Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Шахин Кюбра

Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ
<
Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шахин Кюбра . Глобализация и Тенденции Развития Культуры в Турецкой Республике: Социологический Анализ: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.06 / Шахин Кюбра ;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет], 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования феномена глобализации 15

1.1. Понятие глобализации в современной социальной науке .15

1.2. «Глобальная социальность» и ее противоречия: социологические модели глобализации 31

1.3. Глобализация как социокультурный феномен .46

Выводы по Главе 1 61

Глава 2. Традиционная культура Турции в контексте глобализации 63

2.1. Социокультурная динамика исламского мира в условиях глобализации и особенности ее проявления в Турецкой Республике 63

2.2. Социодинамики культуры Турции как многосторонний процесс взаимодействия глобального и локального 97

Выводы по Главе 2 .122

Заключение 126

Список литературы .1

Введение к работе

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена

несколькими обстоятельствами, важными как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Во-первых, события на Ближнем Востоке (например, возникновение ДАИШ), волны эмиграции в европейские страны, а также крах концепции мультикультурализма актуализируют важность теоретического исследования взаимозависимости стран и народов в современном глобализирующемся мире. В этой связи представляется необходимым изучение процесса глобализации на трех взаимосвязанных уровнях: общемировом, региональном (в нашем случае – исламского мира), а также на уровне отдельных стран.

Во-вторых, глобализация в ее современных формах зачастую ведет к негативным явлениям, связанным с потерей элементов национальной культуры, ослаблением суверенитета государств, с утратой традиционных ценностей и потерей уникальности, независимости и самостоятельности. В этой связи оказывается актуальным изучение влияния глобализации на развитие культуры отдельных стран.

В-третьих, актуальность данного диссертационного исследования диктуется обстоятельствами протекания процессов глобализации в социокультурной сфере Турецкой Республики, где они существенно влияют на формирование современной культуры страны. Характер и формы влияния глобализации на традиционную культуру Турции до сих пор недостаточно исследованы как в российской, так и в турецкой теоретической литературе.

Следует также иметь в виду, что процесс глобализации в настоящее время не воспринимается научным сообществом однозначно - только положительно или только отрицательно. Очевидно, что на такого рода оценки влияет наблюдение реальных социокультурных процессов, которые в отдельных странах также не выглядят однозначными. Некоторые ученые обращают внимание на то, что глобализация не обязательно предполагает принятие единых, универсальных норм и правил функционирования общества. Само понятие глобализации претерпевает в современной научной литературе определенную трансформацию. Возникает целый ряд концепций, позволяющих точнее и разностороннее осветить грани процесса глобализации, в частности, в сфере культуры. Это обстоятельство также актуализирует рассматриваемую проблематику.

Все это диктует необходимость продолжения исследования данного феномена, особенно на региональном уровне, а также на уровне отдельных стран.

Степень изученности и разработанности проблемы.

Рассматривая степень научной разработанности проблемы, необходимо разграничить основные дисциплинарные ракурсы ее рассмотрения - социально-философский, социологический и социокультурный, а также особенности

русской, турецкой и западной традиций в осмыслении рассматриваемого феномена.

Глобализация представляет собой многогранное явление, поэтому она стала
объектом междисциплинарного знания: она изучается представителями разных
научных дисциплин – истории, философии, экономической науки, политологии,
социологии, культурологии. Несмотря на чрезвычайно высокий объем уже

опубликованных научных работ по данной тематике, анализ связанных с нею проблем продолжает расширяться.

В мировой научной мысли рассматриваются как собственно феномен
глобализации, так и его многообразные воздействия на современность, связи с
макро- и микроструктурами социальной и социокультурной реальности. В том
числе, все больший интерес проявляется к явлениям глобализации в

социокультурном пространстве ислама с его глубокими традициями и возрастающим влиянием.

Анализ обозначенного круга проблем идет в науке по нескольким фундаментальным направлениям.

Проблема формирования глобализационных процессов в исторической ретроспективе выступает предметом анализа в работах российских (А.И Уткин), а также зарубежных исследователей (П. Бергер, А. Тойнби, С. Хантингтон). Соотношение понятий «интернационализация» и «глобализация» находится в поле внимания представителей европейской и американской (А. Буш, У. Бек, Э. Гидденс, П. Диккен, Р. Робертсон, М. Уотерс), а также российской (А.П. Бутенко, Г.Х. Шахназаров) и турецкой (Я. Оздек) социальной мысли. Особенности антиглобализма, выступающего против мондиализации по американскому и европейскому сценарию, раскрываются в работах: российских (А.Г. Дугин), а также зарубежных исследователей (П. Бурдье, Н. Хомский).

