Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Социальная ответственность предпринимательства в социологической перспективе 17
1.1. Ответственность предпринимательства как социальное действие .17
1.2. Социальная ответственность предпринимательства в системе ценностей русской культуры 50
Глава 2.Условия развития социально ответственного бизнеса 80
2.1 . Социальная роль бизнеса в современных условиях 80
2.2. Мотивы и факторы социальной ответственности современных отечественных предпринимателей 102
Заключение 137
Список использованной литературы 142
Приложения 158
- Ответственность предпринимательства как социальное действие
- Социальная ответственность предпринимательства в системе ценностей русской культуры
- Социальная роль бизнеса в современных условиях
Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования определяется важностью осознания институциальных и социокультурных условий становления рыночных отношений в современной России, поиском способов повышения роли предпринимателей в процессах социальной интеграции и оснований социальной легитимации бизнеса, необходимостью построения цивилизованной модели отношений между деловыми кругами, обществом и государством. В контексте высокодинамичной современной российской бизнес-среды важно уловить и концептуализировать вектор тех позитивных изменений, которые, во-первых, оформляют социальное признание предпринимательства как явления, а во-вторых, позволяют осуществлять конкретные меры по социальному развитию. Речь идет не только о национальном экономическом росте в целом, но и о вкладе бизнес-сообщества в решение социальных проблем, тех константах предпринимательской деятельности, которые позволяют говорить о принципах социальной ответственности.
Предпринимательство в современной России воспринимается населением неоднозначно; социологические опросы последнего десятилетия отражали настороженность и негативизм, выражаемый отдельными социальными категориями россиян в отношении социальной значимости предпринимательской деятельности. Сегодня изменяются сущность бизнеса и представления о его целях и основных функциях, переформулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, насущной и непростой задачей становится достижение социальной справедливости в условиях рынка. В информационном, постиндустриальном обществе с большей силой
заявляет о себе общественная потребность в социально ответственном предпринимательстве, актуализируются ценности этики бизнеса, в том числе и в стремительно растущей сфере услуг. Предназначение бизнеса состоит не только в получении прибыли, существует еще и социальная ответственность, которая предполагает отношения доверия и партнерства. Современный российский предприниматель все чаще включается в совместные социально значимые проекты с третьим сектором и государством. Развитие бизнеса обусловливает его институциализацию и превращение в важный фактор социального и экономического развития во всем мире и в России, в частности.
Актуальность социологического анализа социальной ответственности предпринимательства определяется также необходимостью осмысления процессов создания нравственного климата и выработки деловой этики, способствующих развитию цивилизованного предпринимательства. Социологический анализ социальной ответственности предпринимательства выступает необходимым фундаментом бизнес-образования, позволяющим осуществить переход к социальному партнерству в рамках межсекторного взаимодействия с целью уменьшения бедности, оптимизации способов управления, социально-экономического роста.
Степень разработанности проблемы. Концептуальные основы исследования социальной ответственности бизнеса представлены, прежде всего, трудами классиков социологии. Здесь сформулированы методологические основания исследований социальной ответственности как ценности деловой этики. Анализ социальной ответственности осуществляется с опорой на социологическую теорию социального действия (М.Вебер). Теоретические идеи Вебера развиваются в трудах отечественных и зарубежных ученых, изучающих социокультурные и этические аспекты хозяйственной деятельности в России и на Западе (Ю.Бородай, Н.Зарубина, Р.Фредерик, Э.Петри, А.В.Федотова). Моральный облик буржуа представлен в трудах Н.Бердяева, М.Вебера, В.Зомбарта. Н.Зарубина рассматривает этику служения в российской хозяйственной культуре, выделяя светские и духовные предпосылки.
Феномен благотворительности как формы социального и экономического обмена был изучен в работах антропологов М.Мосса, М.Дуглас.
Осмысление ответственности и свободы находим в работах классиков социальной и гуманитарной мысли как важнейших категорий в философии свободы (Н.А.Бердяев, А.Шопенгауэр, Р. Штайнер), критической социальной теории (Х.Арендт, ПФрэйр, Ю.Хабермас), в трудах советских (И.А.Галаган, Е.В.Левченко, С.И.Максимов, А.Г.Спиркин) и зарубежных обществоведов (У.О.Ури, Г.Дурр, Дж.Рычлак).
