Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная преемственность поколений в процессе восстановления национальной целостности крымскотатарского народа Куртсеитов, Рефик Джаферович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куртсеитов, Рефик Джаферович. Социокультурная преемственность поколений в процессе восстановления национальной целостности крымскотатарского народа : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Москва, 1995.- 31 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность діссертацнонной работы. Сроди острых проблем, унаследованных странами СНГ посла распада СССР.особоо масто занимают национальные и среди них то, которые имеют полувековую историю возникновения, связанную с депортацией полутора десятков народов и этнических групп в годы второй мировой войны. 'Лз этой категории проблем крымскотатарская занимает особое место, выделяясь не только своой остротой и длительностью существования, но и теми специфичосними условиями, в которых народ находился до 1989 года.

В результате демократических перемен происшедших в СССР после апроля 1985 года, стало возможным принятие в ноябре 1989 года Верховным Совотом СССР Декларации "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав" и последующих законодательных актов, положивших начало разрешению этой проблемы, однако последовавший затем распад СССР усугубил трудности по ее реализации.

В условиях системного нризиса, охватившего страны СНГ, возвращение народа на историческую родину проходит не на государственном уровне, как планировалось ранее, а на частно-инициативном. Несмотря на трудности различного характера в Крым возвратилось около 270 000 человек и процесс этот продолжается. Количество возвратившихся составляет примерно половину от обшего числа крымских татар и около 10# от обшей численности населения автономной Республики Крым.

Параллельно с возвращением и обустройством идет процесс возрождения национальной культуры, системы образования на родном

языке и подготовки специалистов для нее, национальных оредотв массовой информации: телевидения, радио, газет и куриалов, учреждений культуры: музыкально-драматического театра: библиотек, картинной галлереа и т.д.

Процесс возрождения был бы более успешным если он опирался бы на научно-обоснованную концепцию, учитывашую роль социокультурной преемственности поколений как одного из основных факторов сохранения и воспроизводства национальной культуры.

Актуальность исследования социокультурной преемственности повышается с учетои тех экстремальных условий, в которых находился крымскотатарский народи его культура. Депортация нарушила, во-первых, национальную целостность, компактность проживания в естественно-исторических условиях, создала высокую степень даслерности расселения, изменила этно-кудьтурную среду, лишила кроме национальной территории и всех национально-культурных институтов; во-вторых, в результате ее этнос был полностью лишен гражданских и политических прав в течении 12 лет, а в последующе десятилетия - существенно ограничен в них.

Государством была создана специфическая система ограничений по национальному признаку и насильственного удержания целого народа в местах высылки. Возрождение некоторых национально-культурных институтов в сильно урезанном виде в Узбекской ССР не могло решить проблем национальной культуры.

Последуя социокультурную преемственность, связанную о воспроизводством национальной культуры, автор работы рассматривает ее как составную часть обшего социокультурного процесса в Крыму.

Состояние научной разработки проблемы. Тема диссертации охватывает ряд проблем; национальная целостность і социокультурная преемственность поколений, социокультурная .преемственность а «та-

янтарное государство, социокультурная преемственность в семье и влияние на нее национальной школы и этно-дамографической ситуации в настоящее время, влияние на социокультурную преемственность возрождающихся срадств массовой информации я учреждений культуры, роль государства в процессе возрождения культури крымскотатарского народа.

Социологические разработки проблем, связанных с социокультурной преемственностью и национальной целостностью крымскотатарского народа отсутствуют, что объясняется игнорированием на протя-яении десятков лет оушаотвования самого этноса и запретом по этой причина разработок проблем в области истории, этнографии, языкознания, культуры, Первые официально утвержденные научные разработки относятся к 1973-1975 годам в области языкознания, первая монография на русском языке была издана в 1988 году ; первая социологическая в 1990 и исторические в 1992 году .

Цдль.и задачи исследования.; на основе полученных результатов социологических исследований определить состояние социокультурной преемственности поколений крымокотатарского народа, его зависимость от степени национальной целостности я влияния государства на этот процесс.

В соответствии о этам в работе ставились следующие задачи;

- проанализировать влияние фактора национальной целостности на ход развития культуры и культурной преемотвенноотя поколений

1 Меметов А.М. Источники формирования лекоики крымскотатарского языка. Ташкент, 1988.

* Паин Э.А. Репатриация крымояих татар: оценка вариантов регулирования процесса.. М., 1990.

3 Возгрин В.Е.Историческиа судьбы крымских татар. М.,1992; Губог-ло М.Н., Червонная С Л. Крымскотатарское национальное движение. В 2-х т. М., 1992.

4 в историческом развитии крымскотатарского народа;

проанализировать влияние государства на ход социокультурной преемственности в период высылки;

выявить роль семьи и национальной обшиті в сохранении и передачи молодым поколениям национальных и религиозных традиций в местах высылки;

определить функции семьи и системы образования на родном языке в социокультурной проемственности в условиях современного Крыма;

установить степень влияния на социокультурную преемственность поколений возрождавшихся национальных средств массовой информации, учреждений культуры;

выявить степень и возможности участия государства в решении вопросов, связанных с возрождением культуры крымскотатарского народа.

Объект и .предмет- доследования..

Объектом исследования выступает социокультурная среда - различные поколения крымскотатарского народа (этноса), национальные институты культуры - система образования на родном языке, учреждения культуры, национальные средства массовой информации.

Предметом исследования является современное социокультурное содержание и механизмы преемственности поколений крымскотатарского народа (этноса) в 1944-1994 гг.

