Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства Кошелева Юлия Павловна

Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства
<
Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кошелева Юлия Павловна. Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 2002 218 c. РГБ ОД, 61:03-19/231-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современные подходы к проблеме самопредъявления . 10

1.1. Феномен самопредъявления и проблема его определения . 10

1.2. Когнитивно ориентированные подходы к проблеме самопредъявления . 21

1.3. Гуманистически ориентированные подходы к проблеме самораскрытия. 34

1.4. Проблема стратегий самоподачи и самораскрытия. 42

Глава 2. Основные подходы к проблеме одиночества в зарубежной и отечественной психологии . 56

2.1. Одиночество как социально-психологический феномен . 56

2.2 Проблема одиночества в контексте зарубежных подходов . 66

2.3. Подходы к проблеме одиночества в отечественной психологии. 81

Глава 3. Эмпирическое изучение стратегий самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства .

3.1. Цели, задачи и процедура исследования.

3.2. Результаты исследования первого этапа.

3.3. Обсуждение результатов исследования второго этапа.

Выводы.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение к работе

Актуальность исследования.

Феномен самопредъявления и проблема его определения

Феномен самопредъявления имеет место в публичных ситуациях (в присутствии других или другого), в которых человек проявляет определенные свои качества, транслируя при этом тот или иной образ себя. Избирательный характер самопредъявления дает возможность создания различных образов "Я". Такая изменчивость, как правило, зависит от цели и ситуации самопредъявления. В соответствии с ними человек может корректировать собственное поведение по отношению к своему образу двумя способами. В первом случае он "управляет" впечатлением о себе и влияет на восприятие себя окружающими его людьми. Здесь человек ориентируется на "Другого", создавая желаемый образ "Я" (проявление внешнего "Я"). Во втором случае его поведение соотносится с представлениями о себе, на основе которых и конструируется образ "Я" (проявление внутреннего "Я"). Возможные нюансы изучаемого феномена (определение того, что считать внешним и внутренним "Я", влияние цели и ситуации самопредъявления, разделение процесса и его результата) создают определенные исследовательские трудности.

Понятие самопредъявления как выбора человеком транслируемого образа "Я" в присутствии другого используется в широком значении. В этом случае оно рассматривается в широком социально-психологическом контексте, в рамках психологии личности и зависит от исходных теоретических позиций. В первую очередь, это касается всевозможных теорий "Я" личности, в которых выделяются различные компоненты "Я". Однако, "при всем многообразии "Я", вычлененных на основе различных критериев, остается как бы в тени исследовательских задач разведение Я-личности на базе дихотомии "внешнее - внутреннее", "маскируемое - выражаемое", или "выраженное - сокрытое", "демонстрируемое, выражаемое и реальное" Я личности" (Лабунская В.А., 1998, с.350). В данной работе анализ определений понятий, связанных с феноменом самопредъявления, осуществляется в связи с разведением внешнего (самоподача) и внутреннего "Я" человека (самораскрытие) в транслируемом образе "Я".

Многозначность понятия самопредъявления отражается во внепсихологическом контексте через обыденный язык и затрагивает вышеназванную проблему. Так, например, в современном русском языке, несмотря на то, что в толковом словаре слово "самопредъявление" отсутствует (Ожегов СИ., Шведова Н.Ю., 1995), близкие ему слова очерчивают границы проблемы самопредъявления как выражения внешнего и / или внутреннего "Я". Их анализ позволяет определить следующие смысловые оттенки основного понятия: - представленность внешних качеств предмета как положительных, так и отрицательных (предъявить, презентовать); - преувеличение собственных достоинств, подача их в выгодном свете (самореклама); - суждение о внутреннем через внешнее (имидж).

В современном английском языке (Longman..., 1991) определение понятия самопредъявления (self-presentation) неоднозначно, как и в русском, т.к. ему свойственен больший разброс значений. Вероятно, с этим связана сложность точного перевода исследуемого понятия, в частности, на русский язык. В то же время слово "самопредъявление" пришло в русский язык из английского как калька английского слова "самопрезентация". (Поэтому в данном контексте мы будем употреблять их как синонимы).

