Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования 14
1.1. Социальная психология в решении проблем управления организациями и управления телевизионными творческо-производственными группами 14
1.2. Общие и особенные психологические характеристики субъектов творческо-производственной деятельности на телевидении как объектов управления 26
1.3. Социально-психологические характеристики телевизионных творческо-производственных групп как объектов управления 48
1.4. Методологические аспекты управления телевизионными творческо-производственными группами 63
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования социально психологические аспектов управления- телевизионными творческо-производственными группами 76
2.1. Результаты эмпирических исследований и их обсуждение 79
2.2. Стилеобразующие характеристики эффективного управления телевизионными творческо-производственными группами 98
2.3. Особенности управленческой компетентности телевизионных медиаменеджеров 109
2.4. Социально-психологические условия повышения эффективности управлении телевизионными творческо-производственными группами 121
Выводы по второй главе 130
Итоги исследования и выводы 133
Список использованных источников и 137
Литературы
- Социальная психология в решении проблем управления организациями и управления телевизионными творческо-производственными группами
- Общие и особенные психологические характеристики субъектов творческо-производственной деятельности на телевидении как объектов управления
- Результаты эмпирических исследований и их обсуждение
- Стилеобразующие характеристики эффективного управления телевизионными творческо-производственными группами
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. В соответствии со статьей 38
Закона РФ «О средствах массовой информации», «.„граждане имеют право
на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о
деятельности государственных органов и организаций, общественных
объединений, их должностных лиц». В силу действия этой и других причин
в настоящее время отмечена устойчивая тенденция повышения роли
электронных средств массовой информации (СМИ), прежде всего
телевидения в жизнедеятельности нашего общества. Нынешнее
телевидение, прочно став частью культуры, представляет собой особую коммуникативную среду, которая изменяет и конструирует реальность, оказывает сильное влияние на людей.
Бурное развитие телевидения в Российской Федерации за последние годы, а также появление большого числа конкурирующих между собой телевизионных компаний и каналов остро поставили вопросы эффективного управления ими с целью повышения их конкурентоспособности на медиарынке. Технологии активной пропаганды собственного телевизионного канала или компании дают ограниченные результаты. Вследствие этого главные резервы повышения конкурентоспособности телевизионных каналов или компаний видятся в первую очередь в улучшении управления ими и входящими в их состав основными структурными подразделениями - дирекциями, редакциями и студиями, творческими группами.
Специфика работы любого телевизионного канала или компании
определяется тем, что их деятельность является творческо-
производственной. Управление телевизионными творческо-
производственными структурными подразделениями (дирекциями,
студиями, редакциями и творческими группами) представляет собой
особый сложный специальный вид управления. В нем главным является не только сочетание творчества и производства с жесткими ограничительными рамками и требованиями, но и то, что в этих больших и малых группах работают специалисты, обладающие творческой индивидуальностью. Поэтому особое внимание при таком управлении уделяется в первую очередь «человеческой составляющей». Это обусловило повышенное внимание к использованию возможностей психологии управления для управления телевизионными творческо-производственными группами. Сложность данного вида управления, высокая общественная значимость обусловили необходимость его научного, прежде всего, социально-психологического изучения и обеспечения.
В то же время управление телевизионными творческо-производственными подразделениями и группами до сих пор не стало предметом специальных психологических и социально-психологических исследований. В результате возникло противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к эффективности управления телевизионными творческо-производственными подразделениями и группами и недостаточным его психологическим обеспечением. Разрешение данного противоречия видится в проведении социально-психологических исследований, связанных с изучением психологических особенностей управления телевизионными творческо-производственными группами и внедрением их результатов в практику.
Наличие значимого противоречия, недостаточная научная
разработанность проблемы, ее практическая важность обусловливают актуальность и значимость настоящего диссертационного исследования.
Состояние научной разработанности проблемы
Проблема социально-психологических особенностей управления телевизионными творческо-производственными группами находится в предметном и объектном полях психологии управления и психологического
изучения телекоммуникаций как направлений социальной психологии.
