Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища Тимохович Александра Николаевна

Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища
<
Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимохович Александра Николаевна. Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 2003 165 c. РГБ ОД, 61:04-19/93-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Шоу как зрелищное общение . 12 - 38

1.1. Формирование интереса к шоу . 14-19

1.2.Роль активности аудитории. 19 - 29

1.3. Общение - одно из важнейших признаков шоу. 29 - 38

ГЛАВА II. Технологии шоу и их социально-психологическое значение . 39

2.1. Способы активизации восприятия аудиторией шоу . 39 - 44

2.2. Методы психологического воздействия шоу. 44-56

2.3. Имидж шоу как социально-психологический феномен . 56 - 71

ГЛАВА III. Исследование факторов, влияющих на популярность шоу . 72-150

3.1. Анализ российских рейтинговых исследований музыкального шоу-бизнеса . 72 - 82

3.2. Эмпирическое исследование факторов популярности шоу. 82-146

3.3. Рекомендации для организаторов шоу. 146-150

Заключение. 151 -152

Библиографический список. 153 - 158

Приложение. 159 - 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Данная тема является особенно актуальной на сегодняшний день. Известно, что в России существует немалое количество концертных залов, площадок, стадионов, на которых проводятся различные зрелищные акции. Но не всегда эти зрелищные мероприятия проходят с

* аншлагом, имеют весомый общественный резонанс, соответствуют
необходимым этическим нормам. Очень много менеджеров, которые
работают в области шоу-бизнеса, занимаясь организацией концертов,
часто выпускают из виду необходимые элементы, влияющие на
популярность мероприятия, и, как следствие, на его посещаемость и
окупаемость, и самое главное, на эффект воздействия мероприятия на
людей.

# Исследование проблемы популярности шоу приобретает в
последнее время все большую практическую и теоретическую
значимость.

Коммерческий успех деятельности шоу, устойчивость шоу в

условиях постоянно меняющегося социально-экономического уклада,

сохранение лидерской позиции на рынке зрелищных услуг — во многом

решаются за счет феномена популярности шоу.

^ Уровень популярности представителей музыкального шоу-бизнеса

отображается в рейтинговых исследованиях, проводимых различными

агентствами, которые часто не имеют теоретического обоснования

индикаторов популярности.

V Исследование популярности представляет особый интерес для

| социальной психологии, а именно сферы социальной перцепции, которая

включает в себя область процессов восприятия социальных объектов:

людей, социальных групп, больших общностей. Только психологи, имея в арсенале соответствующие методики, могут исследовать факторы, влияющие на процесс восприятия, сформированный образ, оценить степень влияния различных факторов на формирование образа, изучить систему категорий, которыми пользуются различные группы в процессе социальной перцепции.

Таким образом, актуальность темы исследования продиктована острой практической потребностью в данных знаниях, а также недостатком научных работ в данной области.

Проблема

В настоящее время организаторы шоу уделяют не достаточно внимания условиям проведения шоу в социально-психологическом аспекте, влияющем на популярность шоу у аудитории. Как следствие, на сегодняшний день наблюдается низкая популярность многих шоу, которые представляют собой эстетический интерес и имеют большую социальную значимость.

Проблемная ситуация

Существует явное несоответствие между ожиданиями аудитории от конкретного шоу и тем, что организаторы шоу предлагают аудитории.

Объект исследования

Шоу как музыкальное массовое зрелище.

6 Предмет исследования

Социально-психологические факторы, влияющие на популярность шоу.

Основная гипотеза исследования

Существует зависимость между уровнем популярности шоу и степенью приверженности шоу социально-психологическим факторам.

Цель исследования

Выявить социально-психологические факторы, влияющие на популярность шоу.

Задачи исследования

1. Проанализировать процедуры проведения и результаты рейтинговых исследований популярности представителей и продуктов музыкального шоу-бизнеса, провести экспертный опрос с целью выявления факторов, влияющих на популярность шоу.

2. Разработать теоретическую основу модели социально-
психологических факторов, влияющих на популярность шоу.

3. Раскрыть социально-психологические особенности восприятия
шоу массовой аудиторией.

