Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического исследования православных интернет-сообществ в социальных сетях 17
1.1 Информационное и постсекулярное общество как среда существования предмета исследования 17
1.2 Цифровая социология как методологическая основа изучения сообществ в социальных сетях 33
Выводы по первой главе 61
Глава 2. Аудитория православных интернет-сообществ ВКонтакте и механизмы влияния на общество 65
2.1 Социально-демографический состав участников православных интернет-сообществ ВКонтакте 72
2.2 Типология православных сообществ ВКонтакте и вовлеченность их участников как механизм влияния 88
2.3 Модель социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн» в православных сообществах ВКонтакте как инструмент влияния 104
Выводы по второй главе 114
Заключение 116
Список литературы 120
- Информационное и постсекулярное общество как среда существования предмета исследования
- Цифровая социология как методологическая основа изучения сообществ в социальных сетях
- Типология православных сообществ ВКонтакте и вовлеченность их участников как механизм влияния
- Модель социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн» в православных сообществах ВКонтакте как инструмент влияния
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена тем, что сообщества в социальных сетях являются точками напряжения в существующей социальной реальности в России, поскольку составляют идеальную среду для распространения любых идей. В этой связи представляется значимым изучение религиозных интернет-сообществ в социальных сетях и их влияния на социальные процессы и в онлайне, и в рамках традиционной социальной реальности. В качестве таких сообществ были выбраны православные сообщества в социальной сети ВКонтакте.
1 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Пер с англ. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2004. – 328 с.
Цель, задачи, объект и предмет исследования
Цель диссертационного исследования – определить, что объединяет людей в сообщество в ходе их взаимодействия в православных интернет-сообществах и какое влияние это оказывает на их мировоззрение. Достижение цели подразумевает реализацию следующих задач:
-
Рассмотрение информационного и постсекулярного общества как контекста существования православных интернет-сообществ в социальных сетях
-
Уточнение определения понятия «интернет-сообщество в социальной сети»
-
Выявление функций православного интернет-сообщества в социальной сети на основании проведенных экспертных интервью
-
Определение наиболее активных возрастных групп как ядра аудитории православных интернет-сообществ ВКонтакте
-
Разработка типологии православных-интернет сообществ в социальной сети ВКонтакте
-
Выявление показателя вовлеченности аудитории православных интернет-сообществ ВКонтакте в распространении их контента
-
Анализ социального взаимодействия участников православных сообществ ВКонтакте в рамках модели социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн».
Объект исследования - интернет-ресурсы как пространство формирования различных сообществ.
Предметом исследования являются православные интернет-сообщества в социальной сети ВКонтакте.
Гипотеза исследования состоит в том, что православные интернет-сообщества ВКонтакте, существуя одновременно в контексте и информационного, и постсекулярного общества, будут оказывать существенно большее влияние и на
свою аудиторию и на аудиторию социальной сети ВКонтакте в целом через большую вовлеченность в распространение контента данных сообществ и практическую реализацию модели социального взаимодействия онлайн-офлайн-онлайн.
Теоретические и методологические основы исследования
Теоретической основой работы стали теории информационного и постсекулярного общества. В рамках теории информационного общества были рассмотрены подходы Д. Белла2, Й. Масуда, Э. То ф ф л е р а , У . Мартина, М. Кастельса.
У Кастельса в наибольшей степени прослеживается проблематика влияния интернет-сообществ на общество в целом, взаимосвязь социального действия в онлайне и офлайне. Что касается теории постсекулярного общества, были рассмотрены взгляды Ю. Хабермаса и П. Бергера относительно условий существования такого общества, а также представления отечественных ученых (Е.Д. Руткевич, А.И. Кырлежев) о становлении постсекулярного общества в России.
В качестве методологического аппарата исследования было взято новое направление социологического знания – цифровая социология. Это направление социологии рассматривается в широком понимании как раскрытие возможностей,
2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования.
М.: Academia, 1999. – 788с.
3 Масуда Й. Информационное общество. Вашингтон, 1981. – 33 с.
4 Тоффлер Э. Третья волна. М.: «АСТ», 2009. – 784 с.
5 Martin W.J. The Global Information Society. Alershot: Aslieb Glower; Brookfield, Vt. USA:
Gower, 1995. – 99 р.
6 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ,
2000. – 458 с.
7 Хабермас Ю. Против воинствующего атеизма [Электронный ресурс]. Режим
доступа:URL:// (Дата посещения
05.03.2015).
8 Peter L. Berger. "The Desecularization of the World: A Global Overview," in The
Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics, ed. Peter L. Berger
(Washington, D.C.: Ethics and Public Policy Center, 1999). 125p.
9 Руткевич Е.Д. Религия и общество. М. : Аспект-пресс, 1996. – 775 с.
10 Кырлежев А.И. Секуляризация и постсекулярное общество. [Электронный ресурс]
Режим доступа: URL:// (Дата посещения
04.03.2015).
которые дают цифровые инструменты для переосмысления структуры социологического знания.
В рамках данной работы были освещены основные принципы цифровой социологии: 1) процесс передачи информации в сообществах в социальных сетях идентичен процессу влияния, 2) социальные процессы в онлайне и офлайне тесно взаимосвязаны, что позволяет говорить о преодолении «цифрового дуализма».
В этой связи представляется актуальным применить теоретико-методологические подходы цифровой социологии к наиболее динамично развивающемуся коммуникационному объекту в интернете – сообществам в социальных сетях.
Эмпирической базой исследования стало выполненное автором исследование аудитории православных интернет-сообществ в социальной сети ВКонтакте. Выборка составила 499 125 участников, состоящих в 25 православных сообществах ВКонтакте.
