Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль общественного мнения в социально-культурном развитии общества Бекмурадов, Мансур Бобомурадович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бекмурадов, Мансур Бобомурадович. Роль общественного мнения в социально-культурном развитии общества : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Ташкент, 1997.- 42 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В настоящее время в республике Узбекистан социология как паука о социальных общностях и социальных процессах, исследующая механизм взаимосвязи и взаимовлияния этих общностей, своеобразие их условий формирования и функционирования, находится в стадии активного становления.

Общественное мнение как способ выражения и проявления социальных общностей, а также условие функционирования и развития различных форм общественного сознания, является прямым и непосредственным объектом теоретико-эмпирических исследований социологической науки.

В условиях независимости и обновления всех сфер жизни общества и демократизации Республики Узбекистан неизмеримо возрастает интерес к общественному мнению как важнейшему инструменту выражения воли и чаяний народа, приобретая особую значимость и актуальность.

Современное состояние и развитие общественного мнения испытывает многофакторнос воздействие и протекает в обстановке сложных и противоречивых общественно-политических, экономических, социально-культурных преобразований, сопро-, вождающихся ростом национального самосознания и духовности. В обществе реализуются потребности свободного, независимого суждения и самовыражения, особенно в социально-культурной жизни. В условиях формирования демократического общества к правового государства создаются благоприятные предпосылки для функционирования общественного мнения, самооргаиизациошшх процессов, rta динамику которых оказывает заметное влияние реформирование экономики.

В настоящее время задача пересмотра прежних подходов к феномену общественного мнения особенно актуализировалась в связи с развитием новых демократических тенденций в социально-пол итической, экономической и культурной сферах общества.

Ныне в сфере культуры свободно проявляются множество противоречивых процессов, ведущих к расслоению, поляризации направлений и содержания в искусстве, плюрализму мнений; творческих поисков и методов. С обретением независимости и освобождением от классовых подходов в оценке общественных явлений деятели культуры стали чаще обращаться к забытым или ранее запрещенным ценностям отечественного наследия, что оказывает существенное влияние ни состояние и функционирование общественного мнения.

В условиях роста художественного многообразия искусства, расширения творческой свободы авторов, в результате снятия различного рода ограничений повышаются не только творческие возможности художников, но и поднимается ответственность деятелей культуры, формируются ценностные ориентации, соответствующие высоким требованиям современности.

В настоящее время создаются благоприятные предпосылки для решения этих проблем. К таким относятся: расширение прав и свобод личности, общественных движений, разработка государственной программы формирования идеологии национальной независимости, сохранение исторического наследия, перестройка образования и т.п.

Вместе с тем, практические преобразования в социально-культурной сфере и роль в них общественного мнения не имеют достаточного научного обоснования, не приобрели вид целостной концепции, теории, разработке которых посвящено данное исследование. Ведь именно концептуальный уроьонъ анализа и определение значения общественного мнения ' способны обеспечить формирующую функцию теории по отношению к практике в социально-культурной жизни общества.

В Указе Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова от 25 июня 1907 года "Об улучшении правового воспитания, повышения уровня правовой культуры Населения, совершенствовании системы подготовки кадров правоведов, улучшении работы по изучению общественного мнения" подчеркивается, что изучение общественного мнения— одна из направлений государственной политики. В связи с этим одобрено предложение о создании Центра по изучению общественного мнения — "Йжтимоий фикр", издании журнала "Узбекистонда

жамоатчилик фикри" (Общественное мнение в Узбекиста-е"), что свидетельствует о внимании Президента, государственной власти к проблеме изучения общее твенного мнения и его практическом использовании в духовном развитии общества, демократизации, проведении социальных, политических и экономических реформ.

Таким образом, и современная общественная практика, и потребности дальнейшего развития социологической науки требуют интенсивного изучения общественного мнения с учетом социальных и культурных условий, в которых оно функционирует.

Возрастающее влияние общественного мнения на социально-культурную сферу общества и особенности его морально-психологического воздействия на новом этапе развития демократиив Республике Узбекистан определили выбор и разработку темы: "Роль общественного мнения в социально-культурном развитии общества".

