Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана Мухтаров Тимур Гаязович

Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана
<
Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухтаров Тимур Гаязович. Этническая социализация башкирской молод#жи в городах современного Башкортостана : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Уфа, 2004 159 с. РГБ ОД, 61:04-22/326

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этничность башкирской молодежи в современном городе и процесс ее социализации 14

1. Типы этничности башкирской молодежи в современном городе 14

2. Этническая социализация башкирской молодежи в современном городе как процесс формирования её этничности и социальной адаптации... 26

Глава 2. Влияние сферы образования на этническую социализацию башкирской молодежи в современном городе 67

1. Этническая социализация башкирской молодежи в средних общеобразовательных учреждениях 67

2. Этническая социализация башкирской молодежи в высших учебных заведениях 107

Глава 3. Роль семьи в этнической социализации башкирской молодежи современного города 119

1. Влияние семьи на процесс этнической социализации башкирской молодежи в современном городе 119

2. Значение мононациональной семьи в формировании межпоколенной этничности 131

Заключение 144

Список использованной литературы 149

Введение к работе

Актуальность темы: В современном мире процессы урбанизации активно переплетаются с усилением этнического самосознания народов и в целом этничности. Города стали ареной взаимодействия не только национальных движений, но и различных молодёжных групп с вырабатываемой ими молодёжной субкультурой. Одним из результатов подобного взаимодействия является наблюдаемый стихийный рост национального самосознания молодёжи в современных мегаполисах и усиление влияния этого фактора в жизни города. С другой стороны, процессы глобализации и унификации культур, затрагивающие в первую очередь именно города, налагают свой отпечаток на характер этничности молодых горожан, ослабляя такие её компоненты, как национальный язык, соблюдение обычаев, ориентация на национальную культуру. В такой ситуации встает проблема адаптации национальной молодёжи к жизни в условиях многонационального мегаполиса, не приспособленного к её культурным, языковым, психологическим и идеологическим потребностям. Для молодых людей данная проблема усугубляется «кризисом идентичности», свойственного этому возрасту, опасным своими негативными проявлениями. Поэтому изучение процесса этнической социализации молодых представителей этнических групп в городских условиях, их социальной адаптации, формирование у них устойчивой этнической идентичности становится важнейшей задачей современной этносоциологии.

Существовавшее прежде мнение о том, что города являются «кладбищами наций» и неизбежно нивелируют этничность своих граждан, в конечном итоге сводя её на нет, оказалось, судя по всему, несколько преждевременным. Напротив, урбанизированные нации (этносы), успешно прошедшие этап адаптации к городскому образу жизни оказались как в культурном, так и в социальном отношении более развитыми и

жизнеспособными, нежели народы, отказавшиеся изменить свой традиционный образ жизни. Многонациональные же города, являясь с одной стороны местом симбиоза, с другой стороны — социальной конкуренции населяющих их этнических групп, усиливают их приспособительные и защитные свойства к деструктивным явлениям — ассимиляции, аккультурации и дегенерации. Традиционный тип этничности, свойственный сельским жителям Башкортостана, в многонациональных городах, какими являются все города республики, трансформируется в модернизированный (или урбанизированный) тип этничности, обеспечивая этническую группу морально-психологическими средствами для адаптации к неблагоприятным воздействиям макросреды. Современные молодые представители этнических групп в городах Башкортостана в настоящее время наглядно демонстрируют это явление старшему поколению.

От того, как молодёжь адаптируется к жизни в многонациональных городах, какими являются все без исключения города Башкортостана, зависит качество нового поколения, которое будет определять судьбу республики. Плодами реформ, которые проводятся сейчас в нашей стране, будет пользоваться нынешнее молодое поколение. В основном им придется осуществлять стратегию развития Башкортостана в XXI веке.

Каким образом этнический фактор влияет на процесс социализации башкирской молодёжи в современном городе? Этот вопрос актуализирует тему настоящей диссертации в условиях сегодняшнего развития Республики Башкортостан. Найти и осуществить методы установления внутри- и межэтнического согласия, разобраться в том, какие из методов адаптации являются наиболее удачными и стабилизирующими, - вот что является важным для башкирской молодежи в современном многонациональном городе.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема функционирования этнических общностей и этничности в условиях города носит комплексный, междисциплинарный характер, поэтому научные исследования в этой области в настоящее время ведутся в широком

спектре направлений. Преимущественно социологические аспекты проблемы содержатся в работах Н.А. Аитова, Ю.В. Арутюняна, В.И. Бойко, Э.А. Паина, В.О. Рукавишникова, М.Н. Руткевича, Б.С. Хорева, О.И. Шкаратана, О.Н. Яницкого1 и других.

Среди зарубежных работ, затрагивающих этнические аспекты проблем развития городов, выделяются исследования Э. Берджесса, М. Вебера, Л. Вирта, Г. Зиммеля, супругов Р. и X. Линд, Р. Парка2 и др.

