Введение к работе
Актуальность исследования. Одной из важнейших характеристик современной ситуации в нашем обществе является возрастание потребности в морали как специфическом регуляторе, призванном стабилизировать жизнедеятельность практически всех его сфер. Нравственный смысл многих преобразований все чаще выдвигается на первый план, происходит переосмысление сути морального долга и ответственности во всех проявлениях социальной реальности.
Это вызвано многими причинами. Во-первых, сознательной недооценкой и извращением роли морали в различные периоды нашей истории, выразившимися в вульгарно-классовом подходе к морали, в отрицании или принижении ее основы - общечеловеческих ценностей. Во-вторых, все более четким пониманием порочности принципа приоритета политики над нравственностью, ставшего причиной принятия многочисленных безнравственных политических решений в течение целых десятилетий, а также не принимавшего во внимание то, что сами нравственные подходы располагают немалым политическим значением'в контексте исторического процесса.
В-третьих, несомненно ваяно в этом плане учитывать и предельно противоречивый характер происходящих в стране процессов, непредсказуемость общественно-политической ситуации. Мораль и ее гуманистические-ценности отчасти компенсируют отсутствие четких ориентиров и перспектив развития.
В-четвертых, это своего рода реакция общественного сознания на доминирующее долгие годы отношение к человеку как к средству общественных преобразований, забвение гуманистической трактовки их критериев. Признание самоценности каждого человека ' породило-и потребность, спрос на личность, способную противостоять обстоятельствам, изменять их и .в полной мере осознавать нравственную ответственность за свои действия.
. В-пятых, необходимо отметить потребность в усилении роли морального фактора, обусловленную объективной логикой научно-технического развития. В условиях НТР рождаются новые и обогащаются старые профессиональные функции, многократно усиливается ответственность за результаты труда. Человек, имеющий в
своем распоряжении более современную технику, обладающий большей информацией или социальными правами, не может не быть и более нравственным, поскольку возросшие последствия его деятельности обусловили и возросшую цену принимаемых решений, более того, цену, ошибок.
Социальное самоутверждение, самореализация личности происходит прежде всего в профессиональной сфере. Именно в качестве представителя определенной профессиональной группы человек воспринимает все многообразие общественной жизни, в том числе и ее нравственной сферы. Не менее важно и то, что сама профессиональная принадлежность привносит дополнительные' моральные требования, выполнение которых становится обязательным условием реализации профессиональных функций. Это обусловливается интенсификацией общественных процессов, усложнением техники, ростом числа ситуаций, в которых человек должен принимать решения, руководствуясь не только собственно профессиональными знаниями, но и нравственными принципами и ценностями.
Разрушение нравственных начал жизни нашего общества, отказ от верховенства общечеловеческих ценностей привели к серьезным деформациям профессиональной морали. Свою негативную роль сыграла и система образования, которая долгие годы была ориентирована на формирование технократического, асоциального мышления, "узких" профессионалов, не видящих отдаленных негативных последствий своей деятельности.
В свете отмеченных проблем изучение реального состояния морали различных профессиональных групп, механизмов функционирования, путей и средств ее формирования представляется особенно актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Развитие представлений, связанных с анализом генезиса, сущности профессиональной морали, специфики нравственной регуляции отдельных профессий осуществлялось параллельно с формированием обшей теории морали, начавшимся в конце 50-х годов как закономерное следствие произошедших общественных преобразований. Представление о морали как относительно самостоятельном духовном феномене, детерминируемом экономическими интересами, классовыми целями, включающем отдельные общечеловеческие элементы, способствовало (при всей методологической ограниченности) появлению целого ряда конструктивных
исследований по многостороннему осмыслению морали прежде всего как нормативно-ценностной системы, имеющей собственные закономерности развития. Работы С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, В.А. Блюмкина, Г.Н.Гумницкого, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, В.П. Коблпкова, Н.Н.Крутова, А.И.Титаренко, К.Л.Шварцман , А.Ф.Шишкина подготавливали методологическую и теоретическую основу для появления исследований по частным проблемам этики, для изучения реальных проявлений нравственности.
Однако преимущественно теоретический подход к морали, ее общефилософское видение не позволяли преодолеть разрыв между данной духовной системой и действительностью, состояние которой все труднее было увязать с традиционными положениями этики. Неразработанность социологического подхода к морали ограничивала анализ нравственной жизни категориями "должного", в то время как "сущее" оставалось вне поля зрения.
