Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

КВН-хронотоп : социокультурная характеристика Будаев Павел Евгеньевич

КВН-хронотоп : социокультурная характеристика
<
КВН-хронотоп : социокультурная характеристика КВН-хронотоп : социокультурная характеристика КВН-хронотоп : социокультурная характеристика КВН-хронотоп : социокультурная характеристика КВН-хронотоп : социокультурная характеристика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Будаев Павел Евгеньевич. КВН-хронотоп : социокультурная характеристика : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Будаев Павел Евгеньевич; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/91

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. КВН-хронотоп: культурно-исторический контекст «студенческой игры» 15

1.1. Социокультурные характеристики КВН 15

1.2. Понятие «хронотопа» и анализ КВН-явления в контексте российской политической культуры 34

1.3. Политические шутки как культурный код КВН-хронотопа 49

ГЛАВА II. КВН-хронотоп как разновидность социокультурной технологи: состояние и тенденции изменения 63

2.1 Технологический аспект КВН-хронотопа 64

2.2. Изменения игры и настроения телевизионной аудитории 78

2.3. Сравнительный анализ КВН-хронотопов первоначального и современного периодов 97

Заключение 114

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования Известно, что инвестиции в молодежь - это инвестиции в будущее. Следовательно, проекты, обеспечивающие управляемую социализирующую деятельность, оказывающую влияние на формирование молодежного сознания, всегда носят актуальный характер Особую актуальность они приобретают в условиях динамичной трансформации оснований общественного устройства и при явно выраженной дисфункции основных социальных институтов, теряющих в этих условиях возможность эффективного обеспечения своей социализирующей предназначенности

Поскольку социокультурного вакуума не существует, то освобождающуюся нишу в системе социализирующей деятельности занимают институциональные формы с латентной функцией социализации, а сам процесс социализации молодого поколения становится все более стихийным по отношению к воспроизводству социальных идеалов и систем ценностей, соответствующих проективным представлениям об обществе будущего

Именно поэтому актуализируется потребность в научно-теоретическом осмыслении одного из устоявшихся каналов социализации молодого поколения, продолжительное время обеспечивающего специфическую форму трансляции совокупного социокультурного опыта и эффективно влияющего на становление молодежной субкультуры, - КВН

Чрезвычайно актуализирует необходимость исследования данной темы тот факт, что КВН, как утвердившаяся часть медиапроек-тов, принципиально отличается от многих телеигр- он представляет собой явление, появившееся именно в России, получившее в ней развитие и до сих пор не перенесенное в другую культурную среду Актуальность темы исследования определяется также сохранением КВН своей популярности в период социальных трансформаций, характеризующийся дисфункциональными проявлениями базовых социальных институтов, когда интенсивно менялись ценностные и целевые установки людей, социальные идеалы, определяющие направленность российского социально-экономического и духовного развития

В современной России действуют механизмы спонтанного не-институционализированного воспроизводства системы социокультурных отношений, куда все чаще включаются принципы игровых взаимодействий КВН, как известно, является массовым явлением, вершиной которого выступает телеигра, которая, преодолев телевизионные барьеры, вошла в жизнь многих, особенно молодежных, и не

только студенческих, коллективов Можно утверждать, что КВН, будучи включенным в сферу жизнедеятельности воистину не поддающегося учету количества коллективов, стал определенной социокультурной практикой

Таким образом, на протяжении четырех десятилетий КВН как телевизионное зрелище и определенная практика привлекает к себе миллионы людей, превратившись в значимое социокультурное явление, экстраполирующее определенные ценности на широкое социальное пространство Что же это за ценности, в чем причина долголетия и чрезвычайной популярности игры, каким ценностным образованиям массового сознания отвечают форма и содержание КВН1? Эти вопросы в период динамичных социальных изменений, повлекший за собой дисфункции социальных институтов, призванных определять, говоря словами Эмиля Дюркгейма, духовную атмосферу общества, должны находиться в центре внимания обществоведов Вместе с тем особенности КВН не стали в полной мере предметом внимания социологов, как и другие акторы (например, шоу-бизнес), модифицирующие пространство российской духовной жизни

Степень научной разработанности темы. Природа КВН такова, что как явление культуры он присутствует не только в молодежной субкультуре, поскольку выступает значимым идентификатором для представителей многих поколений, проникая во все поры общественного организма Многоуровневый и многофункциональный характер КВН-феномена, его специфическое место в культуре и социокультурный подход к его исследованию предопределяют потребность в многостороннем анализе степени разработанности проблемы В связи с этим все подходы к его изучению могут быть типизированы следующим образом

Во-первых, поскольку КВН является компонентой духовной жизни российского общества, то базовыми в характеристике степени изученности проблемы предстанут работы по исследованию детерминант духовной жизни, изучению духовной атмосферы общества в периоды социальных изменений Эти вопросы находились и находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, представителей классической социологической мысли1

' См , напр Сорокин П Человек Цивилизация Общество / Общ ред, сост и предисл А Ю Согомонова, пер с англ М, 1992, Дюркгейм Э Материалистическое понимание истории Работы разных лет // Э Дюркгейм Социология Ее предмет, метод, предназначение М, 1995, Бурдье П Социальное пространство и символическая власть // Thesis, 1993 Вып 2 Структуры и институты, Лисовский В Т Духовный мир