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Несмотря на то,, что проблема исследования общественного мнения была актуальной на всех этапах общественного развития, целостная концепция, посвященная роли общественного мнения в социально-культурном развитии общества, до настоящего времени остается слаборазработанной, хотя крупнейшие западные философы и социологи Тард Ж., Baysp В., ЛебоН Г., Богардус Е., Stamps W. (Стампс В.), Schimpeters 3.(Шимпетерс С), Johnson J.B. (Джонсон Дэк.Б.) посвятили специальные труды, конкретизирующие общественное мнение как область общественной психологии.

Классики марксизма сузили понимание сферы действия об
щественного мнения, ограничив его преимущественно сферой по
литической борьбы, Искусственно разделив его на "буржуазное"и
социалистическое", общественное мнение "господ" и "пролета-
, риев". / ... <

Ученыеі Горшков M.K.,V: Давыдов Ю.Н., Коробейников В.С»,Уледов А.К., Артемов В.Л., Варламов А.В., Ганусов. Н.Г. Грушин Б.Н., Мансуров В.С,, Левыкии И.ТЛ также проявляли значительный интерес к исследованию проблемы общественного мнения, и их научный вклад в разработку теории и практики

Выходйыа даяяые трудов перечисленных здесь н далее авторев даны в еппекг пепелькуйиой латерагуры, помещенной в 'конце диссертации.

имеют определенное значение. Однако они вынуждены были работать в условиях конкретного исторического периода, поэтому не могли выходить за рамки официальной идеологии.

Обращает вийманні! научный интерес к данной проблеме со стороны ученых нашей республики. И это закономерно. Ведь общественное мнение всегда было объективным критерием оценки социальных процессов на Востоке.

Особо считаем необходимым отметить труды, доклады и речи Президента Узбекистана, академика Ислама Каримова, уделившего большое внимание духовному возрождению, социально-культурному развитию и роли общественного мнения в этих процессах.1

В процессе исторического анализа формирования общественного мнения и его роли в духовной культуре развития общества диссертант опирался на труды: Муминова EU, Ахмедова Б.,Хай-руллаепа М.М., Шониязова К., Файзуллаева О., Жаббарова И., Комилова Н. .Абдусакедова А.И., Ибрагимова Н., Имомназарова М., Каримова И., Аликуловц X., Мусаева М., Уватова У.

Проблемы совершенствования духовно-нравственной жизни общества, роль обычаев и традиций в воспитании, вопросы гармонизации личности с природой и обществом, разработка вопросов свободомыслия нашли отражение в трудах Абдуллаева Т., Артыкова А.,Вахидова X., Каххарова А., Каримова X., Назарова К., Ташланова Т., Шадиметова Ю., Умарова Эм Юн у сова А.

При изучении вопросов соотношения влияния на общественные процессы юридических норм, законов и общественного мнения автор опирался на труды ученых-юристов Азизходжаева А.А., Бабаева Х.Б., Ишаиова А.И., Рахманкулова Х.Р., Саидова А.Х., Хакимова М.Х.

Аналитическое рассмотрение различных проявлений духовно-культурной сферы содержится в трудах* известных ученых нашей республики Валиева А., Джалалова А., Туленоза Ж., Турсун-мухамедова С, Умурзаковой О., Ханазарова К., Юсупова Э.

Вопросам социально-культурных проблем в развитии общества н социальных процессов посвящены труды Акрамова

Перечень рвііот U.Каримова входит а список литературы диссертации.

Ш., Головановой В., Жаббарова Ж., Исмоилова Б.,Каримова X., Карабаева У., Наджимова Г., Маврулова А., Никитченко В., Сундуковой В., Шайховой X., Ширматовой Г., Хайдарова У., Хужамурадова И., Яхъяевой Л. и др.

Проблемы политических систем и политических процессов, а также особенности функционирования социальных институтов в обществе исследованы в трудах Атамурадова С, Ахмедовой М., Алиева Б., Жураева Н., Жураева С, Жураева Т., Жумаева Р., Кодирова А., Эргашева Й., Шарипова Ф.

Исследователи общественного мнения Юнусова С.Л., Уралоп К., Салимова Э. и др., исследуя вопросы о закономерностях формирования и выражения общественного мнения, методы его изучения, рассматривали проблему применительно к отдельным отраслям науки.