Психологические исследования телекоммуникаций ограничены изучением телевизионного искусства (А.А.Леонтьев), влиянием телевидения на аудиторию (Багиров Э.Г., McQuail, Fiske, Lippman, Hovland и др.), восприятием телекоммуникаторов (Петренко В.Ф., Пронина Е.Е. и др.), телевизионным общением (Аникеева Т.Я., Богомолова Н.Н., Матвеева Л.В., Молчалова Ю.В. и др.), образов телевизионных каналов (Богомолова Н.Н.Дехоня О.С.), профессионализма телевизионных журналистов (Зазыкин В.Г.), психологической спецификой деятельности на телевидении (Гостев А.А., Шкопоров Н.Б.). Кроме того, осуществлялись психологические исследования взаимодействия государственных служащих со СМИ при осуществлении их профессиональной деятельности (Юсупов С.А.). Исследовались общие и специальные телекоммуникативные умения (Колосова СВ.); применяемые психологические воздействия (Грачев Г.В., Мельник И.К., Рябчук А.В.); психолого-акмеологические факторы эффективности деятельности руководителей пресс-служб (Суркова И.М.); воздействия электронных СМИ на политическое сознание (Герасимов В.М., Мухина О.В.); взаимодействия со СМИ в период избирательных кампаний (Дзялошинский И.М., Кузнецов Г.В. и др.), особенности телевизионной рекламы (Козубова Г.А., Турчинова М.А.). В то же время деятельность телевизионных творческо-производственных подразделений и групп и управление ими практически не изучались.
В психологии управления значительное внимание уделялось психологическим и социально-психологическим аспектам управления предприятиями и организациями (Журавлев А.Л., Китов А.И., Князев В.Н., Красовский Ю.Д., Свенцицкий А.Л., Филиппов А.В., Шакуров Р.Х. и др.). Однако исследования социально-психологических осбенностей управления творческими и творческо-производственными, в частности, телевизионными группами и структурными подразделениями осуществлялось ограниченно.
6 Таким образом, наличие действующего противоречия, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость определили гипотезу, цель, предмет, объект и задачи настоящего диссертационного исследования.
Цель исследования: определить социально-психологические составляющие управления телевизионными творческо-производственными группами, условия повышения эффективности данного управления.
Объект исследования: телевизионные творческо-производственные группы (дирекции, редакции, студии, творческие группы), их руководители (медиаменеджеры), субъекты телевизионной творческо-производственной
деятельности.
Предмет исследования: социально-психологические характеристики телевизионных творческо-производственных групп как объектов управления и субъектов управления.
Гипотеза исследования
Управление телевизионными творческо-производственными группами (студиями, дирекциями, редакциями, творческими группами) является особенным видом управления, имеющим свою качественную социально-психологическую специфику. Данная специфика определяется в первую очередь творческо-производственным характером деятельности телевизионных подразделений или групп, высоким уровнем психологической сложности субъектов телевизионной творческо-производственной деятельности и управления, особыми условиями их осуществления.
Управление телевизионными творческо-производственными группами требует всестороннего учета психологических особенностей субъектов
творческой деятельности, социально-психологических характеристик творческих групп, развития психологической и социально-психологической компетентности субъектов управления,^ обусловливает формирование гибкого стиля и управленческой позиции.
Задачи исследования:
Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследований, обобщить психологические и социально-психологические работы по проблемам телекоммуникаций и управления.
На основе теоретико-методологического анализа проблемы дать обшее описание психологических особенностей субъектов творческо-производственной телевизионной деятельности и телевизионных творческо-производственных групп как объектов управления.
Определить методологические принципы, методы и план эмпирического исследования социально-психологических составляющих управления телевизионными творческо-производственными группами.
Провести на данных объектах эмпирические исследования (разработать профессиограмму телевизионных медиаменеджеров; определить психологические особенности и функциональные состояния телевизионных творческих работников; особенности психологической атмосферы в творческих группах; стилеобразующие характеристики управления телевизионных медиаменеджеров; содержание их управленческой компетентности).
Систематизировать и описать важнейшие социально-психологические условия повышения эффективности управления телевизионными творческо-производственными группами.
Теоретической основой настоящего диссертационного исследования являются теория психологии управления, теоретические и прикладные исследования по организационной психологии и психологии управления
(Базаров Т.Ю., Гончаров В.В., Журавлев А.Л., Занковский А.Н., Князев В.Н., Китов А.И., Красовский Ю.Д., Огнев А.С., Рубахин В.Ф., Свенцицкий А.Л., Синягин Ю.В., Толочек В.А., Филиппов А.В., Шакуров Р.Х., Шейн Э., Шепель В.М. и др.); теория и методология социальной психологии (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Донцов А.И., Крысько В.Г., Петровская Л.А., Поршнев Б.Ф., Тэджфел Г., Хьюстон М., Шериф М., Шихирев П.Н., Шорохова Е.В. и др.); психологические исследования проблем телевидения и телекоммуникаций (Аникеева Т.Я., Богомолова Н.Н., Гостев А.А., Зазыкин В.Г., Козырева А.Ю., Матвеева Л.В., Мельникова О.Т., Молчалова Ю.В., Петренко В.Ф., Пронина Е.Е., Цехоня О.С, Шкопоров Н.Б., Юсупов С.А).
