Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Крамарова Елена Николаевна

Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса
<
Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крамарова Елена Николаевна. Институционализация меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Крамарова Елена Николаевна;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет"].- Ростов-на-Дону, 2015.- 173 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Институционализация и развитие меценатства как формы реализации социальной ответственности бизнеса: теоретико методологические проблемы исследования 17

1.1. Теоретические проблемы научного исследования меценатства как формы социальной ответственности бизнеса 18

1.2. Категоризация института меценатства как вида государственно частного партнерства в российском обществе 38

1.3. Исторические и социокультурные основания институционализации меценатства в России и на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале ХХ вв . 59

Глава 2. Особенности реинституционализации меценатства как формы реализации социальной ответственности бизнеса на Юге России в современных условиях 88

2.1. Социально-правовые аспекты реинституционализации меценатства в России и их региональные особенности 89

2.2. Особенности институциональных практик меценатства на Юге России 109

2.3. Роль бизнес-сообщества в институционализации и развитии меценатства на Юге России в экспертном измерении 129

Заключение 145

Список использованной литературы 152

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Радикальная
трансформация экономической и социальной сферы последние

десятилетия, сопровождавшаяся появлением новых форм собственности, экономической деятельности и социальных слоев, привела к изменению роли различных социальных групп и классов в жизни общества. В Российской Федерации идет процесс формирования гражданского общества, одним из проявлений которого является меценатская деятельность. Меценатство становится значимым социальным явлением в сфере экономики, политики, претерпевая определенные изменения, и находит отражение социологической науке. На определенном этапе происходит институционализация меценатства как социального феномена.

В советский период исторического развития страны культура являлась сферой исключительного внимания со стороны государственно-партийного аппарата. В российском обществе сложилось устойчивое мнение, что именно на государстве полностью лежит ответственность за существование и развитие сферы культуры. Однако в современной Российской Федерации в связи появлением рынка конкуренции, частных коммерческих некоммерческих организаций принципиально изменились условия существования культуры. Государство, с одной стороны, не располагает финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержания разветвленной сети учреждений культуры. С другой стороны, чиновники не могут и не должны брать на себя функции арбитров в развитии новых направлений культуры.

Бизнес объективно заинтересован в стабильности и модернизации
российского общества, невозможно без формирования

общенациональных ценностей и социокультурного единства народов России.

В связи с этим в современных условиях важное значение приобретает проблема взаимодействия государства бизнеса культурной сфере. Реализация культурной политики, основанной на партнерстве различных

социальных слоев и институтов, даст возможность воздействовать на образ жизни человека и его ценностные ориентации. Сохранение и развитие духовного и материального наследия обеспечит благоприятный психологический климат, без которого невозможно в полной мере добиться экономической, социальной и политической стабильности и обеспечить поступательное развитие страны.

Этнокультурное развитие регионов Российской Федерации имеет особенности. В связи с чем исследование развития меценатства на полиэтничном Юге России имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

В Российской Федерации в целом и на Юге России, в частности, завершен этап становления частного предпринимательства. В стране и регионе сложилась экономическая система, основанная на частной собственности. В то же время становление самосознания предпринимательского слоя, осознание м своих интересов еще не завершено. Сформировался отечественный капитал, в том числе крупный. Практика последних лет показывает, что решение социально-экономических вопросов должно тесно увязываться с участием бизнеса в решении проблем в духовной сфере.

В то же время у государства, общества и бизнеса не сложилось четкое понимание и эффективные практики осуществления меценатства как одной из форм проявления социальной ответственности бизнеса. Об этом свидетельствуют как научные дискуссии, так и многолетняя полемика по «Основам государственной культурной политики» (утверждены 24 декабря 2014 г.) и проекту ФЗ «О меценатской деятельности» (принят 4 ноября 2014 г.).

Социологический анализ традиций и институциональных практик
меценатства на Юге России как формы реализации социальной
ответственности бизнеса позволит учесть региональные особенности
процесса институционализации меценатства, его оли гармонизации

социальных отношений, обеспечении культурной безопасности России.

Степень научной разработанности темы. Общность интересов в отношении социальной ответственности бизнеса основана на структурном функционализме, основоположниками которого являются Э . Дюркгейм1, Т. Парсонс2 , Р. Мертон3 . Данный подход опирается на тезис о том, что общество – это организм, социальный порядок в котором сохраняется благодаря взаимозависимости между отдельными подсистемами. В качестве такого механизма используется треугольник: бизнес – государство – общество. М. Вебер4 считал, что предприниматель должен заниматься своим ремеслом в силу долга, не заботясь в первую очередь о прибыли.

В 1953 г. в США появился труд Г . Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена»5, в котором автор утверждал, что бизнес – это часть общества, перед которым он несет ответственность , и что принятие деловых решений в социальных целях приносит, в том числе, экономические выгоды.

В 1970 г. в «The New York Times Magazine» М. Фридман6 опубликовал статью «Единственная социальная ответственность бизнеса – приносить прибыль». Положения этой статьи были прямо противоположны точке зрения Г. Боуэна, и ее по праву можно назвать теорией корпоративного эгоизма.

В 2005 г. Ф. Котлер и Н. Ли в своей книге «Корпоративная социальная ответственность: как сделать как можно больше добра для вашей компании и сообщества» 7 определили социальную ответственность бизнеса как

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Издательство «Наука», 1991. 576 c.

Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Под ред. Р.К. Мертона, Л. Брума, Л.С. Котрелла. - М.: Прогресс, 1965; Парсонс: Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. - М. 1996.

Мертон С. Социальная теория и социальная структура. - М.: Аст Хранитель, 2006. 880 с.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.: Прогресс, 1992. 808 с. 5 Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman // New York: Harperand Row, 1953. P. 6.

J Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increaseits Profits // The New York Times Magazine, September 13, 1970.