Понимающая социология задает морально-этический вектор рефлексии социальных отношений ответственности предпринимательства, появляются работы социально-философского и социологического характера. Х.Р.Боуэн в 1950-е гг. применил концепцию социальной ответственности к бизнесу, показав, что более широкие цели деловых решений могут приносить реальные социальные и экономические выгоды обществу. Понятия корпоративной социальной ответственности и обязанности разбираются в трудах зарубежных исследователей Р.Гриффина, Г.Кунца, Г.Вайриха.
Другим примером выступают исследования американских социологов С.Нэтал и Дж.Мэлкахи, в которых изучается моральная ответственность коммерческой фирмы за свою деятельность и за деятельность своих сотрудников; польских ученых Дж.Филека, поднимающего философские, социологические и прикладные вопросы этики бизнеса, свободы и ответственности предпринимателя, социальных ограничений в бизнесе, осознанной и неосознанной ответственности, и В.Гаспарски о философии и этике бизнеса в аспектах экономической свободы при переходе к рынку, о праксеологии и этике экономической активности в ее аксиологическом аспекте, болгарского автора М.Костуровой-Парашкевовой по этике бизнеса, свободе и ответственности в условиях современной демократии, германского социолога Х.Дурра о проблеме этического менеджмента на кризисном или перестраивающемся предприятии в аспектах моральной ответственности руководителя и структуре межличностных отношений.
Этика бизнеса как учебная дисциплина сегодня входит в программы бизнес-образования как за рубежом, так и в России, этические аспекты предпринимательской деятельности выводят исследователей на проблематику социальной ответственности (Ю.Ю.Петрунин, В.К.Борисов, T.L.Beauchamp, N.E.Bowie, J.L.jr.Badaracco, T.L.Beauchamp, P.A.Bick, H. Koontz, H.Weihrich, S.M.Natale, J.W.Mulcahy, G.J.Postema, W.L.Robison). Соотношение корпоративной социальной ответственности и успеха в бизнесе за рубежом разбирают в своих работах Д. Старчер, М.Палацци, M.Albrow, T.L.Besser, J.Moon.
Эволюция концепции социальной ответственности представляет интерес для социальных ученых советского и постсоветского периода. Проблемы ответственности в сфере управления и технологий и как характеристики образа жизни поднимались советскими обществоведами (Д.А.Азрикан, А.И.Ореховский, А.М.Русанов, В.В.Томашов, Ц.Л.Фридман, Е.И.Шехтерман Е.Е. Яковлева-Щербина). Понятие свободы в гуманитарном знании сегодня поднимают М.А.Можейко, К.Х.Момджян, А.И.Ореховский, А.Ф.Плахотный, Е.А.Подмазко. Понятие ответственности в системе социальных ценностей личности анализируют Л.И.Дементий, Н.В.Евченко, Т.И.Липич, И.М.Парамонова, В.П.Прядеин, Я.К. Ребане, С.Л.Серебряков, Б.В.Сидоров, А.Г.Хачатрян, М.Ф.Цветаева. О ценностях культуры россиян в связи с типом мотивации пишут К.Касьянова, КИЛапин, Н.Е.Рылова.
В 1990-е годы социальная активность предпринимателей попадает в фокус внимания социологов и экономистов, изучающих трансформации в постсоциалистических странах (М.Андреева, Е.Н.Борисенко, И.Ю.Ильина, А.А.Петров). Исследователи пытаются выявить принципы соотнесения рыночных и социальных ориентиров в перспективах современного развития (Ф.Э.Бурджалов, Т.Г.Морозова, А.В.Пикулькин, О.А.Григорьев, П.В.Романов, Г.А. Рыбина). В этот период появляется целый ряд разнообразных исследовательских работ, обсуждающих смыслы и условия формирования культуры благотворительности как части деловой политики и навыков фандрэйзинга (Э.Фомин, Е.Чикадзе), рассматривающих мотивы и факторы
гражданского участия предпринимателей, приводящих новые важные факты и данные об истории российской благотворительности.
