Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Чанкова Елена Вадимовна

Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности
<
Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чанкова Елена Вадимовна. Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности: диссертация ... доктора Социологических наук: 22.00.06 / Чанкова Елена Вадимовна;[Место защиты: Институт социально-политических исследований Российской академии наук].- Москва, 2016.- 373 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования коммуникативной компетентности личности

1.1. Коммуникативная компетентность личности как социальный феномен 28

1.2. Генезис коммуникативной компетентности личности на разных этапах общественного развития 51

1.3. Парадигмальный анализ исследования коммуникативной компетентности личности в социальных системах разного типа 92

ГЛАВА 2. Концептуализация коммуникативной компетентности личности в условиях изменяющейся социальной реальности .

2.1. Изменяющаяся социальная реальность как условие трансформации коммуникативной компетентности личности 119

2.2. Изменение институциональных механизмов коммуникативной компетентности личности 138

2.3. Саморегуляционный механизм коммуникативной компетентности личности 159

2.4. Эмпирические показатели измерения коммуникатвной компетентности личности в изменяющейся социальной реальности 198

ГЛАВА 3. Коммуникативная компетентность личности в современном российском обществе .

3.1 Коммуникативная компетентность в практике реальных интеракций .

242

3.2. Реализация коммуникативной компетентности в виртуальной социальной практике

3.3. Противоречия в реализации коммуникативной компетентности личности в изменяющейся социальной реальности современного российского общества 277 287

Заключение .

Библиография .

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена продолжающимися
трансформациями в социальной системе, преобразующими место и роль
личности в ней, способы социальных взаимодействий, характер

устанавливающихся социальных связей и отношений. Такого рода изменения
вызваны нелинейными социальными процессами, привносящими

изменчивость и неопределенность в жизнь современного общества, что
сопряжено с постоянным возникновением новых процессов и явлений, часто
незавершенных и слабо структурированных, подвергающихся дальнейшей
трансформации. Подобные изменения вызывают существенное напряжение в
системе социальных взаимодействий, требуя новых, более адекватных
сложившимся условиям механизмов реагирования, прежде всего, на уровне
отдельных индивидов и групп. В связи с этим повышается роль личности в
социальной системе, а ее гибкость и способность к нестандартным реакциям
и действиям оказывается наиболее востребованным качеством,

необходимыми для успешной интеграции в общественные отношения. Вырабатывание таких качеств может рассматриваться в контексте формирования широкого репертуара социальных компетенций. Одной из таковых выступает коммуникативная компетентность личности.

Являясь одним из базовых оснований интеграции, коммуникация существенно влияет на все социальные процессы а, коммуникативная компетентность личности, как осознанная необходимость и способность к установлению интеракций – ведущим ее свойством, необходимым для общественного воспроизводства, поддержания относительной устойчивости социальных взаимодействий, а потому требующим пристального внимания к себе со стороны социологической науки.

Как известно, в формировании механизма коммуникативной

компетентности личности определяющую роль играют способы осознания личностью самой себя в социальном пространстве разных социальных систем, возможностей и ограничений ее интеграции в социальный мир. Но, поскольку параметры социального мира, в который человеку предстоит интегрироваться, существенно изменяются, то и сама коммуникативная компетентность не может оставаться неизменной. Во-первых, неустойчивость общественных связей, обусловленная стремительной «текучестью» не только событий, но и неустойчивостью правил, форм, образцов взаимодействий объективно расшатывает привычные формы социальных интеракций. Во-вторых, рефлексия изменчивых параметров объективной для человека

действительности влечет за собой изменение субъективных представлений о
реальности и наиболее предпочтительных формах и способах

коммуникативных взаимодействий в рамках этой реальности.

В современных условиях ослабления институционального давления, расширения свободы самоопределения и автономии индивидов и групп, умения и способности интерактивного взаимодействия приобретают особое значение. Оно связано с усилением значимости горизонтальных связей между различными социальными субъектами и одновременно снижением институционального регулирования на фоне растущей эмансипации личности. Поэтому выстраивание любого типа взаимодействий становится результатом саморегуляции, а уровень коммуникативной компетентности каждой отдельной личности - результатом ее саморазвития. Выбор тех или иных коммуникативных образцов становится результатом индивидуального или группового социокультурного опыта и знаний, обретенных в интерсубъективных взаимодействиях, следствием сложившихся картин мира и отражает индивидуально-личностное понимание наиболее значимых, с точки зрения успешного взаимодействия, коммуникационных образцов. Иными словами, в выстраивании коммуникативных компетенций и их практической реализации главную роль играет субъективная реальность. Поэтому изучение специфики коммуникативных процессов в современных условиях, механизмов их формирования и реализации требует их рассмотрения с позиций изменяющейся социальной реальности. В данном контексте обращение к концепции изменяющейся социальной реальности позволяет понять, как личность конструирует свой мир и формирует свою коммуникативную компетентность в изменяющихся социокультурных условиях.

Изучение коммуникативной компетентности в контексте изменяющейся

социальной реальности предполагает осмысление этого феномена и с

позиций трансформирующейся объективной действительности и с позиций

ее субъективного восприятия и конструирования соответствующих

представлений о ней. В этом процессе нередко возникают противоречия. Они

связаны с расхождением объективной действительности и субъективной

социальной реальности как ее отражения в индивидуальном сознании; со

спецификой познания и освоения реальности в различных социокультурных

средах и в разных социальных группах; разрывами в ориентационных

комплексах, интегрирующих одновременно различные ментальные и

архетипические образцы, воспроизводящиеся в новых условиях, а также

новые, инокультурные образцы, усваиваемые под влиянием глобализации и

т.д. Поэтому проблема заключается в следующих противоречиях: во-первых,
возникающих вследствие изменения самого механизма коммуникативной
компетентности, его формировании и функционировании в условиях
изменяющейся социальной реальности; во-вторых, между сложившимися
социологическими подходами к исследованию коммуникативной

компетентности личности и ее изменившимися образцами.

Степень разработанности проблемы. Специфика степени

разработанности коммуникативной компетентности личности как понятия
проявляется в обращении к нему различных гуманитарных наук, в частности,
педагогики, психологии, лингвистики, менеджмента, социологии, то есть,
понятие коммуникативной компетентности личности имеет

междисциплинарный характер. Межпредметность понятия связана, на наш
взгляд, со стремительно растущей значимостью процессов коммуникации в
современном обществе в различных предметных областях. Повышение
значимости коммуникации как фактора, влияющего на результативность всех
современных взаимодействий внутри различных предметных сред, а также
определяющая значимость субъектности личности для эффективности
данных процессов– требует изучения коммуникативной компетентности
личности различными гуманитарными науками. Социология как наука,

изучающая общество как систему, должна, на наш взгляд, выполнить
научную метазадачу – обобщения понимания коммуникативной

компетентности личности в современном социуме социологическими средствами.