Для более точного определения предмета исследования было проведено 25 экспертных интервью – среди священнослужителей, занимающихся церковно-общественной и медийной проблематикой, администраторов православных интернет-сообществ ВКонтакте, общественных деятелей. Среди вторичных источников данных необходимо упомянуть следующие исследования: международное исследование влияния интернета на общество в 30 странах мира Интернета «We are social»11, исследование «Рунет 2014-2015 годов», проведенное Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, международное исследование администрации социальной сети ВКонтакте по всем существующим сообществам «ВКонтакте с сообществом», исследование компании Mail.Ru Group «Социа льны е с ети в Ро ссии », исследование TNS Web index report (май 2015),
11 Исследование Интернета «We are social» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL://
посещения 27.02.2015).
12 Исследование «Рунет 2014-2015 годов» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL://
(Дата посещения 15.03.2015).
13 Исследование «ВКонтакте с сообществом» [Электронный ресурс] Режим доступа:URL:
посещения 21.04.2015).
14 Исследование Mail.RuGroup «Социальные сети в России» [Электронный ресурс] Режим
доступа: URL:
(Дата
посещения 01.05.2015).
посвященное влиянию российских интернет-порталов15, исследование компании Online Market Intellegence, посвященное времени, проводимому россиянами в социальных сетях, исследование компании PalitrumLab по активности пользователей социальных сетей в России, исследование ценностных ориентаций пользователей всей сети ВКонтакте.
Научная разработанность проблемы исследования
Информационное общество с различных позиций изучали Дэвид Белл, Енэдзи Масуда, Элвин Тоффлер, Уолтер Мартин, Мануэль Кастельс. Среди российских исследователей, занимающихся проблематикой информационного общества, необходимо отметить таких ученых, как И. С. Мелюхин, В. Л. Иноземцев, А. Н. Чураков, А. В. Соколов, А.Н. Швецов. Значимый вклад в исследование проблематики информационного общества внесли исследователи Института
15 Исследование TNS Web index report, май 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа:
URL: et_filter=Y/ (Дата посещения 03.07.2015).
16 Исследование «Реальное времяпровождение интернет-пользователей в социальных
сетях». [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
(Дата посещения
17.04.2015).
17 Исследование компании PalitrumLab «Активные пользователи ВКонтакте и Twitter:
рейтинг российских регионов» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
(Дата посещения 23.04.2015).
18 Исследование «Жизненная позиция пользователей ВКонтакте в зависимости от пола и
возраста» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:(Дата посещения 02.09.2015).
19 Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.:
Издательство МГУ, 1999. – 207 с.
20 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия,
перспективы М.: Логос, 2000. – 304 с.
21 Чураков А.Н. Информационное общество и эмпирическая социология [Электронный
ресурс] Режим доступа: URL:
(Дата посещения 07.09.2015).
22 Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности.
СПб.:Алетейя, 2012. - 351 с.
23 Швецов А. Н. «Информационное общество». Теория и практика становления в мире и в
России. М.: Красанд, 2012. – 277 с.
социологии РАН: М.К. Горшков24, З.Т. Голенкова, И.О. Тюрина, И.В. Ксенофонтова.
Наиболее полно по отношению к предмету исследования можно отнести теоретические подходы М. Кастельса. Данный исследователь первым делает акцент на интернете как на коммуникационным канале и особой информационной среде сетевого общества.
Постсекулярное общество изучается в работах Ю. Хабермаса (как существующее в едином пространстве с обществом секулярным) и П. Бергера (как новый этап развития социума, приходящий на смену секулярному обществу). Среди российских исследователей постсекулярного общества необходимо назвать Ю.Ю. Синелину (динамика религиозности в российском обществе), Е.Д.Руткевич (понятие духовности в контексте социокультурных изменений), М.М. Мчедлову (влияние религии на ценностное сознание) А. И. Кырлежева (медийные проявления
24 Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики).
М.: Новый хронограф, 2011. – 672 с.
25 Голенкова З.Т. Социальные изменения в мире в контексте глобализации [Электронный
ресурс] Официальный сайт Института социологии РАН. Режим доступа:
(Дата посещения 08.09.2015).
26 Тюрина И.О. Молодежь в информационном пространстве России: интернет-участие и
коммуникации // Россия и Китай: молодежь XXI века [монография] / отв. редакторы: М.К.
Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. — М. Новый хронограф, 2014. С.
333-358.
27 Ксенофонтова И. В. Интернет-солидарность: методологические основания подхода и
практика изучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
социологических наук. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
(Дата посещения 08.09.2015).
28 Синелина Ю.Ю. Циклический характер процесса секуляризации в России. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. М.: 2009
[Электронный ресурс] Режим доступа: URL: (Дата посещения 21.02.2015).
29 Руткевич Е.Д.
30 Мчедлова М.М. Влияние религии на ценностное сознание россиян // Российское
общество и вызовы времени. Книга первая / М.К. Горшков [и др.]; под ред. Горшкова М.К.,
Петухова В.В.; Институт социологии РАН. - М.: Издательство Весь Мир, 2015. - С. 166-
197.
постсекулярности в социуме)31, А.Г. Морозова (постсекуляризм как новый этап развития социума).
Цифровую социологию – новое научное направление, изучающее процесс передачи информации в социальных сетях как феномен влияния на общество, – разрабатывают Д. Луптон (изучение исследовательских направлений цифровой социологии), К. Ортон-Джонсон (анализ социальных институтов и процессов с точки зрения цифровой социологии), М. Кэрриган (методологические основания цифровой социологии), М. Хэнд (соединение методов big data и традиционных качественных методов), Р. Роджерс (разработка новых исследовательских методов).