Отдельно анализируется феномен благотворительности, который привлекает внимание историков и психологов, социологов и экономистов. Начинает выходить периодическое издание «Вестник благотворительности». История благотворительности российских предпринимателей - сфера экспертизы многих современных исследователей (А.А.Белоусов, А.Н.Боханов, М.Л.Гавлин, П.В.Власов, В.Ю.Карнишин, Л.А.Легкова, П.Н. Мешалкин, В.С.Мешкунов, В.Ф.Молчанов, Г.А.Ноздрин, П.А.Орлов, В.Л.Прохоров, Т.Е.Покотилова, А.Л.Свердлова, И.В.Синова, Г.Н.Ульянова, И.Н.Юркин, Е.П.Хорькова). Некоторые авторы специально занимаются изучением истории благотворительной деятельности женщин России (В.Н.Кулик ).
Возрождение традиций российской благотворительности изучают К.Карпов, Н.П. Крюков, С.В.Ровбель. Проблемы благотворительности в России с социологической перспективы рассматривают Э.А.Фомин, Е.З. Чикад-зе, И.Е.Городецкая. Социально-психологические аспекты благотворительной деятельности предпринимателя находятся в центре внимания В.В.Агафоновой, Ю.Ю.Кулько. Мотивы спонсорства и благотворительности рассматривают А.Ф.Векслер, Г.Л.Тульчинский. Благотворительность рассматривается как культурная ценность (Л.А. Темникова, В.Н.Ярская), экономический феномен (М.Н.Вандышев, Л.Е.Петрова, М.С.Потапенко). Аспекты социальной эффективности благотворительности изучает Г.Л Тульчинский, ее роль в развитии государственности рассматривает С.А.Слободской. Благотворительные общественные организации как институт гражданского общества проанализированы в работах отечественных авторов (И.М.Модель, Б. С.Модель, П.В.Романов).
В 2000-е гг. растет число аналитических публикаций, посвященных трудностям межсекторных взаимодействий, показывающих рациональные экономические основания социально ответственного бизнеса с теоретических позиций, представляющих результаты опросов ключевых акторов отношений
между обществом, бизнесом и государством, вносящих новую информацию о зарубежном опыте и осмыслении социально ответственной предпринимательской деятельности на повестку дня публичной академической дискуссии. Р.Г.Апресян рассматривает место филантропии между милостыней и социальной инженерией. Опросы населения по проблемам межсекторного взаимодействия освещаются в публикациях Е.Г.Алексеевой, Н.В.Крыгиной, В.А.Исаева. Проблемы межсекторного взаимодействия обсуждают С.Литовченко, А.Дынин, П.Рушайло, Е. Д.Малинин. Отношение общества к бизнесу, установки предпринимателей на социальную активность рассматривают с критической точки зрения А.В.Безгодов, А.А.Возьмитель, В.Гимпельсон, А.Горомжа, С.В.Гришаев, В.Г.Немировский, Е.В.Орлова, В.В.Червяков, В.А.Чередниченко, В.Д. Шапиро, Ф.Шереги. Нравственная ответственность руководителя выступает предметом исследования в работах Т.Я.Дубашидзе, Н.Н.Потрубач, М.С.Солодкая, Ш.И.Хаитов.
В отечественном контексте становление социально ответственного предпринимательства происходит в условиях сильной государственной власти и зависимости бизнеса от местной администрации. Государственная инициатива конкурсов социальных проектов, внимание к принципам социального партнерства способствовали легитимации межсекторных отношений, аккумулированию полезного опыта социально значимой деятельности предприятий и признанию ее важности в бизнес-кругах и обществе в целом. П.Плешанов, А.Подмогильный анализируют взаимосвязь бизнеса и социальной политики. Социальная ответственность субъектов государственного управления изучается М.В.Лазаревым; опыт развития социальных программ на уровне предприятий рассматривает Л.Ф.Лебедева, роль фондов в контексте социальной политики государства раскрывает В.И.Шарин. Распределение социальной ответственности между экономическими субъектами в обществе показывают Н.М. Плискевич, С.Н.Смирнов, Т.В.Чубарова. Социальная роль корпораций в формировании человеческого капитала освещается в работах Ю.Г.Быченко. Социальный капитал предприятий и организаций исследуют
О.А.Базалеев, Н.П.Евдокимова-Динелло. Социально-экономические факторы ответственности бизнеса разбирает Д.Я.Кучма. Бизнес-образование как канал формирования бизнес-этики и ответственности представлено в трудах О.В.Лавровой, проблематика социальной ответственности в образовании поднимается Р.К.Малинаускасом.
