качественного анализа. В первом количественном
исследовании (2013 г.) принимали участие 198 жителей Еревана, во
втором (2014 г.) – студенты Национального политехнического
университета Армении и Армянского государственного
педагогического университета им. Х. Абовяна общей численностью 205 человек. В опросе участвовали представители студенчества в возрасте от 18 до 30 лет и представители старшего поколения в возрасте от 55 до 65 лет. Статистическая репрезентативность была обеспечена по полу с учетом равных возможностей для каждого участника быть выбранным.
Третье эмпирическое исследование (2015 г.) носило
качественный характер и проводилось методом экспертного опроса:
56 экспертов ответили на вопросы в соответствии с гайдом
полуструктурированного интервью. Критериями выбора экспертов
выступали: опыт работы, уровень образования, сфера деятельности,
высокий социальный статус и др. Исследование имело целью
выявить, какие последствия для различных сторон жизни
армянского социума имел переход от советского строя к национальной независимости.
Четвертое (количественное) исследования (2016 г.)
проводилось с привлечением респондентов двух изучаемых нами поколений армянского общества. В общей сложности было опрошено 250 жителей Еревана. Среди опрошенных 57,2% составили представители молодежи в возрасте от 18 до 30 лет (45,3% были представителями мужского пола и 54,7% – женского), 42,7% респондентов представляло старшее поколение в возрасте от 55 до 66 лет (57,5% – мужчины и 42,5% – женщины).
На основе методик М. Рокича, Ш. Шварца, Р. Инглхарта, Г.
Хофстеде и др., с учетом особенностей специфики армянского
общества, был разработан собственный авторский инструментарий,
в соответствии с которым был предложен ряд вопросов,
направленных на выявление логичности суждений по базовым направлениям жизни представителей опрашиваемых групп. Опрос проводился при помощи анкеты, включающей 68 вопросов, ответы на которые составили материал для анализа ценностных ориентаций представителей двух изучаемых групп.
Выборочная совокупность рассчитывалась по принципу
пропорциональности из общего числа населения, после чего был
применен принцип случайной выборки. Генеральная совокупность - с
использованием метода стратификационного отбора - была
разделена на возрастные группы. Непропорциональность
анализировалась по возрасту, образованию, полу. В процесс исследования были вовлечены все возрастные категории как в среде молодежи, так и в среде старшего поколения, что позволило получить достоверные данные для проведения объективного сравнительного анализа с целью выявления преемственности или изменения ценностных ориентаций в среде изучаемых двух поколений. Для обеспечения достоверности был проведен подсчет объемов выборки путем определения интервала доверия, погрешность составила не более 5%. На третьем этапе был проведен анализ всех результатов, полученных в ходе исследований. Результаты количественного исследования были обработаны при помощи программы SPSS for WINDOWS, была проведена агрегация отдельно работающих файлов в единой базе данных. Анализ также показал тесную корреляцию между разнообразием видов деятельности человека и уровнем его социальной активности. Результаты качественного исследования представлены блоками, в таблицах и при необходимости цитируются в диссертации с целью более наглядной демонстрации изучаемых проблем.
Научная новизна диссертационного исследования
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
том, что впервые на уровне диссертационного исследования был
проведен социологический анализ социокультурных ценностей в
современном армянском обществе на материалах изучения двух
поколений армян – рожденных в 1950-60-е гг. и в конце 1980-х - 90-е
гг. Авторский подход, построенный на обобщении теоретических
основ изучения культуры и социокультурных ценностей, носителями
которых являются представители разных поколений, а также на
разработке и применении методик количественного и качественного
эмпирического исследования, позволил всесторонне
проанализировать как изменчивые, так и устойчивые элементы ценностной структуры различных групп населения современной Армении.
Поставленные в диссертации цели и задачи достигаются и
решаются на основе новейших социологических подходов с учетом
достижений западной, российской и национальной социологии, что
до сих пор не осуществлялось в армянской социологической школе
применительно к проблематике сравнительного изучения
социокультурных ценностей.
С социологических позиций в работе исследовано и показано, каким образом изменения в социальных институтах общества влияют на межпоколенные различия в ценностных ориентациях разных поколения армян.
В ходе исследования были выдвинуты и получили
подтверждение следующие гипотезы:
1. на поколенные различия в ценностных ориентациях влияют
экономические и политические изменения, происходящие в
армянском обществе;
2. в современном армянском обществе доминируют ценности
выживания, для перехода к ценностям самовыражения еще не
сформированы необходимые предпосылки;
3. несмотря на изменения, происходившие в течение последних
десятилетий, в армянском обществе в целом сохраняется
приверженность к традиционным ценностям, благодаря чему
осуществляется межпоколенная трансмиссия ценностей и
обеспечивается культурная устойчивость.
