Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения социального самочувствия людей с инвалидностью 18
1.1. Основные теоретические подходы к изучению социального самочувствия 18
1.2. Люди с инвалидностью в социальной структуре общества 34
1.3. Содержание и структура социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья 53
Выводы по первой главе 65
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование социального самочувствия людей с инвалидностью в современном российском обществе 67
2.1. Критерии, показатели и индикаторы анализа социального самочувствия людей с инвалидностью 67
2.2. Социальное самочувствие людей с инвалидностью в соотношении с процессами их социальной интеграции и социальной мобильности 78
2.3. Характеристика факторов социального самочувствия людей с инвалидностью 105
Выводы по второй главе 140
Заключение 143
Библиография 149
- Люди с инвалидностью в социальной структуре общества
- Содержание и структура социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальное самочувствие людей с инвалидностью в соотношении с процессами их социальной интеграции и социальной мобильности
- Характеристика факторов социального самочувствия людей с инвалидностью
Введение к работе
Актуальность темы и постановка проблемы исследования. Социологическое изучение людей с инвалидностью обусловлено научными и практическими потребностями. По данным ВОЗ около 11% населения планеты - это люди, считающиеся инвалидами. К сожалению, с дальнейшим развитием цивилизации инвалидность среди населения имеет устойчивую тенденцию к росту. Значительный рост численности людей с инвалидностью может создать серьезные экономические, социальные и психологические проблемы, как для самих людей с ограниченными возможностями здоровья, так и для общества в целом, что требует обратить серьезное внимание исследователей на изучение данной социальной группы.
Необходимость социологических исследований людей с инвалидностью обусловлена также современной ситуацией, сложившейся в российском обществе, в котором усиливается социальная стратификация. В это время вопросы интеграции и адаптации людей с инвалидностью в общество приобретают особую актуальность и остроту. Социологическое знание, полученное в результате изучения людей с ограниченными возможностями, находит практическое применение для поиска механизмов и способов осуществления реальных социальных изменений в отношении людей с инвалидностью.
Актуальность социологического исследования социального самочувствия людей с ограниченными возможностями обусловлена тем, что в советском обществе и в период становления нового российского государства социальное самочувствие людей с ограниченными возможностями как социальный феномен не изучалось. В советском обществе существовала медицинская модель инвалидности, в рамках которой человек с инвалидностью выступает только как объект помощи, который нуждается в лечении, а его удовлетворенность собственной жизнью, оценка окружающей действительности и своего места в ней не рассматривались в качестве важной социальной проблемы.
В современном российском социуме изменилось отношение к инвалидности, на смену медицинской модели инвалидности пришла медико-социальная или реабилитационная модель, и решение проблем людей с инвалидностью приобретает все большую значимость в реализации социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях. В существующих условиях анализ такого феномена, как социальное самочувствие людей с инвалидностью, представляется чрезвычайно важным и актуальным, поскольку именно социальное самочувствие может выступать показателем результативности проводимых в отношении инвалидов реформ. Если у многих людей, жизнедеятельность которых ограничена физическими и психическими заболеваниями, будет плохое социальное самочувствие, несмотря на значительные изменения в социальной политике и практике социальной защиты данной категории, то следует задуматься о том, насколько эффективны осуществляемые изменения, проводимые в социальной сфере, и как можно улучшить сегодняшнюю ситуацию. Поэтому учет социального самочувствия людей с инвалидностью как их обобщенной эмоционально-оценочной реакции на свое социальное положение в обществе и на происходящие в данном обществе изменения может быть полезен при разработке стратегий социальной политики и социальной защиты людей с ограниченными возможностями.
Знание социального самочувствия людей с инвалидностью: их умонастроения, того, как они себя ощущают в преобразующихся условиях, знание реальной картины ценностных ориентаций, уровня притязаний, жизненных планов и поведения этой группы может быть использовано для прогнозирования эффективности социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, ориентированной на интеграцию людей с инвалидностью в общество.
Актуальность исследования социального самочувствия людей с инвалидностью обусловлена также тем, что социальное самочувствие является значимым мотивационным фактором поведения человека, имеет воздействие на выбор его жизненной стратегии и тактику ее реализации. Кроме того, социальное самочувствие само является показателем успешности процесса адаптации. Это делает возможным научное осмысление взаимозависимости социального самочувствия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности человека с инвалидностью.
Степень разработанности проблемы. Исследованиями социального самочувствия занимаются во многих современных науках - данный термин включен в предметное поле таких отраслей гуманитарного знания как философия, общая психология, социальная психология, политология и социология. Однако основной массив исследований представлен работами, в которых преобладают психологический и социально-психологический подходы к изучению социального самочувствия человека.
Отечественные ученые стали применять социологический подход к изучению социального самочувствия сравнительно недавно. Предпосылкой изучения данного социального феномена можно считать исследования отечественных ученых, посвященные общественному сознанию и общественному настроению. Монография Б.Д. Парыгина «Общественное настроение», изданная в 60-х гг. ХХ века, является одним из первых исследований в изучении социального самочувствия и до сих пор имеет методологическое значение. Исследования, посвященные непосредственно проблематике социального самочувствия как социального феномена, в нашей стране стали осуществляться лишь с 80-х годов: в работах О.Л. Барской, И.Т. Левыкина, О.В. Луневой и др. была поставлена проблема социального самочувствия как социологической категории. До этого данная проблема не была предметом научного исследования, поскольку в советском обществе господствовала концепция полного социально-психологического благополучия личности. Считалось, что социальное самочувствие советского человека не может иметь негативные характеристики.
В настоящее время проблема социального самочувствия представляется достаточно разработанной в ряде аспектов.
