Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Бзезян Анастасия Амбарцумовна

Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика
<
Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бзезян Анастасия Амбарцумовна. Социально-психологические особенности отношения к дискриминации представителей этнических групп с различным типом внешнего облика: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Бзезян Анастасия Амбарцумовна;[Место защиты: Южный федеральный университет].- Ростов-на-Дону, 2015.- 240 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Социально-этно-психологический анализ проблемы отношения к дискриминационному поведению другого 19

1.1. Виды дискриминации и ситуации актуализации дискриминационных практик 19

1.2. Отношение к дискриминации как вид отношения к поведению Другого 26

1.3. Влияние этнических факторов на актуализацию дискриминационного поведения 34

1.4. Внешний облик представителей этно-культурных групп как фактор отношения к их дискриминации . 42

1.5. «Аppearance»-стереотипы как основа отношения к дискриминации 54

1.6. Методический подход к изучению отношения к дискриминационному поведению, направленному на представителей этно-культурных групп, отличающихся типом внешнего облика 60

Выводы по Главе I 71

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование отношения к дискриминационному поведению другого, направленного на представителей этнических групп с различными типами внешнего облика 76

2.1. Цель, предмет, гипотезы, задачи и этапы исследования 76

2.2. Сравнительный анализ эмоционально-оценочного компонента отношения русских и армян к этническим группам 81

2.3. Сравнительный анализ «Аppearance» стереотипов этнических групп между группами «русские» и «армяне» 84

2.3.1. Особенности «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин с различными типами внешнего облика в группе «русские» 85

2.3.2. Особенности«Appearance»-стереотипов мужчин и женщин с различными типами внешнего облика в группе «армяне» 91

2.3.3. Сравнительный анализ содержания и степени позитивности «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин с различным типом внешнего облика между участниками исследования «русские и «армяне» 95

2.4. Сравнительный анализ уровней принятия в группах «русские» и

«армяне» дискриминационного поведения Другого, направленного на

представителей этнических групп в различных ситуациях взаимодействия 101

2.4.1. Особенности принятия группой «русские» дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этнических групп 101

2.4.2. Особенности принятия группой «армяне» дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этнических групп 104

2.4.3. Сравнительный анализ принятия группами «русские» и «армяне» дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этнических групп 107

2.5. Анализ взаимосвязей между позитивностью эмоционально-оценочного отношения к этническим группам, позитивностью-негативностью «Appearance»-стереотипов и уровнем принятия дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этнических групп с различными типами внешнего облика 112

2.6. Сравнительный анализ выраженности типов этнической идентичности и этноцентризма в группах «русские» и «армяне» 115

2.7. Сравнительный анализ степени позитивности эмоционально-оценочного компонента отношения к этническим группам, степени позитивности «Аppearance»-стереотипов, уровней принятия дискриминационного поведения Другого между участниками исследования, отличающимися типом этнической идентичности 121

Выводы по Главе II 133

Заключение 141

Литература

Внешний облик представителей этно-культурных групп как фактор отношения к их дискриминации

Понятие дискриминации, критерии определения ее видов, как правило, обсуждаются в контексте неравных возможностей [48], несправедливого обращения [79], ограничений [18; 132], в связи с ущемлением, нарушением и лишением прав [19; 43; 60], предпочтений в пользу определенной социальной группы [115]. Исследователи единодушны в понимании дискриминации как практики социального различения, ограничения или предпочтения на основе какого-либо признака, приводящей к нарушениям прав одних людей и расширению возможностей и прав других. Основаниями для выделения видов дискриминации выступают социально-демографические характеристики (пол, возраст), антропологические характеристики (раса), социально-стратификационные (этническая принадлежность, статус), идеологические (религия). На базе данных критериев, рассматривают такие виды дискриминации, как гендерная, возрастная, расовая, этническая, классовая и религиозная. Данные виды дискриминации не исчерпывают всех существующих: в ряде работ рассматриваются виды дискриминации, основанные на сексуальной ориентации [54], болезни, психическом расстройстве или инвалидности [32; 43], дискриминация по образованию и опыту работы, по месту проживания [73], «профессиональная», «трудовая», «бытовая» и другие [18; 48; 115; 132]. Исходя из современных работ, в которых показано, что различные виды дискриминации могут сопрягаться, можно выделить такой вид дискриминации как множественная. Так, в работах, рассматривающих «профессиональную» дискриминацию, где объектами выступают женщины и пожилые люди, чаще всего говорится о гендерно-возрастной дискриминации [48; 83; 115; 132]. Например, по данным Т.Ю. Стукен более 10 % объявлений о трудоустройстве на российском рынке труда содержат требования к полу работника и более 25,2% вакансий предполагает наличие определенных возрастных ограничений [132]. Лян Минь Янь, рассматривая основания дискриминации, распространенные при приеме на работу в Китае, утверждает, что к кандидату-женщине при приеме на работу, зачастую предъявляются требования, такие как красивая внешность, хорошая фигура и высокий рост, объективно не влияющих на реализацию должностных обязанностей [73]. Данный пример демонстрирует практику гендерной дискриминации, совмещенной с дискриминацией по внешности. В ряде зарубежных работ также дискриминация на основе внешнего облика рассматривается в контексте гендерной дискриминации, проявляющейся в лишении вакантной должности, где объектами дискриминации выступают женщины, не соответствующие неким «эстетическим» нормативам [149; 151; 158; 160; 162]. А.В. Микляева приводит исследования, где возрастная дискриминация сопрягается с этнической: пожилые люди китайского происхождения получали более низкие оценки, по сравнению с европейцами [83]. В ряде работ подчеркивается связанность этнических и религиозных негативных стереотипных представлений, лежащих в основе этнической и религиозной дискриминации. Так, по словам П.В. Пинаева, Ю.Ю. Яцкевич, с помощью СМИ после Чеченской войны был сформирован образ «врага русской нации – кавказцев. Этот образ связывает «Кавказ, ислам и терроризм в единую «нить угрозы» [97, С. 143].

