Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индустрия красоты Орлова Анна Кареновна

Индустрия красоты
<
Индустрия красоты Индустрия красоты Индустрия красоты Индустрия красоты Индустрия красоты Индустрия красоты Индустрия красоты Индустрия красоты Индустрия красоты
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Орлова Анна Кареновна. Индустрия красоты : 22.00.04 Орлова, Анна Кареновна Индустрия красоты (Социокультурные аспекты) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2005 186 с. РГБ ОД, 61:05-22/415

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ 18

1. Отражение исторической эволюции отношения к человеческому телу в философской, религиозной и научной антропологии от античности до конца XIX в . 18

2. Тело как предмет современной социологической науки 42

Глава II. ЦЕННОСТНО-МОТИВАНИОННЫЙ АНАЛИЗ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ 61

1. Семиотические возможности человеческого тела и их использование в индустрии красоты 61

2. Ценностно-смысловые характеристики индустрии красоты 88

Глава III. ИНДУСТРИЯ КРАСОТЫ КАК ФОРМИРУЮЩИЙСЯ НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 104

1. Основные социокультурные факторы институтгионализации индустрии красоты в постиндустриальную эпоху 104

2. Признаки институционализации индустрии красоты в современном обществе 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ...167

Электронные документы 185

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Термин «индустрия красоты» пока не получил строго научного определения. Если же попытаться вывести его смысл из значений входящих в него выражений, то он все равно остается неясным и противоречащим реальному словоупотреблению. Толковые словари русского языка связывают значения слова «индустрия» (от латинского «усердие», «деятельность») с использованием машинной техники в условиях фабрично-заводского производства.

Так, словарь Ушакова определяет это слово как синоним слова «промышленность», с той оговоркой, что под индустрией понимается «преимущественно фабрично-заводская и применяющая машинную технику» ' . В качестве разновидностей индустрии словарь указывает легкую индустрию (изготовляющую предметы потребления) и тяжелую индустрию (изготовляющую средства производства и представляющую собой обработку металлов и машиностроение).

В свою очередь, слово «промышленность» согласно этому же словарю имеет два значения. Во-первых, оно может выражать собирательное понятие, обозначающее фабрики, заводы, предприятия, занимающиеся переработкой сырья или разработкой недр земли; во-вторых, слово промышленность может использоваться в значении «отрасль хозяйства»2.

1 Толковый словарь русского языка. В 4 тт. / Сост. В.В.Виноградов, Г.О.Винокур,
Б.А.Ларин и др.; под ред. Д.Н.Ушакова. -М: Русские словари, 1994. -Т. I -Ст. 1205.

2 Там же. Т. 3. - Ст. 968.

Аналогичным образом определяет слова «индустрия» и «промышленность» словарь Ожегова .

Между тем в современной прессе под термином «индустрия красоты», как правило, понимается скорее определенная сфера услуг, чем отрасль промышленного производства товаров. Впрочем, исходя из содержания публикаций, можно заключить, что использование машинной техники мыслится в качестве одного из определяющих признаков индустрии красоты. Вот характерный пример контекста, в котором это понятие употреблено в одном смысловом ряду с понятиями «услуги» и «технологии»: «Давно прошли те времена, когда деятельность в. сфере красоты была втиснута в безликие рамки бытового обслуживания и ограничивалась скудным набором стрижек, химической завивкой и маникюром. Сейчас индустрия красоты предлагает такие разнообразные услуги на любой вкус и достаток, что просто глаза разбегаются. Не говоря о том, как далеко вперед шагнули технологии в этой отрасли. А сколько новых профессий, обслуживающих красоту, появилось за последние 10-15 лет!»

Другое издание в новостной заметке о III Международной выставке косметики, парфюмерии, аксессуаров, оборудования для салонов красоты и СПА-центров «KOSMETIK international ЕХРО-2004», проходившей 11—14 февраля в Московском выставочном центре «Гостиный двор», сообщает, что выставка проводилась под патронажем правительства Москвы и при содействии Торгово-промышленной палаты РФ. Среди участников были

3 См.: Ожегов СИ. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под ред. Н..Ю.
Шведовой. М.: Русский язык, 1988. - С. 214, 534.

4 Как лучше организовать красивый бизнес? // Красивый бизнес: Менеджмент салонов
красоты. 2003. №3.

«российские и зарубежные производители косметики, парфюмерии и
косметического оборудования, дистрибьюторские компании,

производители косметического сырья, учебные центры, а также специализированные и массовые издания»5. Далее в заметке говорится, что «Гостиный двор» в эти дни стал не просто площадкой для демонстрации инновационных продуктов и технологий, но и местом профессионального общения, обсуждения крайне важных решений, определяющих развитие отрасли»6.