Кроме того, общественное мнение — это один из важнейших аспектов социологии. Не исследуч общественное мнение, невозможно развивать социологическую науку. Поэтому диссертант отмечает, что в разработке общей концепции общественногомпения имели немаловажное значение труды ученых-социологов Узбекистана Аликариева Н., Абдурахманова К., Бегматова А., Рахимова С, Маматова Н., Чайкина А.С.и др.

В качестве литературных источников в диссертации использовались:

— философские труды мыслителей Востока Мухамеда Хорезми и Ахмпда Фергани (Зарождение естествешю-научпой мысли в Средней Азии); Абу Наср Фараби (Создание единой философско-социологііческой системы о регулировании мнениями свободных граждан); йбц Сина (Разработка проблем научного познания, его методов, форм и средств: создание единой картины мира и всех форм проявления бытия, призыв *к свободе воли человекй); Абу Райхон Боруни (Научные подходы в понимании естественных и социальных явлений. Разработка змпирико-концептуалышх направлений в понимании демографических проблем полисов и народов); Юсуф Хос Хожиб, Ахмад Югпаки (Социально-политические идеи о просвещенном обществе); Мирза Улугбек (Создание астрономической школы, раззнтие свободомыслия, научных взглядов на природу и методы познания); Джами, Навои (Обоснование приоритетпости общины и

общественных интересов над личными, развитие прогрессивных художественно-эстетических принципов).

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс формирования, функционирования, управления общественным мнением и определение его роли в развитии социально-культурной жизни общества.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает сам феномен общественного мнения, его структури, содержание, системообра-зующиепризнаки, его преобразующая роль в социально-культурной жизни независимого Узбекистана.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Научно разработать и практически обосновать концепцию о роли общественного мнения к социально-культурном прогрессе общества. Изучить источники, осуществить социологический анализ процесса зарождения и проявления общественного мнения. Определение социологического статуса различных общностей и конкретных социальных процессов в формировании общественного мнения в своеобразных этнополитических условиях Узбекистана. Исследование влияния менталитета узбекского народа в формировании, функционировании общественного мнения и его воздействия на социально-культурный процесс общества. Для достижения поставленной цели были выдвинуты и решены следующие ЗАДАЧИ:

Исследована эволюция дефиниций общественного мнения в истории отечественной и зарубежной философии и социологии;

На основе аналиги и синтеза материалов, эмпирических исследований показана роль общественного мнения в социально-культурном развитии общества;

Предпринята попытка разработки концепции использования общественного мнения в социально-культурном развитии общества;

— Проанализированы основные положения современной
социологической теории в области "изучения общественного
мнения, ат&кже друг*»* смежных отраслей лаук, іто позволило
определить роль общественного мнения в социально-культурном
развитии общества;

— Изучены содержание, сущность и структура социального
феномена "Общественное мнение";

— Дана теоретическая оценка системообразующих признаков
общественного мнения и его доминирующая роль в социально-
культурном развитии;

— Выявлены основные принципы, признаки и тенденции
влияния общественного мнения на социально-культурное разви
тие общество в условиях независимого Узбекистана.

— Исследована роль традиций и обрядов в формировании об
щественного мнения;

Определено влияние менталитета узбекского народа на функционирование и управление общественным мнением;

Проанализирована роль учреждений культуры в формировании общественного мнения.

Проведен историко-социологический анализ государственной и общественной деятельности великих мыслителей: Амира Темура, Мирзо Улугбека, Алишера Навои и их отношение к общественному мнению как к важнейшему инструменту государственного управления и регулирования культурного развития общества.

Предложены основные направления научных исследований в области общественного мнения и его влияния на социально-культурное развитие.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Социально-культурное развитие общества представляет собой сложный и многогранный процесс, выражающийся в динамике общественных, групповых и иядиви-дуальных потребностей, которым соответствуют определенные общественные суждения, слагающиеся из суждений социальных групп и слоев. Основной целью в таком процесса должна быть выработка коллективного суждения, в котором в форме оценки (одобрения, осуждения) выражается отношение в чему-либо на основе общего интереса. Главными условиями повышения действенности общественного мнения на социально-культурнуго жизнь общества являются гармоническое сочетание и взаимосвязь образовательной, воспитательной систем и социальных процессов.