Проблемы, связанные с теоретической интерпретацией и операционализацией социального самочувствия, неоднократно рассматриваются в работах Г.Л. Воронина, М.А. Киселёвой, Н.Н. Кобозевой, О.В. Коротеевой, Я.Н. Крупец, Н.Е. Симонович и др. Теоретические и практические вопросы измерения социального самочувствия отражены в научных исследованиях Е.И. Головахи, А.П. Горбачика, Н.В. Паниной, которые методически обосновали и разработали технологию конструирования социологического теста «Интегральный индекс социального самочувствия» (ИИСС). Л.А. Орловой была разработана методика и осуществлена программа изучения динамики социального самочувствия учительства. О.Л. Барская также изучала методологические и методические проблемы исследования социального самочувствия.
Эмпирические исследования социального самочувствия отдельных социальных групп и общностей представлены в работах таких авторов, как: В.А. Авксентьев, Л.В. Бадмаева, Г.П. Бессокирная, Ю.Р. Вишневский, Т. Г. Гудова, И.Ф. Дементьева, Э.А. Доржиева, В.Г. Жалсанова, С.Г. Зырянов, О.В. Зябина, М. А. Киселева, Н.Г. Ковалева, Л.Е. Петрова, Л.Я. Рубина и многие другие. Приоритетными направлениями данных исследований явилось изучение социального самочувствия учителей, рабочих, молодежи, а также социального самочувствия жителей различных регионов РФ. Исследования социального самочувствия людей с инвалидностью практически не проводились.
Изучению проблем инвалидности посвятили свои работы многие отечественные ученые: М.С. Астоянц, Ю.А. Блинков, Л.П. Гришина, Т.А. Добровольская, Д.В. Зайцев, Н.П. Клушина, И.В. Мкртумова, А.И. Мухлаева, Е.А. Тарасенко, М.В. Фирсов, В.Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова. В работе В.С. Ткаченко «Общество и проблемы инвалидности» рассматриваются стратегии социальных отношений людей с инвалидностью во взаимодействии их с обществом и государством, проявляющиеся в выборе различных путей интеграции. Д.А. Лушников исследует проблемы интеграции и адаптации людей с ограниченными возможностями в контексте системной и социальной интеграции общества. Т.Ф. Маслова, В.К. Шаповалов, В.С. Ткаченко предлагают концепцию исследования интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Факторы социальной мобильности людей с инвалидностью изучают Л.А. Алейник, А.Э. Гапич.
Важное значение для нашего исследования имеют исследования Л.А. Алейник, Н.И. Скок, в которых самооценка, самовосприятие человека с инвалидностью указывается как фактор, оказывающий влияние на стратегию его социальной адаптации, социальную мобильность. К изучению восприятия человеком с ограниченными возможностями собственного благополучия и его взаимосвязи со стратегией социальной интеграции и социальной мобильности можно отнести работу Н.И. Скок. В своем исследовании «Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции» она изучала уровни мотивации людей с инвалидностью на интеграцию в общество, анализировала их мотивации успеха и факторы, которые определяли выбор человеком с инвалидностью стратегии реализации своего биосоциального потенциала.
Анализ литературы по проблематике исследования показал, что социальное самочувствие людей с инвалидностью еще не стало предметом исследования в социологии. В настоящее время отсутствует интерпретация социального самочувствия по отношению к данной социальной группе. Сущность, состояние и особенности социального самочувствия людей с инвалидностью в современном российском обществе, его показатели и индикаторы, типология и факторы недостаточно выделены и осмыслены и требуют дальнейших социологических исследований. Также недостаточно изучена взаимозависимость социального самочувствия человека с инвалидностью с процессами его социальной интеграции и социальной мобильности.
Слабая разработанность указанных вопросов в социологии обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социальное самочувствие людей с инвалидностью».
В ходе рассмотрения степени разработанности проблемы мы выявили следующие противоречия:
- между потребностью в изучении социального самочувствия людей с ограниченными возможностями, позволяющей оценивать результативность проводимых в отношении инвалидов реформ и осуществлять дальнейшее прогнозирование, и недостаточностью внимания, уделяемого исследователями изучению социального самочувствия данной социальной группы;
- между необходимостью исследования социального самочувствия людей с инвалидностью в контексте его взаимосвязи с процессами социальной интеграции и социальной мобильности и его пониманием как удовлетворенность жизнью в большинстве имеющихся исследований.
Намерение способствовать разрешению указанных противоречий, актуальность темы исследования социального самочувствия людей с инвалидностью, ее высокая теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность обозначенных вопросов в социологической теории и эмпирической социологии позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в отсутствии социологического знания о социальном самочувствии людей с инвалидностью в современном российском обществе, о его взаимосвязи с процессами социальной интеграции и социальной мобильности представителей данной группы, факторах, влияющих на социальное самочувствие людей с инвалидностью.
Объект исследования: люди с инвалидностью в современном российском обществе.
Предмет исследования: состояние и факторы социального самочувствия людей с ограниченными возможностями, его соотношение с процессами их социальной интеграции и социальной мобильности.
Цель исследования: охарактеризовать социальное самочувствие людей с инвалидностью в современном российском обществе и определить взаимозависимость социального самочувствия и процессов социальной интеграции и социальной мобильности человека с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
1. Дать социологическую интерпретацию социального самочувствия людей с инвалидностью.
2. Выявить сущность и содержание социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья на основе структурно-функционального анализа.
3. Разработать критерии, показатели и индикаторы социального самочувствия людей с инвалидностью.
4. Изучить соотношение социального самочувствия человека с инвалидностью и процесса его интеграции в обществе, стратегии социальной мобильности.
5. Выявить и охарактеризовать существующие типы социального самочувствия людей с инвалидностью.
6. Определить факторы социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья и их особенности в современном российском обществе.