Многие теоретические положения этих авторов легли в основу работ зарубежных антропологов, исследующих различные формы и проявления этничности в условиях города. Анализ основных концепций развития этнических (расовых) групп в городах в современной зарубежной этнологии и этносоциологии позволяет представить эволюцию взглядов западных исследователей на динамику этнических процессов в индустриальном обществе от теории «плавильного котла» до программ «аффирмативных действий», нацеленных на предпочтительное развитие этнических групп и национальных меньшинств. Теории и концепции американских ученых сконцентрированы главным образом вокруг термина «этничность» (ethnicity), отражающего сущностный уровень эмпирически наблюдаемых этнических явлений. К числу таких исследований относятся работы Ф. Барта, Й. Новака3 и др.

Междисциплинарные культурно-языковые и психологические аспекты

1 Аитов Н.А. и др. Советский город: социальная структура. — Москва, 1982. - С. 91-92; Арутюнян Ю.В., Дро-
бижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов В.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты иссле
дования. — Москва, 1984. - С. 57; Бойко B.B. Рождаемость: социально-психологические аспекты. — Москва,
1985. - С.76-78; Паин Э.А. Система территориальных общностей и ее роль в формировании и воспроизводстве
этнокультурных традиций в условиях урбанизации. // Советская этнография. — 1987. — № 1. С. 82-90; Рука
вишников В.О. Население города (социальный состав, расселение, оценка городской среды). — Москва, 1980. -
С. 51-54; Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса // Социологиче
ские исследования. — 1991. — № 7. С. 79; Хорев Б.С. Проблемы городов. — М., 1975. - С. 96-98; Шкаратан
О.И. и др. Этносоциальные проблемы города. — Москва, 1986. - С. 38-39; Яницкий О.Н. Социально-
информационные аспекты урбанизации // Урбанизация и рабочий класс в условиях HTP. — Москва, — 1970. -
С. 162.

2 Burgess E.W. The Urban Community. Chicago, 1926; Weber M. Gessamelte Aufzatzerur Soziologie und Soziopolitic.
Tubengeen, 1924; Wirth L. Urbanism as way of life II Wirth L. On city and social life Chicago. - London, 1964. - P.75-
76. Simmel G. Der Konflikt der modernen Kultur. Munchen, 1926; Lynd R., Lynd H. Toward discovery. N.Y., 1965;
Park R.E., Burgess E.W. The city. Chicago, 1925. - P. 81-87.

3 Barth F. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. Bergen/London, 1969 - P.
98-99; Nowak Jurgen. Soziale Probleme und soziale Bewegungen. Eine praxisorienrurte Einfuhrung. — Weinheim und
Basel, 1988.-P. 84-85.

проблемы урбанизации присутствуют в работах отечественных этнологов Ю.В. Бромлея, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой, Р.Г. Кузеева, В.В. Пименова, М.Г. Рабиновича, Г.В. Старовойтовой1 и др. Ими рассматриваются разнообразные аспекты современных этносоциальных процессов в условиях города.

Из зарубежных исследований, изучающих процесс социализации, в том числе, этнические аспекты социализации городской молодёжи, главными являются работы Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Д. Мида, Ч. Кули, Э. Эриксона2. Кроме них этнические аспекты социализации молодёжи исследовали британские исследователи Н. Тэджфелл, Д. Тернер3 и ученые из США М. Ротрам и Дж. Финни. В частности, Дж. Финни и М. Ротрам определили этническую социализацию как процессы развития, которые приводят к формированию у субъектов «поведения, восприятия и ценностей, свойственных одной из этнических групп, и они начинают рассматривать себя и других людей членами подобных общностей»4.

В отечественной науке этнические аспекты социализации молодёжи изучали Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г., Левкович В.П., Панкова Н.Г., Снежкова И.А., Кон И.С., Кузьмицкайте Л.Д., Гаджимурадова З.М., И.А. Субботина5 и др.

1 Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. — Москва, 1981. - С. 54-55; Губогло М.Н. Современные
этноязыковые процессы в СССР: основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. —
M., 1984. - С. 96-97; Дробижева Л.М., А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова. Демократия и образы на
ционализма в Российской Федерации 90-х годов. — Москва, 1996.- С. 89; Кузеев Р.Г. Межнациональные отно
шения: история, теория, пути демократического обновления. — Уфа, 1990.- С. 16-18; Пименов В.В. Чуваши:
современные этнокультурные процессы. — Чебоксары, 1986.- С. 86-88; Рабинович М.Г. Город и традиционная
народная культура // Советская этнография. — 1980. — № 4, С. 69; Старовойтова Г.В. Этническая группа в со
временном советском городе. Социологические очерки. —Ленинград, 1987.-С. 88-90.

2 Дюркгейм Э. Социология. М., 1996. - С. 60-61; Parsons Т. Structure and Process in Modern Societies. N.Y., 1961.
- P. 55-56; Mead G. Mind, Self and Society. Chicago, 1932. - P.32-34; Cooley С Social organisation: a Study of the
larger mind. Glencoe, 1956. - P. 45; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — Москва, 1996. - С. 120.

