Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная психология толерантности Бардиер, Галина Леонидовна

Социальная психология толерантности
<
Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности Социальная психология толерантности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бардиер, Галина Леонидовна. Социальная психология толерантности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.05 / Бардиер Галина Леонидовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007.- 457 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-19/19

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научные основы социальной психологии толерантности 25

1.1. Постановка проблемы 25

1.2. Философские основы 29

1.3. Социологические основы 41

1.4. Психологические основы 48

1.5. Социально-психологические модели 81

1.6. Морально-этические и нормативно-правовые аспекты 103

1.7. Теоретическое обоснование концепции 112

Общие выводы по главе 1 122

Глава 2. Теоретико-методические подходы к изучению толерантности . 125

2.1. Концептуальные подходы 126

2.2. Эмпирическая база и парадигмы исследования 138

2.3. Структура и критерии классификации 155

2.4. Методические подходы 166

2.5. Методический инструментарий и программа исследования 170

Общие выводы по главе 2 181

Глава 3. Социальная психология толерантности эмпирические исследования 183

3.1. Толерантность как социальное представление 184

3.2. Личностные детерминанты толерантности 189

3.3. Виды и компоненты толерантности 197

3.4. Факторы толерантности социальных групп 206

3.5. Толерантность в ситуациях обыденной жизни 215

3.6. Толерантность в ситуациях культурного шока 222

3.7. Толерантность как субъективная основа межкультурного общения . 230

Общие выводы по главе 3 241

Глава 4. Прикладная социальная психология толерантности 243

4.1. Цели и задачи прикладной социальной психологии толерантности 243

4.2. Прикладные исследования политической толерантности 247

4.3. Прикладные исследования социально-экономической толерантности .265

4.4. Прикладные исследования толерантности в детской среде 278

4.5. Прикладная социальная психология интолерантности 288

Общие выводы по главе 4 292

Глава 5. Практическая социальная психология толерантности 294

5.1. Цели и задачи практической социальной психологии толерантности 295

5.2. Концептуальные основы фокусно-ориентированного подхода 298

5.3. Эмоционально-ориентированные технологии 305

5.4. Когнитивно-ориентированные технологии 311

5.5. Технологии, ориентированные на совместную работу 314

5.6. Технологии снижения (позитивной трансформации) интолерантности 318

5.7. Эффективность применения фокусно-ориентированных технологий 320

Общие выводы по главе 5 336

Выводы 337

Заключение 342

Литература

Введение к работе

В последние годы в нашу жизнь прочно вошел термин «толерантность». Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике Повышенный интерес к толерантности обусловлен не только ее научной междисциплинарностью, но и потребностями социальной практики, с одной стороны, активно развивающейся в условиях политической модернизации, с другой -порождающей новые социальные процессы и события, которые как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцируют различные по своему характеру проявления интолерантности

Термин толерантность, как правило, применяется в ситуациях, когда чей-то образ чувств, мыслей или действий оценивается как отличающийся от ожидаемо-привычного, выглядит угрожающим и вызывает неодобрение Толерантность подразумевает возможность преследовать (наказывать), но сознательное решение не делать этого Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению и употребляется в связи с проблемами религии, культуры, политики, морали Толерантность, которая часто трактуется как терпимость, означает, что люди готовы терпеть и терпят человека или социальную группу, отличие которых от окружающего большинства вызывает у них раздражение Как социальный термин, толерантность используется для характеристики ситуаций диалога культур, достижения консенсуса, рационального обоснования приоритетности поиска путей мирного и стабильного сосуществования в условиях многообразия Термин интолерантность (нетерпимость) используется для описания ситуаций проявления насилия, дискриминации, нарушения прав человека, нагнетания социальной нестабильности, стремления к жесткому единообразию

Актуальность исследования определяется потребностями социальной практики в меняющихся условиях экономического, политического и социально-культурного развития мирового сообщества и стран - его членов, в число которых входит и Россия Мы вьщеляем три глобальных аспекта актуальности исследования толерантности в современных условиях инструментальный, нормативный и профилактический

Инструментальный аспект выражается в том, что в современном сложном и многообразном мире толерантность служит инструментом обеспечения социального согласия, в особенности между людьми и группами, чьи ценности различаются Технологии обучения толерантности становятся актуальными в контексте формирования культуры ведения переговоров, развития искусства поиска компромиссов при принятии ответственных решений, поиска путей продуктивной конкуренции и сотрудничества между различными финансово-промышленными, политическими и иными социальными группами

Нормативный аспект актуальности исследования толерантности определяется ее связью с общечеловеческими гуманистическими ценностями В контексте этих ценностей толерантность выступает в качестве социально-одобряемой правовой нормы взаимодействия между людьми Принципы взаимодействия, диктуемые этой нормой, заложены в «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО (1995 г) и других международных документах, направленных на обеспечение прав человека

Профилактический аспект актуальности исследования толерантности связан с выработкой социальной стратегии противодействия крайним проявлениям интолерантности, таким как терроризм, экстремизм, этническая нетерпимость, ксенофобия и другие

В Российской Федерации повышенное внимание к вопросам толерантности-интолерантности отмечается как в регионах, так и на общегосударственном уровне В течение пяти лет проводилась работа в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» Принята и уже второй год выполняется программа правительства Санкт-Петербурга «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы» (программа «Толерантность»)

Проблема и степень ее научной разработанности. Несмотря на частое использование относительно нового для российского сознания термина, единства в его понимании и применении пока не наблюдается, а диапазон расхождений во мнениях о том, что такое толерантность и каковы ее границы, достаточно широк Одни авторы пишут о толерантных отношениях и установках, другие - о толерантности как свойстве личности, третьи - о навыках толерантного поведения В литературе можно найти подходы к толерантности как ценностной ориентации, групповой норме, форме социального взаимодействия, механизму общения, результирующей характеристике выхода из конфликтной ситуации, культуре ведения диалога, профессионально-значимом качестве специалистов, работающих с людьми -врачей, психологов, политиков, управленцев, педагогов При этом многочисленные описания и определения в качестве сущностных признаков выделяют разные аспекты толерантности, наполняя само понятие многослойным содержанием, связывая его с разнообразными факторами и детерминантами, предлагая применять для его изучения различные исследовательские парадигмы и инструментарий На этом фоне работ, посвященных сравнительному анализу сущностных определений, концептуальных подходов, исследовательских парадигм и инструментария несоизмеримо мало

Большой вклад в формирование смыслового поля феномена толерантности внесли философы, в работах которых толерантность (обычно переводимая как терпимость) соотносится с целым рядом других феноменов