Методологические принципы, и методы исследования,. Информационная база.

Основными методологическими принципами , на которые опирался автор при выполнении диссертационной работы были: историзм, причинность, функционализм, социокультурный и междисциплинарный подход, предполагающий использование общенаучных, этнографических,

этнологических и культурологическах трудов отечественных авторов ХП - XX веков.

В зависимости от поставленной цели и задач, использовались следующие мотоды: анкетный, монографический, анализ документов государственной, исполнительной власти и местных органов управления, данные интервью с ведущими специалистами в области искусства, образования, науки. В работе использовались статистические данные, материалы периодической печати за весь исследуемый период на крымскотатарском и русском языках.

Эмпирической базой работы являются результаты социологических опросов, проведенных в Крыму в 1993-1994 годах.

В соответствии с целью и задачами исследования методом квотной выборки были сформированы выборочные совокупности учащихся старпих классов крымских татар (первые в количестве 360 человек, что составляет более I0J? от генеральной совокупности, то есть всех учащихся крымских татар старших классов, созданы для сравнительного анализа этничности учащихся обычной школы с русским языком обучения, где крымские татары изучают родной язык и литературу как предает и этничности учащихся первой национальной школа, в количестве 90 человек, что составляет 23,5$ от воей численности учеников школы).

Опрос представителей первой выборочной совокупности был проведен э 10 общеобразовательных школах, второй - в средней национальной школа. Из лиц старших поколений были (Проанкетированы 143 человека, проживавших до дапортацаа во всех районах Крымской АССР а возраста от 65 лат а старша, с различным образовательным уровнем.

Существенными моментами новизнц обладают сладутаие положения,, вынесенные на зашиту:

- культурное развитие крымскотатарского народа длительное

время (a «oaua 18 века до 1921 года и о 1941 по 1939 год) проходила под деформирующим воздействием политического фактора (колонизация, фашистская оккупация, депортация).

В вопросах возрождения культуры крымскотатарского народа политический фактор и ныне является решаншш:

- массовые эмиграции (в конце 18 и в середине 19 вв.).гражданская война и репрессии 30-х годов. Великая Отечественная война, немецко-фашистская оккупация и насильственная депортация 1944 года привела к резкому сокращению численности крымскотатарского народа, к упадку системы образования, науки и искуоства. Это привело к значительному сниже»ш> образовательного и культурного уровня народа, к обеднению, социокультурных процессов, к утрата ведущих черт национальной целостности.

Преемственность поколений свелась к воспроизводству культуры лишь в пределах семьи и местной национальной обшины:

позитивные сдвиги в развитии культуры крымскотатарского народа происходили в периоды с 1921 по 1941 годы и с 1989 года по настоящее время ;

насильственная минимизация сферы применения крымскотатарского языка в местах высылки и позжа привела к тому .что ныне лишь половина представителей младшего поколения им владеет свободноі. Обучение родному языку, расширение сферы его функционирования является в настоящее время осноеным фактором и показателем процесса возрождения национальной культуры;

развитие средств массовой коммуникации (печать, теле- и радиовещание на крымскотатарском языке, национальный театр) интенсифицирует возрождение культуры народа, расселенного дисперсно.формирует "культуроторшімость" между представителями различных народов прошвалвах в Крыму.

Основными направлениями воздействия на процесса самоиденти-фикацли личности со своим народом в нашом случаа являются культивирован:! а базисных ценностей крымскотатарского народа, зга псто-ричаскоа просвещение, пропаганда его традиций я фольклора»

- процесс возрождения культуры является главным показателем процесса восстановления национальной целостности народа. Восстановление национальной целостности крымскотатарского народа ныне происходит под воздействием прохав всего народного движения "снизу". Государство, то ость законодательная, исполнительная и судебная власти Крыма и Украины в этом вопросе пока инертны. Политическое "равнодушие'' властей, соответствуйте объективно-обусловленной фаза "равнодушной чуждости" в их движении от былого деспотизма к будущему демократизму диктуется эгоизмом В проявлении интерасов "большинства" кынешного населения Крыма по отношению к крымскотатарскому "меньшинству", Преодоление этой фазы возможно лишь на путях проявления политической и культурной активности крымскотатарского народа, его представительных органов, участия во всех ветвях и уровнях власти.

Борьба за переход государства "от равнодушной чуждости" к заинтересованному решению проблем возрождения культуры крымскотатарского народа - основная задача в современных условиях в сфера культуры.

Практическая, значимость .диссертации^ заключается в том,что на основа анализа развития социокультурных процессов крымскотатарского народа за последние пятьдесят лет сделаны вывода, которые могут быть использованы при разрешения существующих проблем в области национальной культуры, возрождения систомы образования на родном языка, развития средств массовой коммуникации. Результаты и выводы работы могут быть использованы при разработке об-

шей концепции развития национальных культур в автономной Республике Крым.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена я одобрена на заседании кафедри оощологии культуры, образования и воспитания социологического факультета МІУ им Л.В.Ломоносова в январе 1995 года и рекомендована к зашите. Основные полокзния диссертационного исследования докладцвалиоь и получили положительный отзыв на региональной конференции в 1989 г. в Омске, на енегодных Ломоносовских чтениях ШУ иы.М.В.Ломоносова. Некоторые результаты исследований, а также вывода и рекомендации, выгекашяа из них, были язловани в газете государственного коштета по делам национальностей Республики Крым "Янъы данья" - "Новый мир".

Результаты работы отраконы в двух научных публикациях.

Структура ..диссертация. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, приложения и списка литературы.