П А Сорокин, изучая социокультурную динамику кризисных и трансформирующихся обществ, рассматривает духовную культуру не как конгломерат разнообразных сосуществующих явлений, а как единство, при котором доминирующие черты отдельных ее видов - от искусства и науки до массовой культуры, нравов и обычаев — выражают человеческие ценности, которые являются основой и фундаментом всякой культуры1 Проблемы духовной жизни многогранны в своей основе, поэтому их исследование в обозначенной здесь научной литературе является теоретической базой исследования явления КВН в российской культурной жизни

Во-вторых, полная характеристика степени разработанности проблемы невозможна без теоретической рефлексии группы работ, посвященных изучению особенностей влияния различных видов искусства на аксиологическую компоненту массового сознания в контексте исследований духовной жизни общества Г Зборовский, Н Хренов, Г Орлов убедительно показали, что культурно-досуговая деятельность людей при всей ее автономности, определяемой лишь самим субъектом этой деятельности, является также пространством формирования ценностей2

В работах М Бахтина, Ю Лотмана, М Бланшо, В Каганского и других ученых рассматриваются формы художественного творчества и механизмы их воздействия на духовную культуру вообще и на публику в частности Социально-гуманитарное знание располагает серьезными разработками по изучению особенностей технологий ор-

и ценностные ориентации молодежи России Учеб пособие СПб, 2000, Петров МК Язык, знак, культура Ростов н/Д, 1992, Тард Г Социальная логика СПб , 1996, и др

1 См Сорокин П Социокультурная динамика // П Сорокин Человек Цивили
зация Общество С 429

2 См Зборовский ГЕ Социология досуга и социология культуры поиск
взаимосвязи // Социол исслед 2006 № 12, Псхакова HP , Бочтачев Р Р Музы
кальные предпочтения молодежи//Социол исслед 2006 № 6, Хренов НА Мифо
логия досуга М , 1998,и др

3 См Лотман Ю Семиотика кино и проблемы киноэстетики Таллин Изд-во
«Ээсти Раамат», 1973, Батаи Ж Тропизмы, сексуальность, смех и слезы Коллеж со
циологии 1937-1939 / Сост Дени Олье, пер с фр СПб, 2004, Бахтин ММ Формы
времени и хронотопа в романе Очерки по исторической поэтике // Бахтин М М Эпос
и роман СПб Азбука, 2000, Бланшо М Пространство литературы / Пер с фр М ,
2002, Зубок Ю А Проблема риска в социологии молодежи М Изд-во Московской
гуманитарно-социальной академии 2003, Каганский В Мир культурного ландшафта
Статьи // Русский архипелаг / htm http lib metod ш/468х60/. Бурдье П Указ соч , Кон
НС
Люди и роїи//Новый мир 1970 № 12

ганизации зрелищных видов искусства, охватывающих значительные социальные пространства, в том числе и телевидение, на сознание и поведение людей1

В-третьих, огромное значение для социокультурного исследования явления КВН как игровой формы имеют концептуальные разработки в области игровой деятельности, поведения, воздействия игрового компонента на повседневную жизнь людей Работы И Хей-зинги, Г Щедровицкого, С Кравченко и других ученых показывают, что игровой компонент, присущий всем видам жизнедеятельности человека, в последние десятилетия стал неотъемлемой частью культуры, в том числе и массовой В работах этих ученых исследуются различные виды игр, механизмы воздействия на духовный мир играющих и наблюдающих2.

В-четвертых, значительный исследовательский массив, характеризующий степень разработанности проблемы, составляют работы, посвященные непосредственно КВН В работах М Марфина и А Чи-вурина прослеживается развитие КВН на протяжении десятилетий, анализируются изменения ценностей и мотиваций участников КВН3 С Кара-Мурза, А Джигурда и другие в контекстах своих работ рассуждают о ценностной составляющей самого КВН как явления массовой культуры4 Е Гальперина описывает различие ценностных ус-

См Лотман Ю Указ соч , Дебор Ги Общество спектакля М Логос, 2000, Пави П Словарь театра М Прогресс, 1991, Санников В Русская языковая шутка От Пушкина до наших дней М, 2003, Черных А Мир современных медиа М, 2007, Шарков ФИ, Баранова ВИ Аудитория и мониторинг СМИ // Социол исслед 2005 № 10, Шубин А Шоу и культура Российское телевидение на грани веков Очерк V // www russ/ru Русский журнал html, Осокина ЕА Влияние американских СМИ на массовое сознание (на примере конфликтов США с Ираком в 1990-1991 и 2002-2003 годах) / Полит исслед 2008 № 1, и др

2 Щедровицкий ГПК методике педагогического исследования игры М Зна
ние, 1963, Хейзинга И Игровой элемент современной культуры / Полит исслед 1991
№ 5, Он же Homo Ludens Опыт определения игрового элемента культуры М, 1997,
Венгер Л А Игра как вид деятельности//Вопросы психологии 1996 № 3, Кравченко
С А
Играизация российского общества (К обоснованию новой социологической па
радигмы) // Общественные науки и современность 2002 № 6, Каиуа Р Игры и люди
// Игры и люди Статьи и эссе по социологии культуры М ОГИ, 2007, Переслегин С
Самоучитель игры на мировой шахматной доске М , СПб, 2006, и др