Основная гипотеза исследования:
Существует зависимость между стратегиями интеграции, характером социальной мобильности и типом социального самочувствия человека с инвалидностью.
Гипотезы-следствия:
- чем успешнее проходит процесс интеграции человека с ограниченными возможностями, тем лучше его социальное самочувствие;
- социальное самочувствие человека с инвалидностью детерминировано соотношением субъективных и объективных факторов, различные сочетания которых создают предпосылки для принятия человеком определенных стратегий социальной интеграции и социальной мобильности;
- среди объективных факторов социального самочувствия людей с инвалидностью доминирует социальная политика, формирующая объективную социальную реальность, в которой существует человек с инвалидностью, и влияющая на его мировоззрение и самоидентификацию;
- важнейшим субъективным фактором социального самочувствия человека с ограниченными возможностями является выбранная им модель инвалидности, в соответствии с которой он строит свои взаимоотношения с обществом;
- в современном российском обществе среди людей с инвалидностью преобладает плохое социальное самочувствие вследствие низкого уровня интеграции в общество и отсутствия возможностей для реализации ожиданий и потребностей людей с инвалидностью, а также вследствие негативного самовосприятия человеком своего социального статуса «инвалид».
Теоретико-методологической основой исследования являются социологические и социально-психологические теории, касающиеся социального самочувствия, социального настроения, социального поведения, социальной мобильности и социальной динамики различных групп. В центре внимания оказались идеи А.А. Грачева, О.В. Коротеевой, Б.Д. Парыгина, Л.Е. Петровой, А.А. Русалиновой, Н.Е. Симонович, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко. Исследование социального самочувствия людей с инвалидностью проводилось на основе межпарадигмального подхода, что дало возможность осуществить анализ социального самочувствия в объективистской и субъективистской парадигмах. В исследовании использовались структурно-функциональный анализ и системный подход, позволившие рассмотреть социальное самочувствие во взаимосвязи всех его основных элементов.
Эмпирическую основу исследования составили данные социологического опроса, проведенного в Ставропольском крае в 2012 г. на базе кафедры социологии и теологии СКФУ, материалы конференций и семинаров, посвященных проблемам инвалидности, а также собственных исследований диссертанта в г. Ставрополе.
Методы и информационная база исследования: теоретический анализ исследований российских ученых, посвященных социальному самочувствию, проблеме инвалидности, социальной мобильности и социальной интеграции; контент-анализ понятия «социальное самочувствие»; анкетный опрос; интервьюирование; включенное наблюдение; вторичный анализ данных социологических исследований; методы математической обработки эмпирических данных.
Генеральную совокупность проведенного социологического исследования социального самочувствия людей с инвалидностью составили 249903 человек. На основе квотного типа выборки опрошены 190 человек. Чтобы дополнить данные, полученные в результате анкетного опроса инвалидов, было проведено глубинное индивидуальное интервью. Опрошены 12 человек, имеющие разные группы и формы инвалидности, занимающие разное социальное положение. Использовался метод включенного наблюдения на базе двух общественных организаций инвалидов г. Ставрополя: "Молодые инвалиды" и "СГО ВОИ".
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дана социологическая интерпретация социального самочувствия людей с ограниченными возможностями;
- разработаны критерии, показатели и индикаторы анализа социального самочувствия людей с инвалидностью;
- на основании разработанных критериев осуществлена классификация социального самочувствия на патерналистическое и равноправно-ориентированное социальное самочувствие в соответствии с выбранной человеком с инвалидностью моделью взаимоотношений с обществом;
- впервые выявлена и обоснована взаимозависимость социального самочувствия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности людей с инвалидностью;
- произведена типологизация социального самочувствия людей с инвалидностью на восемь основных типов в соответствии с выбранной моделью инвалидности, отношением к собственной инвалидности и активностью/пассивностью в реализации выбранной стратегии интеграции в общество;
- впервые выявлены и обоснованы факторы социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья;
Положения, выносимые на защиту:
1. Социологический анализ изучения социального самочувствия людей с инвалидностью в контексте его взаимодействия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности предполагает его рассмотрение как социально-психологического состояния, являющегося отражением уровня интегрированности человека в общество, его осознания и оценки себя, своих возможностей, перспектив дальнейшей интеграции и удовлетворения жизненно важных потребностей.
2. Социальное самочувствие человека с инвалидностью является результатом его социального переживания, которое выражается в эмоциональном отношении человека к собственной инвалидности, предыдущему уровню интегрированности в обществе, достигнутому уровню интегрированности и возможностям социальной мобильности, к перспективам дальнейшей социальной интеграции.
3. Изучение социального самочувствия людей с инвалидностью может осуществляться в соответствии со следующими критериями социального самочувствия: 1) идентификационно-мировоззренческим, который характеризует мировоззрение и самоидентификацию человека с инвалидностью, его выбор оптимальной модели взаимоотношений с обществом; 2) личностно-оценочным, определяющим эмоционально-оценочное отношение человека с ограниченными возможностями к занимаемому им положению в социальной структуре общества, уровню удовлетворенности своих потребностей, а также его оценки своей «включенности» в общество; 3) поведенческим, который позволяет выяснить реальные поступки человека с инвалидностью в процессе интеграции в общество.
4. Проведенный социологический анализ показал, что, с одной стороны, социальное самочувствие является отражением уровня интегрированности человека с инвалидностью в общество, реализации его жизненной стратегии. С другой стороны, чувства и переживания, которые возникают как социально-психологический след социального самочувствия человека с инвалидностью, формируют его поведенческие установки, оказывают влияние на выбор стратегии интеграции и социальной мобильности. Таким образом, социальное самочувствие, социальная интеграция и социальная мобильность человека с инвалидностью взаимообусловлены.