Теоретические положения о роли общественного мнения должны быть спроецированы на развитие социально-культурной сферы общества я соответствовать ей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологической базой для настоящего исследования послужили принципы историзма, преемственности и развития социальных процессов, а также положение о могуществе народной силы как важнейшего фактора движения социальных процессов.

Теоретической основой для данного исследования послужили современные представления о сущности общественного мнения, социальной и культурной деятельности, инновационные подходы в социологии, философии, психологии, педагогике; положения современной эстетической науки о сущности и социальных функциях искусства; взгляды культурологов на место народного творчества, научного, литературного наследия в жизни общества, а также об организуемых и самоорганизующихся структурах и процессах; научные достижения о роли общественного мнения в современном демократическом обществе и его воздействии на социально-культурную жизнь.

Особое значение для нашего исследования имеют труды Президента Узбекистана Ислама Каримова "Узбекистан: свой путь обновления и прогресса" Т. 1992; "Узбекистан — государство с великим будущим" ТЛ992; "Не сбиваясь — двигаться к великой цели" Т. 1993; "Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология" Т. 1993; 'По пути созидания" Т. 1996; "Родина — священна для каждого" Т. 1996; "Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса" Т., 1997.

Для нашего исследования важное значение имел Указ Президента Республики Узбекистан "Об улучшении правового воспитания, повышения уровня правовой культуры населения, совершенствования системы подготовки кадров, улучшении работы по изучению общественного мнения" (26 июня 1997 г.).

Диссертант при исследовании проблемы использовал следующие МЕТОДЫ:

аналитические методы: аналитические обзоры теоретичеё ких работ, диссертационных исследований; системный анализ, теоретическое моделирование.

б)совокупность эмпирических методов, играющих дополнительно-вспомогательную роль:

— наблюдение за происходящими социально-культурными
процессами за 1986-1996 гг. в Ташкентской, Наманганской,
Сырдарьииской, Джизакской, Кашкадарьинской и других
областях, особое внимание уделено социально-духовным
изменениям, происходящим после обретения независимости;

анализ нормативной документации по организации социально-культурной жизни общества (указы, постановления, решения и другие материалы); анализ программ государственных органов, программ и уставов общественных организаций и движений, добровольных обществ;

анкетирование активистов культурно-просветительной деятельности, представителей органов управления культуры, жителей городов и сел республики. Исследованием охвачено 3127 человек, в том числе представителей интеллигенции — 75%, работников сельского хозяйство — 12,5%, промышленности.— 10,4%, пенсионеров — 2,1%. Более двух тысяч опросов сделано в годы независимости Узбекистана, что позволило получить обширные эмпирические данные и на. их основе сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации;

— прикладные опытно-экспериментальные работы по
апробации основных научных рекомендаций на уровне села,
района, области.

Первые итоги целостного социологического изучения проблемы были выполнены совместно с группой исследователей-культурологов. Трое из них защитили кандидатские диссертации под руководством автора настоящего аатореферата.

Основные этапы проведенных конкретно-социологических
исследований: *

I-отап включает период с 1986 по 19оЭгг. На этом этапе диссертант проводил анкетирование" работников учреждений культуры, искусства. Для этой цели была издана анкета для работников духовно-культурной сферы. Опросом охвачено более 1000 реепондентовгепециалистов. По итогам эмпирического изучения материалов был проведен региональный теорепгческий семинар-совещание п городе Карши в 1987 году с привлечением ученых, и республиканских руководителей соответствующих

отраслей. Исследования проводились в Бухарской, Самаркандской и Кашкадарьинской областях.

2-этип исследования включает период с 1989 по 1992 гг. Характерной особенностью этого периода является рост народного самосознания о необходимости достижения политической и экономической независимости. Диссертант с помощью методов беседы, интервью, наблюдений, анкетирования выявлял состояние общественного мнения, типичного для динного периода. Исследованием охвачены ризличные категории населения, группы и общности. Для наиболее полного определения характера происходящих социальных процессов в Узбекистане исследованием охвачены работники духовной сферы Наманганской, Ферганской и Сурхандарьинской областей.