3 Марфин U, Чивурин А Что такое КВН? 2-е изд М, 2002 //
http //redplus by ru/whatiskvn htm, и др

4 Кара-Мурза С Г Советская цивилизация Кн 2 М Алгоритм, 2001, Он же
Смех и слезы Дискуссия о юморе // http //www situation ru/app/i_art_743 htm. Джигурда
А
КВН на ТВ — своя ниша или потеря популярности // http //www ua/modules/articles/article php?id=63, Омельченко E Молодежные культуры и субкульту-

тановок режиссуры КВН , а В Панина и Б Остромоухова анализируют причины популярности КВН, показывают популистскую составляющую КВН находит отражение и содержательный предмет шуток КВН-щиков, которым в 60-е годы была и политика, а в последние, - шоу-бизнес, спорт, реклама, звезды различного ранга2, что, несомненно, дополняет исследовательское поле

Тем не менее далеко не все аспекты этого сложного и неоднозначного явления молодежной культуры и массового сознания нашли отражение в поле теоретического осмысления Среди менее разработанных проблем, в частности, и проблема хронотопной организации КВН в социокультурном пространстве общества Учитывая актуальность проблемы для проектирования перспективных форм развития культуры будущего и степень ее разработанности в современной социально-гуманитарной системе знаний, и выбрана тема исследования — КВН-хронотоп социокультурная характеристика

Цель диссертациоппого исследования — выявление социокультурных характеристик КВН-хронотопа как специфической разновидности социокультурной технологии

Данная цель реализуется в следующих исследовательских задачах:

определить социокультурные характеристики, отражающие специфику КВН-пространства и КВН-деятельности,

обосновать необходимость введения понятия «хронотоп» в исследование КВН как социокультурного явления и инсту-ментально дефинировать понятие «КВН-хронотоп»,

выявить социокультурный код КВН-хронотопа,

определить технологический аспект КВН-хронотопа в качестве разновидности социокультурной технологии,

обозначить детерминанты генезиса КВН как проекта-игры,

определить параметры изменений игры и настроений телевизионной аудитории

Объектом исследования выступает социокультурный контекст КВН как социального проекта

ры М Институт социологии РАН, 2000, Филимонов О Мы просто переросли КВН // http/Avwwmigne s com/news/interview/cis/200105_133243_79279 html, и др

1 Гачъперина Е В КВН раскрывает секреты М Молодая гвардия, 1967

2 Панина М КВН — это болезнь Передается всеми путями // Гид молодого спе
циалиста. 2004 № 2 (9), Остромоухова Е КВН - «молодежная культура шестидеся
тых»'? // http //magazines russ ru/nz/2004/4/ost5 html, и др

Предметом исследования является трансформация социокультурных параметров КВН-хронотопа

Теоретико-методологической основой исследования стали общенаучные методы сравнительный метод и метод социокультурного анализа В частности, нацеленность на обнаружение социокультурных характеристик КВН и обоснование необходимости введения понятия «хронотоп» в исследование КВН как социокультурного явления предполагает обращение к методологическим положениям Э Дюркгейма, который, обосновывая недостаточность экономического детерминизма для понимания духовной жизни общества, представляет компоненты последней как конкретные социальные факты1 Работа основана также на идеях П Бергера и Т Лукмана относительно связи структур восприятия с формально и неформально институционализированными практиками, а также - положениях П Бурдье относительно динамики социального пространства2

Теоретическими основаниями анализа КВН как определенной социокультурной практики послужили работы Ю Лотмана , а для обоснования необходимости ввода в социокультурное исследование КВН понятия «хронотоп» - работы М Бахтина и В Сущего4

При рассмотрении технологического аспекта КВН-хронотопа были использованы концепции Й Хейзинги и Р Кайуа5 Исследование характера изменения игры и настроений телевизионной аудитории опирались на идеи П Бурдье, Ги Дебора, А Черных относительно механизмов функционирования и воздействия на аудиторию TV и журналистики

Эмпирическая база исследования включает материалы и обобщения результатов различных социологических наблюдений, в том числе проведенных при участии автора

1 Дюркгейм Э Указ соч, Он же Самоубийство // Э Дюркгейм Социология Ее
предмет, метод, предназначение М , 1995

2 Бергер П Общество в человеке // Социологический журнал 1995 №2, Бергер П,
Лукман Т Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания /
Пер с англ М Медиум, 1995, Бурдье П Указ соч , Он же О телевидении и журна
листике / Пер с фр М , 2002

3 Лотман Ю Указ соч

4 Бахтин ММ Указ соч , Сущий В Хронотоп российской культуры Ростов н/Д,
1997

5 Хейзинга И Игровой элемент современной культуры, Он же Homo ludens В тени
завтрашнего дня / Пер с нидерл М Изд группа «Прогресс-Академия», 1992, Он оке
Homo Ludens Опыт определения игрового элемента культуры, Кайуа Р Указ соч

6 Бурдье П О телевидении и журналистике, Дебор Ги Указ соч , Черных А Указ
соч

авторское включенное наблюдение КВН-сообщества в студенческой среде в 2000-2007 rr ,