5. Нами предлагается классификация социального самочувствия в соответствии с моделью инвалидности, которой следует человек с инвалидностью:
Равноправно-ориентированное социальное самочувствие возникает у людей с инвалидностью, придерживающихся социальной модели инвалидности. Люди с ограниченными возможностями здоровья, принявшие социальную модель инвалидности и имеющие равноправно-ориентированное социальное самочувствие, не соглашаются со своим положением опекаемого в обществе. Они стремятся к большей интеграции и социальной мобильности в обществе. Социальное самочувствие представителей данной группы находится в прямой зависимости от действительного уровня интеграции в общество. Чем выше включенность в общество, тем лучше будет их социальное самочувствие.
Патерналистическое социальное самочувствие свойственно людям, придерживающимся патерналистической модели инвалидности. Они воспринимает свой низкий уровень интегрированности в общество как естественное следствие их «болезни», оценивают уровень своей интеграции в общество с позиции «инвалида» и ориентированы на социальное обслуживание в своей стратегии интеграции в общество. Зависимость социального самочувствия от действительного уровня интегрированности в общество у них значительно слабее.
6. Для людей с патерналистическим социальным самочувствием характерны следующие типы социального самочувствия: 1) жертва: позиционирование себя как «жертвы»; болезненное восприятие собственной инвалидности. Представители данного типа не пытаются достичь большего уровня интегрированности в общества; 2) спекулянт: позиционирование себя как «страдальца»; активное отстаивание своих прав на помощь и поддержку со стороны общества; стремление достичь большего уровня адаптированности; 3) пассивный: осознание себя как «инвалида», которого инвалидность лишила возможности действовать как «здоровому» человеку. Отсутствие стремления к социальной мобильности и достижению большего уровня интеграции в общество; 4) активист: отрицание того, что инвалидность лишила его возможности осуществления какой-либо цели. Демонстрация активных стратегий взаимодействия с обществом в рамках своей роли «инвалида».
Для людей, имеющих равноправно-ориентированное социальное самочувствие и выбравших социальную модель инвалидности, характерны следующие типы социального самочувствия: 1) самостроитель: осознание своей инвалидности и стремление к движению в социальном пространстве, повышению своего социального статуса; 2) преодолевающий стигму: стремление избежать стигмы «инвалида», неприятие или игнорирование собственной инвалидности. Ориентация на движение в социальном пространстве и достижение большего уровня интегрированности в обществе; 3) пассивно-ожидающий: несогласие с навязываемой обществом стигмой инвалидности; выбор пассивных стратегий интеграции в общество; 4) узник: стремление к социальной интеграции и социальной мобильности, но из-за ограниченности жизненного пространства реализация выбора стратегии интеграции оказывается невозможной.
7. Социальное самочувствие людей с инвалидностью обусловлено действием объективных и субъективных факторов. Доминирующим объективным фактором социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья является социальная политика. Среди субъективных факторов социального самочувствия человека с инвалидностью важнейшим являются семейные взаимоотношения. Выступая в качестве агента социализации человека с инвалидностью в процессе усвоения им социальных норм, ценностей, знаний, навыков, определяющих его стратегию функционирования в обществе и его самоидентификацию, семья создает предпосылки для принятия человеком с инвалидностью патерналистической или социальной модели инвалидности и, как следствие, формирования патерналистического или равноправно-ориентированного социального самочувствия.
Теоретическая значимость исследования. Полученные данные расширяют социологическое знание среднего уровня о людях с инвалидностью, об их самоидентификации как представителей определенной социальной группы, ее роли в процессе интеграции и социальной мобильности. Обоснована социологическая интерпретация социального самочувствия в отношении людей с инвалидностью. Разработаны критерии анализа социального самочувствия людей с ограниченными возможностями: идентификационно-мировоззренческий, личностно-оценочный, поведенческий. Обоснована взаимозависимость социального самочувствия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности людей с инвалидностью.
Произведена классификация социального самочувствия на патерналистическое и равноправно-ориентированное социальное самочувствие. Осуществлена теоретическая типологизация социального самочувствия людей с ограниченными возможностями. В соответствии с типом социального самочувствия обусловлен выбор человеком с инвалидностью стратегии собственной социальной интеграции и социальной мобильности.
Практическая значимость исследования:
- разработана методика и инструментарий анализа социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья;
- полученные в результате исследования выводы и эмпирические данные могут быть использованы при разработке мер социальной политики в отношении людей с инвалидностью на федеральном, региональном и местном уровнях; в деятельности учреждений и организации, работающих с людьми с ограниченными возможностями, в т.ч. организаций и учреждений социальной защиты населения; при проведении социологических исследований, посвященных проблемам инвалидности, в том числе для исследования эффективности реформ, проводимых в отношении людей с инвалидностью;
- полученные результаты о социальном самочувствии людей с инвалидностью могут использоваться в таких дисциплинах, как общая социология, спецкурсы по социальному самочувствию и социологии инвалидности, социальной мобильности.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы: пункту 1. «Социальная структура и социальная стратификация. Понятие "социально-стратификационная структура общества". Различные критерии социальной стратификации»; пункту 11. «Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе»; пункту 25. «Социальная мобильность в современной России. Различные стратегии адаптационного поведения людей»; пункту 33. «Субъективный аспект социальной стратификации. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. Типы идентификационного поведения». Диссертант использует методы обработки социологических данных, указанные в п. 34. «Основные процедуры исследования социально-стратификационной структуры»: анкетный опрос, теоретический анализ эмпирической информации, анализ материалов государственной статистики, вторичный анализ данных социологических исследований».