Методологической основой исследования являются фундаментальные методологические принципы психологии и социальной психологии: субъекта, комплексности, системности, единства личности и деятельности, психологического детерминизма, развития и др.
Методы исследования
В диссертации в соответствии с существующими требованиями применялись следующие методы исследований:
общенаучные методы (теоретический анализ, обобщение, синтез);
эмпирические психологические и социально-психологические методы (анкетирование, экспертный анализ и оценка, наблюдение, беседы, интервьюирование, психологическое тестирование).
В то же время в силу психологических особенностей объектов исследования, специфики их деятельности, связанной не только с творчеством, но и жестким графиком производства предпочтение отдано качественным методам - экспертным оценкам, интервьюированию, наблюдению, в том числе включенному наблюдению. Применение данных
методов обусловило ориентацию на качественно строгие лингвистические системные описания полученных результатов.
Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертной оценки (всего в них участвовало 58 экспертов), интервьюирования телевизионных медиаменеджеров (30 человек); психологического тестирования (16 человек с применением цветового теста М.Люшера; 23 -опросника Спилбергера-Ханина; 40 - методики САН); анкетирования (34 человека - методика оценки психологической атмосферы в творческом коллективе). Всего в исследовании приняло участие 211 человек. Гендерные аспекты вследствие доминирования профессионального типа личности не рассматривались.
Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечена теоретико-методологической проработкой проблемы, использованием апробированных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборки.
Основные научные результаты, полученные соискателем, и их научная новизна
Установлено, что в социальной психологии и психологии управления
недостаточное внимание уделялось вопросам деятельности и управления
телевизионными творческо-производственными группами и
подразделениями, деятельности и личностно-профессиональным качествам их руководителей (медиаменеджеров) несмотря на актуальность проблемы исследований, высокую научно-практическую значимость.
Показано, что отличительной особенностью субъектов телевизионной
творческо-производственной деятельности (тележурналисты и
телережиссеры) как объектов управления является творческая индивидуальность, высокий уровень психологической сложности,
направленность на творческую самореализацию и состязательность, стремление к доминированию. В процессе их деятельности преобладают сложные негативные функциональные состояния, что сказывается на ее результативности и профессиональных взаимодействиях.
Разработаны качественно строгие системные лингвистические описания психологических особенностей телевизионных журналистов и режиссеров как субъектов творческо-производственной деятельности.
Проанализированы общие и особенные социально-психологические
характеристики телевизионных творческо-производственных групп
(редакции, дирекции, студии) как объектов управления. Показано, что
вследствие творческо-производственного характера деятельности,
необходимости организации взаимодействия различных специалистов с
выраженной творческой индивидуальностью данные группы являются
психологически сложными объектами. Отмечено, что в их деятельности
часто проявляются как черты коллектива (ценностно-ориентационное
единство, сплоченность, организованность, взаимопомощь), так и группы,
в которой имеют место феномены социальной идентификации,
социального фаворитизма, социальной каузальной атрибуции,
аутгрупповой враждебности и др.
Разработано профессиографическое описание особенностей деятельности и личностно-профессиональных качеств телевизионных медиаменеджеров. Осуществлено психологическое тестирование телевизионных режиссеров и телевизионных журналистов, осуществлено описание психических состояний и работоспособности сотрудников редакций, психологической атмосферы коллективах редакций.
Показано, что управление телевизионными творческими группами предъявляет противоположные требования к стилю управления, в результате чего и формируется гибкий стиль. Телевизионные медиаменеджеры большее внимание уделяют управлению «человеческой составляющей» на основе гибкого стиля управления, ориентированного на
11 управленческую ситуацию, психологические особенности объектов управления
Доказано, что в структуре управленческой компетентности субъектов управления телевизионными творческо-производственными группами важная роль в ней принадлежит психологической и акмеологическои компетентности. Осуществлен анализ содержания и уровней развития подструктур психологической и акмеологическои компетентности, методов и технологий ее развития.