В начале 70-х годов XX века в связи с исследованиями в области
психолингвистики американский лингвист Д.Хаймс использует понятие
«коммуникативной компетентности», которое относит к способности
человека гибко, точно и быстро использовать язык в меняющихся
социальных ситуациях1. Обращает на себя внимание постановка вопроса
Хаймсом: коммуникативная компетентность реализуется в меняющихся

социальных ситуациях, что требует гибкости в коммуникативном поведении. Т.к. данное понятие возникло в связи с научной полемикой с Н.Хомски – по поводу понятия «идеальный коммуникант» - правильное, грамотное, безошибочное употребление языка – можно предположить, что Д.Хаймс обращается к ситуации коммуникации из нелинейного ее понимания, а потому следует говорить именно о компетентности в коммуникации, а не вообще об идеальном коммуниканте,

В современной лингвистике понятие коммуникативной компетентности
активно разрабатывается в связи с методикой обучения иностранному языку:
в работах Бутаковой О.Л.2, Е.Ю.Калинина3, И.В. Михалкиной4, Д.И.

Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J. B. Pride and J. Holmes (eds.). – New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. – Р. 269–293.

Бутакова Л.О. Языковая способность, языковая компетенция: способы лингвистической диагностики структур сознания индивида // Языковое бытие человека и этноса. Вып. 7. /Под ред. В.А.

Изаренкова5, Е.Н.Дудиной6, Н.Е.Пивоновой7 коммуникативная

компетентность определяется как способность осуществлять речевую

деятельность, как реализация коммуникативного поведения.

Также во второй половине XX века в менеджменте в связи с вопросами профессионального отбора персонала сформировались два подхода к отбору специалистов и проведено понятийное разграничение: компетециарный (основанный на компетенциях), и компетентностный (основанный на компетентности). Под компетенциями стали пониматься умения и готовность решать круг задач, определяемых рабочим местом, т.е. как атрибут позиции в организации. Компетентность как понятие стало употребляться в значении свойства личности, различающего работников , что отражено, в первую очередь, в исследованиях Дж.Равена.8 Выделяется и противоположный подход к разграничению понятий «компетентность»- «компетенция», что отражено в специальных исследованиях, анализирующих разграничение данных понятий – Соколова И.В.9

Компетентностный подход к вопросам управления персоналом получил свое развитие в социальнопсихологических исследованиях – в первую очередь, в работах Жукова Ю.М., Петровской Л.А.10 - в связи с отработкой коммуникативных умений персонала в условиях специализированных тренингов. Жуков Ю.М. под коммуникативной компетентностью понимает «готовность и умение использовать ресурсы для организации и осуществления эффективных коммуникативных действий»11,

в котором обращает на себя внимание определение коммуникативной компетентности, во-первых, через психологическое понятие личностной готовности, во-вторых – готовность и умение использовать ресурсы для именно организации и осуществления коммуникативных действий – речь идет о необходимости самоорганизации и субъектности личности, что

Пищальниковой. - М., 2004.

3 Калинина Е.Ю.Понятие лингвистической компетентции в свете наблюдений,

полученных в ходе полевой работы.Типология языка и теория грамматики. Материалы Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С. Д. Кацнельсона. - СПб., 2007

Михалкина И.В. Коммуникативное и языковое содержание обучения профессиональному общению специалистов в области внешне-экономических связей: дис. … канд. пед. наук. М., 1994.


Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // РЯЗР. 1990. № 4.

Дудина Е.Н. Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 2 (80).

Пивонова Н.Е. Коммуникативная компетентность современной языковой личности. СПб, 2007.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.

Подготовка и профессиональная деятельность учителей и преподавателей информатики: компетентностный подход: монография/ Науч.ред. И.В.Соколова, Д.А. Иванченко.- М.: Изд-во РГСУ, 2010.-212с.

Жуков Ю.М.Коммуникативный тренинг.- М.: Гардарики, 2003.

Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммункации: учеб. пособие/ А.К.Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А.Петровская. – М.: Гардарики, 2008.- 279 с.

становится значимым именно в нелинейной социальной системе. (Ф.Бурнард, И. Атватер, М. Аргайл, Л.Хьюн, Р. Хьюн, А.Сэнфорд, Р.Харре, Ю.Н. Емельянов, Л.А.Петровская, М.В. Кларин)

Необходимость подготовки компетентных специалистов в деловой
сфере вызвала актуальность компетентностного подхода в области
образования; так, Болонская международная образовательная система
описана именно в терминах компетенций (компетентности) (1999 г.).
Учитывая сложившиеся в СВЕ-подходе исследования по компетентности-
комепетенции (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова,
В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко,

А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.), Зимняя И.А. выделила три этапа в становлении СВЕ-подхода в образовании.12 Данное исследование является несомненным вкладом в создание теории коммуникативной компетентности в гуманитарных науках.

В целом в педагогике идеи компетентностного подхода активно
обсуждаются в работах В.И. Байденко, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, Г.И.

Ибрагимова, А.М. Новикова, В.В. Серикова и др. Раскрытию понятий
компетентности, компетенций и компетентностного подхода посвящены
работы В.И. Андреева, А.М. Аронова, Д.А. Иванова, Л.Ф. Ивановой, В.А.

Кальней, Т.М. Ковалевой, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина.

Учеными рассмотрены отдельные виды компетентности: социально-психологическая (А. Кох); социальная (Д.Е. Егоров); аутопсихологическая (А.А. Деркач, И.В. Елшин, А.П. Ситников); рефлексивная (О.С. Анисимов, О.А. Полищук); межкультурная (Н.Н. Григорьева, Г.И. Железовская, И.А. Мегалова, С.В. Муреева, Л.Б. Якушкина); информационная (Н.В. Кульбеда), симулятивная (О.В.Дивненко).

В социологической науке исследования коммуникативной

компетентности представлены в трудах Конецкой В.П., Дридзе Т. М. и Адамьянц Т.З., Соколовой И.В.

Так, разработанное Конецкой В.П. понятие коммуникативной личности
связывается с проявлением личности, «обусловленное совокупностью ее
индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью
ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном,

сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно
коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода,
обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу
информации в конкретной ситуации»13, содержит в своей структуре три
параметра – когнитивный, мотивационный и функциональный.

Коммуникативная личность, таким образом, рассматривается в


Зимняя И.А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата современного образования.// Интернет-журнал «Эйдос»/ Конецкая В.П. Социология коммуникаций. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.

деятельностной парадигме. Коммуникативная компетентность в структуре
личности проявляется в исследовании В.П. Конецкой лишь на
функциональном уровне, что сближает такое понимание коммуникации с
позицией Н. Хомского «идеального коммуниканта». Представляется, что
современное понимание коммуникативной компетентности личности требует
его рассмотрения как самостоятельного, но не сервисного понятия,
имеющего все элементы в рамках деятельностного подхода, который

разделяется автором.

Значимой для социологического понимания коммуникативной

компетентности личности представляется семиосоциопсихологическая концепция коммуникации Дридзе Т.М. и Адамьянц Т.З., рассматривающая социальную коммуникацию как понимание друг другом участников диалога. Диалог как одно из центральных понятий концепции рассматривается как

« смысловой контакт, основанный на способности и стремлении субъектов к
адекватному истолкованию коммуникативных намерений партнеров по
общению»14. В ходе диалогового взаимодействия формируется

коммуникативный навык, уровень коммуникативно-познавательных умений, что близко к коммуникативной компетентности. Коммуникативный навык рассмотрен в парадигме текстовой деятельности человека. Представляется, что понятия навык, умения по сравнению с понятием компетентности имеют несколько иную семантическую окрашенность, нежели коммуникативная компетентность и, на наш взгляд, представляется корректным рассматривать коммуникативный навык как высший уровень развития коммуникативной компетентности.

