Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Основные методологические подходы к изучению культуры межнационального общения как фактора стабилизации социальной структуры воинских коллективов 20
1.1 Культура межнационального общения как социально-интегративная характеристика личности 20
1.2 Основные социальные функции и структура культуры межнационального общения курсантов ввузов 43
1.3 Межнациональное общение как элемент социальной структуры российского общества и полиэтнических воинских коллективов ввузов 71
Глава II. Культура межнационального общения курсантов ввузов и основные направления ее совершенствования на современном этапе строительства Вооруженных Сил РФ 105
2.1 Состояние и уровни культуры межнационального общения в воинских коллективах ввузов 106
2.2 Основные направления совершенствования культуры межнационального общения курсантов ввузов 140
Заключение 165
Список литературы диссертационного исследования
- Основные социальные функции и структура культуры межнационального общения курсантов ввузов
- Межнациональное общение как элемент социальной структуры российского общества и полиэтнических воинских коллективов ввузов
- Состояние и уровни культуры межнационального общения в воинских коллективах ввузов
- Основные направления совершенствования культуры межнационального общения курсантов ввузов
Введение к работе
Актуальность данной темы обусловлена ее недостаточной разработанностью в военно-социологических исследованиях последних лет. Подавляющее число научных работ по данной теме выполнено в сфере
Социологический центр ВС РФ, ВУМО - [Электронный ресурс]. -http ://ens. . htm?id= 1040003 3 @cmsAr tide. Дата обращения 13.12.14.
педагогики. В социологических исследованиях, посвященных проблемам этничности в воинских коллективах, затронуты лишь отдельные аспекты изучения культуры межнационального общения. Проведенное автором исследование данного социального феномена позволит углубить социологическое понимание его содержания, выделить структурные компоненты, перечислить функции, проанализировать современное состояние в условиях строительства Вооруженных Сил РФ и предложить направления по ее совершенствованию. Разработка проблемного поля культуры межнационального общения в воинских и иных коллективах позволит с научной точки зрения подойти к разрешению возникающих противоречий между представителями различных национальностей, что в условиях богатого этнического состава нашей страны и наличия множества деструктивных факторов, влияющих на его формирование, является весьма актуальным.
Степень научной разработанности темы исследования. Оценивая степень разработанности и состояние исследуемой проблемы, следует отметить, что к осмыслению феномена культуры межнационального общения обращались многие авторы. Ими сделан существенный вклад в изучение данного социального явления как одного из факторов стабильности общества. Имеющийся спектр источников можно представить несколькими группами.
К первой группе относятся исследования отечественных ученых, которые осмысливают культуру межнационального общения в рамках понимания данного феномена как социального явления, что позволяет представить её как высокую степень формирования и развития социальных отношений, проявляющихся в духовных, межнациональных и экономических связях между различными этносами, в соблюдении ими норм морали и нравственности, такта и уважения в процессе взаимодействия друг с другом. Данной точки зрения придерживались Р.Г. Абдулатипов, А.Р. Исаев, О.А.
Кононова, Т.Ю. Бурмистрова,Н.С. Загорская, Н.Н. Назаренко, Г.В. Михалев, Ф.М. Мустафаев, В.А. Шехмаметьева, М.М. Шахбанова, В.П. Суставов.
С точки зрения Р.Г. Абдулатипова культура межнационального общения по своей природе является одним из важных феноменов духовной жизни социума и составной частью существующих межнациональных отношений, отражая их морально-нравственную сущность. Несколько иной точки зрения придерживается Н.С. Загорская, применившая к изучению исследуемого феномена структурный подход, предполагающий рассмотрение культуры межнационального общения сквозь призму функционирования ее элементов в рамках процесса взаимодействия субъектов межнационального общения.
Деятельностный подход к изучению культуры межнационального общения в своем исследовании применила НН. Назаренко, считающая, что данный феномен является одним из способов деятельности, характеризующийся готовностью личности к конструктивному диалогу с представителями различных этносов. Ценностно-нормативный подход к изучению культуры межнационального общения предполагает рассмотрение данного социального явления как совокупности норм, правил и ценностей, регулирующих межнациональные взаимоотношения, духовный аспект при этом рассматривается не более чем второстепенная составляющая изучаемого феномена. Такого взгляда придерживается Г.В. Михалев.
В рамках данного направления А.Р. Исаев, О. А. Кононова рассмотрели культуру межнационального общения как качественную характеристику взаимодействия народов в различных сферах общественной жизни, отражающую особенности их взаимоотношений на различных уровнях.
Таким образом, вышеперечисленные авторы интерпретируют понятие культуры межнациональных отношений в социуме как накопление опыта, сложившегося в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности - материальной, политической, духовной и тех
конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности.
Вторую группу составляют научные труды, посвященные исследованию культуры межнационального общения как качества личности. Оно представлено следующими авторами: В.П. Комаров, P.P. Имамкулов, Г.В. Валетова, Н.Ф. Чипинова, Р.И. Кусарбаев, И.В. Глухова, В.В. Лаврик, И.Л. Набок, А.Д. Князев, Л.М. Ядрихинская, З.Т. Гасанов, И.А. Махрова, К.Н Лезнов, В.М. Самойленко.
Указанные авторы, изучая сущность культуры межнационального общения, представляли ее в виде качества личности, основанного на интеграции в нем различных свойств, умений и навыков, в зависимости от того, под каким ракурсом изучался ими данный социальный феномен. Так, отдельные исследователи считали, что данное личностное образование обусловлено наличием системы знаний у отдельного индивида в области межнационального общения (Н.Ф. Чипинова, В.Г. Крысько, К.Н. Лезнов). И. А. Махрова, изучая сущность культуры межнационального общения сквозь призму психологической теории личности, выделила в ее структуре когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты, определяющие знания индивидом истории, культуры, традиций и обычаев своего и иных народов. Ценностно-мотивационный подход к изучению сущности культуры межнационального общения использовала Г.В. Валетова. На ее взгляд, личностные ценности, сформированные в процессе социализации, и мотивация к конструктивному общению в поликультурной среде в первую очередь определяют содержание исследуемого феномена.