Феномен глобализации во многих взаимосвязанных аспектах

рассматривается такими российскими исследователями, как О.Т. Богомолов, М.Г. Делягин, А.Г. Дугин, А.С. Запесоцкий, Д.В. Иванов, И.А. Мальковская,

Г.Ф. Фейгин, А.Ю. Хабаров. Наука Турецкой Республики представлена по этому
направлению такими именами, как У. Акты, И. Джанболат, А. Инсель,

Х. Садоглу, М. Талас, Г. Шайлан, М. Эркал, Х.Н. Эркызан, Ф. Эроглу. Таким образом, в российской и турецкой науке накоплен значительный опыт в исследовании проблематики глобализации.

Как правило, специалисты, работающие в данной области, сосредоточивают внимание на отдельных ее сторонах и составляющих (социально-экономической, политико-правовой либо культурно-цивилизационной). Таковы в частности, труды И. Валлерстайна, П. Катценштейна, Д. Хелда, которые изучали вопросы политической экономии и внесли значительный вклад в формирование концепции глобализации. Такие ученые, как Н. Глейзер, Дж. Ритцер, Р. Робертсон, занимались изучением соотношения феномена глобализации с явлением вестернизации, а У. Бек, Ф. Бетто, К. Денчев, Р. Инглхарт, М. Кастельс, Р. Мертон, А. Тоффлер, С. Хантингтон исследовали процесс глобализации как социокультурный феномен. Остро ставит проблемы утраты национальной идентичности и значения «внутренней морали» в глобализационных процессах Хейко Шрадер.

Диссертантом выделены следующие теоретические подходы к

проблематике глобализации: теория глобальных систем И. Валлерстайна, Л. Склэра и Э. Гидденса, теория глобальной социальности Р. Робертсона, Г. Терборна и У.Бека, теория глобализации как детерриториализации социального А. Аппадураи и М. Уотерса, теории модернизма и постмодернизма, представленные в работах Э. Гидденса, Н. Лумана, М. Уотерса; теории капитализма, представленные в работах турецких исследователей: Х. Акдэниза, М. Коча, Т. Тимура, Г. Шайлана, М. Эркала, а также зарубежный исследователей: И. Валлерстайна, Н. Хомского; мир-системный подход, предложенный И. Валлерстайном; синергетический подход, обсуждающийся в исследованиях К. Х. Делокарова, А.С. Панарина.

Наибольшим авторитетом в международной культурологической и социологической дискуссии о культурных судьбах глобализации пользуется концепция «культурной динамики глобализации», предложенная П. Бергером и С. Хантингтоном.

Российская социология с ее возрастающим интересом к проблемам культуры также держит в фокусе внимания данную проблематику. Проводятся представительные конференции, издаются монографии и сборники трудов, в обсуждение проблемы вовлечены широкие круги специалистов. Идет активное осмысление содержания и тенденций процесса глобализации. Все больше внимания уделяется проблеме изменения культурной идентичности стран, подвергаются рассмотрению такие практико-ориентированные аспекты проблемы, как деятельность национальных неправительственных организаций, социальных движений, проблемы миграции, туризма, межэтнических и межкультурных контактов, в целом социокультурной динамики складывания образа глобальной культуры.

Также эти вопросы изучаются с точки зрения истории мировых цивилизаций и культурологических теорий, в том числе в аспекте культурной идентичности в работах В.П. Большакова, А.П. Валицкой, С.Н. Иконниковой и др.; как формирование новой социокультурной среды рассматривают их О.Н. Астафьева и А.Я. Флиер. Социокультурные проблемы глобализации с теоретической и практической точек зрения, как область межкультурных коммуникаций в условиях мультикультурной трансформации европейских обществ глубоко, на уровне экспертного знания, анализируют А.И. Куропятник, В.С. Малахов и А.Ю. Согомонов, а также Д.В. Иванов, Л.Г. Ионин, И.Ф. Кефели, А.И. Липкин, Ф.И. Минюшев, В.А. Самкова и другие.

Цель диссертационного исследования - выявить и раскрыть особенности проявления глобализации в исламском мире и в Турецкой Республике.