В свою очередь, рост третьего сектора, развитие культуры благотворительности и фандрэйзинга, накопление опыта и создание моделей эффективного взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций — все это способствовало осмыслению феномена социальной ответственности и его практической реализации в социальной активности современных российских корпораций. Система грантов и конкурсов анализируется П.Ю.Журавлевым. Н.МЗагорулько ставит проблему оценки экономической эффективности корпоративной благотворительности. С.В.Ивченко проводит оценку влияния корпоративных социальных и благотворительных программ на показатели основной деятельности компании.
Таким образом, перспективным выступает такое направление анализа, в соответствии с которым социальная ответственность предпринимательства является легитимной в аспекте как морального, так и экономического и социального выбора. Остаются малоизученными особенности межсекторного взаимодействия в обществах с переходной экономикой. Требуют своевременного исследования характер, формы и перспективы благотворительности в изменяющейся России.
Цель исследования - дать комплексную характеристику социальной ответственности предпринимательства в процессе трансформации российского общества. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
- обобщить существующие в отечественной и зарубежной социологии методологические подходы к изучению социальной ответственности предпринимательства как социального действия; уточнить основные понятия, проанализировать сущность и содержание социальной ответственности пред-
принимательства; рассмотреть типы мотивации социально ответственного предпринимательства; аргументировать способы легитимации социальной ответственности бизнеса;
выявить и обосновать новый методологический подход к определению социальной ответственности в качестве одобряемой общественной ценности; обосновать социальную ответственность предпринимательства в системе ценностей русской культуры; проанализировать изменения феномена социальной ответственности предпринимательства в контексте социальной трансформации;
проанализировать условия развития социально ответственного бизнеса; рассмотреть социальную роль бизнеса в современных условиях; провести социологический опрос и сопоставить полученные результаты с данными российских социологов с целью выяснения мотивов и факторов социальной ответственности современных отечественных предпринимателей.
Объект исследования - социальная ответственность предпринимательства как система отношений, основанных на комплексе обязательств перед ключевыми социальными акторами, включая работников, потребителей, деловые круги, государство и общество.
Предмет исследования - особенности социальной ответственности предпринимательства в условиях социальных трансформаций современного российского общества.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса ПО предпринимателей г.Саратова, проведенного автором в 2003 г. по целевой выборке, данные 80 качественных интервью с предпринимателями г.Самары (2001 г.), данные опросов предпринимателей, проведенных отечественными социологами (2000-2003 гг.). Выборка включила директоров, менеджеров и совладельцев предприятий. Анализ данных осуществлялся с использованием программного пакета SPSS for Windows ver.11.0. К анализу также привлекаются данные исследования Ассоциации менеджеров России, которое было направлено на выявление основных черт корпоратив-
ной благотворительности в России, тенденций и мотивов бизнеса, участвующего в социальных проектах, поиск основных причин возможного рассогласования интересов бизнеса и общества (2001 г.). В ходе исследования были опрошены высшие руководители, главы службы маркетинга и по связям с общественностью 100 крупнейших российских и международных компаний, а также ряда крупнейших благотворительных организаций.
Гипотеза исследования. Эволюция отечественного бизнес-сообщества в условиях транзитивного социума способна сформировать социально ответственное предпринимательство при условии достижения адекватного законодательного контекста и такого образа социальной ответственности бизнеса, который одобрялся бы бизнес-сообществом, населением и властью.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедры менеджмента, маркетинга и логистики Института бизнеса и делового администрирования, кафедры социальной антропологии и социальной работы СГТУ (2001-2003), международных и российских конференциях: «Образование и право» (Воронеж, 2003), «Образование для всех: пути интеграции» (Саратов, 2003), «Проблемы совершенствования социологического образования в экономических вузах» (Иркутск, 2003); II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003).