Kotler Ph. Corporate Social Responsibility: Doing the Most Good for Your Company and Your Cause // Ф. Котлер, Н. Ли; Пер. с англ. С. Яринич. - Киев, 2005. 344 с.

добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах.

В отечественной науке проблемы социальной ответственности бизнеса,
благотворительности и меценатства как форм ее реализации активно
начинают разрабатываться только в последние десятилетия. В научных
кругах растет интерес к истории предпринимательства. Вышел ряд крупных
обобщающих работ по истории предпринимательства в России, а также
посвященных отдельным предпринимателям или династиям

предпринимателей и современному состоянию бизнеса8.

Исторические аспекты благотворительности и меценатства на Юге России рассматриваются С.С. Казаровым9, А.С. Качаряном, А.В. Лубским10, В.В. Касьяновым11 , А.Ю. Шадже12 и др. В них показаны духовные и идеологические основы, особенности меценатства в России.

В отечественной социологической науке активно обсуждается проблема социального партнерства, социальной деятельности и социальной ответственности бизнеса. Социальной деятельности современного крупного и среднего бизнеса посвящены статьи Л.П. Веревкина13 и Р .Р. Набиева14,

8 См., напр.: Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века / ред. А.К.
Сорокин. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 344 с.; История
предпринимательства в России: в 2-х кн. / ред. А.В. Семенов. Кн. 2. Вторая половина XIX – начало XX века.
– М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. 575 с.; Тульчинский Г.Л. Бизнес в России.
Проблема социального признания и уважения. – М.: Вершина, 2006. 384 с.; Балашов С.С. Алексеевы. – М.:
Октопус, 2008. 256 с; Купцов И.В. Род Строгановых. – Челябинск: Изд-во «Каменный пояс», 2005. 224 с.; и
др.

9 Казаров С.С. Нахичеванское купечество (конец XVIII – начало XX вв.). – Ростов-на-Дону: Ковчег, 2012.
143 с.

10 Качарян А.С., Лубский А.В. Горнопромышленники Юга России (конец XIX – начало ХХ века). – Ростов
н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 176 с.

11 Касьянов В.В., Попов М.Ю., Ратиев В.В., Шефель С .В., Ширяева Т.П. Формирование духовной
идентичности современного российского общества в условиях этноконфессиональной разнородности / Под
общей редакцией М.Ю. Попова. Москва, 2015.

12 Шадже А.Ю. Культурная память и этническая идентичность: концептуально-методологические
замечания / Курды Адыгеи Р оссийский гуманитарный научный фонд, А дыгейский государственный
университет. Майкоп, 2015. С. 59–67.

13 Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественного мнения: экономические
и социальные перемены. 2010. № 1 (95).

14 Набиев Р.Р. Социальная ответственность бизнеса // С оциальное партнерство. 2006. № 2. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: . (Дата обращения: 4.05.2015 г.).

докторская диссертация Г.В. Мирзояна15, кандидатская диссертация А.Х. Сукиасяна16.

В работах Ю.Г. Волкова, В.В. Кривопускова 17 , М.Д. Койсиной 18 рассматривается проблема общественного доверия как фактора консолидации российского общества, что является, на наш взгляд, условием для развития института меценатства.

Социокультурный феномен меценатства как одного из видов
благотворительной деятельности рассматривается в работах Н.Г.

Новолодской19, В.Л. Прохорова20, А.Л. Свердловой21, Н.В. Астахова22 и др.

Политологические аспекты филантропии, включая меценатство, их роль в формировании гражданского общества в социальном государстве глубоко проанализированы А.А. Вартумяном и Г.В. Косовым23.

Ректор РГУ, председатель СКНЦ ВШ, чл.-корр. РАН Ю.А. последние
годы жизни постоянно инициировал проекты, направленные на изучение и
сохранение социокультурного наследия Дона и Северного Кавказа, Кавказа в
целом, выявление их интеграционного потенциала, основы для

противодействия социальным деструкциям, экстремизму. Понимая ограниченные возможности постсоветской государственности, Ю.А. Жданов

Мирзоян 1 .В. Социальное партнерство в российском обществе: социально-философский анализ: Дис. … д-ра философ. наук. - Ростов н/Д., 2010.

Сукиасян А.Х. Институционализация социальной ответственности бизнес-сообщества в современной России: Дис. ... канд. соц. наук. - Волгоград, 2008.

Волков Ю.Г., Кривопусков В.В. Доверие и креативный класс: факторы консолидации российского общества. Ереван: ВЭЛАС Принт, 2013. 248 с.

Койсина М.Д. Доверие как условие для развития института благотворительности // Бизнес. Общество. Власть. 2011. № 9. С. 110-119.

Новолодская Н.Г. Меценатство как социокультурный феномен: сущность и современное состояние: Дис. … канд. культурол. наук. - М., 2006. 132 с.

Прохоров В.Л. Меценаты-предприниматели России: штрихи к социальному портрету // Ученые записки Московского гос. социального ун-та. - М., 1998. № 2. С. 183-199.

Свердлова А.Л. Меценатство в России как социокультурное явление // Федеральный образовательный
портал «ЭСМ». [Электронный ресурс] - Режим доступа:

sverdlova.pdf. (Дата обращения: 5.05.2015 г.).

Астахова Н.В. Меценатство как формообразующий пласт культуры: Дис. … канд. философ. наук. -Тамбов, 2002. 176 с.

Вартумян А.А., Косое Г.В. Филантропия в трансформирующемся социальном государстве. - М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2012. 212 с.

все чаще обращался и находил поддержку своих начинаний у крупных хозяйственников, бизнесменов, негосударственных вузов и др.24.

В настоящее время отсутствуют обобщающие социологические работы по институционализации меценатства на Северном Кавказа и Юге России. Информация по данной проблеме разбросана в отдельных научных статьях, посвященных деятельности конкретных предпринимателей или содержащих анализ института меценатства в определенных частях региона.