Положения, выносимые на защиту
Новизна постановки проблем позволила определить следующие положения, выносимые на защиту.
-
Элементы культуры, которые отражают специфику состояния и развития социокультурных ценностей, являются достаточно гибкой самоорганизующейся системой. Различия в ценностных ориентаций разных поколений общества обусловлены политическими, идеологическими, духовно-нравственными, экономическими и социальными изменениями общественной жизни. Базовые ценности армянского общества прежде всего выражаются в тех народных традициях и обычаях, при помощи которых поддерживаются и сохраняются язык и образ жизни, передается социальный и трудовой опыт людей, живших в различные исторические периоды времени.
-
Ухудшение показателей экономического развития, деиндустриализация и растущая безработица в Армении после распада Советского Союза не способствуют переходу общества не только на постмодернизационную стадию развития, но и тормозят современные процессы модернизации, что ведет к доминированию
стратегий выживания, а не стратегий самореализации. Следствием
социально-экономического расслоения в обществе является то, что на
нижнем полюсе, среди малообеспеченных слоев населения
превалирует ориентация на выживание, зарабатывание средств к
существованию, а на верхнем полюсе социальной иерархии
наблюдается большая склонность к самореализации и достижению
нематериалистических целей. Армянская молодежь не всегда
заинтересована в продолжительном обучении, так как не все
окончившие университеты могут найти работу по специальности,
которая обеспечивала бы их необходимым социально-
экономическим статусом и возможностью обеспеченной жизни. В то же время многие молодые армяне c высоким уровнем образования покидают страну, что также не способствует подъему экономики в стране и ее переходу в постматериалистическую стадию развития.
-
В институте армянской семьи также наблюдаются негативные процессы: сохраняется и даже прогрессирует высокий уровень разводов, преобладает малодетный тип семьи и т.д. Не все благополучно и с точки зрения преемственности ценностных ориентаций и поколенной трансмиссии ценностей. Как показывают результаты проведенных исследований, армянская молодежь более религиозна по сравнению со старшим поколением, воспитанным в молодые годы в духе атеизма, что в целом, на наш взгляд, способствует благоприятному нравственно-психологическому состоянию молодых представителей армянского общества. Армянская Апостольская церковь в современных условиях выступает гарантом трансляции социокультурных ценностей и духовной связи поколений. Заметная роль в модернизации армянского общества принадлежит партнерству “Армянская диаспора”, которое объединяет несколько поколений этнических армян, разбросанных по всему миру. «Армянская диаспора» способствует интеграции армян в международные структуры и глобальное сообщество, распространяя ценности интернационализма, толерантности, любви к отечеству.
-
Развитие современного армянского общества происходит на фоне определенной поляризации ценностных ориентаций молодого и старшего поколений. Процесс передачи социокультурных ценностей связан с определенными противоречиями и даже конфликтами. Причины подобных конфликтов и противоречий между поколениями армян лежат в плоскости экономических, социальных, культурных и идеологических проблем. Старшее поколение, жившее при социализме, проходило социализацию в духе советской идеологии, воспитание было направлено на формирование коллективистских ценностей. Превалировали ориентации на
получение образования, достижение долгосрочных целей,
социальную справедливость и равенство (пусть даже в
декларативном виде). Нынешняя армянская молодежь в гораздо большей степени ориентирована на ценности индивидуализма и быстрое достижение материального благополучия, гедонизм, конкуренцию.
-
В ходе исследований были выявлены определенные различия в иерархии ценностей на уровне нормативных идеалов и личностных приоритетов. Респонденты обоих поколений затруднялись в однозначном определении терминальных ценностей, поэтому в своих ответах они опирались в большей мере на инструментальные ценности. В системе ценностных ориентации в современном армянском обшестве (у представителей старшего поколения и молодежи) наблюдаются значительные различия между иерархиями ценностей на уровне нормативных идеалов и личностных приоритетов. Среди терминальных ценностей первостепенное значение для армян любых возрастных групп имеют: материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, здоровье, любовь, познание и т. п., а среди инструментальных ценностей -образованность, воспитанность, ответственность, рационализм, честность и т. п. В общей системе ценностей-целей важное место занимают не только индивидуальные ценности, но и конкретные жизненные ценности. В нижней части иерархии располагаются ценности межличностных отношений, абстрактные ценности и пассивные ценности, а также те ценности, которые связаны с интересами других людей и смелостью в отстаивании своего мнения и т. д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в системе терминальных ценностей наиболее важными стали ценности личной жизни.
