Введение к работе
Актуальность. Последнее десятилетке нашего веко становится временем обращенности человека к истории. Оказавшись но пороге грозных катаклизмов, люди вспоминают свое прошлое, ишя в нем ответы на вопросы о причинах происходящего и способах внкить в будущем. Сохранение памяти о прошлом является глубокой потребностью человечества. .Люди воспринимают прошлое через призму настоящего, постоянно трансформируя и переосмысливая свою истории. Каждое новое поколение осваивает ее, находя в ней новые смысли, которые . не осознавались предшественниками.
Музеям в деле изучения и сохранения прошлого принадлежит важнейшая роль. Они собирают материалы, свидетельствующие об определенной эпохе, помогающие интерпретировать историю, понять и объяснить ее. Экспонаты музея - предметы, созданные предшествую-пшми поколениями и отражающие ценности и образ жизни людей прежней культуры. Язык музейных экспонатов - ото совокупность социально-значимых смыслов, обращенных к живущий поколениями предшествующими, то есть музейные экспонаты несут определенное социально-психологическое содержание, являясь каналсм межхультурного обшения разных поколений.
Российский мыслитель Н.Ф.Федоров, автор "философии общего дела", считал все учебные заведения лишь подготовительный; факультетами по отношению^к музеям. Главную задачу музеев он видел в объединении людей вокруг "общего дела" - исследования прошлого, что необходимо для поиска причин "небратского состояния общества я восстановления братства в роде человеческом" (1282, с. 587).
Неслучайно в последние десятилетия возрос общественный и научный интерес к проблеме развития музеев. Число музеев в мире постоянно увеличивается. Пришло понимание того, что музеи представляют собой уникальные центры культуры, призванные сохранять историческое наследие общества и приобщать к нему людей.
Однако возможности музеев у нас мало используются. Длительное время музеи, особенно исторические, находились под жестким идеологическим прессом. В настоящее времл в стране происходит процесс переосмысления истории, поэтому историческим музеям предстоят значительные изменения. Научный подход может помочь в поиске и обосновании путей их дальнейшего развития.
Музей как сложный общественный институт требует междисципли-
- 2 —
норного анализа: философского, социологического, исторического, экономического, педагогического її т.д. Свой вклад может внести її психологическая наука. Музей представляет собой систему, вклю-чащуп мнохеотво звеньев, какдое из которых имеет свою психологическую проблематику. Психологическое исследование этой системи должно носить многоуровневый и многоаспектный характер. Необходимо теоретическое осмысление проблем музея и практическое их решение с точки зрения разных областей психологического знания: оби.е!':, социально!!, педагогической психологии, и др.
Однако психологическое изучение деятельности музеев находит-* ся еі:;е в начальной стадии своего развития. Эта область в настоящее время развивается в основном за рубег.ом, где накоплен больший опыт работ» в этом направлении.
До середини 50-х г.г. музееведение основывалось на интуитивных психологических представлениях. Важность научного подхода йі.'лн осознана позднее. При этом сначала на первый .план виступили проблеми обі;;ей психологии, прекде всего восприятия, затем сталі: актуальними знания из психологии личности, социальной психологии, психологии искусства. Однако особенностью психологических исследований является их разрозненность и отсутствие теоретических обобщения. Отдельно изучается музейная аудитория, в основне;/, на социологическом уровне, изолированно исследуются вопроси восприятия музейной информации, очень редко рассматриваются сопнально-психологические аспекты музейной деятельности, проблеми общения в музее, социально-психологическая природа му-зейши: экспонатов.
Нами осуществлен комплексный подход к исследованию музейной деятельности, который включает изучение ряда психологических проблем, таких, как вопросы восприятия музейной информации, общения в музее, развития исторического сознания личности. При этом мы исходили из того, что музейная деятельность носит преимущественно социально-психологический характер, что выражается не только в процессах общения посетителей и сотрудников музея, , но и в такой деятельности, как восприятие музейных экспонатов, поскольку оно порождает сложную цепь когнитивных и эмоциональ- них ассоциаций, отракаюаих отношение человека к истории народа.
Гпег.метом исследования были социально-психологические условия совершенствования деятельности исторических музеев. Объектом исследования - исторические музеи в совокупности их деятель-
- з ~ ности, в которой выделены прежде всего аспекта организации экспозиции, форш общения экскурсовода с аудиторией, потребности и интерес» аудитории.