До сих пор практически не исследован институт меценатства как форма реализации социальной ответственности бизнеса.

Цель диссертационного исследования – разработка социологической концепции институционализации меценатства на Юге России как формы реализации социальной ответственности бизнеса.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выработать методологический конструкт исследования меценатства как формы реализации социальной ответственности бизнеса и уточнить социологическое содержание понятия «меценатство»;

  2. Показать роль института меценатства как вида государственно-частного партнерства в социальном государстве;

  3. Определить исторические и социокультурные основания институционализации меценатства на Юге России во второй половине XIX – начале ХХ в.;

  4. Выявить социально-правовые проблемы реинституционализации меценатства на Юге России;

  5. Определить основные тенденции в современном развитии меценатства как формы реализации социальной ответственности бизнеса на Юге России;

  6. Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития меценатства как формы реализации социальной ответственности

Волков ЮЛ., Кпифащев СИ. Кавказ в жизни и творчестве Ю.А. Жданова // Ю.А. Жданов Кавказские мотивы. М. - Ростов н/Д.: Социально гуманитарные знания. 2010.

бизнеса в оценках экспертов Юга России.

Объектом исследования является меценатство как форма социальной ответственности бизнеса.

Предметом исследования является процесс институционализации меценатства на Юге России.

Гипотеза исследования. Во второй половине XIX - начале ХХ вв. на Юге России происходит институционализация меценатства к самостоятельного вида благотворительной деятельности. Ликвидация частного предпринимательства 20-е г. ХХ в. и огосударствление социокультурной сферы приводят к деинституционализации меценатства в советский период.

Современное меценатство имеет существенные отличия от меценатства второй половины XIX - начала ХХ вв. в России, когда предприниматели таким образом удовлетворяли собственные культурные запросы, но опирается на заложенные в этот период социокультурные основания. В Российской Федерации происходит реинституционализация меценатства в новых условиях: его акторами являются не только отдельные бизнесмены, но и целые корпорации.

Изучение, с одной стороны, институционализации меценатства на Юге России, а, с другой, - роли бизнеса в существовании института меценатства позволит установить связь между различными этапами развития меценатства, показать роль меценатства как одной из форм реализации социальной ответственности бизнеса и определить условия и перспективы развития института меценатства на Юге России.

Теоретико-методологическая база исследования. Сложность и многоаспектность избранной темы, недостаточная ее разработанность потребовали мультидисциплинарного подхода привлечением методов исторической, культурологической, юридической и экономической наук, а также использования методов историко-социологического анализа феномена меценатства. Методологической базой исследования являются работы

основоположников социологической теории общества М. Вебера, Э.
Дюркгейма и др. С позиции теории рационального выбора в исследовании
использовался социологический тип институционализма,

основоположниками которого являются социологи Ф. Селзник, Ш. Эйзенштадт, У . Ричард Скотт и др . а также работы «отцов-основателей» неоинституционализма Дж. Марча и Й. Ольсена.

Для исследования места меценатства в системе социальной ответственности современного бизнеса использовался структурно-функциональный (Б. Малиновский, Т . Парсонс, К . Мертон и др .) и неоинституциональный подходы (Р. Коузу, Д. Норт). Нормативно-правовые механизмы, регулирующие меценатство, анализировались на основе юридических методов. Автор также использовал компаративистский метод, методы анализа и синтеза, опирался на пр инципы историзма. При проведении экспертного интервью использовались методы качественного анализа.

Эмпирическую базу исследования составили федеральные и
региональные нормативно-правовые акты, отчеты по социальной

ответственности предприятий и акционерных обществ (ОАО «Балтика – Ростов», «МРСК Центра и Северного Кавказа», ОАО «РусГидро», «Издательство М. и В. Котляровых» и др.), информационные материалы меценатских объединений, результаты социологических исследований ВЦИОМ25 и другие материалы СМИ26, включая Интернет ресурсы27.

В 2014 г. автором проведено экспертное интервью представителей

Пресс-выпуск № 131 «Какой же бизнес социально-ответственный ?» // ВЦИОМ. [Электронный ресурс] -Режим доступа: . (Дата обращения: 1.06.2013 г.); Пресс-выпуск № 95 «Социальная ответственность или меценатство: мнения россиян» // Там же. [Электронный ресурс] -Режим доступа: . (Дата обращения: 1.06.2013 г.); Пресс-выпуск № 1516 «Неэквивалентный обмен: социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом» // Там же. [Электронный ресурс] - Режим доступа: (Дата обращения: 1.06.2013 г.).

26 F 7

РБК: Левченко. AQ. «Меценатство узаконили». Программа от ноября 2014 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: . (Дата обращения: 7.11.2014 г.); Ирина Прохорова. Система ценностей - РБК-ТВ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: (Дата обращения: 7.11.2014 г.) и др.

Литературно-художественный и культурологический журнал «Меценат и мир». [Электронный ресурс] -Режим доступа: . (Дата обращения: 7.11.2014 г.); и др.

бизнес-сообщества, деятелей культуры и аналитиков «Меценатство в России: проблема становления и перспективы развития». Всего было проведено 18 экспертных интервью. По исследуемой проблеме нами были выделены две группы респондентов: эксперты-предприниматели и эксперты-аналитики. Опрос проводился в регионах Южного федерального и Северо-Кавказского федеральных округов. Названия ведомств и наименование должностей актуальны на период проведения исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

  1. Выработан методологический конструкт исследования меценатства как формы реализации социальной ответственности бизнеса и уточнено социологическое содержание поня тия «меценатство» как формы реализации социальной ответственности бизнеса по поддержке культуры, образования и искусства, являющейся необходимым условием социальной стабильности общества.

