Содержание к диссертации
Введение
Глава І. Ролевая идентичность формальных и неформальных лидеров осужденных 11
1.1 Проблемы идентичности в современной психологии 11
1.2 Ролевые функции формальных и неформальных лидеров осужденных 21
1.3 Особенности формирования ролевой идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных 36
1.4 Психокоррекция ролевой идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных 45
Глава 2. Материалы и методы исследования 55
2.1 Методология исследования ролевой идентичности неформальных и формальных лидеров осужденных 55
2.2 Характеристика материала исследования 58
2.3 Методы психолого-диагностического исследования 60
2.4 Статистические методы экспериментального психологического исследования 71
2.5 Методы психокоррекционной работы 71
Глава 3. Анализ результатов экспериментально-психологический исследований ролевой идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных 79
3.1 Сравнительный анализ ролевой идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных 79
3.1.1 Анализ изучения типов межличностных отношений формальных и неформальных лидеров осужденных 86
3.1.2 Анализ соотношения личностных особенностей лидеров осужденных с уровнем их психической устойчивости 90
3.1.3 Когнитивные, эмоционально-волевые аспекты личностных особенностей формальных и неформальных лидеров осужденных в соотношении с уровнями их психической устойчивости... 94
3.1.4 Соотношение характерологических, поведенческих и коммуникативных личностных характеристик формальных и неформальных лидеров осужденных 101
3.1.5 Соотношение уровней идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных 116
3.2 Анализ эффективности психокоррекционной работы с формальными и неформальными лидерами осужденных по формированию уровней их ролевой идентичности 123
Заключение 135
Выводы 142
Литература 144
Приложение 1 157
Приложение 2 161
- Проблемы идентичности в современной психологии
- Ролевые функции формальных и неформальных лидеров осужденных
- Методология исследования ролевой идентичности неформальных и формальных лидеров осужденных
- Сравнительный анализ ролевой идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных
Введение к работе
Актуальность проблемы. Постановка проблемы идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных своим ролевым функциям и определение психологических оснований ее проявления является актуальной задачей не только по причине отмечаемого исследователями кризиса идентичности современного человека, особенно в пенитенциарных условиях (Андреева Г. М., Буякас Т. М„ Кузьмин А. В., Орлов Д. И., Заковоротная М. В., Путилова Л. М, Лукьянов А. В. и др.), но и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами. Учет особенностей ролевой идентичности лидеров осужденных имеет теоретическое и практическое значение как в плане исследования состояний самоидентичности осужденных, так и в работе с ними по достижению определенного уровня личностного роста и преодолению их кризисных состояний. Вместе с тем исследователями отмечается, что в настоящее время отсутствуют научные критерии подобной работы с осужденными, проводимой в экзистенциально-гуманистическом ключе.
Острая необходимость подобного исследования связана с преодолением кризисных явлений в социально-экономической жизни общества, требующем радикального переосмысления деятельности государственных институтов, в том числе правоохранительных органов. Резкий рост преступности, обесценивание человеческой жизни, легкость, с какой совершаются тяжкие преступления, пугают общество, снижая уровень социального сопротивления преступности. Это обусловлено, по мнению многих ученых, утяжелением криминологических характеристик осужденных; консолидацией неформальной среды осужденных; активизацией противоправной деятельности лидеров тюремного мира. В трудах М.Н. Гернета (1923, 1991), СВ. Познышева (1923), B.C. Утев-ского (1925), А.Г. Ковалева (1968, 1991), А.С. Макаренко (1956), ЮМ. Авер-киева (1973), К.К. Платонова (1985), В.Н. Мясшцева (1968), В.Ф. Пирожкова (1976, 1998), А.Д. Глоточкина (1985), В.Л. Васильева (1997), А.И. Зубкова (1989, 1998), Ю.В. Чуфаровского (2001), М.И. Еникеева (1996), В.Г. Деева
(1986), А.Н. Сухова (1987) и др. указывается на необходимость глубокого изучения фактов, механизмов и закономерностей функционирования личности и групп осужденных, стратификации их среды, социально-психологических характеристик лидеров, ценностных ориентации представителей антисоциальной субкультуры для индивидуальной и групповой психокоррекционной и психотерапевтической работы с ними.