или понятий, среди которых особый «срединный душевный склад» (Аристотель), социальное сплочение (Платон), степень согласия (Г Лейбниц), веротерпимость (ДжЛокк), доброта (И Кант), самобытность и осознание равноценности всех людей (русские философы -НС Трубецкой, И А Ильин, Н А Бердяев, В Соловьев) В современных философских концепциях толерантность упоминается в связи с проблемами либерализма, национальной идентичности и мультикультурализма (МУолцер, МБ Хомяков) В рамках философской концепции критического рационализма введены основания для определения границ толерантности и сформулирован парадокс толерантности (К Поппер)

В отечественной психологии термин толерантность использовался еще в 60-е гг Б.Г Ананьевым В трудах отечественных социальных психологов имеются прямые или косвенные упоминания о толерантности, о возможных социальных контекстах ее проявления и развития общении, социальном взаимодействии, межличностных и межгрупповых отношениях, социальном познании, групповой динамике, конфликтах, ценностных ориентациях, социальных нормах, мотивации, организационной культуре, менеджменте, массовидных процессах, социальной и культурной адаптации, социально-психологическом тренинге и др (ВС Агеев, Г А Андреева, А Г Асмолов, А А Бодалев, В Л Васильев, Р М Грановская, Н В Гришина, И Н Гурвич, О И Даниленко, А И Донцов, Е К.Завьялова, В Г Каменская, Е С Кузьмин, Л В Куликов, В Н Куницына, Н М Лебедева, И М Никольская, Н Н Обозов, В Н Панферов, БДПарыгин, Л А Петровская, ЮП Платонов, ЛГПочебут, А Л Свенцицкий, В Е Семенов, Е В Сидоренко, 3 В Сикевич, О С Советова, Г У Солдатова, Т Г Стефаненко, Н С Хрусталева, Н Ю Хрящева, В А Чикер, Э С Чугунова и другие)

В рамках основных психологических школ толерантность прямо или
косвенно соотносится с целым рядом хорошо изученных явлений Так,
психоаналитический подход позволяет интерпретировать проявления
толерантности-интолерантности в аспекте функционирования

психологических защит и копинг-стратегий поведения, диалектики самотождественности и внутреннего конфликта человека с внешней средой (3 Фрейд, Р Лазарус, С Фолькман, К Хорни, Э Эриксон и другие) Когнитивная психология дает почву для понимания таких важных механизмов формирования и проявления толерантности-интолерантности, как социальная категоризация, когнитивный диссонанс, социальные установки, социальные стереотипы и атрибуции, социальные представления (Дж Тернер, Л Фестингер, Ф Хайдер, С Московичи и другие) В бихевиористической психологии моделируются отдельные аспекты проявления толерантности-интолерантности, базирующиеся на удовлетворении социальных потребностей, отреагировании социальных страхов, адекватном принятии окружения и самого себя, формировании основ агрессивного поведения - как одной из крайних форм проявления интолерантности (Б Скиннер, Дж Вольпе, А Лазарус, Р Бэрон, Д Ричардсон,

В Ромек) Гуманистическая психология раскрывает нормативную, ценностно-ориентационную и личностно-смысловую стороны толерантности (К Роджерс) Особое внимание уделяется вопросам толерантности в кросс-культурной и этнической психологии, в частности, в связи с понятиями идентичности, межкультурной адаптации, культурного шока (ДжБерри, М Плизент, Г Тэджфел, К Оберг, Ю Мартин, Т Накаяма, Д Мацумото, Н М Лебедева, Г У Солдатова, Т Г Стефаненко, С Д Гуриева, О.С Михалюк, Л Г Почебут, Н С Хрусталева, В Хармз и другие) Противопоставляя количественным психологическим теориям диалектический психологический подход, шведский профессор психологии и социальной работы Б Бёрьесон предлагает понимать идентичность как совокупность альтернативных истолкований своего существования, открывая новые возможности для понимания связи толерантности и идентичности

Концепций и дефиниции толерантности, представленные в психологической литературе, отличаются большим разнообразием и трудно сопоставимы. Так, например, толерантность у разных авторов определяется как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н Эшфорд), как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж Салливан, Дж Пьересон, Дж Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л Г Почебут), как определенное качество взаимодействия (М Мацковский), как особые отношения (С К Бондырева), как снижение сензитивности к объекту (Е Клепцова), как психологическую устойчивость, систему позитивных установок, совокупность индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей (Г У Солдатова) У других авторов в определениях или описаниях толерантности присутствуют образные сопоставления «свое-чужое», «мы-они», «равенство-превосходство», «разные-одинаковые».

Предпринимаются попытки обозначения отличий толерантности от близких понятий, в частности, таких, как терпимость, конформность, доверие, доброта, воспитанность (ААсмолов, Е Клепцова, ВКуницына, Т Скрипкина) Не противоречивы, но и не сопоставимы позиции авторов, предлагающих выделять те или иные детерминанты, факторы, структурные компоненты, качества, свойства, виды, типы, эмпирические свойства толерантности (С Бондырева, ИГриншпун, ЕГундарь, И Дзялошинский Е Клепцова, П Николсон, Б Риердон, 3 Сикевич, М Уолцер, И Шкуратова, Е Шлягина, Э Эйдемиллер и др)

Методический инструментарий исследования толерантности характеризуется очевидным преобладанием количественных методов над качественными Количественные методы, в свою очередь, представлены преимущественно вербальными экспресс-опросниками и разнообразными авторскими анкетами (С Баднер, В В Бойко, В С Магун, М С Мириманова, Г У Солдатова с соавторами, авторские коллективы Ставропольского университета, ИЭА РАН, Московского психо-социального института, центра ЮЛевады и др) Обращений к качественным методам исследования

толерантности крайне мало (А Верховский, О И Даниленко, Н,М Лебедева, Л Г Почебут, 3 В Сикевич, Т Г Стефаненко, Н С Хрусталева и др)

Научно-практические и, в особенности, концептуальные разработки психологических основ профилактики крайних форм интолерантного поведения также не многочисленны (А Г Асмолов, Д В Ольшанский, Л Г Почебут, М Н Решетников и др) Вместе с тем, многочисленные программы, методики и методы формирования толерантности, активно практикуемые на сегодняшний день педагогами, психологами, политологами, социальными работниками и другими специалистами, нуждаются в серьезном научном обобщении и систематизации

Цель теоретико-эмпирического исследования состоит в разработке концептуальных основ социальной психологии толерантности как нового научного направления социальной психологии

Задачи исследования состоят в следующем

  1. теоретико концептуальное описание социальной психологии толерантности, ее предмета, проблематики, категориально-понятийной базы, феноменологии, связи с другими науками, методологии исследования,

  2. теоретическое описание социального поля толерантности-интолерантности, обозначение ее субъектов и объектов, систематизация критериев классификации ее проявлений,

3) разработка психологических объяснительных моделей толерантности,

4) создание и апробация методического инструментария социально-
психологического исследования толерантности,