Апробация результатов исследования: основные идеи, материалы и выводы диссертации изложены в 13 научных публикациях. Их общий объемом составляет 4,88 п.л. Результаты работы по изучению социального самочувствия людей с инвалидностью докладывались на XIII научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2009), Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ-2010» (Москва, 2010), Международной научно-практической конференции «Медико-социальная, социально-средовая и профессионально-трудовая реабилитация как основа интеграции инвалидов в общество» (Махачкала, 2011), Всероссийской научной конференции «Гуманитарные науки в регионах России: наследие, современные тенденции и проблемы» (Карачаевск, 2012), Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общественного сектора» (Омск, 2012), II Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов с международным участием «Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках» (Челябинск, 2013).
Объем и структура работы: Общий объем работы - 179 страниц. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, 2 приложений и библиографии, включающей 111 наименований. Текст диссертации содержит 1 таблицу и 18 рисунков.
Люди с инвалидностью в социальной структуре общества
Сегодня социальное самочувствие является предметом изучения таких дисциплин, как социология, психология, философия, валеология, педагогика. Исследователи интерпретируют данный социальный феномен в соответствии со спецификой своей науки и избранным концептуальным аспектом.
В медицине и валеологии социальное самочувствие трактуется как "субъективный показатель, отражающий уровень физических и психических возможностей человека" [51, С. 195].
В экономических и социально-политических исследованиях происходит смещение акцента изучения социального самочувствия личности к исследованию социального самочувствия социальной или демографической группы. Социальное самочувствие выступает здесь как компонент общественного сознания. В экономике и политике социальное самочувствие интерпретируется как статусная идентификация личности. Также оно рассматривается как "оценка человеком стабильности собственного существования в обществе и удовлетворенности социально-экономической ситуацией" [83, С. 640]. Социальное самочувствие определяется как "обобщенный индикатор реакции населения на социальные преобразования", проводимые властью, оно выступает показателем степени удовлетворения социальных потребностей населения и рассматривается в контексте производства и распределения социальных благ [25].
Наиболее часто понятие «социальное самочувствие» используется в трех научных дисциплинах - психологии, социальной психологии и социологии. Причем в каждой из этих наук социальному самочувствию дается свое, особое, определение. В толковом словаре русского языка под редакцией Д.В. Ушакова приводится следующее определение понятия «самочувствие»: "... чувство, испытываемое человеком в зависимости от того или иного состояния его физических или душевных сил в известный момент" [101].
Данная трактовка понятия близка к определению самочувствия, которое дается в психологических словарях, где самочувствие трактуется как "ощущение физиологической и психологической комфортности " [81, С. 352]. Данное ощущение, как отмечается в психологических словарях, может являться как "некой обобщающей характеристикой комфортности", так и "определенными, локализованными по отношению к определенным органам, системам и функциям переживаниями: ощущение комфорта, трудность выполнения определенных моторных и когнитивных актов" [81, С. 352].
Между тем, когда речь идет о социальном самочувствии, то имеются в виду не просто чувства, а социальные чувства, так как человек не может быть независим от общества. Еще австрийский психолог Альфред Адлер ориентировался на доминирование социальных факторов в поведении человека, отмечая "социальные чувства как безусловную основу существования любого человека, изначально являющегося социальным существом" [3]. Ученый отмечал, что "человек не может рассматриваться независимо от общества, так как в процессе взаимодействия с социальной средой проявляются его определенные качества" [3]. Альфред Адлер приходил к выводу, что "личность человека социальна и может существовать только в обществе, являясь продуктом общественных отношений" [3].
Таким образом, социальное самочувствие выходит за рамки только психологической плоскости рассмотрения, его изучение предполагает измерение не только психологических, но и социальных характеристик состояния индивида.
Итак, рассмотрим особенности изучения социального самочувствия в психологии и социальной психологии. В основе большинства психологических и социально-психологических исследований социального самочувствия лежит концепция субъектности. Согласно концепции субъектности, "в процессе социализации формируются внутренние критерии самооценки, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сама личность и в котором реализуются ее поведение и деятельность" [1,08]. Они задают некую систему координат, которая охватывает все наиболее важные, значимые для человека жизненные события.
При подходе к социальному самочувствию в рамках данной концепции предполагается его рассмотрение как индивидуальный или групповой феномен, как социально-психологическое состояние, являющееся отражением существующей социальной реальности, которая представляет собой актуальную информацию, имеющую значение для жизни человека.
В психологии и социальной психологии можно выделить два уровня изучения социального самочувствия. Первый уровень - индивидуально-личностной, на котором социальное самочувствие рассматривается как "чувственно-рациональная форма отражения" объективной социальной действительности, при которой социальное самочувствие выступает как оценочный показатель, характеризующий социальное сознание индивида [20]. Субъектом социального самочувствия при таком подходе становится отдельная личность.
Второй уровень изучения социального самочувствия в рамках психологических исследований - рассмотрение социального самочувствия как явления общественного сознания, как одного из его компонентов, как «чувство, чувственно-эмоциональную сторону общественного сознания». Данные исследования посвящены изучению социального самочувствия в контексте социального здоровья и общественного настроения, психологического благополучия общества. В этом случае субъектом социального самочувствия становится социальная группа, социальный слой, население региона или страны в целом. Так, О. В. Коротеева социальное самочувствие рассматривает как "ощущение физиологической, психофизиологической, психологической, социальной, духовной комфортности внутреннего состояния социума" [54, С. 75]. Она полагает, что социальное самочувствие является "критерием душевного и духовного состояния населения общества, так как выражает в снятом виде один из базовых психологических феноменов - социальное переживание, отражающее взаимосвязь эмоциональных компонентов моральной атмосферы социума и сознательной оценки актуальной социальной ситуации" [50, С. 69, 70].
Содержание и структура социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья
Наиболее популярными из представленных моделей стали медицинская и социальная модели инвалидности, а также все большее признание получает концепция независимой жизни. В России, долгое время доминировала медицинская модель инвалидности, однако сегодня на законодательном уровне признана медико-социальная модель инвалидности.
