Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Журченко Евгений Борисович

Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ))
<
Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)) Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ))
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Журченко Евгений Борисович. Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)): диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.06 / Журченко Евгений Борисович;[Место защиты: Адыгейский государственный университет].- Майкоп, 2016.- 192 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Теоретико-методологические основания исследования толерантности как принципа межкультурной коммуникации в системе высшего образования

1.1. Социокультурные подходы к исследованию толерантности в системе межкультурных взаимодействий

1.2. Концепт «толерантность»: социокультурная сущность и коммуникативные функции .

1.3 Институциональные ресурсы высшего образования в формировании толерантности

Глава вторая. Инструменты формирования межкультурной толерантности: опыт Южно-российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова

2.1. Роль «Института Международного образования» в формировании ценности толерантности у студентов технических специальностей

2.2 Волонтерская деятельность студентов как инструмент формирования межкультурной толерантности в техническом вузе

2.3 Билингвальное образование в системе формирования межкультурной толерантности в техническом вузе .

Заключение 158

Литература 165

Введение к работе

Актуальность темы. Формирование межкультурной толерантности
современного студенчества, обучающегося в условиях культурного
разнообразия образовательной среды технического вуза Юга России весьма
актуально ввиду нацеленности государства на подготовку инженера нового
типа, обладающего способностью не только к осуществлению

профессиональной деятельности на локальных территориях, но и готовых к работе на совместных предприятиях, производствах, характеризующихся мультикультуральностью деловых отношений, а также стремлением учебных заведений к увеличению контингента студентов из зарубежных стран.

Достаточная сложность формирования межкультурной толерантности как на индивидуальном, так и на социальном уровне трудно поддается научному осмыслению, несмотря на разнообразие работ в этой области.

Это относится и к анализу межкультурной толерантности в условиях
расширения языкового, этнического и культурного разнообразия

образовательной среды крупного технического вуза Юга России, происходящего на фоне изменений в образе жизни, потребностях и ценностях молодого поколения, что оказывает влияние на трансформацию традиционных социальных институтов, в том числе институтов, связанных с образованием.

Образовательная и научная деятельность современного технического вуза все интенсивнее вовлекается в международные контакты, что актуализирует проблему формирования межкультурной толерантности в студенческой среде. В настоящее время все большую популярность приобретают студенческие международные практики, стажировки и защиты диссертаций магистерского и аспирантского уровня российскими студентами за рубежом, а иностранными студентами в российских вузах. Осуществляются совместные научные проекты, увеличивается российское представительство на международных форумах и конференциях, расширяется количество предприятий, на которых работают российские и зарубежные специалисты.

С целью успешного осуществления всех международных контактов необходимо, чтобы партнеры по взаимодействию обладали межкультурной толерантностью, обеспечивающей продуктивный диалог деловых, научных и производственных культур. Установлению такого диалога препятствуют различные негативные явления. М. Беннет обращает внимание на тот факт, что таким понятиям, как фашизм, антисемитизм, ксенофобия, расизм, сексизм, антагонизм, нацизм, дискриминация, исламофобия, логоцентризм, эгоизм и т.д. практически противостоят всего два понятия – толерантность и терпимость, которые в межкультурном диалоге являются базисными категориями для формирования осознанной межкультурной толерантности по принятию Другого.1

1Bennet M. Basic concepts of Intercultural Communication.SelectedReadings. - Yarmouth, 1998.

Разносторонние международные контакты российских преподавателей, студентов, ученых, деловых людей, руководителей и предпринимателей всех уровней показали, что успех в любом виде международной деятельности во многом зависит от наличия межкультурной толерантности.

Актуализирует обозначенную проблему также и то обстоятельство, что
интенсификация межкультурных контактов в сфере технического

образования, ведущего к увеличению количества иностранных студентов в вузах, заставляет вносить изменения в учебные планы и программы, чтобы создавать соответствующую «зону толерантности», которая отвечает потребностям зарубежных студентов. Поскольку оттого, какой опыт по межкультурному взаимодействию они приобретут в российском вузе, будут зависеть в дальнейшем деловые, производственные и научные контакты наших стран.

Между тем случаи интолерантности, доходящие до физического насилия
над студентами-иностранцами, неоднократно освещавшиеся в СМИ,
свидетельствуют о том, что проблема формирования толерантности у
студентов, обучающихся в условиях культурного разнообразия вуза,
приобретает чрезвычайную актуальность, особенно в контексте

провоцирования обострения межкультурных противоречий в политической сфере, в том числе и на международной арене, что подвергает риску межкультурное взаимодействие на микроуровне вуза. Минимизация такого риска требует формирования институциональных механизмов, которые обеспечивают воспроизводство толерантности независимо от внешних факторов и субъективных установок тех или иных индивидов.

Настоятельная необходимость поиска пути формирования

межкультурной толерантности посредством социокультурного анализа существующих теорий межкультурной толерантности и определения на этой основе роли и имеющихся в техническом университете конкретных инструментов по ее обретению обусловили теоретическую и практическую актуальность данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что термин «толерантность» как научная категория стал активно использоваться в научном дискурсе в середине ХХ века, идея толерантности выдвигалась еще в работах Ф. Аквинского, Дж. Локка, которые исследовали конфессиональную веротерпимость и подчеркивали недопустимость какого-либо принуждения в вопросах веры. Дальнейшая научная разработка проблемы толерантности, но уже с точки зрения ее ценностного аспекта, была продолжена Дж. Миллем, обратившем внимание на толерантность как основу свободы индивида от «тирании большинства». Теоретические основания толерантности в контексте либеральной мысли нашли свое отражение в работах таких зарубежных ученых, как Дж. Бери, С. Мендус, П. Николсон, Дж. Ролс, Г. Таджфел, М. Уолцер и др.

Необходимо отметить, что вопросы толерантности обсуждались в русской философской мысли, в сочинениях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, С.Л. Франка и др.