В социологии получил развитие культурологический подход к
пониманию компетентности как составной части информационной культуры
(Соколов А.В., Василенко Л.П., Соколова И.В. и др.). Социальная
коммуникация рассматривается как часть культуры, и эволюция человеческой
культуры есть социально- коммуникационная эволюция15. На этой

методологической основе разработано понятие информационной

компетентности, которое определено как «компьютнерная грамотность плюс
умение вести поиск информации, использование и оценка информации
,владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать т
использовать возможности информационных технологий для решения
проблем»16 Один из авторов данного подхода Соколова И.В. указывает, что
социологическая операционализация ИКТ- компетентности «…должна

опираться на аспекты: когнитивный, деятельностный, аксиологический», что проявляется в качественных изменениях ценностей, знаний и деятельности

Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии// Общественные науки и современномть.1996.№3.с.147. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002, с. 3.

Подготовка и профессиональная деяетльность учителей и преподавателей информатики:

компетентностный подход: монография / Науч. Ред. И.В. Соколова, Д.А. Иванченко.- М.: РГСУ, 2010, с. 7.

учителя в условиях формирования нового типа мышления»17, т.е. в условиях информационной культуры. Данный подход раскрывает специфику компетентности в информационном обществе, что сопряжено, пересекается с идеями нелинейности, но механизмов трансформации в условиях изменения социальной системы не раскрывает.

В современной социальной системе, когда фактор устойчивости всей
системы смещается в сторону личности вследствие интенсивности
нелинейных процессов, когда фактор концепции жизненного мира личности
приобретает системный характер -востребованным становится исследование
коммуникативной компетентности личности в условиях изменяющейся
социальной реальности, развивающее социологическое направление

исследования коммуникативной компетентности.

Обозначенные исследовательские вопросы приобретают особую
актуальность для адекватного представления и понимания новых
интерактивных форм социальной действительности. Все это в совокупности
определило объективную необходимость и актуальность социологического
исследования коммуникативной компетентности личности и позволило

сформулировать объект, предмет, цель и задачи работы. Объект: коммуникативная компетентность личности.

Предмет: особенности механизма коммуникативной компетентности личности в условиях изменяющейся социальной реальности.

Цель: разработка социологической концепции коммуникативной

компетентности личности в условиях изменяющейся социальной реальности и выявление особенностей ее формирования и функционирования в современном российском обществе.

Задачи:

1. Разработать теоретико-методологический подход к исследованию
коммуникативной компетентности личности в условиях изменяющейся
социальной реальности.

  1. На основе анализа социокультурных особенностей разных типов социальных систем обосновать различия в механизме коммуникативной компетентности личности.

  2. На основании сложившихся в гуманитарных науках подходов к исследованию социальных взаимодействий проанализировать генезис коммуникативной компетентности личности в разных типах социальной реальности.

4. Обосновать институциональный и саморегуляционный аспекты

Подготовка и профессиональная деяетльность учителей и преподавателей информатики:

компетентностный подход: монография / Науч. Ред. И.В. Соколова, Д.А. Иванченко.- М.: РГСУ, 2010.

формирования и реализации коммуникативной компетентности личности.

5. Разработать типологию коммуникативной компетентности личности,
обосновать систему эмпирических показателей ее измерения в условиях
изменяющейся социальной реальности.

6. Выявить и проанализировать факторы формирования разных типов
коммуникативной компетентности, противоречия в их формировании и
реализации в современном российском обществе.

Гипотеза. В изменяющейся социальной реальности коммуникативная
компетентность основывается на рефлексивной саморегуляции субъектов,
конструировании подвижных норм и новых способах коммуникативного
взаимодействия, соответствующих условиям изменчивости. Реальные и
виртуальные взаимодействия обеспечиваются коммуникативной

компетентностью разного типа.

Теоретической базой исследования послужили:

Исследования Т.Куна, Дж.Ритцера , Осипова Г.В.,Кравченко С.А., Ядова В.А., Зборовского Г.Е., Тощенко Ж.Т., Девятко И.Ф., Дридзе Т.М., посвященные разработке типологии парадигм.

Теории: социальной реальности Э. Гуссерля, Э.Дюркгейма, У.Аутвейта,
А.Г.Здравомыслова, А.Ф.Филиппова, Ю.М.Резника, Ж.Бодрийяра;

конструирования социальной реальности П.Бергера, Т.Лукмана, социальных
фактов Э.Дюркгейма, социального действия М.Вебера, социального

взаимодействия Г.Зиммеля, социального действия Т.Парсонса, диспозиций
Г.Оллпорта, У. Томаса, Ф. Знанецкого, В.А. Ядова; социальных

коммуникаций В.Шрамма, Д.Берло; этнометодологии Г.Гарфинкеля,

символического интеракционизма Д.Мида, феноменологогии А.Щюца,
структурации Э.Гидденса, теории аутопойезиса Н.Лумана коммуникативного
действия Ю.Хабермаса, габитуса П.Бурдье, интерсубъективной идеальности
(Э. Гуссерль, А.Щюц, Г.Гарфинкель), семиосоциопсихологической

концепции коммуникации Дридзе Т.М., Адамьянц Т.З., определяющие
основания социологического исследования коммуникативной

компетентности личности в условиях изменяющейся социальной реальности.
Методологическую основу исследования коммуникативной

компетентности личности в условиях изменяющейся социальной реальности

составляют следующие подходы:

- феноменологическая концепция социальной реальности, позволяющая

рассматривать коммуникативную компетентность как индивидуальную и

групповую конструкцию;

- деятельностный подход, позволяющий рассматривать социальную коммуникацию как с позиции объективированного результата в виде социальных практик, так и с позиции отражения субъективных смыслов в

сознании людей;

-принцип всеобщей связи процессов и явлений, позволяющий
рассматривать коммуникативную компететность в более широком контексте
общественного развития и на основе связи между объективной

действительностью и субъективной социальной реальностью;

-методологические принципы исследования роли личности как субъекта социокультурных взаимодействий;

- полипарадигмальность, позволяющая выстраивать методологические
и интерпретационные схемы на основе применения нескольких парадигм, в
данном случае - позитивистской и понимающей;

- постулат классической социологии о рациональности действия агента
действия, являющееся его диспозиционным выбором; диспозиция агента
действия сформирована под влиянием базовых потребностей социальной
системы – для выживания системы и сохранения социального порядка в
индустриальном обществе;

- постулат неклассической социологии об объяснении действия
внутренними побуждениями автора действия, нормативность и соответствие
правилу является при этом неопределенным и порождается контекстом
ситуации в постиндустриальном обществе.

Теоретической базой работы послужили труды ранее названных отечественных и зарубежных ученых, заложившие основы социально-философского и социологического понимания современного смысла коммуникативной компетентности личности как результата эволюционного развития общества, нарастания процессов социальной саморегуляции.

Наиболее существенные результаты исследования и их научная новизна заключаются в том, что:

1. Разработан теоретико-методологический подход к исследованию
коммуникативной компетентности личности в условиях изменяющейся
социальной реальности.

  1. На основе анализа социокультурных особенностей разных типов социальных систем обоснованы различия в механизме коммуникативной компетентности личности.