В толковом словаре английского языка так же, как и русского, слово "самопредъявление" (self-presentation) отсутствует (т.е. оно используется только как психологический термин). Производными слова "самопредъявление" являются слова "самоподача", "самопредставление", "самопоказ". Этимологически перечисленные слова являются синонимами, но отличаются друг от друга коннотативным значением. Несмотря на все многообразие значений, в них также отражаются характеристики как внешнего, так и внутреннего "Я" (и свойственная для них ситуация) с перевесом в сторону первых: - ситуация публичности (присутствие других); - направленность на другого (презентовать для кого-то); - ситуация знакомства; - упоминание высокого социального статуса в разных контекстах. Таким образом, лингвинистический анализ слова самопредъявление показал, что производными понятиями являются следующие слова и выражения: "самоподача", "предъявление себя другим", "самопоказ", "самопредставление", "самореклама" и др. Кроме того, использование понятия самопредъявления сопряжено с социальной ситуаций (публичности, знакомства и др.) и предполагает направленность процесса (на другого).

Как психологическое понятие самопредъявление (самопрезентация, управление впечатлением) определяется в зарубежной психологии как "различные стратегии и тактики, которые использует человек, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих" (по Амяга Н.В., 1991, с.37). Либо, в более широком контексте, оно звучит как "стратегии и техники, используемые индивидом для влияния на впечатления, которые окружающие формируют о нем в процессе социальной интеракции" (The encyclopedic dictionary of psychology, 1983, p.559). Говоря иначе, самопредъявление, с одной стороны, имеет непосредственное отношение к процессу создания желаемого образа для окружающих, а с другой - обозначается через определение различных способов воздействия на других людей с отсроченным или сиюминутным эффектом (стратегии и тактики соответственно). В настоящей работе оба эти значения разделяются: в первом случае подчеркивается процессуальный аспект, который обозначается нами как самоподача; во втором - результат этого процесса, выражающийся через стратегии и тактики самоподачи. То же самое справедливо и для понятия самопрезентации, которая определяется как "процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения.

Здесь подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе" (Большой толковый психологический словарь, 2000, с.219). В данном случае понятия самоподачи и самопрезентации совпадают. Для них свойственно акцентирование внимания на внешнем (социальном) характере самопредъявления.

Итак, самопредъявление определяется нами как трансляция человеком своего образа "Я" с учетом присутствия другого (проявление внешнего и / или внутреннего "Я"). Самоподача - как осознанная или неосознанная попытка человека создавать и поддерживать определенными действиями (социально) желательный образ себя в глазах других (проявление внешнего "Я"). Самопредъявление является родовым понятием, а самоподача - видовым. Самопрезентация определяется по контексту либо как самопредъявление, либо как самоподача.

Когнитивно ориентированные подходы к проблеме самопредъявления

Многозначность самопредъявления выражается не только во всевозможных его определениях, но и в разных подходах к исследуемой проблеме.

Проблема самопредъявления как возможность человека транслировать свой образ "Я" для других людей в психологии имеет давнюю историю (например, ее упоминание У.Джемсом, интерпретация проблемы в концепции социальной драматургии Э.Гоффмана, теории черт Р.Кеттела, Г.Айзенка и др.). В диссертации мы рассматриваем современные подходы к проблеме самопредъявления, среди которых доминирующую позицию занимают когнитивно и гуманистически ориентированные. Они пестрят разнообразием в названиях и содержании, многие из них являются интегративными. Попытки их объединения предпринимаются в новых теориях, для которых свойственны изучение содержательных характеристик самопредъявления и поиск объяснения механизма формирования внутреннего "Я" через внешнее. По сути эти теории относятся к когнитивному постмодернистскому подходу.

