Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Молодёжная субкультура как социально-психологический феномен 15
1.1 Понятие молодёжных субкультур 15
1.2 Социально-психологические факторы формирования молодёжных субкультур 26
1.3 Социально-психологическая направленность и классификация молодёжных субкультур 39
1.4 Средства массовой информации о молодёжных субкультурах 55
Глава 2 Социально-психологические характеристики направленности представителей молодёжных субкультур 64
2.1 Социально-психологические качества представителей молодежных субкультур 65
2.2 Характеристики мотивационной сферы представителей молодёжных субкультур 77
2.3 Диспозиционная концепция регуляции социального поведения представителей субкультур 85
Глава 3 Эмпирическое исследование социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур и молодёжи ориентированной на доминирующую культуру 104
3.1 Социально-психологические качества представителей молодежных субкультур и молодёжи ориентированной на доминирующую культуру 104
3.2 Анализ мотивационного и регуляторного компонентов социально-психологической направленности молодежи 144
Заключение 159
Список используемых источников
- Социально-психологические факторы формирования молодёжных субкультур
- Средства массовой информации о молодёжных субкультурах
- Диспозиционная концепция регуляции социального поведения представителей субкультур
- Анализ мотивационного и регуляторного компонентов социально-психологической направленности молодежи
Социально-психологические факторы формирования молодёжных субкультур
Брейк-данс (англ. Breakdance — «ломаный танец») — вид «танца в кругу», возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. Конкуренция групп порождала усложнение брейка как танца и его растущее значение как ценности в молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством агрессивности молодых людей («танцевальные битвы»: один из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл») [37].
История граффити начинается в середине 1960-х годов в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован «бомбинг» (to bomb - «бомбить») - практика писания на стенах общественных зданий своих имен как художественно оформленных текстов. Граффити (ит. graffito - «нацарапанный») - вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артди-зайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику [102].
Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через соз дание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др. По своему происхождению хип-хоп культура связана с бедными «цветными» кварталами крупных городов США и отразила черты культурных паттернов ряда этнических групп. Так, за основу брейк-данса взяты афро-американский ритм и черты народного «танца в кругу», элементы акробатики, афро-бразильской борьбы капоэйро, приемы китайского кун-фу [39, с. 147]. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира. В своих некоммерческих формах хип-хоп культура не требует от молодежи больших финансовых вложений, дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности этой субкультурной конструкции [37].
Экономический кризис в Америке в 70-х годах, получил свой отголосок в Европе в 80-е, отметился спад производства, правительственные игры в «Холодную войну» уже не могли отвлекать население на внешнего врага, и молодёжь с юношеским максимализмом стала протестовать против политической и расовой разобщенности в мире. Музыкальные группы середины 80-х годов заполнили свой репертуар озлобленными песнями социальной направленности.
В Советском Союзе была одна официальная молодёжная организация ВЛКСМ, в рядах которой состояла практически вся молодёжь нашей страны. Маленькие асоциальные группы, скорей криминального характера, не приносили никакого ощутимого дискомфорта. 1957 год разорвал «крепкие ряды» Советской молодёжи привнеся в них смуту сомнений и жажду свободы. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проведённый в Москве позволил молодым людям открыто контактировать со своими зарубежными сверстниками и непосредственно познакомиться с проблемами молодёжи Запада. Тесные рамки «тимуровских» и юннатских неформальных объединений стали рушить ся. Свежий поток талантов хлынул на самодеятельные эстрады, покоряя своим зажигательным задором и современной музыкально-танцевальной культурой. Всё это испугало официальных руководителей, и в обществе началась организованная травля новой эпатажнои культуры, получившая название «борьба со стилягами».