Таким образом, индустрия красоты трактуется как отрасль экономики, ядром которой является промышленное производство косметической продукции и оборудования для салонов красоты и СПА-центров, что не противоречит традиционному использованию слова «индустрия», отраженному в толковых словарях. Однако специфика индустрии красоты состоит в том, что с производством значительной части косметических средств, а в особенности - оборудования неразрывно связана сфера его профессионального применения. Продукция индустрии красоты, предназначенная для высокотехнологичных манипуляций с телом человека, нередко предполагающих вторжение в жизнедеятельность организма, требует специальной профессиональной подготовки от использующих ее специалистов.

Трудно сказать, что в индустрии красоты является первичным — услуги, предоставляемые салонами красоты, или же высокотехнологичное промышленное производство косметических средств и оборудования, используемое сегодня в этих слонах. Первые без второго образуют лишь

5 Виссор А. Индустрия красоты на подъеме // Фармацевтический вестник. 2004. № 7
(328) 24 февраля.

6 Там же.

традиционный рынок услуг, не достигая уровня индустриализации; второе без первых ограничивалось бы производством косметических товаров и приборов для бытового использования.

Еще одно, скрытое значение понятия «индустрия красоты» усматривается в том, что в созданных ею сегодня условиях само человеческое тело выступает в качестве предмета «промышленной», то есть машинной обработки, о чем, в частности, свидетельствуют впечатляющие возможности аппаратной косметики. Конечно, говоря так о человеческом теле, мы используем понятие «предмет промышленной обработки» в фигуральном, метафорическом смысле, вполне осознавая, что посетители косметических салонов не передают свои тела в качестве «сырья» владельцу салона, а напротив, сами выступают в качестве его клиентов, потребителей услуг.

Как отрасль современной экономики, индустрия красоты располагает сложной маркетинговой структурой, обеспечивающей ее информационную корреляцию с системой соответствующих человеческих потребностей. Конечно же, эти потребности испытывают на себе влияние рекламной политики производителей. Однако было бы неверным назвать их всецело продуктом этой политики. Думается, что если бы услуги, предлагаемые сегодня центрами индустрии красоты, появились на рынке сто лет назад, вряд ли бы они пользовались столь широким спросом, как сегодня. Новые социальные потребности, ответом на которые стало бурное развитие индустрии красоты в последние десятилетия, имеют объективную природу. Они возникли в результате определенных социальных процессов, характерных для общества постиндустриальной эпохи.

Исследованию этих процессов и их результатов и посвяшена настоящая работа.

До сих пор индустрия красоты, как и лежащие в ее основе объективные социальные потребности, не стала предметом комплексного социологического анализа. В то же время стремительное развитие этой отрасли современной экономики, живой и неподдельный интерес, который проявляют к ней представители всех социальных групп современного общества, обусловливают высокую практическую и теоретическую актуальность и своевременность такого анализа.

Актуальность предпринимаемого исследования связана и с тем, что на протяжении длительного периода истории человеческого общества телесное бытие человека были практически исключено из социокультурного пространства, а телесно-духовные характеристики человека оказались вынесенными за рамки процесса культурной социализации 7 . Следствием такой практики стали такие широко распространенные в обществе явления, как, с одной стороны, «телесный негативизм», проявляющийся в недоверии к телесному опыту и равнодушию к собственному здоровью, а с другой стороны, возведение в абсолют «мускульно-мышечных» достоинств человека .

Правда, как пишет известный исследователь проблем тела Брайан Тернер, «в последние годы появилось громадное количество книг о теле»9. Это справедливо в отношении как зарубежных, так и российских гуманитарных наук. Однако далеко не все подходы, представленные в этих книгах, являются социологическими. Ведь человеческое тело выступает в

7 См. об этом: Лохов С.А. Феномен тела как проблема философской антропологии.
Автореф.... канд. филос. наук. -М., 2003. -С. 3.

8 Там же.

'Turner B.S. Recent Developments in the Theory of the Body II M.Featherstone et al. (eds.). The Body. - London, etc.: SAGE Publications Ltd., 1993, p.2.

качестве предмета разных наук. Так, среди отечественных концепций тела преобладают философско-антропологические10.

Итак, актуальность предпринимаемого исследования обусловлена следующими причинами:

а) важной ролью культуры человеческого тела и ухода за ним, как
одного из элементов общечеловеческой культуры, ее недооценкой в
системе социальных ценностей;

б) бурным развитием индустрии красоты на современном этапе
развития общества;

в) необходимостью социологического исследования социальных
процессов, обусловивших его;

в) недостаточной разработанностью данной темы в социологической научной литературе.

