Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-творческая деятельность внебродвейских театров США второй половины 40-х-60-х годов XX века : (Социально-культурологический аспект) Самитов, Дмитрий Геннадьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самитов, Дмитрий Геннадьевич. Организационно-творческая деятельность внебродвейских театров США второй половины 40-х-60-х годов XX века : (Социально-культурологический аспект) : автореферат дис. ... кандидата социологич. наук : 22.00.06 / Моск. коммерческий ун-т.- Москва, 1995.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/3861-2

Введение к работе

L Актуальность темы. Настоящая диссертация представляет собой один из первых в отечественной социолого-культурологическои традиции опытов теоретического анализа деятельности внебродвейских театров США в контексте американской культуры второй половины 40-х 60-х годов XX века. Предметом настоящего исследования являются организационно-художественные процессы, свойственные драматическим театрам вне-Бродвея.

В работе на обширном практическом и теоретическом материале американской театральной культуры исследуются духовные и социально-экономические предпосылки возникновения внебродвейских театров, выявляются специфические особенности их становления, функционирования и развития.

Внимание автора сосредоточено на осмыслении достижений внебродвейских театров как вида исполнительского искусства, укоренившегося в системе американского социума. Особое место в диссертации занимает изучение социально-художественной концепции внебродвейского движения, его культурно-исторической периодизации и типологии, организационно-творческих моделей, а также прогрессивной роли в развитии американского национального театра как целостного социально-художественного организма.

На современном этапе развития отечественной художественной
культуры в условиях новых рыночных отношений представляется
актуальным обобщение опыта деятельности творческих

некоммерческих организаций зарубежных стран. В этом смысле исследование развития внебродвейских театров США дает обширный материал.

Специфика организации театрального дела в США отличается от большинства европейских стран. Актеры, режиссеры, менеджеры,

2 критики, зрители, профсоюзы - все участники сложного социально-художественного процесса, в котором практически исключается прямая роль государства. Традиционное и новаторское, коммерческое и художественное, профессиональное и любительское, национальное и инонациональное не только существуют рядом, но и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Разделение американских профессиональных театров на коммерческие и некоммерческие дает нам более общую классификацию,

проводимую по целям, которые они ставят в своей деятельности.

Тип коммерческого театра воплощает Бродвей - театр звезд,

роскошного оформления, развлекательности, больших денежных вложений и перспектив в получении баснословных прибылей. Все это и определяет его принадлежность к общей сложноорганизованной структуре американского бизнеса.

Некоммерческие театры главной целью своей деятельности считают художественные и воспитательные задачи. Такие театры существуют ради развития творческих принципов, являющихся сверхзадачей деятельности коллектива. К данной группе относятся внеброд-вейские или офф-бродвейские (от англ. off-Broadway - за пределами Бродвея), региональные, университетские, городские и другие театры Внебродвейские театры, появившиеся как альтернатива коммерции Бродвея после Второй мировой войны аккумулировали в себе новые творческие силы и художественные цели. Они во многом определили развитие сценического искусства не только Нью-Йорка, но и Америки в целом.

Опыт общественной и частной поддержки театрального искусства в США представляет собой большой интерес для России. На современном этапе, когда появилась тенденция к тотальной коммерциализации культуры и искусства, также стало очевидно отсутствие конкретных

знаний и опыта в менеджменте и маркетинге в новых исторических условиях.

Изучаемый опыт США показывает, что помощь государства не отменяет меценатства и спонсорства. Меценатство и благотворительность как социальные институты имели место в истории отечественной культуры, но их традиции были прерваны известными обстоятельствами. Что касается спонсорства, то оно во многом является для нас новым социально-культурным феноменом.

Усвоение положительного опыта в области социально-организационной и финансовой сфере внебродвейских театров, связано с проблемой их существования и дальнейшего развития по всей стране. В связи с этим совершенно необходимым становится изучение модели функционирования сходных культурно-художественных структур в различных национальных регионах, в том числе и американском.

Сегодня настоятельное веление времени требует от исследовате
лей в области социологии культуры выявить и сделать достоянием
общества
сочетание государственной поддержки культуры с

альтернативными источниками финансирования, свободу выбора организационных форм деятельности, материального стимулирования. Трудность заключается в том, что этот опыт следует разумно адаптировать к отечественным условиям, а не переносить его механически на нашу театральную почву.