материалы опросов игроков Ростовской лиги КВН, проведенный в 2006-2007 гг,

- исследование мнения лидеров студенческого молодежного
движения - 2009 г (15 регионов России - 107 чел ),

- контент-анализ и качественный анализ материалов специали
зированных изданий, телепередач, электронных ресурсов
(анализу подвергнуто 127 документов, 2001-2007 гг),

Научная новизна исследования. Принципиально новым является подход, предложенный к исследованию КВН как социокультурного явления через введение в исследование понятия «хронотоп»

В содержательном плане научая новизна исследования заключается в следующем

определены социокультурные характеристики, отражающие специфику КВН-пространства и КВН-деятельности,

обоснованы необходимость введения понятия «хронотоп» в исследование КВН как социокультурного явления и инсту-ментально дефиннровано понятие «КВН-хронотоп»,

выявлен социокультурный код КВН-хронотопа,

определен технологический аспект КВН-хронотопа в качестве разновидности социокультурной технологии,

обозначены деіерминантьі генезиса КВН как проекта-игры.

определены параметры изменений игры и настроений телевизионной аудитории

Положения, выносимые на защиту:

1. Социокультурными характеристиками КВН являются его следующие признаки КВН - это телевизионный проект, эстетическое явление, представляет собой, как любое искусство, своеобразный вариант «ухода из жизни в иллюзию», является интегрирующим фактором через юмор, вызывающий смех публики, объединяет людей, вызывая взаимные симпатии и кратковременный феномен взаимного доверия между зрителями и выступающими Вместе с тем КВН — это форма самовыражения молодых людей, своеобразная тусовка и профессиональное шоу, отличающееся зрелищностью, выразительностью аудиовидеорядов, простотой, подчас граничащей с примитивизмом КВН несет очень мало содержательной информации, но много эмоционально-оценивающей КВН также представляет собой пространство успешных экономических практик, где реализуется как канал вер-

тикальной социальной мобильности в одной из наиболее «труднопроходимых» сфер жизнедеятельности — шоу-бизнесе

  1. Необходимость введения понятия «хронотоп» в качестве методологического конструкта при социокультурном исследовании явления КВН обусловлена взаимосвязью содержательных, временных и пространственных характеристик в процессе освоения литературной основы передачи реальной актуальной жизни

  2. КВН-хронотоп представляет собой методологический конструкт для обозначения взаимосвязи пространства-времени, экстраполируемого КВН, а также ценностного усвоения КВН-текстов, в процессе которого индивид формирует свой хронотоп восприятия, отождествляя себя с той эпохой и тем социальным ландшафтом, которые продуцировали наиболее близкие и понятные ему ценности, пусть даже выраженные примитивным языком Главным в КВН-хронотопе и хронотопе восприятия КВН выступает временная составляющая, самоотождествление автора или зрителя с ценностной доминантой определенной эпохи в истории советского/российского общества

  3. Пространственно-временная масштабность КВН-хронотопа, как и любой коммуникации, не гарантирует трансляции и интериори-зации массовым сознанием социально-позитивных ценностей, а свидетельствует лишь о влиянии и популярности КВН-хронотоп в содержательном плане стандартизирует и примитивизирует информацию, делая ее легкодоступной для понимания и восприятия публикой и не является процессом создания нового духовного продукта, при этом оказывая серьезное влияние на оформление молодежной субкультуры

  4. Социокультурным кодом КВН-хронотопа и стержневым моментом в восприятии текстов КВН является политическая шутка, воплощающая актуализм повседневности через критическое «вышучивание» непопулярных в народе направлений политики Виртуально-визуальные границы восприятия КВН населением российского общества чрезвычайно велики, но не безграничны потребители информации, а не розыгрышей и интерпретаций, выходят за эти границы Шутка как культурный код КВН-хронотопа базируется на особенностях российского политического ландшафта, который характеризуется видимой близостью и доступностью вершин политической власти при определенной дистанцированное от населения Шутка как культурный код КВН-хронотопа формирует эмоционально окрашенное отношение к политике, помещая ее в контекст снижающих ассоциаций, иллюзорно сокращает дистанцию между автономным полем

политической игры, с одной стороны, и авторами и потребителями шуток о ее участниках - с другой

6. В ходе своего развития КВН эволюционировал из «игры» и «клуба», основанного, как правило, на импровизационных началах талантливых участников, в «добротную развлекательную передачу», профессиональное шоу, где команды располагают немалыми денежными средствами, которые они тратят на дорогие декорации и костюмы Финансовым источником периферийных команд в советское время являлись, в основном, партийные органы местной власти, что способствовало превращению КВН в советские годы в совокупность команд, защищающих не только и не столько честь родного вуза, сколько - своего города, региона, а иногда - и страны КВН первоначально задумывался и функционировал как тест на остаточные знания занятых профессиональной учебой либо производительным трудом советских молодых людей КВН демонстрировал всесоюзному зрителю спектр увлечений советской молодежи, означающего увлечения «всесторонне развитой личности»