Степень разработанности темы.

Теоретическую основу настоящей работы составляют фундаментальные труды в области социологии, философской и религиозной антропологии, исследования социальных структур, социальных институтов и процессов, исследования человеческого тела как социального феномена, его общесоциологических, историко-культурных, социально-психологических, семиотических аспектов. В их числе работы таких авторов, как: Т.Адорно, Ж.Батай, М.М. Бахтин, Ж.Бодрийар, П.Бурдье, И.М.Быховская, Д.Бэлл, М.Вебер, М.Вертуй, Н.Н.Визитей, Л.П.Воронкова, А.Гелен., Ф.И.Гиренок, Т.Гоббс, П.А.Гольбах, Г.Горфинкель, И.Гофман, св. Григорий Нисский, св. Григорий Палама,

10 См., например: Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000; Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993; Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988.

А.Я.Гуревич, М.Дуглас, Э.Дюркгейм, Л.В.Жаров, Ж.Кальвин, О.Ю.Клаутова, Н.Н.Козлова, А.Кребер, В.Л.Круткин, Ж.Лакан, Л.Леви-Брюль, В.Н.Лосский, С.А.Лохов, Д.МакРай, Б.В.Марков, Г.Маркузе, А.Маслоу, Ч.У.Моррис, М.Мосс, М.Мерло-Понти, Ж.-Л.Нанси, Дж. О'Нейл, Ф.Ницше, Т.Парсонс, Х.Плеснер, Б.Тёрнер, Л.Фейербах, М.Фитерстоун, А.Франк, М.Фуко, З.Фрейд, Дж. Хабермас, М.Хоркхаймер, Н.Элиас, Эмесский Немезий, Эразм Роттердамский и др.

Отдельные вопросы, так и ли иначе связанные с исследованием социальных процессов, подготовивших развитие индустрии красоты в современном обществе, рассматриваются в работах таких авторов, как Р.В.Басманова, С.Бовуар, Т.Веблен, Т.Джессоп, Т.П.Заборских, Ю.А.Замошкин, З.Кравчик, св. Ириней Лионский, Е.В.Никитюк, В.В.Петров, А.С.Ригин, К.А.Свасьян, Г.В.Флоровский, В.Фриче, И.Х.Черняк, Ю.А.Чуковенков и др.

Признавая высокую научную ценность исследований, осуществленных перечисленными авторами, вместе с тем необходимо отметить, что, выводы и положения, содержащиеся в их трудах, требуют дальнейшего развития, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, а ряд научных положений, выдвинутых учеными и мыслителями прошлого, нуждается в корректировке в свете происшедших социальных изменений и развития индустрии красоты как принципиально нового социокультурного феномена.

Предмет и объект исследования

Объект исследования составляют индустрия красоты как социокультурный феномен; совокупность социальных процессов, лежащих в основе институционализации индустрии красоты на современном этапе развития общества; отражение этих социальных процессов в

социологической науке; признаки и перспективы институционализации индустрии красоты, основные характеристики индустрии красоты как нового социального института, находящегося в стадии формирования.

Предмет исследования составляют конкретно-исторические проявления указанных социальных процессов, представленные в форме наблюдений, данных социологических исследований и философской, антропологической, культурологической рефлексии.

Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на выработанные научной социологией на современном этапе ее развития теории тела, с учетом данных философской и научной антропологии, семиотики, результатов исследования социокультурных процессов, характерных для современной эпохи, а также эмпирических данных, отражающих ценностно-смысловые установки пользователей индустрии красоты, выработать теоретическую концепцию, адекватно ' объясняющую возникновение и развитие индустрии красоты как нового, формирующегося социального института постиндустриального общества, его место среди институтов современного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать идейно-научные предпосылки социологического анализа индустрии красоты как одного из социальных институтов современного общества, для чего:

а) проследить историческую эволюцию отношения к. человеческому
телу в западно-европейской культуре от античности до конца XIX в.;

б) исследовать место «телесной» проблематики в философской,
религиозной и научной антропологии от античности до конца XIX в.;

- установить причины недооценки значимости проблематики
человеческого тела в классической социологии;

исследовать основные тенденции формирования «телесной» проблематики в современной социологии;

исследовать изменения в отношении к телу в культуре индустриального и постиндустриального общества;

осуществить теоретический и эмпирический анализ ценностных установок и ожиданий пользователей индустрии красоты.