Дискриминация подразделяется также на индивидуальную и групповую [48], персональную и институциональную [54; 141]. Под персональной дискриминацией понимается совокупность дискриминационных действий отдельных людей, а под институциональной – дискриминационная политика, законодательно закрепленная и реализуемая организациями и общественными институтами [54]. В работах отмечается, что в современном мире в противовес институциональной – «неприкрытой» дискриминации появляются новые формы дискриминации, носящие «скрытый» характер, в связи с пропагандой полит-корректности и антидискриминационных практик. Так, Э.Г. Аронсон замечает, что предрассудки, обуславливающие дискриминационное поведение, в совре 21 менном обществе продолжают существовать в «скрытых формах, став менее заметными», а явные формы дискриминации, официально закрепленные и выраженные в документах, издаваемых органами государственной власти, сменились на косвенные [9, С. 304]. Э.Г. Аронсон пишет: «большинство, вероятно, считает себя свободным от предрассудков, в то же время, продолжая дискриминационную политику в отношении групп меньшинств, но только уже в менее очевидных формах» [9, С. 321]. То же самое отмечают Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейсберг, подчеркивая: «под воздействием современных общественных норм, люди начинают менее охотно демонстрировать свои предубеждения… Предубеждения сегодня выражаются более завуалировано, чем раньше» [141, С. 98]. R. Regoli, в контексте изучения расизма в американской культуре, подчеркивает, что расизм проявляется в разных формах: в одних случаях – это явно и гротескно, а в других он выражается тонко, завуалированными способами. «Скрытый» расизм, по его мнению, определяет, на ком женятся люди, кто получает лучшую медицинскую помощь, учится в лучших государственных школах, работает на лучших рабочих местах и т.д. [157]. В.А. Шнирельман пишет о «новом расизме» или «культурном расизме», прослеживающемся, во взглядах политиков, журналистов, ученых [145; 146]. Исследователь считает, что в основе завуалированных форм расизма, «культурного расизма» лежит страх утраты культурных ценностей доминирующего большинства [145, С. 132]. Как пишет В.А. Шнирельман: «расизм… с устрашающей скоростью завоевывает медийное пространство, соблазняет некоторых ученых, входит в бытовой язык, руководит действиями скинхедов и начинает влиять на общественные настроения» [146, С. 10]. По его мнению, в основе «расиализации» лежит культура, а «культурный расизм» представляет собой дискриминацию мигрантов местным населением, оправдывающим данные действия «культурными различиями» [145, С. 140]. Ученый замечает, что в «новом расизме» человек рассматривается как член этнической группы, «пассивно усваивающий ее нетленные ценности и механически воспроизводящий свойственные ей стереотипы поведения», а ин 22 формация об этнической принадлежности становится достаточной, чтобы предсказывать мысли и поведение человека, что приводит к появлению терминов, таких как «лица кавказской национальности» [146, С. 15].