3 Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge, 1981.- P. 58-59; Turner J.
Social categorisation and the self-concept: A social cognitive theory of group behaviour// Advances in group processes.
Greenwich, 1985.- P. 95-98.

4 Rotheram M.J., Phinney J.S. Introduction: Definitions and perspectives in the study of children's ethnic socialization
II Children's ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park, 1987, - P. 11-12.

5 Белинская Е.П. Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. Москва — Воронеж, 2002.- С. 80; Сте
фаненко Т.Г. Этнопсихология. — М., 1999.- С. 56-57; Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические
проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. — Москва, 1985. - С. 76-
77; Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. (По материалам г.
Киева и Закарпатской области) // Советская этнография. — 1982. — № 1, С. 41-43; Кон И. С. Психология ран
ней юности. — Москва, 1989. - С. 49-50; Левкович В.П., Кузьмицкайте Л.Д. Формирование этнического созна
ния подростка в семье. // Психологический журнал. — 1992. — № 6, С. 11-13; Гаджимурадова З.М. Особенно-

Среди работ ученых Башкортостана, посвященных социально-этническим проблемам урбанизации, выделяются исследования А.А. Ахмадеева, Г.Ф. Ахметовой, P.P. Галлямова, Дж. М. Гилязитдинова, Р.И. Ирназарова, М.Д. Киекбаева, Р.Т. Насибуллина, Ф.С. Файзуллина, Д.Ж. Валеева, А.Я. Зарипова1. Определенный вклад в исследование проблемы функционирования этнических общностей в условиях города внесен этнологами Н.В. Бикбулатовым, М.В. Мурзабулатовым, М.Г. Мулл агул овым, Ю.Х. Юлдашбаевым, психологом В.Ф. Сафиным и др.

Однако системный анализ и комплексное исследование этнических проблем молодёжи в городах почти не проводились, а работы по проблемам башкирской молодёжи в современных городах, отсутствуют.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс социализации башкирской молодёжи в возрасте от 13 до 30 лет (учащиеся, студенты, рабочая молодежь и другие категории) в городах современного Башкортостана.

Предметом исследования является этнический аспект процесса социализации башкирской молодёжи в городах современного Башкортостана.

Эмпирическая база исследования построена на основе широкого круга этносоциологических и статистических материалов. В качестве источников

сти этнического самосознания молодёжи Дагестана. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Санкт-Петербург, 1997. - С. 30-31; Субботина И.А. Стратегия поведения русской молодежи в странах нового зарубежья: Молдавия. — Москва, 1998. - С. 67-70.

1 Ахмадеев А.А. Регион как объект социологического исследования и управления. Диссертация на соискание
научной степени доктора социологических наук. — Уфа, 1994. - С. 40; Ахметова Г.Ф. Башкирская женщина и
современный город: конфликт или гармония? — Уфа, 2001. - С. 67-68; Галлямов P.P. Эволюция доминирую
щей роли факторов этнической самоидентификации жителей многонационального российского города (на при
мере Республики Башкортостан) // Второй международный конгресс этнографов и антропологов. Резюме док
ладов и сообщений. — Уфа, 1997, Т. II, С. 15-16; Гилязитдинов Дж. М. Некоторые аспекты национальных про
блем башкирской молодёжи. //Ватандаш, — 1999, — № 7, С. 80; Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республи
ке Башкортостан. — Уфа, 1997. - С. 78-79.; Киекбаев М.Д. «Башкиры в городах Башкортостана: история и со
временность». — Уфа, 1999. - С. 59-60; Насибуллин Р.Т. Население Башкортостана: социально-
демографический анализ. — Уфа, 1997. - С. 38; Файзуллин Ф.С. Социология города. СПб—Уфа, 1997. - С. 57-
58; Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. — Уфа, 1993. - С. 77—78; Зарипов
А.Л. Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание. — Уфа, С. 162.

2 Бикбулатов Н.В., Ф.Ф. Фатыхова. Семейный быт башкир XIX-XX в.в. — M., 1991.- С. 69; Мурзабулатов M.B.
Брак и семья в Башкортостане. — Уфа, 1999.- С. 89-90; Муллагулов М.Г. Этническое самосознание и этнокуль
турные ориентации башкир-горожан // Вопросы этнографии городского населения Башкортостана. — Уфа,
1992.- С. 36-38; Юлдашбаев Ю.Х. Проблемы двуязычия в городе // Вопросы этнографии городского населения
Башкортостана. — Уфа, 1992.- С. 87; Сафин В.Ф. К вопросу о массовой и национальной культуре. //Ватандаш.
— 1998. —№9, С. 62.

используются материалы конкретно-научных, междисциплинарных исследований, публицистических работ периодической печати Башкортостана, в которых в той или иной мере были рассмотрены проблемы взаимодействия молодёжной этничности и урбанизации.

