Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественная психология и образ жизни как элементы духовной культуры народа (На материалах эмпирических исследований общественной психологии и образа жизни народов Поволжья) Фоминых, Владимир Павлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фоминых, Владимир Павлович. Общественная психология и образ жизни как элементы духовной культуры народа (На материалах эмпирических исследований общественной психологии и образа жизни народов Поволжья) : автореферат дис. ... доктора социологических наук : 22.00.06.- Ленинград, 1990.- 42 с.: ил.

Введение к работе

Ї..5ІИА .

1.А.~~йщуалъность темы исследования. Дналектнко-материалистн-t-'Tecfioc іпозианне перестроечных процессов в советском обществе -;ііт7воз'можпо без глубокого осмысления происходящих перемен в духовной культуре советских народов, без выявления тех диалектических противоречий в общественной психологии и образе жизни, которые ломают привычные стереотипы мышления и поведения люден. Кризисная ситуация в сфере экономики выдвинула на повестку дня идеологических институтов страны задачи по оздоровлению духовно-нравственной атмосферы в национальных республиках, поскольку от ускоренного обновления духовной культуры широких масс трудящихся во многом зависит успех социальных преобразований, перехода страны к рыночным отношениям. Актуальность темы исследования обуславливается еще и тел, что региональные и национальные проявления общественной психологии и образа жпзпн сфокусировали сейчас основной вектор напряженности в межнациональных отношениях, в функционировании национальных культур и языков жителей коренных и некоренных национальностей ряда союзных и автономных республик. Умело опираясь на силу обществешю-психологнческнх явлений (общественное мнение, настроение, оценки, суждения, слухи, митинги и т. п.) национальная бюрократия искусственно раздувает среди коренных жителей и национальной интеллигенции недовольство развитием духовной культуры н языков, под флагом защиты национальных интересов стремится захватить политическую власть, посеять недоверие п вражду между советскими народами. «Серьезное осложнение в реализации задач перестройки,— отмечалось на XXVIII съезде КПСС,— вносит активизация националистических и всякого рода деструктивных сил, пытающихся использовать общественную энергию в своих корыстных целях и не останавливающихся перед дестабилизацией обстановки во имя их достижения» '. Поэтому разработка проблем общественной психологии и образа жизни как элементов духовной культуры народа имеет важное теоретическое и практическое значение для стабилизации духовной жизни социалистических наций, определяется не только оперативными, тактическими и стратегическими задачами перестройки, по и повседневными практическими нуждами партийных, государственных и хозяйственных органов в развитии н совершенствовании духовно-нравственной культуры трудящихся, расширении н углублении процессов демократизации и гуманизации общества.

1 Горбачем М. С. Политический отчет Центрального Комитета КПСС XXVIII съезду КПСС и задачи партии. Правда. 1990. 3 июля.

Разработанность исследуемой проблемы. Анализ специальной литературы показывает, что в условиях происходящей перестройки социально-экономических и духовных основ советского общества, общественная психология и образ жизни постоянно находятся в поле зрения представителей различных наук. Все возрастающий интерес теоретиков и практиков к вопросам социальной регуляции духовной сферы советских народов обуславливается с одной стороны, задачами оздоровления моральной атмосферы в национальных республиках, повышения духовно-нравственной культуры трудящихся, с другой — необходимостью изучения внутренних закономерностей формирования и развития общественной психологии и образа жизни, определения пх взаимосвязи с общественной практикой н результатами перестроечных процессов в стране. Если обратиться к общественной психологии, освещению уровня ее научной разработанности, то можно отметить, что чаще всего она рассматривается в рамках исторического материализма как структурный элемент общественного сознания. (Работы Анн-щенко А. С., Бурднной Л. И., Гак Г. М., Горячевой А. И., Грушина Б. А., Гырдева Д., Демпчева В. А., Журавлева В. В., Келле В. Ж., Ковальзона М. Я., Никитина Л. Н., Медведева В. А., Москвпчева Л. Н., Тугарннова В. П., Уледова А. К., Чагнпа Б. А. и др.). Все глубже п всесторонне анализируются теоретические п фнлософско-методологпческие аспекты общественной психологии представителями социальной психологии. (Работы Андревой Г. М., Впчева В., Кузьмина Е. С, Ковалева А. Г., Левыкина И. Т., Новикова В. В., Мансурова Н. С, Парыгнна Б. Д., Платонова К. К., Поршнева Б. Ф., Шороховой Е. В. п др.). Значительная часть исследований посвящена проблемам- взаимосвязи общественной психологии с идеологией, общественным сознанием. (Работы Алексеева В. Н., Гуревнча П. С, Самсонова Р. Н., Иванова С. К., Ядо-ва В. А., Яковлева М. В. и др.). Отдельные теоретические и прикладные аспекты изучения региональных проявлений общественной психологии нашли отражение в работах ученых, занимающихся исследованием межнациональных отношений. (Работы Арутюпя-на 10. В., Баграмова Э. А., Бороноева А. О., Бромлей 10. В., Даш-дамирова А. Ф., Джупусова М. С, Дробижевой Л. М., Маркова Г. Г., Калтахчац С. Т., Кулпченко М. И., Холмогорова А. И., Федосеева П. Н. и др.). Наряду с общефилософским, историческим н общесоциологическнм уровнями познания общественной психологии, все большее распространение получают исследования, вскрывающие конкретные условия жизнедеятельности людей в процессе производственной деятельности, в ходе создания и потребления духовных ценностей. Результаты этих исследований широко используются в деле улучшения социально-политической II трудовой активности трудящихся, в оптимизации системы управ-

