Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Американизация аудиовизуальной культуры (Республика Корея и Россия: сравнительный анализ) Ли Чун Кын

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Чун Кын. Американизация аудиовизуальной культуры (Республика Корея и Россия: сравнительный анализ) : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Москва, 1996.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное состояние мировой культуры характеризуется рядом обстоятельств, среди которых не последнее место занимает доминирование аудиовизуальных средств распространения культурных ценностей. В настоящее время с помощью кино, телевидения, аудиосистем, электронных средств доставки информации формируется национальное и транснациональное культурное пространство. Инструментальные и изобразительно-выразительные особенности аудиовизуальных средств, которые наиболее ярко проявились в последние годы - с развитием телевидения, видео, компьютерной техники - заставляют говорить об аудиовизуальной культуре как особом феномене, требующем научного осмысления.

Представляя собой самостоятельную научную проблему, аудиовизуальная культура предстает в виде еще более сложного феномена, если рассматривать ее в разрезе межкультурного взаимодействия. Если в так называемую "нетелевизионную эпоху" основным транслятором культурных ценностей других стран выступала элита, которая, обучаясь в передовых странах мира, по возвращению несла с собой инокультурные ценности, то в век "всемирного телевидения" социальная база инновационных процессов в культуре значительно расширяется. Аудиовизуальные средства информации моментально доносят почти до каждого жителя планеты важнейшие события в мире, задают вполне определенную конфигурацию духовного потребления, формируя, таким образом, ценностную структуру.

Неравномерное социально-экономическое и научно-
техническое развитие разных стран приводит к доминированию в
мировом информационно-коммуникационном пространстве

отдельных наиболее экономически и технологически развитых стран. Лидером в распространении своей аудиовизуальной продукции являются США, это порождает проблему американской культурной экспансии. В этой ситуации защита самобытности национальных культур становится одной из важнейших как теоретических, так и практических проблем.

Для Республики Корея данная проблема особенно актуальна в силу ряда обстоятельств. Прежде всего - исторических. После Второй мировой войны Южная Корея неоднократно приковывала к себе внимание всего человечества: сперва как страна, сбросившая с себя гнет метрополий, затем как часть единой корейской нации, ведущая войну против второй ее части, и, наконец, в качестве государства, совершившего решительный прорыв на фронте хозяйственного строительства, заставившего мир говорить о ней как о стране - творце экономического "чуда", известного под названием "Южнокорейский феномен" или "Феномен реки Хан". На протяжении всего своего существования Корее приходилось доказывать свою национальную самобытность. В настоящее время это приходится делать в очередной раз, когда на национальные ценности посягает американский кинематограф, американское телевидение, американская музыка. Характерно также и то, что Корея, "царство отшельников" - как ее иногда называли в прошлом иностранцы, последней из стран Дальнего Востока открыла дверь во внешний мир. Это произошло только в результате дипломатии западных канонеров в XIX веке.

Немаловажную значение имеют и политический аспект. Корея всегда была в сфере интересов США, Японии, Китая и России. Доминирование одной из стран неизбежно приводило к обострению политической ситуации не только на корейском полуострове, но и во всей северо-восточной части азиатского континента. Нерешена и проблема объединения двух этнически единых государств. Этот политический фон не может не влиять на обострение проблемы американской экспансии с помощью аудиовизуальных средств массовой коммуникации.

Состояние научной разработки проблемы. Интенсивная американизация аудиовизуальной культуры Республики Корея -явление относительно новое и потому малоизученное. На корейском языке опубликовано несколько работ, в которых рассматриваются ряд аспектов данной проблемы. В частности, были подготовлены диссертации по экономическим проблемам взаимодействия американского и корейского кино, по культурологическим проблемам американского кино, по политике в сфере корейского кинопроизводства.'

Министерство культуры и спорта подготовило ряд изданий об отношении населения Республики Корея к отечественному и

Нам Зэ-Бонк. Исследование по внутренней кинематографии как промышленности: главным образом 1980-х годов. Ун-т Жунг-Анг, 1991. Ин-Сгас Исследование по американской кинокультуре. Ун-т Жунг-Анг, 1983. Хонг Сонг-Хя. Изучение и сравнение кинополитики между Кореей и Францией. Ун-т Жунг-Анг, 1994. О Мент Хуан. Исследование по особенностям телевидения. Ун-т Жунг-Анг, 1986. Хуанг Ми Джин. Исследование по зарубежным фильмам и восприятию молодежью культуры. Ун-т Жунг-Анг, 1989. Пак Генг-Сик. Влияние эротических фильмов телевидения и кино на молодежь. Ун-т Жунг-Анг. 1987. Ки Сонг Су. Исследование по зарубежным фильмам телевидения. Ун-т Со-Канг, 1989. Чой Джин Он. Влияние зарубежных фильмов телевидения нз корейскую культуру. Ун-т Жунг-Анг. 1987. Бэ Ин Джонг. Выход американской кинопромышленности за рубеж и его влияние. Ун-т Жунг-Анг, 1985. Со Енг Хо. Влияние непосредственной поставки американских фильмов на корейскую кинопромышленность. Ун-т Гэ-Менг, 1990. Янг Енг Чел. О системе гражданской цензуры кинофильмов. Ун-т Докг-Гук, 1990.

зарубежному кино, статистические сборники о состоянии кинематографа в Корее и за рубежом.