  2. На основании сложившихся в гуманитарных науках подходов к исследованию социальных взаимодействий проанализирован генезис коммуникативной компетентности личности в разных типах социальной реальности, определены признаки коммуникативной компетентности личности для изменяющейся социальной реальности.

4. Обоснованы институциональные и саморегуляционные аспекты
формирования и регуляции коммуникативной компетентности личности на
основе рефлексивного отношения к действительности.

5. Разработана система эмпирических показателей коммуникативной

компетентности личности в условиях изменяющейся социальной реальности, обоснованы методики ее измерения.

6. Выявлен характер отражения представлений о коммуникативной
компетентности личности в сознании россиян, проанализированы факторы
формирования разных типов коммуникативной компетентности,

противоречия в их конструировании и реализации в современном российском обществе.

Положения, выносимые на защиту.

1. Исходя из классического определения коммуникативной
компетентности как способности личности гибко реагировать на ситуацию
коммуникации, из толкования социальной реальности как совокупности
объектов и событий в социокультурном мире как объекте повседневного
сознания людей, а также на основе представлений о нелинейной социальной
динамике как вариативности потенциальных путей развития и роста
неопределенности коммуникативная компетентность в условиях
изменяющейся социальной реальности понимается
- это способность
личности сохранять свою социальность посредством конструирования
подвижной индивидуальной социокультурной нормы коммуникации. Ее
основу составляют следующие принципы: интериоризация изменчивости и
неопределенности как имманентных характеристик действительности;
рационализация собственных ожиданий и действий вслед за изменяющимися
нормами и ожиданиями других участников взаимодействия; конструирование
новых норм коммуникации и коммуникативных практик на основе
рефлексивной саморегуляции. В структуре коммуникативной компетентности
выделяются знания о ситуации коммуникации, позволяющие ее опознавать и
типизировать, нормы и ценности коммуникации, которые являются
подвижными в разных типах социальных систем.

Являясь субъективной конструкцией, отраженной в смысловых формах на уровне индивидуального сознания коммуникативная компетентность личности объективируется в социальных практиках коммуникативного взаимодействия. Деятельностная природа коммуникативной компетентности обеспечивает равновесие между объективной действительностью и субъективным миром личности.

2. Социальные системы разных типов имманентно содержат в себе
социокультурные характеристики, детерминирующие различия
формирования и реализации коммуникативной компетентности. Основными
детерминантами являются: сила институциональных связей как регуляторов
социальных интеракций; характер ценностно-нормативных структур и
доминирующих смыслов, участвующих в регуляции взаимодействий;
наличие или отсутствие устойчивых, обще разделяемых ценностно-
нормативных оснований коммуникативного взаимодействия. Реализуя на
практике сформированную под их влиянием коммуникативную
компетентность, их носители рационализируют коммуникативный процесс и

конструируют новую социальную реальность.

3. Существенные признаки коммуникативной компетентности и характер

взаимосвязи между ними изменяются на разных этапах общественного развития. На этапе развития классических теорий, в условиях относительной общественной стабильности существенными являются признаки социальной солидарности, жесткой социальной иерархии, однозначности социальных связей. Для постнеклассического этапа – признак способности личности гибко реагировать на ситуацию коммуникации как на проявление нелинейности социальных процессов. В условиях изменяющейся социальной реальности следующие признаки отражают трансформирующийся механизм коммуникативной компетентности личности: 1) на смену стабильной и устойчивой социальной реальности приходит изменчивость, вызывающая интериоризацию норм изменчивости и неопределенности как имманентных составляющих действительности; 2) в опознании и типизации ожиданий акторов институционально регулируемые (статусно-ролевые) основания вытесняются спонтанной саморегуляцией на основе норм и представлений, конструируемых в дифференцированных социокультурных средах; 3) в рационализации способов коммуникации однозначность институционально одобряемых форм заменяется множественными вариантами допустимого поведения и регулируется личными предпочтения; 4) на смену устойчивой институциональной регуляции коммуникативных взаимодействий приходят неустойчивые рефлексивные формы саморегуляции с размытыми и ситуативно возникающими ценностно-нормативными основаниями; 5) использование готовых социокультурных норм заменяется конструированием новых индивидуализированных норм коммуникации автономных индивидов как следствие деструкции нормативности. Реализация названных признаков с одной стороны, является фактором сохранения личностью своей социальности в условиях неопределенности, с другой – способствует ее преодолению на индивидуально-личностном уровне.

4. Формирование коммуникативной компетентности осуществляется на
основе институциональных и неинституциональных механизмов,

обеспечивающих личности сохранение социальности в разных типах систем и в разных коммуникативных ситуациях. Институциональные включают: ситуацию коммуникации, содержащая институциональные регуляторы со статусными ценностно-нормативными структурами, детерминирующими рациональный диспозиционный поведенческий выбор индивида; акторов, рационализирующих свои действия взаимными разделяемыми ценностно-нормативными ожиданиями; внешнюю (статусно-ролеваю) и внутреннюю (диспозиционную) стороны структуры личности, позволяющие типизировать ожидания и исполнять социальные роли; сообщения и способы кодирования, т.е. знаки и символы как социокультурные продуктом реального, непосредственного взаимодействия с арсеналом вербальных и невербальных средств.

В ситуации неопределенности вследствие ослабления или полного
отсутствия институциональных усиливаются саморегуляционные: в ответ на
изменяющиеся ожидания участников коммуникации личность

рационализирует способы своего поведения; выбор конкретного способа из множества возможных осуществляется с помощью рефлексивных форм саморегуляции, что позволяет конструировать индивидуальную норму коммуникации.

Лабильность и изменчивость, повышенная чувствительность в
отношении ожиданий других участников взаимодействий; установка на
рационализацию коммуникативного поведения с учетом изменяющихся
ожиданий других акторов; индивидуализированное автономное

регулирование коммуникативного действия на основе рефлексии;

конструирование ситуативных норм коммуникации входят в структуру жизненного мира личности и отражаются в ее коммуникативной компетентности.

6. В результате анализа данных обнаружено, что в реальных
интеракциях современных россиян (не иеющих доступа в Интернет)
реализуется институциональный тип коммуникативной компетентности
личности со статусно-ролевым механизмом его реализации:
коммуникативная компетнтность проявляется в первую очередь в первичных
социальных группах (семья, друзья) с ценностной ориентацией на прочные
социальные связи, но с низким уровнем устойчивости социальных практик
по признаку взаимных ожиданий. Деловые и общественные связи отношения
менее популярны с позиции коммуникативной компетентности с
преобладающей коммуникативной стратегией приспособления, с
доминированием доконвенциональных и конвенциональных интеракций,
наибольшее распространение получила групповая роль маргинала (что от
меня зависит?). Напряженность и тревожность связана с мигрантскими
социальными кругами, с категорией нежелающих следовать социальной
норме, а также с кругами предпринимателей. Сами респонденты оценивают
свой уровень коммуникативной компетентности как довольно высокий, то
есть он позволяет полноценно интегрироваться в привычном
социокультурном пространстве. Таким образом, современный российский
тип институциональной коммуникативной компетентности воспроизводит
структурированную социальную систему в большей степени традиционного
типа общественного развития;

7. В виртуальных интеракциях современных россиян (имеющих доступ
к Интернет) признана необходимость в саморегуляции коммуникации в
интеракции виртуального типа, что подтверждено методами математической
статистики. В российских виртуальных интеракциях преобладает
соперничество как коммуникативная стратегия, гипотеза о выходе в
виртуальных интеракциях на постконвенциональный уровень не
подтвердилась, в условиях ослабления социального контроля
продемонстрирована тенденция ухода от идеи общественного договора вновь

в «естественное состояние». Выявлены групповые формы виртуальной коммуникативной компетентности, участники групповых виртуальных интеракций обнаружили гибкое отношение к изменению коммуникативной компететнтности в зависимости от типа ситуации, т.е. продемонстировали интериоризацию изменчивости и неопределенности реальности как ее сущностную черту.