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов социологии, корректным применением положений о социальной структуре, социальных институтах и процессах. Результаты анализа проведенного эмпирического исследования соотнесены с известными экспериментальными данными отечественных и зарубежных ученых.
Теоретические и методологические основы исследования представлены основными идеями социологического анализа социальной ответствен-
ности предпринимательства в контексте теории социального действия по М.Веберу и его же исследованиями протестантской этики как контекстуальной особенности «духа капитализма», исследованиями хозяйственной этики православия в трудах Н.Зарубиной, объяснительными моделями социальной роли бизнеса в работах О.В.Лавровой, интерпретациями благотворительности в трудах Э.Фомина, Е.Чикадзе, работами Х.Боуэна, А.Возьмителя, Ф.Шереги по социологии предпринимательства, концептуализацией социальной политики и межсекторного взаимодействия в публикациях П.В.Романова, О.И.Шкаратана, В.Н.Ярской.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа социальной ответственности предпринимательства, выявлении основных факторов, помогающих раскрыть особенности отношений между бизнесом и обществом в условиях социальных трансформаций современной России. Научная новизна работы представлена в следующих позициях:
осуществлено авторское обобщение существующих в отечественной и зарубежной социологии методологических подходов к изучению социальной ответственности предпринимательства как социального действия; выведены новые формулировки основных понятий, осуществлен анализ сущности и содержания концепции социальной ответственности предпринимательства; рассмотрены типы мотивации социально ответственного предпринимательства; представлена оригинальная аргументация способов легитимации социальной ответственности бизнеса;
сформулирован и обоснован новый методологический подход к определению социальной ответственности в качестве одобряемой общественной ценности и рациональной цели; социальная ответственность предпринимательства осмыслена в системе ценностей русской культуры; проведен оригинальный анализ изменений феномена социальной ответственности предпринимательства в контексте социальной трансформации;
осуществлен авторский анализ условий развития социально ответственного бизнеса; по-новому дается характеристика социальной роли бизнеса в современных условиях; с целью выяснения мотивов и факторов социальной ответственности современных отечественных предпринимателей проведен оригинальный социологический опрос, результаты которого сопоставлены с данными, полученными российскими социологами.
В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены следующие основные результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:
1.Социальные обязательства были характерны для бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой, начиная со второй половины XIX века с периода зрелого индустриального капитализма, которому была свойственна хозяйственная этика протестантизма. В истории России эти традиции развивались в тот же период, но базировались на иной конфигурации ценностей, в которых православная этика носила определяющий характер. Разнонаправ-ленность векторов индивидуализма и достижительности, с одной стороны, патриотизма, коллективизма и соборности, с другой стороны, в современном российском обществе усложняет задачу создания системы ценностей, интегрирующей комплекс мотивационных оснований одновременно в духе традиций служения и в соответствии с рациональной легитимацией деловой культуры.
2.В условиях транзитивного социума существуют достаточные и необходимые условия реализации социальной ответственности как составной части деловой политики. Достаточные условия претворения в жизнь социальных обязательств бизнесмена созданы там, где социальная ответственность выступает дополнительным способом конкурентной борьбы и рекламы. Необходимые условия созданы в том случае, если влияние неэтичного корпоративного поведения на жизнь индивидов и сообществ вызывает санкции как общественного порицания, так и законодательного свойства, в то
время как имидж социально ответственного предпринимательства имеет смысл, поддерживаемый потребителями, бизнес-сообществом и властью.
Ответственность предпринимательства как социальное действие
В задачи данной главы входит раскрытие понятия социальной ответственности предпринимательства в русле теории социального действия, сопоставление благотворительности как типа социального действия с ценностными основаниями российской культуры, раскрытие связи концептов социальной активности, социальной ответственности, социальной эффективности.
В первом параграфе введены основные понятия диссертационного исследования с опорой на труды М.Вебера и современных социологов, благотворительность проанализирована как социальное действие, раскрыты основные характеристики корпоративной ответственности в системе социальных отношений бизнеса и общества, рассмотрены основания легитимности социально ответственного бизнеса с теоретических позиций понимающей социологии.