Для реализации поставленной в диссертации цели требуется решение определенного ряда задач, а именно:

  1. уточнить содержание понятия «глобализация», определить сущность глобализации как нового этапа развития мирового сообщества;

  2. провести систематизацию научных представлений об основных смыслах процессов глобализации, обозначить методологические подходы к изучению данного явления;

  3. выделить ключевые признаки глобализации в сфере культуры и описать основные характеристики глобализационных процессов в мусульманских странах и регионах;

  4. выявить позитивные и негативные проявления глобализации в мусульманских странах и регионах;

  5. раскрыть место ислама в процессах глобализации и оценить его способности к рецепции глобальных явлений культуры;

  6. определить характер и формы влияния глобализации на традиционную культуру Турции в контексте многостороннего процесса взаимодействия современных ценностей с традициями ислама.

Объект исследования: процессы принятия, освоения или отторжения новых ценностей в условиях глобализации, а также их совмещение с традиционными ценностями в мусульманских странах.

Предмет исследования: характер и формы влияния глобализации на традиционную культуру Турции.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В основу работы положена теория глобализации как детерриториализации социального (А. Аппадураи и М. Уотерса). В работе используется апробированный западной, турецкой и российской наукой принцип историзма, позволяющий проследить эволюцию социально-культурных явлений в их причинно-следственной взаимосвязи. В работе применяется метод историко-социологического анализа, а также логический метод, которые предполагают изучение социальных процессов в их исторической последовательности и в

логически обобщенном виде; методы анализа и синтеза при изучении культурных аспектов глобализации, как по частям, так и в целом.

Научная новизна заключается в том, что в данном диссертационном исследовании впервые

анализируется проблема социальной динамики культуры в контексте глобализации в трех существенно разных дисциплинарных ракурсах (социально-философском, социологическом и социокультурном);

раскрываются особенности и различия указанных подходов, а также специфика социологического анализа рассматриваемой проблематики;

уточняются теоретические посылки и анализируются практические проявления социокультурной динамики исламского мира и традиционной турецкой культуры под влиянием процессов глобализации, выявляются общие тенденции этих процессов в Турецкой Республике;

раскрываются особенности глобализации в сфере культуры, характерные для мусульманских стран, уточняются условия рецепции, адаптации, принятия или отторжения традиционной культурой Турции образцов так называемой «глобальной культуры».

Положения, выносимые на защиту

  1. Между социально-философскими концепциями глобализации, с одной стороны, и социологическим, а также социокультурным анализом этих явлений, с другой, имеют место существенные различия в трактовке и оценке феномена глобализации как такового и изменений в культуре, которые он за собой влечет.

  2. Для социологического и социокультурного ракурсов анализа чаще характерна оценка феномена глобализации как объективного явления, а хода ее реальных процессов и последствий - как зависящего не только от глобальных надгосударственных сил и политики доминирующих стран, но и от ценностно-мотивационного потенциала локальной культуры, общественного мнения и общественной активности тех стран, которые вовлекаются в эти процессы.

  1. Культурная динамика глобализации неоднозначна. Она дает основания как для опасений за судьбу самобытных культур, многомиллионных по численности носителей, так и для оптимизма по отношению к ним. С одной стороны, наблюдаются тенденции унификации, т.е. потери элементов национальной культуры, уменьшение культурного разнообразия и движение к «общемировому стандарту» во многих сферах человеческой жизнедеятельности. С другой стороны, укрепляется диверсификация, т.е. сохранение элементов национальной культуры и культурного многообразия. В этих случаях глобализация создает и укрепляет стимулы для активизации жизненных сил аутентичных культур, для осмысленного синтеза тенденций глобализации и локализации.

  2. Созданное развитием технологической и информационно-технологической цивилизации массовое производство товаров и услуг делает неизбежным появление и внедрение в практику массовых видов социального поведения. На примере социодинамики культуры в Турции можно утверждать, что в структурах цивилизации они оказываются высоко востребованными, при этом укорененные средства аутентичной культуры продолжают свою селективную работу в области символов и смыслов. Они осуществляют отбор по принципам эффективности, имплементации и ассимиляции новых элементов.

  3. Отличительными чертами мусульманской культуры являются активное взаимодействие с западной культурой и открытость диалогу. Вместе с тем, с другой стороны, стирание национальных, культурных и государственных границ обусловливают усиление религиозного фундаментализма и роли религии как института, помогающего сохранить или реконструировать собственную идентичность.