Анализ случая и анализ дискурса позволили обнаружить специфику трансформации механизма коммуникативной компетентности в условиях изменяющейся социальной реальности в преломлении личного опыта участников коммуникации.

8. Эмпирический анализ данных обнаружил противоречия в реализации
российских социальных практиках. Инновационный потенциал,

порождаемый рефлексией, поиском рациональности, преодолением

неопределенности, с одной стороны, приводит «нормализации аномии»
(Кравченко С.А.), другой стороны - к распространению симуляций как
следствию подмены реальности, самоорганизации «вымышленной жизни».
Вступают в противоречие способы рационализации действий в условиях
социальных систем разных типов в социальной действительности. В

условиях смены типа социальной системы в противоречия вступают
ценности и нормы коммуникации, традиционные социокультурные практики
структурированной системы с инновационными практиками модернизма,
возникает дихотомия достижений науки и моральной деградации общества.
Вероятно, направлена на разрешение выявленных противоречий

изменяющаяся коммуникативная компетентность, интегрирующая разные
типы социальных систем в социальной реальности личности; играизация как
социальная практика, как фактор социального порядка постмодернистского
типа, как способ адаптации к нелинейности; разрешению противоречия будет
способствовать выравнивание социокультурного пространства,

синхронизация социокультурной динамики.

Таким образом, изменяющаяся социальная реальность российского
общества поддерживается изменяющейся коммуникативной

компетентностью личности, что имеет системную значимость –

обеспечивается устойчивость общества, и личностную значимость –
сконструированная социальная реальность обеспечивает интеграцию
личности в общество. Коммуникативная компетентность личности призвана
обеспечивать баланс между социальной действительностью и той
социальной реальностью, которая сконструирована в сознании через

взаимодействие индивида с другими.

Перед любой изменяющейся социальной системой существует
проблема поиска оптимального соотношения детерминации и

непредсказуемости индивидов и их сообществ как составных элементов социальных систем – в этом смысле коммуникативная компетентность личности как системный элемент играет одну из ключевых ролей. Представляется, что в условиях современной нелинейности, неравновесности

социальной системы данное состояние социальных практик является
переходным, но стремящимся к равновесности и определенности.

Достижение же состояния порядка из хаоса возможно только через
совместное действие (синергетика – греч. «совместное действие»,
«сотрудничество»), что подтверждают идеи неклассической и

феноменологической социологии (М.Вебера, Ч.Кули, П.Бергера, Н.Лукмана и др.).

Теоретическая значимость диссертации заключается в теоретико-
методологическом обосновании изучения коммуникативной компетентности
личности как социологического понятия, разработке концепции

коммуникативной компетентности личности применительно к условиям
изменяющейся социальной реальности; в выявлении социальных механизмов
функционирования коммуникативной компетентности личности в

социальных системах разных типов; в определении коммуникативной
компетентности личности в разных формах коммуникативного

взаимодействия – виртуальном и реальном.

Научно-практическая и методическая значимость исследования.

Проведенное исследование позволяет изучать коммуникативную компетентность личности по авторской методике, включить в подготовку социологов в системе высшего образования курс «Коммуникативная компетентность личности в изменяющейся социальной реальности». Научные разработки, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при обосновании практических мер по развитию организационной культуры, а также по оптимизации интеграционных процессов в обществе в целом.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта

специальностей ВАК.

Исследование выполнено в рамках Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ (социологические науки) специальности 22.00.06 – Социология культуры. Тема диссертации соответствует п. 1 «Социокультурный процесс, его структура и особенности»; п. 2 «Культура и социальные взаимодействия. Социальные функции культуры»; п. 6 «Социальная динамика культуры. Социальные механизмы преемственности и инноваций в культуре»; п. 14 «Культурная социализация и самоидентификация личности».

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечиваются четкостью исходных методологических оснований изучения коммуникативной компетентности личности; теоретически обоснованной моделью коммуникативной компетентности личности; сопряженностью теоретического и эмпирического концептов исследования коммуникативной компетентности личности, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования.

Эмпирическая база исследования:

Авторские результаты исследования диссертанта:

- данные результатов раздаточного письменного опроса, направленные на
выяснение представлений о коммуникативной компетентности личности в
реальных и виртуальных интеракциях в современной России. Опрошено 350
человек из московского региона (г. Москва и Московская область. Выборка-
целевая. Сформированные группы ( по175 чел,) измерялись как однородные
по признаку «реальная – виртуальная интеракции». Разность показателей
групп, превышающая 11,5%, указывает на достоверность полученных
данных;

данные результатов опроса методом семантического дифференциала, направленного на обнаружение группового способа реализации социальной практики в социальных системах разных типов. Опрошено 40 человек (одна группа –студенты РГСУ, вторая группа- сотрудники агенства “NewMedia&DigitalCreativeAgency» .

результатами исследования случая (case study) и анализа дискурса неструктурированных интервью.

Вторичный анализ данных:

- представлен результатами вторичного анализа результатов исследования
«Евразийская интеграция: социально-политическое измерение»18

(руководитель Осадчая Г.И.), проведенного в 2014-2015 г.г. в 8 субъектах РФ. Опрошено 2,5 тыс. человек.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

1. Методологические основания социологического анализа механизмов
становления коммуникативной компетентности. Диалог культур- культура
диалога - международная научно-практическая конференция. Кострома,1-5
сентября 2009 г.

  1. Коммуникативная компетентность как фактор социального сплочения общества. IX Международный социальный конгресс «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации. РГСУ, Москва, 25-26 ноября 2009 г.

  2. Коммуникативные стратегии как фактор компетентности личности. V Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения»: «Социальная и культурная динамика России в условиях глобального кризиса: к 120-летию со дня рождения П.А.Сорокина», 1-2 декабря 2009 г., МГУ, г.Москва.

4. Возможности исследования коммуникативной компетентности личности в
традициях феноменологической герменевтики. Международная заочная

Осадчая Г.И. Модель социального взаимодействия стран-участниц процесса Евразийской интеграции: теоретико-методологические основы конструирования. Социально-гуманитарные знания.2014. № 3. С.204-219. Осадчая Г.И. Россия в контексте евразийской интеграции: социальное измерение. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015. Т.15. № 4. С.57-70.

научно-практическая конференция «Вопросы общественных наук:

социология, политология, философия, история», 19 сентября 2011г. , г. Новосибирск.

5. Коммуникативная компетентность личности: социально-эволюционный
аспект. III Международная научно-практическая конференция «Социальные
коммуникации и эволюция обществ», НГТУ, 26-27 сентября 2011г., г.
Новосибирск.