  1. На основе теоретических выводов сконструировать идеальную с точки зрения восприятия массовой аудиторией модель популярного шоу.

  2. Выработать практические рекомендации для организаторов шоу.

Научная новизна исследования

Проблема изучения факторов, влияющих на популярность шоу, является научно не разработанной с социально-психологической точки зрения. В России проводились исследования, посвященные изучению причин популярности телевизионных и радиопередач, артистов, политических деятелей. Но проблемой изучения факторов, влияющих на популярность шоу у аудитории никто не занимался с научной точки зрения.

Предпринятое исследование является одной из первых социально-психологических работ, целенаправленно рассматривающих проблему выявления причин популярности шоу с социально-психологической точки зрения. При этом выявляются и систематизируются социально-психологические факторы объективного и субъективного порядков, непосредственно влияющие на степень популярности шоу у массовой аудитории. Это дало возможность разработки принципиально нового подхода к созданию и организации шоу на основе реконструкции его наиболее психологически приемлемой модели для массовой аудитории.

Основные моменты новизны могут быть сформулированы следующим образом:

  1. При рассмотрении проблемы выявления факторов, влияющих на уровень популярности шоу с позиции социальной психологии, применены данные смежных наук: теории и истории культуры, общей психологии, социологии, теории и организации массовых зрелищ.

  2. Предложена концепция принципиально нового подхода к созданию и организации шоу на основе реконструкции его наиболее психологически приемлемой модели для массовой аудитории.

  3. Исследован и введен в научный обиход новый эмпирический материал ( организована Национальная Академия зрелищ и массовой

культуры, организованы и проведены Ежегодные церемонии вручения премии «ОВАЦИЯ», проект «Площадь Звезд»).

  1. Выявлена зависимость уровня популярности организованного шоу от степени приверженности разработанным социально-психологическим факторам.

  2. Разработаны практические рекомендации для организаторов шоу.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Данная работа выражает творческое намерение изучить и осмыслить проблему популярности шоу.

Основные ее положения и результаты анализа дают обоснование реальной тенденции к многообразному развитию и актуализации феномена популярности шоу.

В чисто практическом плане диссертационная работа может оказаться полезной для работников государственных и частных учреждений и организаций, создающих и тэоводящих различные шоу.

В этом убеждает то, что основные идеи, разработанные в диссертации, были в свое время применены при организации Национальной Академии зрелищ и массовой культуры, а также применяются до сих пор при организации и проведении Ежегодной церемонии вручения премии «ОВАЦИЯ» , в реализации проекта «Площадь звезд», в работе которых автор принимала непосредственное участие.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интерес аудитории определяет особенности восприятия
массовых зрелищ и в конечном счете эффект их воздействия на
общественное, групповое и индивидуальное сознание.

2. Взаимодействие аудитории с шоу носит активный характер.
Направления активности аудитории связаны со степенью удовлетворения
ее потребностей.

3. Включенность и активность аудитории на каждой стадии
развития шоу ( возникновение, функционирование, потребление )
определяет популярность шоу.

4. Шоу, воздействующие на три компонента психики
( когнитивный, аффективный, поведенческий ), с акцентом на
аффективный, наиболее популярны среди массовой аудитории.

Методологическая база исследования

Исследование проводилось в категориальном поле социальной психологии, но для его проведения потребовались знания других смежных наук: социологии, психологии, теории и истории культуры, теории и организации массовых зрелищ. В процессе своей работы автор опиралась на произведения А.Банфи, Г.М.Андреевой Н.Хренова, Ю.А.Богомолова, А.В.Ратнера, исследования российских и зарубежных ученых В.А.Барабанщикова, Д.Клаппера, В.М.Самойленко, Д.Н.Узнадзе, Е.Уваровой, использовала идеи философов и мыслителей прошлого, положения, выводы которых являются прочной теоретической основой, ясным методологическим ориентиром, позволяющим определить новые подходы в исследовании данной темы.

Методы исследования

Решение задач диссертационного исследования осуществлялось посредством основных теоретических методов научного познания: анализа, синтеза, абстрагирования, проблематизации, критики, схематизации, категоризации, а также ряда эмпирических методов сбора и обработки данных социально-психологического исследования.