-
Вместе с тем в армянском обществе сохраняется межпоколенная трансмиссия ценностей: поддерживаются самобытные национальные особенности повседневной жизни, традиции проведения досуга и праздников. Оба поколения армян ценят свою этническую и религиозную идентичность, сформированную тысячелетиями, сохраняют свой язык, поддерживают связи с этническими армянами во всем мире. Позитивную роль в этом процессе играет возрождающаяся Армянская апостольская церковь, ценности которой быстро распространяются среди молодежи и связывают разные поколения армян. Также в Армении высоко оцениваются семейные традиции, ритуалы и обряды. Молодежью поддерживается ценность уважения к старшим и взаимопомощь в семье. Приверженность всех поколений армян
традиционным ценностям, как в Армении, так и за ее пределами,
обеспечивает успешную межпоколенную трансмиссию
социокультурных ценностей и культурную устойчивость в обществе в целом.
Научно-практическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и
систематизации современных социологических подходов к изучению
культуры, социокультурных ценностей и межпоколенных
взаимодействий. В диссертации рассматриваются основные подходы к интерпретации культуры от объективизма к репрезентативизму и конструктивизму (деконструктивизму), анализируются ключевые понятия, связанные с социологическим изучением ценностей и их межпоколенной трансмиссией. Теоретически важным представляется изучение воздействия на социокультурные ценности важнейших общественных институтов.
Практическая значимость диссертационного исследования
определяется тем, что использованные и апробированные в ходе
исследования социологические методы количественного и
качественного сбора и обработки первичных эмпирических данных могут быть полезны в дальнейших исследованиях социокультурных ценностей в современном армянском обществе, а также за его пределами.
Полученные результаты работы могут быть использованы при
реализации общегосударственных, региональных и местных
программ в области культурной и национальной политики Армении, ориентированных на решение конкретных задач взаимодействия разных поколений в современном армянском обществе. Они также могут использоваться в образовательном процессе при подготовке материалов для лекций и семинаров по социологии культуры, социологии личности, социологии духовной жизни, социальной и культурной антропологии и др.
Степень достоверности результатов диссертационного
исследования
Достоверность полученных результатов достигается
использованием разделяемых научным сообществом теоретико-
методологических подходов к интерпретации ключевых
исследовательских понятий, анализом данных государственной и муниципальной статистики Республики Армения, а также опорой на результаты проведенных эмпирических исследований, выполненных с использованием современного социологического инструментария.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные результаты диссертационного исследования прошли
апробацию на международных, российских и армянских научных и
научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах, в том
числе: научно-практической конференции «Общественная мысль на
современном этапе. Актуальные проблемы философии социологии,
политологии, психологии» (Ереван, Институт философии, социологии
и права НАН РА, 2011 г.); международной конференции молодых
ученых, посвященной 20-летию независимости Республики Армения –
«Нация, государство, родина, идея государственности» (Армения,
Цахкадзор, 2011 г.); научно-практической конференции «Ценностные
ориентиры молодежи» (Ереван, Армянский государственный
педагогический университет (АГПУ) им. Х. Абовяна, 2012 г.); IV Санкт-
Петербургских социологических чтениях «Социальные технологии в
современном обществе» (СПб.: СПбГУКИ, 2015 г.); научно-
практической конференции «Актуальные проблемы социологии и
социальной работы» (Ереван, АГПУ им. Х. Абовяна, 2013 г.); IV
международной межвузовской научно-практической конференции
«Россия в новых социально-экономических и политических реалиях:
проблемы и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2015 г.);
научно-практической конференции «Четверть века новой армянской
государственности. Актуальные проблемы философии, социологии,
политологии и психологии» (Армения, Ереван, Национальная
Академия Наук Армении, 2016 г.), IX международной научно-
практической конференции «Образование и наука в современных условиях» (Чебоксары, 2016 г.).
Результаты исследования также обсуждались в Московской
школе политических исследований «Политическая, экономическая,
культурная и военная ситуации в РФ» (Москва, 2014 г.); в
Политической школе Европарламента «Всемирный форум за
демократию» (Франция, Страсбург, 18–20 ноября, 2015 г.); в Школе
«Артагерс» «Армянская цивилизация: прошлое, настоящее и
будущее» (Ереван, 2011 г.) и др.
Основные положения и результаты диссертационного
исследования отражены в 17 научных публикациях, в том числе 3 статьях, опубликованных в рецензируемых журналах, включенных в Перечень рекомендованных научных изданий ВАК МОН Российской Федерации, и 3 статьях, опубликованных в рецензируемых журналах, включенных в Перечень рекомендованных научных изданий ВАК МОН Республики Армения.