  2. Концептуализирован институт меценатства как формы реализации социальной ответственности бизнеса на основе государственно-частного партнерства в сфере культуры в социальном государстве.

  3. Выявлены исторические и социокультурные основания институционализации меценатства на Юге России и определено значение опыта меценатской деятельности второй половины XIX – начала ХХ вв . в качестве основы реинституционализации меценатства в современных условиях.

  4. Показано, что правовое регулирование меценатства, без которого невозможна его легальная институционализация, сдерживается низким уровнем социального доверия в российском обществе (между государством и бизнесом, обществом и бизнесменами).

  5. Определены региональные особенности реинституционализации меценатской деятельности на Юге России, сочетающей в себе поддержку

этнических культур и общероссийских социокультурных ценностей на основе государственно-частного партнерства.

6. Дана в экспертном измерении оценка современного состояния меценатства как формы социальной ответственности бизнеса на Юге России как незавершенного процесса его реинституционализации.

Положения, выносимые на защиту:

1. В рамках многомерного методологического конструкта
исследования, базирующегося на неоклассической парадигме, рассмотрены
теоретические подходы и концепции исследования меценатства как формы
реализации социальной о тветственности бизнеса в современной
социологической науке, среди которых можно выделить социологический
институционализм, в рамках которого в качестве актора меценатства
выступает бизнес.

Социологическое измерение меценатства определяется как социокультурное явление, выражающееся в поддержке частными лицами и бизнес-структурами сферы культуры, науки и образования, осуществляемое в различных формах и оказывающее влияние на характер социальных отношений. Меценатство является одним из факторов, обеспечивающих стабильность социальной системы.

2. Исследование института меценатства в условиях
формирующегося социального государства дает основания утверждать, что в
отличие от дореволюционного периода в современных условиях возникла
новая форма взаимодействия бизнес-сообщества и государства в сфере
культуры – государственно-частное партнерство, расширяющее возможности
меценатской деятельности как формы реализации социальной
ответственности бизнеса. Государство и бизнес объективно заинтересованы в
консолидации российского общества на основе общих социокультурных
ценностей, что является условием улучшения инвестиционного климата и
стабильного инвестиционного климата и стабильного развития государства.

  1. Исторический опыт меценатства в России ограничен досоветским периодом. Зарождение меценатства и других форм филантропии в Древней Руси Московском царстве связаны с религиозно-нравственными установками. В Российской империи наряду с ними усиливается рациональная мотивация. Во торой половине XIX - начале ХХ в. происходит ституционализация меценатства, .е. складывается устойчивый комплекс норм, правил и символов, организующих их в систему ролей статусов, регулирующую деятельность предпринимателей направленную на поддержку и развитие культурной сферы. В конце XIX -начале ХХ вв. усиливается воспитательная функция меценатства; бизнес активно участвует в подъеме русской национальной культуры и укреплении национального самосознания. Отношение общества и деятелей культуры -благополучателей к меценатам было неоднозначным, часто критичным, что является индикатором недостатка доверия между императорской властью, предпринимателями и различными слоями российского общества. Особенно это проявлялось на территории национальных окраин, в том числе на Юге России. В годы советской власти происходит деинституционализация меценатства в связи с ликвидацией предпринимательства. Опыт дореволюционного меценатства важен ля современного процесса го реинституционализации как в позитивном, так и негативном планах.

  2. Анализ социально-правовых аспектов показал, что в условиях современной России, провозгласившей переход к социальному и правовому государству, институт меценатства может развиваться только в нормативно-правовых рамках. Отсутствие устойчивого социального доверия между властью, бизнесом и обществом стало тормозом для разработки нормативно-правовой базы. Государство опасается использования меценатства для теневого финансирования политической оппозиции, а на Юге России -терроризма и экстремизма, уклонения т налогов. Бизнес опасается дополнительного коррупционного давления чиновников, общество настороженно относится к чиновничеству и происхождению средств, идущих

на благотворительность и меценатство. Это определяет неэффективность правового регулирования современного процесса институционализации меценатства. Принятие «Закона о меценатской деятельности» (принят 4 ноября 2014 г.) создает предпосылки для правовой защиты и стимулирования меценатской деятельности в России и в регионе, но нормативно-правовая база требует развития.

  1. Восстановление института меценатской деятельности происходит в иных, по сравнению с рубежом XIX - ХХ вв., условиях и иных формах, но на созданных в этот период социокультурных основах, что позволяет определять современный процесс как реинституционализацию меценатства. Процесс реинституционализации меценатства на Юге России имеет особенности, обусловленные полиэтничностью региона. Бизнесмены -представители различных национальностей - участвуют в воспроизводстве этнических культур, а крупный бизнес ориентирован также на поддержку и развитие искусства, науки образования, с помощью которых воспроизводятся развиваются ценности смыслы, объединяющие российскую политэтничную гражданскую общность, укрепляется общероссийская идентичность, что отвечает интересам ведения бизнеса, улучшению инвестиционного климата.

  2. В экспертном сообществе сложились несовпадающие точки зрения о состоянии и перспективах развития меценатства ак формы реализации социальной ответственности бизнеса. По мнению экспертов, процесс реинституционализации еценатства как формы социальной ответственности бизнеса на Юге России не завершен и не является системным. На это влияет ряд факторов ак регионального, ак и общероссийского значения: господствующая в государстве идеология, цель которой достижение максимального уровня потребления; отсутствие законов, стимулирующих меценатств; отсутствие культуры меценатства. Перспективы развития меценатства на Юге России связаны с принятием закона «О меценатской деятельности» и последующей трансформацией

региональной социально-экономической ситуации на Юге России и бизнеса на основе «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» и «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года».

Теоретическая значимость исследования состоит в концептуализации социологического содержания понятия «меценатство» как формы реализации социальной ответственности бизнеса и вида государственно-частного партнерства. Предложена типология современного меценатства на основе мотивации бизнесменов - акторов меценатской деятельности и по сфере деятельности.