Последние десятилетия нашего столетия характеризуются всплеском интереса к исследованию толерантности. Это подтверждается трудами таких ученых, как В.А. Ядов, С.В. Рыжова, А.П. Логунова, Р.Э. Бараш, М.С. Цапко, В.А. Лекторский, В.В. Глебкин, В.Тишков, В.В. Шалин и др., в чьих трудах представлен теоретический и систематизированный анализ категории толерантности в контексте современных тенденций развития общества.

Принципы толерантности, их значимость для современного мирового развития, непростые способы их реализации в рамках правового, социально-политического, межнационального, межконфессионального, культурного и международного аспекта рассматриваются в работах М.П. Мчедлова, Т.И. Ойзермана, А.В. Логинова, Ж.Т. Тощенко, Ю.А. Гаврилова и др.

Толерантность в качестве способа, противостоящего

этнонационализму и содействующего разрешению социальных,

политических и психологических конфликтов, место толерантности в
различных аспектах человеческой деятельности, а также вопросы,
связанные с семантическим контекстом толерантности, анализ

многообразия подходов к ее изучению представлены в научных работах Г.В. Безюлевой, А.А. Галкина, Ю.А. Красина, П.О. Гречко, С.П. Данилова, Н.В. Нестеровой и др.

Взаимоотношения с «Другими», проблемы формирования

толерантности как стратегической задачи мирового сообщества и инструмента адаптации в условиях глобализирующегося мира, связь толерантности с понятием идентичность отражены в работах С. Жижека, Е.В. Голуб, Ю.В Назарова, Н. Федотовой и др.

Роль толерантности в современном мультикультуральном обществе, рассогласованность ее восприятия в различных научных подходах раскрывается в исследованиях зарубежных ученых (М. Платтнер, Дж. Сизер, Н. Глейзер и др.), которые указывают на необходимость наличия толерантности в конструировании социальной идентичности и самооценки и на то, что мультикультурализм радикализирует либеральный подход к теме толерантности. Анализ неоднозначности в оценке толерантности в современной социологической мысли, проблемы «транскультурной принадлежности» представлены в трудах российских ученых (М.В. Шугурова, Е.Ю. Литвиненко, С.В. Акопова и др.).

Вопросы, связанные с рассмотрением ценностного аспекта толерантности в условиях трансформаций, происходящих в российском обществе, особенности и проблемы становления идентичности в регионе Северного Кавказа освещаются в исследованиях А.Ю. Шадже, С.А. Ляушевой, З. Жаде.

Межкультурная толерантность в рамках изучения второго иностранного языка рассматривается в работах таких ученых, как Л.М. Саффулина, Д.Б. Гудков, И.И. Любанец, Петрунин О.Н., З.И. Кирнозе, О.А. Леонтович, В.П. Фурманова, Н.Л. Шамне и др.

С точки зрения социологии, социологии языка и социальной лингвистики, теории межкультурной толерантности определение типа социальной ситуации для выбора толерантного коммуникативного поведения можно обнаружить в исследованиях российских ученых, которые акцентируют внимание на взаимозависимости коммуникации с процессом получения образования и самореализации личности.

Рассмотрение толерантности как ключевого аспекта в

межкультурном взаимодействии, нацеленного на установление диалога
культур; анализ проблем, возникающих в межкультурной коммуникации и
обусловленных интолерантными установками и существующей

стереотипизацией в рамках социологии культуры, представлены в трудах Л.М. Дробижевой, И.В. Зиновьева, С. Мороз, Н. Лебедевой, И.А. Стернина, С.А. Ляушевой, Карла Ф. Граумана, Е. Холла, М. Беннета, Б. Гудикунста и др. При этом перспективной для формирования толерантности является модель «межкультурной чуткости», разработанная М. Беннетом.

Вопросы, связанные с проблемами формирования толерантности
непосредственно в среде учащейся молодежи, описание имеющегося
практического опыта по внедрению идей толерантности в учебно-
воспитательный процесс в вузе с акцентом на студентов, получающих
гуманитарное образование, а также результаты социологических
исследований по диагностированию «зоны толерантности» в

межкультурном окружении анализируются в работах отечественных и зарубежных ученых (Х. Надири, Л. Уэб-Халпема, А.И. Богданова, И.В. Абакумова, С.В.Шестопалова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.В. Калачинская и др.).

Ученые Юга России, занимающиеся исследованиями проблем этнической общности, современного инновационного образования и различных аспектов толерантности, в том числе и в студенческом сегменте общества, отмечают значимость данной проблематики для южнороссийского региона, в котором образовательная среда представляет смешение различных культур. Наиболее значимыми в данном отношении являются исследования Л.И. Бойко, Г.С. Денисовой, Ю.С. Маевского, А.А. Резванова, А.В. Серикова, В.В. Черноуса, Герасимова Г.И., В.И. Филоненко.

Следует также обратить внимание на научные исследования, проводимые Ю.Г. Волковым и его научной школой, анализирующие становление креативного класса в России, поскольку не вызывает сомнений, что его становление не может протекать в позитивной перспективе без наличия толерантности, способствующей появлению

специалистов нового типа, отвечающих потребностям российской модернизации.

Между тем наличие достаточно большого количества работ,
посвященных исследованию различных аспектов толерантности, в том
числе и в образовательной среде вуза, указывает на то, что недостаточно
внимания уделяется исследованию формирования межкультурной
толерантности, т.к. акцент переносится на анализ этнической

толерантности студенческой молодежи и не рассматриваются реальные механизмы формирования межкультурной толерантности в техническом вузе. Имеющиеся работы по формированию межкультурной толерантности в основном проводятся в педагогическом ключе, описывая различные методические приемы, что не позволяет определить потенциал вуза как медиатора в установлении диалога культур.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении возможностей высшего образования в целенаправленном формировании толерантности как принципа взаимодействий в условиях культурного разнообразия студентов технического вуза.