Попытки сблизить концептуальные построения этики с практикой моральной жизни предпринимались-в ходе совместного обсуждения советскими и болгарскими обществоведами статуса этики , на страницах журнала "Вопросы философии" в рамках дискуссии о дисциплине, которая должна дать этико-аксиологический анализ реального состояния нравов, сосредоточив в себе всю систему нефилософских знаний о морали.
Плодотворным оказалось и научное направление, идентифицирующее себя как прикладная этика (В.И.Бакштановский, А.А.Гусейнов и др.), ставящее перед собой задачу преобразования системы этического знания 'для ее непосредственного управленческого приложения.
Для разработки проблем профессиональной этики большое значение имело и начавшееся в середине 60-х годов целевое обсуждение вопросов о социологическом подходе к изучению морали. Его сторонники видели задачи социологии морали в познании реальных нравов, выявлении и изучении основных тенденций развития нравственных отношений, "взвешивании" всех факторов, воздействующих на данные тенденции (Л.М.Архангельский, Г.Г.Квасов, В.М.Соколов и
ДР.). .
-т
х См.: Предмет и система этики,- Москва-София, I97J.
2 См.: Дискуссия по поводу статьи В.Т.Ефимова "Этика и морале-
воденио"// Вопросы философии.-1982.- К? 'с- С.73-3'(.
В этот же период появились работы, непосредственно посвященные нравственным аспектам конкретных профессий. Сейчас уже «окно говорить о целом научном направлении, имеющем не только безусловные достижения, но и ряд неизжитых недостатков, характерных в целом для обшеэтических работ 60-80-х годов: абстрактность теоретических положений, опора скорее на здравый смысл и формально-логические построения, чем на эмпирические данные и др. И хотя новые исследования, рассматривающие проблемы профессиональной этики отдельных профессий, появляются практически ежегодно, нельзя назвать степень разработанности данного научного направления удовлетворительным.
Практически отсутствуют работы, посвященные проблемам формирования профессиональной морали, неоправданно мало попыток органично связать ее с практикой конкретного социального субъекта. Вместе с тем нельзя не упомянуть авторов, обосновывающих важность нравственного аспекта профессиональной деятельности, считающих необходимым его включение в целостный процесс формирования специалиста
Остро ощущается дефицит исследований специфики формирования профессиональной морали молодого специалиста как социального субъекта, получающего, с одной стороны, формирующее воздействие вузовского образования, а с другой,- находящегося под воздействием иной социальной среды - профессиональной деятельности.
Все это и предопределило основную цель диссертации - проанализировать реальное состояние, специфику и проблемы формирования профессиональной морали молодого специалиста на различных этапах ее становления и уточнить механизмы этого процесса.
1 См.: Ефимов В.Т. Специалист как профессионально-ориентированная личность// Марксистско-ленинская этика.- И., 1989; Крылова Н.Б'. Формирование культуры будущего специалиста.- 1,1., 1990; Культура жизни личности: (Пробл. теории и методологии социал.-пепхол. исслед.).- К., 1988; Лазар М.Г. Этика пауки.- Л.,. 1985; Неделя Л.II. Зтика студента.- Минск, 1988; Современный специалист: проблемы становления: Медвуз, сб.- Нижний Новгород, 1991; Разумная организация жизни личности: проблемы воспитания и саморегулирования.- Киов, 1989.
Для достижения обозначенной цели в работа были поставлены следующие задачи:
проанализировать и систематизировать теоретические подходы к проблеме профессиональной морали как основу для социологического анализа данного феномена;
углубить представление о природе профессиональной морали, выявить и обосновать ее структуру и характер взаимоотношений и связей ее отдельных элементов;
на основании изучения мнений респондентов и объективной информации проанализировать состояние профессионально-нравственной подготовленности студентов и молодых специалистов;
рассмотреть воздействие реальной трудовой деятельности на профессионально-нравственное поведение молодых специалистов;
раскрыть механизмы формирования профессиональной морали молодого специалиста.
Методологической основой диссертационного исследования послужили философские идеи марксизма по вопросам происхождения и социальных функций морали, работы известных советских философов, этиков, социологов, психологов, посвященные как общеэтическим, так и связанным с нравственной регуляцией профессиональной деятельности проблемам.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
в работе предпринята одна из первых попыток социологического осмыоления профессиональной морали; ?
предложенные в диссертации определение профессиональной морали и трактовка ее природы расширяют и дополняют имеющиеся в современной обществоведческой литературе представления о генезисе и сущности данного феномена;
проведенный анализ эмпирического материала позволяет уточнить положения о механизме формирования профессиональной этики;
обоснованная в работе возможность социологического подхода к изучению рассматриваемых проблем дополнена разработанной автором системой эмпирических показателей, позволяющих осуществить конкретно-социологическое исследование профессиональной морали.