Структура и объем работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы на русском и английском языках, а также
приложений. Объем диссертации составляет 233 страницы
машинописного текста, библиографический список литературы включает 248 печатных и 38 электронных работ на армянском, русском и английском языках, а также пять приложений, где представлен авторский инструментарий для сбора эмпирических данных и результаты исследования в виде таблиц и графиков.
Базовые определения и концепции сравнительного изучения ценностей
В современных социогуманитарных исследованиях существует множество довольно разнообразных подходов к интерпретации культуры. В этой главе мы проанализируем основные из них с целью выработки авторского понимания культуры, сообразного изучению социокультурных ценностей в современном армянском обществе. Поскольку процессы формирования, закрепления, а также поколенная трансмиссия ценностей являются одновременно и культурными и социальными, то, на наш взгляд, целесообразным будет обратиться к интерпретации культуры на основе репрезентативного, конструктивистского и деконструктивистского подходов. Л. Г. Ионин в книге “Социология культуры ” делит подходы к изучению культуры на объективистские и субъективистские, или культурно-аналитические. В рамках первых культура рассматривается как придаток (эпифеномен) к объективным структурам общества – таким, как экономика, государство, система социальных институтов (ярким сторонником этого подхода в западной социологии были К. Маркс и Т. Парсонс). C субъективистской точки зрения культура не может анализироваться объективно, поскольку сама по себе производит субъективные смыслы, лежащие в основе человеческих действий (М. Вебер, Г. Зиммель).
Согласно М. Веберу, особенность социального поведения человека заключается не в том, что оно регулируемо “извне”, а в том, что в нем обнаруживается субъективно подразумеваемый смысл”103. Социальным действиям Вебер считает такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Как известно, Вебер свою социологию называет понимающей. Задача исследователей культуры состоит в том чтобы показать, как сама объективность формируется из субъективных смыслов, ориентирующих действия. При таком подходе меняется само понимание человеческого общества: оно воспринимается не как объективная реальность, данная нам извне, а как нечто созданное людьми, то есть иначе говоря – культурный продукт. Вот почему при изучении общества необходимо пользоваться особыми подходами, не теми, которые применимы в естественно-научных исследованиях.
Понятие репрезентативной культуры заключается в том, что культура воспроизводится при помощи творческой деятельности народа и передается из поколения в поколение. Поэтому репрезентативная культура не может быть эпифеноменом – она представляет в сознании членов общества все нормы и ценности, которые показывают место, время, цель и значение творческой деятельности людей, и которые всегда находятся в процессе развития и совершенствования.
“Главная характеристика репрезентативной культуры заключается в том, что представления идеи, мировоззрения, убеждения и т.п., которые входят в репрезентативную культуру, являются действенными в силу их активного принятия или пассивного признания. Другими словами, это те идеи, представления и т.д., которые в совокупности составляют генеральное определение ситуаций нашей жизни”104 .
Определяя культуру как систему ценностей общества, А. Г. Здравомыслов характеризует значение ценностей и их роль в жизнедеятельности личности. “Ценности,105 – пишет он, – это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его многочисленных потребностей. Производные же от них ценностные ориентации есть установка личности на ценности материальной и духовной культуры”. Характеризуя значение изучения ценностей, а также изучая те компоненты ценностей, которые важны для социологического определения репрезентативной культуры, он подчеркивает: а) в ценностях концентрируются все результаты духовной деятельности общества; б) ценности представляют собой наиболее устойчивую, фундаментальную структуру общественного сознания (в отличие от общественного мнения, которое носит менее устойчивый, более лабильный характер); в) они пронизывают всю культуру общества и культуру его социальных групп; г) они определяют тональность культуры, обусловливая избирательный подход как вновь созданным произведениям духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям другой, “чужой” культуры. 106 Если А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов “в ценностях резюмируют весь жизненный опыт личности”107, то по мнению А. И. Татаренко, ценности выступают критериями оценки деятельности всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий, так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив”108. Татаренко считает, “что эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом; через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация”. “Призма ценностей” усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различных свойствах, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяются как “локаторы нравственного сознания личности”, их главной функцией является “создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира”.
Следовательно, вышеуказанные исследования социологов показывают, что человек тогда может почувствовать себя преемником ценностей культуры, когда оценит свое поведение с позиций их соответствия требованиям культуры. Здесь можно сделать вывод, что человек находится в состоянии постоянного контроля за степенью своей социальной полноценности. Если внутренний контроль осуществляется самим индивидом с позиции социальных норм и требований окружающих людей, то внешний контроль за сохранение социальной активности осуществляется при помощи социальных институтов, а также институтов социализации. Из двух указанных компонентов контроля за сохранение социальной полноценности наиболее эффективным, на наш взгляд, является самоконтроль, где индивид своим действенным механизмом предпочитает более эффективную корректировку своего поведения при помощи соблюдения тех социальных норм, которые давно уже одобрены обществом.