Цель определяют нижеперечисленные задачи диссертационного исследования:

– систематизировать основные теоретические подходы к исследованию межкультурной толерантности;

– проанализировать категорию толерантности, выступающей в качестве социокультурного концепта при организации межкультурной коммуникации;

– исследовать ресурсы высшего образования для целенаправленного
формирования толерантности как принципа межкультурного

взаимодействия;

– определить роль специальных организационных структур международного образования в технических вузах в формировании межкультурной толерантности;

– выявить возможности формирования межкультурной толерантности в рамках деятельности Волонтерского центра ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова;

– определить значимость билингвального образования в техническом вузе в контексте формирования межкультурной толерантности.

Гипотеза исследования. В поликультурных условиях южно
российского региона технический вуз, помимо своей основной
профессионально-образовательной функции, решает также и латентную
функцию – формирование толерантности как принципа взаимодействия в
межкультурной студенческой среде. Эффективность ее достижения
определена наличием стратегии вуза, нацеленной на воплощение концепта
толерантности в образовательной деятельности и на создание специальных
инструментов (организационных структур, образовательных и социальных
технологий), позволяющих ее реализовать. Их использование формирует

толерантность как паттерн повседневного взаимодействия в условиях культурного разнообразия студентов технического вуза.

Объектом диссертационного исследования является толерантность как принцип организации взаимодействия в поликультурной социальной среде.

Предмет диссертационного исследования формирование

межкультурной толерантности в условиях системы высшего технического
образования на примере Южно-Российского государственного

политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова.

Теоретико-методологические основы исследования.

Теоретическую базу диссертации составили фундаментальные
теоретические работы по исследованию различных аспектов и проблем
толерантности (Дж. Локк, Дж. Милль, Н. Глейзер, М. Платтнер, П.
Николсон, М. Плизент, М. Уолцер, Л.М. Дробижева, М.П. Мчедлов, В.А.
Лекторский и др.). В исследовании продуктивно использовались
социологические, философские и культурологические труды,

формирующие понятие межкультурной толерантности, рассматривающие ее проблемные вопросы и определяющие основные пути по их преодолению (М. Беннет, Е. Холл, К. Ф. Грауман, А. Асмолов, Т.Г. Стефаненко и др.)

При определении сущности толерантности как социокультурного
концепта операционно были использованы работы И.А. Стернина.
Необходимыми для исследования стали современные социокультурные
теории межкультурной коммуникации Н.Д. Арутюнова, Д.Б. Гудкова, В.Г.
Костомарова, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, Ю.Е. Прохорова, Е.Ф.
Тарасова, И.И. Холеевой, Х. Щедера. Системный, функциональный и
структурный подходы определили методологический конструкт

диссертационного исследования.

Для описания проблем формирования межкультурной толерантности в процессе установления диалога культур были использованы концепции символического интеракционизма (Г. Блумер, Ч. Кули, Дж. Мид), социологической феноменологии (П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц), теории «межкультурной чуткости» М. Беннета.

Многоплановость исследуемой в работе проблематики определила
использование междисциплинарного подхода для применения

исследований, сделанных в области этнологии, социологии культуры, философии, культурологии, лингвокульторологии, социолингвистики.

Эмпирическую базу исследования составили: результаты

вторичного социологического анализа исследований по проблеме толерантности, проведенного сотрудниками Уральского государственного университета и а2, рассматривающие толерантность не только в качестве универсальной ценности современного общества, но и

2Хомяков М. Б. Уральский межрегиональный институт общественных наук: прояснение концептуальных оснований проекта // Толерантность: Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. 2002 № 1.

как глобальную социокультурную проблему; социологические

исследования, проведенные в вузах Юга России; анализ социологического портрета современного студенчества3; проблемы инкультурации и адаптации иностранных студентов4; а также оценка этнической толерантности студентов Ростовской области5.

С целью анализа возможностей института высшего образования по формированию толерантности также были использованы материалы социологических исследований, проведенных в высших учебных заведениях Австралии, Турции и Великобритании6.

Авторское социологическое исследование включило анкетный опрос («Считаете ли вы себя толерантным человеком?»), проведенный среди 1570 студентов – членов Волонтерского Центра Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, 357 из которых приняли участие в Олимпийских и Паралимпийских играх (Сочи, 2014) и 27 глубинных интервью (2014 – 2015 гг.) студентов-иностранцев из Ирака, Вьетнама, Китая, обучающихся в университете.

Научная новизна исследования состоит в том, что формирование межкультурной толерантности студентов в техническом вузе Юга России в ее теоретическом осмыслении и эмпирическом проявлении как социологической проблемы в контексте социокультурного анализа нуждается в комплексном социологическом исследовании. К элементам новизны можно отнести следующее:

- систематизированы основные теоретические подходы к исследованию
межкультурной толерантности, определяющие многоаспектность этой темы
и перспективные направления ее формирования в вузе;

- показана сущность концепта «толерантность», выраженная в
готовности понимания и принятия «Другого» с его культурными отличиями,
что требует целенаправленного воздействия на индивида и группу со
стороны агентов социализации;

- выявлен потенциал организационных и образовательных ресурсов
высшего образования для формирования межкультурной толерантности,

3 Социологический портрет студентов Южного федерального университета: коллективная монография / Отв. ред. А.В. Сериков. Изд-во: Росиздат. Ростов-на-Дону, 2013.

4Инкультурация иностранных студентов в российском вузе: межличностный аспект (по результатам
социологического исследования в ЮРГПУ (НПИ). Вестник Адыгейского университета. Серия 1. Выпуск
№ 4 (108) / 2012.) Ишаки Камар Иностранные студенты в российском вузе:социокультурные особенности
адаптации и профессиональной социализации: дис. канд. социол. наук: 22.00.04 Кубанский

государственный университет. 2014.