выявить факторы институционализации индустрии красоты в современную эпоху;

разработать концепцию индустрии красоты как формирующегося нового социального института постиндустриального общества, для чего:

а) осуществить теоретический анализ особенностей индустрии
красоты как нового, формирующегося социального института;

б) определить его основные функции и дисфункции, выявить
причины, источники и пути нейтрализации последних;

б) установить место этого нового социального института в системе социальных институтов современного общества.

Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы социально-исторического, социокультурного, социально-психологического анализа, а также общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальной структуры, социальных институтов и процессов; метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; метод контекстуального анализа литературных, философских и исторических источников, формальнологический анализ различных аспектов исследуемой проблемы, логико-

дедуктивный метод, методы дифференциации и интеграции, абстрагирования. В ходе эмпирической проверки результатов исследования в качестве основного метода сбора первичной информации использовались методы стандартизированного интервью. Выборка составлялась методом стихийной выборки. В процессе обработки полученных данных использовались методы группировки (простой и перекрестной) и эмпирической типологизации.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты исследований, проведенных как непосредственно автором, так и под руководством и при участии автора на базе Центра здоровья и красоты «Анетта», функционирующего в Москве с 1996 г.

Научная новизна исследования определяется в первую выбором его темы. Впервые объектом диссертационного исследования становится индустрия красоты как социокультурный феномен современного общества, детерминированный специфическими социальными процессами, характерными для индустриальной и постиндустриальной эпохи, а также факторы и признаки его институционализации, характеристики индустрии красоты как нового социального института, находящегося в стадии формирования.

Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:

- осуществлен комплексный контекстуальный анализ концепций человеческого тела, представленных в антропологических учениях античных философов, представителей христианской патристики, западной христианской антропологии (католической и протестантской), философской и научной антропологии нового времени;

- выявлены основные тенденции развития философских и научно-
антропологических воззрений на человеческое тело, их связь с
обыденными представлениями, их обусловленность социальными
факторами и процессами, протекающими в современных им обществах;

- выявлены социальные, исторические и эпистемологические
причины недооценки человеческого тела как предмета и объекта
исследования в классической социологии;

осуществлен комплексный анализ современных социологических концепций человеческого тела, выявлена их обусловленность социальными изменениями, происходящими в индустриальном и постиндустриальном обществе;

в ходе теоретического анализа ценностных установок и ожиданий пользователей индустрии красоты построена семиотическая концепция изменений человеческого тела посредством индустрии красоты. В рамках этой концепции:

а) предложено оригинальное определение телесного знака;

б) выделены синтаксические типы телесных знаков, различающиеся
по способу их связи с их онтологической основой — телом, что проявляется
в процессе их восприятия;

в) выделены семантические функции телесных знаков;

г) осуществлен анализ изменения семантических функций телесных
знаков в процессе исторического развития, под влиянием протекающих в
обществе социальных процессов;

д) введено понятие стигмата как особого типа телесного знака,
обладание которым вынуждает его носителя обращаться к услугам
индустрии красоты;

исследованы ценностные установки и ожидания пользователей индустрии красоты, связанные с такими экзистенциальными ценностями, как здоровье и самореализация; выявлена их символическая составляющая;

исследованы ценностные установки и ожидания пользователей индустрии красоты по отношению к конкретным услугам индустрии красоты, в том числе СПА;

выявлены и проанализированы основные социокультурные факторы, обусловившие процесс социологизации человеческого тела и институционализации индустрии красоты в постиндустриальную эпоху;

разработана концепция индустрии красоты как социального института постиндустриального общества;

выявлены признаки институционализации индустрии красоты в России;

выявлены основные функции и дисфункции индустрии красоты как нового, формирующегося социального института;

выявлены основные источники дисфункций индустрии красоты, пути их нейтрализации.

С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие теоретические положения.

Социальные предпосылки для создания социологической теории тела возникли лишь в XX веке. До этого тело либо полностью исключалось из рассмотрения, либо ему придавалось подчиненное, второстепенное значение по отношению к экономическим и социально-психологическим факторам социальной жизни. В этом классическая социология унаследовала традиции западной философской, христианской и научной антропологии, внимание которой было сконцентрировано в основном на духовной составляющей человека.

Начиная с середины XX века, в условиях постиндустриального
общества разработка проблематики тела стала одним из перспективных
направлений социологии. Это произошло под влиянием таких объективных
факторов, как: радикальная трансформация буржуазной идеологии;
активная деятельность идеологов феминизма; реальные изменения в
правовом положении женщин в развитых капиталистических странах;
глобальные демографические трансформации; радикальная

технологизация медицины, повлекшая за собой изменение основных аксиологических характеристик тела; принципиальное усложнение производственных и социальных функций человека и др.