Дифференциация психологической работы с осужденными осложняется постоянной борьбой их за авторитет в зоне, выдвижением в массе осужденных неформальных лидеров. Сегодняшнее «омоложение» лидеров, особенно в колониях строгого и особого режимов, создает множество проблем для администрации исправительных учреждений. Личностные качества лидеров, такие как риск, «беспредельное» поведение, провоцирующее конфликты, «рыночный» подход к понятию чести, достоинства, дружбы усиливают криминальный климат в массе осужденных. Возникает конфронтация групп различной направленности, что опасно для закрытых учреждений, в которых содержатся большие массы людей, так как случаются открытые столкновения групп, чреватые своими непредсказуемыми последствиями. (Вальяно Д.Б., 2001). Особенно жестко неформальные лидеры противостоят формальным, сотрудничающим с администрацией. Последние не принимают нормы криминальной субкультуры и, будучи в явном меньшинстве, с трудом противостоят неформальной среде.
В оптимизации и гуманизации процесса исполнения наказаний психологу может помочь постоянное изучение, идентификация деятельности неформальных лидеров, коррекция их идентичности в сторону нейтральной или позитивной, составление программ психокоррекции и психологического консультирования. На это указывают успешные результаты эксперимента с аутотренингом осужденных А.С. Новоселовой (1998), рекомендации А.И. Мокрецова, В.П. Голубева, А.В. Шамиса (1998), В.Г. Деева, А.Н. Сухова, А.И. Ушатикова, А.Г. Ковалева (1999) и др. Деятельность неформальных лидеров как «состояние социальной неадекватности» (по Ю.М. Антоняну, 1975, 1990) должна по-
стоянно отслеживаться и изучаться, т.к. знание причин возникновения подобных состояний с позиции изменений, происходящих как в социальной среде, так и в личности осужденного, задаст алгоритм воздействия на данное состояние. В этом плане сложность изучения проблемы идентичности ролевых функций формальных и неформальных лидеров и их психологической коррекции отмечают многие ученые. СИ. Кузьмин (1994) отмечает, что формальные лидеры сложнее идут на контакт с сотрудниками, с психологами, поэтому необходимо сначала вызвать доверие лидеров, а потом воздействовать на них.
М.П. Стурова (1994) подчеркивает, что если формальные лидеры пытаются показать себя в лучшем свете, то неформальные лидеры, напротив, блокируют контакты, изучая возможности доверия психологу в личном общении. В.Г. Деев (1999) в своих рекомендациях советовал учитывать при работе с лидерами осужденных их «противостояние» методам диагностики и психокоррекции, проявление враждебности при первых контактах, завышенный уровень требований к личности психолога. В. Ф. Пирожков (1994) обращает внимание на сложность выявления авторитетных осужденных, т.к. их поведение, как правило, вполне адекватно: они не допускают нарушений порядка отбывания, не вступают в конфликты с администрацией, но, как дополняет М.Г. Дебольский (1990), именно под их влиянием другие осужденные совершают, противоправные поступки.
Очевидно, что, апеллируя в психологическом исследовании к состоянию «Я» лидеров осужденных, их статусу идентичности, корректируя изменения ролевых функций их поведения, можно оказывать положительное влияние на большие группы осужденных, оптимизируя социально-психологическую обстановку в их среде. Таким образом, все вышеизложенное делает тему исследования актуальной.
Целью исследования является выявление социальных и индивидуально-психологических особенностей формальных и неформальных лидеров осужденных, их идентичности с точки зрения возможности осуществления диффе-
реніщрованного психокоррекционного воздействия для изменения их ролевых функций в позитивную сторону.
Данная цель определила следующие задачи исследования:
Провести анализ литературных данных по проблеме специфических особенностей лидерства в среде осужденных, соотносящихся с особенностями уголовно-профессиональной субкультуры.
Составить комплекс психодиагностических методик, позволяющих определить ролевую идентичность формальных и неформальных лидеров.
Определить наиболее значимые параметры личностных особенностей лидеров осужденных, обусловливающих характер их ролевой идентичности, и установить наиболее значимые параметры стиля общения.
Разработать и апробировать дифференцированные программы психокоррекции и психологического консультирования формальных и неформальных лидеров по критерию их идентичности ролевым функциям.
Проанализироать эффективность проведенных программ психологического консультирования и психокоррекции лидеров осужденных.
Объект исследования: формальное и неформальное лидерство осужденных в пенитенциарных учреждениях.
Предмет исследования: ролевая идентичность формальных и неформальных лидеров осужденных.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: имеются специфические различия идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных по ролевым функциям, принятие во внимание которых в пенитенциарных условиях дает исследователю возможность выбора способов индивидуального психологического консультирования и группового психокоррекционного воздействия.