И.Л. Набок и А.Д. Князев считают, что данный социальный феномен носит, скорее, характер личностного образования, чем явления общественной жизни, так как культура в данном случае выступает качественной характеристикой взаимодействия между индивидами различных национальностей и проявляется на межличностном уровне в ходе коммуникации.
В.Ф. Самойленко, В.М. Шевцов в определении культуры межнационального общения акцентируют внимание на ее функциональном предназначении, выражающемся во влиянии на формирование и развитие личности.
Анализ вышеприведенных позиций ученых отражает имеющиеся подходы к сущности культуры межнационального общения, определяющие её через мировоззрение человека, нравственность, отношение к представителям других народов, в частности, в установлении контактов с ними, в умении воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы поведения и мораль.
Несмотря на достаточно глубокую проработку целого ряда теоретико-методологических аспектов, касающихся сущности, особенностей, функций и факторов, оказывающих влияние на процесс формирования культуры межнационального общения, в научных исследованиях последних лет, в том числе военных авторов, недостаточно анализируются социологические аспекты изучения и оценки феномена культуры межнационального общения в полиэтнических воинских коллективах ввузов.
Объект диссертационного исследования - многонациональные воинские коллективы курсантов высших военных учебных заведений.
Предмет исследования - культура межнационального общения как качество личности курсантов ввузов.
Цель диссертационного исследования - систематизация социологического знания о современном состоянии культуры межнационального общения в воинских коллективах ввузов в условиях множества деструктивных факторов объективного и субъективного характера и разработка направлений ее совершенствования.
Задачи диссертационного исследования:
- изучить имеющиеся современные подходы в социологии и смежных областях науки к исследованию содержания культуры межнационального
общения военнослужащих как социально-интегративной характеристики личности;
на основе предложенной структуры и социальных функций культуры межнационального общения курсантов ввузов разработать методологический подход к исследованию данного социального феномена в полиэтнических воинских коллективах;
проанализировать влияние межнационального общения в российском обществе на социальную структуру и взаимоотношения в полиэтническом воинском коллективе;
определить современное состояние культуры межнационального общения в воинских коллективах ввузов и его качественные характеристики;
предложить основные направления совершенствования культуры межнационального общения в воинских коллективах ввузов.
Гипотеза исследования. На сегодняшний день, условия сложной социально-политической обстановки в стране и ближайшем зарубежье, реорганизация института офицеров-воспитателей в Вооруженных Силах обусловили ухудшение взаимоотношений между военнослужащими различных национальностей и снижение уровня воинской дисциплины в целом. Формирование у военнослужащих культуры межнационального общения является залогом сплоченности воинских коллективов ввузов и укрепления дисциплины, способствует полноценному включению курсанта в процесс межкультурной коммуникации. Исследование и учет влияния средовых факторов в практике воспитательной работы способно повысить уровень культуры межнационального общения в ВС РФ.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологические ориентиры исследования межнационального общения в многонациональных воинских коллективах в условиях множества деструктивных объективных и субъективных факторов, в том числе негативных последствий реформирования Вооруженных Сил, отражают определенный регресс в состоянии воинской дисциплины и, как следствие,
возникновение межэтнического напряжения. Исходя из этого, в качестве базовых теоретических подходов к изучению культуры межнационального общения выступила теория воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов2, P.P. Имамкулов3, Н.Ф. Чипинова4, И.В. Глухова5, Г.В. Валетова6, Р.И. Кусарбаев7,И.А. Махрова8, А.Д. Князев9, Р.И. Кадиева10, А.Н. Некрасова11, АР. Исаев12, Г.В. Михалев13, Г.А. Николаева14, В.П. Комаров15), позволяющая с точки зрения различных подходов проанализировать сущность изучаемого феномена и предложить направления ее совершенствования как качества личности; культурологический подход к
2Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика: автореф. дисс. ... док. пед. наук. -М., 2000.
3Имамкулов P.P. Формирование культуры межнациональных отношений, учащихся в условиях национально-русского двуязычия (на материале Узбекистана): автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 1992.
4 Чипинова Н.Ф. Формирование культуры межнационального общения у студентов
педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... канд.
пед. наук. - Челябинск, 2004.
5 Глухова И.В. Формирование культуры межнационального общения у будущих
регионоведов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2008.
6 Валетова Г.В. Формирование культуры межнационального общения будущего
специалиста сельского хозяйства: на материале среднего профессионального образования:
автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010.
7 Кусарбаев Р.И. Формирование культуры межнационального взаимодействия у
студентов высших учебных заведений: автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 2001.
8 Махрова И.А. Формирование культуры межнационального общения у школьников:
автореф. дисс. ...канд. пед. наук. -Саратов, 2013.
9 Князев А.Д. Формирование культуры межнационального общения у
военнослужащих внутренних войск МВД России: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М,
2013.
10 Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со
смешанным национальным составом: на примере старших школьников: дисс. ... канд. пед.
наук. -Махачкала, 1999.
11 Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде:
(Состояние и формирование): автореф. дисс. ... док. соц. наук. -М., 1992.
12 Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения: на примере
республики Дагестан: автореф. дисс. ... канд. полит, наук. -М, 2000.
13 Михалев Г.В. Культура межнациональных отношений в пограничных органах
Федеральной службы безопасности России: социально-философский анализ: автореф.
дисс. ... канд. филос. наук. -М, 2007.
14 Николаева Г.А. Формирование культуры межнационального общения
военнослужащих по призыву: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010.
15 Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального
общения, учащихся средней профессиональной школы: автореф. дис... докт. пед. наук. -
Казань, 1996.