В России Южная Корея стала совсем недавно предметом изучения исследовательских центров экономического и политического профиля. В частности, учеными Института политических и экономических исследований Российской Академии наук выпущено в свет немало трудов, свидетельствующих об опыте становления открытой рыночной экономики, индустриализации и изменений макро- и микрохозяйственных структур, значений внешнеэкономических связей.

В 1991 году в Институте Дальнего Востока РАН был создан Центр исследований Японии и Кореи, который за небольшой промежуток времени проделал огромную работу по изучению актуальных политических и экономических проблем Кореи, проблем, связанных с объединением страны, с развитием политических и экономических отношений с Россией.2

В Институте экономики РАН изучают особенности опыта социально-экономических преобразований в Мексике, Турции, Китае, Южной Корее и др. , стремятся выявить объективные и субъективные причины, побуждающие и обеспечивающие быстрые темпы развития в одних странах и замедление в других.

Вне интереса академических институтов остались проблемы культурного развития Южной Кореи, ее национальной самобытности и глубокой близости по социокультурной динамике большинству индустриально развитых стран, в том числе и России.

2 См.: Амосова Л. А., Матвеева Г. С. Южная Корея: взгляд ш России. М., 1994.

Большим подспорьем в работе стала литература на русском языке, которая охватывает широкий спектр проблем американизации российской культуры с помощью аудиовизуальных средств воздействия, изданная в последние годы. Здесь необходимо назвать работы Кокарева И. Е. , Разлогова К. Э. и других авторов. Особо необходимо выделить работы М. И. Жабского, посвященные актуальным проблемам социального функционирования российского кинематографа в условиях рынка, вестернизации кинопроцесса в России, диссертационное исследование Полуэхтовой И. А., посвященное проблеме американской киноэкспансии в конце 80-х -начале 90-х годов.3

Все эти работы, а перечисление их можно было бы и продолжить, создали существенную теоретическую базу для анализа современных социокультурных процессов в Республике Корея и сравнительного анализа с процессами, происходящими в России.

Цели н задачи исследования: опираясь на имеющуюся литературу, статистические и социологические данные об изменениях в аудиовизуальной культуре России и Республики Корея, провести структурно-функциональный анализ особенностей американизации аудиовизуальной культуры Республики Корея.

Предложенная цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть содержание аудиовизуальной культуры: ее структура, особенности функционирования, основные тенденции.

3 Жабский М. И. Кино на этапе демократизации. М. , 1990. Киноаудитория на этапе перехода к рынку. М. . 1994. Полуэхтова И. А. Американское кино как средство культурной экспансии. Днсс. на соискание уч. степени кандидата социологических наук. М., 1993.

  1. Провести институциональный анализ аудиовизуальной культуры Республики Корея; сравнить со структурой в России.

  2. Показать включенность и отношение населения к американизации аудиовизуальной культуры Республики Корея.

4. Рассмотреть государственную политику в области защиты
национальной аудиовизуальной культуры (на опыте России и
Республики Корея) и выработать рекомендации, направленные на ее
совершенствование.

Эмпирической основой исследования послужили статистические данные и другие эмпирические материалы, полученные из организаций и объединений, занятых прокатом зарубежного кино в Корее и России, а также документы Бюро культурной политики Министерства культуры и спорта Кореи, Бюро управления телевидением и радиовещанием Министерства информации Кореи, Отдела охраны культурных ценностей, Корейского фонда культуры и искусства, Фонда кинематографии и искусства, Корпорации по развитию кинематографии.

В качестве методологической основы выступает структурно-функциональный анализ институтов аудиовизуальной культуры, а также положение о социальной детерминации культурных процессов, их зависимости от складывающихся в обществе социальных отношений, которые, в свою очередь, определяются существующим уровнем культуры, наличием определенной системы ценностей.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: представленная работа является первой попыткой сравнительного анализа изменений культурной конфигурации

России и Южной Кореи под воздействием американизации средств аудиовизуальной коммуникации;

- в ходе исследования автор дал определение аудиовизуальной
культуры, провел анализ особенностей ее функционирования в
современном обществе и основных тенденций ее изменения;

сравнительный анализ механизмов проникновения американизированной аудиовизуальной культуры в Россию и Корею позволил автору сделать вывод о большой зависимости уровня аудиовизуальной культуры от технического, индустриального развития общества;

- автор показал, что аудиовизуальная культура выступает
интегратором духовной жизни общества, средством ее
интернационализации и демократизации;

автор выработал рекомендации, направленные на совершенствование функционирования институтов аудиовизуальной коммуникации;

- автор ввел в научный оборот российских исследователей
обширный статистический материал о состоянии аудиовизуальной
культуры Республики Корея.

Практическая значимость диссертации. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке стратегии культурной политики для Республики Корея и России , а также послужить теоретической основой для выработки механизмов по защите национальной аудиовизуальной культуры для обоих государств, с учетом изменений социокультурной ситуации в обществе. Материалы диссертации также могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров по проблемам культурной экспансии США и защите национальной самобытности культуры.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и получила одобрение на заседании кафедры социологии культуры, образования и воспитания социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Основные положения и выводы апробированы в выступлениях на методологических семинарах кафедры социологии культуры, образования и воспитания социологического факультета МГУ и нашли отражение в публикациях.

Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.