В Российской Федерации согласно закону «О социальной защите инвалидов» №181-ФЗ от 2 ноября 1995 г., "инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" [104].
Ограничение жизнедеятельности понимается как "отклонение деятельности человека от нормы вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность" [15, С. 15].
Современная социальная политика Российской Федерации опирается на то, что "инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты" [15, С. 13].
Разные виды нарушений здоровья приводят к возникновению различных ограничений жизнедеятельности. В соответствии с международными принципами, к "основным способностям, нарушения которых могут привести к состоянию здоровья, квалифицируемому как инвалидность, относятся: способность к передвижению; способность к самообслуживанию; способность к контролю над своим поведением; способность к ориентации в пространстве и времени; способность к общению; способность к обучению" [15, С. 16-17].
Одним из следствий ограничения жизнедеятельности является так называемая социальная недостаточность. Согласно инструкции «Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации», предназначенной для специалистов бюро МСЭ, социальной недостаточностью следует считать недостаток человека, который обусловлен "нарушением или ограничением его жизнедеятельности, при котором человек может выполнить лишь ограниченно или не выполнить роль, которая считается нормальной" [71, С. 64].
Социальная недостаточность, таким образом, может привести к тому, что нарушатся не только отношения человека с материальной средой. Она также может вызвать состояние общественного исключения или дезинтеграцию человека с инвалидностью. Согласно системной теории Парсонса, к обществу как социальной системе предъявляются четыре функциональных требования, одним из которых является интеграция.
В результате интеграции, по мнению исследователя, и возникает общество. Под интеграцией Парсонс подразумевает "такие структуры и процессы, посредством которых отношения между частями социальной системы... упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответственных связях друг с другом в системе." [74, С. 364].
Интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья также может рассматриваться как "процесс установления оптимальных взаимоотношений между человеком с инвалидностью и обществом" [100, С. 228]. Однако инвалидность человека и связанные с ней ограничения затрудняют данный процесс. Поэтому процесс интеграции может происходить двумя способами. Во-первых, сам "человек может адаптироваться к социальной среде, используя для этого свой потенциал" [100, С. 228]. Среда в этом случае остается неизменной. Второй способ интеграции - "изменение самой социальной среды таким образом, чтобы в ней было комфортно существовать большинству людей, в том число людям с физическими и психическими нарушениями" [100, С. 228].
Социальная мобильность - это "перемещения индивида внутри социального пространства" [4, С. 15]. П. А. Сорокин выделяет два типа социальной мобильности, называемых им "горизонтальной и вертикальной социальной мобильностью" [90]. Вертикальную социальную мобильность он трактует как "перемещение из одного социального слоя в другой" [4, С. 15]. Горизонтальная социальная мобильность в понимании исследователя - это "переход из одной социальной группы в другую, которая находится с ней на одном уровне" [4, С. 15].
Таким образом, социальная мобильность представляет собой любое перемещение или передвижение индивида или социальной группы с одной социальной позиции на другую, которое осуществляется в процессе адаптации (в нашем случае интеграции) человека в общество.
Исходя из трактовки Т. Парсонса процесса интеграции, можно сказать, что человек с инвалидностью в любом случае уже интегрирован в общество, занимая в нем свою, правда, весьма низкую, нишу. Однако мы говорим об интеграции в более широком ее понимании, подразумевая под этим понятием процесс установления человека с инвалидностью и общества оптимальных взаимоотношений. Таким образом, интеграция людей с инвалидностью может быть представлена как процесс их социализации, направленный не только на повышение социального статуса граждан с инвалидностью, но и на повышение их включенности в общественную жизнь.
Однако не все так однозначно в научных трактовках процесса интеграции людей с инвалидностью. Можно выделить несколько моделей интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Они отличаются как различной конечной целью, так и стратегиями поведения, как самого инвалида, так и общества по отношению к человеку с инвалидностью. Действительно, нельзя сравнивать цели интеграции, например, человека с травмой спинного мозга и ребенка с синдромом Дауна. И в том, и в другом случае можно вести речь об интеграции как о процессе их социализации, направленном на повышение социального статуса и повышение включенности в общественную жизнь, но модель интеграции будет совершенно другой, в зависимости от возможно достижимого уровня (степени) интеграции для конкретного индивида.
Изучению проблем интеграции людей с инвалидностью в современное российское общество посвящен ряд работ B.C. Ткаченко. Автор обосновал классификацию моделей взаимоотношений между людьми с инвалидностью, обществом и государством, по которым осуществляется интеграция в сообщество людей с инвалидностью. Ткаченко B.C. выделяет следующие модели интеграции людей с инвалидностью в общество: "модель социализации ребенка с инвалидностью, модель социального содержания инвалидов, модель социального обслуживания, модель социальной мобильности" [100]. Первая модель интеграции, предложенная Ткаченко B.C., - модель социализации ребенка с инвалидностью. Особенностью интеграции в рамках данной модели является нацеленность на успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, итогом которой является "наиболее полная интеграция человека в устойчивые социальные системы" [100, С. 235]. Данная модель направлена на то, чтобы ребенок с инвалидность, когда достигнет совершеннолетия, был ориентирован на интеграцию в общество и повышение своего социального статуса.
Социальное самочувствие людей с инвалидностью в соотношении с процессами их социальной интеграции и социальной мобильности
Люди с инвалидностью, для которых характерно патерналистическое социальное самочувствие и которые ориентированы на модель социального обслуживания, не стремятся к реализации в профессиональной сфере. Они уверены, что «инвалиды не должны работать, так как больны», а потому невостребованность на рынке труда не всегда воспринимается ими негативно. Большая часть респондентов (56,0%), являющихся безработными, заявила о своей удовлетворенности жизнью: почти каждый четвертый (23,9%) из них вполне доволен жизнью, и почти каждый третий (32,1%) заявил, что скорее доволен, чем недоволен жизнью.