6. Парадигмальные основания исследования коммуникативной
компетентности личности как социологического понятия. Международная
научно-практическая конференция «Интеграция науки и практики как
механизм развития современного общества».20-21 октября 2011 г. , г. Москва.

7. Рефлексивность коммуникативной компетентности личности в
трансформирующемся обществе. Всероссийский научно-практический
симпозиум «Социальные коммуникации: универсум профессиональной
деятельности», 9-10 ноября 2011г., СПбГУ, Санкт-Петербург.

  1. Коммуникативная компетентность в организационной коммуникации: линейный и нелинейный подходы» Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии бизнес-коммуникаций: стратегии и тактики», Российская Коммуникативная ассоциация, 24 ноября 2011г, г.Москва.

  2. Турбулентная природа коммуникативной компетентности личности в постиндустриальном обществе. VII международная научная конференция «Сорокинские Чтения», 6-7 декабря 2011 г. , г. Москва.

  3. Вопросы моделирования коммуникативной компетентности личности. IV Всероссийский социологический конгресс «Социология в системе научного управления обществом», 2 февраля 2012 г., г.Москва.

11. Вопросы коммуникативной компетентности личности в
самоорганизующемся социуме. Секция социологии в Центральном доме
ученых РАН 30 октября 2012 г. «Коммуникативные механизмы процессов
самоорганизации и самоопределения в социуме».

12. Коммуникативная компетентность личности в современном российском
обществе. Всероссийский научно-практический симпозиум Социальные
коммуникации: репертуар и эффективность социальных технологий. СПбГУ,
г.Санкт- Петербург, 12-13 октября 2012 г.

  1. Коммуникативная компетентность личности и организационные трансформации в условиях становления постиндустриального общества. «Пути России» XX Международный симпозиум, Московская высшая школа социальных и экономических наук, г. Москва, 22-23 марта 2013 г.

  2. Коммуникативная компетентность личности как фактор оптимизации управления современной организацией. XII Афанасьевские чтения «Социальной управление и общество в современной России: проблемы и тенденции развития», РГСУ, г. Москва, 03-05 февраля 2014 г.

15. Коммуникативная компетентность личности в условиях современных
управленческих реалий. XIII Афанасьевские чтения «Управление

социальными процессами в современном мире», г. Москва, РГСУ, 05-08 февраля 2015 г.

16. Теоретические основы социологической модели коммуникативной
компетентности личности. XVIII Социологические чтения « Социальные
отношения в нестабильное время: угрозы, риски, модели оптимизации»,
РГСУ, г. Москва- Руза, 28-30 января 2011 г.

  1. Коммуникативная компетентность личности в современном меняющемся мире. 4th International Academic Congress “ Science and Education in the Modern World”. Auckland, New Zealand, 5-7 january 2015.

  2. Коммуникативная компетентность личности: соотношение с понятием одиночества в контексте гигиены культуры. Международная конференция «Гигиена культуры: общий концепт и виды социальных болезней», РГСУ-Дебреценский университет (г.Будапешт, Венгрия), г. Москва, 14-15 мая 2015 г.

19. The uncertainty and the risks in modern human communication. 12 th
Conference of the European Sociological Association, Prague, 2015, 25-28.8
«Differences, inequalities and sociological imagination».

Основные положения и выводы по теме диссертационного исследования отражены в публикациях автора общим объемом 50 п. л., в том числе в 3 научных изданиях, 1 учебном пособии, 37 научных статьях, опубликованных в центральных периодических изданиях, в выступлениях автора на всероссийских и международных научных конференциях.

Структура и объем диссертации обусловлены целями, задачами и логикой проведенного научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на десять параграфов, заключения, списка используемой литературы на русском и иностранном языках, и приложений.

Генезис коммуникативной компетентности личности на разных этапах общественного развития

Являясь субъективной конструкцией, отраженной в смысловых формах на уровне индивидуального сознания коммуникативная компетентность личности объективируется в социальных практиках коммуникативного взаимодействия. Деятельностная природа коммуникативной компетентности обеспечивает равновесие между объективной действительностью и субъективным миром личности.

Социальные системы разных типов имманентно содержат в себе социокультурные характеристики, детерминирующие различия формирования и реализации коммуникативной компетентности. Основными детерминантами являются: сила институциональных связей как регуляторов социальных интеракций; характер ценностно-нормативных структур и доминирующих смыслов, участвующих в регуляции взаимодействий; наличие или отсутствие устойчивых, обще разделяемых ценностно нормативных оснований коммуникативного взаимодействия. Реализуя на практике сформированную под их влиянием коммуникативную компетентность, их носители рационализируют коммуникативный процесс и конструируют новую социальную реальность.

Существенные признаки коммуникативной компетентности и характер взаимосвязи между ними изменяются на разных этапах общественного развития. На этапе развития классических теорий, в условиях относительной общественной стабильности существенными являются признаки социальной солидарности, жесткой социальной иерархии, однозначности социальных связей. Для постнеклассического этапа – признак способности личности гибко реагировать на ситуацию коммуникации как на проявление нелинейности социальных процессов. В условиях изменяющейся социальной реальности следующие признаки отражают трансформирующийся механизм коммуникативной компетентности личности: 1) на смену стабильной и устойчивой социальной реальности приходит изменчивость, вызывающая интериоризацию норм изменчивости и неопределенности как имманентных составляющих действительности; 2) в опознании и типизации ожиданий акторов институционально регулируемые (статусно-ролевые) основания вытесняются спонтанной саморегуляцией на основе норм и представлений, конструируемых в дифференцированных социокультурных средах;3) в рационализации способов коммуникации однозначность институционально одобряемых форм заменяется множественными вариантами допустимого поведения и регулируется личными предпочтения; 4) на смену устойчивой институциональной регуляции коммуникативных взаимодействий приходят неустойчивые рефлексивные формы саморегуляции с размытыми и ситуативно возникающими ценностно-нормативными основаниями; 5) использование готовых социокультурных норм заменяется конструированием новых индивидуализированных норм коммуникации автономных индивидов как следствие деструкции нормативности. Реализация названных признаков с одной стороны, является фактором сохранения личностью своей социальности в условиях неопределенности, с другой – способствует ее преодолению на индивидуально-личностном уровне.

Формирование коммуникативной компетентности осуществляется на основе институциональных и неинституциональных механизмов, обеспечивающих личности сохранение социальности в разных типах систем и в разных коммуникативных ситуациях. Институциональные включают: ситуацию коммуникации, содержащая институциональные регуляторы со статусными ценностно-нормативными структурами, детерминирующими рациональный диспозиционный поведенческий выбор индивида; акторов, рационализирующих свои действия взаимными разделяемыми ценностно-18 нормативными ожиданиями; внешнюю (статусно-ролеваю) и внутреннюю (диспозиционную) стороны структуры личности, позволяющие типизировать ожидания и исполнять социальные роли;сообщения и способы кодирования, т.е. знаки и символы как социокультурные продуктом реального, непосредственного взаимодействия с арсеналом вербальных и невербальных средств.

В ситуации неопределенности вследствие ослабления или полного отсутствияинституциональных усиливаются саморегуляционные: в ответ на изменяющиеся ожидания участников коммуникации личность рационализирует способы своего поведения; выбор конкретного способа из множества возможных осуществляется с помощью рефлексивных форм саморегуляции, что позволяет конструировать индивидуальную норму коммуникации.

