Введение к работе
Актуальность исследования. Достижение качественно нового состояния общества в решающей мере зависит от включенности в его преобразовательную деятельность каждого человека. Уровень цивилизованности любого общества монет измеряться и определяться таким основополагающим критерием как реальное положение человека в кон-кретно-нсторической системе обществеиных отношений, наличие возможностей для осуществления его жизненных замыслов, творческого потенциала, а в конечном итоге - его родовой сущности. Мы исходим из того, что создаваемая обществом возможность для творчества каждого является одной из существенных граней его гуманизации.
Актуальность данной проблемы обусловлена обозначающимся в современном мире поворотом к человеку в связи с новыми реалиями ' действительности, объективной потребностью перехода и новой системе общественных отношений, изменения взаимосвязи человека и общества. Любое обновление общества, а тем более радикальное его изменение - противоречивый, сложный и длительный процесс, связанный с поиском новых путей, средств осуществления преобразований во всех сферах жизнедеятельности людей,, что обусловливает необходимость творческого участия в этом процессе всех членов общества. Недостаточность творческой актившоти определенной части общества, отсутствие эффективных стимулов ее развития и реализации - один из основных факторов, влияющих на уровень осуществления новых идей и замыслов, новых целевых установок и ценностных ориентации.
Результативность деятельности личности, зависит не только от
наличия объективной потребности общества в реализации тех или
иных ее качеств, но и от действенности социального механизма,
обеспечивающего определенный уровень'востребованности обществен
ной системой знаний, опыта, профессиональной подготовки, творчес
ких способностей и содействующего становлению сущностных качеств
личности, стимулирующих ее разностороннее развитие. Огсутстзяе
надежного социального механизма, обеспечивающего реализацию объек
тивной общественной потребности непосредственно в деятельности
конкретных организационных структур привело в тому, что проявле
ние инициативы и творчества значительно тормозится ростом потре
бительства, 'иллюзиями легкого обогащения, со'мнигелыам предпри
нимательством.
Жизненная практика требует решения проблемы развития творческого потенциала личности как в теоретическом, так и в практическом плане. Сложность этого решения определяется в значительной мере тем, что личность представляет собой многокачественную целостность, которая органически связана в своем развитии со всей общественной системой.
Процессы демократизации общества, взятые в самом широком объеме, действительно создают реальные возможности для творческой активности личности, но это лишь возможности, а не "автоматическая" предопределенность или заданность развития только творческого по-теЕіциала. Демократизация, на наш взгляд, создает, прежде всего, возможность выбора путей жизнедеятельности. И этот выбор далеко не всегда сопрягается о творчеством, с созиданием; он далеко на всегда одухотворен идеями прогресса, нравственностью, гражданственностью. Это определяет еще один аспект проблемы, требующий изучения.
Для решения исследуемой проблемы важно не только углубление
теоретического : анализа',' \, но и определение оптимальных путей
практического решения зздач сегодняшнего дня, от которых во мно
гом зависит общественное развитие, создание условий для разно
стороннего развития личности, которое в гуманном, цивилизован
ном обществе отановится самоцелью всех отношений. ' ,
Реальная ситуация, объективная потребность в творчестве \. коадого члена общества определяет и актуальность проблемы формирования творчески активной личности в условиях высшей школы, ибо уровень подготовки специалиста с высшим обра зова нзгам, развитость его творческого потенциала проявятся в будущей деятельности в качестве организатора производства, исследователя, работника культуры, педагога, инженера.
Учитывая сложность и многогранность избранной проблемы, автор исходил из необходимости системного анализа, где попытался представить в единстве теоретический аспект проблемы и ее видение через призму практической проверки посредством научно-педаг гогического эксперимента собственных рекомендаций, учитывающих данные анализа кагериалов социологического исследования, прове- -денного автором в течение ряда лет і различных вузах страны.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования творческого потенциала личности в условиях вуза объединяет
комплекс вопросов, отражающих ее различные аспекти: личность как целостная интегральная система, творческий потенциал личности, его сущность и место в этой системе, особенности становления творческого потенциала высококвалифицированного специалиста в системе шешего образования. Исследование этих вопросов требует изучения научной литературы в более широком плане.