По вопроснику «Башкирская молодёжь в современном городе» в 2001 году опрошены 768 представителей башкирской молодёжи г.г. Уфы (столицы Башкортостана), Нефтекамска (северо-запад Башкортостана), Сибая (юго-восток Башкортостана), в пропорциях, соответствующих результатам переписи 1989 г.

Одним из важнейших источников предварительной информации служат данные переписей населения, статистические справочники Государственного комитета Республики Башкортостан по статистике, данные архивов ЗАГСов и пр. Проводился анализ документов органов государственной власти, культурно-национальных обществ, контент-анализ передач Башкирского радио и телевидения, периодической печати и пр.

Методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации является системный подход, позволяющий рассматривать объект исследования как целостность, как систему с иерархической структурой. Объект исследования рассматривается как сложная и динамическая система в трех аспектах - в структурном, функциональном и развитии. Системное изучение башкирской молодёжи в городах предполагает исследование её как составной части городской общности, анализ внутренней структуры и взаимосвязи подсистем объекта. Такой подход позволяет учитывать принцип историзма в исследуемых процессах и явлениях, ориентирующий исследователя на выявление органической связи городской этнической группы с общественным прогрессом.

Методы исследования. Применяются методы эмпирических исследований: этносоциологический опрос и интервью. Основу выборки этносоциологического опроса составляли материалы Всесоюзной переписи населения 1989 года: распределение башкирского населения по городам

Башкортостана и по половозрастному составу населения. Проведение выборки происходило в 4 этапа: 1) отбор городов; 2) отбор районов в городе (только для Уфы); 3) отбор избирательных участков; 4) отбор респондентов. Отбор городов на 1 этапе проводился по следующим типологическим признакам: этнический состав, численность населения, расположение в той или иной географической зоне. В результате были отобраны 3 города: Нефтекамск, Сибай и Уфа, каждый из которых представлял свою географическую зону (северо-запад, юго-восток, центр), этнический состав и особый статус (города с преобладающим русско-татарским большинством; города с преобладающим русско-башкирским большинством, столичный город). В городах с преобладающим русско-татарским большинством в 1989 году проживало около 37 % всего городского башкирского населения Башкортостана, в городах с преобладающим русско-башкирским большинством — около 28 %, и в столице — 35 %. Соответственное количество анкет и было распределено между выбранными 3 городами. В городе Уфе был осуществлен и 2 этап выборки: отбор районов города, среди которых проводился опрос молодёжи. В число классификаторов, по которым проводился отбор районов включены следующие: численность населения, этнический состав, половозрастная структура населения, насыщенность территории района промышленными объектами и учреждениями культуры, преобладающий тип жилой застройки, географическое положение.

Генеральная совокупность башкир по 18 городам Башкортостана согласно переписи 1989 года - 14,5% от всех городских жителей республики. Выборочная совокупность башкир по 3 городам выборки - 13,2 % от всех городских жителей Уфы, Нефтекамска, Сибая. Отклонение: - 1,3 (13,3 -1 4,5 = -1,3).

Компьютерная обработка результатов социологического опроса, проведенного диссертантом в конце 2001 года проводилась в программах SPSS 10.0 и Microsoft Excel 2000. Были получены таблицы одномерного, двумерного и трехмерного распределения. Таблицы одномерного распределения решали задачу получения абсолютного и относительного числа ответов по каждой

альтернативе (позиции) вопроса. Таблицы двумерного распределения были созданы на основании расчета абсолютных и относительных частот совместного распределения двух признаков по заранее заданной схеме перебора независимых и зависимых признаков. Независимыми признаками полагались признаки социально-демографического типа (город, пол, сельское/городское происхождение, возраст, образование, этническое происхождение и т.д.). В качестве зависимых на первом этапе рассматривались все признаки, фигурирующие в анкете. Это делалось для получения возможно большей информации для дальнейшего анализа результатов анкетирования.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является выяснение места и роли этнического фактора в процессе социализации башкирской молодёжи в современных городах.

На основе общей цели исследования, а также учета основных институтов этнической социализации сформулированы следующие задачи:

  1. изучить место семьи в этнической социализации башкирской молодёжи в городах, найти оптимальные способы трансляции через институт семьи этнического самосознания и этничности в условиях современного города;

  2. рассмотреть роль сферы образования в этнической социализации башкирской молодёжи в городах, выявить практические методы эффективного восприятия молодёжью ценностей своей этнической группы;

  3. исследовать значение общества сверстников, молодежной субкультуры, средств массовой коммуникации и общественно-политических движений в этнической социализации башкирской молодёжи современных городов, проанализировать способы горизонтальной и непрямой культурной трансмиссии в молодёжной среде этнической культуры и норм.

В качестве исследовательской гипотезы выдвинуто следующее положение:

Сегодня в городах сформировалось противоречивое внутреннее размежевание, отчуждение друг от друга двух групп башкирской молодёжи в

городах. Водораздел между ними проходит по линиям: городские - сельские; русскоязычные - башкироязычные.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первый опыт социологического исследования процесса этнической социализации башкирской молодёжи в современном городе и ее научная новизна заключается в следующем.