Социальные процессы, вызванные перечисленными факторами, входят в предметную сферу социологии тела. К ним относятся процессы функционирования, в том числе функционирование индустрии красоты, и процессы развития - такие, как, с одной стороны, усиление социального контроля над телесной составляющей человека, с другой стороны, развитие «постматериалистических тенденций», выражающихся в повышении значимости для современного человека гуманитарных ценностей, и среди них - здоровья и красоты как качественных характеристик тела.

С точки зрения мотивации пользователя индустрии красоты она выступает как социально организованная и институционально оформленная система целенаправленных, желательных для субъекта воздействий на его тело с целью улучшения его физических и эстетических характеристик последнего.

Любые изменения тела, производимые средствами индустрии красоты, имеют символический характер.

К мотивам обращения людей к индустрии красоты относятся такие мотивы, как:

- дестигматизация (стремление избавиться от природных и
социальных стигматов - телесных знаков, ухудшающих имидж субъекта);

символизация (нанесение телесных знаков, улучшающих имидж субъекта);

забота о здоровье;

гедонистический мотив (мотив удовольствия, получаемого во время процедуры).

Каждый из этих мотивов соотносится с группой основных потребностей. В целом мотивация потребителей индустрии красоты имеет сложную структуру, определяемую всем спектром ее ценностно-смысловых характеристик.

Индустрия красоты в современном постиндустриальном обществе представляет собой новый социальный институт, находящийся в процессе формирования.

Этот формирующийся новый социальный институт характеризуется наличием ценностно-мотивационной, организационно-правовой и материально-технологической составляющих.

Институт индустрии красоты является полифункциональным. Выполняя одновременно различные функции, он смыкается с рядом основных (главных) институтов современного общества, способствуя функционированию каждого из них.

К дисфункциям индустрии красоты относятся: вред, наносимый в ряде случаев здоровью и внешнему облику потребителей индустрии красоты; недоступность наиболее современных ,и эффективных средств индустрии красоты для большей части населения, что создает дополнительное основание для социального расслоения людей путем

стигматизации тех членов общества, которым недоступны эти средства индустрии красоты.

Источники указанных дисфункций в основном связаны с незавершенностью процесса институционализации индустрии красоты, поэтому дисфункции могут быть устранены или в значительной мере смягчены в ходе дальнейшего развития процесса институционализации индустрии красоты и окончательного оформления ее в новый социальный институт современного общества.

Теоретическое и практическое значение работы определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов социологической теории тела.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, в курсах по истории социологической мысли, социологии тела и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования, а также в выступлениях диссертанта на ряде научных форумов.

Структура работы определяется последовательностью целей и задач. Диссертация состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.

Отражение исторической эволюции отношения к человеческому телу в философской, религиозной и научной антропологии от античности до конца XIX в

Исторически первую идейно оформленную систему воззрений на человеческое тело в традиции европейской мысли мы находим в античной концепции калокагатии (от греч. calos - «красивый», «прекрасный» и agathos — «хороший», «добрый»), то есть личного совершенства. Писатели, философы и мастера искусства древней Греции постоянно обращались к идеалу совершенного человека, который для них воплощал всю сумму человеческих совершенств, как духовных, так и физических. В качестве яркого штриха, характеризующего отношение к телу древних греков специалисты называют «нераспространенность телесных наказаний у греков, их чуждость жестокости и садизма»!1. Как пишет И.Д.Рожанский, «варварский обычай увечить рабов и пленных, отрезая им носы и уши, как это было распространено в Персии, в Греции полностью отсутствовал. Не было у греков также и жестоких форм казни вроде распятия, сажаний на кол, сдирания кожи и т.д. в этих вопросах греки, а в особенности афиняне, предвосхитили гуманистические традиции нового времениВ то же время уже в античный период эволюция представлений об идеальном человеке шла в направлении его постепенной социологизации, идеологизации и политизации, а также раздельного рассмотрения души и тела в философской антропологии, начало которому положил Платон. Если людьми архаической эпохи духовные и физические совершенства воспринимались как равноценные и нераздельные, то впоследствии, с развитием денежных отношений и усложнением социальных связей в полисах стала выстраиваться определенная : иерархия смысловых составляющих понятия «калокагатия»: первое место заняли статусные характеристики (высокое социальное положение, причем уже не обязательно аристократическое); второе - духовные и интеллектуальные (ум, воля, умение управлять людьми); на третьем месте оказываются физические достоинства, которые хотя и прямо не отрицаются, но определенно отходят на задний план 13.