Наиболее разработаны философские и психологические аспекты проблемы личности. В последние годы этой проблеме значительное внимание уделяет социальная психология. Отдельные вопросы рассматриваются исследователями конкретных направлений культуры. Значительное внимание уделяется изучению проблемы целостности личности. В разработку этого вопроса внесли свой вклад исследователи: Алексеев П.В., Афанасьев В.Г., Ананьев ЬЛ'., Андреева Г.М., Ануфриев Е.А., Батенин С.С, Буепа Л.II., Волков ЮЛ'., Кон И.С, Квасов Г.Г., Крутова О.Н., Каган ІЛ.С, Коган Л.11., Платонов К.К., Леонтьев А.Н., Тугаринов В.П., Фролов И.Т. и другие.
Целостность личности рассматривается различными авторани а плане деятель ноет його подхода, социально-психологического,' вероятностно-смыслового, с точки зрения "сущностных сил", "социадвг- ного качества", как единство природного и социального. Чаще аае-го, сущность целостной личности рассматривается как совокупность. всех общественных отношении, как единство отношений всех сфер, деятельности, в которые личность включена, взаимосвязи мотивации и стимулов деятельности. .В некоторых работах обращается внимание на необходимость определения интегральных качеств, которые и отражают целостность личности как сложного явления .
Творческой ае сущности целостной личности в большинстве; работ придается второстепенное значение или такая характеристика вообще не рассматривается, хотя, по мнению автора, целостность личности и проявляет ся_ прежде всего посредством ее творческой
1 См.: Каган М.С. Целостность человека как философская проблема. Биологическое а социальное в формировании целостной личности, -Рига, .1977: Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопроси философии. - I960. И 6; Красин А.II. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. - М., 1981: Коган Л.Н. Цель и смисл азі з ни человека. - М., 1984; Волков ЮЛ'. Целостная личность: сущность, пути формирования. - Ростов: Изд-во. Ростов.ун-та, 1985; Станкевич Л.II.- Проблемы целостности личности (Гносеологический аспект). -!,{,: Высшая школа, TJ87; Жьлезоп 1-І.А. Сущностные силіі человека, іилософско-мироігоззренческий анализ. -Казань: і^д-ио Казан.ун-та, ГзЬ9.
сущности.
* В плане нашего исследования представляют интерес работы авторского коллектива институга философии АН Украины, в которых за1 основу целостности личности, ее реализации и развития берется совокупность всех форм и способов жизнедеятельности, сущность которой - творческое преобразование . 'В этих работах исследуется социально-психологический аспект проблемы, определяется источник развития личности. Если жизнь человека рассматривать как деятельность, направленную на создание условий жизни и в то же время как процесс самореализации, можно предположить, что диалектика взаимоотношений между созданием условий жизни и самореализацией личности является источником внутренней противоречивости, определяющим динаміту жизни личности. Вместе о тем, жизненный путь имплицитно предполагает развитие общественного индивида как ваятеля своей жизни, творца своей судьбы. Эти тезисы представляют интерес и с точки зрения социологии, но требуют углубления анализа на основе достижений философии, социальных наук, нейрофизиологии.
Во многих работах рассматриваются различные аспекты формирования личности в условиях вуза: проблемы становления фило-оофской культуры в вузе, нравственной' культуры молодого специалиста, развития навыков организатора и воспитателя для выполнения профессиональных п социальных функций и саморазвития. Авто-. ры, исследующие отдельные аспекты проблемы, рассматривают воп-' росы творческого развития студента как субъекта познавательного процесса при изучении конкретных дисциплин2.
В отдельных работах дается характеристика студенческой молодежи как специфической социальной группы, раскрывается социальный портрет студенчества, динамика шізнешшх ценностей на основе социологических исследований. В эгоы плане представляют
1 См.: Яизнь как творчество /Социально-психологический анализ/. -Киев: Наукова думка, 1985; Жизненный путь личности (Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования). -Киев: Наукова думка, 1987.
См.: Емельянов В.В., Никитин П.С. Философская культура молодого специалиста. - М.: Высшая школа, 1987; Рубина Л.Я. Советское студенчество. - М.: Мысль, .1981; Формиронакие творческого мышления в процессе преподавания философии. -М.: Высшая школа, 1983; Жуганов А.В. Молодой специалист: путь к творческой зрелости. -М.: Молодая гвардия, 1987. и другие.