ления хозяйственным механизмом промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов. (Работы Бойко В. В., Волкова И. П., Генова Ф., Лапина Н. И., Лебедева П. И., Красовского 10. Д., Панферова В. Н., Семенова .В Е., Свенцицкого А. Л., Уманско-го Л. И., Шепель В. М., Ядова В. А. и др.). Усиливается внимание н интерес ученых к исследованию проблем социальной регуляции общественной психологии, разработке конкретных форм и методов управления общественно-психологическими процессами в духовной сфере общества. (Работы Архангельского Л. М, Воб-невоі'і М. И., Даштамнрова С. А., Дробннцкого О. Г., Ивина А. А., Ивлсва Ю. В., Пснькова Е. М., Плахова В. Д., Ручка А. А., Рыжкова Г. С. п др.). Определенный интерес для понимания места и роли общественной психологии и образа жизни в развитии и обновлении духовной культуры различных социальных групп общества (молодежи, интеллигенции, рабочих п др.) имеют исследовании известных культурологов страны. (Работы Ариольдо-ва А. И., Вишневского 10. Р., Давидович В. Е., Злобнна Н. С, Иконниковой С. Н., Иовчук М. Т., Коган Л. Н., Лукина 10. А., Межуева В. М., Маркаряна Э. С, Перова 10. В., Плотникова С. Н., Орлова В. Н., Соколова Э. В. и др.).

Однако несмотря на мпогоаспектность подходов к изучению общественной психологии, определенную ценность полученных результатов, следует отметить, что в ряде публикаций наблюдается противоречивость суждений н взглядов на природу и сущность возникновения общественно-психологических явлений, оторванность п схоластичность обобщений п выводов и от практики повседневной жизни конкретных слоев и групп общества. Недостаточная четкость в понимании места и функций общественной психологии в структуре общественного сознания, произвольная трактовка содержательных характеристик обыденного сознания, массового сознания, непонимание диалектической взаимосвязи индивидуально-личностной психологии с психологией малых и больших групп, обуславливает появление методологических ошибок при интерпретации структурных элементов общественной психологии, разнополярность позиций ученых на одни н те же исследуемые проблемы. Зачастую расхождение во взглядах предопределяется не столько принадлежностью исследователей к той или иной науке (философии, социологии, психологии, истории и др.), сколько концептуальными расхождениями в понимании двойственной природы возникновения общественной психологии,, игнорирования ее биологической (психофизиологической) основы. Акцептация лишь на социальной стороне формирования и развития общественной психологии оборачивается порой утратой ее качественных особенностей, отрывом от конкретных носителей (личности, малой и большой группы). Именно на уровне жизнедеятель-

ности той или иной личности проявляется биологическая и социальная природа общественной психологии, вследствпи чего раскрытие внешних и внутренних детерминант образования общественно-психологических явлении должно быть в основе любого теоретического н эмпирического исследования.