В соответствии со спецификой исходной информации, в качестве

основных эмпирических методов были выбраны: экспертный опрос,

і включенное структурированное наблюдение, квази-эксперимент,

контент-анализ. Проведение количественной обработки данных

осуществлялось с использованием прикладных компьютерных программ.

Надежность и достоверность полученных результатов

0 Достоверность научных положений и выводов обеспечивалась

применением комплекса процедур и методов, адекватных целям и задачам исследования. Валидность и надежность полученных результатов обеспечивалась выбором адекватных методов качественного и количественного анализа, использованием стандартных пакетов

прикладных программ.

Апробация работы

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
1. Активность аудитории при восприятии массовых

зрелищных мероприятий/ЯТроблемы управления и рыночная экономика:
социально-философские, психологические и экономические аспекты.
Сборник научных работ. Москва, ГАУ, 1993.

2. Аспекты формирования интереса к мероприятиям
массовых зрелищ с социально-психологической точки
зрения//Управление и рынок: теоретические и практические аспекты.
Сборник научных работ аспирантов. Москва, ГАУ, 1993.

3. Аналитический обзор рейтинговых исследований.// Вестник ГУУ
серия «Социология и управление персоналом» №7,2003.

Основные положения, содержащиеся в диссертации, обсуждены на научно-практических конференциях:

  1. Особенности социального восприятия массовых зрелищных мероприятий молодежной аудиторией.//Всероссийская научно-практическая конференция «Экономическая реформа в России — итоги и перспективы». Москва, ГАУ, 1993.

  2. Социально-психологические аспекты формирования положительного имиджа к шоу-зрелищным мероприятиям на примере концертной деятельности/ЛЗсероссийская научно-практическая конференция. Москва, ГАУ, 1992.

  3. Имидж шоу//18 Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления». Москва, ГУУ, 2003.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав: первая глава — «Шоу как зрелищное общение»; вторая глава - « Технологии шоу и их социально-психологическое значение»; третья глава - «Исследование факторов, влияющих на популярность шоу»; заключения, библиографического списка, включающего 121 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, приложения. Основной текст изложен на 158 страницах, содержит 21 рисунок и 3 таблицы.

Формирование интереса к шоу

Несмотря на трудность формализации распространенного понятия, приходится дифференцировать его от востребованности и кассовости. Жанровая адресность в связи с функциональной дифференциацией искусства вынуждает разделять два типа популярности - скрытую или интраверсивную и открытую или экстраверсивную. Любое зрелище первоначально предназначено для общего просмотра и группового восприятия, сопряженного с индукцией кооперативных эффектов психики. Так, трагедия для античного общества имела такое же консолидирующее значение, как для современного российского общества - информационно-аналитическая публицистика, только существенно большее количественно из-за отсутствия многих альтернативных форм искусства. После возникновения новое направление искусства вплоть до жанра дифференцируется и детализируется, одновременно происходит процесс индивидуализации восприятия: для одних людей потребность в искусственной виртуальной или отображенной реальности определяется возможностью возврата к общению и интеграции в свою часть структурированного общества, для других - напротив, уходом во внутренний иллюзорный мир. Зависит это от интравертированности или экстравертированности личности в сочетании с жанром и многих других причин. Популярным можно назвать шоу, которое пользуется широкой і известностью, признанием. То есть, чем большее количество людей посетило шоу, и чем большее количество людей высоко его оценило, тем шоу популярнее. Понятие популярности в современном музыкальном шоу-бизнесе не существует без понятия рейтинга и чаще всего заменяется им. Фактически рейтинги более или менее адекватно отражают популярность. Понятие "популярности" напрямую связано с понятием "интерес", поскольку именно интерес людей к определенной теме, жанру, форме сценического действия является ведущим фактором популярности. Интерес людей определяет особенности восприятия шоу и в конечном счете эффект их воздействия на общественное, групповое и индивидуальное сознание. Поэтому, чтобы выяснить: почему некоторые шоу популярны, а другие - нет (т.е. почему по отношению к одним шоу возникает интерес, а к другим - нет ) нужно рассмотреть аспекты формирования интереса к шоу.