В филологических работах представлен подход к проблеме дискриминации с позиции «Языка вражды», фиксирующий проявления дискриминации в средствах массовой информации как в завуалированной форме, так и в явной: рост негативных высказываний, использование дискриминирующей лексики, призывов к дискриминации и насилию, распространенность вербальных обозначений внешнего облика, усиливающих этническую дифференциацию и актуализирующих враждебные чувства к представителям «других» групп, включение в состав «языка вражды» все больше и больше обозначений внешнего облика с негативной коннотаций [2; 31; 40; 45; 58; 147]. По мнению Е.О. Автае-вой, пресса является инструментом дискриминации, а журналистские публикации зачастую посредством «языка вражды» разжигают и поддерживают нетерпимость в отношении представителей религиозных, этнических, сексуальных меньшинств [2].

Методический подход к изучению отношения к дискриминационному поведению, направленному на представителей этно-культурных групп, отличающихся типом внешнего облика

На основе описательных статистик были получены средние показатели оценок соответствия позитивных и негативных личностных характеристик этнокультурным группам [Таблица 6 Приложение 3]. Анализ средних показателей соответствия позитивных и негативных личностных характеристик мужчинам и женщинам с различными типами внешнего облика позволяет сделать вывод о том, что «Appearance»-стереотипы мужчин и женщин со славянским типом внешнего облика имеют в группе «русские» достаточно высокую степень позитивности и низкую степень негативности по сравнению с «Appearance»-стереотипами мужчин и женщин с кавказским и азиатским типами внешнего облика.

В целом, оценки соответствия позитивных и негативных личностных характеристик зависят от принадлежности мужчин и женщин к определенной этнокультурной группе. Этот вывод подтверждают данные сравнительного анализа (Z-критерий) [Таблицы 7, 8 Приложение 3] оценок соответствия позитивных и негативных личностных характеристик мужчинам и женщинам с различными типами внешнего облика.

В соответствии с показателями Z-критерия можно констатировать, во-первых, то, что участники исследования, принадлежащие к группе «русские», намного выше оценивают соответствие позитивных личностных характеристик мужчинам и женщинам со славянским типом внешнего облика, по сравнению с мужчинами и женщинами с кавказским и азиатским типами внешнего облика. Во-вторых, участники исследования, принадлежащие к группе «русские», значимо выше оценивают соответствие негативных личностных характеристик мужчинам и женщинам с кавказским и азиатским типами внешнего облика по сравнению с мужчинами и женщинами со славянским типом внешнего облика. В-третьих, оценка соответствия позитивных личностных характеристик женщинам с азиатским типом внешнего облика значимо выше, чем оценка соответствия позитивных личностных характеристик женщинам с кавказским типом внешнего облика, но оценка соответствия позитивных личностных характеристик мужчинам с кавказским типом внешнего облика выше, чем оценка соответствия позитивных личностных характеристик мужчинам с азиатским типом внешнего облика. В-четвертых, участники исследования, принадлежащие к группе «русские», значимо выше оценивают соответствие негативных личностных характеристик мужчинам и женщинам с кавказским типом внешнего облика по сравнению с мужчинами и женщинами с азиатским типом внешнего облика.

Таким образом, наиболее позитивными являются «Appearance»-стереотипы мужчин и женщин со славянским типом внешнего облика, а наиболее негативными являются «Appearance»-стереотипы мужчин и женщин с кавказским типом внешнего облика.

С помощью процедуры квартилирования были выделены ядро и периферия «Appearance»-стереотипов, включающие различные личностные характеристики, что позволяет осуществить содержательный анализ «Appearance»-стереотипов и выделить те личностные характеристики, которые чаще всего оценивались участниками исследования, принадлежащими к группе «русские», как соответствующие мужчинам и женщинам с различными типами внешнего облика [Таблицы 9, 10 Приложение 3]. В ядро «Appearance»-стереотипов вхо 87 дят те личностные характеристики, которые чаще всего рассматриваются участниками исследования из группы «русские», как соответствующие или в большей степени соответствующие, чем не соответствующие (3-4 балла), а периферия «Appearance»-стереотипов включает те личностные характеристики, которые либо не соответствуют, либо в большей степени не соответствуют, чем соответствуют (1-2 балла).

С целью проведения сравнительного содержательного анализа ядра и периферии «Appearance»-стереотипов участников исследования из группы «русские» были взяты за основу самые высокие показатели верхнего и нижнего квартилей. Самые высокие оценки соответствия личностных характеристик, вошедших в ядро, наблюдаются в «Appearance»-стереотипах мужчин и женщин со славянским типом внешнего облика, а самые высокие показатели соответствия личностных характеристик, которые образуют периферию, наблюдаются в «Appearance»-стереотипах мужчин и женщин с кавказским типом внешнего облика (М = 2,6). Этот показатель указывает на то, что в периферию «Appearance»-стереотипов могут входить личностные характеристики, соответствие которых мужчинам и женщинам с различными типами внешнего облика оценивается как в большей степени соответствующее, чем не соответствующее.