Одним из таких подходов к проблеме самопредъявления как сложного когнитивного образования, отраженного в языке человека, принадлежит известному западному исследователю Р.Харре (Harre R., 1977). В его концепции обобщаются основные тенденции развития теоретической социальной психологии в Западной Европе в целом и предпринимаются попытки с позиции социально-психологической теории создать собственную модель человека. Эта модель позволяет исследовать проблему самопредъявления с точки зрения соотношения внешнего и внутреннего "Я" человека при усвоении им социального опыта.

Согласно Харре, стержнем природы человека, главным мотивом его поведения является уважение других людей. Автор считает, что язык и мышление, являющиеся базисными характеристиками человека, порождены потребностью индивида сформировать у окружающих уважительное к себе отношение. Это достигается с помощью самовыражения (экспрессии), которое производит определенное впечатление (импрессию) на других людей. Экспрессия и импрессия представляют две стороны функционирования так называемой экспрессивной системы, продуктом которой являются репутация индивида в том или ином сообществе и воздаваемые ему почести. Функционируя в этой системе, человек выступает в двух основных ролях: потребителя уважения и его производителя, т.е. того, кому выражается уважение, и того, кто его выражает. И в том и другом случае он должен уметь "читать текст" социального взаимодействия, знать его правила и принципы интерпретации, уметь понять, как его оценивают, и выразить свою оценку (по Шихиреву П.Н., 1999, с.213). В этом контексте, по мнению Харре, экспрессивная система доминирует над практической как в масштабе общества, так и в жизнедеятельности отдельных индивидов (Harre R., 1979, рр.5, 19-22). Например, человек, обладающий экономической и политической властью, но лишенный уважения, занимает низкое место в системе экспрессивной. Поэтому субъективно он будет несчастлив, несмотря на материальное благополучие.

Опуская сильные и слабые стороны концепции Харре, выделим в ней тему преобразования у человека внешнего "Я" во внутреннее, имеющую непосредственное отношение к проблеме самопредъявления.

В человеке автор выделяет его грамматическое "Я". По Р. Харре, уже младенец должен овладеть "лингвистическими ресурсами для описания самого себя". (Harre R., 1985, р. 174). Можно сказать, что младенец находится, по большому счету, в той же позиции, что и психолог, изучающий "Я". В обоих случаях они должны обладать определенной суммой знаний о том, в каких общепринятых формах выражается "Я". Исследователь должен заново осознать и проговорить то, что изначально приобретается бессознательно.

Предметом исследования становится язык человека как набор значений и их использование. В этом смысле язык является как бы проводником знания как для младенца, так и для ученого. В процессе научения ребенка грамматике и совершенствования его коммуникативных способностей формируется опыт, переживание его "Я" (self-experience). Он также обучается приемлемым в разговоре способам представления себя другим. Доверие окружающих и способность убеждать других приобретаются только через использование определенных способов самоэкспрессии. Так, способность изъясняться и быть понятным отражается в грамматике и коммуникативных умениях - таким образом закрепляются определенные социальные способы выражения себя (Gergen К., 1987; Shorter P., 1984; Potter J. & Wetherell M, 1987). Осваивая их, человек через внешнее формирует свое внутреннее "Я".

Харре проводит анализ структуры и функций языка как основного источника самовыражения индивида в контексте способов усвоения социального опыта человека. Он считает, что одной из наиболее привычных особенностей грамматики является выделение в человеческом "Я" двух компонентов - субъекта и объекта. Человек может говорить о себе как об "I" (субъекте) и как о "те" (объекте). По Р.Харре (Harre R., 1977), такое грамматическое свойство языка делает возможным разделение "Я" человека как бы надвое, например, в ситуации интроспекции. При этом Харре не закрепляет за "I" и "те" онтологический статус реально существующих субстанций, не придает феноменологическую значимость возможности разделения "Я". Это снимает вопрос о двойственности сознания или разных его уровнях, где "I" и "те" становятся подсистемами "Я". По Харре, они являются просто грамматическими образованиями со свойственными им как ограничениями, так и потенциалом, и отражают один из способов, позволяющий человеку рассказать о себе. Для психологии выделение исследователями в человеческом "Я" названных двух компонентов (субъекта и объекта), закрепленное в языке, способствует осмыслению "Я" как социально-психологического конструкта, изучению его структуры и ее элементов.