изучению социальных явлений (А.И. Арнольдов16, B.C. Малахов17); теория развития национальных культур (Ю.В. Бромлей18, Н.Я. Данилевский19, Н.И. Надеждин20, Л.Н. Гумилев21), позволяющий осмыслить исторический аспект во взаимоотношении этносов в поликультурном пространстве. Теория воспитания национального самосознания и межнациональной толерантности (Н.Г. Анциферова22, П.В. Масычев23, И.Ю. Абалова24, В.Н. Срибный25, Л.С. Ядрихинская26) способствовала осмыслению формирования парадигмы воспитания толерантности в рамках совершенствования культуры межнационального общения. Существенное значение для методологии исследования имеет теория установки (Д.Н. Узнадзе27, Е.В. Андреенкова28), позволяющая анализировать взаимоотношения между представителями различных национальностей на межличностном уровне с точки зрения их этнических установок. Использованные уровневый, факторный и культурологический подходы к анализу состояния культуры межнационального общения в воинских коллективах ввузов позволил на основе методологии исследований Г.А. Николаевой29, С.Н Хамовой30, Г.В.
16 Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М., 2008.
17 Малахов B.C. Культурный плюрализм versus мультикультурализм. М.: Новое
литературное обозрение, 2007.
18 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.
19 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М.: ИЦ «Древнее и современное», 2002.
20 Надеждин Н.И. История русской этнографии т. 1. - М.: 2000.
21 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993.
22 Анциферова Н.Г. Этническая толерантность в современном российском обществе:
состояние и тенденции развития: автореф. дисс. ... канд. соц. наук. - М., 2007.
23Масычев П.В. Конструирование этнокультурной толерантности в контексте противодействия экстремизму: автореф. дисс. ... канд. соц. наук. -Саратов, 2012.
24 Абалов И.Ю. Этнонациональный фактор корпоративной культуры современных
российских организаций: автореф. дисс... канд. соц. наук. -М., 2006.
25 Срибный В.Н. Факторы формирования культуры межнационального общения у
будущих офицеров: автореф. дисс. ... канд. культур. - Саратов, 2012.
26 Ядрихинская Сущность и принципы воспитания культуры межнационального
общения // Философия образования. 2012. №2.
27 Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. —М., 1966.
28Андреенкова Е.В. Этнические установки русских в России к некоторым славянским, закавказским и среднеазиатским народам, автореф. дисс... канд. соц. наук. -М., 2000.
29Николаева Г.А. Формирование культуры межнационального общения военнослужащих по призыву: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010.
30Хамова С.Н. Особенности управления процессом формирования этнической
Михалева31, А.Н. Некрасовой32, В.Н. Срибного33 построить авторский методологический конструкт исследования данного социального феномена. В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические— системный анализ объекта, предмета и проблемы исследования на основе изучения социологической, психологической, философской, воєнно-педагогической, исторической литературы; анализ и синтез данных, полученных эмпирическим путем; эмпирические — включенное и невключенное наблюдения, опрос (анкетирование), беседа.
Эмпирическую базу исследования составили:
результаты социологических исследований культуры
межнационального общения в воинских коллективах ввузов и ее оценки с
помощью разработанной автором методики определения уровней
сформированное данного качества личности у курсантов ввузов;
результаты вторичного анализа социологических исследований
всероссийского масштаба, проводившихся отечественными
социологическими организациями: Фондом общественного мнения34, Всероссийским центром изучения общественного мнения35, Институтом социологии Российской Академии наук36, Левада-центром37;
толерантности учащейся молодежи: автореф. дисс ... канд. соц. наук. -М., 2005.
3 Михалев Г.В. Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России: социально-философский анализ: автореф. дисс. ...канд. филос. наук. -М, 2007.
32Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: (Состояние и формирование): автореф. дисс. ... док. соц. наук. -М., 1992.
33 СрибныйВ.Н. Факторы формирования культуры межнационального общения у
будущих офицеров: автореф. дисс. ... канд. культур. - Саратов, 2012.
34 ФОМ: Этнокультурные ценности. - [Электронный ресурс]. - URL:
.
35 ВЦИОМ: httpy/wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 14930; Индекс: ДКСРО-04;
Толерантность против ксенофобии: этнические симпатии и антипатии россиян/ Пресс-
выпуск№1282. [Электронный ресурс]. - режим доступа:
URL:httpy/wciom.ru/index.php?id=268&uid=1222; Ворсобин В.Н. Россияне полюбили
евреев, но раздражены «кавказцами» // Комсомольская правда. 2005, 16 августа.
36 ИС РАН: Взаимоотношения в полиэтническом мегаполисе. - [Электронный ресурс].
- URL: httpy/.
37 Левада-центр. Межэтнические отношения // http: // www/
- результаты социологического исследования, проведенного автором в вузах Вооруженных Сил.
В исследовании принимали участие курсанты первого, второго, третьего, четвертого, пятого курсов. Обследование проводилось по многоступенчатой комбинированной выборке, в ходе социологического опроса было охвачено 200 курсантов из них 36% - представители славянских народов, населяющих Россию, 34% - представители национальностей Северного Кавказа, 7,5% - христианских народов Закавказья, 9% - народов Поволжья, 4,5% - тюркоязычных народов Закавказья, 3,5% - народов Средней Азии, 2,5% - народов Восточной Сибири и 3% - народов, проживающих в степной части Центральной России. Исследование проходило поэтапно в 2011 — 2014 гг.
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования была обеспечена системным анализом объекта и предмета исследования, включающим использование дополнительных источников из смежных с социологией дисциплин (психологии, культурологии, педагогики, отечественной истории, политологии, философии), логичностью общей структуры исследования; системой теоретических и эмпирических методов исследования, с учетом цели, предмета и задач исследования; результатами практической проверки основных положений исследования.