Если оценки соответствия личностных характеристик, образующих ядро «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин со славянским типом внешнего облика, и оценки соответствия личностных характеристик, образующих периферию «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин с кавказским типом внешнего облика, взять за точку отсчета, то с содержательной стороны «Appearance»-стереотипы выглядят так, как представлено в Таблице 1.

Из данных, приведенных в Таблице 1, следует, что содержание ядра «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин со славянским типом внешнего облика включает только позитивные личностные характеристики.

Сравнительный анализ «Аppearance» стереотипов этнических групп между группами «русские» и «армяне»

Таким образом, тип этнической идентичности оказывает влияние на степень позитивности-негативности «Appearance»-стереотипов в сочетании с при 127 надлежностью мужчин и женщин к определенной этнической группе: у гиперидентичных более позитивные и менее негативные «Аppearance»- стереотипы мужчин и женщин со славянским типом внешнего облика по сравнению с кавказским и азиатским типами внешнего облика; у участников исследования с индифферентным и невыраженным типами этнической идентичности увеличивается степень позитивности «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин с кавказским и азиатским типами внешнего облика, а также повышается степень негативности «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин со славянским типом внешнего облика.

В завершающей части данного параграфа рассмотрим различия в уровнях принятия дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этнических групп в различных ситуациях взаимодействия, между участниками исследования, отличающимися типами этнической идентичности. В результате выполненных нами расчетов [Таблицы 45, 46 Приложение 6] было установлено, что у участников исследования с гиперидентичностью общий уровень принятия дискриминационного поведения Другого значимо выше по сравнению с участниками исследования с индифферентным (t= -4,551, при p 0,001) и невыраженным (t= 3,559, при p 0,01) типами этнической идентичности, а также по сравнению с теми, у которых, одновременно, выражены два типа этнической идентичности (индифферентная этническая идентичность и гиперидентичность) (t= 2,631, при p 0,05). У этих участников исследования общий уровень принятия дискриминационного поведения Другого выше, чем у участников исследования с невыраженным типом идентичности (t= 1,824, при p= 0,075).

Эти данные позволяют заключить, что интегральный показатель (общий уровень) принятия дискриминационного поведения Другого в различных ситуациях взаимодействия детерминирован типом этнической идентичности участников исследования. Тип этнической идентичности влияет следующим образом на общий уровень принятия дискриминационного поведения: уровень принятия дискриминационного поведения существенно повышается у гиперидентичных, за ними по уровню принятия дискриминационного поведения Другого идут участники исследования с индифферентной этнической идентичностью, за которыми следуют участники исследования с невыраженным типом этнической идентичности.

В Таблицах 6-7 приведены t критерии, которые фиксируют значимые различия между показателями уровня принятия дискриминационного поведения Другого участниками исследования с различными типами этнической идентичности в связи с изменением различных переменных видов ситуаций взаимодействия: тип внешнего облика, гендер объекта дискриминации [Таблицы 38, 39 Приложение 6].

Различия в уровнях принятия дискриминационного поведения Другого участниками исследования с различными типами этнической идентичности в связи с такой ситуативной переменной, как тип внешнего облика объекта дискриминации Сравниваемые типы этнической идентичности тип внешнего облика (ВО) t p индифферентная этническая идентичность - гиперидентичность Славянский тип ВО -1,212 ,228

Исходя из данных, приведенных в Таблице 6, можно сделать вывод о том, что у участников исследования с гиперидентичностью степень принятия дискриминационного поведения Другого изменяется в зависимости от типа внешнего облика объекта дискриминации. У них степень принятия дискриминационного поведения Другого существенно повышается, если в качестве объекта дискриминации выступают представители этнических групп с кавказским и азиатским типами внешнего облика, по сравнению с участниками исследования с индифферентным, невыраженным типами этнической идентичности, а также по сравнению с теми, у которых выражены два типа этнической идентичности (индифферентная этническая идентичность и гиперидентичность). В то же время эти участники исследования в большей степени принимают дискриминационное поведение Другого, направленное на представителей этнических групп с кавказским типом внешнего облика, по сравнению с участниками исследования с невыраженным типом этнической идентичности.