интерес работы В.Т.Лисовского, а также К.Штарке, который на основе, долговременных социологических исследований проблем студенчества делает много интересных выводов об условиях, процессе и особенностях развития личности студента высшего учебного заведеній. Отдельные выводы представляются спорными, но это одна из наиболее полных,по отражении различных сторон жизнедеятельности студентов, работ.зарубежных исследователей .
В приведенном аналізе литературы отражается интерес к проблеме формирования личности в условиях высшей школы, который определяется и потребностью развития теоретических аспектов проблемы, и практикой подготовки специалиста, которая в современных условиях порождает множество нерешенных вопросов. Необходима дальпейшая разработка проблемы личности в социологии, где она не. получила достаточного освещения, исследование процесса становле-шія и развития личности как целостной интегральной системы во взаимосвязи с общественной макросистемой. Требуют теоретического осмысления вопросы сущности личности, взаимосвязи сущностных сил и творческого потенциала человека, его места л роли в самореализации и саморазвитии. Значительна потребность в раскрытии диалектики формирования личности и определении особенностей ее формирования в условиях вуза. Для углубленного анализа и систематизации всех аспектов становления творчески разлитой личности будущего специалиста представляется необходимым комплексный подход, позволяющий объединить различные уровни исследования: теоретический, методологический, методический, изучение практического опыта творческого развития личности студента.
Анализ научной разработанности проблемы тпорческого развития личности позволяет автору убедиться, что выбранный гал ракурс исследования не является реализацией "остаточного принципа" (написать о том, что еще не написано), а есть результат собствен-ной многолетней научно-педагогической работы автора, специально посвященной" вопросам выявления наиболее характерных сущностных тенденций, раскрывающих сложный, противоречивый мехаїшзм становления творческих сил, созидательных способностей личности будущего специалиста с высшим образованием. Именно это и обусловило
См.: Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. - [,1.: Высшая школа, 1990; Штарке К. Студенты. Становление личности /перевод с немецкого/. - І,!.: Прогресе, 1982.
постановку цели и определение задач исследования.
Целью исследования является анализ процесса становления творчески активной шчирсти и определение новых подходов-к выявлению и разрешению противоречий системы развития преобразовательного потенциала студента.
Исходя из общей цели, в диссертации были поставлены следующие взаимосвязанные задачи:
определить сущность и значение, творческого потенциала как системообразующего качества личности, представляющей собой интегральную целостность; раскрыть взаимосвязь творческих возможностей и сущностных сил человека;
раскрыть диалектику и особенности становления творчеони развитой личности в системе высшего образования, исследовать ее основные характеристики;
выявить комплеко противоречий процесса развития творческого потенциала будущего специалиста в вузе и обосновать пути их преодоления с целью качественного совершенствования этого процесса;
исследовать механизм творческого развития личности огу-дента с целью разработки основных направлений технологии формирования творчески активной личности в вузе;
провести научно-педагогический эксперимент по проверке основных положений разработанной технологии творческого развития личности в условиях выспей школы, проанализировать его результаты, используя их для уточнения теоретических положений и подготовки практических рекомендаций;
на осново анализа результатов долговременного интервального социологического исследования, осуществленного автором в течение двух десятилетий, показать динамику ценностных ориентации студенческой молодежи.
Предмет исследования в диссертации - творческий потенциал личности и противоречия его становления в условиях вуза.
Объект исследования - процесс формировзцпя личности спецка-листа о развитым творческим потенциален. .
Теоретике—методологическую основу наследования составляют фундаментальные положения философии о конкретно-ксгорзческой сути человека, о становлении к развитии личности; принципы диалек-
7 тического подхода к анализу сущностных творческих сил человека; труда российских и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, а также достижения и научные выводи в области психологии, нейрофизиологии и педагогики.