Наконец, интернет-сообщества как новые коммуникационные объекты, а также их влияние на динамику происходящих в обществе процессов рассматривают М. Кастельс (интернет-сообщество с точки зрения социальной идентичности его участников), Г. Рейнгольд (теория коллективных социальных действий, происходящих одновременно в онлайне и офлайне), А. Беншоп
31 Кырлежев А.И. Секуляризация и постсекулярное общество. [Электронный ресурс]
Режим доступа:URL:// (Дата посещения
04.03.2015).
32 Морозов А.Г. Наступила ли постсекулярная эпоха? Журнал «Континент», №131, 2007
[Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
(Дата посещения 13.02.2015).
33 Lupton D. Digital sociology. London: Routledge. 2015. eBook. [Электронный
ресурс] Режим доступа: URL: &bdata=Jmxhbmc9cnUmdHlwZT0xJnNpdGU9ZWRzLWxpdmU%3d (Дата посещения
01.02.2015).
34 Orton-Johnson K., Prior N. Digital sociology – critical perspectives. London, Palgrave
Macmillan, 2013 264р.
35 CarriganM. WhatisDigital Sociology? January 12, 2013 [Электронный ресурс] Ре жи м
доступа: URL: (Дат а посещения
14.04.2015).
36 Hand Martin. Big data? Qualitative approach to digital research. Studies in Qualitative
methodology, Volume 13, 2014.
37 Rogers R. (2013). Digital methods. Cambridge, MA: MIT Press 274 p.
38 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Пер
с англ. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2004. – 328 с.
39 Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 416
с.
(влияние интернет-сообщества на его участников)40, Р. Хамман (социальное взаимодействие в рамках интернет-сообщества).
Среди российских ученых, посвятивших свои труды проблематике интернет-сообществ, необходимо назвать А.В. Чугунова, Д.А. Губанова (взаимодействие пользователей в интернет-сообществе и влияние интернет-сообщества как единого коммуникационного объекта), С.В. Бондаренко (структура интернет-сообществ), В.И. Тищенко (интернет-сообщества как феномен информационного общества)45, А.В. Костину (контент интернет-сообществ), Д.А. Давыдова (анализ «больших данных» по контенту и пользователям в социальных сетях)47, И.Ф. Девятко (методология онлайн-исследований в среде веб 2.0). С различных позиций интернет-сообщества анализируются исследователями Института социологии РАН: В.В. Семеновой и
Е.Ю. Рождественской О.А. Усачевой .
Benshop л.Virtual communities. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: (Дата посещения 08.04.2015).
41 Наттап R. Introduction to Virtual Communities Research and Cybersociology Magazine
Issue Two. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
(Дата посещения 23.04.2015).
42 Чугунов А.В. Социология интернета: методика и практика исследования интернет-
аудитории. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. - 130 с.
43 Губанов Д.А , Новиков Д. А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели
информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010. - 228 с.
44 Бондаренко СВ. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Диссертация
на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону 2004. - 350
с.
Тищенко В.И., Дружинин А.М. Когнитивный анализ системы коммуникаций в виртуальных сообществах несистемной политической оппозиции. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества. - ИНИОН РАН, 2013. - 360 с.
Костина А. В. Интернет-сообщества. Что обсуждается в Интернете? От думеров - до фурри. От игнора - до троллинга. М.: Либроком, 2011. - 176 с.
47 Давыдов А.А. Системная социология: анализ мультимедийной информации в Интернете.
М.: ИС РАН, 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
(Дата посещения 15.02.15).
48 Онлайн исследования в России 2.0. / Сборник статей под ред. Шашкина А.В., Девятко
И.Ф., Давыдова С.Г. - М., РИЦ «Северо-Восток» 2010. - 327 с.
49 Рождественская Е.Ю., Семенова В.В. Киберэтнография виртуального сообщества:
анализ туристского форума. INTER №7 2014, с. 22-42.
Усачева О.А. Интернет как новая площадка для гражданской самоорганизации. //Сборник научных трудов «Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества».
с.214-227. Москва, 2013.
Интернет-сообщества в социальных сетях исследуются в диссертационных работах Сапова А.М.51, Акаева Д.В., Скуратова А.Б., Василенко И.В, Путиловой Е.А. Как теоретические, так и эмпирические основы изучения интернет-сообществ в социальных сетях представлены в зарубежных онлайн-журналах – International Journal of Virtual Communities и Cybersociology Magazine.
Коммуникационная проблематика православных интернет-ресурсов рассматривается в диссертационной работе К.В. Лученко с точки зрения концепции веб 2.0, однако в указанной работе не отражена специфика предмета исследования данной диссертационной работы – православных интернет-сообществ в социальной сети ВКонтакте. Исследовательских работ, посвященных данной проблематике, обнаружено не было, что свидетельствует о малоизученности данной проблематики.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
51 Сапов А. М. Влияние Интернет-коммуникаций на процесс формирования сообщества
российских трейдеров. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
социологических наук. Новочеркасск, 2004. - 156 с.
52 Акаев Д.В. Интернет-сообщества: место и роль в политическом процессе социума.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов,
2009. - 154 с.
53 Скуратов А. Б. Локальные Интернет-сообщества крупного российского города:
социально-стратификационный анализ. Диссертация на соискание ученой степени
кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2009. – 160 с.
54 Василенко И.В. Российские Интернет-сообщества в условиях современных
трансформационных процессов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
социологических наук. Волгоград, 2007. - 177 с.
55 Путилова Е.А. Интернет как фактор формирования информационного общества.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тюмень,
2004. - 158 с.
56 International Journal of Virtual Communities and Social Networking [Электронный ресурс]
Режим доступа: URL: (Дата посещения18.03.2015).
57 Cybersociology Magazine [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
(Дата посещения 30.03.2015).
58 Лученко К.В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности
религиозных организаций России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
филологических наук. Москва, 2009. - 170 с.