  1. Обосновано, что качество этнической социализации городской молодёжи зависит от интенсивности внутриэтнических коммуникаций в городе и наличия разнообразных институтов этносоциализации;

  2. Выявлено, что в условиях многонационального города этническая социализация носит иной, отличный от традиционного типа (основанного на традициях села) этносоциализации, урбанизированный характер. Ее целью в конечном итоге является формирование у башкирской молодёжи зрелого и устойчивого этнического самосознания, отвечающего всем требованиям современности;

  3. Доказано, что горожане-башкиры, обучавшиеся в городских национальных гимназиях и усвоившие урбанизированный тип этничности, по некоторым маркерам, характеризующим зрелое национальное самосознание, превосходят своих сверстников — сельских мигрантов, обучавшихся национальных гимназиях, комплектующихся по типу интерната и усвоивших традиционный тип этничности.

  4. Установлено, что критерием успешной этнической социализации этнической группы в условиях современного города являются: сформировавшийся комплекс городской национальной культуры, полноценная и развитая социально-профессиональная структура городской этнической группы и толерантность этнического самосознания большинства ее членов.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы имеют значение для совершенствования теоретической концепции и практической реализации государственной национальной, образовательной и молодежной политики в частности, преодоления негативных

явлений в многонациональной молодежной среде, улучшения социальных и политико-правовых норм, а также деятельности общественных национальных организаций.

Выводы исследования позволяют разработать механизмы, корректирующие процесс этнической социализации и социальной адаптации молодёжи в современном городе, направленные на формирование у неё полноценного и устойчивого этнического самосознания, позитивной этничности, сочетающейся с этнической толерантностью, поликультурализмом, как важными условиями успешной адаптации национальной молодёжи в полинациональной урбанизированной среде.

Выводы, рекомендации и конкретные предложения по совершенствованию этнической социализации башкирской молодёжи могут быть использованы в преподавании соответствующих разделов политологии, социологии, психологии, а также в чтении спецкурсов в средних и высших учебных заведениях республики.

Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы в выступлениях на I Межрегиональной научно-практической конференции «Городские башкиры: проблемы языка и культуры» (г. Уфа, 31 марта 2000 г.), Международной научной конференции "Евразийство. Историко-культурное наследие и перспективы развития" (г. Уфа, 14-15 сентября 2000 г.), Международной научной конференции «Тюркский мир и Россия на рубеже веков (4-е Валидовские чтения)» (г. Уфа, 19 сентября 2000 г.), Научно-практической конференции «Национальное развитие и межнациональное сотрудничество народов Республики Башкортостан» (г. Уфа, 21 декабря 2000г.), проводимой в рамках Ассамблеи народов Башкортостана, Научно-практической конференции «Мать и дитя у народов Башкортостана» (г. Уфа, 30 марта 2001 г.), II Межрегиональной научно-практической конференции «Городские башкиры: проблемы языка и культуры, здоровья и демографии» (г. Уфа, 28 марта 2002 года), Круглом столе Государственного комитета Республики Башкортостан по молодёжной политике «Башкирская молодёжь

сегодня» (г. Уфа, 24 мая 2002 года), посвященном II Всемирному Курултаю башкир), Молодёжной секции II Всемирного Курултая башкир (г. Уфа, 14 июня 2002 года), в монографии «Башкирская молодёжь в современном городе: этническая социализация», а также в 9 публикациях автора, опубликованных в сборниках материалов международных, межрегиональных и республиканских конференций, журналах, объемом 1,5 п.л. Итоговое обсуждение диссертации проводилось на кафедре прикладной социологии Башкирского государственного университета 15 сентября 2003 года, где она получила положительную оценку и была рекомендована к защите.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Типы этничности башкирской молодежи в современном городе

Приступая к исследованию этничности башкирской молодёжи в современном городе и путей её этнической социализации необходимо определить значение термина «этничность» в современной науке. В этом вопросе существуют определенные трудности, которые обусловлены некоторой политизацией дискуссий о сущности и природе этноса в настоящее время. Ученые во всем мире рассматривают этничность как феномен с позиций, в основном, двух подходов: примордиалистского и конструктивистского.

Сторонники примордиалистского подхода считают, что этничность — объективная данность, своего рода изначальная (примордиальная) характеристика человечества: до того как индивид становится членом общества или нации, он или она уже обладают чувством общего происхождения, культурной или физической схожести, или просто близости к своим. Осознание групповой принадлежности как бы заложено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания. Говоря кратко, этничность — это прежде всего разделяемая членами группы культурная общность с объективными характеристиками принадлежности: территория, язык, экономика, расовый тип, религия, мировоззрение и психический склад.