Цель работы - г.окек способов оптіч.зізацин і-упе'ікоП деКТеЛЬ-НОСТИ Г.П ОСНОВе 6ОЛ0Є ПОЛНОГО ІІОНПУННИЯ И НСГіОЛ7>ЗОНПП"-Я '.К'ПХСЛО-
гическ::х факторов. Гагат/:
- 81ШЛПЭ ТЄОрЄТИЧЄСК11л ПОДХОДОВ К ПГОбЛС!. fi l.\')3n;r.".-..'I v^-jr.'l-
ной деятельности;
раскрытие соинально-психологическну. оспекгои зтсі'. доятель-11 ее ти;
анализ отечественных м зарубежных психологически:, исследований в исторических музеях;
проведение комплексного эмпирического исследования деятельности исторических музеев;
разработка практических рекоусндацип по сорзр'хенетвованхіп деятельности музеев.
Научная новизна исследования определяется тем, что пегрос о социально-психологических условиях развития музеі'ноіі деятельности недостаточно изучен. Впорг.ые осушествлек ХО:."Л'ЛЄКС!ШМ подход к рассмотрения гтоЯ проблеми. Проведана серия пселєдоганпи в исторических музеях, в которых получены новые дс.шшє о еоцн- , вльно-психологкческих условиях соверіе.четвозпиия ?(узе','ло?. деятельности.
Теоретическое значение. Реализован комплексний подлог, к исследованию музейной деятельности, разработаны оенсіч; соц'/алыю-психологического подхода к междисциплинарной проблеме созертен-стэовония'нузейной деятельности, Выявлены социсльно-психслоги-ческие условия развития ііузеев. Предложено зт.'іікрическі обоснованная типология музейной аудитории.
Практическое значение. На основе результатов исследозания. сформулировани рекомендации, направленные на улучшение музейной деятельности.
Метод;-' исследования. Осуществлен теоретический анализ работ, посвященных проблемам развитая музеев. В емпирическом ксследова-нки использованы методы письменного опроса, интервью, наблюдения п изучения документов.
Выборка. Исследование проводилось в исторических и нстори-кс-крзеведчеекмх кузеях Москвы, Ленинграда, Баку, Бреста, Выбор-
_ 4 -га, Иванова, Кишинева, Риги, Сиктивкара, Харькова. В нем приняли участие 700 человек, из них 150 сотрудников к 550 посетителей музеев.
Достоверность результатов обеспечивается комплексним подходом к проблеме; разнообразием использованиях методов исследования, изученнпх объектов, достаточно большим числом испытуемых, а также математической обработкой полученных материалов.
Положения, выносимые на защиту:
-
Исторический музей - уникальный институт культуры, призванный к сохранению памяти о прошлом, приобщению людей к историческому наследию. С точки зрения социальной психологии музей представляет собой центр межкультурного общения, целью деятельности которого является порождение в сознании посетителей исторических образов и представлений, способствующих личностному развитию людей и их единению на основе духовних ценностей.
-
Учет социально-психологических аспектов музейной деятельности, широкое использование теоретических подходов и практических методов социальной психологии необходики для совериекст-вовония музеев.
-
Развитие исторических музеев возможно лишь в случае реализации ряда социально-психологических условий, таких, как:
осознание новой концепции музея, опирающейся на понимание его нравственно-воспитательной роли к творческий психологический подход во взаимодействии с аудиторией;
использование в работе с посетителями музея активных методов, ориентированных на пробуждение у аудиторія:, мотивации к изучению истории;
проведение психологических исследований но всех этапах музейной деятельности, внедрение полученных результатов б практику работы музеев.
Апробация работы. Основное содержание работы докладывалось на заседаниях лаборатории социальной психологии и лаборатории менгруппозых отношений Института психологии РАН (1988 - 1991 г.г.), на Всесоюзных семинарах музеШшх-работников, организованных НИ культуры РАН (1988 - 1990 г.г.), в Музее революции (1989, 1990 г.г.), на заседаниях ВНИК "Музей" (1989 - 1991 г.г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения', двух глав, заключения, списка литературы.