Дальнейшее развитие КВН пошло по пути профессионализации и разделения труда в КВН-пространстве При этом «профессионализм» на практике сплошь и рядом означал, помимо прочего, скрытое использование «теневых» материальных ресурсов В настоящее время литературная основа КВН менее добротна, нежели прежде, и отступает под давлением профессионально исполненных танцевальных и песенных номеров, все более усложняющегося визуального ряда Политическая шутка как основа КВН-хронотопа постепенно замещается зрелищностью, ошеломительностью, развлекательностью действа

Научно-теоретическая и практическая значимость работы определяется потребностью анализа различных, в том числе неинсти-туционализованных, факторов, влияющих на духовную жизнь населения России Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве методологической основы органами государственной власти в области социокультурной политики для углубленного исследования социализирующего влияния КВН Материалы диссертации могут быть полезны при разработке теоретических и практических спецкурсов по проблемам социологии культуры, социологии молодежи, социологии СМИ

Результаты исследования используются при планировании вне-учебной работы и организации культурно-массовой работы в Педагогическом институте ЮФУ

Апробация работы. Основные положения концептуально-теоретического характера, обобщения и практические выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных и Всероссийских конференциях, в том числе основные положения работы нашли отражение в материалах Всероссийского социологического конгресса Результаты исследования опубликованы в 10 научных работах общим объемом 3,09 п л

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложения (представленного в виде анкеты, таблиц с результатами анкетирования, текстов, включенных в контент-анализ)

Понятие «хронотопа» и анализ КВН-явления в контексте российской политической культуры

Как было отмечено выше, за время существования игры кардинально изменился социальный ландшафт советского и российского общества. Владимир Каганский пишет: «Всякое земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей — культурный ландшафт, если это пространство одновременно цельно и дифференцированно, а группа освоила это пространство утилитарно, семантически и символически; различая эти аспекты, будем помнить, что в ландшафте прагматическое неотделимо от смыслового. Отсюда вывод, что люди могут жить в ландшафте, не соотносясь с ним как таковым (как могут жить в истории, сего не ощущая)»1.

КВН-игра с самого начала экстраполировалась на различные социальные слои в масштабе всего общества. При этом, будучи телевизионным детищем, КВН-проект изначально воспроизводится в режиме оперативного реагирования на происходящее: «Чтобы понимать многие шутки и пародийные КВНовские моменты — надо быть в курсе того, что происходит в политике, экономике, эстраде, кино, на телевидении и т.д.»2.

Таким образом, пространственный и временной масштаб игры, а также присущий ей перманентный актуализм делает целесообразным применение в данном исследовании КВН-явления понятия хронотопа, разработанного М.М. Бахтиным, применительно к анализу литературных произведений. М.М-. Бахтин пишет: «Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложнение и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной историче ской стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности. Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе «времяпространство»). Термин этот употребляется в математическом естествознании, и... мы перенесем его... в литературоведение... почти как метафору... нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени...» . Добавим, что понятие «хронотоп» активно используется в современных социокультурных исследованиях2.

При этом М.М. Бахтин специально отмечает, что не касается хронотопа в других, помимо литературы, сферах культуры. Тем не менее емкое описание автором литературного хронотопа представляет важное методологическое значение и для анализа такого синтетического культурного явления, как КВН, тем более что указание на добротную литературную основу, на мощный авторский коллектив любой знаменитой КВНновской команды является общим местом в дискурсе о КВН:

«В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем (выделено мной. — П. Б.). Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп. Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория опреде ляет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотипичен» .

Попытаемся спроецировать эти замечания, несущие методологический характер для предлагаемого исследования, в интересующую нас плоскость.

Во-первых, исторические изменения выражаются в изменениях социального пространства. Меняется структура социальных отношений; одни социальные группы поднимаются к вершинам богатства, власти, престижа; другие спускаются в пропасть нищеты, бесправия, отверженности. Реальные географические объекты — города, регионы — приобретают либо теряют символический капитал. Они начинают принадлежать к разным историческим эпохам. Они становятся означающими разных цивилизаций. Изменение темпов исторического развития, выражающееся в быстрых и радикальных социальных изменениях, кардинальное изменение социального пространства внутри определенных государственных границ отражаются на форме и содержании культурной продукции.

Во-вторых, параллельно формируется сложная структура восприятия этой продукции членами переживающего радикальные перемены общества: «В своей «Трансцендентальной эстетике» (один из основных разделов «Критики чистого разума») Кант определяет пространство и время как необходимые формы всякого познания, начиная от элементарных восприятий и пред-ставлений» . Индивид формирует свой хронотоп восприятия, отождествляя себя с той эпохой и тем социальным ландшафтом, которые продуцировали наиболее близкие и понятные ему ценности, пусть даже выраженные сырым, примитивным языком.

Политические шутки как культурный код КВН-хронотопа

В такой игре есть единственное правило: для актера - очаровывать зрителя, чтобы ни одной ошибкой не заставить его отвергнуть иллюзию, а для зрителя — поддаваться иллюзии, не отвергая с ходу декорации, маски, искусственные приемы, в которые ему предлагают на время поверить как в некую реальность, более реальную, чем настоящая» .

Наконец, категория ilinx («водоворот», по-гречески), как утверждает автор, включает в себя такие игры, которые основаны на стремлении к головокружению (ilingos) и заключаются в том, что игрок на миг нарушает стабильность своего восприятия и приводит свое сознание в состояние какой-то сладостной паники. Во всех таких случаях человек стремится достичь своего рода спазма, впасть в транс или с состояние оглушенности, которым резко и властно отменяется внешняя действительность.