Анализируя все мотивы осуществления индивидом самоконтроля за сохранение своей социальной активности Б. Л. Борухов отмечает: “Необходимо, чтобы личность была сопоставлена с определенным принятым в обществе идеалом, необходим взгляд на себя со стороны, с позиции другого человека. Возможность занять такую позицию дает человеку зеркало. Так, глядя в обычное оптическое зеркало, он оценивает социальную полноценность своей внешности в соответствии с ее нормами, регламентирующими внешний вид членов социума. Но, когда социальные нормы распространяются на другие, невидимые аспекты бытия человека – на его поведение, взгляды, уровень знаний – нужны другие, а именно, социальные зеркала. В качестве таких зеркал выступают культурные институты и образование, и в этом смысле культура в ее многообразных проявлениях выступает как громадная система социальных зеркал, обслуживающих ту или иную сферу социальной жизни
Социологическая интерпетация понятия “поколение”
В социологической научной литературе имеется большое количество социологических подходов к интерпретации понятия “поколение”, на основании системы ценностных ориентаций. Ю. Р. Вишневский так же подчеркивает многомерность подходов к определению термина. Поколение - это: определенная возрастная когорта, имеющая более или менее жесткие возрастные границы; когорта сверстников; не масса случайных сверстников, а “динамический компромисс между массой и индивидом”, т.е. признаки поколения типологические; общность социальных условий формирования и жизненного опыта; общность решаемых задач, реализуемых социальных ролей и функций; общность доминирующих возрастных социально-психологических черт; общность поколенческого сознания, поколенческого духа; хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и действует данное реальное или условное поколение — поколение 1950-х и т. д. Также социологические подходы к интерпретации понятия “поколение”, по мнению Ю. Р. Вишневского201 можно рассматриваться как в статике, так и в динамике. В статике присутствуют такие формы, как равноправное сотрудничество: воздействие взрослых на молодежь: соперничество: сосуществование: конфликт поколений, бунт, молодежный протест. В динамике следует выделять преемственность поколений, когда происходит последовательная смена, в результате чего каждое последующее поколение использует социальный, культурный и иной капитал, накопленный предыдущими. Унаследованная деятельность продолжается в новых исторических условиях, либо деятельность постепенно видоизменяется, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Кроме того, существует переоценка ценностей и разрыв связей или культурный конфликт”.
Полноценному развитию социологических исследований в области преемственности поколений препятствовалa идеология коммунистической партии, которая постоянно стремилась к установке бесконфликтности советской молодежи. Анализируя имеющиеся противоречия на межличностном уровне среди молодежи, И. Ильинский пишет “что долгие десятилетия советские поколения мыслились только в категориях их несомненного единства и бесконфликтной преемственности, причем даже понятие “конфликт” относили за счет “того” – другого –“буржуазного” общества”203. В современных условиях демократизации армянского общества процесс преемственности поколений в Армении усложняется тем, что, начиная 1990 г. по настоящее время, прошло уже 25 лет, однако их смена происходит одновременно со сменой социально-экономической и социально-политической структур.
Межпоколенный процесс трансмиссии культуры происходит не только от дедушек и бабушек к внукам, но и от родителей к детям. И какие бы идеологические новация не влияли на молодежь в годы советской власти, и как бы не усиливались эти тенденции в высших учебных заведениях, можно с уверенностью сказать, что трансмиссии социокультурных ценностей всегда основаны на жизненном опыте прошлых поколений, на сохранившемся опыте народных традиций и т. п.
Таким образом, межпоколенный процесс трансмиссии социокультурных ценностей – это не только социальные отношения, но и экономические и идейно-политические. В таких обстоятельствах следует иметь в виду, что взаимодействие между разными поколениями людей зависит от совместимости и современности ценностных ориентаций, связанности социальных норм жизни и деятельности старших и младших поколений, а также от успешности социализации молодежи с учетом условий благоприятных взаимоотношений со старшим поколением. Чтобы не обострить межпоколенческие отношения, необходимо объективно сосредотачиваться на мировоззренческих и национальных установках, чтобы не происходили случаи или факты пренебрежения к прошлому, а так же разрушению системных связей: это уже тогда, когда на основе мировоззренческого и национального сообщества развивается и укрепляется национальное самосознание,главной социальной сферой сохранения которого является семья. “Именно семья, – подчеркивает Р. Перперян, – сохраняет национальные традиции, родовые добродетели, язык и религию, этнические свойства народа. Она, кроме того, является наиболее крепкой опорой национального духа , которого нельзя лишить народа. Насколько крепко семья, настолько непоколебима нация и церковь”.
