Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовные основы преемственности поколений Болотин, Иван Сергеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Болотин, Иван Сергеевич. Духовные основы преемственности поколений : автореферат дис. ... доктора философских наук : 22.00.06.- Москва, 1993.- 47 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Преемственность поколений относится к числу глобальных и вечных проблем. Современный интерес к ней вызван особенностями развития, в частности, бурным историческим движением и потрясениями. Динамизм социальной жизни, изменение структуры ценностных ориентации, дискуссии о путях и направлениях преобразования общества делает эту проблему актуальней как в общечеловеческом, так и в национальном масштабе. Ее значение для нашей страны обусловлено как расшатыванием старых устоев кивки, идей л веровании, стагнационными прсцессами, характеризующими страну, так к нарушением естественно-исторического процесса отношении между поколениями, культурного наследования. -

Обновление всех сфер общественной и государственной жизни страны актуализировало проблему наследия, остро поставило в теория и практической работе вопрос об отношении к опыту предшествующих поколений, ее научному переосмысление и развитие.

Прогнозирование социального процесса в современных условиях предполагает прежде всего тщательный социально-философский анализ реальных субгектоа и обгектов социального действия, о.* также условий, в которых ока осуществляется. Особое внимание исследователей в втом аспекте привлекает отношение поколений к, прежде всего, молодежи, как особой социально-демографической группы, дифференциация ее интересов и ценностных ориентации.

Долгие годы проблема отношений поколений не рассматривалась в советском обществоведении, как социальная и научная проблема. Считалось, что движение страны к заданной цели, коммунизму, обеспечивает линейный характер ее развития, бесконфликтяоеп процесса культурного наследования.

Кроме того, > отечественном обществоведении на протяжении .нес-^ кольких десятков лет основное внимание уделяется диалектике проиг-водительных-сил и производственных отношений, базиса и надстройки, т.е. движение общества на формациояяом уровне. Это приводит к току, «то влияние смены поколения на развитие общества выпадало из анализа. Из рассмотрения специалистов выпадал и цивйлигацконный аспект данной проблемы.

- 4 -Необходимость современного теоретического переосмысления отно-шения поколений в советский период развития России, ' их, духовного «дара обусловлено и тем, что становление правового государства и -празаданского общества ватрагивает основы всей надстройки, ее yv-іреядеяий, институтов и организаций, как традиционных, так и новых, івароядающкхся и обновляющихся или возрождающихся старых массовых организаций, в том числе молодежных. Существенным обрааом сегодня a «anew существе меняется роль и значение т&чогоб например, социального я духовного института как церковь, одной иэ важнейшие функций которой является консервация и трансляция культурного наследия 1ШЦЗД.

Современный период в духовной жизни России является периодом переоценки Ценностей, переосмысления недавнего прошлого, советского периода ее раевития. Этот процесс, как правило, сопровождается ростом национального самосознания, усилением интереса к прошлому своего народа, «го культуре, в том числе и религии предков. В условиях демократизма, гласности и плюрализма мнений различные группа населения ft, иреяде всего, молодею предпринимают усилия критически осмысли» историю нашего общества, выработать собственный взгляд ва спы» предшествующих поколений. Особого внимания, заслуживает студенческая молодежь, -поскольку в во среде формируются по-тенциальяые духовные и политические лидеры России.

"Отношение поколений" существует и как академическая проблема, нуждающаяся * научном уточнении содержания всей номенклатуры понятий раскрывающих ее сущности. Необходимость теоретического пэре ос-, мыслекйя проблей субъектмввоя и объективной сторон в духрвном мире поколений вызывается й расширением источниковедческой базы 'анали-ва.. Значительное влияние на №feoe видение этой проблемы оказывает восстановление национальйой культурной и философской традиций, публикация работ автйров, Которые ранее отвергались идеологической системой. При этом следует отметить высокое качество этих работ, их классический уровень, а также широту взглядов на проблему, ее ' понимание как вечной и глобальной.

(-, Значительное воздействие и& формирование духовного мира моло-

^е^и вносят происходящие к системе народного образования новации,

,,Т,8ИИ»j.01.^яцв появление альтернативных учебных заведений, внедрение

многоуровневой системы образованна, ее гуманитаризация и демокра-

тиаацля и др.