Методы исследования: психодиагностические: опросник Р. Кэттелла, опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири и тест УНП (уровень невропатизации и психопатизации), наблюдение, беседа, полуструктурирован-
ное интервью по Дж. Марсиа (1980); психокоррекционные: недирективная психотерапия (Роджерс К., 1994), ролевая игра, социодрама, эмоционально-волевой тренинг (Ушатиков А.И., Поздняков В.М., Шаламов О.И., 1992), геш-тальт-терапия (Перлз Ф„ Гудмен П., Хефферли Р., 1992).
Надежность и достоверность данных, полученных в диссертационной работе, обеспечивается комплексностью методов исследования, применением апробированных и валидизированных психологических методик, статистической обработкой результатов исследования, включающей применение t-критерия Стьюдента и методов корреляционного и дисперсионного анализа.
Выборка исследования сформирована на базе исправительной колонии строгого режима г. Томска. Работа проводилась с 264 лидерами (98 неформальных, 166 формальных лидеров) осужденных. Контрольную группу составили 96 осужденных-нелидеров с аналогичными социально-демографическими и криминологическими характеристиками. Экспертные оценки получены путем опроса 30 сотрудников ИК-4.
Научная новизна представляемой работы состоит в том, что впервые проведены исследования особенностей идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных на предмет соответствия их ролевым функциям. Впервые показано, что психологическое воздействие на лидеров осужденных в моменты «пиков переживания», «кризисов духовного пробуждения» приводит к изменениям их ролевых функций, позитивно влияет на общий психологический климат среды осужденных. На основе анализа полученных данных предложен комплекс психологической диагностики; обоснована целесообразность применения индивидуального и группового подхода в работе с ролевой идентичностью лидеров.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые рассматривается проблема идентичности формальных и неформальных лидеров на материале неоднократно осужденных. Теоретически новым является изучение проблемы идентичности лидерства осужденных с высоким уровнем
криминогенности в гуманистическом контексте - самоопределения и духовного пробуждения. Обосновано, что такой подход позволяет установить контакт с неформальными лидерами, дает возможность сотрудникам исправительных учреждений вести с ними диалог, влиять на переориентацию неформальных лидеров и укреплять позиции формальных лидеров.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основании
полученных критериев разработаны методические рекомендации для психоло-
4 гов и начальников отрядов, где дается алгоритм исследования и составления
психологическиого портрета формального и неформального лидеров; предложены комплексы психокоррекционных методик для воздействия на лидеров в ходе психологического консультирования с целью изменения ролевой идентичности формальных и неформальных лидеров в позитивную сторону. Основные положения, выносимые на защиту:
В условиях изоляции принадлежность к формальным и неформальным группам осужденных определяет у их лидеров социальную позитивную или негативную идентичность, которая влияет на исполнение ими ролевых функций, формирует явления «социальной неадекватности поведения», что проявляется в особенностях личностных характеристик лидеров, стилях поведения.
В зависимости от статусов идентичности формальных и неформальных лидеров, особенностей личностных психологических характеристик можно определить наличие кризисного периода в деятельности лидеров, возможность изменения идентичности их ролевых функций.
Существует зависимость статуса идентичности формальных и неформальных лидеров от возраста осужденных.
Психологическими условиями формирования ролевой идентичности формальных и неформальных лидеров являются:
а) создание в ходе психокоррекционного воздействия позитивного отношения осужденных к возможности формирования и изменения идентичности
*
формальных и неформальных лидеров как основы для проектирования и реализации осужденными своей жизненной позиции через диалогизацию общения с психологами, а затем и с администрацией учреждения - переходу от антисоциального поведения к позитивным социальным позициям, б) подчинение базовых принципов и стратегии психологического тренинга экзистенциальной логике, согласно которой наиболее важным является обеспечение процессов личностного самопознания осужденных, обогащение их собственным позитивным опытом, организация психологической поддержки в осуществлении жизненного выбора после освобождения, способствующей принятию осужденными на определенном уровне основных экзи-стенциалов.