Прежде, чем начать рассмотрение проблемы по существу, хотелось бы коснуться чисто терминологических вопросов. В психологии интересом называется одна из форм направленности личности, связанная с проявлением познавательной потребности. Интерес - это сосредоточение внимания на определенном феномене, причем положительно эмоционально окрашенном. Интерес проявляется в познавательной деятельности, при этом его содержание может обогащаться, включая в себя новые связи. Интерес возникает на основании познавательного влечения ( желаний ) к действительности и в процессе развития может перерасти в устойчивую личностную потребность, склонность. [60; 86 ] Поэтому очень важно найти пути повышения интереса людей к шоу. Остановимся на схеме формирования, развития и установления интереса. Рассмотрим структуру личности Д.Н.Узнадзе. - личность - это элемент памяти общества, т.е. знаний, умений, навыков, накопленных за период исторического развития общества; - личность - это узел культуры, т.е. норм, требований, предъявляемых в обществе к каждой группе, социальному институту; - личность - это продукт активности, так как она добивается удовлетворения своих потребностей. Как видно из схемы, в центре личности находится ядро. То, что скрыто в ядре, обычно не осознается. Чем ближе к ядру, тем элемент устойчивее. Самыми близкими к ядру являются: знания, принципы, ориентация. Это чрезвычайно стойкие элементы. Если ломается часть этих элементов, то человек перестает существовать как личность. Эти элементы формируются в процессе жизни человека за счет поступающей оперативной информации, за счет правил и норм, которые диктует общество человеку, за счет личных интересов человека, которые складываются в процессе его активности. В основе интересов лежат мотивы. Мотив - это побуждение к і ! деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков 1 личности. [ 86 ] Мотивы, как правило, очень неустойчивы. Развитие интереса происходит под воздействием системы ценностей носителя интереса. Смысл этого воздействия видится в том, что с і 1 помощью системы ценностей потребности ранжируются по степени их предпочтения. На систему ценностей влияет положение субъекта в обществе, в системе общественных статусов. Более определенные интересы перерастают в установки. Установка - это готовность к определенному виду социальной активности, ориентация на какую-либо ценность, отношение к чему-либо или кому-либо. [ 86 ] Объективной формой проявления установки ( интереса ) служит конкретное поведение.

Способы активизации восприятия аудиторией шоу

Можно выделить три основные фазы процесса восприятия шоу: - предкоммуникативная (выбор зрелищного мероприятия для посещения, формирование установки) -коммуникативная (которая включает в себя непосредственно перцепцию, ассоциацию, эмоции, воображение, память, интеллектуальные механизмы ) -посткоммуникативная (размышления под впечатлением увиденного). Аудитории в силу общепсихологических особенностей свойственно, прежде всего, эмоционально-чувственное отношение к культуре и к музыкальной в частности. Чувственное восприятие приводит к преобладанию у аудитории нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Аудитория ищет эмоционально-нравственное, с одной стороны, и развлекательное, с другой, в зрелищных мероприятиях.

Эти особенности приводят к тенденции облегченного художественного восприятия зрелищных мероприятий, которая выражается в: одомашнивании культурного досуга; большой ориентированности самого шоу, самих творцов на немедленное, сиюминутное признание у массовой аудитории. Стремление к максимальной популярности затрудняет решение сложных творческих задач, снижает уровень эстетического воздействия.

Процесс восприятия шоу имеет коллективный характер. Всякое коллективное восприятие характеризуется тем, что индивидуально-психологические особенности здесь оттесняются на второй план. Воспринимая действие в некотором коллективе, зритель как бы растворяется в нем и предстает уже не только личностью, руководствующейся лишь индивидуальным вкусом. В его поведении, восприятии, оценках многое определяют коллективные эмоции и установки.

По мнению К.Станиславского, все элементы «воздействуют общим дружным натиском на целую толпу зрителей, заставляя биться сразу, в унисон, тысячи человеческих сердец. Насьпценная атмосфера зрелища развивает массовую эмоцию, заразительную своим стадным чувством. Зрители взаимно гипнотизируют друг друга, тем самым еще сильнее раздувают силу сценического действия. »[99]

Важнейшими характеристиками зрелищного искусства являются: эффект соучастия, сопереживание и сотворчество зрителя.