Научная новизна исследования сводится к разработке нового подхода к анализу и оценке культуры межнационального общения с целью получения нового социологического знания в данной области, ее совершенствования для укрепления воинской дисциплины в многонациональных воинских коллективах в условиях деструктивных факторов объективного и субъективного характера и реорганизации института офицеров-воспитателей на уровне подразделений.
Конкретные элементы научной новизны исследования состоят в следующем:
levada.nj/category/rubricator-oprosov/mezhetnicheskie-otnosheniya.
систематизированы теоретико-методологические подходы социологической и смежных областей науки к изучению культуры межнационального общения, анализ которых позволил автору на их основе предложить ключевое определение исследования;
выделены структурные компоненты культуры межнационального общения, содержание которых, определило ее основные функции; представлен авторский методологический подход к исследованию культуры межнационального общения на основе обоснованных методологических подходов к ее изучению и с учетом предложенной структуры данного социального феномена;
определена превалирующая роль объективных (средовых) факторов, обуславливающих характер межнационального общения на микроуровне, в курсантском коллективе; данные взаимоотношения определяют формирование социальной структуры полиэтнического воинского коллектива;
выявлена в результате проведенного воєнно-социологического исследования специфика современного состояния культуры межнационального общения курсантов вузов Вооруженных Сил, уровень которой соответствует среднему;
предложены основные направления совершенствования культуры межнационального общения на общесоциальном, институциональном и локальном уровнях.
Исходя из полученных в ходе исследования результатов, на защиту выносятся следующие положения:
1. В современной научной литературе по проблемам межэтнических взаимоотношений существует множество взглядов к исследованию сущности культуры межнационального общения. Анализ данных подходов позволил их выделить в два основных направления. Представители первого направления осмысливают сущность культуры межнационального общения как
специфический способ существования человека на различных этапах развития общества, который раскрывается в сознании, поведении и деятельности представителя какого-либо этноса. Особенность второго направления заключается в рассмотрении культуры межнационального общения как интегрального качества личности, выраженного в совокупности знаний об особенностях иных культур, умений и навыков бесконфликтной коммуникации и уважительного отношения к другим этносам. Содержание второго подхода обусловило формулировку ключевого определения исследования. Культура межнационального общения военнослужащего - это качество личности, сформированное на основе интеграции в нем знаний об обычаях, традициях, особенностях культур других народов, толерантного и уважительного отношения к ценностям и мнению сослуживцев, представителей иных этносов, иногда отличающихся от собственных, навыков бесконфликтного и тактичного общения в полиэтническом коллективе, способности преодолевать возникающее межэтническое напряжение в процессе обучения в ввузе.
2. Основными структурными компонентами культуры межнационального общения являются социально-мотивационный, информационно-познавательный и поведенческо-практический. Содержание структурных компонентов культуры межнационального общения позволяет выделить ее функции: побуждающую, смысловую, коммуникативную, регулятивную, интегрирующую, информационную и функцию принятия. Культура межнационального общения как один из основных факторов обуславливающих особенности структуры воинского коллектива, проявляется в результате воспитания военнослужащих, в связи с чем, основной методологической базой данного исследования могут служить теория воспитания культуры межнационального общения и уровневый подход к анализу ее формирования. Процесс формирования культуры характеризуется преемственностью этапов, поступательностью движения, повторяемостью отдельных этапов, появлением новых элементов качества.
Указанный алгоритм лежит в основе процесса формирования любого качества личности и свойства. Использование указанных подходов в комплексе способствует проведению полноценного теоретического анализа и расширению возможностей социологического изучения данного социального феномена.
-
В социологии и этнологии основным объектом в рамках изучения межнационального общения является малая социальная группа. Однако исследование особенностей межгруппового и межличностного общения в многонациональном воинском коллективе позволяет выделить факторы макроуровня к числу основных, обуславливающих характер межнационального общения между курсантами. К числу таких факторов можно отнести отношения народов на институциональном уровне (к примеру, Москва - регионы), а также межрегиональные взаимодействия, выражающие этнические интересы. Безусловно, эмоционально-нравственная окраска межнационального общения между курсантами детерминирована, в том числе и специфическими факторами военной среды, но они по степени влияния носят косвенный характер. Основными факторами макросреды (объективными) являются исторические, политические, социальные, психологические и ситуативные, проявление которых обуславливает формирование взаимоотношений в полиэтническом коллективе. Характер возникающих взаимоотношений между представителями различных национальностей в воинском коллективе и их культура в значительной степени влияют на его социальную структуру, определяя систему ролей, статусов и выполняемых функций, а также природу формирования и качественный состав микрогрупп в подразделении.
-
В рамках проведенного автором социологического исследования «Определение уровней культуры межнационального общения в полиэтнических воинских коллективах ввузов» была выявлена региональная специфика сформированное данного личностного образования. Было установлено, что межэтническая неприязнь в большей степени проявляется
во взаимоотношениях между военнослужащими, представителями славянских народов и народов Кавказа, призванными, в особенности, из регионов Центральной России и Юга. Так 65% респондентов отмечают частые противоречия между указанными группами народов. Индекс степени включенности в процесс межкультурной коммуникации у указанных групп народов является наиболее низким по сравнению с другими национальностями. К основным причинам возникающих противоречий курсанты относят различия в воспитании, менталитете и обычаях народов. Индекс степени включенности в процесс межкультурной коммуникации у указанных групп народов является наиболее низким по сравнению с другими национальностями. Наиболее высокий уровень культуры межнационального общения показали курсанты, призванные из Восточной Сибири и Дальнего Востока. На основании проведенного исследования автором определено, что уровень культуры межнационального общения курсантов ввузов является средним.