- 5 -Иеучение проблемы отношения поколений на современном этапе нуждается прежде всего в социальном философском анализе. Именно лот уровень исследования и позволяет увидеть общество во всеобъ-шищея полноте и конкретности, выявить действующие в обществе тенденции в историко-генетическом контексте, осуществить прогностическую сценку развития процессов.

. Степень разработанности темы'. Духовные основы преемственности юкояений а отечественной ссциалано-$илософской литературе расс-ютривается, чаше всего а связи со сменой одного способа лроиэ-гсдства другим. Такой подход сужает проблему, т.к. вне рассмотрена остаются, как правило, вопросы сохранений исторической непре-шиссїи движения общества, передачи духовной культуры, механизм >э.трансляции как при переходе от одной формации к другой, так и в >амках одного строя. При атом, исследования носили идеологиэиро-іанвдй характер, негативно оценивали предаествующую культуру, в гом числе и религию и национальное самосознание, которое соегавля-ш аэ просто ее суть, но всю полноту и конкретность.

Усилия большинства специалистов были направлены на' обоснование іеобходимости создания качественно новой, якобы научной, а по сути 'топической культуры г. противовес национальным и религиозным тра-;ицжш'ярвдпествуюцих поколений. Эта новая культура должна была іосита атеистический" и интернационалистический характер.

Методологические вопросы такого понимания проблемы презмстзон-[ости поколений рассмотрены К.Марксом и О.Энгельсом, а позже I.И.Лениным в его полемике с такими оппонентами как К.Каутский, [.Суханов, Л.Сорокин и др. Многие его идеи получили развитие в работах Н.К.Крупской? А.В.Луначарского и др. В них разрабатывались >бщиэ подходы к оценке наследия культуры прошлых поколений, и іринцгаш формироаания новой; социалистической культуры. Особо под^ іерхйвелось вначэние системы народного образования для уїверядетот оцяадисгической культуры в сознание молодежи.

В конце 20-х - начале 30-х годов эта проблема рассматривалась ак отношение научного,, марксистско-ленинского мировоззрения к pqr [ИГИ08К0Й к национальной идеологии. Это нашло отражение в работах >.Мегружанй(к, Г.Сакса, Е.Ярославского и др. Советские исследователи последующих этапоз развития науки з той или иной степени опираюсь ,на эти разработки. Методологическое единство исследователей

- в -не исключало разнообразие авторских позиций. Различные точки .зрения по тем или иным аспектам проблемы высказывали Арсенкии В.К., Баграмоэ S.A., Бромлей Ю.В., Добреньков В.И., Джунусов М.С., Добрынина В. И., Егоров В.К., Ипатов А.Н., Калтахчан СТ., Кухтевнч :Т.Н., Кон И.О., Левада Ю.А.Ї Минкявичюс Я.З,, Мннюшев Ф.И., Михайлов В.А., Новиковы.П., Пропп В.Я., Поршнев Б.Ф., Суханов И.В., Тишков В.А,, Токарев С.А., Угринович Д.М., Фурман Д.Е. и др.

Важное значение для рассмотрения проблемы имеют работы Бутенко А.П., Красина Ю.А., Келле Ж., Ковальзона М.Я., Лекторского В.А., $иг;КО А.С. и др., в которых рассматривается диалектика объективного а субъективного в развитии общества, условия для его духовкой

'ОДОЛСЦИИ.

В последнее время значительное внимание исследователей привлекали вопросы отношений поколений, преемственности и наследования духовных ценностей. Эту теку разрабатывали Афанасьева А.И., Власова Б.О.s Егоров В.К., Коган Л.Н., Кон И.С. и др. В их публикациях исследуется содержание основных понятий, раскрывающих сущность данной проблемы. Основное внимание при этом уделяют категории "поколение"; которая получает социально-философскую трактовку. В них также рассматриваются механизмы трансляции культуры в поколениях (обычай, обряд, традиции и т.п.).