На защиту выносятся следующие положения:
- профессиональная мораль представляет собой вид духовно-прак-
тического освоения действительности, отграниченного рамками творческой профессиональной деятельности и имеющего своим смыслом регуляцию взаимоотношений участников трудового процесса с точки зрения утверждения гуманистического назначения профессиональной деятельности, общечеловеческих нравственных ценностей. Глубинный смысл профессиональной морали заключается в социально-чувствительном отношении личности к ожиданиям и запросам общества, предъявляемых к ней как представителю определенной профессиональной общности;
- основными элементами профессиональной морали, следуя традициям
рассмотрения структуры иорали, следует считать профессионально-.
нравственное сознание, поведение и отношения. Будучи сами по себе сложными системными образованиями, эти компоненты профессиональной морали имеют свою структуру, элементы которой могут выступать в качество эмпирически фиксируемых показателей состояния профессиональной морали в целом;
особое место в структуре профессиональной морали занимает система профессионально-нравственных качеств, воплощающих наиболее острые ожидания общества по отношению к профессии и деятельный отклик самих профессионалов на обеспечение ее авторитета в обществе. Каждая профессия диктует свою иерархию нравственных качеств. При эгоы какое-то качество, дающее в сочетании с одной профессиональной субкультурой органически высокий эффект и стимулирующее профессиональную деятельность, применительно к другой профессиональной субкультуре может выглядеть недостаточным или малоэффективным. Поэтому одной из важнейших проблем становления профессиональной этики является поиск специфичных сочетаний профессиональных и этических элементов, которые бы максимально "сотрудничали" между собой. Наличествует некий набор (система) нравственных качеств, составляющих социальность индивида, идущих от общества в качестве своего рода социально-исторического заказа и образующих этику.профессионала любой из "этичных" профессий. Но есть качества социально-нравственного свойства, которые "идут" в решающей мере именно от профессии. Эти качества специфична уже в том, что в полной мере выражают уникальность, особенность данной профессиональной сферы и только для данной профессии имеют завершенный характер;
основным фактором, препятствующим целостному формированию про-
фессиональной морали специалиста, является противоречие между ценностными ориэнтациями субъектов вузовского воспитательного и образовательного процесса на нравственное освоение профессиональной деятельности и отставанием высшей школы в процессе гуманизации и гуманитаризации, ее неготовностью дифференцированно подходить к различным профессиональным группам, носформированностью воспитательных и организационных приемов и методов профессионально-этической подготовки.
Эмпирическую основу работы составила социологическая информация, полученная социологической лабораторией ХГУ в ходе опросов студентов 33 вузов Украины (1987-1990 гг.). выпускников Харьковского госуниверситета - молодых учителей и специалистов (использованы данные опросов 1977-1978 и 1987-1988 годов), материалы исследований, проведенных социологической группой кафедры политологии ХГУ по изучению проблем становления социально-творческого потенциала и культуры молодой научно-технической интеллигенции промышленных центров республики (1987-1990 гг.) .
Научная и практическая значимость работы. Предложенный в диссертации подход к исследованию профессиональной морали в опрэде-ленной степени будет способствовать дальнейшему теоретическому и эмпирическому изучению профессионально-нравственной проблематики в рамках социологии морали и может слуиить методологической основой при составлении программ конкоетно-социологического исследования нравственных процессов.
Выводы и практические рекомендации, содержащиеся в работе,-могут быть использованы при создании системы профессионально-этического образования и воспитания специалиста как неотъемлемого элемента гуманизации и гуманитаризации высшего образования.
Теоретические разработки автора и фактический материал, содержащийся в диссертации, могут быть полезными при подготовка вузовских спецкурсов "Социология морали", "Профессиональная этика", "Введение в специальность",, а также при аттестации и переаттестации специалистов.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в материалах республиканских, всесоюзных (Харьков, 1989; Белгород, 1990) и международной (Белгород, 1991) конференций,
I Указанные исследования проведены при непосредственном участии автора работы.
. 9
в отчетах и справках социологической лаборатории ХГУ о результатах исследований, методических рекомендациях, в выступлениях на теоретических семинарах кафедры социологии Харьковского госуни-версптота. Диссертация обсуждалась нз совместном заседании ка-фодр социологии и социологии труда и управления ХГУ.
Автором разработан и читается спецкурс "Профессиональная этика социолога", который входит в учебный план подготовки специалистов на социологическом факультете ХГУ и факультете повышения квалификации для практикующих специалистов.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы и приложения.