Идеи Р.Харре созвучны с другими когнитивно ориентированными дисциплинами, смежными с психологией. Например, в психолингвинистическом подходе изучение грамматики языка позволяет определять ключевые компоненты образа "Я" человека, создавать из них некоторую структуру Я-концепции (Potter J. & Wetherell М.,1987).

Одиночество как социально-психологический феномен

И.С.Кон назвал одиночество "многоликим" (Кон И.С., 1978). Его разные "лики" можно обнаружить в онтогенезе, в контексте разных культур и воспитания, в его многообразных определениях.

В онтогенезе проблема одиночества затрагивает разные возрастные периоды и имеет свою специфику в каждом из них. Появление самосознания у ребенка выражается в том, что он начинает задавать себе вопросы типа: кто я? (Кон И.С., 1984), а постановка таких вопросов неизбежно приводит к осознанию своей обособленности от других, которая впоследствии может стать спутницей одиночества. Юность и зрелый возраст ставят перед человеком проблемы поиска партнера и поддержания желаемых отношений с ним. Если по тем или иным причинам не удается их решить, то человек может столкнуться с одиночеством. Состояние одиночества в старости может возникнуть, например, из-за потери близкого человека, что нередко влечет за собой ощущение собственной "ненужности" и бессмысленности жизни. Подводя итог сказанному, заметим, что одиночество может сопровождать любой возраст.

Исторические аспекты проблемы одиночества также различны. Ее появление отразилось в таких исторических фактах, как ритуалы изоляции, наказание отчуждением, добровольное уединение с целью самопознания и др. Одиночество здесь понималось как " не только психологическое состояние человека, не только его переживания, эмоции и чувства, но и характеристика его физического отношения с другими людьми" (Швалб Ю.М., Данчева О.В., 1991, с.18).

В дальнейшем акцент данной проблемы сместился в сторону описания личностных переживаний одиночества и их зависимости (появление, выраженность, интенсивность) от общества (Циммерманн И.Г., 1791). Она стала предметом пристального внимания писателей ( Гете И.В., 1976; Маканин B.C., 1991; Маркес Г.Г., 1988; Монтень М, 1979; Рединг И., 1978; Руссо Ж.Ж., 1961). Например, одиночество довольно точно описано у О. де Бальзака (Бальзак О., 1984): "... Человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное. Отшельники древности жили в общении с Богом ... Первая потребность человека - обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, все свое могущество, весь пыл своей души..." (там же, с.568). Соответственно, выделялись два основных пути, способных решить проблему одиночества, - это обращение к абсолютному и вечному Богу и поиск единения с другими людьми (Тэрнер Д., 1989).

В настоящее время одиночество стало сугубо личностным явлением. "В первую очередь это означает, что все внешние обстоятельства жизни теряют свое решающее значение для человека. Он чувствует себя одиноким независимо от наличия рядом других людей..." (Швалб Ю.М., Данчева О.В., 1991, с. 37-38). Например, Э.Фромм объясняет это так: "Если он (человек) не принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает какого-то смысла и направленности, то он чувствует себя пылинкой... (Фромм Э., 1995, с.28). По его мнению, одиночество - это внутренняя связь человека с какой-либо системой, будь то идеи или личностный мир человека. Одиночество не возникает, если он сохраняет собственную систему ценностей или идеал. Верно и обратное, не имея внутренних точек опоры, человек будет чувствовать себя одиноко и среди людей.

Итак, на каждом историческом этапе можно обнаружить различные грани одиночества как социально-психологического феномена. Сначала одиночество было связано, в основном, с физической изоляцией человека от общины либо, в меньшей степени, добровольным духовным уединением ("Я" без общества). Впоследствии уединение приобрело ведущее значение, т.к. позволяло человеку разобраться как в самом себе, так и понять свою роль в обществе ("Я" для общества). Если этого не происходило, человек, фактически находясь в обществе, мог потерять ощущение связи не только с другими людьми, но и с самим собой ("Я" в обществе без "Я").