  4. По отношению к единообразным, глобальным паттернам происходит сегментация образа жизни и спектра практик разных социальных групп. Данная сегментация находит свое выражение в двух взаимосвязанных процессах:

- унификация в сегменте городской цивилизации и профессиональных
функций, в экономических и организационно-управленческих структурах, а также
отчасти в сфере массовой культуры, досуга и развлечений;

- утверждение самобытности, укорененной в истории, опора на этническое
начало - в сегментах религии, обрядов, языка, литературы, искусства, домашнего
быта, гендерных отношений, воспитания детей и т.д.

7. Противоречия глобализации в области культуры могут активизировать практики сохранения традиций - как в виде новых видов культурной деятельности и взаимодействия, так и в виде противостояния, сопротивления и отторжения единообразных глобальных паттернов.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что материалы работы открывают возможность концептуально обоснованного перехода к эмпирическому этапу исследований в области локально-глобальных тенденций в культуре ислама и Турции, на их основе можно строить научную программу исследований, выдвигать гипотезы и т.д. Выводы, сделанные автором, могут представлять интерес для тех, кто осуществляет непосредственную научную деятельность, для широкого круга историков, социологов, политологов, востоковедов.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут использоваться для разработки спецкурсов, а также учебных пособий по проблематике глобализации. Они также дают возможность прогнозировать дальнейшее развитие влияния глобализации в сфере культуры.

Апробация результатов научного исследования.

Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих международных и всероссийских конференциях: I Международная Научно-Практическая Конференция «Общественные Науки в Современном Мире» (2015, г. СПб), Всероссийская научная конференция Герценовские чтения 2015. Социологическое образование в России (2015, г. СПб).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 научных статьях (общим объёмом 3 п.л.). Среди них 4 статьи (объемом 2 п.л.) изданы в рецензируемых журналах, вошедших в Перечень рекомендованных ВАК Минобразования РФ.

Структура и объем диссертации.

«Глобальная социальность» и ее противоречия: социологические модели глобализации

Подобную точку зрения рассматривает и считает приемлемой А.Буш46; в отличие от него П. Диккен, изучая эти два понятия, приходит к выводу, что их нельзя использовать как тождественные. Понятие глобализации охватывает более широкий спектр процессов в различных сферах, понятие интернационализации же охватывает процессы объединения национальных экономик47. П. Диккен считает глобализацию процессом, который охватывает не только международные отношения, но и изменения, касающиеся каждого человека, организаций и различных ассоциаций в целом. В этом смысле понятие глобализации относится не только к национальному уровню, но мировой масштаб обретает любое событие на разных уровнях бытия. На всех уровнях социального бытия — от индивидуума и отдельной организации до социума в целом — вынуждены соотносить свою деятельность с тем, что явно превосходит их в собственном самоопределении и первичных задачах существования. Это очевидно на простом примере необходимости соблюдения «прав человека» как части международного правого поля при принятии устава или образа действия даже небольшой организации, а не только отношений государства и индивидуума.

Проблема национального и интернационального в глобализации находит своих интерпретаторов и в незападных странах.

Так, турецкий академик А. Инсель определяет социалистов, изучающих национальную политику стран, как «национальных социалистов». По его мнению, ярким признаком того, что «национальные социалисты» перестали бороться за уникальность отечественной экономической системы и изучать важные вопросы только национальной политики, является тот факт, что они стали соглашаться с развитием глобализационных процессов. По мнению А. Инселя, глобализация, с одной стороны, приводит к объединению национальных рынков государств, но с другой стороны, она ограничивает национальные интересы и приводит к тому, что социалисты теряют свое влияние, отмечая неизбежный, а в некоторых случаях даже агрессивный характер глобальной экономики, который вторгается в сферу внутренних национальных интересов48.

Анализируя противоречия взаимных влияний между западными и незападными контекстами глобализации Э.Гидденс предлагает видеть в них возможность проецирования моделей взаимодействия друг на друга. Налицо факт, что важной особенностью современного мира является создание общественных, экономических и политических подвижных и гибких систем и подсистем. Глобализация в этом смысле, перемещая эти структуры или подсистемы, укрепляется в незападных обществах. Из-за того, что Запад доминирует в политической и культурной сферах, европеизация общества, экономики, политики и образования происходит и в странах Ближнего Востока, Азии и Африки, таким образом, осуществляется проецирование этих систем в глобальном масштабе49.