Приведем определения основных понятий. В Экономическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона под предприятием подразумевается "такое хозяйство, ведение которого рассчитано на извлечение дохода путем сбыта продуктов в форме продажи или обмена. Этим признаком предприятие отличается от натуральных форм хозяйства, в которых производство рассчитано непосредственно на удовлетворение потребностей членов хозяйства. В чистом виде натуральные формы хозяйства встречаются все реже и реже, так как хозяйства постепенно вовлекаются все более в систему обмена...".
В Популярном словаре (1991 г.) под редакцией Г.Я.Кипермана предпринимательство объясняется как "одно из действенных средств, которые помогают поддерживать стимулы к высокопроизводительному труду, хозяйскую мотивацию. Настоящий хозяин - всегда предприниматель, идет ли речь об отдельном гражданине или трудовом коллективе. К предпринимательству относятся любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами РФ и республик".
Большой Экономический Словарь (под общ. ред. А.Н.Азримяна) указывает, что "предприниматель - лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Предпринимательская инициатива - форма управления производством и сбытом, включающая выработку новых конкурентоспособных идей как перманентный процесс, оперативное внедрение наиболее плодотворных идей и организацию системы мероприятий по максимально быстрому и эффективному сбыту новой продукции, полученной по новой технологии".
С.И.Ожегов в "Словаре русского языка" писал, что "предприниматель -капиталист, владелец предприятия, крупный деятель, предприимчивый и практичный человек". Обобщив приведенные определения понятия "предприниматель", "предпринимательство", можно в полной мере сказать, что предпринимательство - это умение человека обменивать одни виды товаров и услуг на другие или производить новые виды товаров и услуг, которое возникло на самой заре человеческой цивилизации. Это особый вид человеческой деятельности, сочетающий в себе частные и общественные интересы, направленные главным образом на преумножение личного и общественного достояния.
Предприниматель - это человек, стремящийся к хозяйственной самостоятельности, реформированию производства, поиску новых источников сырья, рынка сбыта, умеющий увидеть и выделить в реальной жизни моменты действительности. Предприниматель - это человек, обладающий интуицией, способный организовать людей и объединить различные ресурсы.
Классическое определение бизнеса формулируется как "предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли". Можно рассматривать бизнес как процесс взаимодействия отдельных людей и внешних факторов, связанных с их деятельностью. Таким образом, участниками биз неса являются не только отдельные индивидуумы - непосредственные сотрудники той или иной фирмы, но и государство как законодательная и исполнительная власть, "рынок" как совокупность конкурирующих фирм и, наконец, общество в целом как конечный потребитель продукции1. Соответственно, оценка проявлений бизнеса будет рассматриваться именно в контексте влияния самого процесса на каждого из его участников.
Согласно Й.Шумпетеру2, разграничение между бизнесом и предпринимательством заключается в следующем. Если "бизнесом" назвать совокупность всех экономических форм деятельности, то предпринимательство связано с инновационной деятельностью, которая предполагает не только классические экономические формы, но и сконструированные им ранее схемы, используя их как новые элементы предпринимательского конструкта.
Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес и предпринимательство - это пересекающиеся понятия, относящиеся к виду экономической деятельности, приносящему прибыль. Понятие «предпринимательство» несет оттенок инновационной, реформаторской деятельности. Ввиду значительного совпадения семантических полей этих двух понятий в ряде случаев мы будем их использовать в качестве синонимов.
Социальная ответственность предпринимательства в системе ценностей русской культуры
В предыдущем параграфе мы обсуждали проблематику социальной ответственности предпринимательства в контексте теории социального действия по М.Веберу и его же исследования протестантской этики как контекстуальной особенности «духа капитализма». На наш взгляд, православная этика задает существенную специфику в наборе ценностей предпринимательства по сравнению с этикой протестантизма. В этом параграфе мы рассмотрим эволюцию ценностей отечественного предпринимательства. Социально ответственное предпринимательство мы будем здесь рассматривать, в первую очередь, в аспекте благотворительности.