На основании обобщения результатов теоретических и эмпирических исследований определены основные социально-психологические условия повышения эффективности управления телевизионными творческо-производственными группами.
Практическая значимость исследования обусловлена
возможностью использования его результатов в практике осуществления управления телевизионными творческо-производственными коллективами, повышения эффективности данного управления.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры связей с общественностью Государственного университета управления и Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (2007 и 2008 г.г.). Различные аспекты диссертации ее основные выводы доложены на 12-ой международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2007» (24-25 ноября 2007 г.) и на 23-ей Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (26-27 марта 2008 г.). Результаты диссертационного исследования используются при чтении курсов: «Организация работы отдела по связям с общественностью», «Современная пресс-служба»,
«Стилистика и литературное редактирование» в Институте социологии и
управления персоналом Государственного университета управления и
Институте повышения квалификации работников телевидения и
радиовещания.
Положения, выносимые на защиту
Управление телевизионными творческо-производственными группами является особым видом управления, обусловленным высоким уровнем психологической сложности объектов управления, необходимостью формировать общий вектор творческой направленности группы как результирующий векторов индивидуальной творческой направленности субъектов телевизионной творческо-производственной деятельности.
Важными психологическими характеристиками субъектов телевизионной творческо-производственной деятельности (тележурналистов и телережиссеров) как объектов управления является их творческая индивидуальность, высокий уровень психологической сложности, направленность на творческую самореализацию и состязательность, стремление к доминированию, преобладание в их деятельности сложных негативных функциональных состояний, что сказывается на ее результативности и профессиональных взаимодействиях.
Значимыми социально-психологическими характеристиками телевизионных творческо-производственных групп (редакций, дирекций, студий) как объектов управления является высокий уровень психологической сложности, обусловленной творческо-производственным характером деятельности, необходимостью организации взаимодействия различных специалистов с выраженной творческой индивидуальностью. Вследствие этого в их деятельности часто проявляются как черты коллектива, так и группы, в которой имеют место феномены социального фаворитизма, социальной каузальной атрибуции, аутгрупповой
враждебности и др.
4. Важнейшие личностно-профессиональные качества телевизионных
медиаменеджеров были выявлены при разработке профессиограммы.
Результаты эмпирических исследований подтвердили положение о
психологической сложности данных субъектов телевизионной творческо-
производственной деятельности, конкретизировали эти характеристики.
5. Управление телевизионными творческо-производственными
коллективами предъявляет повышенные требования к медиаменеджерам, к
стилю управления, что способствует формированию гибкости и
адаптивности, необходимости повышенного внимания управлению
«человеческой составляющей», ориентации на управленческую ситуацию и
психологические особенности объектов управления. В стиле управления
телевизионных медиаменеджеров важную роль играет индивидуальная
ресурсность субъекта управления, творческая индивидуальность
работников, особенности творческих задач.
6. В структуре управленческой компетентности субъектов управления
телевизионными творческо-производственными группами важная роль
принадлежит психологической (и ее конкретным видам - социально-
перцептивной и социально-психологической) и акмеологической
компетентности. Существуют методы и технологии развития
психологической и акмеологической компетентности у медиаменеджеров,
значимые основные социально-психологические условия повышения
эффективности управления телевизионными творческо-производственными
группами.
Социальная психология в решении проблем управления организациями и управления телевизионными творческо-производственными группами
Проблема управления «человеческой составляющей» или персоналом (коллективами) организаций находится в объектном и предметном пространстве психологии управления как науки, входящий в комплекс социальной психологии. Считается, что психология управления начала формироваться на стыке экономики, теории управления, теории организаций, социологии, психологии и других дисциплин. В середине прошлого века начали разрабатываться принципы и концепции психологического управления, в которых рационалистический подход совмещается с поведенческим (П. Друккер, М. Хейч, Д. Марч, Г. Саймон). Они интегрировались с разработками в области промышленной социологии и социальной психологии (Ф. Ротлисбергер, В. Диксон, Э. Маккоби, Т.М. Ньюкомб, Е.Л. Хартли), исследованиями трудовой мотивации . (А.Х. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р.К. Мак-Кинли, Ф.Снелл, Ф. Херцберг), лидерства в организациях (Р. Танненбаум, Д. Дункан, Ф.Е. Фидлер, У. Реддин, Э. Шострем), группового поведения (У. Уайт, Р. Стенсфильд) и пр. Эти и другие исследования стимулировали становление и развитие психологии управления.