5. Совершенствование культуры межнационального общения курсантов ввузов в рамках государственно-патриотического и воинского воспитания является важным направлением деятельности государственных и общественных организаций по формированию у военнослужащих норм и ценностей толерантного общения, знаний об особенностях других национальностей и их культур, навыков бесконфликтной коммуникации и развития умений преодолевать возникающее межэтническое напряжение. Данная деятельность реализуется на трех основных уровнях общесоциальном (взаимодействие системы военного образования Вооруженных Сил с государственными органами), институциональном (совокупность ввузов отдельного федерального округа либо субъекта федерации), локальном (в рамках учебно-воспитательного процесса конкретного ввуза). Направления совершенствования культуры межнационального общения на каждом из указанных уровней предполагают наличие двух важных структурных компонентов: содержательного (совокупность критериев сформированное,
основных принципов, направлений и условий осуществляемой деятельности), управленческого (совокупность функций в данном направлении деятельности различных государственных и негосударственных организаций и системы координации их деятельности). Личностный уровень процесс совершенствования культуры межнационального общения представлен деятельностью, целью которой является воспитание в курсанте совокупности качеств, способствующих формированию положительных национальных установок, позитивную оценку другой нации и ее культуры.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и обоснованный автором подход к анализу культуры межнационального общения существенным образом отличается от представлений о ее сущности и социальных функциях в рамках имеющихся подходов. Дальнейший социологический анализ проблематики изучения феномена культуры межнационального общения и ее формирования в условиях множества деструктивных факторов объективного и субъективного характера, реорганизации института офицеров-воспитателей на уровне подразделений может базироваться на теоретических обобщениях и выводах настоящего исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: проведенное исследование внесло определенный вклад в разработку теории культуры, раскрывая специфику одного из её важных аспектов -культуры межнационального общения в полиэтнических воинских коллективах ввузов;
предложена и обоснована автором методика оценки уровней культуры межнационального общения в полиэтнических воинских коллективах ввузов; результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что общая культура межнационального общения курсантов ввузов находится на среднем уровне.
полученные в ходе проведенного исследования оценки состояния исследуемого социального феномена и выводы позволили углубить и
расширить область социологического познания культуры межнационального общения в полиэтнических воинских коллективах ввузов и могут быть рекомендованы к использованию в процессе обучения и воспитания курсантов в ввузах;
содержание работы, результаты проведенного исследования и выводы позволили автору предложить направления многоуровневой деятельности по достижению высокого уровня культуры межнационального общения.
разработаны и введены в программу командирской подготовки офицеров учебный курс «Воспитание толерантности между военнослужащими различных национальностей» (в объёме 10 часов); в программу обучения курсантов и слушателей вузов МО РФ вариативный специальный курс «Культура межнационального общения в воинских коллективах», продолжительностью 20 часов.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБВОУ ВО «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации.
Основные выводы диссертационного исследования обсуждались на следующих научно-практических конференциях: «IV Всероссийский социологический конгресс». (УФА, октябрь 2012 г.); «Инновационные материалы, технологии и социально-экономические аспекты развития обороноспособности Российской Федерации» (г. Балашиха, Воєнно-технический университет МО РФ, 38 межвузовская научно-практическая конференция слушателей, курсантов и студентов 13-14 декабря 2012 г.); «Профессиональное образование в сфере национальной безопасности» (г. Балашиха, Военно-технический университет МО РФ, 1 и 2 Всероссийская научно-практическая конференция 2013 и 2014 гг.).
По материалам исследования подготовлено и выпущено семь научных публикаций, общим объемом 2,38 п.л., в том числе четыре публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных Высшей
аттестационной комиссией РФ в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
Структура работы. Структуру диссертации определили предмет, цель и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы диссертационного исследования и приложений.
Основные социальные функции и структура культуры межнационального общения курсантов ввузов
Обращение к научной литературе по теме культуры межнационального общения показало, что данное понятие стало употребляться с начала 80-х годов прошлого века. Существует два основных подхода к рассмотрению понятия культуры межнационального общения. Ученые, придерживающиеся первого подхода, интерпретируют сущность указанного феномена как социального явления, второй подход предполагает его понимание как качественной характеристики личности. На взгляд автора, изучаемый феномен в большей степени проявляется как качественная характеристика личности, однако, в общем смысле, культура межнационального общения выступает и как социальное явление, поскольку является одной из составных частей культуры, выступающей общечеловеческой ценностью, этапом развития человечества.
Осмысливая сущность культуры межнационального общения, необходимо понимать, что в лексическом отношении слово «культура» имеет множество значений, например: «1) совокупность достижений человечества во всех сферах его жизнедеятельности38; 2) высокий уровень развития какого-либо вида деятельности39; 3) современный уровень развития просвещения и образования в историческом развитии какого-либо общества40; 4) определенная совокупность передаваемых из поколения в поколение символов, идей, ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою совместную жизнь, и т.д.»41
Анализ исследований ученых из смежных областей наук об обществе позволил выделить следующие трактовки понятия «культура»: - культура - это достояние всего человечества, которая включает в себя все самое лучшее, самое ценное, созданное каждой эпохой, всеми национальными культурами, всеми слоями населения (М.А. Ариарский45).
Проанализировав вышеуказанные подходы, можно сказать, что большинство исследователей рассматривают культуру как специфический способ существования человека на различных этапах развития общества, которые раскрываются в сознании, поведении и деятельности представителя какого-либо этноса.
Для определения термина «культура межнационального общения курсанта ввуза» необходимо проанализировать понятие «культура общения» и определить связи между такими понятиями, как: «культура», «межнациональное общение», «культура межнационального общения», «культура межнационального общения военнослужащих».
В трудах социологов понятие «культура межнационального общения» чаще всего связано с общим понятием - «культура человеческого общения».
Явление общения между людьми определено социологами, педагогами и психологами как конкретизация отношений в обществе, в которые вступают индивиды, социальные группы и т. д. Общение характеризуется межличностным взаимодействием в виде социально обусловленного процесса обмена мыслями, идеями и чувствами между членами социума в различных сферах деятельности общества, которое реализуется, в основном, с помощью вербальных средств коммуникации.