В книге «Философия свободы»1 Н.А.Бердяев специально останавливается на понятии христианской свободы, утверждая, что «свобода в религиозной жизни есть обязанность, долг, который человек обязан нести, не имея права сбросить с себя это бремя. «Христианство должно быть нетерпимо, но как религия свободы оно должно быть нетерпимо к принуждению. Эту основную истину о христианской свободе удивительно сильно чувствовали и могущественно защищали лучшие славянофилы - А.Хомяков, Ю.Самарин, И.Аксаков. Остается мучительный вопрос и недоумение: что преобладало в исторической действительности, христианство как путь свободы или христианство как путь принуждения?» Философ отвечает утвердительно на поставленный им вопрос: «христианство есть религия свободы, свободного обличе-ния невидимых вещей, в царстве которых правда прославлена» . По мнению Н.Бердяева, «православие может держаться только свободой, только на почве свободы можно защищать относительные преимущества православия перед католичеством и другими вероисповеданиями», а вот «свобода протестантско-отрицательная становится формальной, бессодержательной свободой» . Каким образом православное понимание свободы и ответственности повлияло на развитие и характер предпринимательства в России?
Наиболее важные результаты исследований хозяйственной этики православия получены сегодня Н.Н.Зарубиной, поэтому мы обратимся к ее работам, чтобы проанализировать эволюцию хозяйственной, предпринимательской этики православия. Мы также обратимся к исследованиям отечественных социологов, посвященных выяснению общественного мнения о бизнесе и предпринимательстве в современной России, а также к работам о современном развитии благотворительности.
Н.Зарубина отмечает, что «в самом образе мысли и отношении к миру предпринимателя есть установки, прямо противоречащие православной этике и аскезе. Хозяйствующий человек погружен в мир повседневности, в заботы о пропитании, о выгоде и прибыли. Движимый утилитарными целями, он не только теряет из виду духовное измерение бытия, но и легко выходит за рамки нравственных законов»2. В самом деле, с одной стороны, в православии, в отличие от протестантизма, образы и ценности повседневной, особенно хозяйственной жизни не могут быть представлены напрямую. Нет здесь и обоснования предпринимательской этики. С другой стороны, поскольку православные духовные ценности проникали во все сферы повседневности, они не могли не оказывать значимое влияние на жизнь и самоопределение предпринимателей.
С точки зрения православной этики любая мирская деятельность должна в первую очередь служить духовным, нравственным, а не меркантильным целям. Успех здесь обусловлен благочестием хозяина и труженика. Сходные представления есть и в протестантизме и католицизме, однако это сходство лишь поверхностное: в протестантизме успех есть знак богоизбранности, ко торая даруется на основании непостижимого для человека Божественного произвола, а в православной этике он заслуживается человеком. В этом некоторое внешнее сходство с католической этикой успеха. Но в отличие от нее православные считают, что успех даруется не за рациональную мирскую добродетель, а за благочестие и духовность, которые не всегда могут сопровождаться пунктуальностью и добросовестностью в повседневных делах1.
Легитимность порядка может быть гарантирована следующими внутренними механизмами: 1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью; 2) ценностно-рационально: верой в абсолютную значимость порядка в качестве выражения высочайших непреложных ценностей (нравственных, эстетических или каких-либо иных); 3) религиозно: верой в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка . Легитимность социально ответственного предпринимательства в разные исторические эпохи конструируется по-разному. Н.Н.Зарубина проводит анализ содержания социокультурных, мировоззренческих и этических составляющих предпринимательской деятельности, включенных в русскую картину мира, на материалах публицисти-ки и художественной литературы . Исследователь обращается к терминологии М.Вебера, говоря о том, что предпринимателю присуще отношение к миру, называемое «практической рациональностью», т. е. ориентацией на достижение реального, осязаемого результата своей деятельности наиболее целесообразным и выгодным путем. В силу характера своей деятельности предприниматель руководствуется утилитарными соображениями - пользы, применимости, пригодности. Хозяйствующий человек погружен в мир повседневности, в заботы о выгоде и прибыли, ему некогда задумываться над этической и тем более духовной сущностью вещей и отношений.