Установлена детерминация эффективности правового регулирования меценатства, степень социального доверия/недоверия в российском обществе.

Научно-практическая значимость состоит в том, что полученные данные о меценатской деятельности как форме реализации социальной ответственности бизнеса на Юге России условиях трансформации современного социального государства могут представлять интерес для органов власти, институтов ражданского общества. Они могут способствовать повышению эффективности реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ» по формированию и укреплению российской идентичности на основе государственно-частного партнерства, а также «Основам государственной культурной политики».

Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в преподавании курсов «Социология», «Социология культуры», «Социальная политика», служить основой для разработки региональных разделов учебных программ образовательных учреждений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были апробированы на научных конференциях и форумах, в том числе: VI - XI региональные научные конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых «Путь науку». (г. Ростов-на-Дону, 2010-2015 г.); II - III

международные научно-практические конференции «Кавказ - наш общий
дом» (г. Ростов-на-Дону, 2011-2012 гг.); научно-практическая конференция
«Межкультурная интеграция как фактор стабильности современного мира»
(г. Ростов-на-Дону, 26 апреля 2011 г.); в 4 школах молодого социолога (2011-
2014 г.); IV всероссийский социологический конгресс «Социология в
системе научного управления обществом» (г. Москва, 2-4 февраля 2012 г.);
научно-практическая конференция «Культура как ресурс модернизации
российского общества» (г. Ростов-на-Дону, 3 апреля 2012 г.);
международные молодежные научные форумы «Ломоносов» (г. Москва,
2012-2013 гг.); международная научно-практическая конференция «Кавказ:
проблемы реинтеграции социокультурного пространства ызовы

региональной безопасности» (г. Ростов-на-Дону, 24-25 сентября 2012 г.); международная научно-практическая конференция «Россия и Закавказье: новые реальности, проблемы и перспективы» (г. Владикавказ, 2012 г.); всероссийская научно-практическая конференция «Конституционное государственное строительство на Юге России: история и современность» (2-е Кадыровские чтения) (г. Грозный, 20 марта 2013 г.); II международный форум историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 15-16 октября 2014 г.); II международная научно-практическая конференция «Народы Черноморско-Каспийского региона: проблемы и пути их решения» (г. Ростов-на-Дону, 22 февраля 2014 г.); всероссийский научный форум «Мир Кавказу» (г. Ростов-на-Дону, 20-22 ноября 2014 .); международная конференция «Научное обеспечение регионального развития» (г. Ростов-на-Дону, 23-24 апреля 2015 г.); II международная научная конференция «Армяне Юга России история, культура, общее будущее» (г. Ростов-на-Дону, 26-28 мая 2015 .); всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Этносоциальные процессы и риски на Юге России» (г.Майкоп, 25-26 сентября 2015 г.).

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 31 научной публикации, общим объемом 23,52 п. л., в том числе 1 монографии и

5 статьях в журналах, входящих в Перечень ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертационного исследования. Состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Категоризация института меценатства как вида государственно частного партнерства в российском обществе

Идеи улучшения условий жизни рабочих как составной части концепции социальной ответственности бизнеса была высказана в начале XIX в. В условиях разворачивающейся промышленной революции явственно проявилось несоответствие между реальными социальными и экономическими условиями жизни промышленных рабочих и декларировавшимися принципами складывавшегося капитализма как общества всеобщего равенства и благоденствия. Примечательно, что заслуга в формулировании первых идей, положенных затем в основу концепции социальной ответственности бизнеса в условиях отсутствия организованного рабочего движения, принадлежит представителям средней буржуазии.

Представители среднего класса (социалисты-утописты Р. Оуэн, Ш. Фурье и др.) не только предложили программы улучшения условий жизни рабочих и радикальных изменений капиталистического общества в целом, но и предприняли попытки их практической реализации. Так, Р. Оуэн реализует свой план на прядильной фабрике в Шотландии; Ш. Фурье создает коммунистические колонии – фаланстеры в США.

Практические мероприятия социалистов-утопистов первой половины XIX в. закончились неудачей. Однако сформулированные ими идеи и предложенные теоретические программы радикального переустройства капиталистической системы безусловно оказали влияние на эволюцию системы социально-трудовых отношений и государственного участия в их регулировании. На конгрессе «Священного союза» в 1818 г. Р. Оуэн выступил с требованием создания специальной международной комиссии, главной задачей которой должна была стать защита экономических прав рабочих. Идеи Р. Оуэна позднее были поддержаны и развиты французским промышленником Д. Леграном, который совместно с видными предпринимателями, политиками и экономистами того времени неоднократно обращался к правительствам европейских стран с предложениями утвердить международные нормы условий труда на промышленных предприятиях33.

В пользу принятия международных законов, регулирующих условия труда и систему социально-экономических отношений в промышленности, выдвигались три основных аргумента. Первый аргумент, имевший преимущественно гуманитарный характер, сводился к необходимости облегчения условий труда и улучшения условий жизни рабочих. Второй аргумент в большей степени относился к политической сфере. Он был направлен на противодействие получавшей распространение в Европе пропаганде коммунистических идей. Развитие системы мер социальной ответственности бизнеса должно было способствовать реализации реформистских устремлений рабочих, которые ограничивались сферой трудовых отношений и не затрагивали вопросы существования капитализма как системы. Это должно было способствовать укреплению социального мира и стать гарантом от социальных потрясений. Третий аргумент имел экономический характер. Установление единых норм социально-трудовых отношений и их регулирование со стороны соответствующей международной организации должно было уравнять все государства в вопросах международной конкурентоспособности34.