В Таблице 7 отражены значения t-критерия, которые фиксируют значимые различия между показателями уровня принятия дискриминационного поведения Другого участниками исследования с различными типами этнической идентичности в связи с гендером и типом внешнего облика объекта дискриминации. Из данных, приведенных в Таблице 7, следует, что у участников исследования с гиперидентичностью степень принятия дискриминационного поведения Другого значимо выше, если в качестве объекта дискриминации выступают мужчины и женщины с кавказским и азиатским типами внешнего облика, по сравнению со степенью принятия дискриминационного поведения Другого участниками исследования с индифферентным, невыраженным типами этнической идентичности, а также по сравнению с теми, у которых выражены два типа этнической идентичности (индифферентная этническая идентичность и гиперидентичность). Участники исследования с индифферентной идентичностью или с выраженными двумя типа этнической идентичности (индифферентная этническая идентичность и гиперидентичность) в большей степени принимают

Сравнительный анализ принятия группами «русские» и «армяне» дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этнических групп

Уровень принятия дискриминационного поведения Другого в различных ситуациях взаимодействия детерминирован типом этнической идентичности участников исследования. Тип этнической идентичности влияет следующим образом на уровень принятия дискриминационного поведения Другого: уровень принятия дискриминационного поведения существенно повышается у гиперидентичных, за ними по уровню принятия дискриминационного поведения Другого идут участники исследования с индифферентной этнической идентичностью, за которыми следуют участники исследования с невыраженным типом этнической идентичности.

Таким образом, отношение к дискриминационному поведению Другого, направленного на представителей этнических групп с различным типом внешнего облика, обусловлено сочетанием трех групп факторов: 1. Этно– социально-психологическими характеристиками субъекта отношения к дискриминации (этническая принадлежность («русские» и «армяне»), тип этнической идентичности, степень позитивности эмоционально - оценочного компонента отношения к этническим группам, степень позитивности «Аppearance»-стереотипов субъекта принятия дискриминационного поведения Другого. 2. Этно-социально-психологическими характеристиками объекта дискриминации: этническая принадлежность объекта дискриминации, обозначенная посредством типа внешнего облика («славянский, кавказский, азиатский типы внешнего облика» и его гендер. 3. Видом ситуаций дискриминации («Оказание услуги», «Совместное проживание», «Прогулка по городу»), в которых изменяется контекст проявления дискриминационного поведения, гендер и тип внешнего облика объекта дискриминации.

Рекомендации по практическому использованию полученных результатов. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности психологов, педагогов, конфликтологов, специалистов, занимающихся регуляцией межэтнических отношений, проблемами формирования позитивного отношения к мигрантам, отличающимся типом внешнего облика от коренного населения. Результаты исследования могут применяться в процессе создания программ по борьбе с экстремизмом, этнофана-тизмом и ксенофобией. Разработанные методы могут быть использованы с целью диагностики отношения к дискриминации сотрудников общеобразовательных учреждений, работников различных государственных структур, коммерческих организаций, с целью прогнозирования поведения людей в ситуациях обыденного, межэтнического взаимодействия. Теоретические выводы и полученные эмпирические данные могут быть включены в курсы лекций по социальной и этнической психологии, по психологии конфликта, по психологии безопасности, в спецкурсы, направленные на обучение межкультурной коммуникации и т.д.

Перспективы дальнейшего исследования. Развитие исследований в данной области предполагает привлечение различных контекстов жизнедеятельности человека и группы (этно-антропо-лукизм в профессиональной, в семейной сфере, в сфере досуга и т.д.). Не менее важным является изучение отношения к дискриминационному поведению Другого жителей различных регионов России, жителей мегаполюсов, больших и малых городов. В рамках социальной психологии необходимо продолжение исследований, направленных на изучение отношения к дискриминационному поведению Другого в связи с дифференциацией различных этнических, социальных групп на основе критериев «свой-чужой». Перспективным является направление изучения отношения к дискриминационному поведению Другого как производной опыта межэтнического общения, включения – отчуждения людей с определенным типом внешнего облика в круг общения. Значимым является изучение динамики принятия дискриминационного поведения Другого в связи с жизненно важными событиями, в связи с этапом жизненного пути. Необходимо продолжить исследования, в которых бы изучались не только этническая принадлежность, гендер дискриминируемого человека или групп лиц, но и гендерно - этническая принадлежность субъекта отношения к дискриминации. Важным направлением исследования отношения к дискриминационному поведению Другого является расширение видов когнитивных переменных, которые могут повлиять на этот процесс, в частности, изучение представлений о враге, включающее гендерные аспекты, систему взаимоотношений, характеристики внешнего облика и принадлежность к этнической группе. Дальнейшее изучение отношения к дискриминационному поведению Другого может быть осуществлено в направлении исследования взаимосвязей между восприятием, оценкой дискриминационных действий и уровнем сформированности установок толерантного поведения.