Степень изученности проблемы. Конкретное обращение к рассмотрению деятельности внебродвейских театров в интересующем нас аспекте встречается редко. Все, что мы находим по данной теме связано ( в основном с историей офф-Бродвея в области художественной деятельности или же с источниками, содержащими статистические материалы и данные, отражающие их освоение в теории и практике. Отдельные внебродвейские театры привлекали

4 внимание отечественных исследователей американского театра, но в

пределах более общих тем. Прежде всего, к анализу творческих сторон

деятельности внебродвейских коллективов (репертуара, режиссерских

методов, актерского мастерства, художественных направлений)

обращались Аникст А. А., Бояджиев Г. Н., Вульф В.Я., Гладышева К.А.,

Злобин Г.П., Смирнов Б.А.1

В отечественной социолого-культурологической науке нет специальных исследований, посвященных движению внебродвейских театров периода 40-х - 60-х годов. Но эта проблематика затронута в ряде работ американских исследователей. Вопросы, посвященные вне-Бродвею, включая его задачи, репертуар, исполнителей, организационные расходы рассматриваются в монографиях СЛиттла "Офф-Брод-вей - пророческий театр", Ст. Ленгли "Театральный менеджмент в Америке", ХТринбергера "Опыт Офф-Бродвея"2 . О конкретных коллективах и их деятельности писали П.Бинер ("Ливинг-театр") , СЛиттл (о ДжЛаппе), ДжЛортер ("Феникс-театр")3. Интересующие нас статистические данные находятся в работах Дж.Поджи, Г.Уилсона4 и других авторов.

Пониманию проблем некоммерческого искусства и, в частности, театра в Америке посвящен доклад Рокфеллеровского комитета, впервые в США признавшего, что театр не может быть самоокупае-

Аникст А., Бояджиев Г. Шесть рассказов об американском театре. -М., 1963; Вульф В.Я. От Бродвея немного в сторону. - М., 1982 г.; Гладышева К.А. Система Станиславского и формирование национальной актерской школы США. - М., 1983; Злобин ГЛ. Современная драматургия США. - М., 1968 г.; Смирнов Б.А. Театр США XX века. - Л., 1976

2Little S.W. Off-Broadway. The Prophetic Theatre, NY, 1972; Langley St. Theatre Management in America, NY, 1974; Greenberger H. The Off-Broadway Experience, NJ, 1971

'Biner P. The Living Theatre, NY, 1972; Little S.W. Enter Joseph Papp, NY, 1974; Porter J. History of the Phoenix Theatre, NY, 1962

4Poggi J. Theatre in America: the Impact of Economic Forces, 1870-1967, NY, 1968; Wilson G.B. Three Hundred Years of American Drama and Theatre, NJ, 1973

5 мым. Исследование У.Дж.Баумоля и У.Дж.Боуэна "Исполнительские

искуства: экономическая дилемма"1 показала в этой связи тенденцию

увеличения разрыва между доходами и расходами.

В театроведческой литературе часто допускается широкая трактовка терминов "офф-Бродвей" и "внебродвейский". Некоторые исследователи (СтЛиттл, Дж.Джеффри2) относят к офф-бродвейскому движению все коллективы, в названии которых используется частица "офф". Они рассматривают все эти группы театров как единое некоммерческое направление, не уточняя присущих им различий. Другие авторы (Г.Клерман3, Д.Поджи) применяют и понимают этот термин дифференцированно. Они склонны считать офф-Бродвей, начиная с 60-х годов, в значительной мере коммерционализованным и часто называют его "малым Бродвеем", не отрицая при этом присутствия в нем художественных коллективов.

Однако, что касается теоретической разработки проблемы деятельности внебродвейских театров с организационной и с творческой точек зрения одновременно, то она ни специальной, ни концептуально-целостной разработки не получила. Все материалы, касающиеся данной проблематики, носят разрозненный и подчиненный характер,, так как рассматриваются различными авторами в контексте других более общих проблем.

Цель и задачи исследования. Целью предпринятого исследования является анализ возникновения и развития внебродвейских театров США, их организационно-творческая деятельность, типология, роль в структуре американской культуры второй половины 40-х - 60-х годов XX века.