К этой категории относятся многочисленные детские забавы, нередко, впрочем, услаждающие и взрослых: качели, скоростная езда, скольжение, вращение (тот же вальс) и т. д. и т. п. Цель этих игрищ - испытать пьянящее чувство физического или (и) психического расстройства - так сказать, выйти из себя, следуя определенным правилам или пользуясь определенными техническими приспособлениями (например, карусель, русские горки и т. д.).

Нетрудно заметить, что принцип классификации игр, предложенный Р. Кайуа, легко может быть спроецирован в серьезную социальную деятельность. Состязание (или конкуренция, или борьба, или,конфликт), случай (непредвиденное стечение обстоятельств), игра различных ролей (с обязательной сменой невидимых масок), стремление ощутить упоение «у бездны мрачной на краю» (являясь представителем экстремальной профессии или употребляя алкоголь) — все эти квази-игровые моменты пропитывают собой институциональную ткань любого общества. Другое дело, что различные культуры оказывают предпочтение играм той или иной из элементарных категорий, «...которые обладают неравной продуктивностью»; в этом предпочтении, может быть, заключена «...сама судьба различных культур, их шансы на успех или риск застоя»1.

По гипотезе Кайуа, которую он последовательно доказывает, контраст между так называемыми первобытными обществами и обществами, сумевшими создать сложные и развитые государства, может быть описан как оппозиция хаотических обществ, в которых господствуют маска и одержимость, то есть игры третьей и четвертой категории, и обществ бухгалтерских. В них «...есть административные органы, определенные жизненные поприща, кодексы и таблицы результатов, контролируемые и иерархически соотнесенные привилегии... В обществах первого рода симуляция и головокружение, или, если угодно, пантомима и экстаз, как бы обеспечивают интенсивность.и тем самым сплоченность коллективной жизни, тогда как в обществах второго рода, напротив, общественный договор представляет собой компромисс и эксплицитный расчет между наследственностью, то есть некоторой случайностью, и способностью, предполагающей сравнение и состязание»2.

Эта гипотеза подтверждается социологом на обширном этнографическом материале. Интеграция первобытных обществ поддерживается во многом за счет религиозных церемоний, на которых жрецы, колдуны и прочие посвященные используют маски Богов, Духов, Зверей-Прародителей. Вторжение масок на празднество нередко предполагает предварительный пост, употребление во время церемоний наркотических веществ, а также обязательно включает в себя крики, прыжки, неистовые пляски и тому подобные операции, доводящие участников до умопомрачения: «Вторжение этих при зраков, исходящие от них транс и неистовство, опьянение переживаемым или внушаемым друг другу страхом находят момент высшего выражения в празднестве, но присутствуют и в обычной жизни. Нередко политические или религиозные институты основываются именно на чарах, порождаемых этой ошеломительной фантасмагорией»1.

Власть маски основывалась на внушаемом ею страхе; этот страх вырастал из таинственности маски. Но рано или поздно любопытные профаны узнают, кто на самом деле скрывается под личиной того или иного всесильного Духа. Постепенно, «через ряд нечувствительных превращений», маска переходит в разряд ритуальных украшений, становится атрибутом балов и театральных представлений"".

Ясно, что параллельно у этого процесса - низвержения маски с вершины социальной власти, власти, чья легитимация вырастает из экстаза одурманенной наркотиками и неистовыми плясками толпы, - есть и другая сторона. Параллельно «...человеческий дух приходит к концепции... упорядоченного и устойчивого мироздания, без всяких чудес и метаморфоз. Такое мироздание предстает как область регулярности, необходимости, меры — одним словом, как область чисел... Число-и мера, распространяемый ими дух точности несовместимы со спазмами и пароксизмами экстаза и маскарада, зато делают возможным подъем agon а и alea как правил социальной игры» .

Соперничество по строго определенным правилам, подразумевающим наличие арбитража и уважения к нему, стало моделью торжественных игр, встречающихся практически во всех великих цивилизациях. Эти же принципы переносятся и в административную сферу, поскольку назначение чиновников все чаще осуществляется через конкурсы и экзамены.

Изменения игры и настроения телевизионной аудитории

Очевидно, что подавляющая часть сопричастных к КВН-деятельности рассматривают ее как пространство самореализации (72,0 %) при помощи возможности участия в творческом процессе (29,9 %). Далее вступают в свои права все вытекающие следствия из закона разделения труда, когда сам характер труда определяет образ жизни.