Эффект соучастия - одна из важнейших характеристик шоу. Он достигается тем, что каждый составляющий элемент зрелищного представления направлен на зрителя, организует его внимание, создает впечатление. Такое вовлечение зрителя в процесс действия рассчитано, естественно, на определенный, заранее ожидаемый результат, и делает шоу важнейшим средством нравственно-эстетического воспитания и идеологического значения в борьбе за массовое сознание в самых первичных его формах.

Эстетическое наслаждение зависит от характера восприятия шоу. Все компоненты художественно-зрелищного явления обладают качеством зрелищности, т.е. подчинены законам визуального воздействия и ориентированы на восприятие, его нужно рассматривать в непосредственной зависимости от зрителя, во взаимодействии с ним. Такое рассмотрение порождает сложности. В зрелищном искусстве пластический, художественно-декоративный, музыкальный, литературно-драматический компоненты существуют как "целокупность" (по терминологии Гегеля).

Выделение одного из них с целью рассмотрения его ориентированности на зрительское восприятие или определение меры его воздействия, не представляется строго корректным: целостность разрушается, восприятие обнаруживает свою дробность. Пользуясь категориями целого и составного при анализе взаимодействия, следует помнить об их ограниченности.

Каждый компонент зрелищного действия обращен к зрителю, подчинен организации его внимания, его впечатлений. Речь (слово), пластика (жест), вещественная среда, динамические, механические эффекты составляют систему воздействия, развернутую на зрителя, которая в конечном итоге формирует образ действия.

Именно так: не перед зрителем, не для зрителя, а на зрителя. Этот терминологический нюанс подчеркивает нацеленность шоу, каждого его элемента на восприятие и оценку активно действующей личности.

Понятие "зрелищность" можно истолковать следующим образом: это система экспрессивно-динамических эффектов и приемов вовлечения зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом. Зрелищные и слуховые моменты играют важную роль при восприятии шоу. Но процесс восприятия шоу не может сводиться только к движению сенсорики и к участию апперцепции. Необходимо также учитывать весь художественный и социальный опыт личности, а также предуготовленность зрителя к восприятию. В восприятие включаются также регуляция внимания, извлечение и интерпретация смысла художественной знаковой системы и другие процессы.

Имидж шоу как социально-психологический феномен

Популярность шоу является слагаемым множества факторов. Поскольку на сегодняшний день существует большое количество различных шоу, то реальной становится потребность выделиться в массе себе подобных, завоевать определенную известность, приобрести репутацию. Организаторы шоу активно стремятся привлечь внимание к данному шоу конкретных адресных групп: партнеров, спонсоров, рекламодателей и просто широкие слои аудитории. С этой целью организаторы шоу активно используют традиционные формы промоушн: неустную рекламу в СМИ, организацию презентаций, приемов, выпуск сувенирной продукции с соответствующей атрибутикой, создание видеоклипов, хайпинг. Данные формы промоушн не только выполняют функцию информирования конкретных адресных групп, но и направлены на образование положительно окрашенного имиджа шоу.

Так или иначе имидж как социально-психологический феномен затрагивает жизнь любого шоу. Однако, организаторы шоу не всегда имеют ясное представление о природе этого феномена и способах управления им.

Заимствование самого понятия имидж из сферы зарубежной рекламной практики, требует перевода этого термина не только с английского на русский, но и с бытового языка на научно-теоретический. При этом с необходимостью встает задача выделения психологической сути феномена имиджа, прослеживания связи с другими общепсихологическими и социально-психологическими понятиями.

Имидж означает в переводе с английского «образ», «изображение», «отображение», «подобие» [ 3 ]. Видимо поэтому в большинстве переводных книг «образ» и «имидж» употребляются как синонимы.

Давайте рассмотрим несколько определений имиджа, которые даются в различной литературе.