5Нарежная О.А. «Этническая толерантность студенческой молодежи Ростовской области» дис. … канд. социол. наук, 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы, Ростов-на-Дону, 2010. 6Report to the Australian Government of Education, Science and Training. “Encouraging Tolerance and Social Cohesion through School Education. July, 2006. Nadiriri Halil, Hussan R., Kandampulli J. Zones of Tolerance for Higher Education Services: A Diagnostic Model of Service Qualiti towards Student services // Еducation and Sciencies 2011. Vol. 36, No.159.Student Self-Formation in International Education // Journal of Studies in International Education/ November, 2013. Электронный ресурс. Режим доступа:

позволяющих реализовать целенаправленную социализацию в сфере межкультурных взаимодействий;

- доказано, что «Институт международного образования» в
техническом вузе выполняет функцию инструмента по формированию
межкультурной толерантности, эффективность которого определяется
целенаправленной интеграцией образовательной, партнерской,
социокультурной деятельности, сфокусированной на преодоление
культурного невежества;

- выявлены возможности волонтерства как инструмента формирования
межкультурной толерантности, которые коренятся в специфической функции
волонтерства: конструировать альтернативный «жизненный мир»,
противостоящий ценностям консюмеризма и способствующий
формированию гражданского общества;

- определена значимость билингвального образования в техническом
вузе, выступающего медиатором в установлении межкультурного диалога, и
эмпирически аргументирована необходимость введения факультативных
курсов по истории и культуре России, а также спецкурсов по изучению языка
науки и техники.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Проблемное поле исследования межкультурной толерантности, помимо традиционного функционального и культурно-релятивистского подходов, включает: культурно-специфический подход, дающий возможность определить влияние разнообразия культур на осуществление межкультурной коммуникации; культурно-генерализационный подход, сосредотачивающий внимание на очевидных культурных различиях; культурно-компетентностный, основывающийся на взаимном стремлении к пониманию контента (вербального и невербального) в межкультурной коммуникации; гуманистический, цель которого состоит в отказе от «идеологизации дискурса» в процессе межкультурного взаимодействия; исторический, способствующий установлению «межкультурной чуткости» и компетентному прочтению межкультурного поведения. Систематизация методологических подходов в этой сфере анализа позволяет разработать кластерную модель формирования межкультурной толерантности в техническом вузе.

  2. Концепт «толерантность», являясь принципом межкультурной коммуникации, содержит в себе следующие социокультурные функции:

- выражение нравственных установок по отношению к «Другому», чьи ценности могут быть отличными;

- определение характера коммуникативного поведения субъекта
(индивида, социальной или этнической группы) по отношению к
представителям иной культуры;

- способствование фасилитации эмпатийной коммуникации в условиях
разнообразия межкультурных социальных ситуаций.

Благодаря этим функциям, сущностным выражением концепта «толерантность» является обеспечение в поликультурной социальной среде

формирования коллективных представлений, нацеленных на достижение взаимопонимания и на межкультурный диалог.

  1. Исследование организационных образовательных ресурсов высшего образования: информационно-просветительских, профессионально-ориентированных, инструктивно-прогнозирующих, которые содержат развернутые целенаправленные образовательные программы, комплексы методик социально-практических и психологических тренингов, что позволяет доказать, что они создают познавательные и предметно-практические условия для овладения студентами кластером норм и традиций, принятых в конкретном учебном заведении, речевым поведением, социально-коммуникативными умениями, позволяющими адекватно оценить ситуации межкультурного общения и сформировать установку на приятие Другого без предубеждений и культурных стереотипов.

  2. «Институт международного образования» выступает эффективным инструментом, направленным на вовлечение студентов, магистров и аспирантов в систему международного образования, на расширение межкультурных практик повседневной жизни и в международную деятельность Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова. Для реализации этих задач Институт МО выполняет следующие функции:

- создание условий для инклюзии всех студентов во все виды
социальной деятельности в университете, основанием которой является
признание ценности исторического и культурного бэкграунда студентов
различных стран и культур;

- интегрирование межкультурного образования во все виды дисциплин,
изучаемых в университете;

- выявление и противостояние любым видам проявления расизма,
этноцентризма и ксенофобии в первую очередь в пространстве вуза;

- обеспечение студентов, изучающих русский язык в качестве средства
международного общения, соответствующей поддержкой для овладения ими
в полной мере будущей профессией.

Об эффективности реализации этих функций свидетельствуют
результаты мониторинговых опросов в ЮРГТУ, характер межкультурного
взаимодействия студентов в практиках формального и неформального
общения, реализация совместных социокультурных программ и

мероприятий.

5. Опыт Волонтерского Центра ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова –
инструмента формирования межкультурной толерантности – показал, что
подготовка волонтеров к организационной деятельности в Зимних
Олимпийских и Паралимпийских играх (г. Сочи) актуализировала овладение
функциональными умениями понимать поведенческие паттерны
представителей другой культуры, корректировать свое поведение,
преодолевать конфликты в процессе межкультурной коммуникации,
признавать право на существование различных ценностей и норм поведения
в условиях быстро меняющихся социальных ситуаций. Эмпирические

исследования, проведенные после завершения Олимпийских игр, показывают устойчивость ценностей толерантности у всех участников этого проекта, что свидетельствует об эффективности данного инструмента для формирования межкультурной толерантности.

6. Билингвальное образование иностранных студентов в техническом
вузе направлено не только на инструментальное изучение второго языка для
возможности получения полноценного образования, но и ориентировано на
формирование бикультурной личности, опираясь на овладение русским
языком на уровне координативного билингвизма. Оно создает почву для
толерантного принятия и понимания институциональных норм поведения и
традиций не только на микроуровне университета, но и на макроуровне
российской культуры для успешных межкультурных деловых и

производственных контактов в будущей профессиональной деятельности.

Научно-теоретическая и практическая значимость

диссертационного исследования заключается в том, что использование его результатов позволяет на уровне Минобрнауки РФ, региональных органов управления образованием разрабатывать и совершенствовать стратегию воспитания толерантности у подрастающего поколения начиная с дошкольного образования, что будет способствовать формированию и закреплению толерантности у современного студенчества, где высшее учебное заведение в условиях культурного разнообразия образовательной среды сможет выступать в качестве основного организатора и регулятора по выработке межкультурной толерантности. Материалы диссертационного исследования могут быть продуктивно использованы при подготовке и чтении курсов по общей социологии, социологии культуры, социологии толерантности, социологии молодежи, межкультурной коммуникации.