Неудивительно, что тяга к непроизводственной деятельности по производству символической продукции у молодых членов общества спектакля очень велика: «Несколько лет назад, когда на телеэкране появилась первая «постКВНовская» передача «Раз в неделю», в доме одного из нас раздался телефонный звонок. С редактором КВН хотела поговорить главный редактор журнала «Театральная жизнь». Вопрос был нешуточный. - Как так получается, — интересовалась театровед, — что мы ездим по городам и весям, стараясь отобрать самых талантливых ребят в театральные вузы, а потом С. Сивохо, Т. Лазарева, С. Белоголовцев вдруг появляются в КВНе?Г - Ответ был, увы, прозаичен. Конкурс в театральные вузы обычно составляет 50-100 человек на место. Конкурс в КВНовские звезды приблизительно в 100 раз жестче! И это не метафора, а результат строгого расчета. Последние годы на традиционный Фестиваль КВН, который служит для лю бой команды обязательным этапом «большого пути», приезжает около 200 команд. Причем это, как правило, чемпионы региональных Лиг, подающие, по мнению спонсоров, большие надежды. А ведь каждая команда, которая начинает играть хотя бы на городском уровне, уже обязательно мечтает стать чемпионом Международного Клуба, - ибо «плох тот солдат, который не носит в вещмешке маршальский жезл».

То есть, не считая школьников и пенсионеров, на самом деле ежегодно в борьбу за это самое чемпионское звание вступают 5000 команд! А дальше -ужасающая пирамида: 100 из них будут замечены, около 30 новичков начнет играть в Центральных Лигах, где их начнут усиленно готовить, 5 новых команд получит право выйти на сцену Московского дворца молодежи и 1— 2 станут знаменитыми. Их будут приглашать на гастроли (некоторое время), они смогут неплохо зарабатывать (некоторое время), а потом — несколько человек, возможно, станут профессиональными авторами, режиссерами, актерами, продюсерами:..

Это правда - нынче на телевидении трудно найти развлекательную передачу, которую не писали бы, не снимали бы или не вели бывшие КВНщи-ки. Среди них Г. Хазанов и Л. Якубович, Ю. Гусман и В. Пелып, А. Гуревич и даже ваши покорные слуги. Мы уже не говорим про региональные студии, юмористические газеты и т. д. Но, с другой стороны, — за всю историю КВН реально подарил новую профессию максимум паре сотен человек!»1.

М. Марфин и А. Чивурин не называют причины большей популярности КВН по сравнению с театральными вузами. Но. они лежат на поверхности и заключаются в том,,что при всей своей эволюции в сторону специализации и профессионализма КВН сохранил по наследству от своего прародителя больший демократизм: по крайней мере; в отличие от закрытого для, посторонних глаз экзамена в театральном вузе здесь соискателю звездного статуса дают возможность выйти на люди, показаться миру. То, что непроизводительная игра стала одним из важных видов профессиональной деятельности в социально-экономическом пространстве современной России, сильно отразилось на пространственных характеристиках КВН-хронотопа. Напомним: первоначально КВН-игра, существовавшая в формате сцены ДК, соответствовала (хотя бы внешне) ценностно-нормативным характеристикам социокультурного пространства советского общества, и прежде всего эгалитаризму. В КВН-игре подлежали обыгрыванию элементы обыденного пространства, в котором протекала жизнь подавляющего большинства телезрителей: работа «простых советских людей», их быт, хобби. Сегодня главными предметами обыгрывания КВНщиками, т.е. наиболее благодарными темами для шуток, служат, помимо политики, шоу-бизнес, спорт, реклама, «Аншлаг»1. Безусловно, сегодня эти явления стали неотъемлемой частью окружающего россиянина мира. Но мира не непосредственно данного, мира, не зависящего от приложения творческой активности личности, а мира, данного нам в созерцании.

Современный КВН обыгрывает предметы, выхваченные из недоступного реальному воздействию пространства. Поэтому главным орудием современного КВНщика является не эрудиция (ориентация в различных секторах реального мира), а умение шутить. Ирония КВНщика - естественная реакция на осознание невозможности влиять на тот мир, который вышучиваешь. М. Марфин и А. Чивурин хорошо понимают ценность своего совета: «Главный секрет финальной песни ДЗ - это ирония. Оставайтесь до конца ироничными, и это позволит вам не впасть в "философский маразм"», поскольку «...то, что вы обшучиваете президента страны, еще не означает, что вы поднялись до его уровня и готовы решать мировые проблемы». Вспоминание в этом контексте пресловутой Моськи («Постарайтесь не оказаться в. незавидной роли Моськи, лающей на слона!») наглядно демонстрирует реальное отношение редакторов КВН к социально-политическим потенциям-участников игры.

Сравнительный анализ КВН-хронотопов первоначального и современного периодов

Тем не менее, как и любая деятельность, КВН-игра нуждается в своей идеологии, которая оправдывала бы занятие этой деятельностью именно с «философско-маразматических» позиций. Так, можно предположить, что, с точки зрения Д. Букланса, КВН — это насыщенное духом креатива пространство... Но, упомянув слово «творчество», Букланс не уточняет очевидную вещь: речь идет о творчестве в непроизводственной сфере. Это творчество, результатом которого является образ. Творчество, не имеющее выхода в сферу материального производства. Подобно тому, как КВНщик борется за право на свою игру с родителями, за счет которых он живет, философия КВН, выраженная Д. Буклансом, отстаивает право на творчество, результатом которого является производство и потребление исключительно символической продукции. Это закономерно: понятие творчества в сфере естественных наук, в сфере производительного труда становится в рамках общества спектакля оксюмороном.