Анализируя роль и значение семьи и церкви, а также их тесную взаимосвязь в деле сохранения и развития национальной культуры и улучшения взаимоотношения между поколениями, – профессор Ю. Гаспарян пишет, – “семья, по существу, считается важнейшим фактором формирования и сохранения национальной самобытности, нравственного оздоровления и совершенствования наций ”205. Если, с одной стороны, семья представляется в качестве составного элемента нации и является гарантом сохранения национальных традиций и обычаев, то, с другой стороны, на протяжении всей историисвоего существования, семья на основании этих традиций и обычаев реализовала функции организатора и распространения национальной культуры. Следовательно, следует подчеркнуть, что народные традиции и обычаи это ничто иное, как культурные традиции. “Чтобы изучить процесс выработки культурных традиций, – отмечает профессор Э. Маркарян, – как особого механизма аккумуляции и передачи жизненного опыта людей, необходимо проанализировать его в более широкой теоретической перспективе, что предлагает соотношение культурных традиций с функционально аналогичными им явлениями в биологических системах. Это позволит глубже понять генезис формирования механизма, с помощью которого нашими далекими предками аккумулировался, трансформировался и передавался из поколения в поколение приобретенный исторический опыт ” 206 . В таких обстоятельствах, а также учитывая высказывание профессора Э. Маркаряна, социологический подход к интерпретации понятия “поколение” станет актуальным потому, что социологи в процессе социологических исследований должны знать “основанная на культуре предков и родовой традиции патриархальная культура в течение веков становится источником возникновения национальной культуры”207. Если у многих народов “традиции и обычаи рассматриваются как пережитки варварства, необразованности”208, то “в армянском обществе именно народные традиции и обычаи в течение веков при помощи с семьи и
Основные тенденции развития системы образования
История духовной культуры армянского народа особенно важна в силу того, что армянские просветители и философы еще в IV веке определили общую цель армянского общежития. Дело в том, что в условиях лишения территориальной целостности и политической независимости народ искал пути сохранения своей духовной культуры. Это основная причина того, что принятие христианства как государственной религии в 301 г. послужило национальному самосохранению армянства. “Принятие христианства в какой-то мере было осознанным политическим актом, который не только стимулировал развитие национальной духовной культуры, но и развитие просветительства: образования и воспитания”248. В этом плане важно отметить, что до сих пор Армянская Апостольская церковь, как социальный институт, своим истинным проповедничеством и служением всегда распространяет христианские идеи в обществе.
Современное научное восприятие христианства в Армении необходимо, на наш взгляд, не только для сохранения независимости и культурного своеобразия, как средство борьбы, но и для того, что христианство было и остается важнейшей школой социализации подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют многочисленные научные работы армянских мыслителей Ю. Гаспарян, Д. Гарольд, Ж. Берман, К. Оганян и т. д. в которых подробно рассматривается важнейшая роль Армянской Апостольской церкви в становлении и сохранении своеобразия народа. Исходя из этих исследований и признавая Армянскую постольскую церковь как важнейший институт социализации молодежи и моральное здоровье народа, было проведено социологическое исследование, результаты которого подтверждают, что постепенно улучшается положение верующих христиан в постсоветской Армении.
Начиная с 1990-х гг. и до сих пор религиозность в Армении характеризуется растущим динамизмом, с вероятностью происходящих в нём процессов, непредсказуемостью дальнейшего развития. Результаты социологического исследования, проведенного нами среди студентов Национального политехнического университета Армении и Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна, показывают, что с каждым годом повышается роль Армянской Апостольской церкви в обыденной жизни армянина, особенно в жизни молодёжи. Опрос среди молодежи показал, что 62,6% процента считают, что Армянская Апостольская церковь имеет положительный вклад в духовный прогресс и социализацию подрастающего поколения, а 37,4% затруднились отметить её положительные стороны. Положительный вклад Армянской Апостольской церкви заключается в следующем: 43,1% – формирование национально-духовных культурных ценностей; 26,5% – сохранение национального сознания; 15,6% – внушение веры в исполнение заветов Господа; 14,4% – создание нравственного облика. А на вопрос, последователем каких критериев Армянской Апостольской церкви считает себя армянская молодежь, 62,6% (которые признают положительную роль церкви в социализации армянской молодежи) ответили следующим образом: 38,8% ходят в церковь для своего духовного спокойствия и чтобы поставить свечку; 32,1% принимают участие в мессах и церковных праздниках; 20,8% хотят сообщаться со службой, проводимой священниками; 7,7% посещая церковь, считают свой долг перед Господом исполненным.