Конструктивисты, напротив, убеждены в том, что этничность - это лишь форма социальной организации культурных различий, если следовать одному из наиболее влиятельных теоретиков, норвежскому ученому Фредерику Барту. Им же было еще в конце 60-х годов обращено внимание, что центральным моментом в научном анализе данного феномена является этническая граница (ethnic boundary), которая определяет группу, а не сам по себе содержащийся в пределах этих границ культурный материал. Важнейшим аспектом при

определении этнической группы, по мнению Барта, является самокатегоризация или категоризация другими. Эти основные положения, знаменовавшие переход к интерактивному подходу в изучении этничности, сохраняют свою значимость, хотя с тех пор их автор внес ряд новых положении, а усилиями многих специалистов изучение этничности за последние два-три десятилетия продвинулось далеко вперед. Сам Барт, спустя 25 лет после выхода книги, суммировал основные положения данного подхода в следующих тезисах:

Этническую идентичность следует рассматривать больше как форму социальной организации, чем выражение определенного культурного комплекса. Процесс рекрутирования в состав группы, определения и сохранения ее границ свидетельствует, что этнические группы и их характеристики являются результатом исторических, экономических и политических обстоятельств и ситуативных воздействий.

Будучи вопросом сознания (идентификации), членство в этнической группе зависит от предписания и самопредписания (ascription and self-escription). Только после того, как индивиды разделяют общие представления о том, что есть этническая группа, или же они заключены в рамки этих представлений внешними обстоятельствами, они действуют на основе этих представлений, а этничность обретает организационные и институциональные различия.

Только те культурные характеристики имеют первичную значимость, которые используются для маркировки различий и групповых границ, а не представления специалистов о том, что более характерно или «традиционно» для той или иной культурной общности. Конструируемые в этом контексте культурные стандарты используются для оценки и суждений на предмет этнической принадлежности.

Наконец, ключевую роль к конструировании этничности играет политика этнического предпринимательства, т.е. мобилизация членов этнической группы на коллективные действия со стороны лидеров, которые преследуют политические цели, а не выражают культурную идеологию группы или «волю народа»1.

Анализируя оба вышеприведенных подхода, следует признать, что каждый из них имеет достаточно весомые основания, однако такие объективные характеристики этничности как территория, язык, экономика, расовый тип, религия, мировоззрение, психический склад и другие, которыми оперируют сторонники примордиалистского подхода, позволяют подробней оценить феномен этничности башкирской молодёжи в современном городе и потому названный подход для целей данного исследования более предпочтителен.

Таким образом, определения этничности очень разнообразны. При всем этом в научной литературе выделяют два уровня ее определения: личностный и групповой. В первом случае под этничностью — количественно измеренными параметрами этнической тождественности индивида со своим этносом — или интенсивностью этнической идентификации — понимается реализация существующего набора объективных и субъективных признаков, по которым каждая личность субъективно относит себя к определенной этнической общности и субъективно себя в ней реализует. Во втором случае, при рассмотрении этничности на групповом уровне, она может рассматриваться как особый, культурно-генетически самовоспроизводимый и самосохраняющийся вид социальных отношений, воспринимаемый альтернативно или дополнительно к другим видам социальной организации, таким, например, как класс, государство, корпорация, каста и любые другие, не имеющие этнического свойства2.

Логично было бы предположить, что если у этничности на личностном уровне есть определенные количественно измеренные характеристики, то в

Реферативный журнал «Общественные науки за рубежом». — 1991, — С. 148-151. зависимости от этих характеристик существуют и различные типы этничности на личностном уровне.

В исследованиях М.Дж. Киекбаева у башкир, проживающих в современных городах, выделены следующие типы этничности: сельский и урбанизированный. Соответственно, выделяются 2 типа маргинальное — социальная, свойственная сельским мигрантам, и этническая, характерная для коренных горожан-башкир. Главной характеристикой сельской этничности, согласно его исследованиям является отношение респондента к родному языку, а основным параметром урбанизированной этничности, по его мнению, является национальное (этническое) самосознание1.

Предполагается, что для башкирской молодёжи, проживающей в городах, данная типология этничности также справедлива. Вместе с тем, такая дифференциация свидетельствует о внутреннем размежевании, отчуждении друг от друга двух частей башкирской молодёжи в городах. Водораздел между ними проходит по линиям: городские — сельские; русскоязычные — тюркоязычные2. Таким образом, городские молодые люди обычно являются русскоязычными, сельские мигранты - тюркоязычными.