5) развитие эмпирической базы толерантности,

  1. разработка основ прикладной социальной психологии толерантности, прикладные социально-психологические исследования закономерностей проявления отдельных видов толерантности (интолерантности),

  2. разработка основ практической социальной психологии толерантности, включающей обучение толерантности, профилактику и экспертизу крайних форм проявления интолерантности

Объект исследования. На разных этапах исследования в нем принимали участие школьники, студенты России и США, научные работники, преподаватели, предприниматели, специалисты-практики, государственные служащие, представители общественных организаций География исследования - регионы Северо-Западного, Южного, Поволжского, Центрального, Дальневосточного округов Российской Федерации Общий объем выборки - 2894 человека

Исследование с участием студентов из США проведено как плановое в Невском институте языка и культуры Прикладные исследования взаимодействия общества и власти, отношения студентов к феномену экстремизма, а также исследование посреднической роли сообщества региональных Уполномоченных по правам человека - как плановые в рамках деятельности Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» Прикладные исследования проявлений социально-

экономической толерантности - как плановые в НИЛ социально-экономических проблем предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Толерантность в детской среде изучалась на базе Санкт-Петербургской школы №363

Предмет исследования - теоретико-концептуальное понимание
толерантности как социально-психологического явления и эмпирические
закономерности проявления толерантности (интолерантности) на основных
«срезах» социально-психологической проблематики- обыденного сознания,
личности, сравнения больших социальных групп, субъективных сценариев
общения и социального взаимодействия, а также в трех прикладных областях
социальной психологии толерантности политической, социально-

экономической, толерантности в детской среде.

Гипотезы теоретического и эмпирического исследований

  1. Толерантность - это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия Существует три сферы, в которых могут проявляться эти различия социальные отношения, социальное познание и социальное поведение Структура толерантности включает аффективные, когнитивные и конативные компоненты, поэтому реакция на различия может быть эмоциональной, когнитивной, конативной или комплексной Направленность реагирования определяется стратегиями увеличения значимости признаков различий или поисками значимых признаков сходства

  2. Интенсивность реагирования на различия определяется степенью их социальной и личностной значимости Значимость различий определяется качественными особенностями их социального контекста (напряженностью, опасностью, безысходностью) и степенью позиционности отношений субъекта толерантности с носителями различий (объектами толерантности).

  3. Толерантность может проявляться в формах а) психических процессов (восприятия, мышления, эмоций, воли), б) психических состояний (устойчивости, уравновешенности), в) психических свойств (терпимости, воспитанности, уважительности, доброты) Виды толерантности определяются обусловленностью различий биологической, культурно-психологической или социальной

  4. Направленность и количественная выраженность толерантности (интолерантности) детерминируется специфическим комплексом психологических свойств человека, которые объединяются в три группы психофизиологические, психологические и социально-ролевые свойства

  5. К числу факторов, влияющих на уровень количественной выраженности толерантности (интолерантности) в больших социальных группах, относятся профессиональная занятость, регион проживания и ступень социализации, на которой находятся представители группы

  6. Прикладные направления социальной психологии толерантности могут быть сформированы в соответствии с классификацией видов

толерантности, ее субъектов и объектов, а также - типичных ситуаций проявления толерантности (интолерантности) 7 В основу практической социальной психологии толерантности могут быть положены фокусно-ориентированные на основной вид деятельности обучаемых технологии ее формирования и коррекции, а также технологии профилактических и экспертно-квалификационных действий по отношению к крайним проявлениям интолерантности, приобретающим социально-опасный характер (терроризм, экстремизм, ксенофобия и др) Теоретико-методологической основой работы является традиционная научная парадигма социальной психологии, предполагающая взаимовлияние социального мира и личности, а также роль социального контекста для понимания социального поведения человека (А Л Свенцицкий, Н В.Гришина) Основные концептуальные положения в работе сформированы на методологических принципах единства сознания и деятельности, диалектики биологического и социального, культурно-исторической детерминации психического, понимания природы социального, единства индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности (Б Г Ананьев, Л С Выготский, А Н Леонтьев, Е С Кузьмин, В А Ядов и др )

Теоретический анализ понятия толерантность выстраивается с позиций феноменологического и структурно-динамического подходов, логика моделирования толерантности основана на элементах системного подхода В теоретическом исследовании мы опирались на базовые концепции основных психологических школ психоаналитической (понятие о психологических защитах и копинг-стратегиях), когнитивистской (теория социальных представлений С.Московичи), бихевиористической (концепция социальных страхов ДжВольпе) и гуманистической (концепция самоактуализации как сущности человеческого развития К.Роджерса) Отдельные механизмы проявления толерантности проанализированы с позиций кросс-культурной психологии (ДжБерри, НМ Лебедева, ДМацумото, КОберг, ЛГПочебут Г УСолдатова, Т Г Стефаненко) и в парадигме диалектической психологии (Б Бёрьесон) Эмпирическое исследование методологически выстроено в двух плоскостях, соответствующих парадигме традиционного системно-организмического подхода и парадигме динамического подхода (с опорой на теорию поля П Бурдье)

Методы эмпирического исследования. В методическую программу исследования включены 18 методик, десять из которых являются авторской разработкой Это опросники ВИКТИ (виды и компоненты толерантности-интолерантности) и ТУСЭП (толерантные установки в экономическом пространстве), проективные методики ЖД (житейские диалоги), КШ (культурный шок), КЭТИ (кросс-культурная и этническая толерантность-интолерантность), экспресс-опросники для детей «Я и другой мнения и факты», «Я и другой Я вижу то, чего не видишь ты Против предрассудков, дискриминации и феномена «козла отпущения» (толерантность в детской среде), путеводитель полустандартизированного интервью «Общество и

власть пути взаимодействия», схема экспресс-интервью и опросник «Что я знаю и думаю об экстремизме», опросник «Я живу в стране, в которой » (ориентация на типы политической культуры) Остальные методики были объединены в единую тестовую батарею Это методики BSRI С Бем, ТСЛ Е Жарикова и АЗолотова, ИТ ГСолдатовой с соавт, WCQ Лазаруса и Фолькмана, опросник субъективного ощущения одиночества Рассела и Фергюсона, «Включенные фигуры» Гогтшильда, тест Томаса Толерантность к неопределенности измерялась с помощью московского варианта адаптации методики С Баднера

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в
том, что впервые предпринята попытка рассмотрения толерантности как
нового научного направления социальной психологии Впервые понятие
толерантности (интолерантности) рассмотрено в рамках понятийно-
категориального аппарата основных психологических школ (подходов)
психоаналитической, когнитивистской, бихевиористической,

гуманистической психологии Впервые системно проанализированы концептуальные подходы к пониманию сущности феномена толерантности (интолерантности), предложены собственные объяснительные модели толерантности (интолерантности), проанализирован и обобщен накопленный в психологии и смежных областях научного знания опыт ее эмпирических исследований, определены критерии классификации ее проявлений