К числу других методологических просчетов в познании общественной психологии можно отнести определенную односторонность тематики исследований. На протяжении многих лет основное внимание ученых было приковано к одним и тем же проблемам, «пережевывание» которых мало что дало теории и практике общественной жизни.- К таким проблемам следует отнести: определение сущности и структуры общественного сознания, изучение взаимосвязи между общественным сознанием и идеологией, между общественным сознанием н общественной психологией, между общественной психологпей и идеологией и т. п. По-существу, вся проблематика исследования общественной психологии вращается по замкнутому кругу в пределах структуры общественного сознания. До сих пор пет ни одного исследования где бы общественная психология рассматривалась как отражение социокультурной деятельности, как структурный элемент духовной культуры народа. Настораживает и то обстоятельство, что почти пет попыток выхода в практику, попыток изучения психологии конкретных групп общества. Эмпирические исследования психологии рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции проводятся крайне редко. К числу «белых пятен» в познашш общественной психологии больших групп можно отнести общественную психологию народов Поволжья, рассматриваемую в данной работе как качественное проявление духовной культуры конкретной национальной общности.

В раскрытии закономерностей формирования и развития духовной культуры исследуемых наций определенное значение придавалось изучению тех исторически обусловленных социальных, экономических, культурно-бытовых особенностей их образа жизни, которые порождают региональную и национальную специфику духовных запросов и интересов людей, своеобразие проявление мыслей, чувств и эмоций, систему норм и правил группового и межличностного общения представителей той пли иной нации. Рассматривая образ жизни как социально-психологический феномен социокультурной деятельности народов Поволжья, как целостный элемент их духовной культуры, необходимо отметить, что данный ракурс исследования является почти не изученным.

Что касается уровня разработанности проблем образа жизни, то данному феномену посвящены десятки кандидатских диссер-

таций и несколько докторских >. Причем помимо целевых исследований различные аспекты образа жизни косвенно рассматриваются в отдельных разделах, параграфах, статьях, отчетах, в различных сборниках и монографиях. Число таких публикации постоянно увеличивается и трудно поддается учету2. Отрадным явлением в изучении образа жизни явился и такой факт, что в конце 70-х и начале 80-х годов наметился четкий переход от абстрактных, теоретических разработок к исследованию конкретных жизненных проблем, имеющих практическую значимость в деле совершенствования образа жизни и коммунистического воспитания люден. Первоначальная пестрота тематики исследований и желание ряда ученых «объять необъятное» в образе жизни сменилось трезвой оценкой и пониманием сложности, интегративно-сти многих сторон образа жизни. Анализ и осмысление многоуровневого характера воздействия социально-экономических и нравствешю-пепхологпческнх факторов на жизнедеятельность конкретных социальных п национальпыхх групп общества выдвинули иа повестку дня проблемы количественных п качественных показателей образа жизни. Вначале социологи, а затем экономисты, этнографы, социальные психологи стали искать и разрабатывать оптимальные пути его исследования, экспериментально проверять и использовать разнообразный арсенал методических средств и приемов изучения различных сфер жизнедеятельности трудящихся 3.

Содержание литературы последних лет показывает, что во второй половине 80-х годов наметился явный спад научных поисков и практических разработок по образу жизни. В ряде статей, монографий, книг идет повторение известных положений, суждений, определений, высказанных в печати еще в начале 70-х годов. Отсутствие новых идей, оригинальных разработок, новых научных направлений свидетельствует не столько об утрате интереса ис-

! См.: канд. диес. Михайлова К. В., Воронина А. И., Шарашкииой М. Ф., Марэш 1-І., Позий Д., Г., Габдулгафаровой М., Шендрик С. А., Шеидрик Л. В„, Набпджанова А., Аврамеико В. Н., Лисовского А. В., Иссновой Н. Е., Хомен-ко А. И., Беспамятных Н. Н., Лесной Л. В., Ахвсрдисва Б. Ю. и др. Среди докторских диссертаций следует отмстить исследование Бороноева А. О. и ряд других работ.

2 По подсчетам В. А. Карпухина только па начало 1980 года количество
философско-соцнологнческпх публикаций достигло полутора тысяч. (См. Проб
лемы социологического образ жизни в условиях развитого социализма. М./
1980. С. 104).

3 См.: Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы
М., 1977; Социалистический образ жизни и формирование идейных убежде
ний молодежи. Вильнюс, 1977; Интернациональное и национальное в образе
жизни советских народов. Москва—Фрунзе, 1980; Образ жизни. Теоретические
и методологические проблемы социально-психологического исследования. Киев,
3980 и др.