5. Дифференциация программ психологического консультирования и психокоррекции формальных и неформальных лидеров позволяет учитывать особенности их идентичности ролевым функциям, стилей поведения. Для формальных лидеров возможны как индивидуальные, так и групповые формы работы; для неформальных- индивидуальное консультирование. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на базе колонии строгого режима ЯУ-114/4 УИН МЮ РФ по Томской области, в лекциях и тренинговых занятиях по курсу «Пенитенциарная психология» для слушателей Томского филиала Академии права МЮ РФ, на занятиях по служебной подготовке при Управлении исправительных наказаний МЮ РФ по Томской области и в учреждении ЯУ-114/4 УИН МЮ РФ по Томской области, в рамках проведения служебных семинаров для психологов пенитенциарных учреждений по Томской области. Результаты исследований обсуждались на научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний» (Томск, 1996); научно-практической конференции «Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ» (Москва,
1996); Международном симпозиуме «Психологический универсум образования человека ноэтического» (Томск, 1998); научно-практическом семинаре «Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно-исполнительной системы» (Томск, 1999); семинаре «Проблемы профилактики суицидальных состояний среди личного состава исправительного учреждения» (Томск, 2002).
Основные результаты исследования отражены в 6 научных публикациях. Структура диссертации. Работа содержит Введение, 3 главы, Заключение, список литературы (270 наименований, из них 23 - на иностранном языке), 2 приложения, 14 таблиц и 8 рисунков.
*
Проблемы идентичности в современной психологии
Обращение к проблеме идентичности связано с усилением интереса к проблеме выбора во всех сферах жизненного пространства, самовыражения, обретения "сущностного Я" в хаосе бытия, определения путей, которые человек выбирает, и оценивания расстояний, которые он способен пройти. Желанная устойчивая идентичность, стягивающая в один узел функциональное бытие и экзистенциальную свободу человека, становится предметом многочисленных исследований, механизмы ее порождения интерпретируются в различных психологических концепциях либо в категориях самосознания, либо в категориях сознания и бессознательного (Шнейдер Л.Б., 2001г.).
Понятие "идентичность" имеет в литературе различные интерпретации. Терминологическая неопределенность затрудняет научное общение и выработку единой концепции исследования идентичности. В одних словарях идентичность определяется как самотождественность личности или вещи в течение времени и при различных обстоятельствах (1983).
.В американском психиатрическом глоссарии идентичность определяется как "глобальная роль человека в жизни и восприятие им своего чувства Self (1988). К. Юнг (1933) считал, что существуют архетипная предрасположенность формирования чувства единого, интегрированного Self а. Согласно Self- психологии, осуществление жизненно важных социальных контактов возможно лишь при условии первоначального формирования собственной истиной идентичности, "ядра субъективности". У. Джеймс (1991) писал о "Selfe среди SelPoB", имея в виду центральный Self как интегральную, последовательную и непрерывную структуру, которая формируется постепенно в процессе воспитания.
Эти авторы подчеркивают наличие основной идентичности, независимой от времени и сохраняющейся при переходе от одного субъективного состояния к другому. Это чувство идентичности остается даже в таких состояниях, когда человек находится "вне себя", так как и здесь он продолжает ассоциировать себя с предшествующими периодами жизни. Изменившиеся условия существования, урезанные нормативы свободы человека, неожиданные обстоятельства требуют от него различных способов поведения. Это приводит к формированию различных, достаточно сложных, имеющих самостоятельное развитие типов ролевого поведения, необходимых для эффективного социального приспособления. Человек часто настолько глубоко "вживается", погружается в ролевое поведение, что перестает быть самим собой. Со временем ослабевает его личностная идентичность, он сливается с новой ролью. Это грозит человеку потерей собственного "Я", возможностью стать заложником социальной системы. Это дает возможность некоторым авторам постулировать наличие множественной идентичности, выдвигать концепцию о том, что психика организована таким образом, что она может продуцировать различные Self ы (Митчелл С.А., 1993 и др.).
Г. Салливан (1938) подчеркивает, что один и тот же человек может быть совершенно различным, вступая в контакт с различными людьми. В различных обстоятельствах, даже с одним и тем же человеком, паттерны отношений могут резко отличаться друг от друга.
В И. Балинт (1991) относит идентичность, чувство Self а, к наиболее глубоким формам переживаний, которые невозможно выразить в языке. Такое переживание может обостряться, когда человек находится в одиночестве и имеет возможность погрузиться в себя.
Представление об идентичности, как о непротиворечивости и постоянстве проявлений личности, получило свое развитие в работах ряда авторов. Многие считают, что исторически первой социально - психологической концепцией идентичности следует считать концепцию "Я", предложенную Дж. Мида (1975). Согласно, этой концепции, идентичность связана со способностью человека относиться к себе рефлексивно. Это становится возможным, так как взаимодействующий субъект предвосхищает установку партнера и может воспринять себя с его точки зрения. Определения идентичности, данные Э. Эрик-соном (1980), являются эмпирическими, основанными на опыте как на единственном источнике познания. Автор считает, что одно время она (идентичность) кажется относящейся к сознательному чувству индивидуальной уникальности, в другое - к бессознательному стремлению к непрерывности опыта, в третье - к солидарности с групповыми идеалами. Переживание идентичности, по утверждению ученого, с возрастом по мере развития личности, усиливается: человек ощущает возрастную непрерывность между всем тем, что он пережил, и тем, что он предполагает в будущем; между тем, кем он хочет быть и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе.
Рассматривая форму и содержание идентичности, Э. Эриксон (1960) определяет её, как конфигурацию, которая возникает путем успешного Эго - синтеза и ресинтеза в течении детства; подчеркивая, что она постепенно объединяет конституциональные задатки, бытовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли. Таким образом, идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно, как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.
Последователи Э. Эриксона, осознающие необходимость эмпирического исследования идентичности, занялись поиском более строгого и операционального ее определения. Получил известность подход Д. Марсиа (1970, 1980), который определил идентичность как структуру Эго, как внутреннюю самосоздающуюся, динамичную организацию потребностей, способностей, убеждений, имеющую свою индивидуальную историю. Для операционализации понятия идентичности автор выдвинул предположение о том, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны решения проблем. Решение каждой жизненной проблемы вносит вклад в достижение идентичности. Все вышесказанное требует от личности концентрации личностных качеств, самоопределения по поводу жизненных ценностей. На это указывает А. Ватерман (1982), акцентируя ценностно - волевой аспект идентичности.
Ролевые функции формальных и неформальных лидеров осужденных
В условиях исправительного учреждения лидерство в среде осужденных представляет собой сложный, неоднозначный социально-психологический феномен. В общем виде можно констатировать, что оно тесно связано с иерархией в системе неформальных отношений, жестко обусловлено бытующим в местах лишения свободы нормами (правилами) поведения осужденных и отношении между ними. Неформальное лидерство достаточно мобильно, механизм его формирования зависит от возникновения и распада различных групп осужденных, объединяющихся по основаниям, слабо регулируемым правовыми нормами. По мнению Б.Д. Парыгина (1971), лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели. В связи с этим автор выделяет следующие моменты: а) лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы; б) лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а, следовательно, с его личностью идентифицируется специфическая и не исчерпываемая системой официально общепринятых значений система групповых норм и ценностей; в) лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации.
Идентичность можно определить как условие взаимопонимания, способность каждого члена группы принимать на себя роль другого. Личностная идентичность (по Э.И. Мещеряковой, 2001) обеспечивает самотождественность человека, ее конечным результатом является переживание своего «Я». И.С. Кон (1978) рассматривает личностную идентичность (эго-идентичность) как ключевой момент самости, единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности. Однако это взаимопонимание не должно оставаться только на уровне знания другого и его потребностей. Б.Д. Парыгин справедливо считает, что человек испытывает симпатию к другому человеку, сочувствует и сопереживает ему, если он способен почувствовать или представить себя на месте другого, если для него понятна, близка и приемлема точка зрения и позиция того человека, с которым он общается".
Идентичность неразрывно связана с коммуникацией, ибо только вообразив себя на месте другого, человек может догадаться о его внутреннем состоянии. Социальная идентичность предполагает процессы отождествления индивида с другими социальными субъектами или социальными группами. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, своем поведении, реагировать на социальную ситуацию своим индивидуальным неповторимым образом. На идентичности основывается одна из главных функций группы - формирование у ее членов способности учитывать в своем поведении интересы других людей, общества, общих целей и ценностей (Анто-нян Ю.М., Калманов Г.Б., Верещигин В.А., 1996). В группировках, возглавляемых неформальными лидерами, есть общие цели, интересы и ценности, но при этом отношение лидеров к другим, основываясь на механизме жесткого подчинения, не предполагает полной идентичности с ними. "Другие", в том числе члены группировки, в силу отсутствия идентичности, эмоциональной близости, воспринимаются, образно говоря, не как "живые" личности, а лишь в аспекте того, соответствуют они или нет предписанной им роли. Это порождает явление имперсонализации, при котором человек воспринимается и оценивается только с указанных позиций его способности реализовать в своем поведении ролевые ожидания; не принимаются во внимание его субъективные, интимные переживания, чувства, влечения и интересы. В таких отношениях эмоциональная теплота выхолащивается, но достигается стабильность, неуклонное следование групповым целям. Это особенно важно для неформального лидера и его группировки, поскольку им приходится действовать в неблагоприятных, "враждебных" условиях, встречая противодействия администрации исправительного учреждения, самодеятельных организаций осужденных, общества в целом. Причем это противодействие не только материальное, физическое, но и духовное, идеологическое, психологическое, реализуемое путем претворения в жизнь социально - одобряемых ценностей и норм (Ушатиков А.И., Казак Б.Б., 2001). Эмоциональная отчужденность неформальных лидеров воспринимается со стороны, как отсутствие личной заинтересованности и гарантия объективной оценки происходящего. Психологические особенности личности неформальных лидеров способствуют тому, что их отождествляют с неофициальной нормативной системой регуляции поведения, видят в них "надежных" носителей этой системы. Система приобретает в лице неформального лидера персонифицированную форму, которая оказывается определяющей в отношениях внутри и между группами осужденных.
Этим лидерам свойственны устремления к личному успеху, на который они, собственно, и ориентированы, к расширению опыта противоправного поведения и деятельности, к активному участию в формировании норм - правил субкультуры осужденных. При решении вопросов, затрагивающих интересы своей группировки, они стремятся к укреплению личной власти и созданию материальных основ собственного существования. Значительное внимание многие из них уделяют своему здоровью и физическому состоянию. Неформальные лидеры являются неплохими организаторами, учитывают в своих целях потребности и интересы различных групп осужденных, их настроение. Внимательно следят за деятельностью администрации, поведением сотрудников, используют в корыстных целях их промахи и ошибки. Им присуще умение вовлекать осужденных в противоправную деятельность прямыми и косвенными способами, они заботятся о подготовке не только соучастников, но в нужных случаях и "замены". (СИ. Кузьмин, 1994).
Методология исследования ролевой идентичности неформальных и формальных лидеров осужденных
Существует широкий спектр толкований понятия социальной идентичности, связанных с научными школами разных направлений. Методологической основой данного исследования являются концепции Л.С. Выготского (1975)-0 присущей человеку системе функций социокультурного порядка; С.Л. Рубинштейна (2000)-о направленности личности и ее ценностных ориентациях, А.Г. Асмолова (1984)-0 критериях сформировавшейся личности; концепция А.Н. Леонтьева (1983)-0 деятельностном подходе к изучению проблемы лидерства, в соответствии с которым главными детерминантами процесса лидерства являются цели и задачи группы, определяющие, кто станет лидером и какой стиль лидерства более эффективен; М.И. Еникеева (2000)-о личностно-психологической коррекции; Ю.М. Антоняна (1995)-0 сущностных причинах криминализации личности; А.Д. Глоточкина и В.Ф. Пирожкова (1974)-о комплексе мер, направленных на исправление осужденного; Б.Г. Ананьева (1994)-0 ценностных образованиях как базальных свойствах личности; А. Грошева (1998)-0 взаимосвязи идентичности, неудовлетворенной потребности в социальной адаптации и совершения преступления.
Данные концепции позволяют рассмотреть психические и социальные особенности личности лидеров осужденных (формальных и неформальных) в их взаимосвязи и взаиморазвитии.
По мнению многих ученых (Шороховой Е.В., 1975, Андреевой Г.М., 1988, Пирожкова В.Ф.,1985, Антопольской Т.А., 2000) лидерство представляет собой сложный (многомерный) феномен, отражающий системно-уровневую организацию личности, и является ведущим свойством процесса группообразования. Это позволило выделить исследуемые группы формальных и неформальных лидеров в среде осужденных, отследить динамику внутриличностных особенностей во взаимодействии с внешнеличностными социально-психологическими факторами (членами группы, администрацией учреждения, близкими и родными). Исходным также было представление о «динамической структуре личности» (Платонов К.К., 1986). Соответственно подструктуре оценивалась степень изменения личностных свойств, стилей отношений, уровней идентичности ролевых функций и т.д. Свойства личности следует рассматривать не только сами по себе, но с позиций деятельностного подхода (Деболь-ский М.Г., 1990). Любое свойство, как устойчивое индивидуально-психологическое образование человека, должно быть связано с элементами деятельности, а основным путем анализа свойств следует считать изучение структуры и механизмов тех действий, которые скрываются за количественными результатами теста (Ушатиков А.И., 2001). Специфика лидерства в условиях изоляции связана как с личностными особенностями самих лидеров, так и с идентичностью их своим ролевым функциям. На необходимость изучения особенностей лидеров осужденных неоднократно указывали И. Шмаров (1981); Ю.М. Антонян (1989); М.И. Еникеев (1996).
При проведении исследований были выделены два вида лидерства в условиях изоляции - формальное и неформальное:
Формальное лидерство связано с наличием формальной организации, которая создается руководством для решения определенной задачи. В условиях исправительных учреждений для решения организационных и хозяйственных дел создается группа осужденных, оказывающих содействие в успешном решении проблем отбывания наказания. Официально они называются членами самодеятельных организаций, в обиходе - активом. В эту группу входят завхозы, бригадиры, руководители общественных формирований. Это - назначаемые администрациеи осужденные, ознакомленные со своими обязанностями, имеющие определенные права, контролируемые администрацией колонии. Деятельность формального лидера направлена на поддержание порядка, дисциплины в условиях изоляции; целевые установки формального лидера должны способствовать проблеме его ресоциалюации. Формальные лидеры обычно характеризуются активным позитивным отношением к труду, режиму, требованиям администрации. (Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф., 1985.; Антонян Ю.М., Первозванский В.Б.,1985; Самовичев Е.Г., 1985).
Неформальное лидерство связано с возникновением неформальной группы, которая появляется, как правило, самопроизвольно (спонтанно), не имеет четкого определенного статуса в обществе, не выполняет однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями. Если формальная организация создается по заранее продуманному плану, то неформальная является скорее спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Неформальные группы в рамках формальной организации (исправительное учреждение) играют важную роль в ее жизнедеятельности, и руководству учреждения необходимо устанавливать взаимодействие с такими структурами. Это взаимодействие может значительно повысить эффективность формальной организации, так как неформальные организации часто имеют прямое отношение к процессу групповой деятельности. В условиях изоляции лидеры неформальных групп (негативных), в своей основе, стремятся, по терминологии тюремного жаргона, «жить как люди», негативно относиться к требованиям закона, морали общества, признавать право сильного и применять его в жизни исправительного учреждения. Неформальный лидер ежедневно и ежечасно отстаивает свое право быть независимым, иметь свое мнение, не подчиняться требованиям администрации, выставлять свои ультиматумы, таким образом формируя негативное отношение ко всему, что противоречит понятиям «воровской этики» (Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф., 1985.; Антонян Ю.М., 1989; Ковалев ОТ., Ушатиков А.И., Деев В.Г., 1997.)
Различия между формальными и неформальными лидерами связаны прежде всего с уровнями ролевой идентичности, особенностями психологических характеристик личности, стилями руководства группой, различной активностью и ее направленностью (стремлением к усвоению нового формальных лидеров, пассивным цеплянием за старое, активным отстаиванием привычного, эмоциональным неприятием нового неформальных лидеров).
Содержание исследования составило рассмотрение критериев выбора формальных и неформальных лидеров сотрудниками колонии, всестороннее изучение личностных характеристик лидеров, включающее рассмотрение временных (срок отбывания наказания), по составу преступления, по уровню образования, возрастных и психологических характеристик; определение уровней ролевой идентичности формальных и неформальных лидеров. Исследование включало в себя ряд этапов: разработка методологии и программы исследования с отбором методик; проведение экспериментально - психологического исследования; разработка программы индивидуального психокоррекционного воздействия на неформальных лидеров и программы группового психокоррекционного воздействия на формальных лидеров; апробация психокоррекцион-ных программ; изучение эффективности предложенных программ.
Сравнительный анализ ролевой идентичности формальных и неформальных лидеров осужденных
Для формальных лидеров характерно наличие среднего образования (78% опрошенных осужденных), в то время как у неформальных лидеров 41% опрошенных имеют неполное среднее образование. Эти критерии в определенной степени влияют на уровень социальной адаптации в своей среде, личностную авторитетность среди общей массы осужденных. Формальные авторитеты с интересом относятся к обучению, получают часто в условиях колонии полное среднее образование, в то время, как неформальные авторитеты относятся к образованию без должного интереса, для себя считая зазорным получать образование в условиях изоляции.
Общий вывод можно сделать по полученным в ходе исследований социально-демографических данных лидеров - осужденных: категория формальных лидеров имеет больше позитивных установок для ресоциализации себя и адаптации к условиям современной жизни (молодой возраст, более высокий уровень образования, ниже уровень криминальной зараженности). Неформальные лидеры имеют более высокий уровень криминальной зараженности, низкий уровень образования, более высокий возрастной ценз.
Можно предположить, что у неоднократно судимых формальных и неформальных лидеров имеются специфические качества и свойства личности, проявляющиеся в межличностных отношениях с группами, указывающие на их идентичность выбранной социальной роли. Эти отличительные свойства личности могут быть выявлены и описаны с помощью психологических методик для того, чтобы в дальнейшем, зная их, можно было выработать психологические механизмы психокоррекционного воздействия на личность.
Перед тем, как изучать сформированные группы формальных и неформальных лидеров осужденных, было предложено сотрудникам колонии назвать критерии, по которым они выделяют неформальных лидеров в среде осужденных. В опросе участвовало 30 сотрудников. Данные отражены в таблице 4. На первом месте - бездействие (90%), нежелание что-либо предпринимать в целях улучшения процесса отбывания наказания. Это отказ от работы, от хозяйственных работ по благоустройству территории колонии, от самообслуживания и др. На втором месте - неподчиняемость требованиям закона и администрации (88,6%), постоянное противодействие, попытки дезорганизовать работу сотрудников. Третье место было отдано такому качеству, как отчуждение (80%), закрытость от общей массы. Недаром многие криминальные авторитеты имеют легенды, шифруют свой прежний опыт жизни. Четвертое место сотрудники отдали авторитарности (70,8%), качеству, которое культивируется неформальными лидерами и напрямую связано со статусом в криминальной среде. Одобрение старшими авторитетами является пропуском для формирования лидерского опыта, для создания групп негативной направленности. Организаторские свойства укрепляются на фоне агрессивности, эгоцентризма.
Анализ данных опроса сотрудников по поводу критериев выборности фор мального лидера показывает, что первое место отдано законопослушности, иначе осужденный лишится своего статуса при нарушении норм закона (табли ца 5). Второе место в рейтинге лидерских качеств занимает действенность (93,3%) и активность (86,6%), так как на словах осужденные часто преувеличи вают свои возможности, в деле оказываются беспомощными. На третьем месте - ответственность (75%), так как формальные лидеры участвуют в важных профессиональных делах (производственная сфера, работа по наведению сани тарно - бытового порядка, дисциплины; организация досуга и культурного от дыха), и сотрудник должен быть уверен в своем помощнике. Формальный ли дер - связующее звено между сотрудником и остальной массой осужденных, поэтому четвертое место отведено коммуникабельности лидера (73,3%), его умению общаться с различными слоями осужденных в колонии. При этом под-чиняемость, наличие профессиональных качеств, критичность и самокритичность помогают повысить уровень ролевой идентичности формального лидера. Формальные и неформальные лидеры, предложенные администрацией колонии, были обследованы, с целью определения уровня их ролевой идентичности и соответствия его предъявляемым стандартам лидерства. В контрольной группе значение признака «скромно- застенчивый» выше, чем у групп лидеров (8,1, F=6,34 при р 0,0124). По шкале «скептически-недоверчивый» выше значение у неформальных лидеров (7,73 , F=5,32 при рО,0219) (критичность, обособленность, преобладание собственных интересов). Формальные лидеры и контрольная группа имеют значение по этой шкале (6,97 и 6,5 F= 5,32 при р 0,0161) (адекватная оценка отношения к себе других людей, реальный взгляд на жизнь). По шкале «кон-вешшально-сотрудничающий» (9,17и 9,7, Р б при р 0,0161) выше значение у формальных лидеров и в контрольной группе (потребность в следовании социальным нормам, желание оказывать помощь, но при этом возникает неискренность, стремление быть замеченным). Неформальные лидеры используют альтруизм как возможность доказать свои действенность и бескорыстие. По шкале «прямолинейно-агрессивный» (8,56, F=8,97 при р 0,003) значение выше у неформальных лидеров (им свойственны упрямство, настойчивость, энергичность, жестокость), чем у формальных лидеров (7,64,F=8,97npH р 0,003) и контрольной группы (7,3, F= 8,97 при р 0,003), им свойственны упорство в достижении цели, непосредственность, искренность, иногда холодная категоричность.