Baumol WJ., Bowen W.G. Performing Arts: the Economic Dilemma, NY, 1966

2Jeffri J. The Emerging Arts, NY, 1980 'Clurman H. The Fervent Years, NY, 1957

Эта главная цель конкретизировалась постановкой и решением ряда взаимосвязанных задач:

проанализировать причины появления некоммерческих театров США в контексте определенного периода социокультурного развития и рассмотреть социально-художественные истоки возникновения офф-бродвейских трупп во взаимосвязи с движением "малых" и художественных театров 10-30-х годов;

осуществить анализ деятельности внебродвейских театров как единого театрального движения и как органической части общенационального театрального процесса;

определить взаимосвязь между творческими и организационными принципами внебродвейских трупп;

выявить типологию внебродвейских театров по принципу организационно-творческой деятельности (репертуарной политики, режиссерской направленности, величины бюджета);

исследовать особенности функционирования офф-бродвейских театров с включением анализа зрительской аудитории, политики цен на билеты, материального положения исполнителей и рассмотреть процесс их развития;

показать эволюцию основных экономических, организационных элементов, включая вопросы рекламы, динамики роста расходов, пожертвований;

подтвердить тезис о неспособности художественных театров к самоокупаемости, и о необходимости обязательного финансирования их творческой деятельности со стороны.

Теоретико-методологические основания работы. Методологической базой работы является принцип комплексного подхода к анализу исследуемых процессов, опирающийся на теоретические положения

7 общей социологии и социологии культуры, культурологии, театроведения, основ управления (менеджмента).

Важнейшим для диссертации является принцип историзма, предполагающий развитие, взаимосвязь и взаимообусловенность явлений. Кроме того, многообразие связей, в которых изучается деятельность внебродвейских театров в соответствии с целями исследования, предполагает необходимость применения различных частных методик анализа, обосновываемых в каждом конкретном случае. Также важным представляется метод количественного анализа, особенно в изучении массовых явлений или совокупностей (репертуар, зрительская аудитория и др.)

В социологии автор опирался на известное теоретико-методологическое положение, согласно которого культура рассматривается как особая форма творческой деятельности и канал распространения духовных ценностей.

В то же самое время существенное значение для исследователя данной темы имели отдельные проблемы, разработанные современными представителями отечественной гуманитарной науки. К ним следует отнести анализ актуальных вопросов социологии, в частности, методологии и методики, социологических исследований1, основных методов прикладной социологии2, эффективности3, планирования и организации социологического исследования, методов сбора информации4 .

В области социологии культуры для автора важное место имели во-

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987

2Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. - Л., 1989

3Тавокин Е.П. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии и методики. Часть 1,2. - М., 1989

4Абгарян Э.А., Абгарян Р.Э. Проблемы социологического исследования. - М., 1983

8 просы исторической преемственности в духовно-культурном процессе,

образа жизни, осмысления особенностей распространения культурных ценностей средствами массовой коммуникации, теории "массовой культуры", причин появления субкультуры и молодежной контркультуры 60-70-х годов1 .

Что касается отечественного театроведения и социологии театра, особое внимание исследователей было сосредоточено на творческой деятельности американских театров, в частности их репертуарной политике, сценического искусства, драматургии.

В освещении организационно-экономической деятельности внеброд-вейских театров в методологическом плане были полезны работы Дадамяна Г.Г., Рубинштейна АЛ., Сорочкина BJO., Сундстрема Л.Г.2

Анализ избранной автором темы был бы малоплодотворен без обращения к работам американских исследователей.

В общетеоретическом плане для настоящего исследования важное значение имела монография Ф.Ферпоссона "Образ человека в драматической литературе"3. В виду важности самого явления деятельность некоммерческих театров освещена в США как в социолого-культурологических, так и в искусствоведческих трудах.

Большую роль при написании диссертации оказали интервью с

Байгоров А.М. От "разбитого" поколения к контркультуре. - Минск, 1982; Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 1987 ; Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л., 1987; Мансуров Н.С. Образ жизни: опыт построения социальных индикаторов. - М., 1984; Гершкович З.И. "Массовая культура" и фальсификация мирового художественного наследия - М., 1986; Витаньи И. Общество, культура, социология. - М., 1984; Синкевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". Заметки социолога. - Л., 1990

2Дадамян Г.Г Социально-экономические проблемы театрального искусства, - М, 1982; Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. - М, 1991; Сорочкин Б.Ю. О комплексном перспективном планировании творческого, экономического и социального развития театра. - М, 1986; Сундстрем Л.Г. Планирование и организация творческо-производственного процесса в театре. - Л., 1984

3Fergusson F. The Human Image in Dramatic Literature, NY, 1957

9 профессорами университетов США и деятелями современного американского театра.