Современному пониманию проблемы отношений поколений способствуют публикации последних лет. В них переосмысление этой проблемы происходит через призму преодоления утопических представлений, которые были характерны советским людям. Это нашло выражение в пуб; ликациях Баталова Э.Я., Капустина М.И., Ежи Шацкого, в книге "БО/БО. Опыт словаря нового мышления", К.ЫакхеЙма и др'.-;, В переосмыслении, диалектики объективного и субъективного в духовном мире поколений имеют значений работы отечественных мыслителей конца XIX - первой половины XX века.' Деятельность многих из них в'послереволюционный период осуществлялась 'за рубежом, что способствовало формированию широты взгляда на эту проблему. Среди них в первую очередь надо отметить работы Н.А.Бердяева, С.Н.Булга-коза, Б.П.Вышеславцева, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, Н.А.-Лосско-го,' В.С.Соловьева, П.А.Сорокина, Н.Ф.Федорова, Т.П.Федотова, Р.%.1&оренского, С.Л.Франка и др. Значение публикаций данных авторов ^объясняется и тем, что многие их идеи вызывают интерес у значительной части молодежи и получают у нее широкое признание.

Проблема отношений поколений, культурной преемственности получила развитие в работах зарубедкых специалистов, в частности, з трудах Х.Ортеги-и-Гассета, Л.Фойера.

»

Сель и основные задачи исследования. В диссертации ставится цель выявить динамику и внутреннюю логику преемственности поколений народов России, ее духовны» основы.

3 соответствии с общим замыслом исследования достижение- пос-' газлвнной а нем цели требует решения следующих связанный между со-Зой задач г

определить суть проблеми преемственности поколений, рассмотреть еэ осноаныо аспекты;

-выявить сущность и социальный механизм преемственности поколений, дать т социально-философе кий анализ;

рассмотреть отношение лидеров социалистической революции к духовному наследие народов России и показать последствия встреч;-, звук начал духовкой жизни;

'выявить идейнуз основу формирования духовного мира народов P02C52J советского периода ее истории;

проследить эзолкщяо духовного мира населения России советского периода эе истории?

восстановить целостную картину состояния и распространения "религиозного мировоззрения и национального_самссоэнания и их антипо-*оэ» атеистического и интернационального миропонимания и их эволюции э советский период истории России;

дать характеристику состояния духовного мира современных покривний, заявить оїЬ связь с традиционными ценностями России;

определить особенности ценностных ориентации и мировоззренческой позиции современней молодежи.

Научная новизна исследования заключается в: .

- комплексном социально-философеком анализе проблеми поколе-
їий, праемственностк духовного мира, культурного наследия;

-. раскрытии сущности, содериаяия и тенденций эволюции духовного мира населения России советского' периода отечественной- исЕории;

ыеядисципликарксм исследовании проблемы преемственности посолений; '

выявлении социальных механизмов преемственности поколений-и

- 8 -его конкретно-исторических особенностей;

покаэе идейной основы формирования духовного мира население России советского периода ее истории;

анализе последствий отказа лидеров социалистической революции от национальных культурных ценностей народов страны;

характеристике духовного мира населения России, прежде всегс молодежи последнего десятилетия. .

Штоды исследования. В ходе анализа автор использовал ряд методов, что обеспечило полноту исследования. Автор осуществил вторичный анализ конкретно-эмпирических и социологических данных і философской, социологической, исторической и этнографической литературе и государственной статистике, провел ряд опросов студенческой молодежи.

Ре&лизуя принципы научности и историзма, автор широко исполь-еовая системно-аналитический и историке-логический,сравнительно-исторический и историко-генетический методы, позволяющие евдте-їичзски осмыслить прошлое, раскрыть сложности и противоречия каждого факта в отдельности и социального процесса в целом. Метод актуализации нацеливал автора на выявление и особое внимание к исторические фактам1 данные которых способны обогатить современную социальную и духовную ситуацию и лучше понять происходящую смену поколений.

Объектом исследования являются народы России, современная молодежь.

Предмет исследования - эволюция духовного мира поколений і ' процессе их взаимоотношений.

Теоретическая и практическая значимость работы. Содержащиеся і диссертации выводы и обобщения могут быть полезны для дальшйшеп углубления и расширения социально-философского анализа проблем) отношений и преемственности в духовном мире поколений народов Рос сии, диалектики субъективного и объективного в этом процессе, вы явления его логики. Материалы диссертационного исследования могу быть использованы общественными организациями для налаживания ' от ноиений между ними, между представителями'различных групп населе ния и в том числе поколениями и нациями.

х .Представленный в диссертации материал межет быть исп'ольвова .преподавателями социально-гуманитарных дисциплин в их деятельност

-e-по'совершенствованию нового учебного курса по культурологии, истории к теории мировой и отечественной культуры, этике, эстетике и этнографии для обновления курсов общественных наук в вузах.