Среди людей с инвалидностью, которые не занимаются трудовой деятельностью, почти половина респондентов (47,2%) заявили, что не работают из-за того, что им не позволяет здоровье. Только треть опрошенных (32,6%) в качестве ответа на вопрос о том, почему они не работают, выбрали варианты, подразумевающие, прямо или косвенно, что не инвалидность стала причиной их неудачи на рынке труда, а отношение общества к проблеме инвалидности: 10,4 % заявили, что не могут найти работу по специальности; 10,4 % объяснили, что их никуда не берут. 8% ответили, что их не берут на ту работу, которую они хотят; и 3,8% респондентов заявили, что не намерены работать на низкооплачиваемых работах (Рисунок 11).
Только каждый восьмой (11,3%) респондент сообщил, что не работает, потому что не хочет (4,7%) или не видит в этом необходимости (6,6%). 4,2% опрошенных не работают в силу возраста. «По закону не имею права работать», «1 группа», «колясочник», «не выхожу из дома», - эти объяснения преобладали в качестве альтернативных ответов, которые давали респонденты. «Сижу в коляске и живу в деревне» - это единственный ответ в свободной форме, который хоть в какой-то степени объясняет безработный статус инвалида не самим заболеванием, а внешними причинами. Эти данные позволяют сделать вывод, что многочисленная группа респондентов именно свое заболевание (дефект, травму) считает основной или даже единственной причиной своей нетрудоспособности, и не воспринимает существующие в обществе барьеры для трудоустройства инвалидов как следствие несправедливой политики в отношении данной категории граждан, как неспособность общества учитывать интересы всех его членов.
Таким образом, патерналистическое социальное самочувствие людей с инвалидностью оказало влияние на выбор ими стратегии своей интеграции в общество, путей и способов реализации данной стратегии. Люди с инвалидностью осознают, что самыми важными путями включения в жизнь общества является трудоустройство (38,0%), установление социальных связей (18,4%) и получение образования (16,8%). Почти каждый десятый (9,5%) полагает, что самым важным шагом для включения в общество является проявление общественной активности, и столько же респондентов (9,5%) считают, что в достижении данной цели главное - обеспечение свободы передвижения. Однако, как показало наше исследование, стратегии интеграции только тех людей с инвалидностью, которые имеют равноправно-ориентированное социальное самочувствие и следуют модели социальной мобильности, включают возможность достижения большего уровня интегрированное путем получения образования, трудоустройства, других действий, предполагающих перемещение в социальном пространстве. Респонденты, имеющие патерналистическое социальное самочувствие и придерживающиеся модели социального обслуживания, хотя и осознают, что данные шаги способствуют большей интеграции людей с инвалидностью в общество, но не считают их подходящими лично для них. Они объясняют свою исключительность проблемами со здоровьем, передвижением, ограниченностью финансовых ресурсов и т.п. Проявляемая ими активность не выходит за рамки модели социального обслуживания. Так, 14,6% людей с инвалидностью, принимающих участие в общественных акциях и инициативах, заявили, что своими акциями пытаются привлечь внимание благотворителей; столько же респондентов надеются своими инициативами добиться положенных льгот, а 2,2% проводят мероприятия для сбора финансовых средств. Большинство (40,4%) людей с инвалидностью, участвующих в общественных акциях и инициативах, заявляют, что надеются привлечь своими действиями внимание общества к проблемам инвалидов, 13,5% респондентов протестует против проводимой в отношении инвалидов политики, а каждый десятый (10,1%) требует реформ. Однако наблюдения диссертанта показывают, что участники одной общественной акции могут преследовать разные цели, в зависимости от собственных взглядов. Так, для людей с инвалидностью, имеющих патерналистическое социальное самочувствие, привлечение внимания общества к проблемам инвалидов - это, в первую очередь, требование предоставить им большие льготы и пособия, а люди, которым свойственно равноправно-ориентированное социальное самочувствие, обращают внимание общества на необходимость создание доступной среды для инвалидов.
Важным показателем социального самочувствия человека с инвалидностью является показатель социального оптимизма. Люди с инвалидностью в своей оценке будущего рельефно разделились на 3 примерно равные группы: 32,0% - уверены в своем будущем, 35,4% - не уверены в будущем, и 32,6% составляют те, кто предпочитает не думать о будущем и жить сегодняшним днем. Каждый пятый (20,3%) опрошенный считает, что в будущем его социальное положение улучшится, и 67,2 % респондентов уверены, что в ближайшие 2-3 года их положение останется прежним. Лишь каждый восьмой (12,4%) респондент пессимистично смотрит на перспективы изменения своего социального положения, полагая, что в дальнейшем его социальное положение ухудшится.
Если сравнивать с данными по России в целом, то ожидания будущего россиян даже более пессимистичны, чем у людей с инвалидностью. По данным ВЦИОМ, 56% россиян считают, что их жизнь в будущем не изменится. Каждый четвертый (25%) россиян считает, что его жизнь станет лучше, и более чем каждый шестой (15%) житель России пессимистично смотрит в будущее. Получается, что среди людей с инвалидностью пессимистов даже несколько ниже, чем в целом по России [93].
В оценке будущего детей респонденты более позитивны. 42,2% опрошенных считают, что их детей ждет благополучное будущее, и каждый третий (33,3%) полагает, что будущее детей будет скорее благополучным, чем неблагополучным. Пессимистично оценивает будущее своих детей каждый четвертый (24,5%) опрошенный: 18,9% считает, что их будущее будет скорее неблагополучным, чем благополучным, и 5,6% уверены, что будущее их детей будет неблагополучным. Причем, чем негативнее ожидания человека с инвалидностью от собственного будущего, тем пессимистичнее он оценивает будущее своих детей, и наоборот, чем большую уверенность в своем будущем ощущает респондент, тем оптимистичнее его оценки будущего детей.