Еще одной гранью одиночества является проявление изучаемого феномена как социально-психологического в разных культурах. Для Запада одиночество есть обязательное условие становления личности. В то же время, независимость и обособленность могут быть сопряжены с нехваткой человеческого тепла, выражающейся в постоянном поиске любимого человека, близкого друга или просто партнера по общению. Для Востока традиционной является забота в отношениях с близкими. Здесь одиночество воспринимается совершенно иначе - как состояние уединенного, углубленного самопознания духа (ШвалбЮ.Б., Данчева О.В., 1991).

Различия культур возможно по разным основаниям. Так, Дж.Брунер в качестве одной из групп культурных факторов рассматривает ценности культур: ее ориентированность либо на коллектив, либо на индивида (Брунер Дж., 1977). С его точки зрения, индивидуалистическая ориентация характерна для современных культур, а коллективистическая - для традиционных. М.Бубер (Бубер М. 1989) делает подобное различение, выделяя категории индивидуализма и коллективизма на основании отношения человека к себе или другим. По мнению Бубера, проблема одиночества не снимается ни в одном из этих типов общества.

Российская культура имеет свои предпосылки формирования одиночества, не похожие на западную или восточную. Долгое время в нашей стране преобладало "мы-сознание", когда сознание отдельного человека по своему существу было коллективным и полностью определялось принадлежностью индивида к той или иной социальной группе. Отдельные идеи, поступки и решения человека были достоянием общего дела, совершались во благо всему обществу и, часто, не зависели от интересов самого человека. Внутренний мир, индивидуальность человека были как бы

В современном понимании индивидуализм возникает тогда, когда "человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным... Основной смысл коллективизма - приоритет интересов группы над вычеркнуты из контекста советской культуры (Швалб Ю.М., Данчева О.В., 1991). Существование "мы-сознания" (ощущение внешнего единства, наличие общей идеологии) задавало внешнюю форму коллективности и притупляло переживание одиночества. С разрушением советского строя ситуация в стране меняется, в том числе это касается проблемы одиночества, которая проявляется довольно остро и заслуживает, на наш взгляд, пристального внимания психологов-исследователей.

Проблема одиночества в контексте культуры неразрывно связана с проблемой воспитания человека. Например, М.Мид (Мид М. 1989) отмечает, что воспитание американцев направлено на развитие у них с первых дней жизни самостоятельности. У японских детей, напротив, воспитывается чувство общности, укрепляющее связь традиций семейных отношений. Н.Пезешкиан (Пезешкиан Н., 1993) различия между Востоком и Западом видит в представлении разными культурами страха одиночества. В Западном обществе "ожидания и сообщения в основном адресуются индивидам или малым группам. Например, в гости приглашают только избранных. Человек разочарован, если кто-то отказывается от приглашения или не приходит." (там же, с.29)

Проблема одиночества в контексте зарубежных подходов

Проблема одиночества рассматривается с социально-психологической точки зрения - в контексте отношений человека с собой и другими людьми, в системе "Я-Другой". С этой точки зрения анализируются психодинамический (психоаналитический), когнитивный и гуманистический подходы. В каждом из этих психологических подходов есть особенности в определении и изучении проблемы одиночества. Они не исключают, а дополняют друг друга и подчеркивают сложность исследуемой проблемы.

В психоаналитической ориентации или глубинной психологии проблема одиночества связывается, в первую очередь, с наличием у человека специфических черт характера, в основе которых, как правило, лежит нарушение взаимоотношений в детстве, и с нереализованной потребностью в близости. Согласно Дж.Зилбургу (Zilboorg G., 1938), одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы "изобличить" других. Одинокий человек, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность (там же, р.40). (Нужно заметить, что это одна из первых работ, посвященных одиночеству как проблеме; в ней впервые появляется одиночество как психологическое понятие).