Определив свою «научную нишу» и завоевав признание, психология управления получила свое интенсивное развитие в семидесятых-восьмидесятых годах. В те годы психология управления практически отождествлялась с организационной психологией1. Констатировалось, что в общей системе управления организацией, собственно организация деятельности людей и руководство этой деятельностью являются важнейшими ее составляющими. Таким образом, психология управления, как и организационная психология, являются важной частью комплексной науки управления. Главной задачей этой науки провозглашались «...разработка путей и качества жизнедеятельности организационных систем (предприятий и организаций и т.п.) на основе изучения и учета психологических резервов». При этом «психология управления должна исследовать мотивы поведения отдельного человека и коллектива людей при выборе решения управленческих задач»".
В те годы было раскрыто психологическое содержание управления «человеческой составляющей» организации или управления персоналом. Управление персоналом рассматривалось как совокупность целенаправленных действий руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений, включающих: определение потребностей в персонале в соответствии с целью и возможностями организации; планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, подбор и высвобождение); расстановку и распределение персонала, его использование; исследование и оценку персонала, движение в системе управления, траекторию карьеры; личностно-профессиональное развитие персонала, повышение квалификации, образования, компетенции, накопление опыта; мотивацию и стимулирование персонала, создание благоприятных условий для эффективной деятельности .
В проведенных исследованиях отмечалось, что управление «человеческой составляющей» является крайне сложной проблемой, требующей специальной управленческой (прежде всего психологической) подготовки, роль которой вследствие технократических ориентации кадров управления обычно недооценивалась.
В соответствии с данными исходными предпосылками формировалась и проблематика психология управления. В сфере ее интересов были вопросы управления трудовыми коллективами, психологические аспекты организации труда, стили руководства коллективом, содержание управленческой деятельности и личностно-профессиональные качества руководителя и пр. Отметим, что уже в те годы проводилась четкая граница между руководством, организационной деятельностью и управлением.
В последующие годы в работах по психологии управления приоритетное внимание уделялось именно этим проблемам. В исследованиях А.В.Филиппова анализировались психологические признаки управленческой деятельности (цели, объекты, функциональные связи, отношения, способы переработки информации, активность, особенности общения и пр.), субъективные факторы информационного обмена, структура деятельности субъекта управления, управленческие навыки и умения (в описательной форме), описывались важнейшие личностно-профессиональные качества управленческих кадров.
Развитие теории психологии управления потребовало обоснования ее предмета, методологических принципов, целей и задач, основных проблем6. Большее внимание уделялось обоснованию методов исследования, применяемых в психологии управления, описанию личностно-деловых и личностно-профессиональных качеств руководителя, психическим состояниям в процессе деятельности и их влиянию на эффективность управления.
Общие и особенные психологические характеристики субъектов творческо-производственной деятельности на телевидении как объектов управления
Прежде, чем проанализировать социально-психологические аспекты управления телевизионными творческо-производственными группами, рассмотрим общие и особенные психологические и социально-психологические характеристики субъектов творческо-производственной деятельности . Необходимость такого рассмотрения обусловлена двумя причинами. С одной стороны, это соответствует важному принципу управления, согласно которому эффективным управление будет тогда, когда хорошо известны характеристики управляемого объекта" . С другой стороны, это связано с проблемой взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ). В соответствии со статьей 38 Закона РФ «О средствах массовой информации», «...граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц». В связи с этим многие доллшостные лица и государственные служащие обязаны информировать СМИ о своей деятельности и существующих проблемах. Данное информирование связано с необходимостью взаимодействия с представителями СМИ. При этом многие настроены на конструктивное общение и взаимодействие. Однако в этом деле имеется немало сложностей. В частности, в настоящее время мало изучены вопросы, связанные с профессиональными и психологическими характеристиками субъектов деятельности СМИ. В первую очередь речь идет о журналистах, режиссерах, редакторах и др. Их типичных профессиональных приемах работы, личностных особенностях, способствующих или препятствующих установлению контактов с ними, индивидуальны стилях деятельности, проявления психологической компетентности, возможным наличием профессиональных деформаций личности и мн. др. Ведь взаимодействие со средствами массовой информации - это, прежде всего, взаимодействие с субъектами деятельности в СМИ. Иными словами, при декларации намерений взаимодействовать со- СМИ практически не учитываются характеристики объектов взаимодействий. Отсюда очень трудно ждать продуктивного диалога или социального партнерства, на что и направлены эти связи со СМИ. Таким образом, изучение и описание общих и особенных психологических характеристик субъектов творческой деятельности на телевидении является актуальной научной и практической задачей. Особенно она важна для тех, кто осуществляет управление телевизионными творческими группами - руководителей дирекций, редакций, студий, каналов, то есть, если использовать новый профессиональный термин, мадиаменеджеров.