Социальная роль бизнеса в современных условиях
В задачи данной главы входит рассмотрение вопросов о социальной роли бизнеса в современных условиях, о причинах и факторах социальной активности бизнеса в развитых странах, проблемах организации корпоративной благотворительности как со стороны бизнеса, так и со стороны некоммерческого сектора. Хотя социальная ответственность предпринимательства не сводится к благотворительности, мы будем уделять внимание этой форме социального действия как наиболее характерному способу выражения социальной позиции на современном этапе. Вначале остановимся на мотивах зарубежных предпринимателей, реализующих принципы социальной ответственности, а затем перейдем к анализу данных социологических исследований отечественной практики предпринимательства с социально ответственных позиций.
Прежде всего, следует отметить, что понятие «corporate social responsibility» можно перевести на русский язык как «корпоративная социальная ответственность» или «корпоративная социальная обязанность». В публикациях зарубежных авторов это специально подчеркивается добавлением термина «social responsiveness». Р.Гриффин определяет социальную ответственность как «набор обязательств, которые берет на себя организация, чтобы защитить и усилить социетальный контекст, в котором она функционирует»1. Кунц и Вайрих говорят о социальной ответственности как о «способности корпорации связывать ее деятельность и политику (идеологию) с социальной средой так, чтобы и компания, и общество одновременно выигрывали»2. Говард Боу-эн утверждает, что социальные обязанности бизнеса состоят в том, чтобы придерживаться этой идеологии или следовать этим линиям действий, что корпорации имеют обязательства перед составляющими их общество группами, отличающимися от акционеров, предписана законом»1.
Данные понятия можно увидеть не только в текстах уставов или миссий корпораций, исследовательских статьях или отчетах, но и в политических документах национальных и транснациональных органов, где излагаются рекомендации относительно того, какие действия должен предпринять корпоративный сектор, чтобы внести эффективный вклад в социально-экономическое развитие. Европейский Союз определяет корпоративную социальную ответственность как «понятие, относящееся к тому, каким образом компании интегрируют социальные и инвайронментальные задачи в их бизнес-деятельность и в их интеракции с ключевыми акторами на добровольной основе2. Европейский Союз полагает, что «корпоративная социальная обязанность связана с управлением изменениями на уровне компании в социально ответственной манере. Это происходит, когда компания стремится достичь компромисса между требованиями и потребностями разных акторов, привести их к балансу, устраивающему все стороны. Если компании преуспевают в управлении изменениями в социально ответственной манере, это приведет к позитивному эффекту на макроэкономическом уровне»3.
Социальные обязательства бизнеса означают обязательства бизнеса перед клиентами, работниками, акторами, акционерами и сообществом. Эти определения доказывают, что корпоративный сектор и государственные организации играют важную роль, реагируя на потребности их составляющих групп, которые включают работников, акционеров, потребителей, поставщиков, конкурентов, правительства и сообщества, где они действуют, а также более широкие социальные круги. Ясно, что эти организации должны быть этически и социально ответственны в отношении ко всем субъектам хозяйственной деятельности.
Корпоративный сектор не всегда был таким щедрым. В ранний период индустриализации использовался труд наемных работников, которые жили и работали зачастую в нечеловеческих условиях. Работники получали такую зарплату, которая делала их бедняками и оставляла в долгу перед их работодателями. Даже в XXI в. Существуют компании, которые немногим лучше относятся к своим работникам, клиентам и их сообществам. Некоторые владельцы компаний, которые проявляют гуманные отношения к своим работникам или что-либо предпринимают по поводу социальных нужд других людей, делают это ввиду их религиозных или благотворительных мотивов. Однако раздача пищи и денег бедным-на праздниках не может быть названа социальной ответственностью. В период Второй мировой войны и в 1960-е гг. бизнес признал потребность направлять часть своей выгоды на социальные нужды. Начиная с периода Великой депрессии, войн и социальных, экономических, политических трансформаций (1930-1950-е гг.), в западных экономически развитых странах наблюдаются общественные выступления против злоупотребления властью, коррупции, дискриминирующих цен, недостатка защищенности работников и потребителей и других антисоциальных практик в системе индустрии. Эти движения заставили правительства и промышленников обратить внимание на подобные вопросы и пересмотреть несправедливые практики предпринимательства, сформулировать законодательство, способное регулировать этическую сторону деятельности организаций.