В дискуссии о глобализации в полной мере вовлечены и российские ученые. В работах А. Г. Дугина, А. И. Куропятник, А. И. Уткина, А. П. Бутенко, В. В. Васильевой, В. Л. Иноземцева, Д. А. Шутова, Д. В. Иванова, Д.В. Иванов, И. А. Мальковской, И. Ф. Кефели, Л. Г. Кирьяновой, М. Г. Делягина, Н. Н. Панариной, О. Н. Астафьевой и др., предприняты попытки с разных позиций представить свое мнение о ее сущности и формах50.

Эти позиции каждая по-своему трактуют три основных направления в обсуждении проблем глобализации. Первое направление – в связи с интенсивностью функционирования транснациональной экономики: рост числа и размеров транснациональных корпораций, увеличение финансовых и товарных потоков в другие страны, расширение международного разделения труда, рынка сырья и рабочей силы. Второе направление – в связи с расширением сфер влияния транснациональной политики: рост числа международных политических союзов и организаций, размещение неправительственных транснациональных организаций на территории других стран, противоборство идеологий и консолидированных военных сил, решение гуманитарных проблем международными организациями. Третье направление – в связи с глобализацией процессов массовой культуры, которая перестает быть пространственно ограниченной: экспансия массовой культуры посредством планетарных СМИ и Интернета, смена монокультурализма мультикультурализмом, соединение ценностей и символов, правил и норм поведения в разных этнических и региональных культурах.

Для первого направления часто характерна констатирующая, нейтральная позиция и взвешенная оценка. Так, З.З. Биктимирова выявляет общие особенности глобализации и определяет ее как «рост глобальных рынков и взаимозависимости между людьми». В своих работах она выявила ряд особенностей глобализационных процессов: рост взаимозависимости стран от экономической интеграции, увеличение уровня миграции и иммиграции, создание всеобщей информационно-коммуникационной системы, важность временных рамок, а также стирание значимости границ государств и территориальной привязанности к ним населения51. К ней присоединяется И. Лукашук, который считает, что «глобализация представляет собой всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую экономическую и общественную систему»52.

Несмотря на существенную роль экономических факторов глобализации, И.А. Гобозов53 считает глобализацию феноменом второй половины XX столетия. Для исследователя глобализация – это гражданско-политическое явление по установлению единого мирового правительства. Он описывает глобализацию как следствие научно-технической революции, которая значительно поменяла систему производительных сил и производственных отношений во всем мире

Сходную позицию занимает и турецкий исследователь Г. Шайлан, отмечая, что глобализация может быть определена в свете преобладания торгово денежных отношений, сокращения роли и обособления государства, безграничного движения капитала по всему миру55. Политическое направление в трактовке проблематики глобализации, напротив, предлагает обратить внимание на практические вопросы преобразования общественной жизни отдельных стран. В этом направлении общественной мысли сильны концепции фундаменталистов. Они апеллируют к глубоким историческим традициям, противопоставляя их западным влияниям. Такая точка зрения подчеркивает, что стремительность изменений в экономической области опрокидывается или проецируется на сферу социальных отношений и культурных взаимодействий, что в отдельных случаях принимает формы экспансионистской «вестернизации» и резкой ломке культурных вековых устоев. Даже в XXI веке нам напоминают, что Петр I насаждал европейский образ жизни в глубоко патриархальном обществе России XVIII века, буквально ломая многие представления соотечественников о «правильности» и «порядочности» поведения и жизни.

Глобализация как социокультурный феномен

Таким образом, в ситуации, когда в обществе возрастает культурное многообразие, обеспечение всеобщей гармонии представляется с каждый годом все менее возможным. В случае, если в обществе проживают приверженцы различных, зачастую противоречащих друг другу культурных и религиозных традиций, возникает острая необходимость выработки общих правил общежития, которые бы всех удовлетворили. Однако решение этой проблемы пока представляется затруднительным: ни одно европейское государство не сумело выработать эффективные меры для разрешения конфликтов между иммигрантами и коренными жителями.

Необходимо учитывать и тот факт, что мусульманский мир сам по себе является активным участником и субъектом процесса глобализации. С одной стороны, мы можем рассматривать глобализацию как процесс вестернизации или распространения исключительно западных ценностей по всему миру. Однако при более глубоком анализе становится ясно, что такой подход является ограниченным. Не только страны Запада являются активными субъектами глобализации.