В творческо-производственных телевизионных группах, как отмечалось, такими субъектами творческо-производствениой деятельности и важными объектами управления, с которыми осуществляется непосредственное взаимодействие медиаменеджера, являются в первую очередь телевизионные журналисты и режиссеры. Из-за ограниченности объема диссертационного исследования другие категории творческих телевизионных работников как объекты управления нами рассматриваться не будут.
Первичный теоретический анализ проблемы, наблюдение за профессиональной деятельностью творческих работников телевидения, общение с ними показали, что с психологической точки зрения они относятся к ярко выраженному профессиональному типу личности"". Проблема профессионального типа разрабатывается в психологии труда и профессий. В них отмечалось, что решение сходных, хотя и творческих задач, сложившийся ритм деятельности, условия ее осуществления, типичные реакции и оценки результатов их деятельности и пр. формируют определенный личностный «психологический профессиональный профиль» творческого телевизионного работника («человека телевизионного»). Для них характерны проявления профессионального восприятия любой информации, людей или событий, оценки значимости. Весьма характерным является профессиональное мышление, профессиональные интересы, сформированные в процессе длительного выполнения профессиональной деятельности личностно-профессиональные свойства и пр. Это сказывается не только на особенностях выполнения профессиональной деятельности, но и на поведении, общении и отношениях, что особенно характерно для телевизионных творческих работников (Гаймакова Б.Д., Гостев А.А., Егоров В.В., Зазыкин В.Г., Карелина В.М., Шкопоров Н.Б. и др.).
Результаты эмпирических исследований и их обсуждение
В соответствии с поставленными в диссертации задачами на первом этапе эмпирических исследований была осуществлена разработка профессиограммы руководителя творческо-производственного телевизионного подразделения, группы (медиаменеджера). Это необходимо для того, чтобы реализовать методологический принцип исследования - единства личности и деятельности. То есть изучение социально-психологических аспектов управления телевизионными творческо-производственными группами должно осуществляться в неразрывной связи с изучением личностно-профессиональных качеств и умений субъектов управления - медиаменеджеров. Напомним, что в зависимости от вида телевизионного канала или компании основными творческо-производственными группами являются: дирекции (информационных и публицистических программ), студии (художественного вещания), редакции (научно-популярных программ). Иногда в структуру дирекции входят студии или редакции и творческие группы. Считается, что телевизионными медиаменеджерами являются руководители телевизионных каналов или компаний и их заместители, руководители дирекций, студий и редакций (и их заместители, если эти подразделения являются крупными), а так же руководители специальных дирекций (по связям с общественностью, международным связям, программирования и др.).
Профессиограмма медиаменеджеров разрабатывалась с помощью профессиографического анализа . Данный анализ проводился автором и под его непосредственным руководством на протяжении нескольких лет в различных телевизионных компаниях (ТВЦ, «Культура», ВГТРК). В процессе профессиографического анализа использовались следующие конкретные методы: - наблюдение; - изучение результатов деятельности, анализ ошибок; - экспертные оценки (экспертами являлись руководители дирекций, студий и редакций, всего 16 человек); - обобщались результаты исследований в этой области; - использовался собственный опыт работы в «электронных СМИ», опыт коллег. Полученные результаты анализа и информация структурировались по традиционным схемам, разработанным в психологии труда и управления.
Представим обобщенный вариант профессиограммы медиаменеджера.
Роль и место в системе средств массовой информации. Медиаменеджер является ключевой фигурой в любой телевизионной компании, на любом телевизионном канале. Именно медиаменджер определяет художественную или информационную политику дирекции, студии или редакции. Участвует в разработке «политики» или «идеологии» телевизионного канала или компании. Разрабатывает перспективные и оперативные планы работы или программы, осуществляет общее руководство и контроль исполнения. Разрабатывает принципы и направления кадровой политики, участвует в подборе кадров на ответственные должности.