Определение имиджа Д.А.Леонтьева: «это представление, которому присуща устойчивость, сходство выделенного набора качеств у различных людей». [ 70 ]

Дэвис Д.Э. : «Имидж - это образ в снятом виде, содержащий интегральную оценку совокупности физических, социальных и психологических свойств товара, человека, явления, выступающих как значимые характеристики для потребителя». [ 39 ]

«Имидж - мыслительный образ, отражение, представление, символ. И как производное от сознания - достаточно приближенное к реальному объекту отражение, его можно определить как совокупность представлений о человеке, товаре, фирме или организации». [ 21 ]

Виханский О.С. в книге «Стратегическое управление» дает общее определение имиджа: «Имидж - это устойчивое и распространенное представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных конкретному объекту».

Г.М Андреева рассматривает имидж как один из механизмов внушения и дает ему следующее определение: «имидж — это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта.м [ 4 ]

В.Н.Куницына: « Имидж - это образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.» [ 23 ]

Итак, имидж шоу - это чистый результат взаимодействия/интеракции всех впечатлений, опытов, надежд, чувств и знаний людей о шоу.

Рассмотрев используемые в современной литературе определения имиджа, мы пришли к выводу, что все они в той или иной степени сводятся к положению о том, что имидж - это целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта (в исследуемом случае шоу) в сознании людей. Имидж обладает рядом признаков. Прежде всего, это социальное явление. Имидж не существует только на уровне отдельного человека. Говорить о том, что объект имеет имидж, можно при соблюдении двух условий. Во-первых, объект должен быть известен какой-либо группе людей. Если какой-либо части общества ничего не известно о существовании того или иного шоу, то для них оно как бы не существует. Во-вторых, объект должен быть значим для членов этой группы или групп, вызывать к себе интерес, привлекать внимание. Это необходимо потому, что человек обладает выборочным вниманием, отсеивающим, как сквозь сито, незначимые объекты. Имидж всегда упрощен по сравнению с объектом, публичным портретом которого является. Имидж в определенной степени соответствует объекту, но живет самостоятельной жизнью. Имидж не является чем-то однажды заданным, сформированным. Он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в связи с изменениями в самом носителе или в групповом сознании. Обычно имидж обладает совокупностью признаков-атрибутов, которые присущи самому объекту. Эти признаки могут существовать объективно или же могут просто приписываться объекту людьми. Поскольку в норме имидж адекватен своему носителю и обладает его существенными чертами, он выделяет объект-носитель среди подобных объектов, подчеркивает его особенности и специфику. Имидж имеет статистический характер. Это означает, что нельзя говорить об имидже в обществе вообще. В рамках социума всегда существуют группы людей с разными характеристиками (например, по уровню доходов или уровню образования). Поэтому один и тот же объект может обладать различными имиджами в восприятии различных групп людей. В лучшем случае можно говорить о преобладающем имидже у большинства членов общества Имидж активен по своей сути. Он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения. Как следствие, аудитория отдает предпочтение тем или иным шоу.

Анализ российских рейтинговых исследований музыкального шоу-бизнеса

Уровень популярности представителей и продуктов музыкального шоу-бизнеса непосредственно отображается в рейтинговых исследованиях.

С начала 90-х годов в России стали активно проводиться рейтинговые исследования, касающиеся разнообразных сфер социальной действительности.

Рейтинг - это способ группировки какой-либо совокупности по заранее выбранным критериям.

Первоначально рейтинговой оценке подвергались политические деятели, средства массовой информации, телевизионные передачи и ведущие. Однако, со временем на российском рьгаке появилось достаточное количество агентств, которые отслеживают рейтинги различных объектов буквально во всех сферах действительности.

На сегодняшний день на российском рынке существуют как специализированные рейтинговые агентства ( например, «Эксперт РА», «Первое независимое рейтинговое агентство», «Standart @ Poor s» ), так и ряд фирм и организаций, которые наряду с другими социологическими исследованиями проводят также рейтинговые исследования ( например, Всероссийский Центр изучения общественного мнения, «COMCON», «GFK-VCIOM», «Gallup-Media» ). Также существует ряд информационных агентств, которые также проводят рейтинговые исследования ( например, Агентство печати новости, ИТАР-ТАСС, «Интер-факс» ). Кроме того, рейтинговые исследования являются очень популярными в российских СМИ. Практически любое печатное издание, радиостанция, телевизионный канал проводят свои внутренние рейтинги ( например, популярности ведущих, рубрик) на разнообразные темы.