Лабильность и изменчивость, повышенная чувствительность в отношении ожиданий других участников взаимодействий; установка на рационализацию коммуникативного поведения с учетом изменяющихся ожиданий других акторов; индивидуализированное автономное регулирование коммуникативного действия на основе рефлексии; конструирование ситуативных норм коммуникации входят в структуру жизненного мира личности и отражаются в ее коммуникативной компетентности.

Эмпирическая верификация коммуникативной компетентности личности включает в себя следующие элементы: -измеряемые показатели коммуникативной компетентности личности: социальность, норма коммуникации, ценности коммуникации, типы коммуникативной компетентности в условиях изменяющейся социальной реальности: институциональный и саморегуляционный являются существенными в апробации концепции;

Изменение институциональных механизмов коммуникативной компетентности личности

Механическая солидарность, характерная для традиционных обществ, основана на жесткой регламентации, господстве обычая над формальным правом. Органическая солидарность организует людей в группы уже не по признакам родства, а по содержанию деятельности, группообразующим признаком становится не род, а профессия, место и статус, то есть выполняемая функция. Анализируя рассуждения Э. Дюркгейма, можно заметить, что в современный ему период органической солидарности взаимодействие в обществе строится на общественном разделении труда (характерном для индустриального общества), социальное положение индивида определяет его профессия, которая определяет круг и основания взаимодействия. Т.е., коммуникативная компетентность личности, определяющая эффективность взаимодействия, определяется статусом индивида.

Существенным представляется вклад М.Вебера в развитие понимания коммуникативной компетентности личности. В «Теории социального действия»68 М.Вебер развил идеи немецкой философии, прежде всего неокантианства, и положил начало понимающей традиции в социологии. М.Вебер под социальным действием понимает такое, которое по смыслу соотносится с действиями других и ориентировано на последних. Основными понятиями теории принято считать понятия поведения, действия ,социального действия. Если действие- это вообще любая сознательная направленная активность человека, то понятие социального действия теснейшим образом связывается с тем, на кого действие направлено и без смысловой связки с этим другим теряет смысл. Кроме того, ориентация на другого в социальном действии указывает на социальные ожидания от другого со стороны действующего. В идее социальных ожиданий четко просматривается, на наш взгляд, образ и роль социальных институтов , устойчивых социальных отношений. Введение в категориальный аппарат социологии понятия социального действия явилось, на наш взгляд, фундаментальным событием в развитии понятия коммуникативной компетентности. Во-первых, признается, что социальное действие, описывающее взаимосвязи между индивидами, обладает самостоятельным значением, во-вторых, социальное действие признано самостоятельным социальным фактом. Кроме того, можно утверждать, что сама коммуникативная компетентность личности обладает как общественно-значимым смыслом, так и личностно-значимым смыслом и всегда обращена к участникам коммуникации. Категории «действие», «социальное действие», «поведение» представляются родовыми по отношению к понятию «коммуникативное действие личности», в рамках которых и следует рассматривать понятие коммуникативной компетентности личности.

В социальном взаимодействии людей и его формах на всех уровнях проявляются феномены, рассмотрение которых с позиций конфликтности, и связанных с ней проблем конкуренции, подчинения, авторитета, договора и др. предпринял Г.Зиммель, один из основоположников стуктурно функционального подхода. По Г.Зиммелю, социльное взаимодействие предполагает единство взаимодействующих, то есть такое сосуществование с другим, где индивидуальные содержания и интересы через взаимное влечению обретают какую-либо форму. Эти формы обретают собственную жизнь, получают возможность существовать самостоятельно, только сами по себе, в отрыве от какого-то содержания. В связи с этим Г.Зиммель пишет: «Собственно «общество» в себе есть такое существование с другим, для другого, против другого, где материальные или индивидуальные содержания и интересы благодаря влечению или цели обретают либо сохраняют форму. И вот эти формы получают собственную жизнь, начинают существовать в отрыве от своих корней в содержании, ради самих себя и ради обаяния, излучаемого ими в этой оторванности. Это и есть явление общения»69.

Таким образом, классический этап развития социологии сформировал родовые категории будущего понятия коммуникативной компетентности личности. Таким образом, в концепциях классической социологии явно просматриваются признаки социальной солидарности, статусности как существенные для данного типа социальной системы.Вместе с тем внутри рамок классической социологии созрел и оформился неклассический подход к пониманию социального действия – в работах М.Вебера.

В первой половине XX века в связи с нарастающим усложнением форм социальной жизни и, соответственно, социального взаимодействия, появляется отдельная отрасль социологического знания – социология коммуникаций – в парадигме неклассической социологии. В контексте социологии коммуникаций взаимодействие предстает как сложная многомерная социальная категория, которая существенно уточняет понятие коммуникативной компетентности личности, вносит основания для понимания структуры данного понятия. Специальные теории коммуникаций определили, на наш взгляд, основные элементы в структуре будущего понятия коммуникативной компетентности личности. Если классическая методология науки определяет возможность познания «объективной» природы вещей, причем с помощью единственно верного научного метода, адекватного природе объекта, то есть истинность рассматривается как соответствие фактам, то неклассическая методология для достижения истинного знания предлагает методы, в значительной степени сконструированные исследователем. Научность в таком случае достигается за счет интеллектуального согласия, как совмещение нескольких перспектив, а рефлексия средств и методов познания как условие достижения объективности.

Эмпирические показатели измерения коммуникатвной компетентности личности в изменяющейся социальной реальности

Под коммуникативным действием Ю.Хабермас понимает «такое взаимодействие по крайней мере двух индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым как обязательные»132. Автор вводит различениев виде рационального действия и собственно коммуникативного действия в структуре коммуникативного действия. Рациональное (или инструментальное ) действие ориентировано на успех, коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, или консенсус133.

Под дискурсом понимается диалог, ведущийся посредством аргументов, позволяющих выявить общезначимое, нормативное в высказываниях134. Дискурсом является не любой диалог, а лишь достигший стадии зрелости, что определяется Ю.Хабермасом как «совершеннолетие».Дискурс в идеале – это образец,модель выработки коммуникативной компетенции. Конкретные же дискурсы могут быть более или менее успешными.135 Для Ю.Хабермаса важное значение имеет сам факт актуальности дискурса.Те общности, которые обладают коммуникативной компетенцией, Хабермас обозначает как коммуникативная общественность136. Гласность и открытость определяются как необходимые условия для конституирования коммуникативно-компетентного общества.