В 60-е годы в ведущих культурных центрах страны сформировался контингент интеллигентных подростков, который имел черты «позитивной» молодежной субкультуры с присущим ей сильным воздействием на личность. Если судить по признаку доминировавших в те годы умонастроений, то 60е годы можно охарактеризовать как «технократические». Эти процессы, в частности, привели к тому, что в школьных классах (подростковой среде) реально сформировалось нечто вроде субкультуры «продвинутых», в образовательном смысле ребят, серьезно и без всякого давления со стороны взрослых занимавшихся самообразованием (главным образом путем чтения литературы, нередко довольно сложной). Наряду с «технократической», или «естественнонаучной» субкультурой во взрослой и в подростковой среде возникли в те годы субкультуры, с гуманитарной направленностью, но менее влиятельные и менее многочисленные. Обе эти субкультуры не были антагонистами друг по отношению к другу, тесно взаимодействовали и вместе образовывали своего рода «интеллигентскую» субкультуру. Возникновение интеллигентской субкультуры в подростковой среде было крупным и многообещающим событием в социальной истории страны. Первая ее важная роль заключалась в том, что она служила (или, точнее, потенциально могла служить) своего рода школой и поставщиком научных и технологических кадров самой высокой квалификации, прививая подросткам даже не столько знания, сколько мотивацию бескорыстного служения науке. Вторая роль этой субкультуры, заключалась в том, что в тех местах, где она набрала силу, она существенно потеснила, а местами (в отдельных школах, классах или микрорайонах) полностью вытеснила противостоящую ей агрессивную субкультуру, опираясь при этом на высокий престиж культуры, образо вания и профессиональной карьеры в сфере интеллектуального труда. Шестидесятые годы были годами больших, но несбывшихся надежд [106].
В 70-е гг. в нашей стране параллельно комсомолу и рядом с ним начинается становление неофициальной молодежной культуры, носителями и выразителем которой являлись все новые и новые неформальные движения, молодежные объединения, в основном копирующие западные аналоги, например, «хиппи», «рокеры», «панки» [77]. Их появление явилось молодежным бунтом против бюрократического механизма, действовавшего в тот период. Это был своего рода протест части молодежи против формализма в комсомоле и других общественных организациях. Протест против тоталитарной системы подавления официально непризнанных интересов молодых и неудовлетворительной организации досуга. В силу общей социально-политической ситуации в стране эти группы находились в «андеграунде». Поэтому и протест этот был скорее интеллектуальным, нежели действенным. Молодые слушали запрещенных «битлов», «самиздат» перепечатывал статьи из зарубежных журналов. В эти же годы в молодежную среду входят и постепенно становятся модными наркотики и токсины, позволяющие постичь «истинную реальность», популярность приобретают всевозможные мистические, эзотерические, трансцендентные учения, верования и т.д.
Средства массовой информации о молодёжных субкультурах
Под характеристиками мотивационной сферы представителей молодёжных субкультур понимается роль и структура мотивационной сферы.
Роль мотивационной сферы в социально-психологической направленности молодёжи заключаются в определении масштаба и характера личности. Сфера мотивационная - образуется иерархической структурой мотивов, присущих индивиду. Сферой мотивационной определяется масштаб и характер личности [13]. В психологии нет единого мнения по поводу сути мотивационной сферы приводятся самые различные психологические феномены - намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И.Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х.Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А.Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А.Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К.Платонов); предметы внешнего мира (А.Н.Леонтьев); условия существования (К.Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С.Мерлин) соображение, по которому субъект должен действовать (Ф.Годфруа) [54].
Мотивационная сфера наиболее точно определяется термином «мотивация», который используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (мотивы, потребности, цели, интересы и т.п.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивационная сфера сочетает в себе двоякую природу мотивации и систему факторов, и процесс поддерживающей поведение людей.
Основными составляющими, определяющими структуру мотивационной сферы личности, являются мотивационные характеристики: потребности, мотивы, цели и интересы. У представителей субкультуры эмо, готы, хип-хоп идентичные потребности и мотивы. Потребность - переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием [62]. Т.е. потребность -это испытываемая личностью нужда в чем-либо. Потребности человека многообразны, обычно их делят на материальные — потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п. [28, с. 120-121].