72,2% респондентов ответили, что в основном ходят в церковь в субботу и воскресенье или по праздникам, когда в церквях многолюдно и церковные службы проводятся под высокой ответственностью священников, а во время церковных праздников месса проводится при поддержке и/или присутствии патриарха. Молодые с радостью принимают участие в праздниках Рождества Христова, Пасхи, Преображения Иисуса Христа (Вардавар), Вознесенья, Рождества Пресвятой Богородицы, Благословенья Винограда и в других праздниках, каждый из которых отличается своеобразием в социализации молодежи и формировании у них духовной культуры.
Результаты проведённых нами социологических опросов также показали, что постепенно увеличивается число верующей молодежи в Армении. И только 37,4% верующих затруднились оценить роль церкви в социализации молодежи.
Если 1/3 (37,4%) молодежи Армении затрудняется ответить, какую роль может играть религия, то всё это результат того, что в советские годы церковь и проводимые ею службы во многих случаях были лишены авторитета. В условиях демократизации Армении, когда власти приобрели законную основу, церковь по-новому выбирает своё предназначение для дальнейшего распространения своего влияния среди населения, активно использует принципы свободы слова и совести, утвержденные в конституции РА.
Имея в виду то условие, что удовлетворение нравственно-психологического состояния членов общества зависит не только от их жизненных условий, но и от сохранения тех традиций и обычаев, которые повсеместно могут обеспечить и улучшить существующие между людьми отношения как в церкви, так и в семье. Распространению этих идей посвящены
труды многочисленные труды армянских и зарубежных ученых Гаспарян Ю. A.249, Туманян. Ов.250, Антонов В. И.251, Апресян Р. Г.252, Мирзаханян Р.253, Гарольд Дж. Берман254, П. Сорокин255 и т. д., в которых всесторонне изучается роль традиций и обычаев в улучшении нравственно-психологического состояния членов общества и регулировании их отношений. Таким образом, на основе результатов нашего социологического исследования явнее становится воспитательная роль христианской идеологии и обосновывается связь респондентов-студентов с Армянской Апостольской церковью и её службами. Интересно, что после церковной службы 72,5% респондентов возвращаются домой с успокоенной душой.
Республика Армения, исходя из международной обстановки и находясь в окружении враждебных государств, иногда вынуждена уделять больше внимания устройству европейских институтов вместо того, чтобы определить чёткую линию действий с точки зрения соответствия своих интересов и национальных проблем. Объявленная взаимодополняющая политика стала единственным путём выживания в регионе, и в некоторой мере, становится мостом между странами Диаспоры.
Сравнительный анализ социокультурных ценностей двух возрастных групп: рожденных в 1950–1961 гг. и в 1986–1998 гг
По долгосрочному контракту работали 32,26% (среди них молодежь – 21,51%, представители старшего поколения – 10,75%). Нами также был задан следующий вопрос: “За прошедший месяц, у вас была какая-либо работа или прибыльное дело, собственный бизнес, даже если вы работали только один час, включая работу в компании, в сельскохозяйственной единице, семейной организации, оплаченных денежными средствами или в натуральной форме?” 41,94% респондентов ответили «да», среди них молодежь – 30,11%, представители старшего поколения – 11,83%.
В современной Армении нехватка материальных средств возрастает как у старшего поколения, как и у молодежи. Нужно отметить, что представители двух возрастных групп имеют различные потребности. Большинство представителей молодежи хотят быть гламурными, модными и готовы платить большие деньги за дорогие, престижные, брендовые вещи, иногда даже в ущерб реальным возможностям и потребностям. Несмотря на колебания, вызванные текущими экономическим условиями, различия в мнениях молодежи и старшего поколения сохраняются. Молодежь практически демонстрирует значительно меньшую приверженность материалистическим ценностям, чем старшее поколение. Эти устойчивые различия отражают разницу в условиях, сформировавших личности представителей принявших участие вопросе возрастных групп. На представителей старшего поколения повлияли экономический кризис в стране после распада Советского Союза. Молодежь же выросла в независимой Республике Армении. Все респонденты, независимо от возраста, реагируют на краткосрочные ощущения жизненной незащищенности, связанные с нестабильностью экономического состояния в стране.