- впервые при изучении интернет-сообществ описана комбинированная
среда предмета исследования – как сочетание информационного и постсекулярного
общества;
впервые дано определение понятия «православное интернет-сообщество в социальной сети» и описаны его уникальные функции на основании экспертных интервью;
была осуществлена апробация специфического инструментария цифровой социологии в рамках крупнейшей российской социальной сети ВКонтакте;
проведен анализ эффекта социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн» участников православного интернет-сообщества, что одновременно объединяет имеющуюся аудиторию и привлекает новую. В результате рефлексии участники православных интернет-сообществ мотивируются на дальнейшую деятельность – как в интернет-пространстве, так и в реальной практике;
выявлен феномен влияния православных интернет-сообществ ВКонтакте как на участников указанных сообществ, так и аудиторию ВКонтакте в целом;
- определены инструменты влияния рассматриваемых сообществ –
вовлеченность аудитории в обсуждение и распространение контента православных
сообществ, а также модель социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн»
участников сообществ.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятийного аппарата по новому научному направлению – цифровой социологии. В работе описан принципиально новый исследовательский инструмент в рамках цифровой социологии – работа с big data, то есть «большими данными» (выборки от сотен тысяч до десятков миллионов человек), что позволяет не только получать более точные исследовательские результаты, но и использовать сложные критерии (например, по выявлению наиболее популярного контента в интернет-сообществах и вовлеченности пользователей в дальнейшее распространение этого контента), а также выявлять ряд закономерностей, которые невозможно было бы установить, используя инструментарий традиционных социологических исследований.
В рамках диссертационного исследования уточнено понятие «интернет-сообщество в социальной сети» с учетом подходов М. Кастельса, Р. Хаммана,
Г. Рейнгольда, А. Беншопа.
Были выявлены функции православных интернет-сообществ в социальной сети, которые могут в дальнейшем использоваться в теоретических работах в описании функционирования современного информационного и постсекулярного общества в интернет-среде.
В диссертационной работе представлена разработанная автором типологизация православных интернет-сообществ по критерию контента. Рассмотрены ключевые черты каждого из типов православных интернет-сообществ (общеправославного контента, краткого контента, нишевых сообществ, территориальных сообществ). Полученные результаты эмпирического исследования могут использоваться для дальнейшей разработки методологических подходов цифровой социологии в научных исследованиях православных интернет-сообществ, а также при подготовке монографий и учебных пособий.
Практическая значимость работы
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут в дальнейшем использоваться в научной и учебно-практической деятельности в сферах цифровой социологии, социологии коммуникаций и социологии религии. Кроме того, результаты диссертационной работы могут использоваться для дальнейшего проведения социологических исследований по указанным направлениям, а также применяться администраторами православных сообществ в социальных сетях для оптимизации управления данными сообществами.
Методы эмпирического исследования православных сообществ в социальных сетях, а также практические результаты исследования могут быть использованы различными церковными структурами, а также в сфере церковно-общественного и церковно-государственного взаимодействия. Кроме того, результаты и методы эмпирического исследования могут быть применены различными структурами государственной власти и управления в проводимых ими социологических исследованиях в ходе принятия решений.
Положения, выносимые на защиту
1. Предлагаемая методология цифровой социологии дает возможность изучать православные интернет-сообщества специфическими методами,
свойственными современным интернет-исследованиям. Это методы анализа анкет участников интернет-сообществ и контент-анализ записей православных сообществ для определения основных тем на основе выборки в несколько сотен тысяч человек, характерной для интернет-сообществ в социальных сетях.
2. В рамках исследовательского подхода цифровой социологии был уточнен
термин «интернет-сообщество в социальной сети». Данное понятие определяется
как объединение по интересам неограниченного числа пользователей,
указывающих свои анкетные данные и вовлеченных в активное социальное взаимодействие как в онлайне, так и в офлайне, на которых интернет-сообщество оказывает влияние через механизм вирусного распространения контента. На основании экспертных интервью были выявлены функции православных интернет-сообществ в социальной сети: общение с единоверцами, катехизация и просвещение, миссионерство, связь у участников сообщества социального взаимодействия в онлайне и офлайне.
3. Вовлеченность пользователей православных сообществ в
распространении их контента существенно выше, чем у сообществ светских, что
объясняется самим религиозным содержанием обсуждений, которые востребованы
людьми в современном постсекулярном обществе.
4. Православные интернет-сообщества в социальных сетях оказывают
влияние, с одной стороны, на мировоззрение участников этих сообществ, а с другой
стороны, через участников православных сообществ на пользователей социальной
сети ВКонтакте в целом. Это влияние осуществляется через модель социального
взаимодействия онлайн-офлайн-онлайн.
Апробация результатов исследования в журналах, рецензируемых ВАК: «Теория и практика общественного развития» 2013. № 8, «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион». 2013. № 3, «Научные ведомости Белгородского государственного университета» № 16 (159) 2013, выпуск 25, а также в журнале «Вестник Института социологии» №10 2014. Автором опубликованы тезисы статей на 41-м мировом социологическом конгрессе (Уппсала, Швеция, 9-10 июня 2013 г.) в рамках секции «Чужак в постсекулярном
мире» и на 18-м Международном социологическом конгрессе (Йокогама, Япония. 13-19 июля 2014 г.) в рамках секции «Социология Православия. Исследования церковной жизни в современной России».
Автор принимал участие в Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2014» (автор стал лауреатом конкурса исследовательских работ) и «Ломоносов-2015» (лауреат Всероссийского конкурса им. Н.И. Кареева на лучшую работу среди молодых ученых в области социологии). Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 8 статей в рамках Всероссийских конференций с международным участием объемом 4,1 п. л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, трех приложений. Общий объем работы составляет 149 страниц.