следователей к проблемам образа жизни, сколько о появлении трудностей, связанных с необходимостью более углубленного и тщательного анализа жизнедеятельности людей в условиях перестройки. Угасание своеобразной моды на образ жизни говорит также о наличии большого числа случайных попутчиков, которые в новой ситуации повышенных требований к практической отдачи исследований, вынуждены заниматься либо компиляцией старого материала, либо переключаться па новые, престижные с их точки зрения проблемы.

К сожалению, тенденция угасания коснулась и прикладных исследований. Особая их нехватка сказывается в освещении происходящих перемен в духовной сфере советских народов, исследовании общих черт и различий в духовно-нравственном облике рабочих, колхозников, интеллигенции. Почти нет прикладных исследований, раскрывающих специфику образа жизни сельских жителей, проживающих в многонациональных республиках н регионах страны. Не уделяется должного внимания данной проблеме и в республиках Поволжья, где этническая чересполосица сельских поселений обуславливает качественную специфику проявлений образа жизни, выдвигает на передний план духовной культуры представителен различных национальностей проблемы гармоничного сочетания национального и интернационального, учета исторически сложившегося национального уклада и культурно-бытовых особенностей рядом живущих народов. Региональная специфика духовной культуры населения автономных республик Поволжья проявляется в сложном синтезе национальных культур разных народов. Русское население несет в себе культуру славянских народов, татары, башкири, чуваши — культуру тюркских пародов, мари, мордва, удмурты — культуру угрофинской группы народов. Поэтому исследование противоречивого единства общего п особенного в образе жизни, выявление закономерностей формирования общественной психологии в среде различных социальных и национальных групп городского и сельского населения автономных республик, является одним из перспективных направлений в познании духовной культуры того или иного народа, важным фактором обновлении духовно-нравственной жизни советского общества.

Цель и задачи исследования. Переходя к освещению основных положений изучаемой проблемы необходимо отметить, что объектом данного исследования является духовная культура народов Поволжья, представляющая, на наш взгляд, сложный конгломерат проявлений духовной жизни различных национальностей, в том числе проявлений их общественной психологии п образа жизни. Но так как духовная культура народов Поволжья, несмотря на единую материальную основу общественного бытия,

в каждой республике имеет свои специфические особенности, то предметом исследования стало изучение общественной психологии и образа жизни представителен мордовской, русской, татарской, чувашской национальностей, как целостных элементов их духовной культуры.

При организации данного исследования мы исходили из предположения, что изучение общественной психологии и образа жизни данных народов позволит выявить не только общее п особенное в их духовной культуре, но и определить наиболее действенные приемы и способы регуляции социального поведения в межнациональных отношениях, в потреблении и создании духовных ценностей.. Не ставя перед собой задачу односторонней акцептации внимания па специфических особенностях общественной психологии и образа жизни исследуемых наций, основная цель исследования сводится к выявлению общих, типичных черт духовной культуры пародов Поволжья, определению качественных характеристик их общественной психологии и образа жизни, способствующих укреплению дружбы п единства советских пародов.

Исходя из поставленной цели в исследовании осуществлялась реализация следующих задач: 1) па основе применения метода материалистической диалектики и системного подхода исследовать теоретические и методологические проблемы общественной психологии и образа жизни как отражения духовной деятельности н общественного бытия люден, раскрыть содержание и структурно-функциональную взаимосвязь данных феноменов в рамках системного комплекса и духовной культуры общества. 2) На базе синтеза социологических и психологических методов изучения двух целостных систем (образа жизни и общественной психологии) разработать методический инструментарий исследования, апробировать комплекс специально разработанных методик и процедур по определению количественных и качественных характеристик общественной психологии и образа жизни четырех национальных п шести социально-профессиональных групп сельского населения автономных республик Поволжья. 3) Через изучение основных сфер жизнедеятельности сельских жителей (трудовой, {общественно-политической, социокультурной, семейно-бытовой),; раскрыть специфику проявлений общего и особенного в общественной психологии и образе жизни лиц мордовской, русской, татарской, чувашской национальностей, определить влияние объективных и субъективных факторов на национальную направленность их социальных установок и ценностных ориентации в межличностных отношениях, в потреблении и создании духовных ценностей. 4) Исследовать влияние социалистической интернационализации на структуру национального самосознания народов Поволжья, определить характер детерминирующего воздействия