Организации Труда (МОТ) 1919 г., Филадельфийской декларации 1944 г. и являются идеологическим фундаментом современной деятельности МОТ. Новый этап в развитии концепции социальной ответственности бизнеса начинается на рубеже XIX – XX вв., когда была сформулирована доктрина капиталистической благотворительности. Основные положения доктрины нашли отражение в опубликованной в 1900 г. работе Э. Карнеги «Евангелие процветания». Согласно доктрине капиталистической благотворительности, бизнес должен направлять часть своих средств на финансирование общественных потребностей. Корпорации должны использовать свои ресурсы так, чтобы в выигрыше оказывалось и общество35. В 1905 г. в США появляется движение «Rotary», выступавшее за участие успешных бизнесменов в улучшении социально-экономического положения не только работников принадлежавших им предприятий, но и социальной ситуации в районах осуществления предпринимательской деятельности.

Само понятие «социальная ответственность бизнеса» появляется в середине ХХ в., когда в управленческой науке разрабатывается ряд концепций, определяющих место бизнеса и бизнес-структур в социальной сфере и социальной политике. Среди них концепции «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность бизнесменов», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность», «корпоративная социальная добросовестность». Приходит осознание того, что сведение целеполагания предпринимательской деятельности к получению прибыли любой ценой может привести к обострению социальных проблем и угрожать самому существованию социально-экономической системы. отдельным категориям населения, учреждениям культуры и образования получила достаточно широкое распространение, но не носила системного характера.

Для второго этапа (середина 1970-х – начало 1980-х гг.) характерен отход от традиционных форм благотворительности, переживших свой расцвет на первом этапе. Была сформулирована и развивается идея стратегической филантропии: готовности отказаться от получения максимальной прибыли ради оптимизации взаимоотношений бизнеса с обществом и государством. Социальные обязательства становятся составляющей частью стратегии развития корпораций, что позволяет, с одной стороны, адаптировать предпринимательскую деятельность к существующим социально-экономическим условиям и за счет этого повысить эффективность бизнеса. С другой стороны, социальные программы корпораций повышали статус бизнеса в глазах государства и общества.

Для третьего этапа (с начала 1980-х гг.) характерно расширение ареала социальной ответственности бизнеса, что выразилось в появлении концепции «stakeholders interests», предполагающей многоаспектный учет интересов и ожиданий всех участников, которых затрагивает деятельность корпорации: работников, потребителей, поставщиков, инвесторов, акционеров, партнеров, регулирующих органов, профсоюзов, местного сообщества и т.п.36.

Исторические и социокультурные основания институционализации меценатства в России и на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале ХХ вв

Вручение ежегодной награды и дипломов «Признание», учрежденных администрацией муниципального района проходит в Нефтекумском районе Ставропольского края. В 2010 г. в восьми номинациях были отмечены руководители промышленных, сельскохозяйственных, коммерческих организаций, частные лица, оказавшие благотворительную и спонсорскую помощь в развитии различных сфер деятельности. Главными меценатами названы коллективы ООО «РН – Ставропольнефтегаз», СПК «Восток» и ООО Агрофирма «Киц»91.

В 2010 г. глава города Минеральные Воды Константин Гамаюнов получил из рук Николая Дроздова, академика РАЕН, профессора МГУ, золотую «Звезду мецената», орден, учрежденный национальной комиссией по общественным наградам. Мэр г. Минеральные воды создал собственный некоммерческий благотворительный фонд, через который прошли сотни людей со своими проблемами и заботами. Кроме того, мэр оказывает постоянную помощь юным спортсменам и поэтам, кавээнщикам и самодеятельным артистам92.

Но, как отмечает Н. Давыдова, «стихийное развитие практики награждений влечет за собой обесценивание дублирующих друг друга наград. Пора в этой сфере провести, своего рода, инвентаризацию. Определить статус разного типа наград. И вернуть знакам отличия некую иерархичность, без которой, и вне которой ценность многих ныне существующих наград будет оставаться сомнительной»93.

В целом участие бизнеса в развитии культуры в настоящее время не имеет масштабов, достаточных для решения существующих проблем в сфере культуры. Власти субъектов Юга России не могут рассчитывать на регулярное поступление средств от бизнес-структур в сферу культуры, поэтому в долгосрочных программах по развитию культуры региона, как правило, не предусмотрено привлечение внебюджетных средств. Например, из более чем 514 млн руб., выделенных на реализацию программы «Развитие культуры Чеченской Республики», 50 млн руб. – средства федерального бюджета, более 464 млн руб. – средства республиканского бюджета. Внебюджетные средства составляют 0 руб.94. Государственная программа Республики Дагестан «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2014–2018 годы» предполагает финансирование мероприятий за счет республиканского бюджета, местных бюджетов, а также внебюджетных источников. Однако из запланированных на реализацию программы 334,11 млн руб. 325,81 млн руб. должно быть выделено из республиканского бюджета, 8,3 млн руб. из местных бюджетов, что полностью покрывает запланированные расходы95. В этом отношении показательно выступление губернатора Волгоградской области С. Боженова на первом мероприятии Года культуры в 2014 г.: «Но все эти мероприятия должны проводиться не только при поддержке областного правительства – участвовать обязаны депутаты всех уровней и муниципалитеты, а опираться в этой работе нам необходимо на творческие коллективы и общественность»96. Губернатор обращается к общественности, а не к представителям бизнеса. Хотя корреспондент отмечает, что реализация инициативы «Виртуальный музей» была поддержана благотворителями, не называя ни одного из них.