Американский психолог А.Маслоу [40] составил иерархическую систему потребностей человека, объединив их в пирамиду потребностей, которая состоит из пяти уровней: самый низший базовый уровень составляют физиологические потребности (пища, вода, сон, жильё и т. д.). Второй уровень включает потребность в безопасности (безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни). Третий уровень социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, взаимопонимание). Четвертый уровень потребности в уважении (самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост). Самый высокий уровень потребность в саморазвитии и самовыражении (познание, самоактуализация, духовный рост) [92].
Немалую роль в постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей [28, с. 120]. Один из детерминантов формирования молодёжных субкультур, возникновение в социуме новых потребностей, для удовлетворения которых создаются эти субкультуры.
В данном исследовании использовалась иерархическая система потребностей человека А.Маслоу [40], проведенный анализ представителей МСК выявил их основные потребности: 1. Получение удовольствий, новых ощущений (снятие напряжения, половые связи, наркотики и алкоголь). 2. Потребность в защите и поддержке. Молодежь, уходя в субкультуры, пытается избежать конфликта с обычными сверстниками и взрослыми. 3. Дружеское общение в кругу равных, когда возникает психологическая установка, которую можно охарактеризовать, как конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы и готовности к принятию групповых норм, убеждений. 4. Потребность в уважении, самоуважении, реализации способностей и успехе. 5. Потребность шокировать и привлекать внимание, для этого используется эпатажная внешность, поведение. У представителей субкультур развито такое качество, как негативизм (нонконформизм) — стремление непременно поступать наперекор позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию. 6. Потребность в самопознании, саморазвитии и формировании собственного мировоззрения и поиска «своего Я».
Мотив в структуре мотивационной сферы занимает ключевое место. Ж.Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать» [12]. В словаре практического психолога мотив определяется как: а) побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; б) предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающей и определяющей выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется; в) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [13]. Мотив — внутренняя сила, которая побуждает человека к активности, к конкретному выбору, решению и действию, характеризует то, ради чего это делается [29, с.660]. Мы будем понимать под мотивами: «внутренние силы, связанные с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности» [28, с. 122].
Диспозиционная концепция регуляции социального поведения представителей субкультур
На рис.6 показаны, характеристики эмоционально-волевых качеств пред ставителей МСК (выделены серым цветом) и ДК (выделены белым цветом). Общими являются характеристики по следующему фактору I «жесткость — чувствительность»: 1) спартанцы, несентиментальные, выносливые у представителей МСК (34%)), у представителей ДК (37%); 2) чувствительные, жеманные, романтичные, мягкие, у представителей МСК (66%), у представителей ДК (63%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»: 1) эмоционально неустойчивые и раздражительные, у представителей МСК (71%), у представителей ДК (46%); 2) эмоционально зрелые и выдержанные у представителей МСК (29%), у представителей ДК (54%). Фактор G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»: 1) не принимающие общепринятые мо-ральные нормы у представителей МСК (74%), у представителей ДК (33%); 2) соблюдающие моральные стандарты и правила, у представителей МСК (26%), у представителей ДК (67%). Фактор О «спокойствие - тревожность»: 1) безмятежные, благодушные, жизнерадостные, у представителей МСК (36%), у представителей ДК (63%); 2) тревожные, депрессивные, у представителей МСК (64%), у представителей ДК (37%). Фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»: 1) со слабой интегрированностью, следуют своим побуждениям, плохо контролируемые, у представителей МСК (72%), у представителей ДК (39%); 2) волевые, действуют по плану, контролируются, у представителей МСК (28%), у представителей ДК (61%). Фактор Q4 «расслабленность - напряженность»: 1) флегматичные, у представителей МСК (24%), у представителей ДК (59%); 2) энергичные, у представителей МСК (76%), у представителей ДК (41%).