Научная новизна исследования. Научная новизна реферируемой
работы определяется следующими факторами. Вычленен предмет
исследования, который в таких структурных отношениях и связях не
изучался ни в европейской, ни отечественной науке. В диссертации
предпринята попытка реконструировать динамическую картину
становления и развития театров офф-Бродвея в контексте
американской культуры. Наряду с этим критерию теоретической
новизны отвечает ряд выводов, полученных в ходе анализа обширного
материала. Опираясь на исследования Воиновой З.В.',Гладышевой К.А.,
Смирнова Б.А., У.Дж.Ваумоля и У.Боуэна, Дж.Джеффри, СЛенгли, Ст.
Литтла, ДясПоджи и ряда других отечественных и американских
ученых и развивая их положения, автор проводит анализ деятельности
внебродвейских театров со второй половины 40-х до середины 60-х
годов XX века одновременно с художественной и организационной
точек зрения, т.е. в единстве социолого-культурологического,
театроведческого и менеджерского подходов. Автор работы

рассматривает сферы театральной жизни США в следующем контексте: Бродвей - это коммерция и "массовая" культура, а офф-Бродвей - искусство, умеренный эксперимент, невысокие цены на билеты, ограниченное количество мест в зрительном зале, иными словами, - это некоммерческое направление художественных театров Нью-Йорка. Для внедрившихся за пределами Бродвея коммерческих антреприз используется определение "коммерческие компании вне-Бродвея".

Воинова З.В. Американский театр шестидесятых годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 1971

10 Критерию новизны отвечает предложенная автором типология вне-

бродвейских театров в контексте рассмотрения их художественно-экономической программы развития и социальной роли. Дифференциация офф-бродвейских театров на театры-студии (лабораторные), камерные, народные или массовые и художественные позволяет объединить и систематизировать все многообразие творческих коллективов этого движения в отдельные типологические группы.

В процессе изучения проблемы было уточнено само понятие
офф-Бродвея. Особое внимание уделяется определениям таких
понятий как коммерческий и некоммерческий типы театров, Бродвей,
продюсер, некоммерческие (неприбыльные) организации

применительно к исполнительскому искусству США.

В работе впервые проанализированы различные стороны деятельности театров вне-Бродвея, включая вопросы создания репертуара, приглашения исполнителей, формирования бюджета, привлечения зрителей.

При написании диссертации в научный обиход были введены американские источники, многие из которых в отечественной работе используются впервые.

Практическая значимость исследования определяется актуальностью проблемы, степенью ее разработанности и заключается в том, что теоретические положения и выводы диссертации позволили более глубоко изучить организационно-творческую деятельность внеброд-вейских театров США в контексте некоммерческого движения в целом. На примере театров офф-Бродвея раскрывается механизм их существования и развития в условиях рынка и конкуренции с бродвейскими театрами, кино, телевидением. Трудности; которые переживают отечественные театры, возможно будет легче преодолеть, если учесть опыт деятельности внебродвейских театров.

II Основные выводы и рекомендации могут быть использованы:

в практике работы органов управления культурой;

для разработки отдельных направлений государственной политики по отношению к некоммерческим театрам;

в целях оптимизации деятельности творческих организаций;

при подготовке спецкурсов по социологии культуры, менеджменту культуры.

Апробация работы. Материалы исследования и его результаты были освещены автором на круглом столе в редакции журнала "Московский наблюдатель", докладывались на заседаниях кафедр менеджмента сценических искусств и экономики и права Российской Академии театрального искусства, кафедре философии и социологии Московского Коммерческого Университета, использовались при разработке и чтении лекционных курсов: "Менеджмент сценических искусств за рубежом", "Маркетинг в сфере культуры" в Российской Академии театрального искусства (ГИТИС) в 1992-1994 гг., при создании и чтении спецкурса "Организационно-творческая деятельность театров США после Второй мировой войны" на факультете менеджмента сценических искусств РАТИ и экономическом факультете Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С.А.Герасимова, проведении семинаров по актуальным проблемам художественной культуры в творческих организациях Москвы.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 174 страницах машинописного текста, включающего: введение, три главы, заключение и список литературы (152 источника, в т.ч. 66 на русском языке, 86 на английском языке).