Полученные результаты диссертационного исследования принесут
несомненную пользу при разработке программ по формированию
межкультурной толерантности в высших учебных заведениях,

характеризующихся разнообразием культур обучаемых, для развития волонтерского движения, подготовки волонтеров к активной деятельности, где наличие толерантности является ее базовой компонентой.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальных коммуникаций и технологий ЮФУ, на научных семинарах аспирантов и соискателей, на 8-х научно-практических конференциях в России и в Украине (Всероссийская научная конференция: «Методология, теория и история социологии», Ростов-на-Дону, ЮФУ, 23-24 ноября. 2012 г.; Международный образовательный форум: «Международный диалог: инклюзия через всю жизнь» Ростов-на-Дону, ЮФУ, 28-29 ноября 2013 г.; Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых: «Путь в науку», Ростов-на-Дону, ЮФУ, 6-9 апреля 2015 г. и.д.). Результаты исследования отражены в 14 публикациях общим объемом 13,5 п.л., в том числе 5 в изданиях, включенных в Перечень, рекомендуемый ВАК

при Министерстве образования и науки Российской Федерации и 1 монография.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы, трех приложений.

Концепт «толерантность»: социокультурная сущность и коммуникативные функции

Культура толерантности, тем более, межкультурной толерантности не является врожденным качеством человека, она приобретается в процессе социализации, начиная с первичной социализации в семье, и продолжается практически в течение всей жизни индивида. Социально понятая толерантность не дается человеку от рождения, учиться социальной культуре толерантности это долгий путь, требующий работы мысли и духа, ведь недаром Т.В.Шеляг подчеркивает, что «толерантность – это социальное и личностное качество, которое необходимо постоянно вырабатывать и укреплять в социальной практике индивидов, групп и обществ».21 Культура толерантности в контексте межкультурной коммуникации связана с определением самого понятия толерантности, а также с определением коммуникации вообще и с определением межкультурной коммуникации в частности.

Существует множество определений толерантности, различие в которых зачастую связывается с отсутствием значения данного понятия в словарных статьях советского периода и в сопоставлении значения толерантности в разных иностранных языках. Как правило, сравниваются словарные значения термина толерантность в романо-германских языках и делается вывод о том, что, несмотря на некоторые различия, общая идея состоит в умении принимать иные взгляды, убеждения и верования без предубеждения. Наиболее полный анализ смыслового значения термина толерантность представлен в работе В.В. Глебкина «На пути к толерантному сознанию», где подчеркивается, что дефиниция «толерантность» появилась в российской логосфере достаточно недавно, о чем свидетельствует то, что, например, в одном из самых полных энциклопедических словарей Брокгауза и Эфрона, изданного в 1901 году, отсутствует толкование данного термина, хотя уже в более позднем малом издании энциклопедии появляется дефиниция толерантность, рассматриваемая как терпимое отношение к иным религиозным верованиям и ритуалам. Таким образом, можно заметить, что в основе определения толерантности лежит такое понятие как терпимость.22 Если же обратиться к наиболее полному толковому словарю русского языка, составленного В.И. Далем, то мы найдем следующее толкование терпимости: «свойство, качество это. Терпимость вер, разных вероисповеданий. Терпимость личных убеждений», а «терпеливый» – это «спокойный, рассудительный, великодушный, снисходительный».23

Надо заметить, что современные толкования толерантности в русском языке мало чем отличаются от вышеприведенных понятий. Например, в «Современном словаре иностранных слов» содержится следующее определение толерантности: «Терпимость, снисходительность к кому либо, чему-либо».24 В Большом современном словаре русского языка мы находим, что толерантность - это «Снисходительная терпимость к кому либо или к чему-либо (чужому мнению, иному верованию и т.п.) как обязательное условие политического плюрализма».25 Более содержательное толкование толерантности содержится в «Философском энциклопедическом словаре», где толерантность определяется как «терпимость киного рода взглядам, нравам, привычкам» и подчеркивается, что «толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознании надежности своих собственных позиций, признаком открытого

Однако по мнению современных ученых, в настоящее время «изменяется как содержание, так и роль понятия толерантности», что не позволяет ассоциировать категорию толерантности просто с «терпением» или «терпимостью» как вынужденным допущением бытия Другого».27 Известный российский ученый В.А. Лекторский выделяет четыре подхода в рассмотрении толерантности: индифферентное отношение (толерантность как безразличие); отсутствие и нежелание найти общие точки соприкосновения (толерантность как невозможность взаимопонимания); терпение сильного по отношению к более слабому (толерантность как снисхождение); расширение личностного опыта в познании поликультурного мира (толерантность как критический диалог). В.А. Лекторский по данному поводу отмечает, что «каждая культура, ценностная и познавательная система не только вступает в борьбу с другой системой, но так или иначе пытается учесть опыт другой системы, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта»

Поскольку для нас важна значимость категории толерантности в межкультурном контексте, то нельзя не обратиться к недавно появившейся в русском варианте работе известного американского ученого Майкла Уолцера «О терпимости», анализирующего толерантность с точки зрения мультикультурального сосуществования различных этнических и конфессиональных сообществ. Он уделяет внимание поведенческим аспектам, «то есть таким, при которых разнящиеся друг от друга люди не являются партнерами в каком-либо деле или начинании, и существование или иной объединяющей их в культивируемой ими необходимости»29. М. Уолцер обращает внимание на пять типов толерантных режимов (пять типов политического устройства), которые не исключают терпимости по определенным вопросам с целью поддержания государственного единства. К ним он относит многонациональные империи (система миллетов османской империи, Советский Союз), международное сообщество, косоциативные (со-общественные) устройства (Бельгия, Швейцария), иммигрантские общества (США), национальные государства (Франция), в которых меньшинство практически составляют все этнокультурные группы, помимо одной доминирующей группы.30

Однако А.В. Перцев, анализируя категорию толерантности с точки зрения современных условий в России, настаивает на том, что существует необходимость перехода от «толерантности политической к толерантности ментальной», поскольку применение политической толерантности при осуществлении международной деятельности – «это выражение жизненных интересов страны и народов».31 Но политическая толерантность при отсутствии толерантности ментальной является лишь иллюзией достижения истинного согласия. При этом А.В. Перцев предлагает рассматривать толерантность как промежуточный этап перехода от конфликта к взаимопониманию и сотрудничеству.