Можно также сделать вывод, что степень участия мусульманского государства в процессах глобализации напрямую зависит от его политических позиций на мировой арене. Такие исламские государства, как Турция или страны

Северной Африки в большей степени подвержены действию глобализации, так как имеют развитые отношения со странами Запада. Они также открыты для туризма.

Чтобы очерк социокультурной динамики исламского мира в условиях глобализации был более полным, необходимо еще раз подчеркнуть существование обратных влияний исламской культуры на «западные» ценности, выливающиеся в ряде случаев в заметные альтернативные движения также на глобальном уровне.

Наряду со складывающимися формами глобализации, основу которых составляют западные и американские ценности, образуются альтернативные глобализации – это глобальные культурные движения, которые возникают за пределами Запада и оказывают на него нарастающее значительное влияние. Это явление свидетельствует о том, что другие культуры не только реагируют на влияние культурной глобализации, но и вносят альтернативные формы, которые распространяются в глобальном масштабе. Примером данного явления могут служить исламские движения в Турции и в других мусульманских странах, которые предлагают альтернативную модель развития современности. Эта модель предполагает активное участие системы международного разделения труда с одной стороны в решении политических проблем, а с другой - в утверждении самостоятельности и суверенитета каждой мусульманской страны.

В этой связи характерна позиция турецкого исследователя Х.Н. Эркызана. По его словам, если в современном мире есть нечто, что не может быть проигнорировано, так это неоспоримый факт: развитые в экономическом, социальном и интеллектуальном плане страны под флагом глобализации взяли под свой контроль другие развитые и развивающиеся государства. Этот процесс, основанный на идее просвещения, зародился в научном и философском западном обществе и длится до настоящего времени. Сейчас человечество, находясь на последней стадии глобализации, стоит перед выбором: сделать шаг вперед или назад165.

Провал идеи мультикультурализма выдвигает перед странами Запада непростую задачу формирования новой законодательной базы, которая отвечала бы современным реалиям. Это необходимо, поскольку от взаимодействия с диаспорами мусульман во многом зависит решение вопросов по построению общего согласия населения в западных странах.

Особо следует отметить, что глобализация способствовала росту религиозных настроений в мусульманских странах и регионах. Именно религиозный фактор в определенных случаях помогает мусульманским народам найти свое место в современном мире. Он дает возможность выработать механизмы адаптации в условиях глобализации, опираясь на свой социально-культурный фундамент. Согласно теории С. Хантингтона, исламский ответ воплощается в культурном, социальном, а также политическом исламском возрождении в исламском мире, при этом ответ сопровождается полным отвержением западных ценностей и институтов166.

Так, философ Н.М. Вагабов делает особенный акцент на анализе феномена, который он называет «исламским возрождением». Согласно ему, «современный мусульманский модернизм пытается сохранить и упрочить позиции ислама путем формального отказа от явно устаревших положений религии и выдвижения на их место новой идиоматики, всецело основанной на исламском потенциале»

Социокультурная динамика исламского мира в условиях глобализации и особенности ее проявления в Турецкой Республике

Мусульманин, который предпочел потреблять, в конечном итоге, будет вынужден все свои доходы тратить на себя. В этом положении мусульманин не способен в достаточной мере выполнять такие финансовые обязательства, как «закят»228 и раздача милостыни, которые выполняют в рамках ислама функцию объединения общества.

С развитием потребления, которое можно наблюдать в общественной жизни страны, можно наблюдать ослабление ценностей взаимопомощи, которые очень важны в исламской религии229. В процессе глобализации появился новый термин для обозначения потребления вне экономических границ, который получил название: «потребление культурных продуктов». Это потребление относится особенно к незападным обществам, их социальным, культурным и политическим ценностям. Люди, потребляя вещи, поднимают и укрепляют общественное положение230.

С этой точки зрения, потребление в Турции приобретает общественное, культурное и политическое значение. Одежда для определения статуса стала приобретать важность и в религиозной сфере. Так, ношение женщинами шарфа приобретает материальный смысл, распространяется мода на определенные виды шарфов, марки, известные манекенщицы рекламируют их, проводятся дефиле, где многословно описываются виды шарфов231. Таким образом, ношение шарфа приобрело иное значение, чем в исламской религии, где шарф используется для покрытия головы. Для женщин становится важным, какой вид шарфа и какую марку она носит, модный ли он? Вследствие этого определяются новые светские элементы в ценностях одежды мусульман. В конечном итоге потребление становится не только явлением религиозной жизни, но и явлением повседневной жизни людей, а также социальным и культурным явлением.