В основе христианской антропологии лежит учение о человеке апостола Павла, в котором этот «апостол язычников» синтезировал античные и ветхозаветные представления о человеке, о соотношении в нем физического и духовного, природного и социального. Заметим, что иудейству было чуждо дуалистическое восприятие личности, основанное на противопоставлении души и тела. Абстрактному и дуалистическому пониманию греков иудейство противополагает теистическое, цлостно-конкретное представление о человеке. Апостол Павел объединил в своей антропологии и то, и другое. От античной антропологии он перенял учение о тройственном строении человека, тройственной природы человека, где. два крайние полюса — «дух» и «плоть» - находят свое уравновешивание в «сердце», причем «сердце» имеет метафорический характер, речь идет о неком центре внутренней жизни человека. Одновременно с этим в логика рассуждений апостола о развитии и совершенстве человека основана на дихотомии «ветхого» и «нового», «внутреннего» и «внешнего» человека, «закона ума» и «закона плоти».

Нас в антропологии ап. Павла интересует прежде всего его «телесная» составляющая. Архимандрит Киприан в учении ап. Павла о теле выделяет три аспекта: 1. соотношение плоти и тела, 2. тело в отношении ко греху и 3.аскетизм ап. Павла . В отношении телесной оболочки человека ап. Павел использует два термина: «тело» («сома») и «плоть» («саркс») - таким образом, что внешнее, физическое начало человека может обозначаться как словом «тело», так и словом «плоть». В то же время, «плоть» — это скорее «земное начало в человеке», а точнее, «это материя земного тела, а тело - его организованная форма»15. Иными словами, плоть без души - это уже не плоть, душа мыслима только внутри определенной плоти. В целом же человек для ап. Павла - это не заключенная в темницу душа, а воплощенный дух.

Наряду с этим, термин «плоть» в посланиях апостола Павла часто означает и нечто низшее, в значении «испорченная природа человека». Под «делами плоти» апостол понимает на только чисто плотские грехи, но и такие, как зависть, распри, идолопоклонство (Галл. V, 19-21). Однако даже признавая плоть орудием греха, Апостол никогда не дает повода считать телесное начало в человеке злым самим по себе, греховным по существу.

Борьба против греха для апостола - вовсе не то же, что борьба против плоти, человеческого тела, такой подход не согласуется с учением того же апостола о теле, как Храме Св. Духа (1 Кор. VI, 19 - 20) и о возможности приносить тело Богу в жертву живую, святую, благоугодную (Рим. XII, I)16.

Идеи ап. Павла о теле как «храме духа» получили развитие в трудах представителей богословской традиции Восточной Церкви. Так, у св. Тертуллиана (155-220 гг.) проблеме телесности посвящен специальный трактат «О воскресении плоти», где развивается идея изменения (demutatio) и преображении плоти под воздействием души, природу которой Тертуллиан рассматривал как «дыхание» Бога. Св. Ириней Лионский в пятой книге своего сочинения «Против ересей» специально подчеркивает, что «человек, а не часть человека создается по подобию Божию. Душа и дух могут быть частию человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающий Духа Отца, с плотию, которая создана по образу Божию...» (Contr. haer. Ill, 5.6:1)17. Св. Григорий Богослов (Назианзин) (ок.330 - 389) также писал о телесности, упрекая античных философов в том, что они не смогли подняться до идеи «светозарности плоти», тем самым отказывая человеку в полноте бытия18.

Семиотические возможности человеческого тела и их использование в индустрии красоты

В научной литературе можно встретить различные подходы к систематизации ценностно-смысловых характеристик индустрии красоты. Но в любом случае в основе этих характеристик лежит отношение человека к своему телу и тем его преобразованиям, которых он ожидает от индустрии красоты.

Какой же ценностный смысл могут иметь для человека имеют изменения внешнего вида его тела?

И.М.Быховская, в качестве одной из классификаций таких ценностей предлагает деление на экзистенциальные, социальные и символические 24. Первая группа ценностей соотносится с теми видами деятельности, которые направлены на обеспечение необходимых условий для человеческого существования как такового (физическое здоровье, работоспособность, адаптивность); вторая группа ценностей имеет отношение к функционированию телесности, формированию и использованию физического имиджа в пространстве социального взаимодействия индивидов (использование физических, двигательных характеристик в структуре социальных ролей личности, в ее коммуникативном пространстве; значение «телесного потенциала» для достижения социального престижа, роль телесного фактора в процессе социализации и т.п.); наконец, третья группа включает символические смыслы телесности, двигательной деятельности человека»125.