Общение - феномен, обуславливающий возникновение духовно-нравственной силы, управляющей взаимодействием членов социума друг с другом. Он отражает взаимоотношения между людьми как между субъектами воздействий друг на друга, соучастниками единой деятельности, людьми со схожими интересами, друзьями и т.д. В процессе общения и через
Так, по мнению Б.Т. Лихачева, в содержание понятия «культура общения» входят: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации, прочная нравственная основа, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде освоения истины, стимулирование деятельности, ее четкой организации46.
М.С. Каган высказывает предположение, что «культура общения между индивидами представляет собой процесс формирования личности в ходе их взаимодействия»47. Схожую точку зрения имеют Г.М. Андреева48, Б.Ф. Ломов49, И.С. Кон50 и др. Общение способствует расширению кругозора личности, развитию интеллекта, помогает осваивать ценности культуры, накопленные тысячелетиями истории. На взгляд автора, социальный феномен культуры общения находится в непрерывной динамике, трансформируясь под влиянием эволюции человеческого общества, общественного прогресса, что и обуславливает ее сущность как результат, а не процесс формирования личности в ходе взаимодействия индивидов.
Межнациональное общение как элемент социальной структуры российского общества и полиэтнических воинских коллективов ввузов
Нация - это: - согласно толковому словарю Ожегова - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика121; - с философской точки зрения - полисемантичное понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи122; - с точки зрения социологии - исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания123.
Таким образом, можно считать данные два понятия в определенной степени тождественными, что позволяет их использование в образовании синонимичных производных, таких как межэтнический и межнациональный. Однако понятие нация в западноевропейской трактовке предполагает наличие национального государства (nation в переводе с английского и французского языков означает государство). В таком случае «нация» выступает по отношению к «этносу» понятием большей степени общности, так как включает и этносоциальную общность, и государственное образование.
Межнациональное общение было одним из основных объектов изучения этносоциологии с начала развития этой дисциплины. Категория «межнациональное общение» была основной, используемой социологами СССР, так как большая часть исследований была направлена на изучения взаимоотношений русских и представителей титульных наций республик Советского Союза. Часто использовалась в названиях первых работ, выполненных в данном исследовательском поле. Ученые работали в рамках возрождавшейся в СССР социологии и применяли терминологию этого периода.
В связи с изучением социологией отношений между этносами, народами, появилась необходимость выделить два уровня их изучения: 1) институциональный и 2) межгрупповой, межличностный.
Для этносоциологии, социологии межнациональных отношений, основной интерес представляет второй уровень. Отношения народов на институциональном уровне, к примеру, Москва-регионы, межрегиональные взаимодействия, выражающие этнические интересы, учитываются в качестве макросоциальных условий, влияющих на личностный и межгрупповой уровень отношений. Например, продолжительный военный конфликт в республике Чечня в какой-то мере повлиял на отношения русских и чеченцев. Конфликт республик Северная Осетия и Ингушетия из-за притязаний на территорию Пригородного района перешел в насильственный межгрупповой конфликт ингушей и осетин. Анализируя проблемное поле этносоциологии в сфере межэтнических взаимоотношений, необходимо определить ракурс исследования, так как данный феномен является областью междисциплинарного изучения.
Нации, народы - это социальные группы макроуровня и является очевидным, что участие всех членов группы в непосредственном общении физически невозможно. Исходя из этого, необходимо учитывать прямые контакты и косвенные (через СМИ, документы и т. д.)
Сложность изучения макрогрупп вызвана тем, что взаимоотношения между ними обусловлены не только обстоятельствами и условиями на момент изучения, но и существованием исторически обусловленных причин. Помимо этого, макрогруппы состоят из меньших по размеру социальных групп и объединений, преследующих политические и иные цели, чьи области интересов могут не совпадать.
На основании вышесказанного можно утверждать, что межнациональное общение, в широком смысле, представляет собой один из элементов взаимодействия этносов в различных сферах общественной жизни: культуре, экономике, политике и т. д., в узком смысле - межличностные взаимоотношения представителей различных национальностей в различных сферах общения - служебного, семейного, дружеского и т. д. В связи с чем, межнациональное общение является объектом многих смежных наук о человеке, рассматривающих данную проблему исходя из своего предмета. В рамках изучения межнационального общения, социологи, например, изучают проблемы межкультурных взаимодействий (объектом внимания выступают этнокультурные переменные). Историков интересует исторический аспект взаимоотношений между этносами и их причины. Политические социологи анализируют степень влияния этносоциальной ситуации в социуме на политическую обстановку в стране и регионах.
Как правило, социологи анализируют межнациональное общение в рамках проводимых социологических исследований, объектом которых были народы, населяющие Россию на исторически закрепленной территории: марийцы в Мари-Эл, татары в Татарстане, карелы в Карелии и т. д. Помимо указанных исследований, изучались межнациональные отношения в трудовых коллективах или социальных группах, например, педагогов различных национальностей в образовательном пространстве школы, вуза и т. д.
Основным предметом изучения межнационального общения у социологов является национальное самоопределение личности, представления о своей и о других национальностях, их восприятие, степень толерантности по отношению к ним, возможность установления социальных контактов и закономерности этого процесса. Помимо этого, составной частью предмета является и социальное действие личности, поведение, то есть участие в общественной жизни (членство в партиях, общественных движениях, комитетах).
Социологи в процессе изучения межнационального общения основное внимание обращают на поведение людей различных национальностей в области межэтнических взаимодействий. Важно учитывать психологическую составляющую взаимодействий, но она лишь один из факторов, определяющих поведение групп. В рамках изучения социальных отношений поведение личности анализируется не только через призму действий, поступков, но и через мировоззрение, установки и ценности, в том числе этнические, восприятие действительности и т. д.