Итоги исследования и практические предложения неоднократно докладывались диссертантом научной общественности и были одобрены, ваяли свое отражение в научных сообщениях на Всесоюзных симпозиумах и координационных совещаниях, научно-методических и науч-о-практических конференциях (в 1988-1992 гг. в г.Москве, Туле, Брянске, Одессе, Ужгороде, Красноярске, Гродно, Запорожье, Минске), в публикациях общим объемом 60 п.л., которые получили положительные отклики в печати. Частично итоги исследования и практические предложения автора нашли воплощение в практике идеологе-воспи-гательной работы, в деятельности ряда комиссий и советов, а работе которых диссертант принимал участие.

материалы социологических исследований, проведенных и обобщен-кых с участием автора были испольвоваиы в учебно-воспитательной работе МГУ и ряда других вузов страны.

На вадиту выносятся следующие положения:

"Поколение" - полисемантический термин. Его социально-фило-
:офския смысл овначает общность людей, объединенных единством
гудьбы, содержания* социальной деятельности, направленности соци
альных действий, образа жизни и духовного мира. С социально-фило-
зофской точки зрения поколение не имеет четких хронолого-демогра
фических границ. Сущность преемственности поколений составляет ов-.
падение культурой, накопленной предшествующими поколениями, разви
тие этой культуры и ее передача следующим поколениям. Необходимым
моментом дайной преблемы является наследование', означающее мебирй-
гельное отношение подрастающих поколений к накопленному опыту.
;' Идейной основой духовного мира народов России досоциалистичес
кого периода была религия и национальное самосовнание. ' 0 точки
)рекия С.Франка "религия... есть... динамическое органическое ка- ,
гало, которое... производит, сохраняет, возрождает к совэршечству-
>т" общественные институты (1).
'

1.С.Л.Франк. Духовные основы общества. М., 1992. С.Б9.

* 10 -

Формирование духовного мира поколений советских людей было подчинено утопической цели устранения из него всего культурного своеобразия и обгодинения всех поколений и народов единой системой ценностей. Основное идеологическое усилие государства было направлено на преодоление религии и национального самосознания.

Негативное отношэние лидеров социалистической революции и части населения страны к духовной культуре предшествующих поколений существенно сузило идейную базу духовного развития подрастающих поколений народов России советского периода ее истории, существенно его обеднило.

Отражение таких существенных для духовного мира населения России советского периода отечественной истории компонентов, как религия и национальное самосознание способствовало взаимному отчуж-I, дению народов и поколений страны, игнорированию общечеловеческих ценностей.

Обновленке всех сфер общественной и государственной жизни создало новую духовную ситуацию в стране, характеризующуюся, в частности, идейным плюрализмом и потребностью выразить отношение л традиционным ценностям народа. Наиболее полно эту потребность ощу-«ает и выражает студенческая молодежь.

Церковь, поставленная в зависимость советским государством,
приняла многие ценности социалистического государства. Но при этом
она сохранила верность основным идеям и представлениям, что обес
печило ей возможность быстро адаптироваться к условиям современно
го преобразующегося общества' и способствовать консолидации народов
и поколений.
,

Состояние духовного мира современных поколений населения России характеризуется фрагментарностью и противоречивостью. Поляризация интересов и ценностей различных социальных групп и общностей, в том числе и поколений, происходит на основе отношения к социализму.

Нынешняя молодежь поставлена в ситуацию определения отношения как к социалистическим, так и традиционным отечественным ценностям. При этом -новое поколение располагает возможностью осуществлять собственный выбор и стремится соединить общечеловечесчие и национальные ценности.

- 11 - t

Апробация исследования. Основные положения, содержание и выводы диссертации изложены автором в выступлениях на конференциях, семинарах и круглых столах, публичных лекциях и выступлениях перед трудящимися ряда республик бывшего СССР, в п*ечати.

Многие идеи диссертации изложены автором в учебных курсах "История религии и церкви" и "История мировой и отечественной культуры" студентам МАТИ им.К.Э.Циолковского. Ряд положений диссертационного исследования автор излагал в письмах и служебных записках в органы управления, а также в публичных выступлениях перед населением ряда регионов страны.

Диссертация обсуждалась на заседании Проблемной лаборатории воспитания и образования студенческой молодежи МГУ и кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ.

Структура работы. Диссертация состоит иэ введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.