В состав организационного комитета по подготовке и проведению в Волгоградской области мероприятий культурного проекта «Дельфийский Волгоград – 2014» не вошел ни один представитель бизнеса или союза предпринимателей. Из 14-ти членов оргкомитета только один не имеет отношение

Привлечение в сферу культуры средств спонсоров и меценатов порождает ряд проблем, как для самих жертвователей, так и для учреждений культуры. Спонсорская и меценатская помощь – акт добровольной и безвозмездной помощи. Она оказывается конкретным деятелям и организациям культуры на конкретные творческие проекты. Однако отмечены случаи, когда государственные чиновники пытаются «замеченным» в таких акциях предпринимателям вменить спонсорство в обязанность. Так, Антон Белов, директор Центра современной культуры «Гараж», рассказал о компании Splat, которая тратит примерно 10% прибыли на благотворительные проекты, в том числе на меценатскую деятельность: «Я спросил, почему они не выступают с этой деятельностью публично. Они ответили, что один раз попробовали, после чего губернатор стал с них требовать благотворительной помощи в обязательном порядке»97.

На совещании членов Общественного совета при Министерстве культуры в апреле 2013 г. многие участники – представители различных государственных учреждений культуры – приводили примеры, когда им урезают государственное финансирование из-за того, что они принимают меценатскую поддержку: зачем им деньги из госбюджета, если у них есть меценаты?98 Сохранение и развитие отечественной культуры – общая задача государства, бизнеса и общества. Попытки переложить ответственность с одних плеч на другие не решит проблем и может привести или к усугублению кризиса культуры, или к ее полной коммерционализации, что не соответствует интересам общества.

Особенности институциональных практик меценатства на Юге России

Возрождение предпринимательства в современной России актуализировало в качестве научной и практической проблемы вопросы становления, развития и осмысления форм реализации социальной ответственности бизнеса. Экономический кризис 90-х гг. XX в., сокращение государственных расходов и переосмысление самих функций государства в условиях новой социально экономической системы поставили отечественную культуру в сложное, не только финансовое, положение. Возможности государства, особенно региональных властей, в поддержании и развитии культурной сферы ограничены. В связи с чем в современной ситуации актуальность приобретают вопросы участия бизнеса в сохранении и развитии культуры на региональном уровне. На многонациональном Юге России особое место отводится участию бизнеса в сохранении и развитии этнокультур местных народов.

Основными методологическими посылами, позволяющими проанализировать современное состояние меценатства на Юге России как особой формы реализации социальной ответственности бизнеса, являются следующие утверждения: 1) возрождение меценатства на Юге России в постсоветский период происходит в иных экономических, социальных и политических условиях, что обусловливает иной характер и содержание процесса его реинституционализации; 2) возрастание роли государства в регулировании социально-экономической ситуации и построение правового государства требуют создания подробной правовой базы для осуществления меценатской деятельности; 3) важными факторами, оказывающими влияние на меценатство как формы социальной ответственности бизнеса в гражданском обществе, являются общественное мнение и формирование благоприятных социальных условий для существования и развития меценатской деятельности.

Социально-правовые аспекты реинституционализации меценатства в России и их региональные особенности Создание условий для формирования социальной ответственности российского бизнеса, в частности, институциализации такой ее формы, как меценатство, является императивом как модернизации всей отечественной социально-экономической системы, так и воспроизводства единого российского социокультурного пространства.

В современной России, в связи со сменой приоритетов социально экономического развития и допущением существования частной собственности и предпринимательства, одной из важных стала проблема социальной ответственности бизнеса и финансового участия частных предпринимателей в благотворительности и государственных социальных проектах. Ст. 7 Конституции определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако практика показывает, что решение всех социальных задач одними лишь статьями государственного бюджета не решить, и это особенно проявилось в условиях финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. В такой ситуации остро встала проблема задействования резервов бизнеса для реализации социальных программ, в том числе в сфере культуры.

Мнения экспертов в оценке меценатства и благотворительности в России сходятся в одном – традиции меценатства и благотворительности дореволюционного периода были утрачены в советский период. Благотворительная и меценатская деятельность отечественного бизнеса находится на стадии формирования. В юридической науке меценатство рассматривается как вид благотворительной деятельности142. В связи с этим, при анализе правовых аспектов институционализации меценатской деятельности необходимо рассматривать весь комплекс законодательных актов, регулирующих благотворительную деятельность в Российской Федерации и в ее субъектах.

Согласно п. 3 Ст. 39 Конституции Российской Федерации, в России поощряется благотворительность, что, по мнению В.В. Лазарева, свидетельствует об обязанности государства создавать организационно-правовые и иные условия для поддержки и развития благотворительности143. Поощрение меценатской и благотворительной деятельности может осуществляться в различных формах. Отдельные федеральные ведомства осуществляют награждения за благотворительную деятельность специально учрежденными знаками отличия, а также грамотами и дипломами. Министерством образования и науки РФ учрежден нагрудный знак «За милосердие и благотворительность». Согласно приказу министерства от 6 октября 2004 г., знаком награждались работники образовательных учреждений (организаций) и научных организаций, органов управления образованием, других организаций и ведомств, способствующих сохранению и развитию системы образования144. В приказе от 3 июня 2010 г. круг представляемых к награждению расширен. Это могут быть не только граждане России, но и граждане других государств и лица без гражданства. В основаниях для награждения упор сделан на личную практическую благотворительную деятельность, связанную с развитием системы образования, личную финансовую помощь образовательным организациям в развитии их материально-технической базы и оказание материальной поддержки отдельным обучающимся и воспитанникам145.

На региональном уровне поощрение благотворительной и меценатской деятельности со стороны местных властей получили достаточно широкое распространение. Но при этом российское законодательство не предусматривает какого-либо публичного поощрения благотворителям и меценатам.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией, Гражданским и Налоговым кодексами и рядом федеральных законов, прежде всего, законом от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Роль бизнес-сообщества в институционализации и развитии меценатства на Юге России в экспертном измерении

Из современных меценатов, известных экспертам, названы В. Вексельберг, А. Усманов, В. Потанин, И. Саввиди, С. Керимов, О. Муртузалиев, М. Гуцериев, А. Гнедовский.