Данная классификация вызывает у нас возражения. Прежде всего, в ней недостаточно четко проведена грань между «экзистенциальными» и «социальными» ценностями. Например, такие ценности, как работоспособность, адаптивность, на наш взгляд, имеют самое прямое отношение к «функционированию телесности ... в пространстве социального взаимодействия индивидов», да и физическое здоровье имеет немаловажное значение в качестве «телесного потенциала» для достижения социального престижа», выполняя роль «телесного фактора в процессе социализации и т.п.». С другой стороны, перечисленные «социальные» ценности, нельзя не отнести к числу «необходимых условий для человеческого существования как такового».

Что же касается «символических» ценностей, то их и вовсе нецелесообразно выделять в отдельную группу, поскольку в социальном контексте практически все значимые телесные проявления современного человека несут на себе печать символизма. Как пишет сама же И.М.Быховская, «символизация, обозначение посредством телесных особенностей не-телесного содержания представляет одну из интереснейших и важнейших линий в развитии «соматической рефлексии», сформировавшуюся в русле ... принципа единства телесного и духовного» 126 . Отмечая, что данная проблема «может быть самостоятельным предметом анализа, в том числе и в связи с богатством историко-культурного материала», она выделяет два принципиальных . подхода к трактовке телесности как внешнего, символического воплощения некоторого внутреннего содержания: а) как проявления индивидуального начала, личностно-значимых особенностей во внешнем облике человека; б) как отражение некоторых общих, духовно- или социально-значимых сущностей в тех или иных конкретных телесных характеристиках» 127. Первое из этих двух направлений, как считает И.М.Быховская, берет начало в трактате «Физиогномика» (его авторство приписывают Аристотелю), в котором внешность человека рассматривается как объективное отражение особенностей его внутреннего мира, характера, склонностей и т.п. Второй аспект телесного символизма «связан с акцентом не на индивидуальном содержании этой «сцепки», а на ее надличностном смысле (миросозерцательном, социальном и т.д.). Так, одним их оснований позитивно-значимой установки на человеческую телесность в религиозном мировоззрении была ... ее трактовка как символа, проявления божественного промысла, его творения» . На наш взгляд, правильнее было бы говорить не о «надличностной», а о внеличностной, или просто внешней семантике тела, состоящей в соотнесении человеческого тела, его качеств, свойств, функций и состояний с теми или иными предметами и явлениями внешнего мира, как материальными, так и идеальными. В противоположность этому, под личностной (а лучше сказать, индивидной), или субъектной семантикой тела мы будем понимать способность тела «рассказать» о своем владельце, его психических и социальных характеристиках.

Рассмотрим сначала проявления и возможности объективной семантики человеческого тела. В научной антропологии давно было замечено, что тело «с его отверстиями, регулярными функциями, репродуктивной способностью, адаптивностью к среде и другими свойствами живого организма»129 нередко используется людьми в качестве системы классификации и «естественного» источника социальных метафор, таких, например, как «глава государства», «органы власти», «корпоративная культура» (от слова corpus - тело). Дж. Розен считает, что в индустриальном обществе эти метафоры, хотя и продолжают существовать, но становятся менее очевидными и непосредственными. «Суверенная власть, которая некогда обитала в теле короля и королевы, стала более абстрактной, распыленной и обезличенной с возникновением современного государства с его бюрократическим чиновничеством, регулярной армией и разделением властей. В XIX в. в социальном анализе часто прибегали к медицинскому дискурсу для осмысления социальных проблем в городской индустриальной среде. Социальная медицина, которая рассматривала все социальные проблемы в терминах социальной патологии, фактически привела к возникновению идеи о санирующей функции полиции» ьо . Как считает Б.Тернер, язык позитивистской медицины также вошел в современную социологию вместе с дюркгеймовской версией функционализма и благодаря влиянию идей Л.Хендерсона на ранние работы Парсонса , однако появление «тела» в

Основные социокультурные факторы институтгионализации индустрии красоты в постиндустриальную эпоху

Как уже было сказано, отношение к телу как предмету исследования социологии радикальным образом изменилось примерно в середине XX в., хотя теоретические предпосылки для этого существовали и ранее. Как было показано, темы, связанные с человеческой телесностью, привлекали внимание и мыслителей прошлого, особенно начиная с конца XIX в. .