процессов урбанизации, миграции, ассимиляции па отношение представителен исследуемых наций к межнациональным бракам, русскому языку, национально-русскому двуязычию, выявить степень их культурной активности в освоении национальных (своей нации), инонациональных (соседних, рядом живущих народов), и общесоветскпх ценностей культуры. 5) В ходе изучения региональных и национальных особенностей культурно-бытовой н семейной жизни сельских жителей, проживающих в этнически однородных и смешанных по национальному составу поселениях, выявить национальную предпочтительность в сфере межгруппового общения и межличностного восприятия представителей исследуемых нации, определить наличие п устойчивость этноцентрических воззрений, состояние и характер межнациональных отношений, дать практические рекомендации по оздоровлению общественной психологии и совершенствованию образа жизни народов Поволжья.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы сбора первичной социальной информации:

  1. Анализ н обобщение специальной литературы по проблемам духовной культуры, образа жизни и общественной психологии советских народов. Источниковедческой базой исследования данных феноменов явилась философская, социологическая, социально-психологическая, общепсихологнческая, нсторнко-этнографнческаи литература.

  2. Массовые опросы. В целях сопоставления состояния общественной психологии и образа жизни народов Поволжья в 1975 году на территории Марийской, Татарской, Чувашской АССР (в 3-х городах и 22 сельских поселениях) было опрошено 3,5 тысячи человек. По аналогичной методике в 1982—1983 гг. в 34 селах Чувашии анкетированием было охвачено 5650 респондентов. В течении 1987—1990гг. проводились социологические исследования среди сельской молодежи и населення г. Чебоксары (Чувашская АССР). Опрошено 3200 человек. Для сравнения эмпирических показателей и обобщения результатов социологических исследований использовались ответы 12350 респондентов мордовской, русской, татарской, чувашской национальностей.

3. Помимо анкетирования, в ходе эмпирических исследований использовались беседы, наблюдения, интервью, тесты, социометрические замеры, анализ производственно-хозяйственной и социокультурной жизни 26 колхозов и совхозов Чувашской АССР, статистические н архивные материалы районных и республиканских комитетов статистики, органов печати, учреждений культуры и искусства.

4. Метод составления характеристик. Для определения причин низкой рентабельности колхозов и совхозов Чувашской АССР,

ухудшения показателей трудовой активности сельских-жителей, на каждое исследуемое хозяйство составлялась социальная характеристика, в которой отражались как положительные, так и отрицательные стороны производственной п культурной жизни членов данных колхозов и совхозов. Для выяснения духовных запросов и интересов сельчан, состояния культурно-бытовых условий и семенных отношений, была разработана социально-психологическая карта личности, включающая в себя взаимные социально-психологические характеристики супругов. Такие карты личности заполнили 1300 респондентов.

5. Соцналыю-пснхологическнй эксперимент. По заданию республиканского министерства продовольствия и закупок (бывшего Лгроярома) с 1982 по 1985 гг. в четырех хозяйствах Чувашской ЛССР проводился социалыго-пснхологнчсскпй эксперимент по внедрению коллективного подряда и хозрасчета. В ходе эксперимента в 43 подрядных коллективах было опрошено 360 механизаторов, животноводов, полеводов. В каждом первичном производственном коллективе экспериментальных хозяйств проводились социометрические замеры уровня сплоченности п коллективизма, развития групповых свойств исследуемых бригад и звеньев, определялась эффективность КТУ, самоуправления, удовлетворенность сельских тружеников различными сторонами материальной и духовной жизни колхозов и совхозов.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, ряд постановлений и решений XIX Всесоюзной партийной конференции, Платформы КПСС по национальному вопросу, директивные документы государственных и партийных органов автономных республик Поволжья, результаты научных исследований по фундаментальным и прикладным проблемам духовной культуры, различным аспектам общественной психологии н образа жизни советских народов, статистический и архивный материал, отражающий динамику соцнально-экономнче' ской и духовной жизни народов Поволжья.

Основные положения вынесенные на защиту. Рассматривая процесс перестройки и обновления общественной психологии II образа жизни как необходимое условие дальнейшего развития духовной культуры народа, оздоровления моральной атмосферы в автономных республиках Поволжья, на защиту выносятся следующие положения диссертации.