С точки зрения психологии управления медиаменеджер - это субъект управления, то есть «управленец», отличающийся большой самостоятельностью в работе, несущий персональную ответственность за работу крупного структурного подразделения, принимающий во многих случаях окончательные решения. Именно проявления субъектности в управлении являются главными отличительными особенностями современного телевизионного медиаменеджера.
Деятельность медиаменеджера телевизионной компании или канала с точки зрения профессионального типа относится к классу деятельностей системы «человек-человек» и «человек - коллектив», «человек-большие социальные группы» по классификации Е.А.Климова, это обусловливает высокие психологические требования к личностно-профессиональным качествам и умениям.
Стилеобразующие характеристики эффективного управления телевизионными творческо-производственными группами
Важной социально-психологической особенностью управления организациями или предприятиями является стиль управления и его влияние на эффективность управления. Проблема стилей управления возникла по сути дела со становлением психологии управления и до сих пор не потеряла своей актуальности. На первых этапах стиль управления практически отождествлялся со стилем руководства, в дальнейшем по мере развития психологии управления произошла естественная дифференциация этих понятий. Стиль управления определяется как система устойчивых стратегий, способов и тактик деятельности и поведения, на которые преимущественно ориентирован субъект управления в своей управленческой деятельности. Исходя из данного понимания сущности стиля управленческой деятельности, предполагалось, что должна существовать устойчивая связь между важнейшими личностными характеристиками субъекта управления, системой ценностей, личностных смыслов, мотивов и отношений . Хотя отмечалось, что личностные характеристики являются важными, но не единственными факторами формирования индивидуального стиля управления. С другой стороны целенаправленное влияние на данную систему внутренних условий субъекта управления должно позволить совершенствовать стиль управления, повышать его эффективность. Стиль управления, являясь интегративной характеристикой, поддается сознательной регуляции.
Широкое распространение получили различные типологии стилей управления. Начиная с работа К.Левина, выделившего три основных стиля управления - авторитарный, демократичный и анархичный, исследования в этой области позволили расширить представления о стилях управления. В частности, в отечественных исследованиях получила распространение следующая типология - директивный, коллегиальный и либеральный с соответствующими описаниями их содержания. Р.Блейк и С.Мутон обосновали наличие пяти стилей управления, но при этом утверждали, что самый эффективный стиль управления - групповой или коллегиальный. Эта мысль неоднократно повторялась и в отечественных исследованиях по психологии управления. В то же время отмечалось, что стиль управления должен обязательно соответствовать уровню группового развития и характеру межличностных отношений.
Имеется большой массив публикаций, содержащих описания концепций, моделей и типологий стилей управленческой деятельности, которые являются детализацией или конкретизацией проявления отмеченных стилей (Волков И.П., Журавлев А.Л., Кайдалов Д.П., Китов А.И., Кричевский Р.Л., Ражак М.М., Суименко Е.И., Филиппов А.В., Шакуров Р.Х. и др.). Были выделены и описаны следующие стили: дистанционный, контактный, проблемно-организующий, формалистический, административный, эвристический, мотивационно-пассивный, номотетический, транзактный и многие другие. Однако далеко не все получили практическое признание. Исключение составляет семифакторная модель стилей управления, разработанная А.А.Русалиновой.
Большее распространение получила типология, разработанная А.Л.Журавлевым, согласно которой выделялись семь основных стилей управления: директивный индивидуальный; коллегиальный индивидуальный; либеральный индивидуальный; директивно коллегиальный; директивно-либеральный; коллегиально-либеральный; смешанный стиль71. Каждый из отмеченных стилей является композицией различных характеристик стиля управления (от 16 до 30).
Исследования индивидуального стиля управления в контексте решения задач развития профессионализма субъектов управления, позволили по-другому взглянуть на данную проблему (Деркач А.А.). В соответствии с выделением поэлементной структуры деятельности, предложенной Н.В .Кузьминой, были раскрыты следующие характеристики индивидуального стиля управления: гностическая деятельности (пассивный, активный, активно-продуктивный, творческий стиль); - проектировочная деятельность (ситуативный, проблемно-поисковый, целеполагающий, системно-образующий стиль); конструктивная деятельность (утилитарный, компилятивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий и творческий стиль); - коммуникативная деятельность (дистанционный, избирательно-контактный, коллективистский, товарищеский стиль); - организаторская деятельность (авторитарный, демократический, либеральный, делегирующий стиль).