Научная новизна диссертационного исследования:

  1. впервые социальная психология толерантности выделена как самостоятельное научное направление,

  2. предложено социально-психологическое определение предмета и проблематики толерантности, рассмотрено место толерантности в системе социально-психологических понятий, предложены модели, позволяющие описывать проявления толерантности в статике и динамике,

  3. предложены методологические принципы и обозначены методические трудности исследования толерантности, предложены авторские разработки, которые могут послужить основой для создания новых тестовых методик исследования,

  4. эмпирическим путем определены личностные детерминанты толерантности-интолерантности, относящиеся к психофизиологическим, психологическим и социально-ролевым проявлениям человека,

  5. выделены и описаны виды толерантности-интолерантности межпоколенная, тендерная, межличностная, межэтническая, межкультурная, межконфессиональная, профессиональная, управленческая, социально-экономическая и политическая,

  6. выделены и описаны компоненты толерантности-интолерантности. аффективный, когнитивный, конативный, потребностно-мотивационный, деятельностно-стилевой, этико-нормативный, ценностно-ориентационный, личностно-смысловой, идентификационно-групповой и идентификационно-личностный,

  1. эмпирическим путем изучены качественные особенности проявления толерантности-интолерантности в ситуациях обыденной жизни, в событийно-процессуальном контексте общения и социального взаимодействия, выявлены кросс-культурные различия в понимании толерантности на отечественной и американской выборках,

  2. в социально-психологическом контексте проведены прикладные исследования отдельных видов толерантности-интолерантности (политической, социально-экономической, толерантности-интолерантности в детской среде), проведены исследования в области социальной психологии интолерантности;

  3. обозначены основные направления практической социальной психологии толерантности обучение, профилактика, экспертиза, в рамках направления, связанного с обучением, предложены технологии формирования толерантности, ориентированные на основной вид деятельности обучаемых и соответствующее развитие аффективных, когнитивных и конативных ее составляющих, проведены исследования эффективности предложенных технологий

Практическая значимость исследования:

  1. проанализированы морально-этические и нормативно-правовые аспекты проявлений толерантности и интолерантности, обозначены источники и границы ее проявления,

  2. предложены объяснительные модели толерантности, применимые в консультировании,

  3. разработаны и апробированы методики исследования,

  4. сформулированы методические требования к практической работе, направленной на исследование и развитие толерантности,

  5. предложены классификационные и аналитические таблицы, которые могут быть использованы в преподавательской практике,

  6. получены и проанализированы эмпирические данные, которые могут быть положены в основу формирования психологических концепций, построения технологий и программ психологической работы с разными социальными группами, психологической подготовки и сопровождения переговоров, разработки программ тематических учебных курсов, практикумов и тренингов толерантности,

  7. описаны и обоснованы типовые технологии формирования навыков толерантности у младших школьников, студентов, специалистов государственных и общественных правозащитных организаций

Положения, выносимые на защиту

1 Социальная психология толерантности - это новое научное направление, характеризующееся собственным предметом, проблематикой, феноменологией, категориальной-понятийным аппаратом, субъектами и объектами, объяснительными моделями, методологичееким подходом и методами исследования, классификациями, эмпирической базой, прикладными областями и практическими приложениями

2 На теоретическом уровне научные основы социальной психологии толерантности-интолерантности раскрываются в следующих положениях

2 1 Ее предмет определяется фактом существования сходства и различий между людьми (или группами их принадлежности), ситуациями повышения социальной значимости различий, социально-психологической активностью, направленной на понижение (толерантность), повышение (интолерантность), фиксирование или определение (толерантность-интолерантность к неопределенности) этой значимости Толерантность как направленная социально-психологическая активность распространяется на сферы социальных отношений, социального познания и социального поведения Субъекты толерантности - это субъекты основных видов человеческой деятельности (общения, познания, труда и ценностно-ориентационной деятельности), задающей социальный контекст значимости различий Объекты толерантности - это носители различий (ситуации, люди)

2 2 Проблематика социальной психологии толерантности охватывает три круга проблем социальная психология толерантности личности, социальная психология толерантности социальных групп, социальная психология толерантного общения и взаимодействия.

2 3 Феноменология социальной психологии толерантности
определяется контекстами (ситуациями, обстоятельствами, условиями)
актуализации социально-значимых биологических, культурно-

психологических и социально-обусловленных различий

2 4 Категориально-понятийное наполнение социальной психологии
толерантности, с одной стороны, включает весь формальный спектр
психических проявлений (процессы, состояния, свойства), с другой - в
качестве возможных видов, компонентов и механизмов проявления
толерантности - целый ряд содержательных категорий и понятий,
аккумулированных в рамках основных психологических школ и подходов
(психоаналитического, когнитивисткого, бихевиористического,

гуманистического, социально-антропологического)

2 5 Социально-психологические границы и нормы толерантности
базируются на сформированных в процессе социализации внутренних
морально-этических
(воспитанность, нравственность) и внешних
законодательно-правовых
(законопослушность, правовая грамотность)
нормативных границах человека как личности и как гражданина Социально-
психологическая интеграция и трансформация этих границ осуществляется
естественным путем (как поиск повышающей значимость сходства
альтернативной идентичности), либо конвенционально - посредством
введения специальных согласительных документов и процедур (соглашений,
деклараций, конвенций, пактов и др, достигнутых путем переговоров)

3 На концептуальном уровне толерантность-интолерантность
описывается рядом объяснительных моделей, в число которых входят
структурная, структурно-функциональная и динамическая модели
Структурная модель включает четыре критерия выделения ее подвидов

социальный контекст (поле), субъекты, объекты, ситуации (процессы) возникновения, развития и проявления толерантности Структурно-функциональная модель описывает основные стратегии и тактики ее проявления как характеристики личного отношения человека к человеку и объясняет парадоксы ее трансформации в условиях высокой позиционности (субъективной значимости) отношений Динамическая модель позволяет анализировать этапы ее развития на трех уровнях - ситуативном, межличностных отношений и личностно-смысловом

  1. Социальная психология толерантности как исследовательское направление базируется на следующих методологических принципах социально-контекстуальной обусловленности, системности, сочетания организмического, динамического и диалектического подходов В качестве вклада в существующий методический инструментарий предлагаются три авторских методики «Виды и компоненты толерантности-интолерантности» (ВИКТИ), «Кросс-культурная и этническая толерантность-интолерантность (КЭТИ) и двуязычная методика «Культурный шок» (CSH)

  2. Основные разделы эмпирической базы социальной психологии толерантности толерантность как социальное представление, как комплекс свойств личности, как свойство социальной группы, как субъективная основа психологических сценариев общения и социального взаимодействия Данное положение конкретизируется следующими положениями