Однако было бы неправильным сводить это массовое желание “денег” лишь к фантазиям и мечтам постсоветского поколения, которое исходит из принудительного равенства в бедности в период Советского Союза. В их восприятии гарантии спокойного существования связываются почти исключительно с материальной обеспеченностью и собственными накоплениями, поскольку социальные гарантии, которые прежде предоставляло или обещало государство – пенсии по старости, бесплатное медицинское обслуживание, образование сегодня не работают в том же виде или объеме, и никто на них уже не надеется. Вместе с тем стремление к деньгам, стремление “получить от жизни как можно больше удовольствий” современной молодежи не стоит сводить только к примитивному пассивному гедонизму, поскольку это необходимо для осознания себя в качестве автономного существа, отдельного от принудительно-коллективной жизни, как это было в жизни родителей современной молодежи.
Разрыв между собственными желаниями и сознанием своих возможностей, которые мы зафиксировали в опросе не только среди молодежи, но и у старшего поколения, с одной стороны, приводят к стойкому негативизму в восприятии реальности, с другой стороны, выражения этого негативизма выступает дисквалификация самого объекта желаний – не добиваясь желаемого начинают критиковать объект желания. Здесь интересен также механизм действия таких негативных определений реальности. Респонденты приписывают негативное отношение к реальности “другим”, но никак не самому себе. Причина этого в том, чтобы распространить свое мнение на всех и тем самым обеспечить санкции для действия или бездействия. По оценкам наших респондентов, дела у “других” всегда обстоят заметно хуже, чем у них. Таким образом, перенос негативности на “других” соединяется с их низкой оценкой респондентом, а завышение собственных возможностей сопровождается декларациями респондента о своей недооценённости.
Для уточнения размеров доходов респондентов был задан следующий вопрос: “Сколько составляет в месяц средний доход Вашей семьи из всех источников?”. Средний доход семьи из всех источников у 21,59% молодежи составляет до 360.000 драм (= 50.000 руб.), а 26,14% старшего поколения – до 100.000 драм (15.000 руб.). На вопрос о том, “Насколько Вы удовлетворены своими доходами?”, 56,60% молодежи и 46,5% представителей старшего поколения ответили, что “не удовлетворены” (см. Приложение 3 таблицу 12.1.). 55–66-летние респонденты всячески стараются сохранить свою работу, несмотря на то, что они уже близки или перешли в пенсионный возраст. Те, кто уже в пенсионном возрасте, подчеркивая свой опыт и свои знания дела, стараются остаться на работе, поскольку лишние деньги не помешают, тем более, что пенсии не хватает на удовлетворение даже основных потребностей. Очень много представителей данной возрастной группы либо открывают свой бизнес, либо месяцами оставляют семью и отправляются на заработки в другие страны, чтобы обеспечить свою семью. Сегодня базовая зарплата в Армении составляет 55.000 драм (=8.000 руб.) (см. Прилож. 2 таблица 2), чего не хватает даже на коммунальные услуги. В ходе нашего исследования был протоколирован интересный факт, который не совпадает с рядом официальных данных Республики Армения. Очень часто указывается, что в Армении нет среднего класса или слоя общества, однако большинство респондентов (58,06%) относят себя именно к среднему классу, что обусловлено тем, что почти каждая четвертая семья в Армении получает финансовую поддержку из России или других стран. Принадлежность к среднему классу определяются, исходя из размеров месячного дохода и затрат на удовлетворение основных потребностей, к чему приплюсовывается поддержка со стороны: родственников или друзей (см. Приложение 3, таблицы 12, 17, 14.1. и Приложение 2 таблицу 3).
В ходе исследования для нас было важно узнать, насколько представители двух возрастных групп, принявших участие в опросе, удовлетворены полученной от других поддержкой и доверием, возможностью провести время с семьей, друзьями, родственниками, соседями, коллегами, близкими родственниками. Взаимопомощь осуществляется между людьми, между членами семьи, коллегами, родствениками, а также там, где реализуется со стороны одного человека благотворительная идея к другому человеку или коллективу. В ходе исследования для нас было важно узнать, насколько представители двух возрастных групп, принявших участие в опросе, удовлетворены полученной от других поддержкой и взаимопомощью. С этой целью был задан вопрос “В Армении люди недображелательны по отношению друг к другу?”. Заметим, что 25,4 % представителей молодежи ответили да, а 43,1 % представителей старшего поколения “скорее нет”. А так же вопрос “Насколько удовлетворены полученной от других (семья, друзья, родственники, соседи, сотрудники/коллеги, однокурсники, близкие родственники) поддержкой и взаимопомощью?” (см. Приложение 3 таблицы 35., 35.1.) – молодежь полностью удовлетворена полученной поддержкой от семьи (75,5%), друзей (50,9%) и близких родственников (52,8%). Картина оказалась несколько иной у старшего поколения: полностью удовлетворены поддержкой, полученной от семьи 56,4% и родственников 40,0%