Г.С.Салливан (Sullivan H.S., 1953) установил, что проблема одиночества связана с потребностью в человеческой близости. Например, у ребенка эта потребность выражается в стремлении к контактам, у подростка -в поиске приятеля, с которым бы можно было обменяться сокровенными мыслями. В случае, когда потребность в близости не реализуются, человек испытывает одиночество. Впоследствии оно может перерасти в личностную черту, если различные формы этой потребности не находят способа своего выражения.

Модель периодизации возрастных этапов человека Э.Эриксона (Эриксон Э., 1996) связывает проблему одиночества с умением устанавливать близкие отношения в определенном возрасте. В его работе ведущим понятием является идентичность, которая имеет свои особенности на каждом возрастном этапе жизни человека. По его мнению, зарождение переживания одиночества возможно лишь в юности и ранней взрослости, когда человек пытается установить близкие отношения с другим человеком. Если ему это не удается, то в этом случае и появляется переживание одиночества. Оно может в дальнейшем сопровождать человека всю жизнь, если индивид не сумеет научиться близкому (глубокому) общению с партнером противоположного пола.

Ф.Фромм-Рейхман (Fromm-Reichmann F. 1959) считает одиночество экстремальным состоянием: "Тип одиночества, который я имею в виду, -разрушительный... и он в конечном итоге приводит к развитию психотических состояний. Одиночество превращает людей... в эмоционально парализованных и беспомощных" (там же, с.З). Автор рассматривает исследуемый феномен как личностную черту человека, связанную с условиями его жизни и имеющую свои особенности на каждом возрастном этапе. С возрастом переживание одиночества усиливается, если не предпринимать попытки изменения окружения индивида и его взаимодействия с ним. В целом Фромм-Рейхман разделяет взгляды на одиночество Э.Эриксона и развивает его идеи. Сходную позицию занимает современный автор данной ориентации Кноулес (Knowles R., 1986). Он описывает определенные этапы жизни человека и выделяет его базовые потребности на каждом из них. По мнению Кноулеса, одиночество - это своеобразная "форма падения", принимаемая человеком в ситуации затруднения удовлетворения потребности в близости на определенном этапе его жизни.

Перспективным направлением в рамках данного подхода является исследование связи между одиночеством и самораскрытием. Например, Дж.Стоукс (Stokes J., 1989) анализирует подходы Г.Салливана, Э.Эриксона, К.Рождерса К. и С.Джурарда с точки зрения связи этих двух феноменов. По мнению автора, в каждом подходе проблема самораскрытия в контексте проблемы одиночества решается по-разному. Общая идея Стоукса сводится к тому, что оба феномена связаны обратной зависимостью: чем больше человек способен раскрываться перед другим, тем менее выражено у него субъективное переживание одиночества. Можно предположить, что самораскрытие связано с проявлением внутреннего "Я" человека; обращение к такому "Я" освобождает человека от переживания одиночества. Книгу Стоукса можно считать связующим звеном между взглядами неофрейдистов и гуманистическими психологами.

В аналитической психологии устанавливается связь между сущностью (самостью) человека и одиночеством. С точки зрения К.Г.Юнга (Юнг К.Г., 1994), человек становится одиноким, когда он отождествляется со своей персоной, и не испытывает одиночество, когда он следует своей самости (там же, с.267). К.Г.Юнг использовал понятие самости для обозначения бессознательного субстрата, чьим временным представителем в сознании выступает "Я". "Я соотносится с самостью как... объект с субъектом, так как определяющие установки, исходящие от самости, являются всеобъемлющими, и потому по отношению к ним Я занимает подчиненное положение. Подобно бессознательному, самость есть нечто априорно наличествующее, из чего впоследствии возникает Я. Можно сказать, что Я "предобразовано" в самости" (Юнг К.Г., 1995, с. 303). Кроме того, "самость открывается нашему постижению лишь в каких-то отдельных актах, но как целое остается скрытой от нас из-за своей всеобъемлющей природы, поэтому какие-либо выводы мы можем делать лишь на основании того немногого, что оказывается доступным нашему опыту" (там же, с.307).