Объектом анализа межнационального общения является личность, член какой-либо этнической группы. Социальные роли членов группы разные, зависят от характеристики личности, культурных традиций, конкретных случаев. Однако изучение человека, считающего себя мордвином, татарином, карелом, через призму личности, позволяет осмыслить социально-перцептивные образы и различные психологические особенности, характеризующие межнациональное взаимодействие, субъектом которого он является.
Состояние и уровни культуры межнационального общения в воинских коллективах ввузов
Неприязнь ингушей по отношению к осетинам в основном объясняется давним спором по поводу территории Пригородного района, в настоящий момент относящемуся к Северной Осетии. Вражда армян с азербайджанцами связана также с распределением территории. Район Нагорного Карабаха и по сей день является регионом повышенной напряженности, что, к сожалению, негативно сказывается на отношениях между нациями. Потенциально возможны противоречия между украинцами и русскими, в связи со сложной политической обстановкой на Украине.
Результаты ответов на вопрос о частоте возникновения конфликтов между военнослужащими, представителями славянских народов и призванными из регионов Кавказа, показали, что это негативное явление в разной степени присутствует в воинских коллективах. Вопреки выявленной тенденции, когда курсанты первых курсов в большей степени указывали на факты отсутствия сплоченности и наличие фактов нарушений уставных правил взаимоотношений, результаты ответов первого курса ввуза№1 можно соотнести с результатами ответов старшекурсников. Так, 92% первокурсников данного ввуза указали, что в их подразделении подобные конфликты отсутствуют, что примерно соответствует среднему коэффициенту процентов ответов за четвертые и пятые курсы. Результаты ответов на данный вопрос распределились следующим образом: 68% курсантов первого курса, 73% курсантов второго курса, 81% курсантов третьего курса, 91% курсантов четвертого курса и 97% курсантов пятого курса указало, что конфликты на этнической почве в их воинских коллективах отсутствуют. Увеличение процента положительных ответов об отсутствии данного явления по сравнению результатами ответов о наличии нарушений уставных правил взаимоотношений говорит о том, что подобные социальные конфликты возникают реже, чем столкновения за статус и обычные бытовые конфликты в подразделениях.
Социально-политические причины. Закончившийся не столь давно военный конфликт в Чеченской республике и совершенные в ряде регионов страны террористические акты не могли не отразиться на настроениях людей и взаимоотношениях между представителями различных национальностей. Средства массовой информации, транслируя ежедневно информацию о происходящем в зоне военного конфликта и заостряя внимание на исполнителей террористических актов, также способствовали укоренению в сознании многих россиян образа «кавказца-террориста»,«кавказца-боевика». В конечном счете, напряжение в обществе стало усиливаться, что проявилось в частых столкновениях между представителями Северного Кавказа, Закавказья с представителями славянских и других народов России. Армяне, азербайджанцы и грузины, имея практически аналогичную внешность с представителями народов Северного Кавказа, оказывались также втянутыми в конфликтные ситуации. Вышесказанное самым негативным образом отразилось на межличностных и межгрупповых отношениях между представителями Северного Кавказа, Закавказья и других народов России. В сознании славянского населения прижился образ «врага» - террориста и боевика с характерной внешностью, манерой поведения и разговора. Нынешняя ситуация на Северном Кавказе лишь укрепляет этот образ. Продолжая данную логику рассуждений, можно прийти к выводу, что социально-политическая и психологическая обстановка в обществе в целом отражается и воспроизводит на микроуровне существующие отношения и стереотипы, в том числе и в воинских коллективах. По данным ВЦИОМ, на вопрос: «Как вы думаете, представляют ли сейчас угрозу безопасности России лица неславянских национальностей?» в каждой из возрастных групп до 25 лет, до 40 лет, до 55 лет и свыше 55 лет более половины опрошенных выбрали позиции «большую угрозу» и «некоторую угрозу», что говорит о наличии в нашем обществе серьезной доли людей с ксенофобией. Наиболее высокий процент опрошенных с подобными взглядами оказался в возрастной группе до 25 лет - 58,7%, 67,2% респондентов убеждены, что чеченцы приемлют только язык силы, а корректный стиль поведения воспринимается ими как слабость; большая часть опрошенных - 68% абсолютно уверены, что следующее поколение чеченцев будет еще более враждебным по отношению к русским и большее количество россиян испытывают страх перед возможной перспективой стать жертвой террористических актов, совершенных чеченскими боевиками154.
Аналогичные исследования проблемы межнациональных взаимоотношений, проводимые ВЦИОМ в 1997 в период интенсивного обострения ситуации на Северном Кавказе и совершения ряда террористических актов в столице и в отдельных регионах страны подтвердили факт стереотипизации мышления основной части населения страны по отношению к типичному облику представителей указанного региона, проявляющуюся в формировании их враждебного облика. На один из ключевых вопросов исследования «как Вы думаете, какие народы, проживающие в нашей стране, в большей степени разжигают межнациональную рознь?» 57% респондентов указали на чеченцев, около
Одна из остро стоящих проблем современной России - это проблема миграции и иммиграции. Приток граждан Средней Азии, Закавказья, миграция населения из периферийных регионов в Центральную часть России в поисках более достойных условий жизни и оплаты труда - также одна из причин возникновения межнациональных противоречий в обществе. Мигранты, как правило, занимают невысокую социальную нишу и занимаются малооплачиваемой тяжелой работой, что иногда обуславливает люмпенизацию общества. В каждом регионе существует определенное соотношение различных национальностей. Переселение в какой-либо регион представителя иной национальности отличной от характерных для конкретной местности означает также и перенос иной культуры. Проведенные Фондом общественного мнения в июне 2014 года подтверждают, в целом, вышесказанное: так, 37% респондентов считают, что наличие в России мигрантов из стран бывшего СССР скорее отрицательное , чем положительное явление; четверть опрошенных относится к мигрантам из других регионов России с опаской и настороженностью; аналогичное отношение к мигрантам из других показали 36% опрошенных и, наконец, 22% респондентов указали на наличие межнациональных конфликтов между местным населением и приезжими гражданами других национальностей156. Данная проблема подробно проанализирована A.M. Рюминым, исследовавшим современные стереотипы о россиянах в сознании западного общества и существующие современные негативные стереотипы и убеждения в российском обществе о мигрантах: «...в массовом сознании присутствует критическая позиция россиян в адрес мигрантов и гостей
Основные направления совершенствования культуры межнационального общения курсантов ввузов
На основе выделенной структуры культуры межнационального общения и проанализированных подходов к ее изучению автором разработана методика изучения данного социального феномена, которая обосновывает измерение ее уровней и динамики изменений, а также факторов, влияющих на ее формирование.