Показательный в этом плане эпизод приводит в своей книге «Мифы Чернобыля» известный современный мыслитель С.Переслегин. Книга составлена из стенограмм семинаров, посвященных 20-летию Чернобыльской аварии. Семинары были проведены группой ученых с представителями трех поколений и затрагивали различные аспекты этого трагического события: психологические, экологические, медицинские, политические, конспирологические и т. д. Естественно, что по старой («советской») традиции взрыв на атомной станции перво-наперво было решено рассмотреть с физической точки зрения. Потока информации о конструкции реактора, высоковольтных кабелях, изотопах природного урана, графите, тяжелой воде и т. д. и т. п. многие молодые участники семинара не перенесли. Сам физик по базовому образованию, Сергей Переслегин иронично замечает по поводу пришедшего на сценарные игры контингента:

«Много молодежи. Прибежали играть, а не слушать доклады. Вчерашние разболтали, что здесь сценарные игры» (Переслегин С. Мифы Чернобыля. М.: Яуза; ЭКСМО, 2006. С. 25. «Перерыв. Молодежь в движении. Ничего себе шуточки у физиков!.. Они устали. Некоторые ушли. Нет игры - про физику слушать не будем. Эта позиция встречается у школьников: Развлекайте нас! Нам неинтересно! Это нам не нужно! Докажите нам, что это пригодится! Вы нас унижаете, показывая, что мы ничего не знаем... Лояльность к "альтернативно одаренным» с Запада докатилась до нас"1. Одной из форм проявления этой лояльности и выступает современный КВН-хронотоп.

Взятый в технологическом аспекте, этот хронотоп означает автономное пространство по производству веселой ирреальности, требующее больших временных затрат от участников этого процесса и не требующее от них никаких точных (в смысле научных) знаний. Этот хронотоп полностью однороден хронотопу российского общества спектакля. Граждане этого общества все больше производят и потребляют образы, поскольку перестают заниматься творческим преобразованием природных материалов.

С. Глазьев, С. Батчиков, С. Кара-Мурза пишут: «При том сокращении инвестиций, которое произошло после 1990 г., невозможна не только модернизация, но просто поддержание промышленной инфраструктуры в рабочем состоянии. Тот прирост инвестиций, который произошел в 2000-2001 гг., совершенно несопоставим с масштабами потерь, понесенных основными фондами за десятилетие. Инвестиции 2001 г. гораздо меньше того, что вкладывалось в основные фонды промышленности в 1969 г... За 1991-1999 гг. производственные мощности промышленности сократились на треть. Степень износа производственного оборудования в- промышленности достигла почти 70 %, а его средний возраст — 16 лет. Практически треть машин и оборудования в промышленности полностью изношено»2.

В этой ситуации напряженная учебная деятельность молодежи с целью изучения интересной специальности теряет смысл. Никто не знает, какова Переслегин С. Мифы Чернобыля. С. 40. будет структура рынка труда через пять лет; для многих учеба в конкретном вузе — следствие экономической слабости (читай: бедности) родной семьи, а не собственного свободного выбора. Как результат, «...выборочная проверка показывает, что лишь около пяти процентов выпускников советских/российских вузов связывают свои жизненные устремления с полученной специальностью. То есть система высшего образования исправно накачивает людей знаниями, которые никогда не будут востребованы. С точки зрения интересов страны она работает вхолостую»1.

В этом социальном пространстве со странной, с точки зрения перспектив ее развития, структурой общественного производства, в этом обществе, откуда почему-то никак не удается остановить утечку мозгов и бегство капиталов, - короче говоря, в современном российском обществе, - где еще может проявить свой творческий потенциал молодой россиянин, как не играя, не создавая виртуальный мир веселья и находчивости?

Вот как этот момент, имеющий, оказывается, не только узко российское значение, отражен в статье Антона Джигурды из Киева: «В настоящее время большинство любителей КВН - это молодежь от 10-12 до 22-25 лет. Причем это именно тот период, когда молодые люди сами начинают и заканчивают играть в КВН. И именно эта возрастная категория составляет большинство зрителей на КВНовских "мероприятиях". Причем, не только на школьных и вузовских соревнованиях, но и на концертах раскрученных команд КВН. По оценкам Андрея Чивурина, игры КВН,на разных уровнях ежегодно посещают свыше 5 миллионов зрителей. Он же говорит, что КВН для многих стал «религией». Это ФАКТ! Но вновь подчеркну, что для большинства это возрастное. Ведь КВН — это "прекрасные минуты детства"... Люди вырастают из КВНовских штанишек и идут дальше... Нона место "ушедших из КВН" придут новые.. .»2.

При этом становится очевидным, что в условиях общества спектакля КВН с его ярко выраженной «детско-молодежной» направленностью, автономией по отношению к серьезным — взрослым — видам деятельности большого общества обретает глубокий смысл и значение как один из механизмов социализации.

Современный КВН-хронотоп с его эволюцией в сторону профессионального шоу подразумевает и производит личность, — конечно, используя при этом ее врожденные артистические способности, — умеющую менять свой облик в зависимости от требования ситуации и благодаря своей много-ликости создавать новые связи с теми, от кого зависит ее «финансовое и душевное состояние». Манипулятивная магия современного КВН-хронотопа порождает эффект «социальной диффузии», при котором внутренние правила КВН-игры, закрепляясь в молодежном сознании, становятся детерминантами реального образа жизни.