МСК и ДК Таким образом в группу риска связанную с уходом в молодёжные субкультуры попадают молодые люди со следующими характеристиками эмоцио 112 нально-волевых факторов: эмоционально неустойчивые и раздражительные (фактор «С»); не принимающие общепринятые моральные нормы (фактор «G»); с пониженной жизнерадостностью, переходящей в беспокойство и склонностью к депрессии (фактор «О»); со слабой интегрированностью и заниженным самомнением (фактор «Q3»), с повышенной возбудимостью, сменяющейся флегматичностью (фактор «Q4»). Коммуникативные качества и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Е, F, Н, L, N, Q2
Результаты исследования коммуникативных качеств и особенностей межличностного взаимодействия представителей субкультур и молодёжи ориентированной на доминирующую культуру (табл.9).
Представители молодёжных субкультур, школьники и студенты вуза общительны, добродушны, участливы, эмоционально восприимчивы, сердечны, естественны. Непринужденные и веселые, идут на поводу, доверчивы, легко приспосабливаются. Студенты техникума критичные, скрытные, обособленные, мрачные, недоверчивые, необщительные, замкнутые.
Представители молодёжных субкультур и студенты вуза властные, напористые, упрямые, настойчивые, непреклонные, склонны к доминированию, самоуверенные, иногда конфликтные и агрессивные, своенравные, непослушные. Школьники и студенты техникума не склоны к доминированию, скромные, уступчивые, подчиняющиеся, послушные, услужливые, экспрессивные, застенчивые, безропотные, пассивные, легко выводятся из равновесия авторитетным руководством.
Представители молодёжных субкультур восторженные, разговорчивые, экспрессивные, беззаботные, невнимательные и небрежные, импульсивные, откровенные, эмоциональные, энергичные, искренние. Школьники и студенты серьезные, осторожные, сдерживают эмоции, спокойные, но беспокоятся о будущем, склоны к самоанализу благоразумные, рассудительные, задумчивые, заботливые.
У представителей молодёжных субкультур и студентов вуза снижено чувство опасности, склонные к риску, смелые, предприимчивые, авантюрные, беззаботные, общительные, сильно выражен интерес к другому полу, активные, добродушные, импульсивные, эмоциональные. Имеют артистические наклонности. Школьники и студенты техникума настороженны, опасливы, сдержанны, внимательны к другим, придерживаются общепринятых правил поведения, предпочитают находиться в тени, большому обществу предпочитает одного — двух друзей.
Представителям молодёжных субкультур свойственна групповая зависимость: несамостоятельные, ориентируются на социальное одобрение, безынициативные, нуждаются в групповой поддержке, следуют за общественным мнением. Школьникам и студентам свойственна независимость от группы, самостоятельность, находчивость, не нуждается в поддержке других людей.
Анализ мотивационного и регуляторного компонентов социально-психологической направленности молодежи
Характеристики личностного компонента (интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества) существенно отличаются у представителей молодежных субкультур и доминирующей культуры.
Характеристики интеллектуальных качеств представителей молодежных субкультур и доминирующей культуры отличаются. Общими являются характеристики по следующему фактору В «интеллект»: 1) преобладает конкретно-образное мышление, у представителей МСК (53%), у представителей ДК (53%); 2) высокий IQ: абстрактность мышления у представителей МСК (47%), у представителей ДК (47%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор М «практичность — мечтательность»: 1) руководствуются практическими соображениями, у представителей МСК (38%), у представителей ДК (57%); 2) богатое воображение, повышенная рассеянность, у представителей МСК (62%), у представителей ДК (43%). Фактор Q1 «консерватизм -радикализм»: 1) имеют установившиеся идеи и мнения, у представителей МСК (36%), у представителей ДК (64%); 2) радикально настроенные и не принимающие установленные правила, у представителей МСК (64%) у представителей ДК (36%).