Потребление, став образом жизни, не останавливается только на потреблении товаров. Люди предпочитают «потреблять» и свободное время, выходные и праздничные дни. Сделав основной целью потребление, турецкое общество отдаляется от таких религиозных и культурных привычек, как визит родственников и соседей в свободное время232. Культура потребления настолько охватила людей, что вера и соблюдение некоторых элементов религии теряют значимость и всякий смысл для них233. Например, в обычный или выходной дни и, особенно, в религиозные праздники было важным посетить родителей, родственников, знакомых. Сейчас же городские жители, посетив близко живущих родственников, предпочитают отправиться в «священные» для них торговые центры. Их побуждают потреблять такие инструменты глобальной экономики, как мода, реклама, промо-акции, скидки и др.

Туризм является элементом, который сохраняет гомогенность в глобализационных процессах и в тоже время носителем зарождающейся глобальной культуры. Туристов со всего мира с различным образом жизни объединяет одна цель – испытать все радости мира. Путь к осуществлению этой цели лежит через потребление234. Например, в Турции после 1980-х годов среди мусульманского среднего класса, на который повлияло культура потребительского общества, стали особенно популярны отпуска. Однако, как ранее было отмечено, и отпуска должны исламизироваться. Ярким примером новой культуры потребления являются предложения отелей класса люкс (например, Caprice Otel), которые организуют летние каникулы по исламским правилам. В своей работе они учитывают часы намаза, не продают алкогольных напитков, предусматривают отдельные пляжи для женщин и мужчин, женскую и мужскую части апартаментов, предлагают как альтернативу купание в бассейне, выбор мусульманских купальных костюмов и различные места для веселого времяпрепровождения

Этот пример показывает, «насколько мусульманин становится неотделим от культуры потребления, товаров, имущества и даже форм развлечения, которые были определены рыночной экономикой в местном и глобальном масштабах». Религиозный человек становится обязанным приобретать предложенные товары, к которым добавляются «мусульманские» свойства. Таким образом, потребитель нового вида становится субъектом гомогенной культуры в глобальном масштабе236.

Одним из последствий глобализации является развитие технологий, которое, в свою очередь, тоже значительно повлияло на традиционную турецкую культуру. Такие продукты глобализации, как интернет, сериалы, кинематограф, стали неотъемлемой частью повседневной жизни и приковали к экранам телевизора большинство населения, которое тратит на это значительную часть своего времени. Например, не так давно мужчины не могли находиться небритыми вместе со своими отцами и старшими братьями, теперь под влиянием различных культур отцы и сыновья вместе могут даже распивать алкогольные напитки.

Глобализационные процессы сильно повлияли на турецкую культуру, в особенности с развитием телевидения в 1970-х годах. До этого люди могли видеть сквозь «вуаль» то, как живут люди в мире, другие города, улицы и многое другое. С появлением в домах телевизоров в 1970-х годах население смогло увидеть внешний мир с близкого расстояния и в деталях

Социодинамики культуры Турции как многосторонний процесс взаимодействия глобального и локального

Проведенное исследование позволяет сделать ряд теоретических и практических выводов. Термином «глобализация» в современной социальной науке обозначается сложная совокупность исторических явлений усиливающейся интеграции экономических, культурных и политических процессов разных стран и обществ, имеющих тенденцию к превращению мира в единую систему. Благодаря глобализации в результате обмена товарами, продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями мир становится все более взаимосвязанным.

Взгляды представителей разных сфер знания на протекание и результаты глобализации зачастую являются дискуссионными. В академических кругах и теоретической литературе термин «глобализация» нередко соотносится с понятиями «либерализация», «вестернизация», «европеизация» и т.д. В социологических подходах создаются теории, приближенные к реальности исторически достоверных международных и межкультурных контактов, в том числе в контексте сдвигов современность/постсовременность (modernity/ postmodern). На этом фоне наблюдается постоянный рост внимания, уделяемого значению культурных проявлений глобализации, взаимодействию в ее поле глобальных и локальных тенденций. Именно в системе культурных, социокультурных, а также конфессиональных координат острее всего проявляется противоречивый, двойственный характер глобализации. Наиболее очевидными выглядят здесь факты так называемой «глобальной культуры», то есть формирования и распространения в глобальных масштабах единообразных, унифицированных и универсальных образцов материальной среды, идей и социальных практик. Чаще всего это проявляется в практиках, связанных с экономическим и политическим взаимодействием, а также в мышлении, поведении и деятельности, построенных на использовании технологических средств цивилизации.