Информационное и постсекулярное общество как среда существования предмета исследования
При всем различии подходов к изучению информационного общества исследователи сходятся в одном: во всех сферах жизни такого общества – социальной, политической, экономической - ключевую роль играет информация и информационный обмен. В то же время, как определил английский социолог Фрэнк Уэбстер, существуют различные критерии, по которым можно считать то или иное общество информационным [173, Уэбстер Ф., 2004]. Среди рассматриваемых им критериев – экономический, критерий занятости, технологический критерий.
Речь идет об увеличении доли информационных технологий в валовом внутреннем продукте страны, росте числа людей, занятых производством информационных продуктов и услуг (в том числе работающих в сфере фриланса – удаленной работе через интернет), а также стремительном развитии компьютерных технологий (согласно «закону Мура», каждые два года удваивается мощность компьютерных устройств). Это повлекло за собой не только смену коммуникационной модели, но и серьезные социальные изменения. Подытоживая, можно утверждать вслед за канадским социологом и исследователем медиа среды Гербертом Маршаллом Маклюэном, что смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий.
Сегодня информация распространяется стремительными темпами: для того, чтобы набрать аудиторию в 50 миллионов человек, радио понадобилось 30 лет, телевидению - 13, интернету – 4 года, социальным сетям – 9 месяцев. Если число устройств, подключенных к интернету, в 1986 году составляло тысячу, в 1992 году их было уже миллион, а в 2008 году – миллиард. Если ежегодное число запросов в поисковую систему Google в 2006 году составило 2,6 миллиарда, то в 2010 году – уже 32 миллиарда [168, Тришин М., электронный ресурс].
Такой экспоненциальный рост уже не объяснить лишь технологическими и экономическими факторами, и в этой связи Фрэнк Уэбстер вводит «культурный критерий». «Мы живем в медиа нагруженном обществе, – отмечает Уэбстер – Современная культура явно более информативна, чем любая предшествующая. Мы существуем в медиа насыщенной среде, что означает: жизнь существенно символизируется, она проходит в процессах обмена и получения - или попытках обмена и отказа от получения сообщений о нас самих и о других. Признание взрывного роста смыслов заставляет многих авторов говорить о том, что мы вошли в информационное общество» [173, Уэбстер Ф., 2004, с. 27]. Эта мысль исследователя подтверждается реальными фактами: в 2012 году более 25% всего интернет-контента было создано пользователями социальных сетей (суммарно более 2 миллиардов аккаунтов). Таким образом, информация и информационный обмен стали неотъемлемой частью культуры современного общества, что позволяет отнести его к информационному. Одним из первых концепцию информационного общества разрабатывал американский социолог Дэвид Белл, что нашло отражение в его труде «На пути к грядущему постиндустриальному обществу». Развитие общества Белл делит на три стадии – доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Белл утверждает, что «постиндустриальное общество – это не проекция и не экстраполяция уже существующих в западном обществе тенденций развития, а новый принцип социально-технической организации жизни – такой же, как индустриальная система, заменившая собой аграрную» [201, BellD., 1990, с. 39]. В своих работах Белл фактически ставит знак равенства между постиндустриальным и информационным обществом. В таком обществе, по мнению исследователя, «главную роль играет не грубая мускульная сила, не энергия, а информация» [9, Белл Д., 1999, с. 127].
Изменения, порожденные развитием постиндустриального общества, Белл связывает с третьей технологической революцией. В ее основе, по его оценке, лежат четыре основных процесса: переход от механических и электромеханических систем к электронным (что привело к увеличению скорости передачи информации и интенсификации информационного обмена), «миниатюризация» (что позволило «сжать» размер электронных устройств, и в этом плане изобретение транзистора, как считает ученый, сравнимо по значимости с открытием силы пара), «дигитализация» (то есть передача различных видов информации с помощью цифровых кодов), программное обеспечение (что позволило людям как в различных сферах экономики, так и в частной жизни, не владея специальными навыками программирования, решать любые прикладные задачи) [201, BellD., 1990, с.29-33].
Как одну из основных характеристик постиндустриального общества, Белл выделял роль научного знания. В постиндустриальном обществе проблема «организованной сложности», то есть проблема управления большими системами с высокой степенью неопределенности, выходит на первый план. И решить ее, как считает исследователь, возможно силами науки, производящей «интеллектуальные технологии». В результате эти технологии «служат источником и базой преобразований, пронизывающих все сферы жизни общества и по-новому организующих старые отношения» [201, Bell D., 1990, с. 33].
Цифровая социология как методологическая основа изучения сообществ в социальных сетях
В рамках праздника были организованы спортивные соревнования по стрельбе из лука, единоборствам, футбольные тренировки, встречи с известными спортсменами, угощение блюдами традиционной русской кухни. Как было заявлено организаторами, цель мероприятия – «воссоздание образа сильного верой, крепкого духом, выносливого телом русского человека». Первая заметка о празднике в сообществе журнала «Фома» «Православие и спорт объединятся» была опубликована 11 сентября 2015 года (сам праздник прошел 13 сентября). Следует отметить, что в данном случае сообщество общеправославного контента «Фома» выступило не в роли организатора офлайн мероприятия (как это делают, к примеру, территориальные православные сообщества), а как медиа усилитель проходящей ВКонтакте информационной кампании данного мероприятия. Одновременно с сообществом журнала «Фома» информация о предстоявшем празднике была размещена в сообществе православного телеканала «Союз» - уже за неделю до проведения праздника было дано несколько видеосюжетов, а также публиковалась соответствующая информация в новостном блоке интернет-порталов ПРАВОСЛАВИЕ.RU и Православие и мир.