3-этаи исследования включает период с 1992 по 1996 гг. Заключительный этап исследования диссертант проводил с помощью различных методов в условиях независимости республики, сделал количественно-качественный анализ данных предыдущих этапов исследовиния. Выявлены существенные признаки общественного мнения, отражающие отношение населения к происходящим социальным процессам в независимом Узбекистане. Наряду с этим были проведены отдельные исследования населения различных регионов республики для получения достоверных данных по вопросам развития духовной культуры.

Исследованием охвачены различные категории населения, социальные общности г.Тишкента, Ташкентской, Сырдарьинской, Бухарской и Андижанской областей.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается:

— в системной разработке проблемы роли общественного
мнения в социально-культурной жизни общества; а также
предложена теоретическая модель формирования и
функционирования общественного мнения, состоящая из
логически взаимообусловленных структурных компонентов
системообразующих признаков, системных свойств данного
феномена;

— охарактеризованы многообразие и преемственность
научных взглядов в истории отечественной и зарубежной
социологии культуры на роль общественного мнения в социально-

культурном развитии общества; в частности в духовно-нравственном развитии личности; гармонизации личности с окружающей социальной средой.

— исследована связь между государственным регулированием
и общественным мнением в оптимальном управлении
социальными процессами;

— определены и соотнесены между собой понятия
"Общественное мнение", "Социальные общности", "Социальные
процессы", "Социально-культурное развитие", которые по-
разному трактовались до настоящего времени в научной
литературе;

показан процесс развития общественного мнения с учетом самобытности народа и его тяга к мировым человеческим ценностям. В содержании общественного мнения наглядно заметен процесс усиления социального контекста, выразившийся в поиске и утверждении кок традиционных ценностей культуры, так и новых идеалов, направленных на выражение интересов человека и его жизненных потребностей;

выявлены принципы формирования общественного мнения, относящиеся к сфере социально-культурной жизни, особенности функционирования плюрализма мнений, многопартийности и разнообразия общественных движений;

— классифицирована совокупность противоречий между
актуальными социально-духовными потребностями независимого
развития Узбекистана и возможностями целенаправленного
формирования и использования общественного мнения как
необходимого ускорителя культурных процессов на современном
этапе;

— раскрыта роль общественного мнения в истории развитии
государственных устройств Мовароуштхря; *

— Важнейшая научная значимость настоящего исследования
заключается в том, что оно способствует углубленной разработке
теории социологии культуры, просвещения и науки как
неотъемлемой части общесоциологической теории.

— Эмпирическая значимость результатов исследования
обусловлена настоятельной потребностью в совершенствовании

теории общественного мнения, социальных общин и социальных процессов. Его результаты могут быть использованы для совершенствования методов конкретно-социологических исследований.

— Результаты настоящего исследования могут быть
использованы н процессе внедрения в жизнь широкомасштабных
государственных программ "Духовность и просветительство",
общенациональной программы по подготовке кадров, в
выполнении стратегического курса целостного преобразования
общества нашей страны.

Данные конкретно-социологических исследований могут быть использованы научными работниками в дальнейшем углубленном изучении новейших процессов и явлений в обществе. В исследовании менталитета узбекского народа как совершенно нового направления в социологической науке.

Материалы исследования служат основой для разработки спецкурсов "Социология культуры", "Общественное мнение" и т.д.

— Материалы исследования могут в дальнейшем
использоваться в системе подготовки кадров культуры, в работе
исследова-тельских и методических учреждений; в
прогнозировании духовно-просветительной деятельности; при
разработке планов научных исследований в сфере культуры; при
создании новых учебных планов, программ, учебно-методических
пособий.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация выполнена в
соответствии с планом научно-исследовательских работ
Ташкентского государственного института культуры

им.А.Кодирий и была обсуждена с широким привлечением специалистов по данной теме и рекомендована к защите:

— на кафедре общественных наук Ташкентского государ
ственного института культуры им. А.Кодирий;

— на Научном Семинаре при кафедре социально-
гуманитарных наук Ташкентского государственного института
востоковедения;

— на Научном Семинаре по специальности 22.00.06 —
Социология культуры, науки и просвещения, организованном
Специализированным Советом ДК.067.02.01 по защите
диссертаций ни соискание ученой степени доктора (кандидата)

философских наук при Ташкентском государственном университете им.Мирзо-Улугбекп.