51 На уровне социальных представлений толерантность-интолерантность трактуется как психический процесс (восприятие, воля, эмоции, мышление), состояние (стресс, страх, дискомфорт, сострадание, уравновешенность, вера и др.), свойство (зависть, злость, заинтересованность, доброта и др ) Факторы интолерантности в обыденном сознании связываются преимущественно со свойствами социального окружения (отдельные культурные практики, экономический и политический режимы, социально-психологическая напряженность, неустроенность), факторы толерантности - с достижениями личности (образованность, жизненный опыт и др)

5 2 Направленность и количественная выраженность проявления толерантности на уровне личности определяется комплексом его психофизиологических (темперамент и связанные с ним особенности нервной системы), психологических (субъективное ощущение одиночества, копинг-стратегии, когнитивный стиль, стратегии поведения в ситуации конфликта) и социально-ролевых (гендерные роли) свойств

5 3 Факторами проявления толерантности в больших социальных группах являются профиль профессиональной занятости, регион проживания, ступень социализации представителей групп

5 4 На уровне качественных признаков субъективных сценариев общения и взаимодействия существуют российско-американские кросс-культурные различия в понимании сущности и источников толерантности американцы более склонны проявлять толерантность на когнитивном и

конативном уровне (что соответствует специфике конвенциональной толерантности), а интолерантность - на эмоциональном У россиян, напротив, интолерантность более конативна и когнитивна (стереотипна), толерантность - более эмоциональна (так как основывается на позитивных нравственных нормах и высоких нормах морали)

5 5. Отличительным качественным признаком толерантности является
стремление к поиску альтернативных истолкований социально-значимых
различий, интолерантности - субъективное ощущение безапьтернативности

6 Прикладные направления социальной психологии толерантности
выстраиваются по критериям объекты, субъекты, ситуации толерантности

7 Практическая социальная психология толерантности включает три
базовых направления фокусно-ориентированные на тип обучаемых методы и
технологии формирования толерантности, профилактика и социально-
психологическая коррекция
отдельных проявлений интолерантности,
экспертно-квалификационный анализ крайних проявлений интолерантности

Достоверность данных и обоснованность выводов, сделанных по результатам эмпирических исследований, обеспечена проработанностью теоретических и методологических основ исследования, применением апробированного методического инструментария, широкой географией, сложностью состава и большим объемом выборки, применением методов статистической обработки данных, обоснованностью качественных методов исследования и интерпретации его результатов

Апробация работы проведена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих семинарах и конференциях семинар «Практическая психология в школе» (Санкт-Петербург, 1996), международный семинар «Социальный потенциал возрождения России» (Санкт-Петербург, 1997), международный семинар «Социальная адаптация детей и молодежи» (Санкт-Петербург, 1998), Ежегодная Всероссийская конференция «Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности» (Санкт-Петербург, 1998-2001 гг), международная конференция «Sciences and Humanities современное гуманитарное знание как синтез наук» (Санкт-Петербург, 1999), Ананьевские чтения (Санкт-Петербург, 1997, 2002, 2003, 2004 гг), 5-й Всероссийский съезд психологов (Санкт-Петербург, 2003), Ежегодная конференция «Продвижение института омбудсмана в регионах РФ» (Пушкин, 1998-2005 гг), международная научная конференция «Толерантность и поликультурное общество» (Нальчик, 2001), международная конференция «Защита прав человека на Кавказе позиция ученых и правозащитников» (Сочи, 2002), конференция «Реальность этноса Образование и проблемы межэтнической коммуникации» (Санкт-Петербург, 2002), конференция «Экономическая психология современные проблемы и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2002-2004), конференция

«Психологические свойства современного исторического знания» (Краснодар, 2003), международная конференция «Права человека как предмет обсуждения и обучения» (Санкт-Петербург, 2002, 2003), научно-практический семинар «Противодействие экстремизму внесение изменений в нормативную базу и право-применительную практику» (Санкт-Петербург, 2003), международный молодежный семинар «ALL DIFFERENT - ALL EQUAL» (Санкт-Петербург, 2003), международная конференция «The Russian Constitution, 1993-2003 - Its Significance and Effects on the Russian Legal and Political Order» (Упсала, Швеция, 2003), научная конференция «Детство как культурный перекресток на пути к самотождественности» (Екатеринбург, 2003), конференция «Социальное конструирование гражданского общества от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности» (Москва, 2003), международная конференция «Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире» (Санкт-Петербург, 2004), международный семинар «Кросскультурная психология Аккультурация и адаптация Межкультурное сотрудничество» (Санкт-Петербург, 2004), научно-практическая конференция «Гражданское образование в школе Программа «Вы - народ» (Петрозаводск, 2004), международная конференция омбудсманов «Толерантность как Фактор устойчивого развития современной цивилизации» (Казань, 2005), научно-практическая конференция «Национально-культурные и диаспорные сообщества и органы государственной власти» (Санкт-Петербург, 2005), международный семинар «Issues of Identity m the Russian-speakmg diaspora» (Helsinki, 2005), научно-практический семинар «Экспертное обеспечение деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ» (Голицыне, 2006), VI ежегодная конференция программы «Омбудсман и права человека» (Пушкин, 2006), межрегиональный семинар «Взаимодействие государственных и общественных правозащитных организаций на Северном Кавказе» (Кисловодск, 2006), научная сессия IX Невские чтения «Язык и культура - основа общественной связности» (Санкт-Петербург, 2007)

Материалы диссертации также были использованы при подготовке и проведении учебных курсов, практических занятий и тренингов в Санкт-Петербургском государственном университете, Государственной академии культуры, Балтийском институте экологии, политики и права, Русской Христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербургском университете экономики и финансов, Невском институте языка и культуры

На основе материалов диссертации разработаны и внедрены авторские программы курсов, семинаров, мастер-классов (Рижский педагогический центр «Эксперимент», 1996, 1997, ГП «Иматон», 2002, Невский институт языка и культуры, 2003, Центр толерантности СПбТУ, 2004)

Отдельные диссертационные выводы и положения были включены в программы ряда учебных семинаров и курсов повышения квалификации В их числе курсы повышения квалификации сотрудников аппаратов

региональных уполномоченных по правам человека в регионах РФ (Пушкин, 2002-2007 гг), семинар «Укрепление потенциала аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ активизация борьбы против расизма и дискриминации» (Пушкин, 2006); три модульных семинара ЮНИСЕФ по теме "Права ребенка Критерии для выявления нарушений прав Мониторинг и отчетность" (города Северного Кавказа, 2006), серия семинаров-тренингов для сотрудников МВД «Властная вертикаль и гражданская горизонталь» (Пушкин, 2005, 2006, Петрозаводск, 2005, Псков, 2005, В Новгород, 2005, 2007; Мурманск, 2006); курс повышения квалификации для сотрудников Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики «Развитие местного самоуправления и оценка эффективности работы госслужащих» (Назрань, 2007) и другие