Этническая социализация башкирской молодежи в средних общеобразовательных учреждениях

Современный густонаселенный город предъявляет к своим гражданам жёсткие требования, вынуждая их конкурировать за выживание, за получение лучших рабочих мест, лучших условий жизни. В результате напряженного общественного производства сфера образования в процессе социализации приобретает важнейшее значение, все больше специализируясь на такой функции, как присмотр за подрастающим поколением, организация его обучения и воспитания. В то время как все взрослые члены городской мононуклеарной семьи заняты увеличением семейного благосостояния и её воспитательная функция постепенно атрофируется, педагоги-профессионалы все больше диктуют своим подопечным ценности и установки, которые не всегда совпадают с установками семейными. В традиционной многонуклеарной семье функцию присмотра за детьми и их воспитания могут взять на себя бабушки и дедушки, однако такие семьи больше характерны для сельской местности. Юные горожане с раннего, еще несознательного возраста, в большинстве своем поступают на дневной присмотр в детские ясли-сады, где проходят такой этап социализации, на котором закладываются основы будущего характера, мировоззрения, языка мышления. В школьном возрасте они обычно заняты учебой не только в школе, но и в других организациях образования (музыкальные школы, спортивные секции, кружки и пр.), и потому у них мало времени общаться с родителями, да и те не всегда в состоянии уделить им несколько минут времени. Юные сельские мигранты - учащиеся различных школ- и гимназий-интернатов, как правило, и вовсе не видят родителей месяцами. Их старшие братья и сестры, обучающиеся в ССУЗах и ВУЗах, и проживающие в общежитиях, бывает, заменяют им родителей, оставшихся в далеких районах. В это же время студенты - коренные горо жане не торопятся возвращаться после занятий домой, предпочитая семейному очагу компанию однокурсников.

В процессе социализации человека учреждения образования играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любой организации в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему характеру может не совпадать с целью и нормами, культивируемые организаторами. Основными функциями учреждений образования в процессе социализации являются следующие: приобщение к культуре общества в целом, создание условий для индивидуального развития, эмансипация молодого человека от эмоциональной привязанности к семье и ав-тономизация от взрослых, дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной структуре общества - утверждает А.В. Мудрик1.

Для этнической социализации молодёжи в современном городе сфера образования приобретает особое, не менее важное, чем у семьи, значение, поскольку она развивает у личности языковой компонент этничности. Если семья может дать навыки общения на родном языке в основном, на разговорно-бытовом уровне, то сфера образования развивает навыки владения литературным языком. Однако, в результате перекосов в процессе образования, человек не всегда может получить возможность овладеть нормами родного литературного языка. В нашей стране, в результате взятого раньше центральной властью курса на русификацию и оттеснение национального образования за рамки государственных интересов, возникло закономерное явление массовой утраты нерусскими гражданами владения литературным родным языком.

В настоящее время, в результате демократической борьбы этнических меньшинств за свои права, система образования нашей страны стала более плюралистичной в национальном отношении. Для многих молодых людей в го родах теперь существует выбор, какое образовательное учреждение избрать для целей успешной этнической социализации, тогда как в недавнем прошлом такая возможность практически отсутствовала.

В Башкортостане создаются национальные группы в детских садах, ориентированные на обучение нерусскими детьми родного языка, в частности, башкирские группы, а также целые детские сады. В городских общеобразовательных школах созданы национальные классы с изучением башкирского языка, существуют и создаются городские национальные башкирские школы и гимназии. В некоторых ССУзах, а именно в педагогических колледжах, училищах искусств также созданы национальные отделения. В гуманитарных государственных ВУЗах существуют различные национальные подразделения (факультеты, группы), целью обучения в которых является изучение башкирской филологии, а также свободное преподавание отдельных отраслей знания (история, юриспруденция) на родном языке.

Представитель уфимской школы этнопедагогики И.П. Малютин для учреждений национального образования, кроме общедидактических образовательной, развивающей и воспитательной функций, выделяет и специфические, присущие в большей степени этому типу образовательных учреждений:

языковая — развитие культуры родного слова, воспитание отношения к родному языку как инструменту познания окружающей действительности, сокровищнице духовных начал и традиций народа;

генетическая - трансляция этногенетической информации об этнической истории народа, его быта и национальной культуры и формирование у учащихся национального самосознания;

эстетическая — воспитание чувства национальной эстетики, художественного вкуса при восприятии прекрасных образцов материальной и духовной культуры;

Влияние семьи на процесс этнической социализации башкирской молодежи в современном городе

В условиях современного многонационального города, когда ассимиляция малых этносов приобрела комплексный и всеобъемлющий характер, семья остаётся главным институтом этнической социализации для подрастающего поколения. Реакцией на всеобщую унификацию и стандартизацию, «вестерни-зацию» культуры, вторжение во все сферы быта «американского образа жизни» («american way of life») становится стремление этнических меньшинств в мегаполисах во что бы то ни стало сохранить свою самобытность и своеобразие. Поддержание этничности и успешная этническая социализация молодых людей становятся возможными лишь при существовании надёжной базы в семье.

Социализация человека в семье осуществляется благодаря действию, главным образом, традиционного механизма, то есть неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах, аспектах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой. Стиль семейной социализации тесно связан с национальными традициями, культурой общества, а в их рамках - с социальной принадлежностью и уровнем образования членов семьи. Эти обстоятельства влияют на соотношение различных стилей (авторитарного, демократического), определяют доминирования одних и меру распространения других. Но независимо от стиля, присущего той или иной семье, она всегда играет кардинальную роль в социализации — утверждает А.В. Мудрик .