Основные положения диссертиции изложены в двух монографиях, пяти брошюрах и 2'Л статьях в журналах и научных сборниках (общий объем 40 п.л.)-

Кроме этого, результаты исследования были доложены в форме научных докладов и сообщений научно-теоретических конференциях Ташкентского государственного института культуры: "Совершенствование культурно-просветительной деятельности" (1982 г.); "Культурно-просветительная работа на селе" (1984 г.); "Повышение эффективности культурно-просветительной работы" (1985 г.); "Активизация человеческого фактора в условиях перестройки" (1986 г.);. "Подготовка кадров культурно-просветительной работы"(1989 г.); "Деятельность социально-культурных комплексов"(1991 г.); "Социально-культурная карта духовных потребностей, политических взглядов, отношение к общественному мнению населения массива Ялангач" (1996 г.),"Место общественного мнения в социально-культурном развитии Республики Узбекистан (1991-1996 гг.); на республиканских семинарах работников культуры в г.Джизаке в 1994г.; на совещаниях общества социологов Республики Узбекистан (1994-1996 гг.), международной конференции "Роль Амира Темура в социально-культурном развитии", (г.Ташкеит, 1996 г.)

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСИТСЯ концепция о социальных отношениях как условие к результат взаимодействия социальных общностей и социальных процессов, представляющая совокупность взаимосвязанных теоретических воззрений о сущности, структуре, функциях, свойствах общественного мнений и принципов его использования в социально-культурном развитии.республики. В оснопе этой концепции лежат следующие положения:

1.Положение о сущности взаимодействия общественного мнения и форм общественнго сознания кок взаимообусловленного и детерминированного атрибута социального прогресса общества. Общественное мнение представляя собой целенаправленную регуляцию общественной, воспитательной, творческой, коммуникативной и организационно-управленческой деятель-

пости, создает необходимые предпосылки для совершенствования общества.

2.Положение о единстве общинных и индивидуальных интересов. Раскрывается роль коллективп как важнейшее условие проявления свободы и средство защиты прап и достоинств человека.

3.Положение о необходимости упорядочения,

согласованности внешних и внутренних, целевых и нецелевых воздействий общественного мнения на социально-культурное развитие общества.

4. Положение о своеобразии современной динамики
формирования общественного мнения, зависимой от социально-
политических, экономических, национально-культурных и
других условий и факторов в различных регионах республики.

5.Положение, о взаимосвязи национального и общечеловеческого в создании позитивного общественного мнения.

6.Положение об' основных направлениях совершенствования учета общественного мнения в развитии социально-культурной сферы:

а) Активизация деятельности республиканского, областных,
городских, районных центров по изучению общественного
мнения.

б) Внедрение результатов изучения общественного мнения в
практику управления развитием социально-культурной сферы.

в) Отказ от административно-нормативной регуляции
развития духовной сферы и переход к программному,
координационному, информационному, кадровому и
материальному обеспечению отраслей культуры.

г) Внедрение регионального проектирования социально-
культурной сферы; выделение в рамках регионально-
территориальных проектов центров изучения общественного
мнения.

д) Расширение теоротико-методологических ьсследований
социально-культурной сферы жизни общества в русле идеологии
независимого Узбекистана. Развитие взаимосвязей между
теоретико-методологическими и прикладными разработками в
области использования общественного мнения.

е) Пересмотр тематики и содержания методических
материалов научно-исследовательских центров народного
творчества, культурно-просветительной работы клубов, домов и
дворцов культуры, парков культуры и отдыха. В тематике
издаваемых методических материалов необходимо учитывать
многообразие современной культурной деятельности, видов и
жанров народного творчества, ' самодеятельного искусства,
художественного образования и воспитания, активность
населения в различных видах культурной деятельности.

ж) Дальнейшее совершенствование подготовки кадров в
вузах культуры и искусства.

з) Отражение в учебных планах,программах творческого,
воспитательного, управленческого видов деятельности;
приведение всего учебного процесса в соответствие с новыми
качественными изменениями в социально-духовной жизни
Узбекистана.

и) Создание единого учебного центра по подготовке руководящих кадров для духовной сферы.

Научным консультантом диссертации является . член-корреспондент АН РУз, доктор философских наук, профессор С.Ш. Шермухамедов.