Дальнейшее распространение информации о празднике проходило не только через лайки пользователей и републикацию сообщений на их страницах, но и через новые заметки о празднике в других сообществах. Часть из сообществ, в которых публиковались новые заметки о празднике, можно отнести к группе православных нишевых сообществ, другая же часть не относится к православным сообществам вовсе. И это не только сообщества крупнейших светских СМИ, например, газеты «Вечерняя Москва», но и сообщества известных спортсменов, принявших участие в празднике (например, Федора Емельяненко). «Мер оприятие «Православие и спорт» покажет, что Православие – вера молодых, сильных и добрых людей», - говорит Федор Емельяненко в видеообращении на странице своей группы. (Федор Емельяненко – все о борце и единоборствах. http://vk.com/wall-24199118_222103)
Всего по данным сервиса анализа сообщений в сообществах социальных сетей posters.ru по тематике праздника «Православие и спорт» в сообществах ВКонтакте, а также на страницах пользователей было опубликовано 402 тематических записи, которые набрали 7141 лайк, 1456 репостов, 263 комментария.
Столь масштабное обсуждение предстоящего мероприятия в социальных медиа дало значимые результаты на этапе офлайн, то есть во время проведения праздника «Православие и спорт». По данным организаторов, его посетило более 10 тысяч человек «без всякого административного ресурса». О празднике рассказали крупнейшие российские СМИ, среди которых агенство РИА «НОВОСТИ», агентство Regions.ru, портал NewsRu.com, агентство Интерфакс-Религия.
В рамках праздника на этапе офлайн была реализована совместная инициатива движения по борьбе с абортами «За жизнь» и движения «Сорок сороков» - сбор подписей по борьбе с абортами; было собрано 663 подписи, в том числе гостя праздника - двухкратного чемпиона мира по боевому самбо Алексея Олейника. Еще один результат проведения этого уникального праздника, как отмечают организаторы, - рост интереса к деятельности православных активистов и добровольцев: число людей, желающих присоединиться к движению «Сорок сороков», возросло многократно.
Наконец, на третьем этапе модели социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн» - подробные репортажи о том, как прошел праздник, были опубликованы в сообществах журнала «Фома» и Православие Экклесиа. Помимо указанных сообществ общеправославного контента, впечатлениями о прошедшем мероприятии поделились как другие сообщества ВКонтакте, так и простые пользователи социальной сети. Социальное взаимодействие в рамках модели «онлайн-офлайн-онлайн» не прерывается с завершением последнего этапа (то есть появления отчетов о прошедшем мероприятии в сообществах ВКонтакте). Так, представители сообщества ВКонтакте «Пушкинское отделение движения Сорок сороков», впечатленные праздником «Православие и спорт», выдвинули инициативу оборудования в г. Пушкино спортивной площадки с турниками для занятий всеми желающими.
«Первым нашим реальным делом будет установка в г. Пушкино площадки для воркраута, как была на празднике «Православие и спорт»в Коломенском 13 сентября. Надо добиваться, чтобы площадку установили в популярном и шагово легкодоступном месте города. Чтобы там было ещ достаточно открытого пространства, где мы сможем проводить свои мероприятия, которые тоже планируются. Пишите, звоните, вступайте. И давайте действовать! », - пишут представители указанного сообщества.
Что касается сообществ группы краткого контента, то здесь, большей частью, влияние происходит в онлайне – через вирусное распространение кратких цитат и притч посредством лайков и репостов, однако, и в этой группе можно найти примеры реализации модели «онлайн-офлайн-онлайн». Так, в сообществе ПРАВОСЛАВИЕ предлагается принять участие во флешмобе «Купи у бабушки». «Покупаем у бабушек вс, что они продают! Не торгуемся, сдачу не берем. Передавайте эстафету друзьям», - так описывается в сообществе ПРАВОСЛАВИЕ суть этого флешмоба. Безусловно, он не является изначальной инициативой администрации рассматриваемого сообщества – в сети ВКонтакте данная инициатива продвигается сотнями различных сообществ, порой 107 диаметрально противоположных по мировоззрению. Однако, учитывая специфику именно православного сообщества – публикацию просьб о помощи, кратких поучительных историй, притч, поддержка данного флешмоба является логичной. Кроме того, в сообществе краткого контента ПРАВОСЛАВИЕ публикуется немало поучительных историй и притч, посвященных мудрости пожилых людей и необходимости уважения и любви к ним (притча «Бабушкин секрет», «протоиерей Андрей Ткачев: хорошая бабушка нужна всем во все века», «архимандрит Георгий Шестун: бер егите бабушек!»).
Характерной особенностью флешмоба «Купи у бабушки» в сообществе ПРАВОСЛАВИЕ является более высокая консолидация участников сообщества вокруг идеи флешмоба. Если в сообществах светских мнения сторонников и противников данного флешмоба разделились примерно поровну, то в сообществе ПРАВОСЛАВИЕ около 80% людей, прокомментировавших данную инициативу, выразили поддержку и готовность в ней участвовать (ряд комментаторов написали, что уже активно в ней участвуют).
В нишевых православных сообществах модель социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн» реализуется наиболее активно.
В качестве примера приведем инициативу молодежного сообщества ПРАВОСЛАВИЕ ВЕРА И ДЕЛО по поддержке установке памятника князю Владимиру в Москве в год 1000-летия его преставления. Главным отличием от других мероприятий, проходящих в рамках модели «онлайн-офлайн-онлайн», является постоянная вовлеченность участников, как в онлайне, так и в офлайне в непрерывную цепочку различных социальных активностей. Иными словами, онлайн и офлайн мероприятия в различных форматах постоянно сменяют друг друга, при этом повышается вовлеченность имеющихся участников данных мероприятий и активно привлекаются новые. Рассмотрим это более подробно.