Эмпирическая основа работы:
социологические данные, полученные в результате проведенного автором интервального социологического исследования, осуществленного в 32-х вузах различных регионов страны с 1972 по 1992 годы. Интервалы между тремя основными этапами составляют 9-Ю лет. Кроме того, проводились промежуточные и контрольные исследования;
документы и материалы, отражающие реальный уровень и проблемы подготовки специалиста в высшей школе, с которыми автор знакомился, находясь в составе различных комиссии по проверке работы вузов, в целевых поездках по изучению практики подготовки специалиста, во йремя проведения социологических исследований;
результаты научно-педагогического эксперимента, проведенного автором с целью проверки эффективности разработанной техно-лог;:;;|гзорческого развития личности студента, проверки теоретических и социологических гипотез, корректировки методики изучения гуманитарных дисциплин.
Научная новизна исследования заключается в выдвижении и обосновании теоретико-методологических положений, определяющих новый подход к исследованию процесса формирования личности в системе высшего образования. Анализ этого процесса осуществляется не в плане объединения ряда задач по воспитанию определенных качеств: профессиональных, нравственных, интеллектуальных, творческих и других, а выделяется одна, главная задача развития творческого потенциала, рассматриваемого в качестве интегрального свойства личности как системной целостности. Решение этой задачи, как показал научный эксперимент, способствует значительному повышению уровня подготовки студента к профессиональной и социальной деятельности, разностороннему развитию личности. Предлагаемое направление открывает новые возможности для углубленного исследования системы подготовки специалиста и ее качественного совершенствования. ни -Процесс формирования созидательно-преобразующих качеств студента анализируется на основе выявления комплекса противоречии учебного, процесса и поиска путе;"' их разрешения. Разработан механизм творческого развития личности.
К элементам нотшзкн относим и методологически!! подход к раора ботке концепции, методики интервального социологического исследования, осуществленного автором, что позволило определить основные противоречия системы развития творческих предпосылок личности в высшей школе, выявить основные тенденции процесса подготовки специалиста, динамику ценностных ориентации студенческой молодежи и выработать соответствующие рекомендации по исследуемой проблеме.
Автором предлагается разработанная и апробированная им технология творческого развития студента, стер;шем которой' является гіетодшіа, способствующая реализации творческого характера познавательной деятельности с целью развития поисковых и преобразова- тельных способностей личности будущего" специалиста. Суть методики в преодолении выявленного несоответствия между потенциальными, содержательными возможностями основных факторов учебного процесса и реальным их воздействием на формирование личности в вузе. Используемый комплекс методов разрабатывался в течение ряда лег на основе сотворчества со студентами и с учетом результатов проведенного социологического исследования.
На защиту выносятся следующие основные положения!
посредством системного анализа обосновано, что понятие "творческий потенциал" является ключевым в осмыслении личности как определенной целостности, выражающим взаимосвязь, взаимовлияние и взаимообусловленность элементов отой целостности. Обладая системообразующим свойством, творческий потенциал еыполня-1-ет интегрирующую функцию в структуре качественных характеристик и в системе становления личности - эта теоретическая посылка способствовала выявлению новых возможностей функционирования и развития исследуемой системы;
творческий потенциал личности как совокупность возможностей целенаправленной созидательной деятельности, проявляется посредством сущностных сил, "обнаруживающих*1 себя благодаря творческим способностям. Сущностные силы, раскрывая человека в качества субъекта творчества, выражают его универсальную преобразователь-ную сущность, динамика и направленность которой находит отражение в творческом потенциале;
степень развитости творческого потенциала в значительной мере определяется включенностью личности в конкретную деятельность, а интенсивность его развития зависит от уровня поисково-.