Характеристики эмоционально-волевых качеств представителей МСК и ДК. Общими являются характеристики по следующему фактору I «жесткость -чувствительность»: 1) спартанцы, несентиментальные, выносливые у представителей МСК (34%), у представителей ДК (37%); 2) чувствительные, жеманные, романтичные, мягкие, у представителей МСК (66%), у представителей ДК (63%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор С «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»: 1) эмоционально неустойчивые и раздражительные, у представителей МСК (71%), у представителей ДК (46%); 2) эмоционально зрелые и выдержанные у представителей МСК (29%), у представителей ДК (54%). Фактор G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»: 1) не принимающие общепринятые моральные нормы у представителей МСК (74%), у представителей ДК (33%); 2) соблюдающие моральные стандарты и правила, у представителей МСК (26%), у представителей ДК (67%). Фактор О «спокойствие — тревожность»: 1) безмятежные, благодушные, жизнерадостные, у представителей МСК (36%), у представителей ДК (63%); 2) тревожные, депрессивные, у представителей МСК (64%), у представителей ДК (37%). Фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»: 1) со слабой интегрированностью, следуют своим побуждениям, плохо контролируемые, у представителей МСК (72%), у представителей ДК (39%); 2) волевые, действуют по плану, контролируются, у представителей МСК (28%), у представителей ДК (61%). Фактор Q4 «расслабленность - напряженность»: 1) флегматичные, у представителей МСК (24%), у представителей ДК (59%); 2) энергичные, у представителей МСК (76%), у представителей ДК (41%).
Характеристики коммуникативных качеств представителей МСК и ДК в целом различаются. Общими являются характеристики по факторам «А» и «N». Фактор А «замкнутость - общительность»: 1) критичные, скрытные, обособленные, у представителей МСК (30%), у представителей ДК (44%); 2) общительные, добродушный, участливые, у представителей МСК (70%), у представителей ДК (56%). Фактор N «прямолинейность - дипломатичность»: 1) непосредственные, непроницательные, у представителей МСК (57%), у представителей ДК (51%); 2) искусственные, проницательные, у представителей МСК (43%), у представителей ДК (49%). Различаются по характеристикам следующих факторов. Фактор Е «подчиненность - доминантность»: 1) покорные, скромные, уступчивый, подчиняющиеся, у представителей МСК (33%), у представителей ДК (53%); 2) властные, упрямые, настойчивые, не склоны к подчнению, у представителей МСК (66%), у представителей ДК (47%). Фактор F «сдержанность - экспрессивность»: 1) серьезные, сдерживают эмоции, у представителей МСК (32%), у представителей ДК (54%); 2) восторженные, экспрессивные, у представителей МСК (68%), у представителей ДК (46%). Фактор Н «робость — смелость»: 1) социальная робость: настороженные, у представителей МСК (40%), у представителей ДК (55%); 2) социальная смелость: авантюрные с заниженным чувством опасности, у представителей МСК (60%), у представителей ДК (45%). Фактор L «доверчивость — подозрительность»: 1) доверчивые, терпимые, покладистые, соглашаются с условиями, у представителей МСК (31%), у представителей ДК (58%); 2) подозрительные, склоны к нетерпимости, ревнивые, у представителей МСК (69%), у представителей ДК (42%). Фактор Q2 «конформизм — нонконформизм»: 1) с повышенной групповой зависимостью, несамостоятельные, у представителей МСК (67%), у представителей ДК (41%); 2) независимые от группы, самостоятельные, решительные, у представителей МСК (33%), у представителей ДК (59%).
Таким образом, из 16-ти личностных качеств общими у представителей субкультуры и доминирующей культуры являются четыре фактора - преобладает конкретно-образное мышление (интеллектуальные); ярко выраженная женственность (эмоционально-волевые); непосредственные, непроницательные; общительные, добродушный, участливые (коммуникативные). Личностный компонент определяет группу риска молодёжи склонной к уходу в субкультуры.
Большинство молодых людей вступают в молодёжную субкультуру, так как она наиболее точно отражает их внутренний мир и душевное настроение. Молодёжная субкультура отождествляет их моральные принципы и убеждения и дает возможность самовыражения и самоопределения.