Что необходимо сделать в России для усиления роли бизнеса в поддержке культуры, науки и образования? По мнению экспертов, необходимо изменить отношение к меценатству общества и государства, следуя принципу «не делиться, а давать». Необходима изменить существующее законодательство, в том числе в вопросе предоставления налоговых льгот и других государственных преференций и гарантий. Необходимо продуманная и эффективная концепция правительства, предусматривающая нормы как правовой, так и моральной поддержки меценатства в России.

В этой связи представляют интерес результаты опроса общественного мнения, проведенного в марте 2011 г. холдингом «Ромир». Судя по опросу, треть россиян считает, что меценатом может быть каждый бизнесмен, было бы желание. Меценатство и благотворительность в восприятии россиян слились воедино. Более того, опрошенные (43%) считают благотворительность надежным инструментом по укреплению имиджа компании, которым пользуются успешные бизнесмены. На вопрос: «Какие нравственные качества необходимы меценату?», – решающее большинство (82%) отметило милосердие, доброту и ответственность перед обществом. Для 12 % опрошенных моральные ценности и духовные начала в меценатах не важны – лишь бы богатые люди давали деньги. Еще 5% респондентов считают, что меценату не возбраняется быть конформистом – пассивным и безразличным человеком. Зато основная часть участников опроса точно знает ответ на вопрос: «Что мешает тому, чтобы меценатов в нашей стране было больше?». Так, 64% убеждены, что развитию меценатства мешает уверенность в том, что средства будут использованы не по назначению. Еще 62% подозревают бизнесменов в нежелании тратиться на социальные нужды. Часть россиян (29%) уверены, что развитие меценатства тормозит несовершенство законов205.

Анализ показал, что деятельность меценатов может свободно развиваться в стране, только в случае, если на уровнях государства и общества для нее существуют благоприятные условия, а именно: государственное законодательство способствует законной меценатской деятельности; со стороны государства и общества меценаты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка; на уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената и меценатства; меценатская деятельность помогает меценату повышать свой социальный статус законным образом.

В целом, меценатство в нашей стране находится на этапе своего возрождения. Традиции меценатства, существовавшие более сотни лет назад в дореволюционной России, были утрачены. В связи с этим важным представляется изучение опыта российского меценатства, а также меценатства в современных странах Европы и Америки.

Таким образом, анализ экспертных интервью показывает, что по большинству вопросов становления и перспектив развития меценатства в стране и на Юге России отсутствует единое мнение, как среди экспертов-предпринимателей, так и среди экспертов-аналитиков.

Степень распространенности меценатства эксперты связывают с общей ситуацией в стране и проводимой правительством экономической политикой. Ряд экспертов считает ошибочным продолжение курса, сформировавшегося в ходе либеральных реформ 1990-х гг. Ужесточение федерального законодательства в налоговой сфере, последствия мирового финансового кризиса, сказавшиеся на положении не только мелкого и среднего, но и крупного бизнеса, создает

В числе побудительных мотивов для занятия меценатством экспертами названы религиозные каноны и традиции национальной культуры. Однако в качестве реалий сегодняшнего дня ряд экспертов отметили, что бизнесмены вынуждены заниматься меценатством под давлением государства. Мнения экспертов разделились по вопросу, осознают ли бизнесмены свою ответственность перед обществом. Все эксперты отмечают низкий уровень развития меценатства в России в целом и в своих регионах и выделили ряд факторов, сдерживающих развитие меценатство. Среди них: господствующая в государстве идеология, цель которой достижение максимального уровня потребления; отсутствие законов стимулирующих меценатство; отсутствие культуры меценатства. Анализ социально-правовых аспектов реинституционализации меценатства в современных условиях, особенностей институциональных практик и роли бизнес-сообщества в институционализации и развитии меценатства на Юге России позволяет сделать следующие выводы.

В последние десятилетия наблюдается процесс возрождения меценатства на Юге России как социально-значимого явления. Масштабы и объемы меценатской деятельности в регионе растут по мере развития частного сектора и в значительной степени зависят от происходящих в стране экономических процессов. Развитие меценатской деятельности фактически начинается с конца 1990-х гг. по мере становления организационных форм и укрепления финансового положения бизнес-структур. В меценатскую деятельность вовлечены представители как крупного, так и среднего и мелкого бизнеса. Затянувшееся на 17 лет обсуждение проектов закона «О меценатской деятельности» является индикатором степени социального доверия в обществе и тормозом для развития благотворительности и меценатства. Эти социальные институты связаны с передачей финансовых и материальных ресурсов и не могут легально и эффективно развиваться вне правового поля.

Отличительной чертой современного меценатства на Юге России является достаточно активное участие предпринимателей в акциях и программах, направленных на реставрацию и поддержание культовых памятников традиционных религий, а также на сохранение и развитие этнокультур народов региона. Анализируя процесс институционализации меценатства в новых условиях, мы можем отметить следующие характерные черты: - для части бизнес-сообщества меценатство становится постоянным направлением их деятельности; - создаются фонды, оказывающие поддержку в развитии сферы культуры; - меценатская деятельность является составной частью социальных программ, принимаемых бизнес-структурами в рамках корпоративной социальной ответственности; - формируется и совершенствуется законодательная база меценатской деятельности, которая регулируется законом «О меценатской деятельности», а также в отдельных статьях законах «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и др. - отношение общества к меценатской деятельности остается недостаточным, однако формы морального поощрения меценатов (звания «Меценат года», дипломы за активную деятельность и др.) в последние годы применяются более активно. Возрождение меценатства на Юге России в настоящее время происходит в принципиально иных, чем во второй половине XIX – начале ХХ вв., экономических, социальных и правовых условиях, в связи с чем современный этап развития социальной ответственности бизнеса в сфере культуры мы можем рассматривать как процесс реинституционализации меценатства.