Институциональные ресурсы высшего образования в формировании толерантности

Рассмотрение концепта толерантности с точки зрения социологической мысли непосредственно связано с трудами таких известных социологов как Э. Гидденс, Г. Зиммель, Т. Парсонс, А. Шюц70, которые анализируют общество как непрерывный процесс повседневного социокультурного общения, конечная цель которого установление взаимопонимания. Осуществляя повседневное общение, студент (социальный субъект) обретает определенный социальный опыт, расширяя границы своего «жизненного мира», в немалой степени этому способствует наличие общих значений, к которым относятся и социокультурные концепты. Опираясь на эту идею, представляется возможным рассматривать концепт толерантности, как обладающего следующими характеристиками: - индикатор коммуникативного поведения (позитивного/негативного) отдельного индивида (социальной, этнической группы) по отношению к представителям иной культуры); - выразитель нравстенно-ценностных установок по отношению к Другому, ценностные установки которого могут быть отличными; - фасилитатор установления гармоничной коммуникации в условиях межкультурного взаимодействия в вузе. Перечисленные характеристики позволяют определить концепт толерантности как обладающего ценностно-функциональной значимостью в системе высшего образования, при этом нельзя забывать, что он является сложным социальным концептом. Его укорененность или неукорененность в сознании представителей определенной культуры, проявляющиеся в коммуникативном поведении, находят свою проекцию в теории «социального» и «культурного капитала» П. Бурдье. Поскольку он связан с комплексом практически всех социальных отношений подобно социальному и культурному капиталу, данный концепт может выражать и «престижные культурные ресурсы», а также «широко распространенные культурные сигналы, используемые для социального и культурного исключения». Как подчеркивает Л.М. Дробижева, «концепт толерантность носит универсально-общечеловеческий характер и является важнейшим элементом цивилизованного общественного сознания». Она также считает, что концепт толерантность находится в фазе своего становлении в русском языковом сознании, при этом его становление в качестве социокультурного концепта непосредственным образом зависит от «воспитания культуры общения», что может быть достигнуто посредством «формирования коммуникативной толерантности», которая в конечном итоге создаст предпосылку для его укоренения в качестве «ментальной категории и ценности национального сознания».71

Следовательно, можно заключить, что: - в большинстве европейских стран соблюдение толерантного поведения в межкультурной коммуникации является принятой коммуникативной формой общения, которая подвергается постоянному общественному мониторингу со стороны гражданского общества, средств массовой информации и даже правительственных органов; -концепт толерантности пока еще находится на стадии интериоризации в сознании россиян; - особенно важна интериоризация концепта толерантности как социокультурного концепта для молодежи, которой предстоит определять пути нашего развития в будущем, и, если мы хотим следовать путем цивилизованного демократического развития, то без доминантного принципа такого выбора, а именно - толерантности нам не обойтись; - анализ научных работ современных ученых позволяет придти к выводу, что работа по формированию активной и коммуникативной толерантности должна стать стратегической задачей российского общества, что будет способствовать становлению концепта толерантности в качестве национального концепта; - в деле формирования концепта толерантности в сознании современной молодежи для осуществления продуктивной межкультурной коммуникации большая ответственность ложится на систему образования, в том числе и на образовательные учреждения высшего образования. Поэтому в следующем параграфе мы рассмотрим основные вопросы, связанные с формированием межкультурной толерантности в системе высшего образования.

Как уже подчеркивалось ранее, толерантность не является наследуемой генетически характеристикой человека, она формируется под воздействием многих социокультурных факторов, что позволяет, согласно М. Мацковскому выделять такие виды толерантности в социологических исследованиях, как: 72 гендерная толерантность; возрастная толерантность; образовательная толерантность; межнациональная толерантность; расовая толерантность; религиозная толерантность; географическая толерантность; межклассовая толерантность; физиологическая толерантность; политическая толерантность; сексуально–ориентационная толерантность; маргинальная толерантность. Мацковский подчеркивает, что в контексте социологической парадигмы одним из аспектов рассмотрения толерантности является ее функционирование в условиях определенного института, к которым может быть отнесен и институт образования. Выделение института образования в отдельную область социологических исследований опосредуется и целым рядом международных документов, принятых в качестве руководства к действию в глобальном масштабе для формирования толерантных отношений в системе образования. Так, например, в статье 3 – «Социальные аспекты Декларации принципов толерантности», принятой на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 ноября 1995 года, говорится о необходимости укреплять «дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу» в школах и университетах. В статье 4 того же документа прямо заявляется о необходимости «уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых навстречу другим культурам».73

В Докладе Верховного комиссара по правам человека на 58-й сессии по правам человека ООН 7 февраля 2002 года выделен целый раздел, посвященный роли образования в области несовместимости демократии и расизма, где подчеркивается огромная роль образования в деле предупреждения ксенофобии и предотвращения нетерпимости и последствий, которые с ними связаны. В частности, он напомнил, что в статье 13 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» прямо говорится: «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Оно должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества и способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами».