В соответствии с интересующей автора диссертации тематикой более детально были изучены музыкальные рейтинги представителей и продуктов шоу-бизнеса.

В начале 90-х годов достаточно популярными стали рейтинги артистов и продуктов музьпсального шоу-бизнеса, проводящиеся различными печатными изданиями ( газетами «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда» и многими другими ), которые опирались на мнения читательской аудитории. Но подобные рейтинги имели достаточно сомнительный успех, так как строились они на мнениях той части аудитории, которая имела желание и возможность позвонить или написать в редакцию и отдать свой голос за определенного артиста.

В результате аналитического обзора проводимых рейтинговых исследований представителей и продуктов музьпсального шоу-бизнеса выяснилось, что подобные рейтинги строились в основном на фактах объема продаж кассет и дисков конкретного артиста.

Отдел изучения музьпсального рынка информационного агентства InterMedia регулярно проводит исследования, основная цель которых -показать издательскую активность артистов ( как российских, так и из ближнего и дальнего зарубежья ) на российском музыкальном рынке. Информационной методической основой исследования являются базы данных агентства: «Альбомы», «Чарты», Цены», «События», данные премии «РекордЪ» и оригинальные разработки экспертов InterMedia. На основе изученной информации строится рейтинг издательской активности артиста.

Исследователи музыкального сайта Musicguide разработали специальный коэффициент издательской активности - КИА, отражающий уровень популярности конкретного артиста, основывающийся на количестве переизданий альбомов артиста. КИА представляет собой объективную величину, формирующуюся путем умножения количества выпущенных и переизданных альбомов на количество лет в периоде исследования. Однако, КИА не является абсолютным индексом популярности, поскольку не учитывает ни концертную деятельность, ни PR-активность, но дает ясное представление об уровне востребованности музыкальной продукции на рынке. Например, если в период 8 лет альбомы артиста переиздавались 10 раз на одной или в различных компаниях, то КИА будет равен 80.

Представительство британской маркетинговой компании Market Research Company ежеквартально проводит независимые исследования музыкального рынка России и составляет рейтинг, основанный на объемах продаж компакт-дисков. Исследование охватывает 50 лучших магазинов Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России. Рейтинг публикуется в нескольких периодических изданиях.

Но, как мы видим, в подобных рейтингах акцент делается на издательскую активность артистов и не распространяется на концертный бизнес. К тому же данные подобных исследований, методика их разработки и проведения, практически никогда не разглашаются заинтересованным слоям аудитории, поскольку являются ноу-хау фирмы, которая проводила конкретное исследование.

Однако, отношение к существующим рейтингам не однозначно. Любое проводимое профессионалами рейтинговое исследование имеет по крайней мере два слоя результатов. Верхний слой предназначается для широкой публики. Логика интерпретации публикуемых цифр в нем предельно простая и прямая, без контекста. Аудитории предлагаются основные цифры предпочтений участников исследования, и совершенно очевидные вьгооды. Делается акцент на том, что аудитории не навязывается точка зрения исследователя, ведь аудитория сама может сделать простой вывод, опираясь на показатели рейтинга. Но любые цифры можно трактовать по-разному. Состоятельные в научном плане вьгаоды можно сделать только на основании сложной и многомерной интерпретации данных, которая все равно будет иметь субъективный отпечаток. Во втором слое результатов рейтинговых замеров (предназначенном не для широкой публики, а для серьезного заказчика ) максимально учитывается контекст, в котором респонденты обозначали свои предпочтения. А потом идет своего рода перевод тех же цифр замера из контекста опроса в прогнозируемый контекст. В соответствии с выбранной тематикой данной диссертационной работы меня интересуют принципы построения рейтингов популярности представителей и продуктов музыкального шоу-бизнеса. Можно выделить разные типы рейтингов в зависимости от способа построения рейтинга и типа первичной информации для его построения. Рейтинги могут строиться на основе единственного вопроса-индикатора, ряда индикаторов и на основе сравнений объектов.