При анализе характеристик культуры межнационального общения выявлены пять основных уровней, данного феномена - низкий, достаточно низкий, средний, достаточно высокий и высокий уровни культуры межнационального общения.
На основании выделенных уровней и критериев автор оценивает реальное состояние культуры межнационального общения курсантов ввузов на современном этапе и представляет анализ этого состояния. Исходной посылкой для определения понятия «культуры межнационального общения курсантов ввузов» послужило наличие двух доступных для измерения групп показателей, которые, в свою очередь, являются характеристиками культуры межнационального общения курсантов ввузов на том или ином этапе (уровне, глубине): а) объективных: социально-обусловленные, военно-служебные, негативные факторы военной среды ввуза; б) субъективных: личностно обусловленные, информационно-оценочные.
Автором доказано, что в отдельных ввузах есть курсанты, в той или иной степени испытывающие неприязнь к представителям других национальностей. В большинстве случаев неприязнь выражена между представителями славянских групп народов и представителями Северного Кавказа и Закавказья. Враждебность представителей славян по отношению к «кавказцам» в большинстве случаев обусловлена не столь давно закончившимися военными конфликтами в Чечне; волной экстремизма, прокатившейся по России, обострением социально-политической обстановки на Северном Кавказе; активностью эмиграции в Россию из республик Закавказья, в результате чего, в сознании многих людей укоренился негативный образ, с характерной внешностью, манерой поведения и речевыми особенностями. Враждебность представителей Северного Кавказа по отношению к славянам обусловлена, в том числе, историческими причинами.
В целом, проведенное исследование, показало, что в отдельных ввузах большое количество курсантов испытывают в различной степени неприязнь по отношению к курсантам, представителям других национальностей. В большинстве случаев данная тенденция характеризуется следующими обстоятельствами:
сложившимися в обществе негативными этническими стереотипами и предрассудками у одних национальностей по отношению к другим; сложной этносоциальной обстановкой в отдельных регионах страны и на постсоветском пространстве; влиянием ближайшего окружения военнослужащего на его этнические установки (фактор социализации); сохранившимися у отдельных военнослужащих предубеждениями по отношению к другим национальностям, обусловленными историческими причинами; неудовлетворенностью курсантов в различных сферах жизнедеятельности в ввузе; наличием в воинском коллективе военнослужащих, имевших в прошлом отношение к неформальным объединениям, исповедующих националистические идеи.
Современное состояние культуры межнационального общения при кажущемся, в общем, удовлетворительном уровне, тем не менее, выявляет актуальную потребность в корректирующем воздействии на это социальное явление с целью его оптимизации. Объясняется это средним, близким к достаточно низкому уровню культуры межнационального общения в отдельных ввузах и воинских подразделениях и в целом сложной социально-политической обстановкой в отдельных регионах страны и на постсоветском пространстве.
Органам государственного и военного управления следует учитывать, что культура межнационального общения как качество личности военнослужащего и феномен общественной жизни по своей природе спонтанна и нестабильна, так как зависит от большинства постоянно меняющихся факторов, указанных выше. В связи с этим повышение уровня культуры межнационального общения среди курсантов ввуза возможно при его постоянном отслеживании и непрерывном воздействии мер воспитательного, культурного, организационного, правового, материально-технического (удовлетворение потребностей военнослужащих), религиозного характера, используемых в комплексе.
В содержание основных направлений повышения уровня культуры межнационального общения в курсантской среде вуза входит определение и соблюдение факторов и условий, обеспечивающих высокий уровень сформированное данного качества личности у военнослужащих. Основными путями реализации указанной задачи являются: формирование и развитие у курсантов ввузов политической культуры в сфере межнационального общения; повышение уровня их этической, эстетической, нравственной культуры; борьба с национализмом; активизация научной деятельности в ввузах в области изучения исследуемой проблемы; постоянное отслеживание и анализ существующего уровня культуры межнационального общения в курсантской среде; оптимизация деятельности офицерских кадров в области гармонизации межнациональных отношений в полиэтнических коллективах; укрепление связей с местным населением.
Совершенствование (повышение уровня) культуры межнационального общения представляет собой процесс усвоения личностью совокупности норм и ценностей толерантного общения, приобретение навыков бесконфликтной коммуникации и развития умений преодолевать возникающее межэтническое напряжение. Указанная совокупность ценностей, норм, прививаемых умений и навыков определяет содержание деятельности по совершенствованию культуры межнационального общения курсантов ввузов, реализующейся в разных формах и с помощью разных методов. На личностном уровне процесс совершенствования культуры межнационального общения представляет собой воспитание в курсанте совокупности качеств, способствующих формированию положительных национальных установок, позитивную оценку другой нации и ее культуры. Эффективность данной деятельности обеспечивается соблюдением условий (нормативно-политических, социальных, национально-исторических и образовательных), в которых она осуществляется. В рамках системы военного образования совершенствование культуры межнационального общения может реализовываться на трех основных уровнях: общесоциальном (взаимодействие системы военного образования Вооруженных Сил с государственными органами), институциональном (совокупность ввузов отдельного федерального округа либо субъекта федерации), локальном (в рамках учебно-воспитательного процесса конкретного ввуза).