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, списка литературы, включающего 330 наименований (из них 45 - на иностранных языках), пяти приложений. Объем основного текста 345 страниц. В тексте диссертации имеются 22 таблицы, 18 рисунков

В приложениях приводятся методики исследования (Приложение 1), аналитические и статистические таблицы (Приложение 2), иллюстративные материалы результатов исследований, проведенных с помощью проективной методики КЭТИ и ее модификаций (Приложение 3), иллюстративные материалы к технологиям формирования и развития толерантности (Приложение 4), некоторые документальные материалы (Приложение 5)

Социологические основы

Термин «толерантность» активно обсуждается в последние годы одновременно в контексте нескольких научных дисциплин: культурологии, социологии, политологии, экономики, психологии, истории, педагогики. Появляются научные публикации, посвященные исследованиям толерантности, в том числе - индивидуальные и коллективные монографии (212, 268, 269, 149, 83), периодические издания и тематические сборники (243, 244, 245, 91), методические издания и отчеты о проведенных исследованиях (107, 197, 198, 194, 126). Проводится большое количество различного рода междисциплинарных конференций, научно-практических семинаров, симпозиумов, где обсуждаются те или иные аспекты толерантности. (208, 244, 200, 3, 240). Толерантность стали включать в диссертационную тематику (122, 259, 165). Вопросам развития и обучения толерантности посвящаются учебные и методические пособия (195, 4, 253, 177, 45). Однако, несмотря на такое внимание к понятию, термин «толерантность» авторами трактуется в весьма широком понятийном диапазоне. Пишут об установках толерантности, толерантности как свойстве личности, навыках толерантного поведения, толерантности как ценностной ориентации, групповой норме, механизме общения, отношении. Толерантность рассматривают как выход из конфликтной ситуации, как культуру ведения диалога, как профессионально-значимое качество специалистов, работающих с людьми - врачей, психологов, политиков, управленцев, педагогов. При этом многочисленные определения толерантности (интолерантности) наполняются разным содержанием, связываются с разными факторами и детерминантами, описываются с помощью разных категорий, инструментов и моделей. В практической деятельности появилось большое количество программ, целью которых является формирование толерантности и профилактика крайних форм интолерантного поведения. Эти программы различаются по целям, по адресным группам, по базе, на которой они разработаны, по степени их внедрения в те или иные социальные процессы (обучение, воспитание, консультирование, работа с персоналом, развитие связей с общественностью, реализация политических технологий, массовые мероприятия и акции). Программы различаются и по тематической направленности: одни особое внимание уделяют межэтнической и межкультурной толерантности, другие - тендерной или межпоколенческой, третьи - политической и социально-экономической (177). Вместе с тем, несмотря на такую популярность этого относительно нового для российского сознания термина, единства в его понимании и применении пока не наблюдается.

Сложившаяся ситуация взлета популярности термина и одновременной размытости стоящего за ним понятия происходит в связи с тем, что научное определение, равно как и практическое применение термина «толерантность» обладает рядом специфических особенностей и сложностей, создающих проблемы понимания. Первая проблема понимания и последующего применения термина «толерантность» - это проблема языка (171). В русском языке «толерантность», дословно переводимая как «терпимость», ассоциируется со способностью пассивно принимать окружающую реальность, в то время как толерантные установки, напротив, «проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым». (171, с.6). Нам представляется, что на русский язык правильнее было бы переводить толерантность не как терпимость, а, например, как привлекателъностъ-признаиие-принятие. Тогда интолерантность правильнее было бы трактовать как непривлекательность (дискомфорт, раздражение) непризнание (предубеждение, презрение) - непринятие (отвержение, преследование).

Другая сложность определения и применения понятия «толерантность», на наш взгляд, заключается в феноменологической, содержательной и ситуационной множественности форм проявления как самой толерантности, так и ее антипода - интолерантности. В связи с этим логика определения научной разработанности этого понятия требует начинать теоретический анализ этого понятия не непосредственно с его определений, а с его смыслового наполнения и смысловых связей с более известными и изученными понятиями.

Еще одна сложность, создающая ряд проблем - это определение границ проявления толерантности-интолерантности и ее эмпирических индикаторов. Очевидна связь толерантности с осознаваемыми и социально-одобряемыми морально-этическими нормами, диктуемыми обществом и культурой. Не менее очевидна связь интолерантности с социально-неодобряемыми (часто не осознаваемыми) формами реагирования человека на неблагоприятные факторы развития, например, такими как глубинные негативные установки, стереотипы, агрессия, деидентификация, понижение самооценки, стресс, страх. В связи с этим проблемой является эмпирическая доступность толерантности-интолерантности. Возникает реальная опасность столкнуться в исследовании как с декларируемой толерантностью, так и с подавляемой или компенсированной латентной интолерантностью. Проблема границ предмета исследования толерантности влечет за собой ряд проблем концептуального, методологического и методического характера, требует разработки специальных подходов, методов, приемов и технологий эмпирических исследований.

Эмпирическая база и парадигмы исследования

В нашей работе особое значение кросс-культурного психологического подхода обусловлено тем, что именно в рамках этого подхода основное внимание уделяется изучению характеристик, которые мы выделяем в качестве сущностных признаков толерантности (это факт существования различий между людьми), а также характеристик, которые определяют динамические свойства «поля проявления толерантности», по сути - свойства социальной микро и макросреды (127, с. 13). По определению Дж.Берри с соавторами, «кросс-культурная психология — это изучение сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также - изучение современных изменений этих различий» (294, 136, с.7).

Мы полагаем, что именно культура может выступать в качестве интегративной характеристики поля проявления толерантности, поскольку в широком понимании культура включает в себя множество различных субкультур или «пластов»: политическую, межпоколенческую, детскую, тендерную, этническую, профессиональную, управленческую, бизнес-субкультуру и т.д. Все перечисленные «пласты» культуры содержат нормативные предписания относительно развития социальных отношений в условиях обнаружения тех или иных различий между людьми и/или социальными группами. Важной культурной нормой таких отношений является толерантность. Отклонения от этой нормы - возникновение и проявление интолерантности. Еще одним аргументом в пользу принятия интегративной функции культуры как характеристики социального контекста (поля) проявления толерантности является тот факт, что, как пишет Н.Лебедева, ссылаясь на С.Соломона, в соответствии с современными психологическими взглядами, культурные представления играют в жизни человека роль буфера или преграды на пути стрессов и травм (136, с.11). В особенности это относится к этнической культуре, роль которой в «смутные времена» возрастает. Предполагается, что «смутные времена» (когда различия между людьми становятся особенно значимыми) требуют от человека высокого уровня толерантности к неопределенности. Толерантность к неопределенности является одной из самых сильных психологических характеристик человека, способствующих его адаптации в окружающем мире. По отношению к ситуации выделяют также толерантность к двусмысленности, к стрессу и фрустрационную толерантность.