Надо отметить, что во многих работах современных ученых толерантность и необходимость ее формирования в условиях культурного разнообразия современной образовательной среды вуза рассматривается исходя из стратегических задач, обозначенных в вышеперечисленных международных документах. К ним можно отнести работы И. В. Абакумова, Е.В. Алексеева, А.И. Богданова, Г.В. Грачева, Ю.И. Грачева и др., в которых толерантность рассматривается в качестве значимого способа осуществления взаимообогащающего учебного процесса в условиях культурного разнообразия образовательной среды современного российского вуза, где происходит формирования будущих специалистов, способных к продуктивной деятельности в межкультурном профессиональном взаимодействии.74

Волонтерская деятельность студентов как инструмент формирования межкультурной толерантности в техническом вузе

В процессе обсуждения со студентами индикаторов интолерантности (круглые столы, дискуссии, лекции, студенческие форумы, конференции и т.д.) необходимо подчеркнуть, что в случае их проявления, должны предприниматься срочные меры по их лимитации, а в дальнейшем к полному исключении из общественной (студенческой) жизни. Студенты должны быть ознакомлены с индикаторами интолерантности с тем, чтобы с должной серьезностью относиться к проявлениям таких, казалось бы «несерьезных вещей», как насмешки над иным коммуникативным или речевым поведением, которые могут вырасти в гораздо более «серьезные» проявления интолерантности.

Для иллюстрации интолерантности эффективными средствами оказались демонстрации «живых» свидетельств данного явления. Например, при обсуждении со студентами индикаторов интолерантности, видимым визуальным подспорьем оказалась работа с географической картой мира, на которой были обозначены места, где проявление интолерантности (действительные войны или военные кофликты, языковые войны, религиозные или этнические конфликты, расовые конфликты, случаи сегрегации, конфликты между миноритарными и мажоритарными группами, проявления насилия, систематической эксплуатации женщин, детей и т.д.) подтверждалось реальными информационными ресурсами. Рассказы студентов-иностранцев значительно помогают в этом вопросе, поскольку многие из них на личном опыте ощутили, что такое интолерантность (представители Ирака, Ирана, Вьетнама).

Дальнейшее обсуждение индикаторов интолерантности оказалось полезно сочетать с изучением Декларации о правах человека, о существовании которой до проведения дискуссий, круглых столов, специальных занятий в рамках работы клубов «Я хочу знать Другого», «Будущий мир зависит от нас» знали 75% респондентов, однако знакомы были с содержанием лишь 11% студентов. 25% никогда не слышали о существовании данного документа.

После изучения Декларации о правах человека, эффективным представляется составление совместно со студентами таблицы Ill индикаторов толерантности. Имеющийся практический опыт позволил свести индикаторы толерантности в следующую таблицу. Индикаторы толерантности и их поведенческое проявление ЯЗЫК Отсутствие уничижительных расовых, этнических, гендерных ярлыков и эпитетов. Использование СМИ нейтральных языковых средств при описании той или иной социальной или этнической группы. Использование миноритарных языков в образовании, юридической практики, средствах массовой информации.

Общественный порядок Отношения между людьми, основанные на равном соблюдении законности, равном доступе к социальным благам, общественной деятельности, равные экономические и образовательные возможности для всех групп, независимо от гендерной, расовой, этнической, статусной принадлежности.

Социальные отношения Основаны на взаимном уважении человеческого достоинства каждого члена общества.

Политические процессы По своей сути демократические, участие в которых доступно всем без исключения членам общества.

Отношения между доминантой группой и миноритарными группами, с коренным населением Общество или определенный социальный институт (образование, бизнес и т.д.) целенаправленно обеспечивают условия для обмена между мажоритарными и миноритарными группами, при которых обеспечивается культурная интеграция, предпринимаются усилия по сохранению и реальному применению языков коренных народов того или иного региона, неукоснительное соблюдение прав каждого человека.

Общественные,культурныесобытия. Участие в общественных событиях всех тех, кто выражает желание продемонстрировать свою культуру, рассказать о своем историческом прошлом или показать сегодняшние достижения. При этом проявляется внимательность к ранее существовавшим в историческом контексте конфликтам, признается стремление к объективному их оцениванию, выказывается уважение к коренному населению, подчеркивается его вклад в общую культуру.

Религиозные практики Все члены общества обладают правом исповедовать свою религию, соблюдать религиозные ритуалы до той степени пока они не оскорбляют религиозных чувств других членов общества и уважают их религиозные устремления.

Межгрупповое сотрудничество Общая забота всего сообщества адресуется всем группам. Решение общественных проблем и противоречий разрешаются кооперативно с целью достижения общих социальных целей. Межэтнические и межрелигиозные вопросы рассматриваются в рамках диалога, архитектура которого выстраивается в контексте общеприемлимого дискурса.

Большинство существующих программ по формированию толерантности были вдохновлены проблемами, возникающими в связи с быстро меняющимся обликом современных обществ, где поликультурности населения становится одной из характерных черт.Так, например, в Ростовской области в настоящее время проживает 150 национальностей и народностей. Как показывают социологические исследования последних лет отношение студенческой молодежи к многонациональному составу Ростовской области не является однозначным. 43,9% студентов Южного федерального университета полагают, что культурное разнообразие населения выступает как преимуществом, так и проблемой, только преимуществом данное положение рассматривает только 12,2% студентов, к серьезной же проблеме его относят 11,1%. Причем, организаторы исследования подчеркивают, что «потенциал межэтнической напряженности связан с уровнем жизни и образования молодежи, в связи с этим особое внимание должно уделяться сфере высшего образования как институциональному средству профилактики ксенофобии».124

Сообщества сталкиваются с проблемами взаимоотношений между группами, которые до недавнего времени практически не вступали в близкие контакты. Эти отношения часто проходят в контексте «культурного невежества», когда представители того или иного сообщества практически ничего не знают друг о друге. Собственно говоря, это происходит и в условиях культурного разнообразия современного технического вуза, где студенты из разных культур зачастую мало информированы о культурном наследии, истории, социальной жизни друг друга. Так, например, наш предварительный опрос перед проведением очередного заседания клуба «Я хочу знать Другого», посвященный Ираку, показал, что об Ираке, российские студенты знали, что там много нефти (77% респондентов), там была война – 58%, основная религия – ислам (62%), что женщины носят паранджу и не имеют возможности получить образование считали – 85%. Никакие другие вопросы относительно культуры и истории Ирака студенты не отметили. Однако после проведения заседания клуба, когда студенты и аспиранты из Ирака, сделали презентацию о своей стране, рассказали о своих традициях, образе жизни, ответили на интересующие участников клуба вопросы, знания об Ираке были значительно расширены. В частности, удивление наших студентов вызвала информация о том, что большинство иракских женщин не носят паранджу, не существует запретов на получение образования, в том числе и высшего, многие женщины работают, среди них большое количество преподавателей на разных образовательных уровнях. Значимость данной работы очевидна и одной из ее главных задач становится привлечение к участию как можно большего количества студентов, поскольку, например, в Южном федеральном университете «что-то слышали» о мероприятиях, «посвященных межкультурному диалогу» 47,9%, вообще никогда о них не знали 36,7%, а принимали в них непосредственное участие только 8,9% студентов.125