Главной же приметой нового подхода к этим темам стало, на наш взгляд, даже не столько то, что социологи стали уделять им больше внимания, а то, что из области маргинальной и периферийной эти темы переместились в эпицентр философской и социологической рефлексии, а из формы выражения оппозиционных и революционных настроений - в проявление научной и социальной респектабельности.

На это указывает и Б.Тернер. В своем очерке развития теории тела он, исходя из тезиса о том, что, «за исключением антропологии, изучение тела выпало из основного направления социальной теории», упоминает «оппозиционную традицию» философско-социологической рефлексии над проблематикой тела от А.Шопенгауэра до М.Фуко, в рамках которой «тело занимало центральное положение в критике капиталистической рациональности, христианской концепции моральных ограничений и эксплуататорской сущности сексуальных отношений в патриархальной семье» . При этом исследователь подчеркивает принципиальное отличие этой критической, «оппозиционной» традиции от характера разработки «телесной» проблематики в социологии постмодернизма. «В конце XIX в. радикально настроенные «декаденты» - художники и философы - могли торжественно возносить сексуальность (и, в частности, девиантное сексуальное поведение) над буржуазным миром, с его добродетелями общества среднего класса, - пишет он. - В 1920-е годы также были еще возможны протесты творческой интеллигенции против буржуазной морали. Дадаизм провозгласил конец искусства и поставил знак равенства между «дада» и политикой. В тридцатые годы сюрреалистические творения Магритта были не менее шокирующими из-за смешения воображаемого и фактуального в художественном психоанализе бессознательного. Однако возможности оппозиционного искусства эпатировать публику в течение XX в. все уменьшались»196. Действительно, как писал Дж.Хабермас, «в современности не осталось ничего неопошл енного1 7. Наконец, «при такой широкой коммерциализации сексуальности и эротичности самой обычной рекламы сигарет и прохладительных напитков», с какой мы сталкиваемся ежечасно в повседневной жизни, «трудно представить, как может кого-нибудь шокировать «богема» . В результате вовлечения оппозиционных течений философской и социологической мысли, как и всей оппозиционной культуры в «консьюмеризм», «представить себе возможность авангарда в современном обществе еще труднее, чем возможность существования в нем высокой и низкой культуры» . Чем же вызваны эти изменения в конце XX в.?

Б.Тернер выделяет три группы факторов, полностью изменивших положение «телесной» темы в социокультурном универсуме значений и оценок и обусловивших повышение интереса к телу со стороны социальных теоретиков. Первую группу факторов он связывает с разрушением «всего буржуазного морального аппарата капитализма с его религиозным (пусть даже лицемерным) осуждением сексуальных удовольствий», которое произошло отчасти вследствие исчезновения его «опоры в лице авторитета христианского пуританства» 200, а отчасти, благодаря «эрозии конкурентного капитализма, базировавшегося на дисциплинированной рабочей силе и на тяжелой промышленности, ориентированной на общемировой рынок»201. Вторая группа факторов, по мнению Б.Тернера, обусловлена происшедшими изменениями в отношениях между полами и развитием феминистской критики подчиненного положения женщины в обществе202. Третью группу факторов

Б.Тернер связывает с демографической трансформацией . Данное деление представляется достаточно условным, поскольку указанные группы факторов во многом взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако это не мешает использовать его в качестве общей ориентирующей схемы для систематического рассмотрения факторов, обусловивших новый подход к человеческому телу в социальной теории и практике.

Объективные экономические, социальные, и политические предпосылки нового отношения к телесности связаны с логикой развития капитализма. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. капитализм перешел в принципиально новую фазу своего развития: на смену эпохи массового производства пришла постиндустриальная эпоха, которую П.Друкер назвал «не имеющей закономерностей» 04. Главные особенности этой эпохи -качественное ускорение темпов научно-технического прогресса, высокий уровень благосостояния, достигнутый в развитых капиталистических странах; резкое возрастание доли услуг в валовом национальном продукте по сравнению с долей товаров; высокая степень дифференцированности продукции, усиление конкуренции и усложнение ее структуры; рост стоимости рабочей силы; повышение внимания общественности к негативным проявлениям прогресса - загрязнению окружающей среды, инфляции, монополизму, манипуляции потребителями, фактору удовлетворенности работников от совершаемой работы и т.д. 205 Если раньше производство ориентировалось на ресурсы и рынок, то теперь оно стало более ориентированным на людей (включая как потребителей, так и людей, участвующих в производстве). Их субъективные представления, вкусы, предпочтения, привычки, даже предрассудки стали одним из главных факторов, без учета которых стало невозможным развивать производство, принимать решения о выпуске того или иного товара, предложении той или иной услуги.