Таким образом, Ю.Хабермас развивает неомарксистский подход в понимании коммуникации,т.е. решение спорных вопросов путем организации диалога, также заметно влияние творчества М.Вебера, проявляющееся в понимании структуры коммуникативного действия. На наш взгляд, значимым и существенным в понимании сущности коммуникации Ю.Хабермасом является акцентирование им собственно коммуникатиавного аспекта в структуре коммуникативного действия, направленного на достижение консенсуса, те.взаимопонимания. Следует отметить, что понятие коммуникативной компетенции связано у Ю.Хабермаса не с отдельно взятыми участниками коммуникации, а с состоянием общества в целом, в отличие от других авторов. Никлас Луман видит коммуникацию неразложимой (элементарной) социальной операцией137, относит ее к «эмерджентной реальности».138 По мнеию автора, коммуникация осуществляется посредством «трех селекций: селекции информации, селекции сообщения этой информации и селективного понимания или непонимания этого сообщения и его информации»139. Эмерджентность, видимо, проявляется в том, что «ни один из компонентов не может иметь место лишь для себя одного. Они производят коммуникацию лишь вместе»140 И далее Луман делает принципиально значимый вывод о процессе коммуникации: «…коммуникация осуществляется лишь в том случае, если, прежде всего, понято различие сообщения и информации. Это отличает ее от голого восприятия поведения другого. Коммуникация схватывает в акте понимания различие между информационной ценностью ее содержания и причинами, по которым сообщается содержание». Тем самым автор указывает на понимание как важнейшую характеристику коммуникации и наличие информационной ценности, или смысла, отличающего информацию вообще от сообщения. Читаем далее: «Понимание никогда не есть голое дублирование сообщения в ином сознании, а есть предпосылка присоединения следующей коммуникации в самой коммуникативной системе, то есть условие аутопойезиса социальной системы»141 Тем самым Н.Луман видит понимание как ключевую характеристику коммуникации, а саму коммуникацию как систему, в которую понимание включается как органическая составляющая.Два тезиса, на первый взгляд с трудом поддающиеся рационализации: «Система коммуникации вырабатывает свое собственное понимание или собственное неправильное понимание, и в этих целях создает процессы самонаблюдения и самоконтроля. Нелегко принять этот тезис кольцевой, аутопойэтической закрытости системы. То же самое относится ко второму, тесно связанному с ним тезису. Коммуникация не имеет никакой цели, никакой имманентной энтелехии. Она происходит или не происходит — это все, что можно сказать о ней».142 Н. Луман советует мысленно поэкпериментировать с данными тезисами для их понимания.

Н. Луман, таким образом, рассматривает коммуникацию с иной, нежели Ю.Хабермас, стороны - с функциональной точки зрения, как систему общества. Однако и у Н.Лумана одной из ключевых характеристик коммуникации названо понимание.

Мы можем заметить, что анализ позиций различных исследователей на определение сущности коммуникации совпадает в плане выделения аспектов понимания, у большинства – выделения аспекта деятельности. То есть, организация специфической деятельности для достижения понимания есть ключевые позиции в понимании сущности коммуникации. Следует отметить, что данные характеристики отражают специфику общественного состояния, специфику отношений социальной системы и личности – в середине 20 века (время создания теорий), когда существенным образом изменяется роль и значимость личности для функционирования социальной системы. Становятся значимыми факторами функционирования социальной системы деятельность личности, ее индивидуальность, способность к пониманию, анализу конкретных ситуаций, становятся востребованными коммуникации, происходящие на уровне личности как значимый фактор успешности всей социальной системы. И эффективность всех социальных процессов, поддерживаемых и обеспечиваемых коммуникацией, зависит от коммуникативной компетентности личности, т.е. от способности личности гибко ориентироваться в предлагаемых ситуациях взаимодействия и находить оптимальные варианты коммуникации. Заметим, что впервые понятия «коммуникативная компетентность личности» появились практически одновременно в трудах Д.Хаймса и Ю.Хабермаса - это конец 60-х – начало 70- х годов 20 века- что безусловно, есть отклик на общественную потребность.

Противоречия в реализации коммуникативной компетентности личности в изменяющейся социальной реальности современного российского общества

Задачей данного параграфа являетсяразработка саморегуляционного аспекта коммуникативной компетентности личности с целью выявления механизмов коммуникативной компетентности личности в нелинейной социальной системе.

Определимся с логическими данными, соответствующими парадигмальной основе данной стороны модели: неклассической и постнеклассической. Согласимся с утверждением, что в становлении современных интерпретативных подходов сыграли ключевую роль веберовская теория рационального действия, модели и методы этнографического исследования, феноменология, а также символический интеракционизм218.

Несмотря на разнообразие методологических истоков, интерпретативная традиция имеет функциональное единство, что создает возможность рассматривать ее как исследовательскую парадигму. Последователи данного подхода считают, что в гуманитарных и социальных науках востребован тип объяснения, нехарактерный для естественных наук, поскольку предметом исследования в социальном и гуманитарном знании является человек, наделенный сознанием и определяющий свои поступки в соответствии с субъективным смыслом, что отсутствует принципиально в физических объектах и состояниях. В связи с данным обстоятельством – для исследования поведения человека – сознательного, осмысленного и произвольного- требуется понимающий метод.

Попытка построить не-натуралистскую модель объяснения действия, основанную на понятиях «правила» и «следования правилу», была предпринята П.Уинчем.219 П.Уинч берет в качестве основы своих рассуждений теоретическую позицию Л.Витгенштейна на природу языкового значения («языковая игра»- предполагает участие как минимум двоих, а условия применимости слова требуют публичного характера их использования). То есть правила здесь оказываются по определению разделяемыми и используемыми совместно с другими. Поэтому, по Уинчу, действие можно считать социальным в той мере, в какой оно определяется правилами и происходит внутри языковой игры. Публичность, социальность и опосредованность языком обеспечивает осмысленность участия всех включенных в действие агентов.

По мнению П.Уинча, соотнесение с правилом делает возможным установление смысла действия, либо установить смысловую идентификацию разных поступко в. Автор считает, что установление того, являются ли действия личности соответствующими правилу- возможно на основе проведения различия между правильным и неправильным способами действия. При такой постановке вопроса любое субъективно осмысленное действие оказывается соответствующим правилу.

Внешние причинные связи, как утверждает П.Уинч, не могут объяснять поведение, поскольку всякая причинность является внешней по отношению к объясняемому действию и не имеет внутренней связи между правилом и действием. Внутрення связь мотива, правила и действия описана П.Уинчем спомощью обобщенной модели следования правилу: «Если Вы хотите Y и убеждены, что Х- это средство добиться Y, то делайте Х».220 Выдвинутая П. Уинчем как методологический принцип неопределенность правил- в итоге ведет к тому, что объяснения, основанные на правилах, сталкиваются с проблемой «слабой» детерминации. Проявляется это в том, что автор действия может использовать правило с совершенно иной целью, либо ориентироваться на исключение из правила. Таким образом, в представленной П.Уинчем модели следует учитывать объяснительные возможности «внешних» детерминант, а также субъективных установок, которые используют участники.

Если обратиться к этнометодологической модели объяснения, в ней указывается, что действующие рефлексивно используют свои знания о ситуации и возможностях взаимодействия с тем, чтобы осмысленно интерпретировать как собственные поступки, так и поступки других. Следовательно, социальный порядок, социальная организованность в повседневных практиках возникает как результат ситуативности.

В отличие от этнометодологической традиции, в структурализме приняты следующие объяснения как устойчивые и разделяемые социологическим сообществом: - социальные явления трактуются как сложноорганизованные системы отношений, единичные элементы которых могут быть объяснены лишь в соотнесении с другими элементами; - структурный анализ рассматривает видимое поведение как систему знаков, код, нуждающийся в дешифровке; - универсальные и инвариантные элементы структуры могут анализироваться синхронически, т.е. относительно независимо от исторических и частных контекстов их возникновения; - универсализм «тайных структур языка, родства, социального обмена, власти и т.п. обеспечивает широкие возможности для их коммуникации и взаимной трансформации.