Кросс-культурная психология в качестве одной из наиболее конструктивных категорий анализа использует понятие идентичности. В психологии понятие идентичности достаточно глубоко анализируется в рамках теорий социального сравнения (Фестингер), социальной идентификации (Тэджфел и Тэрнер), самокатегоризации (Тэджфел), шире -концепций символического интеракционизма (Дж.Мид и Кули), референтной группы (Мертон), теории ролей (Тернер, Беккер), теории поля (К.Левин). Исследование механизмов формирования и функционирования идентичности связывается с такими именами, как З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Эриксон. Нам представляется, что категория идентичности с высоким потенциалом экспликативности может быть использована и для научного анализа феномена толерантности. Но прежде надо соотнести эти два понятия.

Сопоставление содержательного наполнения различных подходов к определению понятия идентичности (13, 147, 280, 271, 140) и выделенных нами сущностных признаков толерантности позволяет заключить, что общими для сравниваемых понятий — толерантности и идентичности являются категории сходство-различие, тождество, позитивность как самоценность, адаптация как цель, динамика, опирающаяся на вариативность социального опыта и социально-групповых принадлежностей (46). Особо отметим при этом, что, по нашему глубокому убеждению, для анализа возникновения и проявления толерантности важны не столько содержательные характеристики идентичности, сколько ее динамические аспекты. Именно на динамические аспекты идентичности обращает внимание шведский профессор психологии и социальной работы Бенгт Бёрьесон (77, с.34-36), противопоставляя количественным психологическим теориям диалектический психологический подход. По этому поводу профессор пишет о том, что ощущение идентичности диалектично по своей сути, поскольку оно базируется не на количественных показателях того, насколько человек похож или не похож на других, а на качестве ощущения. В этом смысле ощущение идентичности, по мнению профессора, правильнее рассматривать не как некую сложную и запутанную карту идентичности, а как представление о самом себе, состоящее из простого портрета и его многочисленных опровержений. «Ощущение идентичности индивида строится на первичном ощущении сходства или несхожести, а над ним находится психологическая надстройка из отражений и опровержений, которые модифицируют первичную картину, но не меняют ее целиком» (77, с.35).

В этом контексте понятие «изменение», - продолжает Бёрьесон, - имеет совершенно отличное содержание, если сопоставить его с количественными психологическими теориями или привязать к диалектическому психологическому подходу (77, с.36). В первом случае изменение - это перемещение по количественной шкале (часто - неосознаваемое), в результате которого новое значение по шкале замещает старое. Во втором случае изменение - это результат того, что человек выбирает альтернативное истолкование своего существования.

На основании диалектического подхода в том понимании, как его описал применительно к понятию идентичности Бёрьесон, мы делаем предположение о том, что толерантность по своей сути определяется способностью и возможностью человека к изменению (смене) своей идентичности в рамках поиска и выбора альтернативного истолкования своего существования. Поскольку в основе толерантности всегда лежит факт обнаружения сходства-различия с другими, можно далее предположить, что готовность (способность, желание, возможность) к перебору альтернатив самотолкования (аутоидентичности) способствует дальнейшему отражению и субъективному ощущению расширения зоны сходства; неготовность (неспособность) или нежелание (невозможность) выбора альтернатив самотолкования (аутоидентичности) - ведет к опровержению сходства и усиливает ощущение различия. Иными словами, толерантность мы связываем с ощущением выбора альтернативного истолкования идентичности, усиливающего сходство, а интолерантностъ — с безальтернативностъю ощущения идентичности, усиливающей различия.

То, как именно это происходит, какие психологические закономерности сопровождают возникновение обоих ощущений, хорошо, на наш взгляд, описывается логикой возникновения и развития еще одного важного феномена, выявленного и усиленно изучаемого в рамках кросс-культурной психологии. Это феномен культурного шока.

Виды и компоненты толерантности

В структурном плане толерантность может быть описана с помощью традиционной схемы, включающей три компонента компонента: аффективный (эмоциональные реакции, переживания, чувства), когнитивный (знания, суждения, мнения), конативный (действия, намерения, поведение). Одним из наиболее распространенных классификационных критериев различения проявлений толерантности является ее позитивность -негативность (толерантность - интолерантность). Другой, не менее важный критерий - это двунаправленность негативного процесса (прямая или инвертированная интолерантность, либо - гетеро- ауто-интолерантность); соотношение этих проявлений интолерантности, определяемое точкой их равновесия, и соответствует проявлению толерантности, которая по своей сути означает, что человек готов реагировать на различия принятием, пониманием, уважением.

Развивая эти положения, мы в дополнение к оси гетеро-аутоинтолерантности выстраиваем ось толерантности, одним полюсом которой видим естественную толерантность, возникающую «изнутри» в результате поиска альтернативной идентичности, ориентированной на сходство и понижающей социальную значимость выявившихся различий. Второй полюс этой оси мы обозначаем как оправданная толерантность, возникающая в результате формирования искусственным путем зоны сходства с помощью защитной технологической поддержки «извне».

Для дополнения перечня классификационных критериев толерантности мы ставим перед собой задачу провести дополнительно более глубокий теоретический анализ, предметом которого должны стать концептуальные подходы и существующая эмпирическая база толерантности. В частности, мы предполагаем эмпирически подтвердить наше концептуальное положение о том, что критериями выделения видов, типов, компонентов и форм проявления толерантности-интолерантности, помимо ранее выявленных нами, могут быть виды человеческой деятельности (социально обусловленные критерии), возрастно-половая принадлежность (биологически-обусловленные критерии), культурная специфика (культурно обусловленные критерии).

Методологический и методический разделы Методологически важно, чтобы в исследовании толерантности были использованы как количественные, так и качественные методы, позволяющие изучать толерантность не только и не столько в статике, сколько в динамике, в событийно-процессуальной ткани общения и социального взаимодействия. В связи с эти мы предлагаем при изучении толерантности опираться на следующие методологические принципы: социально-контекстуальной обусловленности; системности; сочетания организмического, динамического и диалектического подходов.

В качестве социального контекста проявления толерантности может выступать межличностное поле, процесс, событие, социальное пространство, социальное поле. Отличительные признаки этого контекста: актуальные диапазоны сходства - различия между акторами поля, выступающими в качестве субъектов и объектов толерантности. (5). Эмпирический раздел

Для определения эмпирических свойств толерантности на данном этапе разработки концепции мы ставим перед собой задачи проведения углубленного теоретического анализа существующих концепций и эмпирической базы толерантности, а также - задачу проведения серии собственных эмпирических исследований. При этом мы предполагаем, что диапазон эмпирических свойств толерантности должен включать характеристики толерантности как социального представления, как комплекса свойств личности, как свойства социальных групп, как субъективной основы психологических сценариев общения и социального взаимодействия. Этот диапазон также должен объединять психофизиологические, психологические и социально-ролевые свойства личности. Наконец, изучение толерантности в контексте субъективных сценариев общения и социального взаимодействия должно в одинаковой мере затрагивать аффективные, когнитивные и конативные компоненты толерантности.