1. При исследовании теоретических и методологических проблем взаимодействия общественной психологии и образа жизни мы исходили из концепции нерасторжимого единства двух спаренных систем, их взаимовлиянии и взаимопроникновении. При этом за основу системно-структурного анализа взята системная целост-

ность общественной психологии как качественная характеристика общественного бытия люден. Рассмотрение общественной психологии сквозь призму качественного содержания структур и функций, взаимодействия ее структурных элементов с образом жизни, позволяет лучше попять внутренний механизм формирования духовной культуры народа, определить глубинные основы зарождения и функционирования как устойчивых (психический склад, правы, обычаи, традиции), так и эмоционально-подвижных общественно-психологических образований (потребности, интересы, суждения, мнения, оценки). При чем последние являются одновременно не только показателями, но и регуляторами образа жизни тон или иной общности.

2. Изучение конкретно-исторических показателей социально-
экономического и духовного развития народов Поволжья пока
зывает, что неверная региональная экономическая политика в от
ношении Нечерноземной зоны РСФСР (куда входят п ряд авто
номных республик Поволжья), обусловили ущемленное развитие
социально-бытовой сферы жизнедеятельности сельчан, усиленную
миграцию населения, а остаточный принцип развития культуры
привел к снижению уровня духовно-нравственной культуры сель
ских тружеников. Практика и идеология застоя привели к угаса
нию среди крестьян интереса к земле, к общественным делам,
сформировали поденщика н психологию «маленького человека».

На защиту выносится положение, что к числу быстрых и эффективных мер улучшения хозяйственных дел, подъема духовной культуры жителей данного региона, следует отнести внедрение новых экономических методов хозяйствования, развитие различных форм собственности на землю, самоуправлсичеекпх начал в трудовых коллективах. Именно самоуправленческая деятельность сельских тружеников, экономическая свобода и рыночные отношения являются важными факторами борьбы с бюрократизмом, преодоления иждивенческих настроений. Повсеместное сокращение аппарата управления, упрощение структуры планирования и руководства сельским хозяйством, позволят вернуть труженикам села утраченное «чувство хозяина», предотвратить дельнейшее отчуждение крестьян от земли и упадка нх духовной культуры.

3. К числу ведущих социальных процессов, оказывающих за
метное воздействие па общественную психологию п образ жизни
народов Поволжья, следует отнести процесс социалистической ин
тернационализации. На защиту выносится положение, что интер
национализация видоизменяет не только сферу материального
производства, но и обогащает структуру духовной культуры лю
дей, вносит в нее разнообразные ценности общесоветской и интер
национальной культуры. В то же время проникновение интерна
ционализации в общественную психологию и образ жизни насе-

ления автономных республик связано с определенными сложностями, ведущих порой к негативным последствиям. С одной стороны, интернационализация обостряет национальное самосознание представителен топ или иной нации, ведет к усилению роли национальной культуры н языка, с другой—способствует росту интернациональных ценностей в материальной н духовной жизни населения данных республик. Поэтому поиск путей гармоничного сочетания национального и интернационального во многом определяется действенностью средств п методов интернационального воспитания, степенью распространения национально-русского двуязычия, позитивного отношения к многонациональным бракам, дружеского отношения к представителям любой нации, социальной восприимчивостью к усвоению ценностей духовной культуры других народов и т. п.

4. Обновление качественных характеристик общественной психологии и образа жизни пародов Поволжья во многом определяется системой межнациональных отношений, темп исторически сложившимися симпатиями и антипатиями между отдельными нациями и народностями, которые сложились в ходе многовековых традиций межнационального экономического н культурного сотрудничества советских народов.

На защиту выносится положение, что политическое, экономическое, социальное, юридическое равноправие всех советских наций п народностей, торжество идей социалистического интернационализма во всех сферах общественной жизни, не гарантирует отсутствие национальных противоречий и бесконфликтности в развитии тех или иных сторон их национальной жизни. Экономический и духовный застой общества обнажил массу противоречии, которые заметно отразились и на сне-теме межнациональных отношений, на ухудшении духовно-нравственных показателей образа жизни и социального поведения людей. Поэтому раскрытие содержательных характеристик общего н особенного в общественной психологии и образе жизни народов Поволжья, определение системы соцналыю-перцептнвных показателей межличностного п межгруппового общения, соотношения национального и интернационального в культурно-бытовой н семейной жизни населения этнически однородных и многонациональных сельских поселений, выявление национальной направленности социальных установок н ценностных ориентации в межличностных отношениях, в потреблении и создании духовных ценностей, открывает большие возможности в выделении общих, типичных черт сознания и психологии исследуемых наций, в определении путей подъема их духовной культуры н нравственности.