го, "опережающего" характера деятельности и творческой наполненности ее содержания. Личность с развитым творческим потенциалом, характеризуется высоким уровнем внутреннее потребности в самореализации и саморазвитии даже при отсутствии внешних причин. Основным побудительным мотивом ее самоосуїцй'вления, внутренней причиной является активное отношение к окружающей действительности и к самой себе;
-' в работе раскрывается содержание вводимого нового понятия "творчески развитая личность',', потребность в котором определилась логикой самого исследования: исходя из наличия у каждого человека определенных задатков преобразовательной деятельности, автор обосновывает и раскрывает возможности формирования личности с развитым творческим потенциалом, определяет критерии его развитости. Основные качества творчески развитой личности выявляются на основе анализа процесса творчества, что также обладает элементом новизны;
- процесс творчества исследуется в диссертации в единстве и
взаимосвязи следующих характеристик: основа, источник, содержание,
"генетическая клеточка", движущая сіма. Фундаментальной основой процесса творчества является методологический принцип диалектического развития, 'а источником, соответственно, - противоречие, по мере преодоления которого и осуществляется творческое развитие. Содержание творческого процесса,- по нашему мнению, выражается в единстве и взаимообусловленности его продуктивной и репродуктивной сторон, что позволяет понимать творчество как единство процесса и результата, рассматривать взаимодействие субъекта и объекта в качестве генетической клеточки творческого акта, анализировать особенности творчества личности и обосновать необходимость изменения ста-
4 гуса студента как субгекта деятельности в учебном процессе;
- в-основе авторской концепции формирования целостной, творче
ски развитой личности будущего специалиста целостность рассматрива
ется как богатство конкретного, а стершевая суть концепции - разви
тие творческого погециала студента на основе целенаправленного пре
одоления противоречий во всех видах и формах учебно-воспитательного
процесса;
' - внешние и внутренние причины творческого развития не только взаимосвязаны и взаимозависимы, но имеют и относительно самостоятельный характер. Одна из основных причин, сдерживающих творческое развитие личности заключается в противоречии между объективной
потребностью развивающегося общества и отсутствием надежного меха-' низма превращения этой потребности в необходимость конкретных действий различных общественных и производственных структур. Одно из основных противоречий вузовской системы - между возможностями учебного процесса в творческом развитии личности и их реализацией, использованием. Выясняется зависимость проявления этого противоречия от востребованности творческих способностей выпускников вузов.
Практическая значимость диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы:
для дальнейшего исследования проблемы творческого становления личности в теоретическом и практическом плане;
для,разработки концепций и программ формирования личности будущего специалиста в условиях.гуманитаризации процесса обучения;
для составления программы и методик социологических исследований, связанных с изучением процесса развития творческого потенциала личности в вузе. . ...
В теоретической:'и практической работе по гуманитаризации учебного процесса и его 'преобразовании в новых условиях, в деятельности по методическому обеспечению дифференциации и индивидуализацзга обучения могут быть использованы результаты анализа социологического исследования:
характеристика основных тенденций развития учебного процесса в высшей школе;
особенности ценностных ориентации студенческой молодежи \i > динамика их изменения; «
выявленный комплекс- противоречий системе подготовки специалиста, пути преодоления которых могут выбираться другими исследователями и преподавателями в зависимости от направленности научных и практических интересов;
анализ и оценка действенности основных факторов форыирова-, ния личности в вузе.
В практической работе преподавателей может быть "использована методика изучения социальных и гуманитарных дисциплин, способствующая творческому развитию студентов. Для Совершенствования системной работы по формированию в вузе творчески активной личности ко-* гут быть использованы практические рекомендации, составленные на: основе комплексного исследования проблемы.
Апробация работы. Основные положения диссертации получили
'II
отражение в опубликованных работах: монографии автора, нескольких разделах в коллективішх монографиях, в статьях в общесоюзных, республиканских журналах и за рубежом, в методических рекомендациях по поучению социальных дисциплин. Результаты исследования апробировались на всесоюзных и республиканских научно-методических и научно-практических конференциях в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Пермі, Барнауле, Николаеве, Каунасе, Саратове, Львове.
В прессе есть положительная оценка опубликованных работ, на результаты проведенного социологического исследования ссылаются авторы других публикаций.
Основные положения работы вошли в программу межкафедрального, а затем общеинсгитутского исследования, руководимого автором, в программу "Сотворчество", разработанную на основе выводов диссертации для осуществления основных направлений гуманитаризации в вузе.
Разработанная диссертантом технология развития творческого потенциала личности будущего специалиста в системе высшего образования апробировалась в нескольких вузах, получила поддержку преподавателей и студентоз. Основные положения технологии были использованы при создании методик формирования творческой активности студентов, разрабатываег.шх исследовательской группой института совместно с Научно-исследовательским институтом высшего образования. В технологии творческого развития нашій отражение основные выводы анализа результатов социологического исследования.
Полученные в процессе работы материалы используются при чтении курсов и спецкурсов: "Личность и творчество",- "Личность в системе общественных отношений", "Особенности становления творческого потенциала специалиста в вузе", а также авторского курса.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.