В научной литературе определены следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека:

1) физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

2) формирование психологического пола человека. Решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери. Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной. На последующих возрастных этапах на формирование психологического пола влияет не только семья, но и другие факторы социализации.

3) умственное развитие человека. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии личности, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжении образования и самообразованию.

4) содействие в овладении человеком социальными нормами. В частности, когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.

5) формирование фундаментальных ценностных ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления и планы, способы их достижения. 6) социально-психологическая поддержка человека, отчего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации1.

Корме того, применительно к этнической социализации предполагаются следующие функции:

I. репродуктивная (воспроизводство этнической группы через институт семьи).

П. трансляционная (передача этнического самосознания, национального языка и культуры потомству).

III. воспитательная (формирование у членов семьи ценностных ориентации в сфере межэтнических отношений, включая установки на эндогамию и национальную идеологию).

В башкироязычных средствах массовой информации последних лет часто наблюдаются тревожные интонации в оценке качества этнической социализации подрастающего поколения в семье. Представитель башкиркой национальной интеллигенции врач Г.К. Идиятуллина, например, в интервью башкирскому молодёжному журналу «Шонкар», эмоционально говорит: «Ассимиляции ни в коем случае нельзя открывать дорогу, а ведь она начинается в семье. Не понимаю тех молодых башкир, которые дают детям русские имена, учат «обзывать» себя «папой, мамой», вступают в межнациональные браки. Получив русское имя, с самого начала впитывая в сознание такие слова как «папа, мама», ребе J

нок с колыбели «программируется», «кодируется» быть русским!» .

Результаты этносоциологического опроса, проведённого во второй половине 2001 года в городах Башкортостана среди башкирской молодёжи, наглядно доказывают вышесказанное. На вопрос "Что больше всего влияет на Ваше национальное самосознание сегодня?" большинство опрошенных молодых людей выбрали ответ "родители и семья" (36,33 %), в то время как ответ "учёба" выбрали 20,31 % респондентов, а ответ "друзья или коллеги по работе" выбрали 15,76 % принявших участие в исследовании представителей молодого поколения1. Другой вопрос "Чем, на Ваш взгляд, определяется Ваша национальная принадлежность?" также показателен в этом отношении. Наибольший процент голосов респондентов набрал вариант ответа "моя национальная принадлежность определяется национальностью моих родителей" (31,51 %), тогда как ответ "определяется национальным самосознанием" выбрали 22,53 % респондентов. Вариант "близостью к традициям культуры моего народа" выбрали 19,27 % респондентов и ответ "национальным языком" - 12,63 %. Также 11,20 % опрошенных заявили, что их национальная принадлежность определяется местом их проживания (территорией) .

Поскольку семья — главный "островок" этнической социализации молодых башкир в современном городе, особое значение принимает язык общения в каждой конкретной семье. В большинстве случаев лишь в семье башкирской молодёжью может использоваться родной язык. Если родители сами в состоянии применять в общении со своими детьми родной язык, шансы на успешную этническую социализацию подрастающего поколения возрастают. К сожалению, в недавнем прошлом использование родного языка в городских нерусских семьях Башкортостана было настоящей редкостью. В настоящее время число семей, использующих башкирский язык, увеличилось, главным образом, в результате притока в города республики в 70-90 годах молодых башкир — сельских мигрантов, обладающих более развитым национальным самосознанием, нежели их предшественники. Если раньше подавляющее большинство мигрантов быстро ассимилировалось так, что их дети уже не являлись носителями башкирской этничности в полном смысле, то нынешнее поколение обладает, видимо, более мощными защитными ресурсами. Сейчас на вопрос, "На каком варианты ответов собрали не более, чем по 7,55 % голосов. языке Вы общаетесь с родителями дома?" в целом по городам Башкортостана 36,59 % респондентов ответили "на башкирском языке", а в частности, по г. Уфе - 48,45 %. Причем, другой ответ "стараюсь говорить по-башкирски, хотя часто приходится использовать русский язык" выбрали по республике 20,44 %, а отдельно по Уфе - 28,29 %.

Эти цифры, скорее всего, отражают не реальное употребление в семьях башкир родного языка, а больше показывают на уровень усилий родителей и/или других членов семьи по сохранению языка в домашнем обиходе. Реальные цифры будут получены, если от результатов ответов на вышеназванный вопрос отнять 10-15 %. Кроме того, данный результат, скорее всего, является своеобразным пиком для количества таких ответов на аналогичный вопрос в течение промежутка времени с начала 70-х годов и ближайших 10 лет. Причиной этому является наблюдаемое сокращение миграции башкир в города в последние годы.

Контрольный вопрос, который звучал: "Как Вы обращаетесь к родителям?" показал, что на самом деле из молодых башкир, которые "общаются дома с родителями на башкирском языке", лишь 68,1 % обращаются к родителям по-башкирски (атай, эсэй, инэй, этей, эней), остальные же обращаются к ним как придётся, или же по-русски.