Прикладные направления В качестве прикладных направлений социальной психологии толерантности мы видим исследование ее отдельных видов в контексте различных видов человеческой деятельности, возрастной и тендерной психологии, а также в различных социокультурных контекстах (межличностном, этническом, межкультурном, межконфессиональном).

Практическая социальная психология толерантности Как известно, практические приложения любой науки формируются на основе потребностей практики. Социальная практика на сегодняшний день диктует очевидный заказ, с одной стороны, на разработку программ формирования толерантности, с другой - на профилактику и экспертизу крайних форм проявления интолерантности, в частности, экстремизма и терроризма. В этих трех направлениях, на наш взгляд, и должна развиваться практическая психология толерантности.

Следует отметить, что подобные работы в настоящее время уже активно ведутся, например, применительно к политике (269), поликультурным средам (244), межкультурным коммуникациям (241), международным и общественным отношениям (246), ситуациям этнической напряженности (12, 231, 235, 237), миграционным процессам (203, 204, 205), средствам массовой информации (107, 217, 149, 282, 283), детской и педагогической среде (212, 122, 258), тендерным отношениям (76, 111, 117, 118, 123, 261, 265, 266), а также в рамках социальной безопасности (247), в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции (182, 221, 218), в бизнес-психологии (16, 34), экономике (44, 62, 63, 103, 142) и др.

Прикладные исследования социально-экономической толерантности

Методика направлена на диагностику 10 видов и 10 компонентов толерантности-интолерантности. В основе методики лежат наши концептуальные представления о видах и компонентах толерантности, изложенные выше. Шкалы методики перекрестные. Стимульный материал -100 вопросов о толерантности, разбитых на 10 блоков по диагностируемым видам толерантности. Для снижения возможной напряженности испытуемого во время заполнения опросника в конце каждого блока присутствуют рефлексивные вопросы, позволяющие ему осознать, на основе какой из двух его идентичностей (личностной или социально-групповой) базируется тот или иной вид его толерантности (или интолерантности).

С целью методической апробации и валидизации опросника ВИКТИ нами были проведены следующие процедуры: 1) На этапе разработки концептуальной базы опросника были учтены мнения экспертов и данные литературы. 2) На этапе пилотажной апробации были учтены замечания и предложения респондентов и экспертов, касающиеся переформулировки некоторых утверждений. 3) По мере накопления эмпирических данных на выборке, превышающей 100 испытуемых, был проведен корреляционный анализ, который показал, что связи между показателями всех 100 утверждений невелики (не более 0,5); отрицательные корреляции показателей с суммарным баллом были выявленны только для четырех утверждений из 100 (№№ 11, 14, 29 и 40) и все они не превышают 0,1.

Бланковый вариант методики, содержание ее шкал и процедура обработки данных приводятся в Приложении 1.

Методика ЖД («Житейские диалоги»)

Методика была разработана на основе реальных житейских ситуаций и реальных зафиксированных автором толерантных и интолерантных реакций на эти ситуации. Методика успешно может быть использована и как исследовательская, и как обучающая (тренинговая), и как консультативная.

В качестве обучающей методика «Житейские диалоги» служит хорошим инструментом для организации и психологического сопровождения различного рода групповых дискуссий, направленных на обсуждение вопросов, связанных с толерантностью и различными вариантами ее проявления: взаимопониманием, уважением, взаимопринятием, культурой диалога, навыками посредничества, поиска неконфликтных выходов из сложных социальных ситуаций.

Как консультативная, эта методика может быть использована для прояснения позиции консультируемого в ситуациях, ассоциативно или непосредственно схожих с теми, которые его тревожат. Например, в организационном консультировании методику удобно использовать при первом знакомстве с организацией - для выявления наиболее вероятных проблемных зон в организационной культуре, обозначения основных противоречий во взглядах работающего персонала, лучшего понимания жизненных установок и позиций руководства.

В исследовательском контексте методика ЖД обычно используется в сочетании с другими методами. Как самостоятельный инструмент исследования, ее можно применять как для целей получения и сравнения количественных данных по разным группам респондентов, так и для целей получения и дальнейшей обработки информации на уровне качественных методов. В последнем случае методику можно рассматривать как основу для формирования схемы полустандартизованного интервью или гайда для проведения фокус-группы.

Тексты диалогов и процедура обработки полученных с помощью методики данных приводятся в Приложении 1. Методика КШ (CSH): культурный шок Идея создания методики КШ была подсказана работами М.Архиповой, которая изучала ситуации, связанные с различными проявлениями культурного шока, с помощью метода глубинного интервью (10).

Наш метод эмпирического исследования культурного шока конструировался изначально как метод качественного исследования, предполагающий обработку ответов респондентов с помощью техник контент-анализа. На этапе пилотажного исследования была использована процедура, аналогичная той, которая применялась при создании теста «Кто я?» М.Куном и Т.Макпартлэндом (131).

Окончательный вариант исследовательской методики был сформирован на основе представлений о культурном шоке как отражении культурных различий (Ч.Моррис) (317). Методический прием, описанный Моррисом, может быть использован также для разработки культурных ассимиляторов. Более того, этот прием можно использовать для исследования особого психологического состояния, возникающего при встрече с иной субкультурой. Например, при знакомстве с корпоративной культурой организации, куда человек только что принят на работу. Или при поиске взаимопонимания с людьми другого поколения, другого пола, другой профессии, политической ориентации, религии или религиозной конфессии.

Методика КШ позволяет выявлять общие тенденции протекания культурного шока у разных категорий испытуемых, а также намечать возможные связи тех или иных особенностей протекания культурного шока у отдельно взятых испытуемых с уровнем проявленной ими толерантности-интолерантности. В качестве критериев для выделения категорий содержательного анализа результатов применения данной методики предлагается использовать ряд признаков, выделенных в соответствии с семью критериями. Критерии объединены в три больших группы: (1)-типологическая интерпретация ситуации - критерии 1, 5, 7. (2)- историческая интерпретация ситуации - критерии 3, 6. (3)- прогноз дальнейшего развития ситуации - критерии 2, 4.

При обработке текстов описания ситуаций мы последние два критерия рассматриваем как сугубо качественные, а первые пять - как условно количественные, то есть, как допускающие количественный подсчет и последующий количественный анализ. Для удобства проведения такого подсчета используется таблица (см. главу 3.6.).

Похожие диссертации на Социальная психология толерантности