Однако по мере нарастания унифицирующих процессов глобализации люди и культуры начинают восставать против утраты своего неповторимого лица и суверенитета. Повсеместно наблюдается всплеск этнического самосознания, что зачастую ведет к росту напряженности, почти повсеместно процессы глобализации сопровождаются ростом конфликтности.

Одна из линий напряжения проходит по границам глобализирующегося прозападного мира и мира ислама. В условиях стремительно глобализирующегося мира, в котором степень размывания этнических, национальных, культурных границ всё увеличивается, ведущие мировые религии, такие как христианство, ислам, индуизм стараются сохранить своё влияние, но вместе с этим возникают и реакционные формы религиозного фундаментализма. Многое из того, что сегодня происходит в исламском мире, есть его ответ, спланированный или стихийный, на вызовы глобализации.

Однако исламский мир не отрицает глобализацию как таковую. Мусульманская цивилизация, впитавшая в себя мудрость и опыт таких древних стран, как Греция и Персия, многие сотни лет была открыта диалогу с другими культурами. Политико-правовой и религиозный плюрализм позволил более чем десятку народов также стать частью мусульманской цивилизации.

Такие отличительные черты мусульманской культуры, как активное взаимодействие с западной культурой и открытость диалогу, появились благодаря колоссальному влиянию средиземноморской и античной цивилизации на формирование обеих культур. Именно она заложила базовые принципы мировоззрения на основе античных представлений и традиции авраамических религий. Вместе с тем традиционный ислам продолжает влиять на структуру и форму социальных и политических институтов, даже не являясь государственной религией, так как он влияет на образ поведения членов мусульманской общины. Базовые ценности ислама являются фундаментом данной солидарности.

Турция, по сравнению с другими странами, вовлеченными в процесс глобализации, испытывает наиболее сильное ее влияние, особенно Мраморноморский регион с центром в Стамбуле, который в ходе истории получил роль главного мультикультурного города страны. Здесь происходит культурный обмен, обмен ценностями, диалог культур. Если в XVI-XVIII веках такой диалог был больше похож на обмен опытом, когда в Османскую империю приезжали иностранные дипломаты, ученые, художники, чтобы научится новому и перенять традиции и достижения великой империи (что сказалось, например, в моде на стиль «ориенталь» на Западе в XVIII веке), то уже в конце XVIII-XX века происходят совершенно противоположные процессы, когда Турция начинает перенимать западную культуру и подражать ей. В это время вестернизация начала приобретать большое значение в интеллектуальных и властвующих кругах.

Турецкая культура пережила несколько этапов воздействия глобализации. Этот процесс начинался с «западной волны» во времена Османской империи, когда перенимались образовательная, военная и политическая системы. После Второй мировой войны получила распространение американская культура. В последние десятилетия речь идет о целях и ценностях, связанных с демократией и модернизацией.

Так, в 1980-е годы, актуализировался так называемый «общественный интерес». Согласно неолиберальной политике (связанной с уменьшением влияния государства на экономику) сделан акцент на развитии частного предпринимательства, на увеличении свободы индивида. Ослабление репрессивной государственной структуры и соответствующего ей умонастроения стало, по мнению турецких социологов, положительным моментом, связанным с воздействием глобализации на ситуацию в Турецкой Республике. Этот процесс помог и исламистам, которые ранее жаловались на наличие государственных репрессий, стать более свободными, дал им возможность расширять свою деятельность, создавать коммерческие и образовательные институты, а также СМИ. Наряду с этим для традиционных исламских культур расширение глобализации на пространство мусульманских стран ощущалось как своеобразная угроза. Иными словами, однозначную оценку процессам влияния глобализации на традиционную культуру Турции дать весьма сложно.

В процессах глобализации формируется новое лицо культуры человечества. Этой новой культуре свойственны оба типа организации культурных образцов - и унификация, то есть приведение чего-либо к единообразию (с аспектами универсальности как повсеместной распространенности) и самобытность. Процессы унификации могут вытеснять традиционные нормы, могут встраиваться в культуру по принципу дополнительности, а также могут приобретать смешанную, гибридную форму.