Билингвальное образование в системе формирования межкультурной толерантности в техническом вузе

Из всего вышеизложенного, можно придти к следующим выводам: - билингвальное образование выступает одним из главных интсрументов по формированию межкультурной толерантности, способствуя установлению межкультурной коммуникации на основе уважительного отношения к специфике разнообразных культур и паттернов поведения, представителями которых являются студенты иностранцы, обучающиеся в российских вузах; - студенты достигают в ходе изучения русского языка в основном координативного типа билингвизма, предполагающего бикультурность, которая создает основу для толерантного принятия и понимания

Ишака Камар Иностранные студенты в российском вузе: социокультурные особенности адаптации и профессиональной социализации. дис….канд. социол. наук. – 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы. – Краснодар, 2014. институциональных норм поведения и традиций не только на микроуровне университета, но и на макроуровне российской культуры; - овладение билингвизмом и бикультурностью предполагает нацеленность будущих иностранных специалистов на осуществление деловых контактов с Россией в своей будущей профессиональной деятельности; - толерантность в межкультурных взаимоотношениях на уровне студенческой коммуникации рассматривается в контексте категории «дружбы», рассматриваемой как проявление истинной толерантности в межличностных отношениях, при этом дружеские взаимоотношения способствуют овладению билингвизмом и создают почву для бикультурности индивида; - билингвальное образование в вузе явно нуждается во введении дополнительных (факультативных) курсов по истории и культуре России, а также спецкурсов по изучению языка культуры и техники. для осуществления целенаправленных действий по формированию толерантности, разумным представляется наличие определенных структур, которые осуществляют своеобразную роль менеджера по управлению процессом формирования межкультурной толерантности;

Подводя итоги всему вышеизложенному во второй главе, можно заключить, что наличие в организационной структуре технического вуза специального подразделения по руководству международной деятельностью (в нашем случае это Институт Международного образования) является необходимым условием для формированиямежкультурной толерантности, поскольку он выступает медиатором, объединяющим работу учебных и воспитательных подразделений вуза, опираясь при этом на гуманизацию образовательного процесса, инклюзию всех студентов в разнообразную деятельность вуза, помимо учебной деятельности, разработку специальных программ для формирования межкультурной толерантности, где также предусмотрено изучение основных международных документов, связанных с проблемой толерантности,исключение возможности проявления интолерантности, ксенофобии и расизма, для чего разрабатываются и проводятся специальные мероприятия, способствующие формированию межкультурной толерантности, адаптивности, умению действовать в единой команде по осуществлению поставленных целей. Организуя свою деятельность по целенаправленному формированию межкультурной толерантности Институт международного образования рассматривает ее в качестве ценной духовной компоненты современного студента, от которого общество ждет проявления в будущей профессиональной деятельности не только качеств высокого профессионализма, но и умения осуществлять эту профессиональную деятельность в условиях культурного разнообразия деловых и производственных сред. Поэтому Институт Международного образования целенаправленно ведет работу по преодолению «культурного невежества», которое основывается на стереотипизации представлений о той или иной этнической группе и препятствует установлению толерантных отношений между студентами, чему способствует работа университетской библиотеки и клуба интернациональной дружбы.

Одним их действенных инструментов по формированию межкультурной толерантности студентов технического вуза является наличие Волонтерского Центра, способствующего привлечению студентов к активной общественной деятельности, что формирует у студентов волонтеров альтернативный «жизненный мир», способствующий формированию гражданского общества. Опыт подготовки волонтеров для работы в рамках проведения Олимпийских Игр в г. Сочи показал, что целенаправленная работа по формированию межкультурной толерантности принесла ощутимый результат. Анализ их работы показал, что у студентов были сформированы следующие умения: понимание поведенческих паттернов представителей другой культуры, умение пересматривать свое поведение в зависимости от социальной ситуации в условиях межкультурной коммуникации, умение находить решения возникающих конфликтов, признавать право на существование различных ценностей, норм поведения, мобильно реагировать на быстро меняющиеся ситуации. Формирование данных умений, необходимых для осуществления толерантного межкультурного диалога, стало возможным благодаря использованию комплексного подхода, включившего лингвистический, информационный и социально-культурный компоненты.

Отказ от рассмотрения билингвального образования только в качестве инструмента по функциональному овладению языком обучения показал, что билингвальное образование выступает одним из главных механизмов по формированию межкультурной толерантности студентов иностранцев, что содействует их адаптации к условиям культурного разнообразия технического вуза и инклюзии во все виды внеучебной деятельности вуза. Опыт обучения студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья показал, что студенты достигают в ходе изучения русского языка в основном координативного типа билингвизма, что позволяет говорить о формировании бикультурной личности, сохраняющей свою этническую идентичность при одновременном приятии ценностей и норм принимающей культуры, что создает основу для дальнейшего сотрудничества с этими странами в производственной, научно-технической, экономической и культурной деятельности в будущем.

Однако анализ проведенных глубинных интервью со студентами-иностранцами обозначил и ряд проблем, имеющихся в билингвальном обучении в вузе: недостаточность информации об истории и культуры России, а также трудности, возникающие у студентов при работе с научно-технической терминологией при написании курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций.