Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодёжи Соколовская Ирина Эдуардовна

Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи
<
Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи Социальная психология  религиозной идентичности  современной российской молодёжи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколовская Ирина Эдуардовна. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодёжи: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Соколовская Ирина Эдуардовна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2015.- 315 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Религиозность личности как объект социально психологического исследования 21

1.1 Теоретико-методологические подходы к пониманию религиозности в контексте психологических теорий 21

1.2 Феномен религиозности с точки зрения православной психологии 34

1.3 Место религии в системе социализации личности и формировании картины мира. Социально-психологические особенности воздействия религии на личность и характер 38

14 Роль религиозности при социально-психологической адаптации личности в условиях психосоциального стресса 46

Глава 2 Теоретико-методологические основы изучения религиозной идентичности 55

2.1 Основные теоретические концепции исследования идентичности 55

2.2 Методологические принципы изучения религиозной идентичности 66

2.3 Кризис религиозной идентичности как реальность современного общества 73

Глава 3 Религиозная идентичность: концептуальный подход к социально-психологическому исследованию 82

3.1 Религиозная идентичность в структуре личности как социально-психологический феномен 82

3.2 Социально-психологические факторы религиозной идентичности 90

3.3 Социальные представления о религиозной идентичности 111

3.4 Социально-психологическая модель и методы исследования религиозной идентичности современной молодежи 121

Глава 4 Результаты социально-психологического исследования религиозной идентичности (на примере студенческой молодежи) 135

4.1 Результаты исследования личностных особенностей верующих 135

4.1.1 Результаты исследования отношения к религии, социальных представлений о религиозности современной молодежи 135

4.1.2 Взаимосвязь религиозности и ценностных ориентации современной молодежи 143

4.1.3 Результаты исследование взаимосвязи религиозности и личностных факторов 159

4.2 Результаты исследования поведения и деятельности студенческой молодежи, обусловленные фактом включения ее в социальные группы - верующие 183

4.2.1 Особенности психологических защит и стратегий совладающего поведения группы верующие 183

4.2.2 Особенности социально-психологической адаптации групп верующие 196

4.2.3 Религиозное мировоззрение как ресурс совладания членами групп верующие с трудными ситуациями 205

4.3 Закономерности и психологические механизмы религиозной идентичности. Рекомендации по ее оптимизации 217

Заключение 233

Библиографический список 236

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Отношение к религии является важным
компонентом сознания человека, от особенностей этого отношения

в значительной степени зависит поведение, деятельность, общение,

взаимодействие личности, групп, раскрывающихся в социуме. Обострение
религиозного чувства, религиозного сознания всегда является неизбежным
следствием глубинных кризисов в области социально-экономической,

политической и духовной жизни народов. Тотальный мировой экономический, политический, антропологический и духовной кризис неизбежно породил очередной подъем религиозного сознания, который длился около двух десятилетий, с начала 90-х годов прошлого столетия до конца первого десятилетия нашего века. Обострение религиозного чувства связано с утратой метафизических оснований бытия человека, целей существования, ориентиров развития.

В современном российском обществе ценностные ориентиры размыты,
а русскому человеку всегда необходима сверхидея, ради которой он готов на
многие жертвы, на напряжение всех своих жизненных сил и ресурсов, на подвиг.
Сверхидея в общественном сознании нашего народа имеет смысл, близкий
к религиозному чувству, обладает иррациональностью и верой

в сверхъестественные возможности человека.

Экономическая мотивация поведения человека, в основании которой находится принцип методологического индивидуализма, является «мелкотемьем» для нашего общественного сознания и не отражает ни метафизических глубин души народа, ни глобальных масштабных задач исторического предназначения России.

Решение задач религиозной идентичности молодежи средствами социальной
психологии затрагивает «физический баланс» самого существования

отечественной культуры, воздействует на все без исключения аспекты жизни человека и развития общества.

Обретение личностью нового качества, религиозной идентичности
и религиозного сознания, отождествление себя с верующим человеком, с группой
верующих представляют проблему для социально-психологического знания.
Процессы идентификации, возникновение и становление религиозной

идентичности, их сильные и слабые стороны не раскрыты и представляют научно-исследовательский интерес.

Особого внимания требует рассмотрение влияния православия на личность современного человека и образа религиозного человека на примере современной молодежи. Вместе с тем важно учитывать целый комплекс социально-психологических характеристик, определяющих отношение личности к религии как к одной из базовых категорий духовности и нравственности, поскольку это отношение во многом обусловливает особенности социального поведения личности в группе, ее социализацию.

Существует и социальный запрос важности изучения поведения современной религиозной молодежи: религиозное сознание гибко и податливо и быстрее всего поддается воздействию с целью внушения тех ли иных идеологических

установок. Это проблема психологической безопасности личности. В связи с этим в целях формирования новых стереотипов в общественном сознании, несомненно, будет осуществляться существенно быстрее и легче на почве религиозного сознания в силу снижения уровня критического отношения молодежи к окружающему миру. Важно и то, что религиозная идентичность как система социальных представлений об устройстве мира несла и продолжает нести адаптивную функцию, что придает ее существованию определенный свыше смысл.

Степень разработанности проблемы

В современной зарубежной литературе активно исследуется проблематика христианской психологии, религиозного сознания, религиозности, религиозной веры, религиозной идентичности (Г. Оллпорт, Г. Ленски, Р. Эммонс, Р. Райан, К.М. Левенталь, К. Паргамент и др.).

Религиозная идентичность более двух десятков лет в ходе исследований
проблемного поля религиозного сознания активно обсуждается в отечественной
психологической и философской литературе (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк,
P. M. Грановская, А. И. Демьянов, В. И. Жог, С. И. Иваненко, М. П. Мчедлов,
В. Г. Пивоваров, Д. М. Угринович, С. А. Черняева, Е. А. Ходжаева,

Е. А. Шумилова, И. Н. Яблоков и др.).

В работах педагогов и психологов, посвященных социально-

психологическим проблемам, рассматриваются те или иные аспекты
идентичности личности, включая религиозные. (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов,
Дж. Брунер, В. Г. Безрогов, П. Бергер, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский,

А. А. Гостев, А. А. Деркач, А. Л. Журавлев, В. П. Зинченко, В. В. Знаков,

К. Кардиа, Дж. Келли, А. Н. Крылов, Е. А. Леванова, Т. Лукман, М. Луман,
Дж. Мид, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Т. И. Петракова, В. Ф. Петренко,

Ж. Пиаже, Л. В. Тарабакина, Л. Б. Шнейдер, А. Шуц, Ю. Хабермас и др.).
В прямой постановке вопроса не рассматривались психологические

характеристики членов социальных групп — верующих — во взаимосвязи с религиозной идентичностью, феноменология и закономерности их поведения и деятельности, обусловленные фактом включения в религиозные сообщества.

Таким образом, актуальность социально-психологического исследования
религиозной идентичности обусловливается как недостаточной изученностью
феномена религиозной идентичности, так и необходимостью создания ее научно-
обоснованной концепции. Положения социально-психологической концепции
религиозной идентичности будут включать знания о ее закономерностях,
психологических механизмах, выводы и рекомендации, направленные на
конструктивное решение вопросов межнационального, межэтнического

и межконфессионального диалога, на профилактику экстремизма на религиозной почве, оптимизации социально-психологической адаптации российской молодежи в социуме.

Если определить социальную психологию как раздел психологии, который в зависимости от научной ориентации исследователей изучает закономерности и механизмы генезиса (возникновение, становление, развитие) поведения, деятельности (Г. М. Андреева), включая духовную (Б. Д. Парыгин), общения

(А.А. Бодалев), взаимодействия (А. Я. Анцупов, В. Г. Крысько), представлений (С. Московичи, Ж.-К. Абрик), влияние (Д. Майерс), отношений (В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин) личности и групп, раскрывающихся в социуме, то в полной мере можно установить объект и предмет социально-психологического исследования религиозной идентичности.

Объект исследования: религиозность современной российской молодежи.

Предмет исследования: социально-психологические явления,

закономерности, механизмы религиозной идентичности современной российской молодежи.

Цель исследования: разработка социально-психологической концепции религиозной идентичности.

Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать основную
гипотезу
исследования: религиозная идентичность — это сложный,

противоречивый, триединый процесс/результат, во-первых, осознанного

отождествления субъектом себя с трансцендентным. Во-вторых, становления личностных характеристик и ценностных ориентаций личности, создающих особое отношение к окружающему миру и людям, накладывающий отпечаток на поведение. В-третьих, отождествления себя с определенной религиозной общиной, принятия ее обрядов, символов и ценностей, учения.

Дополнительные гипотезы:

  1. Религиозная идентичность студенческой молодежи проявляется как результат отождествления личностью себя с окружающей действительностью, при которой происходит не только приобретение личностных новообразований, но и утрата определенных качеств, которые становятся несовместимыми с религиозностью. В условиях психосоциального стресса религиозность несет адаптивную функцию, выступает как ресурс личности в процессе совладания с трудными ситуациями.

  2. Религиозная идентичность специфично возникает под воздействием религии и религиозного мировоззрения на личность, вызывает ее трансформацию, изменяет личностные характеристики и ценностные ориентации. Религиозная идентичность типологизируется, истинная религиозная идентичность сопряжена и обусловлена определенными личностными и характерологическими качествами.

3. Психологические механизмы религиозной идентичности —
самоопределение, самосовершенствование, самоанализ — функционируют под
воздействием амбивалентных сил самоорганизации личности и организованности
церковной системы.

4. Религиозная идентичность студенческой молодежи облегчает адаптацию в
социуме, но ограничивает жизненный выбор; способствует психологической
безопасности личности, а в крайних деструктивных формах разрушает ее.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами исследования были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи.

1. Систематизировать теоретико-методологические подходы к пониманию религиозности как социально-психологического феномена.

2. Обобщить теоретико-методологические основы изучения религиозной
идентичности. Сформулировать систему методологических принципов ее
исследования.

3. Создать концептуальный подход к исследованию религиозной
идентичности. Разработать теоретическую модель религиозной идентичности
личности в современном обществе, условия и факторы, влияющие на нее
у студенческой молодежи.

4. Сформулировать закономерности религиозной идентичности, изучив
личностные особенности, поведение и деятельность студенческой молодежи,
объединенные фактом вхождения ее в социальные группы – верующие.

5. Выявить психологические механизмы религиозной идентичности.

6. Предложить рекомендации, направленные на конструктивное решение
вопросов межэтнического, межконфессионального и межнационального диалога,
на профилактику экстремизма на религиозной почве, оптимизации социально-
психологической адаптации российской молодежи в социуме.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– принципы детерминизма, субъектности и деятельностной обусловленности психических явлений (C. JI. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Б. Д. Парыгин и др.); принципы развития и системного изучения личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), принцип соотношения индивидуального и общественного (Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская);

– основные положения психологии межличностных отношений

(В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский);

– методологические основы представлений личности о себе как члене
социокультурной общности (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Дж. Брунер,

П. Бергер, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. А. Гостев, А. А. Деркач, В. И. Жог, А. Л. Журавлев, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Дж. Келли, Е. А. Леванова, Т. Лукман, М. Луман, Дж. Мид, В. Ф. Петренко, Т. Н. Петракова, Ж. Пиаже, Л. В. Тарабакина, А. Шуц и др.);

– социально-психологические аспекты отечественной психологии религии (Т. А. Бажан, А. И. Клибанов, Д. М. Угринович);

– концептуальное понимание идентичности зарубежными (Д. Жоделе, Г. Зиммель, Д. Кэмпбелл, Ж.-П. Кодол, Дж. Марсиа, А. Маслоу, С. Московичи, Дж. Тернер, Г. Ташфель, З. Фрейд, Э. Фромм, М. Шериф, Э. Эриксон и др.) и отечественными психологами (А. В. Микляева, А. В. Мудрик, П. В. Румянцева, Л. Б. Шнейдер и др.);

– концепция религиозной идентичности как компонента социальной
идентичности личности (К. Герген, С. Московичи, Г. М. Андреева,

П. Н. Шихирев, Т. П. Емельянова и др.); функциональный подход к религии и ее
психологической роли для личности и общества (Д. Е. Мануйлова,

Д. В. Ольшанский, Э. Фромм, Т. Роджерс, П. Джонсон и др.);

– результаты изучения современных аспектов религиозности и религиозной
веры отечественными и зарубежными психологами (Ф. Е. Василюк,

P. M. Грановская, А. И. Демьянов, С. И. Иваненко, В. С. Мухина, М. П. Мчедлов,

В. Г. Пивоваров, Д. М. Угринович, С. А. Черняева, Е. А. Ходжаева,

Е. А. Шумилова, И. Н. Яблоков, М. Аргайл, Г. Оллпорт, Р. Эммонс и др.);

– концептуальные положения научной школы В. С. Мухиной

«Феноменология развития и бытия личности», основанные на признании диалектического единства: генотипа, врожденных особенностей человека; внешних условий; внутренней позиции, определяющих его существование в исторически обусловленном пространстве: предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социум, а механизмами развития и бытия личности — идентификацию и обособление.

В рамках «контролируемого эклектизма» (П. Штомпка) использовались
положения гуманистической и экзистенциальной психологии (А. Маслоу, Р. Мэй,
Г. Оллпорт и др.), принципы и идеи этической (нравственной) психологии
(Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, Е. К. Веселова, Е. Р. Калитеевская и др.), теория
самодетерминации (Э. Деси, Р. Райан, М. Линч, О. Е. Дергачева), концепции
адаптации личности и психологической безопасности (Ю. П. Зинченко,

О. И. Зотова, И. А. Баева, А. В. Брушлинский, Г. В. Грачев, Б. А. Еремеев, А. Н. Сухов, С. К. Рощин, Т. С. Кабаченко, Ю. М. Кондратьев, У. Билски, Ш. Шварц, A. Эдмонсон, Ш. Сахена, A. Минделл и др.).

Однако в научной литературе по социальной психологии вопросы религиозной идентичности современной молодежи освещены недостаточно.

Методы исследования.

В диссертационном исследовании используются следующие научные
методы
: структурно-функциональный, системный, методы и принципы

феноменологии, философского диалога. Обоснован и использован комплекс
взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:

теоретический анализ психологической, социологической, культурологической,
религиозной литературы по теме исследования, синтез теоретического
и эмпирического материалов, обобщение. Разработана и апробирована программа
эмпирического изучения религиозной идентификации личности, включающая
констатирующий эксперимент. На разных этапах работы и при решении
отдельных задач исследования применялся широкий спектр сбора фактического
материала и его обработки. В качестве психодиагностических методик

использовались следующие.

1. Авторская анкета, выясняющая отношение к религии респондента, место
религии в его жизни, его представление о вере, о принадлежности к той или иной
конфессии, о соблюдении религиозных обрядов, о потребностях и целях, которые
реализуются посредством веры, о чувствах, которые руководят верующим
человеком и о преимуществах, которые есть у верующих людей. Одновременно
с процессом анкетирования проводилась беседа с испытуемым, наблюдение за
ним, в процессе чего уточнялось его отношение к религии и степень его
религиозности. При обработке результатов использовался метод контент-анализа.

2. Опросники: Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева;
личностный опросник Р. Кэттелла (16 PF); опросник «Индекс жизненного стиля»
(ИЖС) — Life Stile Index (LSI) Плутчика-Келлермана-Конте; методика
психодиагностического комплекса смысловой организации религиозности:

«Шкала религиозной ориентации» (Г. Олпорт, Д. Росс); опросник «Структура
индивидуальной религиозности» (Ю. В. Щербатых); опросник «Стратегии
и модели преодолевающего поведения» (Г. С. Никифоров); методика «Опросник
кризисной идентичности» (Н. В. Дмитриева, С. Б. Перевозкин,

Ю. М. Перевозкина, Н. А. Самойлик); тест Дж. Марсия для определения
идентичности; шкала социально-психологической адаптированности,

разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом (в адаптации Т. В. Снегиревой); шкала «Я-концепции», разработанная Е. Пирс, Д. Харрис (в адаптации

A. М. Прихожан); методика исследования рефлексивности (А. В. Карпов);
опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова); методика
диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; диагностика
состояния агрессии (опросник Басса-Дарки); диагностика реальной структуры
ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнов); методика диагностики уровня
субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; методика
диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении

B. В. Бойко; методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко.

3. Прототипический анализ социальных представлений по П. Вержесу.

4. Структурированное психологическое интервью, включающее
мировоззренческие вопросы, беседы на религиозные темы, социологический
опрос.

Статистические расчеты выполнялись с использованием стандартных пакетов программ обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и SPSS for Windows v.13.0. При анализе эмпирических данных применялись методы математической статистики, а именно: при сравнении средних значений независимых выборок — Т-критерий и критерий Манна-Уитни; распределения и частоты наступления событий анализировались при помощи критериев хи-квадрат (%), точного критерия Фишера; расчет корреляций проходил с использованием корреляций по Пирсону и Спирмену; для определения внутренней структуры системы исследуемых переменных применялся факторный анализ; для группировки категорий на базе общего интегрального критерия использован кластерный анализ — метод иерархической агломеративной кластеризации.

Этапы исследования

Первый этап (2007–2008 гг.) — теоретико-аналитический — изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, определение его концептуального аппарата, формулирование рабочей гипотезы.

Второй этап (2009–2012 гг.) — эмпирический — психологическая

диагностика показателей религиозной идентичности личности, степени адаптированности в современном обществе и смысложизненных ориентаций, личностных и характерологических качеств, обработка диагностических данных.

Третий этап (2013–2015 гг.) — интерпретационный — теоретическое осмысление данных эмпирического исследования, их анализ, обсуждение и обобщение.

Достоверность выводов, полученных в ходе работы, и их

аргументированность явились следствием базовых теоретических

и методологических подходов и концепций, выдержавших эмпирическую
проверку. В работе был использован междисциплинарный подход, были
использованы методы исследования, соответствующие теоретико-

методологическим принципам работы. Был использован современный социально-
психологический инструментарий, прошедший проверку в российской
психологической науке. В работе мы придерживались важнейших принципов
проведения эмпирического исследования, использовали современные методы
статистической обработки эмпирических данных.

Научная новизна

– Сформулирована система принципов, объясняющих становление

и развитие религиозной идентичности. Впервые выявлен феномен ценностного обусловливания субъектом выбора/отвержения религии. Основанием для выбора/отвержения религии служит определенная система жизненных принципов и смыслов, ценностей и идеалов, мотивов и притязаний личности.

– Разработана теоретически обоснованная и эмпирически подтвержденная
социально-психологическая модель формирования и функционирования

религиозной идентичности личности в современном обществе, определены
личностные, характерологические и внешние факторы, влияющие на

выбор/отвержение религии.

– Обнаружено, что религиозная идентичность возникает, проходит становление под воздействием на личность специфических социально-психологических механизмов, повышающих самооценку личности и ее духовное содержание.

– Показано, что различия в смысложизненных ориентациях социальных групп — верующих и неверующих студентов — имеют глубинные основания.

– В процессе становления религиозной идентичности иерархия ценностей личности становится упорядоченной, обоснованной, придает уверенность личности и уменьшает экзистенциальную тревогу.

– Впервые выявлен и описан феномен относительной автономности
религиозной идентичности, независимости ее от обстоятельств, где религиозность
определяет морально-нравственную избирательность, связанную

с неприемлемостью некоторых видов деятельности и действий для религиозного человека.

– Выявлено, что религиозная идентичность напрямую связана

с психологическими защитными механизмами. Религиозная идентичность
облегчает адаптивный процесс за счет лучшей структурированности самооценки,
ощущения поддержки извне и в то же время покорности «воле Божьей», лучшей
сформированности рефлексивности и ответственности, принадлежности

к социальной группе «верующие».

– Сформулировано определение религиозного ресурса как осознанного представления верующих, который надежно связывается в их религиозном опыте с позитивным результатом, наличием ощутимого преимущества. Этот опыт используется для повышения качества жизнедеятельности, достижения позитивных результатов как конкретного верующего, так и всей группы верующих в социуме.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные результаты, внесшие свой вклад в развитие теории социальной идентичности личности, позволяют раскрыть характерные черты религиозной идентичности, ее влияние на социально-психологическую адаптацию верующей молодежи в современном обществе. Рассмотрено и детализировано определение религиозной идентичности, ее место в структуре социальной идентичности современного молодого человека.

Научно определено воздействие религиозной идентичности на адаптивность личности в зависимости от истинной или формальной религиозности и религиозного опыта.

Экспериментально и логически обоснован комплекс психодиагностических методик, позволяющих выявить составные части религиозной идентичности, личностные и характерологические особенности, сопряженные с истинной и формальной религиозностью, роль религиозности при личностной адаптации в современном обществе.

В научный оборот введены новые эмпирические данные о религиозной идентичности личности как копинг-ресурсе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что создана научная основа для разработки личностно-ориентированных программ развития социально-психологической адаптации личности на основе религиозной идентичности.

Разработана и апробирована Программа группового тренинга «Духовно-
нравственное развитие и социально-психологическая адаптация верующей
молодежи в социуме», которая проявила себя как эффективное средство
личностной социально-психологической адаптации с использованием

религиозного ресурса и может быть рекомендована практическим психологам, педагогам и социальным работникам.

Результаты исследования могут быть использованы в образовательных целях
при разработке и чтении вузовских общих и специальных курсов по социальной
психологии, истории психологии по дисциплинам «Психология религии»,
«Психология личности», «Этнопсихология», «Психология современной

молодежи», «Основы социально-психологического консультирования». Могут
стать важной составной частью программ подготовки магистров «Социальная
психология», повышения квалификации специалистов психологического

профиля.

Положения, выносимые на защиту

На защиту выносится теоретическое и эмпирическое обоснование решения крупной научной проблемы в области социальной психологии личности — выделение религиозной идентичности как самостоятельного направления в проблемном поле личностной идентичности и жизненного самоопределения.

1. Систематизированы теоретико-методологические подходы

к пониманию религиозности как социально-психологического феномена,

а именно:

– принимая во внимание реальность и ценность для человека его религиозной жизнь, большинство психологов сходятся во мнении о том, что

религиозная вера есть психологический феномен, присущий каждому человеку от рождения, но который на свое усмотрение принимает или не принимает ориентиры религии на путь жизнедеятельности, ведущий к нравственному и духовному самосовершенствованию;

– религиозное сознание способствует формированию чувства безопасности
и защищенности, как бы создавая надежный и упорядоченный мир,

альтернативный реальному;

– религиозность связана с особенностями личности, которые сопряжены со
стрессорными механизмами. Это эмоциональные и аффективные расстройства,
такие как тревожность, депрессия, агрессивность и враждебность, где эти
эмоциональные состояния выступают предшественниками или могут

сопутствовать формированию религиозной идентичности как личностному конструкту, обладающему защитным механизмом;

– религиозность в своей «защищающей» ипостаси связана и осуществляется через механизмы психологических защит, поскольку человеку как социальному существу не всегда удобно и возможно реализовывать в социуме свои агрессивные тенденции, тревожность, депрессивность и другие эмоциональные состояния;

– выявлено, что механизмы психологических защит имеют

феноменологическую общность с религиозностью, поскольку направлены на
защиту личности от повреждающих стрессорных факторов. Современное
постмодернистское общество предполагает определенную социальную

и личностную десенситизацию, которую может обеспечивать религия, вследствие чего роль религиозности в структуре личности совсем неоднозначна и более важна, чем это принято считать;

– одним из важных признаков религиозности является дефицит рефлексии, внутренняя скованность, недостаточная психологическая гармонизация, т. е. недостаток осознания собственной человеческой сущности, своего права на поступок, осознание, где недостаток рефлексии приводит к невозможности управлять своими потребностями, гибко перестраивать их в соответствии с требованиями ситуации, менять при необходимости жизненные ориентиры в целом или находить новые ресурсы для сохранения уже имеющихся ценностей.

2. Обобщив теоретико-методологические основы изучения религиозной идентичности, выявлено, что религиозная идентичность личности, обоснованная на примере современной российской молодежи, — самостоятельное направление в социальной психологии, имеющее собственный предмет изучения и область исследования, методологические основы, модель, систему и структуру понятий, методические средства, генезис, закономерности, механизмы, типологии.

Комплементарная интеграция знаний из разных областей гуманитарных наук
позволила выработать в рамках социальной психологии социально-

психологическую концепцию религиозной идентичности, которая раскрывается в следующей системе методологических принципов ее исследования.

Религиозная идентичности — это сложный, противоречивый, триединый процесс/результат:

Во-первых, осознанного отождествления субъектом себя с трансцендентным, т. е. признание Бога как Всемогущего, как высшей идеи бытия, под знаком которого строится вся жизнь человека.

Во-вторых, становления системы свойств и качеств личности, создающих особое отношение к окружающему миру и людям, накладывающих отпечаток на поведение, личностные характеристики и ценностные ориентации.

В-третьих, отождествления себя с определенной религиозной общиной, принятия ее обрядов, символов и ценностей, учения.

В религиозной идентичности содержится ментальный опыт человека, его социально-психологический ресурс, который проявляется в определенных ситуациях, имеет особое смысловое и ценностное значение, связывается с появлением позитивных результатов, состояний, отношений, может быть использован для повышения качества жизнедеятельности и достижения позитивных результатов российской молодежи в социуме.

3. Модель религиозной идентичности определяется как совокупность
взаимодействующих интра- и интерсоциально-психологических детерминант,
включающих личностные, характерологические факторы и факторы среды,
ситуации, в совокупности влияющие на выбор/отвержение религии. Результатом
взаимодействия интра- и интердетерминант, в свою очередь, становится
появление метасоциально-психологической детерминанты «собственно
религиозной идентичности», разрешающей противоречие амбивалентности
самоорганизации личности и организации религиозного сообщества.

Становление религиозной идентичности происходит через появления
интереса к религии в студенческой среде, активирующего процессы

самоактуализации молодежи в социуме, поддерживаемой постоянно

действующей метасоциально-психологической детерминантой.

4. Закономерностями религиозной идентичности являются:
а) закономерности проявления психологических характеристик членов

социальных групп — верующих:

– ядром социальных представлений о религиозности у религиозной молодежи является понятие «вера», у атеистов — «церковь», соответственно периферией — «испытание», «нравственность», «радость» и «агрессивность», «чуждый», «чрезмерный»;

– устойчивая, часто линейная взаимосвязь религиозной идентичности и особенностей характера, выступающая как один из важнейших элементов трансформации личности религиозного человека;

– наличие в религиозной идентичности нелинейного, взаимообратного процесса: смысложизненные ориентации определяют выбор/отвержение религии, а религиозные догматы влияют на смысложизненные ориентации. В результате система ценностей религиозного человека позволяет в любой ситуации жизненного пути ощущать смысл собственной жизни;

– ценностное обусловливание выбора/отвержения религии происходит по основанию определенной системы жизненных принципов и смыслов, ценностей и идеалов, мотивов и притязаний личности. Явление выбора или отвержения религии происходит с опорой на смысложизненные ориентации и ценностно-12

нравственные ориентиры: не только религия влияет на жизненные ценности, но и ценности определяют выбор или отвержение религии. Эффект ценностно обусловленного выбора/отвержения религии может проявляться в форме демонстративного отказа от религиозного поведения;

б) закономерности поведения и деятельности студенческой молодежи, обусловленных фактом включения ее в социальные группы — верующие:

– относительная автономность от социума религиозной идентичности, независимость от обстоятельств, она определяет морально-нравственную избирательность, связанную с неприемлемостью некоторых видов деятельности и действий для религиозного человека, декларируемых и поддерживаемым религиозным сообществом;

– принадлежность к вере через принадлежность к религиозному

сообществу ассоциируется с высоким уровнем сформированности жизненных и профессиональных ценностных ориентаций личности. Несмотря на определенные преимущества, которые имеет истинно верующий человек, у него редуцированы коммуникативные установки, изначально более низкая самооценка, он чаще зависим, несамостоятелен, менее способен к эмпатии, ограничен в возможности активного поиска жизненного пути;

– религиозная идентичность облегчает адаптивный процесс в социуме за счет
одновременного ощущения поддержки извне и покорности «воле Божьей»,
лучшей структурированности самооценки, большей сформированности

рефлексивности и ответственности.

5. Механизмами религиозной идентичности являются: 1) поиск смысла
жизни (самоопределение); 2) духовно-нравственное развитие как ценностная
ориентация (самосовершенствование); 3) взаимоотражение субъектом друг друга
в группе (самоанализ). Психологические механизмы религиозной идентичности
функционируют под воздействием амбивалентных сил самоорганизации личности
и организованности церковной системы. Они повышают самооценку и духовное
содержание личности. В результате молодой человек начинает обладать
принадлежностью к религиозному сообществу, группе, испытывать
удовлетворение потребности в трансцендентных переживаниях и общении,
проявлять долженствования, обусловленные высшим смыслом, с ощущением
внешнего контроля за своими действиями, обладать сформированными
ценностными ориентациями и смысложизненными целями, переживать счастье,
любовь, обретение духовно-физической гармонии личности.

6. Эмпирически выявлена типология религиозной идентичности, где
религиозные типы меньше подвержены стрессу и более адаптивны, нежели
формально религиозные типы и атеисты. Выявлено, что религиозность — это
свойство личности, напрямую связанное с психологическими защитными
механизмами. Типология религиозной идентичности легла в основу
формулирования рекомендаций, направленных на конструктивное решение
вопросов межнационального, межэтнического и межконфессионального диалога,
а также на профилактику экстремизма на религиозной почве, оптимизацию
социально-психологической адаптации российской молодежи в социуме.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Содержание диссертации соответствует требованиям паспорта научной специальности 19.00.05 — «Социальная психология», включающим такие области исследований, как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом включения людей в социальные группы; изучение психологических характеристик социальных групп и социальных движений.

Апробация работы. Основные идеи диссертации получили отражение в 2
монографиях, 19 статьях, опубликованных в рецензируемых научных изданиях из
перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых
степеней доктора и кандидата наук, в нескольких десятках публикаций в
журналах, сборниках научных трудов, материалах конференций. В докладах
и сообщениях на заседаниях теоретических семинаров факультета педагогики
и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственного
университет»; Православные ценности и современное образование. Москва, 2008;
Наука, Образование, Культура: Духовно-нравственные основы и пути развития.
Москва, 2009; Практический опыт и перспективы церковно-государственного
сотрудничества в области образования. Москва, 2010; Психолого-педагогические
технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании.
Турция, Кемер, 2010; Духовная безопасность подрастающего поколения как залог
здоровой нации XXI века. Лейбек-Збруй. Польша, 2011; Актуальные проблемы
религиоведения. Санкт-Петербург, 2012; Духовно-нравственное воспитание
и образование как психолого-педагогическая инновация сохранения здоровья
подростка. Турция, Аланья, Новосибирск, 2012; Ребенок в современном мире.
Санкт-Петербург, 2013, 2014. Результаты исследования нашли применение при
подготовке и публикации учебных и учебно-методических пособий по

социальной психологии и др.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, включающих 21 параграф, заключения, библиографии, приложений. Общий объем диссертации — 315 страниц, из них основного текста 293 страницы. Список цитированной и использованной литературы включает 743 литературных источника, в том числе 81 иностранный. Рисунков — 18, таблиц — 23.

Феномен религиозности с точки зрения православной психологии

Один из основателей современного религиоведения Макс Мюллер сказал: "В наши дни почти невозможно говорить о религии, не обидев кого-нибудь. Некоторым религия кажется слишком священным предметом для научного изучения; другие ставят ее в один ряд с алхимией и астрологией, считая, что она сплетена из ошибок и галлюцинаций, недостойных внимания ученого. В некотором смысле я согласен с этими двумя мнениями. Религия есть священный предмет, и в ее самой совершенной или самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения". По мнению авторитетных исследователей, таких, как У.Джеймс [149], человек без активизированного религиозного чувства способен познавать исключительно одну реальность - мир материи, энергии, пространства и времени. Духовный мир остается за горизонтом познания. Такое положение может быть связано с рядом обстоятельств, например: материальные вещи более наглядны, очевидны; неуверенность в себе, «свободноплавающая тревога» приводит к поиску наиболее легкого пути обретения безопасности в непосредственном окружении; влияние социодинамики современного мира с акцентуацией образа жизни, организованного вокруг продукции и потребления [149, с. 56]. Религиозная вера стимулирует духовную трансформацию. В результате духовной трансформации происходит переориентация себя появляются новые мотивации. Религиозная вера дает возможность человеку интегрироваться вокруг религиозного чувства, с появлением у него новых возможностей, чувства экзистенциальной уверенности.

Различные психологические течения уделяли феномену религии пристальное внимание. "Психолог должен быть кровно заинтересован в выяснении содержания религии, ибо для него важно, какое человеческое отношение в ней выражается и, какое действие - доброе или злое - она оказывает на человека, на развитие человеческих сил. Ему интересно выяснить не только психологические корни различных религий, но и их ценность".

Религия - форма отражения человеком объективной действительности, которая представляет собой особую, специфическую картину мира, предполагающую за человеком возможность взаимодействия с высшей силой путем выполнения каких-либо ритуалов и, благодаря этому, возможность воздействия на мир. Внецерковной ортодоксальной мысли определение религии так и звучит: Религия - это продукт естественных желаний и человеческого воображения, которое приписывает трансцендентному Высшему бытию то, что человеку хотелось бы найти в Нем согласно своим приземленным интересам и надеждам. Религиозность основывается на вере в высшие силы, которые руководят и управляют личностью. Религиозность сопровождается стремлением к соблюдению религиозных ритуалов и, зачастую, наличием вышеупомянутой картины мира.

У. Джемс полагал, что религиозное чувство изначально не обладает какой-то спецификой по сравнению с другими чувствами человека, но его связь с верой придает религии особую функцию - осуществлять переход от душевного страдания к освобождению от него. Такое сознание, соответственно, порождает специфический взгляд на мир [149, с. 57]. Л. Леви-Брюль [286] описывал религиозные представления как разновидность коллективных представлений. В них факт познания сочетается с другими элементами эмоционального или волевого порядка и, таким образом, предполагает иную установку сознания по отношению к представляемым объектам.

По мнению Э. Фромма [594], индивидууму требуется определенная система для ориентации и объект преданности. Эти потребности относятся к одним из самых мощных источников энергии в людях и могут быть удовлетворенны различными способами. Единственно простое решение ориентационной потребности -подчинение сильному лидеру, такому как священник, король или бог. Обладая экстраординарными качествами, лидер, как предполагается, имеет и знание, и намерение сделать то, что является лучшим для группы. Чтобы обеспечить себя объектом преданности, который удовлетворяет глубокую потребность принадлежности к окружающему миру, люди вновь возвращаются к «первичным связям» детства с матерью и отцом, с землей, предками, расой, а в более сложных обществах с религией, нацией и классом. За возвращение к природе или к зависимости от фигуры власти, чтобы чувствовать себя как дома во вселенной, человек платит высокую цену: происходит блокировка развития наивысших человеческих способностей рассуждать, любить и созидать [594, с. 120]. Исходя из этого, Э. Фромм определяет религию как «любую систему взглядов и действий, разделяемых группой» [594, с. 121], которая обеспечивает индивидуума системой ориентации.

Представители психодинамического направления рассматривают вопросы происхождения религиозного феномена, его основу, в глубинных слоях психики, скрытых инстинктах и побуждениях человека. Главные функции религии они видят в формировании картины мира, снижении тревоги, осмыслении собственной жизни и жизни окружающих людей [513, с. 89].

3. Фрейд большое значение придавал ожиданию исполнения желания, примешанного к обращению к религии. К.Г. Юнг, рассматривая религию как особую установку сознания, полагал, что она является всеохватывающей системой мироупорядочивающих мыслей, что, по мнению Г.М. Андреевой, может выступать как описание своеобразной схемы, при помощи которой человек воспринимает мир.

З.Фрейд [587] проводит аналогию религии с неврозом навязчивости, при котором человек также путем повторяющихся ритуализированных действий пытается добиться для себя состояния относительного внутреннего комфорта. Однако особенность религии заключается еще и в том, что она носит, как правило, массовый характер, то есть различные люди выполняют примерно одинаковый набор ритуалов. «Религия... навязывает всем в равной степени свой путь достижения счастья и защиты от страданий» [587, с. 11]. Мало сказать, что 3. Фрейд считает религию неконструктивной - в своей работе «Недовольство культурой», он называет ее формой массового безумия, которое «состоит в умалении ценности жизни и в иллюзорном искажении реальной картины мира -его предпосылкой является запугивание интеллекта» [587, с.11].

Относясь к феномену религии негативно, З.Фрейд тем не менее, признает ее как один из способов достижения людьми счастья, который люди могут выбрать согласно своим индивидуальным особенностям и потребностям, и которому «...удается спасти многих людей от индивидуального невроза» [587, с. 11].

Кризис религиозной идентичности как реальность современного общества

И.О. Кон [246] отмечает, «осознание своей идентичности для человека не просто знание себя, а определенное отношение к себе, благодаря развивающимся установкам и убеждениям» [246, с. 157].

Для осознания своей идентичности, необходима идентификация с той или иной социальной группой и какие роли человек называет при самохарактеристике. Э.Эриксону выявил шесть параметров идентичности: 1. Идентичность - это процесс, локализованный как в ядре индивидуальности, так и в ядре общественной культуры. 2. Формирование идентичности связано с постоянной бессознательной рефлексией на всех уровнях психической деятельности человека. 3. Формирование идентичности - это процесс постоянного изменения и развития. 4. Формирование идентичности - это процесс зависимости личного кризиса конкретного человека от современных ему исторических кризисов. 5. Формирование идентичности - это процесс постоянно развивающегося человека, который не укладывается в термины только социальной или индивидуальной психологии. 6. Формирование идентичности - это процесс, который требует нового осмысления и наблюдения, в связи с изменением картины мира человека, где нужны новые методы.

О.Н. Демченко и А.В. Мытиль, исследуя работы Дж. Марсия, отмечают, что он определяет идентичность как «структуру «эго», внутренне самосозидающуюся, с динамической организацией способностей, убеждений и индивидуальной историей, преодолевающей кризисы» [145, с. ПО].

А. Ватерман выделяет аксеологические аспекты этого явления идентичности. «Идентичность у человека формируется в результате самоопределения, выбора убеждений и ценностей, которым он следует в жизни» [189, с. 168]. По А. Ватерману, «самыми важными сферами формирования идентичности являются: принятие комплекса социальных ролей, выбор профессии, выработка политических взглядов, переоценка морально-нравственных и религиозных убеждений» [189, с. 168].

Как отмечает Н.В.Антонова, идентичность рассматривается по Дж. Мид по нескольким принципам: 1) осознаваемая идентичность: человек самостоятельно и свободно анализируетсвое поведение, думает о цели и тактике поведения; 2) неосознаваемая идентичность: человек принимает ритуалы, привычки и нормы поведения, не рефлексируя их [19, с. 131]. Э. Гофман вводит понятие «политика идентичности», т. е. «влияние человека на информацию о себе, производимую на социальное окружение, где существуют различные техники, реализующие данную политику: техника деидентификации (изменение признаков идентичности), техника избегания, техника компенсации (искажение мнения о себе)» [19, с. 140].

Представители когнитивно-ориентированной психологи, X. Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл рассматривают идентичность «как когнитивную систему, исполняющую роль регуляции поведения, которая состоит из двух подсистем: лингвистической и социальной» [189, с. 148].

При этом «идентичность развивается на протяжении всей жизни. Формирование идентичности осуществляется с помощью двух процессов: усвоения новых компонентов и их адаптации, путем определения значения и ценностей компонентов, новых и старых» [145, с. 115].

Концепции отечественной психологии, касающиеся личностной идентичности, связаны, прежде всего, с именем Л.С. Выготского, который говорил, что «процессы человеческой психики основаны на межличностных отношениях. Индивид формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов деятельности».... «сущность человека принципиально межсубъектна, несводима к продуктивности, к отдельному результату, к совокупности социальных ролей, функционально-ролевых масок, к бытию человека в качестве члена или агента социума, разомкнута и раскрыта для бесконечного становления» [458, с. 450]. С. Л. Рубинштейну: «Специфика человеческого способа существования заключается в мере соотношения самоопределения и определения Другими» [458, с. 451].

В результате нашего исследования, мы выяснили, что понятие идентичности практически не исследовалось в отечественной психологии до начала 90-х годов.

Исследованиями различных аспектов идентичности в советской психологии занимался И.С. Кон., который отмечает такие типы идентичности, как: «1) психофизиологическая идентичность - единство и преемственность физиологических и психических процессов в структуре организма; 2) социальная система свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом сообщества, группы и предполагает разделение индивидов по их социально-классовой принадлежности социальным статусом и усвоенным нормам; 3) личная - единство и преемственность жизнедеятельности, целей и мотивов».[246, с. 78].

И.С. Самошкина рассматривает социальную идентичность как понятие и объясняющий принцип социальной психологии, а именно: «1. социальная идентичность - это часть "Я-концепции", элемент структуры личности человека; 2. социальная идентичность - это результат идентификации человека или общественной группы людей, являющийся социологическим понятием»[467, с. 45]

Л.Б. Шнейдер отмечает, что «начиная от классиков - основателей теории социальной идентичности (А. Тешфел) и самокатегоризации (Дж. Тернер); представителей интеракционистской школы (Дж. Мид, И. Гоффман), школы социальных представлений (С. Московичи, М. Заваллони, Ж.-К. Абрик), - многие ученые рассматривают социальную идентичность как один из уровней Я-отнесенности (самокатегоризации, "Я-концепции")» [631].

Социальные представления о религиозной идентичности

Религиозное самосознание ставит планку ценностным ориентациям человека, в особенности молодежи нашей страны. В настоящее время можно заметить разрушение и обесценивание духовных идеалов, которые держались тысячелетиями. Религиозное сознание позволяет молодым людям задуматься о своих личных ценностях, о ценностях своего прошлого, на которых выросли многие поколения людей, и о своем будущем. Понимание исторических и социокультурных смысловых нагрузок религии усиливает стержень своих собственных ценностных ориентации и, несмотря на ослабление или усиление веры или религиозности, сохраняют свою значимость.

В процессе становления религиозной идентичности и религиозного самопознания, иерархия ценностей личности становится упорядоченной, обоснованной и приобретает определенные закономерности, появляется четкая граница между понятиями добра и зла, о том, что позволено делать и что не позволено. Когда в сознании сформирована точная и предсказуемая градация ценностных ориентации, это придает уверенность личности и уменьшает экзистенциальную тревогу.

Таким образом, различия в смысложизненных ориентациях верующих и неверующих студентов имеют глубинные основания.

В процессе данного исследования по изучению влияния религиозного самосознания на выбор ценностных ориентации нами был выявлен феномен ценностного обусловливания субъектом выбора/отвержения религии. Явление выбора или отвержения религии происходило с опорой на смысложизненные ориентации и ценностно-нравственные ориентиры. То есть происходил обратный процесс: не только религия влияла на жизненные ценности, но и ценности определяли выбор или отвержение религиозного сознания. Типы отношения к религии, потребительское, неосознанное, или, наоборот, глубоко прочувственное - определяется не только конкретно сложившимися социально-психологическими условиями, но и самооценкой и мотивацией субъекта. Мотивация при этом определяется смыслами, ценностями и идеалами, которые воплощают и утверждают или опровергают и отрицают представления субъекта. При анализе отношения к религии студентов мы выявили, что часть отвергающих религию считают, что она «закабаляет» субъекта, ограничивает его свободу, мешает развиваться (36% неверующих), другая часть отвергающих относится более лояльно, нейтрально, считая, что религия никак не влияет на свободу, но создает дополнительные проблемы (29%), и уж точно никак не помогает в жизни (35%). Эта группа никак не соотносит религиозное сознание с духовным состоянием, а рассматривает религию чисто утилитарно, с точки зрения конкретной для себя выгоды.

Эффект ценностно обусловленного выбора/отвержения религии может проявляться в форме демонстративного отказа от религиозного поведения, открытых насмешек или издевательств над религиозными личностями (25%). Высказывания типа «Я принципиально неверующий», «Это мракобесие», «Средневековье». Своеобразная внутренняя цензура не позволяет такому человеку даже задуматься о возможности религиозной реализации из-за ригидных жизненных принципов, взглядов и убеждений. Или это может быть просто пассивный отказ, без мотивировки, без осознавания своей позиции (22%). Не задумываясь о причинах, они следуют своим привычкам, проявляя некий этический навык, заложенный, вероятно, в раннем детстве. Третьи демонстрируют свою приверженность к религии, чтобы подчеркнуть свою этническую принадлежность («я православный, потому что русский», или «я мусульманин, потому что татарин») (33%). Все эти варианты можно рассматривать как тип потребительского поведения в отношении к религии, независимо от мотивации и ценностно-смыслового значения.

Основанием для выбора/отвержения религии как формы сознания служит определенная система жизненных принципов и смыслов, ценностей и идеалов, мотивов и притязаний личности. В ряде случаев эта субъективно значимая система может быть близка к ценностям и идеалам определенной значимой личности, в том числе, мифической, в частности, святых или самого мессии (Христа, Магомета, Будды), своеобразный эффект воспроизводства субъектом ценностной системы другой личности, иногда исторической, которая служит как пример.

Таким образом, ценностно-смысловая рациональность религиозной активности может проявляться в различных формах - осознаваемых и неосознаваемых, пассивных и активных. Неосознаваемые формы принятия/отвержения религии в других жизненных обстоятельствах могут становиться осознанными, чаще всего, в сторону принятия религии, например, в экстремальных жизненных ситуациях, в местах боевых действий, прои угрозе близким, при тяжелых заболеваниях.

При анализе отношения субъекта к религии выявлено, что религиозность определяет некоторую морально-нравственную избирательность, связанную с неприемлемостью некоторых видов деятельности и действий для религиозного человека. Таким образом, мы можем говорить о феномене относительной автономности религиозного сознания, независимости его от обстоятельств, что подтверждается данными проведенного исследования.

Для одного и того же субъекта религия на разных жизненных этапах может выполнять различные функции и наполняться различными смыслами. Самоопределяясь в религиозном сознании, субъект наделяет религию теми смыслами и символическими значениями, которые отвечают его наиболее значимым потребностям, интересам, ценностям, идеалам, т.е. смысложизненным ориентациям. Эти смыслы могут меняться в разные периоды жизни и при разных исходных условиях, однако взаимообратный процесс всегда существует: смысложизненные ориентации определяют выбор/отвержение религии, а религиозные догматы влияют на смысложизненные ориентации.

Исследование выявило, что значительная часть студентов не понимает и не принимает изменения происходящие в стране (это 32,31% не ответивших, не определивших свою позицию молодых людей). 20,31%, то есть пятая часть опрошенных, верит в лучшее будущее и смотрит в него с оптимизмом, а 12,9% студентов вообще ничего не боится, верит в свои собственные силы. 17,7% студентов прагматично строят свои личные планы на будущее. Студентов с пассивной эгоистической ориентацией (циников и скептиков) - 15%, меньше всего - с явно агрессивными, националистическими и экстремистскими наклонностями - 1,0%.

Анализ ценностных ориентации студентов показывает, что существует разделение студенчества по ценностным ориентациям. Наиболее распространенное явление в студенческой среде - индивидуализм прагматического типа. У студентов постепенно формируется «эмоциональная» коллективность, толерантная к негативным проявлениям, в основе которой лежат формальные, регламентированные отношения. В студенческой среде поляризование типов личности, беспорно происходит благодаря нравственно-ценностному кризису, который является объективной основой для создания конфликтных ситуаций в вузе, в отношениях между верующей и неверующей молодежью, обществом и государством.

Рассмотрение отношения к работе в зависимости от религиозности позволило исследовать ориентацию молодежи с разным отношением к религии, на нетрудовые модели поведения. Более 40% респондентов, которых мы определили, как нерелигиозный тип, если бы была возможность, не работали бы. Это в 2,5 раза больше, чем в группе «религиозный тип». В таблице 4.3 приведены результаты ответов на вопрос: «Если бы у тебя была возможность не работать, но жить в достатке, согласился бы ты не работать», в зависимости от отношения к религии.

Результаты исследование взаимосвязи религиозности и личностных факторов

В современных исследованиях принято говорить о «приватном характере» религиозности российских студентов. Речь идет о распространенном в студенческой среде взгляде на религиозную жизнь как интимную сферу личной жизни, отведении религии места в секторе частной жизни, убежденности в том, что искренняя религиозность не рассчитана на показ и публичная манифестация религиозности может быть связана с неподлинной, эгоистической мотивацией. Религиозность российского студента связана с утверждением образа верующего, духовная жизнь которого протекает в глубине сердца, охватывая его целиком. Очевидно, мы имеем дело с характерно православным видением религиозной жизни, при котором человеческое сердце рассматривается как средоточие личной жизни, основной орган восприятия духовного мира. Это объясняет, почему религиозная жизнь не должна публично манифестироваться. Публичная манифестация способна зародить в душе гордость и тем самым отчуждать человека от глубин духовно опыта, носителем которого выступает смиренное сердце.

Отмеченная особенность религиозности российских студентов не может не задать определенный вектор в работе по духовному просвещению молодежи. Отказ от показного ритуализма, избежание смешивания религии и идеологии, отход от жесткого привязывания религиозных истин к политическим процессам, повышенное внимание к способам передачи религиозного знания, которые не должны быть связаны с примитивным навязыванием религиозных взглядов - все эти принципы, несомненно, должны быть учтены в процессе духовного просвещения российских студентов. К сказанному необходимо добавить и важность обращения к сердечным переживаниям молодежи, так как сердце российского студента чрезвычайно восприимчиво к серьезным религиозным чувствам.

Отмеченная особенность восприятия религиозного мира студенческой молодежью, безусловно, должна быть учтена в процессе ее духовного просвещения. Передачу религиозных истин необходимо связать с раскрытием всей глубины религиозного знания, делая особый акцент на его догматической и религиозно-философской компоненте. При этом желательно избегнуть поверхностного морализаторства, упрощенного сведения религиозной жизни к этическим нормам вне демонстрации их глубинных бытийных корней.

В качестве одной из наиболее важных характеристик религиозной жизни российского студенчества можно выделить отсутствие критического отношения к традиционным формам религиозной жизни и, прежде всего, к православию. Православная традиция воспринимается без критицизма как духовное наследие, укорененное в собственной истории и помогающее найти в ней место молодому поколению. Студенты считают, что вне православного фактора невозможно нормальное функционирование социальной жизни России, сохранение коллективной идентичности россиян, само существование русской нации в современности.

Серьезные симпатии к традиционным формам духовности среди российского студенчества, обусловленные взглядом на них как на фактор сохранения идентичности, безусловно, должен быть учтен в духовно-просветительской работе. Духовное просвещение в России не может не учитывать проблему истоков, основ, корней российской культурной идентичности. Очевидность их связи с христианскими ценностями позволяет рассматривать исследование отечественной истории и культуры в качестве формы духовного просвещения в студенческой среде.

Как специфическую черту российской студенческой религиозной жизни можно выделить тот факт, что религиозная жизнь мегаполисов является в России более интенсивной по сравнению с провинцией. Данная ситуация объяснима как недостатком функционирующих церквей, так и недостаточным уровнем развития духовного просвещения на периферии в целом.

Оптимизация религиозной идентичности на уровне оказания социально-психологической помощи. На основании выявленных закономерностей религиозной идентичности нами разработана и апробирована Программа группового тренинга «Духовно-нравственного развития и социально-психологической адаптации верующей молодежи в социуме». Цель тренинга: оптимизация религиозной идентичности у участников тренинга. Задачи тренинга: 1) Определение динамики религиозной идентичности (начальный, промежуточный, послетренинговый урони); 2) Актуализация духовно-нравственных ценностей у участников тренинга; 3) Улучшение коммуникации внутри религиозной группы; 4) Улучшение коммуникации религиозной группы с социумом; 5) Улучшение межконфессиональных взаимоотношений.

Ожидаемый результат тренинга: получение участниками группы опыта позитивного и эффективного взаимодействия в группе; осознание значимости соборной работы для повышения эффективности духовно-нравственных ценностей; овладение навыками формирования личностной адаптации в социуме; осознание индивидуальной религиозности в стремлении к внутреннему комфорту и удовлетворяющему существованию; получение психологического исцеления, в связи с индивидуальной религиозностью участников группы; обоснование влияния религиозности как ресурса личности в процессе адаптации к современным быстроменяющимся условиям.

Тренинг «Духовно-нравственного развития и социально-психологической адаптации верующей молодежи в социуме» - уникальная программа с многоуровневой, многоплановой структурой, включающая в себя важнейшие, ключевые темы и понятия современной практической психологии, без знания которых невозможно духовно-нравственное развитие человека и полноценное гармоничное взаимодействие с окружающим миром. В 2014 году в рамках программы тренинга представлена методика «Духовного исцеления».