На основе полученных в ходе социологического исследования данных диссертантом были выделены восемь типов социального самочувствия. Типологизация происходила по следующим признакам: модель инвалидности, отношение к собственной инвалидности и активность/пассивность в реализации стратегии интеграции в общество. Для людей патерналистической модели инвалидности характерны 4 типа социального самочувствия: жертва, спекулянт, пассивный, активист (Тисунок 12/ Типы социального самочувствия людей, выбирающих модель социальной мобильности, следующие: самостроитель, узник, преодолевающий стигму, пассивно-ожидающий. (Рисунок \3)
Характеристика факторов социального самочувствия людей с инвалидностью
Семья, также как и сам человек с инвалидностью, стоит перед выбором оптимальной модели его интеграции в общество - социального обслуживания или социальной мобильности. Анализ взаимоотношений в семьях, одним из членов которых является человек с инвалидностью, показал, что отношение семьи к его инвалидности является фактором, обуславливающим его самоидентификацию и определяющим выбираемую им модель интеграции в общество, а значит, воздействующим на его социальное самочувствие. Для семей, придерживающихся патерналистической модели инвалидности, характерны изменения социальных ролей. Они воспринимают человека с ограниченными возможностями здоровья как «инвалида», своим отношением навязывая ему эту роль, диктуют ему желательный стереотип поведения, формируют пассивные стратегии реализации жизненной стратегии. Человек с инвалидностью обладает меньшей свободой в принятии решений, чем остальные члены семьи, нередко у него нет никаких семейных обязанностей, даже если состояние здоровья позволяет ему их выполнять. В семьях, придерживающихся данной модели интеграции, в присутствии самого инвалида о нем нередко говорят в третьем лице. Такое отношение членов семьи к человеку с инвалидностью навязывает ему идентификацию себя как «инвалида» и выбор в качестве модели интеграции модель социального обслуживания и, как следствие, способствуют формированию патерналистического социального самочувствия.
Люди с инвалидностью, особенно те из них, кто стал инвалидом в детстве или юности, становятся пассивными и неинициативными, зависимыми от своих близких. Вот как говорит о своей дочери Алина, мать 25-летней Светланы (синдром ДЦП): «Я - руки и ноги моей дочери. Я вожу ее в реабилитационный центр, мы с ней ходим в кружки, занимаемся музыкой». Вопросы о домашних обязанностях Светы, которая имеет 3 группу инвалидности и может самостоятельно передвигаться, хорошо владеет руками, вызывает у матери недоумение: «Дочка больна, как она будет что-то делать? Мне легче самой сделать, чем смотреть, как она мучается».
Пассивное и безынициативное поведение в семье характерно, в первую очередь, для таких типов социального самочувствия, как «пассивный» и «жертва». «Спекулянтам» свойственно стремление подчинить себе жизнь семьи, чтобы его проблемы и интересы превалировали над всеми остальными.
В семьях, выбирающих модель социальной мобильности, изменения социальных ролей встречаются реже. Инвалидность человека не воспринимается членами семьи как причина для отказа от его социальной интеграции и социальной мобильности, понижения его статуса внутри семьи. В таких условиях не происходит навязывание ему роли «инвалида», создаются предпосылки для формирования равноправно-ориентированного социального самочувствия человека с инвалидностью и принятием им модели социальной мобильности.
«Наши знакомые вначале смотрели с ужасом на то, как мой муж: после инсульта, когда у него отказала рука и плохо слушалась нога, пытается готовить, чистит картошку, ходит в магазин, сидит с внуком. «Зачем ты издеваешься над ним, тебе его не жалко? - спрашивали они меня. - А вдруг со мной что-то случится, они, что ли, будут заботиться о нем? Он должен быть самостоятельным, насколько позволяет его болезнь, только тогда я буду за него спокойна», - Елена, 48 лет.
В целом, можно сделать вывод, что семья для человека с инвалидностью является одним из ключевых факторов социального самочувствия. В условиях семьи происходит его социализация и самоидентификация, выбор модели социальной интеграции и стратегии ее реализации, и семья человека с инвалидностью, окружающие его люди, оказывают непосредственное влияние на данные процессы, формируют его мировоззрение и идентификацию, помогают усвоить определенные роли и стандарты поведения.
Социальные контакты. Люди, имеющие инвалидность, живут в определенной социальной изоляции. Менее чем каждый третий (29,4%) респондент заявил о том, что у него много друзей. 41,7% людей с инвалидностью имеют немного друзей, а каждый четвертый (25,1%) утверждает, что у него мало друзей. Десять человек заявили, что у них вообще нет друзей.
Более половины (53,0%) людей с инвалидностью отмечают, что встречаются с друзьями недостаточно часто. Каждый десятый респондент (9,7%) заявил, что встречается с друзьями редко. Сложнее всего найти возможность для общения с друзьями людям 1-й группы инвалидности, имеющим серьезные физические нарушения. Менее чем каждый третий из них (29,2%) считает, что встречается с друзьями часто (14,6%) или скорее часто (14,6%). Только иногда встречаются с друзьями 36,6% респондентов данной группы. Более чем каждый восьмой (12,2%) человек с 1-й группой инвалидности отметил, что встречается с друзьями скорее редко, а более чем каждый четвертый (22,0%) -редко (Рисунок 18).
Ограничения возможности к передвижению, усугубленные отсутствием необходимых средств реабилитации и градостроительными барьерами, приводят к социальной изоляции людей с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Они испытывают дефицит общения, что негативно сказывается на их социальном самочувствии.