Типология православных сообществ ВКонтакте и вовлеченность их участников как механизм влияния
Наибольшее число пользователей проживает в городах миллионниках – 35,49%, на втором месте идут крупные города – 9,31% и лишь затем крупнейшие – 7,17%. Если в городах-миллионниках большая часть аудитории представлена возрастной группой 26-30 лет – 10,22%, то в крупных городах самая большая по численности группа находится в категории 21-25 лет и составляет 2,51%. Обращает на себя внимание резкое снижение численности представителей нашей целевой аудитории, проживающих в городах с населением менее 250 тысяч человек. Так, по сравнению с крупными городами численность аудитории в больших городах меньше практически в 1,5 раза.
Согласно данным Росстата, на 2014 год в городах миллионникахпроживает 32 463 000 человек [175, Федеральная служба государственной …, электронный ресурс], при этом численность населения по всей России составляет 143 666 931 человек [174, Федеральная служба государственной статистики.Оценка численности постоянного…, электронный ресурс]. Таким образом, по России в целом доля населения городов-миллионников составляет 22,59%, в то время как в нашей выборке эта цифра составляет 35,49%. Этот факт можно истолковать с позиций постсекулярного общества: сегодня в России Православие, как отмечает ряд экспертов, становится религией больших городов и мегаполисов [144, Русс К. Великий пост в России…, электронный ресурс].
Можно выделить «ядро» аудитории, представители которого находятся в мегаполисах (городах-миллионниках), крупнейших и крупных городах, – это 51,97% от всей выборки, при этом наибольшую численность представляют возрастные группы 21-25 и 26-30 лет. Всего же в нашей выборке в городах того или иного типа проживает 60,36% всей аудитории.
Рассмотрим долю представителей аудитории, состоящих в браке. Исследуя данный показатель, мы опирались на статус ВКонтакте «женат» либо «замужем». При этом другие статусы, например, «влюблен», «в активном поиске», «все сложно» не учитывались, поскольку они ничего не говорят о том, состоит человек в браке или нет. Рисунок 4. Доля аудитории, состоящей в браке (мужчины и женщины, в процентах от общей выборки)
Больше всего лиц, состоящих в браке, находится в группе 26-30 лет. При этом общее число женщин, состоящих в браке, значительно превышает аналогичное число мужчин – в 2,9 раза. Общее же число лиц, состоящих в браке, составляет 26,41%. Оценить данный показатель с позиций постсекулярного либо информационного общества не представляется возможным, поскольку для этого необходимы дополнительные критерии, например, насколько брак устойчив, венчан ли этот брак, для чего необходимо проводить отдельное исследование.
Вместе с тем необходимо зафиксировать устойчивый интерес представителей нашей выборки к православным сообществам, посвященным православной семье, православному воспитанию детей и т. д. Это говорит о стремлении представителей аудитории приблизить свою семью к идеалам православного брака либо о стремлении создать православную семью.
Из представленных данных видно, что высшее образование есть практически у 32% аудитории, при этом наибольшая по численности возрастная группа с высшим образованием – это 26-30 лет. В этой же группе наблюдается наибольшая диспропорция между мужчинами и женщинами с высшим образованием – число женщин превышает количество мужчин в 2,7 раза. Это намного более высокий показатель наличия высшего образования в сравнении с показателем по России в целом – 23,9% [140, Росстат обнаружил, что подчиненные…, электронный ресурс].
С позиций информационного общества данную цифру можно объяснить тем, что в городах-мегаполисах, где обычно расположены крупнейшие вузы, более востребованы люди умственного труда, умеющие работать с большими объемами информации. С другой стороны, с точки зрения постсекулярного общества, как было показано выше, значимая часть православной аудитории (и не только в социальных сетях) находится в больших городах и городах-миллионниках, соответственно и уровень людей с высшим образованием будет выше среднестатистического.
Рассмотрим, какое количество представителей целевой аудитории с высшим образованием проживает в городах-миллионниках.
Доля аудитории с высшим образованием, проживающей в городах-миллионниках (мужчины и женщины, в процентах от всех пользователей с высшим образованием по возрастным группам) По данным, представленным в таблице, мы видим постепенное нарастание доли тех пользователей, которые получили высшее образование и одновременно проживают в городах-миллионниках. Это объясняется тем, что именно в городах-миллионниках имеются возможности использовать полученные знания на достойно оплачиваемой работе. Многие из тех, кто приехал из городов другого типа и получил высшее образование в городах-миллионниках, затем остаются в них именно по этой причине. Всего в городах-миллионниках проживает 41,1% от общего числа респондентов с высшим образованием.
Если рассматривать ядро нашей аудитории, представленное двумя максимальными по численности возрастными группами – 21-25 лет и 26-30 лет, то максимальное количество людей с высшим образованием в группе 26-30 лет – 42% от всех людей с высшим образованием в данной группе. Примечательно, что в данной группе число мужчин и женщин практически одинаково. Так подтверждается наша гипотеза о том, что жители мегаполисов, входящие в нашу генеральную совокупность, являются наиболее образованными по критерию высшего образования.
Рассмотрим основные специальности, присущие нашей аудитории. Для этого в разделе таргетированной рекламы ВКонтакте вводим конкретные специальности и затем группируем их по категориям. Всего свои профессии указал 75 221 человек, или 15,07% аудитории.