Таким образом, изучение многогранных сторон перестройки экономической н духовной жизни народов Поволжья позволяет

.11

прогнозировать будущие изменения в духовной культуре представителей исследуемых наций, предвидеть перспективные пути обновления их общественной психологии и образа жизни.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в плане проблематики социологии культуры полно, в обобщенной и систематизированной форме представлено цельное, комплексное исследование общественной психологии п образа жизни как элементов духовной культуры народа. Опираясь на основополагающие принципы советской социологии (принцип детерминизма, конкретно-исторического подхода, классового анализа, партийности, системности) и систему ведущих для социологии и психологии категорий (отражение, деятельность, личность, общение) в данной работе впервые в социологической практике делается сравнительно-сопоставительный анализ проявлений общественной психологии и образа жизни представителей четырех групп национальностей, проживающих в этнически однородных и многонациональных сельских поселеннях трех автономных республик Поволжья. Анализируя качественную системность данных феноменов сквозь призму национального и интернационального, в диссертации исследуется мотивацнонпая сфера лиц мордовской, русской, татарской, чувашской национальностей (групповые потребности, интересы, установки, орнептацпи), определяются нормативные акты социального поведения и общения представителей шести социально-профессиональных групп сельского населення в трудовой, общественно-политической, социокультурной, семейно-бытовой сферах их жизни. Изучение динамики развития общественной психологии и образа жизни данных народов осуществлялось на базе сравнптелыюго анализа результатов трех массовых опросов, проведенных в 1975, 1982 и в 1987—1990 гг. Лонгптюдный метод проведения эмпирических исследований характеризовался тем, что в выборочную совокупность были включены практически одни и те же районы и сельские поселения, что позволяло в ряде случаев проследить динамику изменений духовных запросов и интересов у одних п тех же групп населения. Все это так или иначе обусловило репрезентативность и достоверность первичной социальной информации, вовлечение в научный оборот новых сведений и фактов о состоянии духовной культуры народов Поволжья, динамике развития и обновления их общественной психологии и образа жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что всесторонний анализ теоретических, методологических и прикладных проблем общественной психологии и образа жизни, осмысление ряда положений классиков марксизма-ленинизма относительно природы идеального, позволило дать свою интерпретацию процесса взаимодействия материального и идеального, рассмотреть взаимосвязь двух целостных систем (общественной пси-

хологии и образа жизни) сквозь призму духовного производства и общественного бытия людей. Широкое освещение причинно-следственных отношений «материи» п «сознания» открывает большие возможности в применении законов материалистической диалектики в практике общественной жизни, в глубоком осмыслении того очевидного факта, что идеальное (общественная психология, образ жизни, мораль, право и т. п.) имеет относительную самостоятельность и может оказывать обратное воздействие на материальное.

На основе анализа многогранных связех двух целостных систем, процесса их взаимодействия п взаимовлияния, предлагается новая трактовка сущности психического отражения, рассматривается концепция жизнедеятельности больших групп как новой отражающей системы, дается развернутая характеристика различных видов детерминации (материальное—идеальное, идеальное—материальное, идеально—идеальное), исследуется динамика противоречий на уровне субъект-объектных п субъект-субъектных отношений. Весь этот набор новых теоретических и методологических положений относительно содержания структур, элементов, функций общественной психологии и образа жизн, влияний детерминирующих факторов материального п духовного производства, позволяет более грамотно планировать многоплановын процесс перестройки духовной культуры социальных п национальных групп общества, четко представлять зависимость развития производственно-экономического базиса страны от уровня духовной культуры людей, состояния их общественной психологппп образа жизни.

Используемый при анализе форм психического отражения диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному позволил разработать п использовать в исследовании систему средств и способов его применения относительно целей и задач познания духовной культуры народов Поволжья, обосновать зависимость общественной психологии и образа жизни от региональных характеристик общественного бытия людей. Привлечение обширного теоретического и эмпирического материала нз ряда смежных паук (философии, экономики, социальной психологии, истории, этнографии и др.) и интеграция этого материала в целостную систему знании о внешних п внутренних закономерностях формирования региональных и национальных особенностях духовной культуры того или иного парода, способствует теоретическому осмыслению проявлении общественной психологии и образа жизни па уровне групповых характеристик социального поведения различных национальных общностей, обогащению теоретического инструментария советской социологии новыми данными о дппа-

мике культурных преобразований в стране, темпах обновления общественного сознания и психологии людей.

В исследовании показывается, что региональные особенности развития экономики, культуры, социально-бытовой сферы, обуславливают в духовной культуре народов Поволжья, сложный синтез национальных н интернациональных факторов, которые на уровне групповой жизнедеятельности представителей той пли иной нации способствуют появлению определенных симпатий и антипатий в межнациональных отношениях, национальных предпочтении в потреблении и создании духовных ценностей, в проведении свободного времени и досуга. В этом плане обобщение новых теоретических положений и эмпирических данных по проблемам межнациональных отношений, рассмотрение многогранных воздействии социалистической интернационализации па духовную культуру жителей этнически однородных и многонациональных сельских поселений позволяет раскрыть диалектику общего н особенного в общественной психологии и образе жизни исследуемых наций, выявить специфику идеологического и социально-психологического уровней усвоения принципов интернационализма, патриотизма, коллективизма, взаимопомощи в различных сферах общественной жизни народов Поволжья.

Теоретические выводы п положения, содержащиеся в диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курса социологии, социальной психологии, философии, политологии, применены широким кругом исследователей для дальнейшей разработки теоретических и методологических проблем общественной психологии и образа жизни конкретных социальных и национальный общностей, более углубленного познания духовной культуры советских народов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что впервые собран и обобщен большой теоретический и эмпирический материал, отражающий объективные стороны экономической, социально-демографической, национально-духовной и культурно-бытовой жизни народов Поволжья за последние 20 лет. Сравнительный анализ статистических данных и результатов многолетних социологических исследовании общественной психологии и образа жизни коренных и некоренных национальностей позволил определить наиболее действенные средства и методы регуляции национальных запросов п интересов народов Поволжья, наметить перспективные пути развития и обновления пх духовной культуры. Социальная н экономическая эффективность данного исследования заключается в том, что ряд практических рекомендации по различным аспектам социально-производственной и духовной жизни исследуемых трудовых коллективов (городских н сельских) внедрены в повседневную деятельность многих колхозов и совхо-

зов автономных республик, используются в работе различных цехов, отделов, служб ряда крупных промышленных предприятий г. Чебоксары. К числу наиболее значимых из них следует отнести рекомендации по формированию высокой культуры общения руководителей и подчиненных, созданию благоприятного морально-психологического климата, улучшению межнациональных отношении, повышению удовлетворенности работников условиями п организацией труда, сферой языкового общения, рационального проведения досуга, оздоровлению духовных запросов и интересов различных социальных и национальных групп сельского населення автономных республик Поволжья.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 47 научных работах, в том числе в трех монографиях: «Чувство семьи единой» (Чебоксары, 1976); «Социально-психологические проблемы внедрения коллективного подряда па селе» (Чебоксары, 1988); «Общественная психология сельских жителей Чувашии» (Чебоксары, 1990), в межвузовских сборниках, статьях, начиная с 197G г. Апробация основных результатов диссертации осуществлена в выступлениях па международном советско-финском симпозиуме (Хельсинки, 1984), на международной конференции «Социология образования» (Ленинград, 1990), а также па 18 всесоюзных н республиканских конференциях (Москва, Ленинград, Кишинев, Таллин, Тбилиси, Кировоград, Ярославль, Курган н др.).

Материалы диссертации неоднократно докладывались на заседаниях Совета по изучению общественного мнения при Чувашском обкоме КПСС, идеологических комиссий, горкомов и райкомов партии, партийно-хозяйственного актива ряда крупных промышленных предприятий г. Чебоксары, на Советах научно-методических центров культурно-просветительной работы министерств культуры автономных республик Поволжья, освещались при чтении лекций по социологии и социальной психологии, отражены в тематике кандидатских диссертаций соискателей и дипломных работ студентов Чувашского госунпверснтста,в публикациях других исследователей.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем работы — 445 страниц машинописного текста, из них 420 страниц основного текста, включая 54 таблицы и 202 наименований библиографии.