Модель социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн» в православных сообществах ВКонтакте как инструмент влияния
23 мая на Воробьевых горах прошла очередная офлайн акция -православная молодежь подняла в небо 25-метровый православный крест из тысяч воздушных шаров, что было также отражено и в сообществе ВКонтакте. Через несколько дней, 27 мая, участники сообщества разместили в группе информацию о том, что ими передано депутатам 52 тысячи подписей за установку памятника. Прошедшие офлайн акции привлекли внимание федеральных СМИ, и телеканал «Россия24» сделал о них репортаж, что также было отражено в сообществе и вызвало новую волну обсуждений инициативы в сети ВКонтакте. В свою очередь, это привело к тому, что участников рассматриваемого православного сообщества стали приглашать на различные дискуссионные телепередачи, где они смогли озвучить свою точку зрения, а к обсуждению инициативы в интернете подключились даже известные иностранные блогеры.
В настоящее время принято решение о строительстве памятника князю Владимиру на Боровицкой площади Москвы, и существенную роль в этом сыграло православное молодежное движение «Георгиевцы!», которое координирует сообщество ПРАВОСЛАВИЕ ВЕРА И ДЕЛО в сети ВКонтакте.
Данный пример наглядно демонстрирует, что, даже обладая незначительным влиянием на аудиторию ВКонтакте на начальном этапе реализации инициативы в поддержку установки памятника князю Владимиру, но используя при этом модель социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн», влияние на завершающих этапах продвижения данной инициативы – и в сети ВКонтакте, и в офлайн среде, на российское общество в целом, - возросло на порядки.
Рассмотрим теперь примеры реализации модели «онлайн-офлайн-онлайн» в группе сообществ территориального контента. В большинстве территориальных сообществ православной молодежи информация о предстоящих офлайн мероприятиях размещается в специальном разделе «встреч». С помощью функционала ВКонтакте участники сообщества могут отмечать, пойдут они на эту встречу или нет, и, если они планируют туда пойти, социальная сеть будет присылать им соответствующие напоминания.
У сообщества Православная молодежь Харькова – 25 встреч, Православная молодежь Воронежа – 182 встречи, Союз православной молодежи Мордовии – 13 встреч, Православная молодежь Карелии – 208 встреч, Православная молодежь Новосибирской митрополии – 51 встреча. В территориальном городском сообществе Православный Миасс насчитывается 11 встреч. Нужно отметить, что в других группах контента подобные встречи либо отсутствуют, либо представлены минимально. В качестве исключения стоит упомянуть сообщество МИЛОСЕРДИЕ.RU(48 встреч).
В молодежных сообществах основная направленность встреч – это паломнические поездки, отдых в православных лагерях, духовные беседы со священником, участие в Богослужениях, православные балы (в основном, Рождественские), творческие молодежные вечера, встречи-обсуждения, например, что такое православная семья.
В то же время для некоторых территориальных православных молодежных объединений характерны особые виды активности, например, действующий поисковый отряд при епархиальном молодежном отделе, возглавляемый священником (сообщество Православная молодежь Карелии). У данного объединения широкое поле деятельности – это не только поиск захоронений советских воинов, совершений панихид в этих местах, но и научные изыскания исторической правды о героической обороне Петрозаводска, интернет-полемика с теми, кто считает, что Петрозаводск сдался врагу без боя… Результатом такой деятельности стала установка поклонного креста на месте захоронения советских воинов, а также создание специального сайта о неизвестных героях тех времен, что, в свою очередь, повлияло на присвоение Петрозаводску в июне 2015 года звания Города воинской славы.
Для молодежных сообществ в рамках модели «онлайн-офлайн-онлайн» на последнем ее этапе характерны не просто комментарии о прошедшем офлайн мероприятии либо републикация на своей странице сообщения из сообщества о том, как все прошло, а активное формирование фото и видео контента по итогам мероприятия. Эту особенность удалось выявить лишь в территориальных православных сообществах.
Представим основные выводы по третьему параграфу диссертационного исследования. Во-первых, модель социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн» является инструментом влияния на аудиторию всей социальной сети ВКонтакте не только с помощью механизма вовлеченности участников сообщества в распространение его контента, но и с помощью появления новых заметок по рассматриваемой проблематике в других сообществах ВКонтакте и на страницах пользователей этой социальной сети. Еще одним важным фактором, способствующим расширению влияния православных сообществ в соответствии с предложенной моделью, является публикация материалов после проведения офлайн мероприятия и призыв вступать в сообщество и принимать участие в его новых мероприятиях.
Во-вторых, данная модель в разных группах сообществ может реализовываться по-разному. Для группы общеправославных сообществ – это ширкое распространение через републикации и новые заметки в других сообществах ВКонтакте, в том числе и не относящихся к православному сектору.
Для сообществ группы краткого контента менее характерно использование данной модели (хотя есть и отдельные исключения), в то время как превалирует распространение влияния исключительно через онлайн составляющую (через лайки и републикации). Что касается группы нишевых сообществ, то им свойственно в рамках одной и той же инициативы реализовывать модель «онлайн-офлайн-онлайн» несколько раз, привлекая новых участников мероприятий и распространяя свое влияние и в онлайне, и в офлайне.
Наконец, территориальные православные сообщества отличаются от всех остальных намного более частым использованием механизма встреч ВКонтакте, а не только лишь публикацией заметок о предстоящих офлайн событиях на стене группы. Это дает большую вовлеченность участников сообществ в проводимые мероприятия, поскольку социальная сеть напоминает участникам о времени и месте намеченной акции.
И хотя общая численность участников офлайн мероприятий в территориальных сообществах значительно ниже, чем, например, в мероприятиях, которые освещаются сообществами общеправославного контента, тем не менее их вовлеченность как в организацию и участие в онлайн мероприятиях, так и в выкладывание фото- и видеоматериалов по результатам встреч находится на существенно более высоком уровне.
Таким образом, модель социального взаимодействия «онлайн-офлайн-онлайн» как инструмент влияния на аудиторию социальной сети ВКонтакте наиболее применима по отношению к сообществам общеправославного, нишевого и территориального контента.